Психологические условия формирования самопонимания в юношеском возрасте 19. 00. 13 Психология развития, акмеология



Скачать 268.51 Kb.
Дата30.04.2016
Размер268.51 Kb.
На правах рукописи

ИВАНОВА Елена Александровна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОПОНИМАНИЯ

В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ


19.00.13 – Психология развития, акмеология

(психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


Астрахань 2007

Работа выполнена на кафедре психологии развития и акмеологии

Астраханского государственного университета


Научный руководитель:

доктор психологических наук, профессор Борис Владиславович Кайгородов


Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук, Сергей Борисович Селезнев





кандидат психологических наук, доцент Тараскина Татьяна Всеволодовна

Ведущая организация


Астраханский государственный технический университет








Защита состоится 22 мая 2007 года в 14.00 на заседании диссертационного совета К212.009.05 при Астраханском государственном университете по адресу: 414056, Астрахань, ул. Татищева 20 а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Астраханского государственного университета.

Автореферат разослан 21 апреля 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук С.А. Подосинников


Общая характеристика работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития Российского общества на первый план выступает человек самостоятельный и ответственный в решении жизненных проблем, активный, инициативный, самодостаточный и стремящийся к самоактуализации. Формирование личности такого человека во многом зависит от его способности понимать себя. В связи с этим актуализируется необходимость изучения развития самопонимания современного человека.

В отечественной психологии проблему самопонимания упоминали главным образом в связи с изучением самосознания личности ( Л. С. Скворцов,

А. Н. Леонтьев, Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Столин,

И. И. Чеснокова). В психологии развития феномен самопонимания традиционно рассматривался как характеристика самоопределения личности и исследовался в качестве основного новообразования подросткового возраста (Л.С. Выготский, Л.И. Божович). В последнее время наметилась тенденция рассматривать самопонимание как основную характеристику процесса социализации, пронизывающего весь онтогенез ребенка (Б.В. Кайгородов, И.А. Монахова, И.В. Романова, Н.И. Протасова).

В нарративной психологии самопонимание является синонимом самоидентификации личности, ее самоинтерпретации. В психотерапии изучение самопонимания имеет практическую направленность, соответственно в рамках данного направления хорошо изучена феноменология самопонимания, а терапевтический процесс рассматривается как поиск самопонимания (3. Фрейд, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрет, К. Оллред).

Анализ научной литературы показывает, что в настоящее время проблема самопонимания остается недостаточно изученной. Наряду с теоретической проработкой данного явления отмечается недостаток экспериментальных исследований условий развития самопонимания. Таким образом, возникает противоречие между острой необходимостью внедрения в образовательный процесс школы, ВУЗа программы по становлению и развитию самопонимания и фактическим уровнем разработанности данной тематики в психологической науке. Названное противоречие позволяет сформулировать проблему, сущность которой в том, что с психологических позиций недостаточно исследованы механизмы и условия формирования самопонимания у современных юношей и девушек.

Цель исследования: Выявить источники и особенности развития понимания себя в юношеском возрасте

Объект исследования – процесс самопонимания в юношеском возрасте.

Предмет исследования – психологические особенности развития самопонимания на различных стадиях юношеского возраста.

В качестве гипотезы исследования выдвигается следующее положение: на развитие самопонимания в юношеском возрасте влияет соответствие ценностей аксиологическим факторам внешней реальности: профессиональная деятельность, общение, аудиовизуальная культура (Интернет, современная музыка).

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования были намечены следующие задачи:

1. На основе теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы определить функции и механизмы самопонимания.

2. Выявить внутренние и внешние условия и источники развития самопонимания в юношеском возрасте;

3. Рассмотреть возрастные и гендерные различия в механизмах формирования самопонимания;



4. Определить пути психокоррекционной работы по развитию самопонимания юношеского возраста.

Методологической основой исследования являются теории самосознания и «Я-концепции» личности (С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, В.С. Мухина, Р. Бернс и др.), культурно-историческая концепция развития психики (Л.С. Выгодский), теория социальной идентичности (Э. Эриксон, Ю. Хаберманс, Дж. Марсиа, Х. Теджфел, Дж. Тэрнер, Г. Брейкуэлл), теория личностных конструктов (Дж. Келли), исследования развития самосознания в старшем школьном возрасте (И.С. Кон, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, А.А. Реан и др.), исследования проблем личностного и профессионального развития специалиста (Деркач А.А., Кузьмина Н.В., Климов Е.А., Маркова А.К. и др.) идеи гуманистической психологии (Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл), теоретические положения о становлении самопонимания (Б.В. Кайгородов, И.А. Монахова, И.В. Романова, Н.И. Протасова).

Методы исследования: Для реализации поставленных задач в работе были использованы следующие методы: компьютерная методика «Семантического дифференциала» Чарльза Осгуда, в обработке Соломина И.Л. и модифицированная методика репертуарных решеток «КЕЛЛИ» под ред. В.М. Воробьева, Н.Л. Коновалова, цветовой тест отношений (ЦТО), Александра Эткинда, модифицированная методика КЕЛЛИ-98, адаптированные к задачам исследования методы наблюдения, опроса, экспертной оценки и самоописания; математико-статистические методы обработки данных, включающие в себя описательные анкеты, авторская проективная методика «Рекламные штампы», также были использованы кластерный и факторный анализ, статистические методы и программа STATISTIKA верс. 5.0.;

База исследования: В исследовании приняли участие 200 человек, из них (n=100) студенты 1-3 курсов ВУЗов г. Астрахани (Астраханского государственного университета, Волгоградской академии государственной службы, Астраханского инженерно-строительного института, Астраханского государственного технического университета, Астраханской государственной медицинской академии), школьники, уч-ся (n=100) 10-11 классов г. Астрахани (школы № 1 и лицея №1) и Началовской средней школы Приволжского р-на Астраханской области. Данная выборочная совокупность студентов и школьников положительно сказывается на репрезентативности исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: определены условия и источники развития самопонимания в юношеском возрасте; впервые установлено, что воздействие внешних условий на процесс развития самопонимания опосредовано ценностями личности; выявлены гендерные и возрастные различия в процессе формирования самопонимания; выявлен косвенный характер влияния культуры на развитие самопонимания в юношеском возрасте; разработана авторская проективная методика, направленная на выявление уровня восприимчивости рекламных слоганов и их влияния на самопонимание.

Теоретическая значимость обусловлена расширением существующих в современной психологии развития представлений о структуре самопонимания и его месте в структуре самосознания юношеского возраста; расширена теория по уровневого характера развития самопонимания. Расширены функции самопонимания в становлении и развитии личности человека и дополнены факторы развития самопонимания через рассмотрение культуры.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выявленные условия формирования самопонимания и разработанный метод диагностики уровня и особенностей самопонимания позволяют организовать психолого-педагогическое воздействие, направленное на согласование реального поведения юношей и девушек с представлениями и переживаниями самих себя и осмысление своих жизненных перспектив, а также на развитие успешности, социальной адаптивности и интегрированности.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью и непротиворечивостью его исходных теоретических положений, внутренней логикой исследования, применением надежных и апробированных методов, адекватных сущности изучаемого явления, а также поставленной цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, качественной интерпретацией и количественным анализом полученных данных с использованием методов математической статистики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основными механизмами самопонимания является: диалог «Я-реального» и «Я-идеального», рефлексия, определение личностных смыслов.

Функциями самопонимания являются: регулировка поведения в соответствии с требованиями социума и деятельности; корректировка «Я-концепции» в связи с изменением внутренних приоритетов; постижение подлинности и смысла существования своего «Я», через осознание и понимание «Я-образа» и «Я-концепции».

2. Условиями развития самопонимания являются:

а) внутренние условия: рефлексия; стремление к самоактуализации; социальная позиция; осознание себя носителем молодежной субкультуры; уровень сформированности культуры потребления;

в) внешние: духовная культура и культура потребления; досуговая и учебная деятельность; общение (прямое и посредством Internet); семья; средства массовой информации.

3. Самопонимание молодого человека необходимо рассматривать как процесс, опосредованный социализацией. Успешная социализация способствует активному формированию самопонимания.

Существуют качественные различия в механизмах самопонимания у юношей и девушек на различных стадиях юношеского возраста.

4. Высокий уровень самопонимания позволяет молодым людям адекватно действовать в ситуации выбора и принятия решения при сохранении положительного отношения к себе. Низкий уровень самопонимания в условиях необходимости самостоятельного определения системы ценностей и их понимания под воздействием внешних условий может привести к избранию молодым человеком различных механизмов защиты, в том числе так называемых «стратегий ухода». В связи этим возникает необходимость внедрения в образовательный процесс школы, ВУЗа программы по становлению и развитию самопонимания.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-методических семинарах аспирантов и ежегодных научно-практических конференциях Астраханского государственного Университета с 1996-98 гг, на заседаниях кафедры психологии АГУ, семинарах Областной социальной службы молодежи Астраханской области 1995-2000 гг., ежегодных круглых столах АФ Волгоградской академии госслужбы 2006-2007 гг., научно-практической конференции Астраханского инженерно-строительного института 2007 г., материалы исследования нашли отражение в 10 опубликованных работах автора. Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе проведения лекционных и практических занятий со студентами Астраханского государственного университета, АФ Волгоградской академии государственной службы, Астраханского государственного технического университета, филиала Московского открытого социального университета.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Библиографический список включает 204 наименования литературных источников. Исследование проиллюстрировано 8 приложениями и 6 таблицами.

Основное содержание диссертации.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяется предмет, объект, цель работы, формулируются гипотеза и задачи исследования, указываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость данной работы, обозначаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Место самопонимания в структуре самосознания» был дан анализ самопонимания как самостоятельного понятия в психологической науке, выделены его границы в системе связанных с самопониманием психологических явлений, определены механизмы и условия развития самопонимания в юношеском возрасте, в частности, в студенческой среде.

Самопонимание - процесс согласования продуктов самосознания и реальности (Кайгородов Б.В.). Оно согласует структурные элементы «Я» и определяет их иерархию, образует или выявляет взаимосвязи между этими элементами, что позволяет осуществлять акцентирование только той составляющей «Я», которая наиболее адекватна реальной ситуации. Теоретический анализ показал, что исследователи, при большом многообразии подходов к самопониманию, однозначно констатируют, что чем глубже понимает себя человек, тем успешнее он действует, тем благополучнее его социальное определение.

Высокий уровень самопонимания отражает ход взаимодействия процессов социализации и индивидуализации. Это взаимодействие влияет на определение молодым человеком границ своего «Я», дифференциации и структурированности внутренних его составляющих, что создает основу к возможности адекватно действовать в ситуации выбора и принятию решения при сохранении положительного отношения к себе. Самопонимание изучается нами как некая система и как любая система имеет свою структуру. Цели и задачи самопонимания мы можем понять, только проанализировав условия и источники. Также при исследовании источников и условий самопонимания необходимо прояснить, что является внутренними, а что внешними условиями самопонимания, а также изучить их взаимосвязь.

Во второй главе диссертационного исследования «Внешние и внутренние детерминанты самопонимания» обозначены основные условия, влияющие на формирование самопонимания современного молодого человека, что проистекает из определения «самопонимания» в психологической теории. К внутренним условиям, детерминирующим развитие самопонимания, следует отнести активную работу по самопознанию самого себя, в которой важная роль принадлежит ценностям и убеждениям, а также творческая активность по отношению к себе, помогающая осуществлять трансляцию ценностей из сферы культуры в персональное нравственное сознание.

Основным внешним условием формирования самопонимания молодого человека с нашей точки зрения является влияние окружающей его культуры и экономические рычаги воздействия, направленные на формирование юноши в качестве потребителя.

С нашей точки зрения, именно культура создает базовые источники для развития самопонимания. Только осознавая себя включенным в пространство культуры и ее ценностей, молодой человек способен осмыслить свое существование в ценностном разрезе. Самопонимание современного молодого человека, главной характеристикой которого выступает поиск смысла своего существования, оказывается связанным с молодежными деятельностными стратегиями, вписанными в контекст «культуры потребления»: «полезность» (участие в благотворительных акциях, общественно-полезной деятельности и пр., где молодой человек осознает смысл своего существования через принесение общественной пользы); «бери от жизни все, или гуляй, пока молодой» (посещение дискотек, занятие экстремальными видами спорта и пр. – здесь молодой человек видит цель своего существования в получении удовольствий и рассматривает себя как гедониста); «поиск смысла жизни, или поиск своего места в будущем» (занятия спортом, музыкой, участие в художественной самодеятельности и пр. - в этом случае молодой человек находится в поисках самого себя, зачастую рефлексирует над пройденной жизнью, чтобы понять свое предназначение); «уход» (употребление алкоголя, наркотиков с целью снятия стресса, уход от решения проблем и пр. - подобную досуговую стратегию характеризует низкая степень развития самопонимания, неудачные попытки разобраться в себе или невозможность уйти от личных проблем); «эпатаж» (членство в неформальных молодежных объединениях и пр.- молодой человек в этом случае отождествляет себя с определенными группами, стремясь противопоставить свое мнение мнению большинства, но здесь возникает опасность смены стратегии эпатажа на стратегию ухода - со всеми последствиями – алкогольной и наркозависимостью с полной потерей идентичности); «побег от одиночества» (увлечение Интернетом, посещение кафе и дискотек, массовых мероприятий и пр.) - эта ситуация, как правило, не способствует самопониманию, а являет возможность бегства от самого себя, возможность забыть себя в коллективном Я» (Кузьмичева Н.В).

Следует отметить противоречивость в понимании себя молодыми людьми, зачастую свидетельствующую о конфликте персонифицированных ценностей, связанных со структурой «Я идеального» с ценностями, постулируемыми современной массовой культурой, в рамках которой предлагаются универсальные шаблоны идентичности.



В третьей главе «Эмпирическое исследование условий формирования самопонимания современных юношей и девушек» представлены методы и процедуры проведения исследования, обоснована необходимость использования коррекционных программ для преодоления кризиса самопонимания. Описаны этапы эмпирического исследования, представлен анализ и интерпретация результатов исследования, выявлена специфика влияния условия самопонимания юношей и девушек, составлены рекомендации по развитию самопонимания, сформулированы выводы.

Цель исследования: доказать предположение о том, что существует связь между самопониманием и факторами внутренней и внешней реальности. При этом самопонимание носит согласующий характер и является механизмом согласования. Для этого мы изучаем внутреннее семантическое пространство юношей и девушек и влияние внешних факторов на это пространство.

Исследование состояло из двух этапов. На первом этапе проводилась серия психосемантических методик, с помощью которых были выявлены условия, влияющие на самопонимание молодых людей. На втором этапе проводился их качественный анализ.

На первом этапе исследования психосемантическое пространство молодых людей изучалось с помощью психодиагностической методики OSGUDA (под ред. Соломина И.Т.).

Анализ полученных данных показал, что наибольшую эмоциональную привлекательность для студентов и старшеклассников имеет понятие «Достижение успеха». Подробный качественный анализ понимания испытуемыми данного понятия позволил нам сделать вывод, что, несмотря на некоторые различия его наполнения, внутри каждой из групп испытуемых оно подверглось значительному влиянию современной аудиовизуальной культуры и нуждается в значительной корректировке, так как наблюдается значительное расхождение внутренних ценностей молодых людей с моделями, избранными для идентификации.

Для нахождения расстояний по факторам ценности и активности (использовался коэффициент линейной корреляции Пирсона -R, но корреляция имела различную степень выраженности, поэтому для того, чтобы данные можно было сравнивать, взят коэффициент корреляции расстояний -R2: чем ниже его величина, тем менее ярко выражено соотношение понятий в психосемантическом пространстве человека). Так как мы предположили, что фактор ценности при анализе понятия «Я», может соответствовать понятию «Я идеальное», а понятие активности – «Я реальное». Полученные данные подтвердили наши предыдущие выводы о рассогласовании между принятием «Я реального» и «Я идеального» во всех категориях испытуемых, что в целом является ожидаемым. У молодых людей этого возраста (школьники-R2=0,4, студенты- R2=0,46) развитие самопонимания способствует согласованию реального поведения с представлениями и переживаниями, что выражается в осмыслении своей жизни и видении жизненных перспектив. Небольшое расхождение между двумя понятия «Я реальное» и «Я идеальное» является тем самым механизмом, запускающим процесс самопонимания и помогающим молодому человеку определить границы своего «Я», что позволяет при возникновении ситуации выбора сохранять положительное отношение к себе.

Более низкая корреляция данного признака, отмеченная у девушек (школьницы R2=0,02/ студентки R2=0,04) обеих групп испытуемых, может трактоваться двояко. Почти полное отсутствие корреляции в данном случае может говорить о глубинных, а не количественных связях этих понятий. Данный факт доказывает противоречия, имеющиеся в исследованиях самооценки юношей и девушек; например, в ранее проводимых исследованиях (К.Муса и М. Роуч) отмечалось, что при самооценке внешности юноши больше, чем девушки, удовлетворены своим внешним видом, а по исследованиям Е.В. Боченкова было выявлено, что самооценка молодых людей в отличие от девушек носит завышенный нереалистичный характер.

При анализе данных нами была отмечена большая критичность и требовательность девушек к соотношению понятий «Я реальное» и «Я идеальное». Думается, стандарты, принятые в обществе к красоте, навязываемые носителями аудиовизуальной культуры, способствуют увеличению возникшего диссонанса.

Набор ценностей, которыми молодые люди руководствуются в своем поведении, которые лежат в основе потребностно-мотивационной сферы и на которых базируется процесс самопонимания, изначально сформированы в процессе семейного воспитания. При анализе данных явно прослеживается связь с утверждением интеракционистов (Ч.Кули, Д.Мид, М.Розенберг), утверждающих, что знания личности о себе являются продуктом усвоения множества знаний о ней других людей, находящихся с ней в постоянном взаимодействии. В частности, такими людьми для юношества являются их семьи. Студентки полностью отождествляют себя со своей семьей (Dig=1,72), с ней же у них связаны мысли о «материальном благополучии»(Dig=1,77), «настоящем» (Dig= 1,83), «профессии» (Dig=1,74) и «достижением успеха» (Dig=1,80). Девочки школьницы большое количество времени проводят дома и поэтому свободное время (Dig=1,66) у них ассоциируется с семьей, также им не хватает той свободы и признания своей «независимости» (Dig=1,82), которая уже есть у студенток, поэтому этот фактор для них первостепенен. Финансовая зависимость(Dig=1,63) от семьи так же велика, как и у студенток. Школьницы отмечают дружескую функцию семьи (Dig=1,63), и это является благоприятным фактором для формирования идентификационных моделей. Н.Г. Церковникова утверждала, что успешное формирование самопонимания и конструктивный вариант средовой адаптации возможен только тогда, когда юноши оценивают свое развитие, как гармонично соединяющее в себе развитие в трех направлениях – профессиональной деятельности, семейной сферы и общения со сверстниками. У наших испытуемых мы наблюдаем довольно четкое осознание важности гармоничного развития данных направлений.

Самую высокую ценность для всех испытуемых имело понятие «Достижение успеха», нам показалось интересным провести корреляционный анализ понятия «Я» и понятия «Достижение успеха». В результате нами была получена картина, подтверждающая ранее рассмотренные данные. У молодых людей (студенты R2=0,2, школьники R2=0,1) корреляционные показатели значительно выше, чем у девушек (студентки R2=0,01, школьницы R2=0,05), и здесь, как нам кажется, это обусловлено различием ценностей, которые молодые люди помещают в основу своей деятельности. Г. Олпорт отмечал, что в основу своих поступков женщины вкладывают эстетические, социальные и религиозные, т.е. духовные ценности, а для мужчин важны теоретические, экономические и политические ценности, что объясняет их интерес к абстрактным занятиям, потребность в практическом успехе и стремлении к престижу и власти. Качественный анализ понятия «Успешности» (модифицированный опросник КЕЛЛИ-98) в рамках его понимания молодыми людьми показал, что большинство людей определяемых, как «Успешные» и/или «Кумиры», обладают скорее мужскими чертами успешности, чем женскими, поэтому налицо навязанный средствами массовой информации когнитивный диссонанс.

Неуспех чаще всего приводит к конфликтности, когда представление о себе переполнено противоречиями, проявляющимися в стремлении к реализации внутренних ограничений, связанных с низким самодоверием. При большом многообразии подходов к определению понятия «самопонимания», все они однозначно констатируют, что чем глубже понимает себя человек, тем более успешно он действует, тем более успешно отмечается его социальное определение. Поэтому для анализа понимания молодыми людьми себя мы проанализировали их отношение к понятию «Достижение успеха» и провели его корреляцию с другими понятиями (Dig- евклидово расстояние между точками в семантическом пространстве испытуемых). Чем меньше расстояние между понятиями, тем более выражена их связь. Девочки школьницы отметили самыми важными условиями достижения успеха такие понятия как «Общение с людьми» (Dig= 1,63), «Моя семья» (Dig= 1,70), «Мое будущее» (Dig=1,76), «Я» (Dig=1,77) и «Мое прошлое» (Dig=1,78), в этих характеристиках отражается их позиция формирования модели успешной женщины, матери и жены. В случае со студентками картина идентична, но на первый план выходит «Учеба» (Dig= 1,80), что вполне объяснимо, т.к. происходит движение в сторону осознания описанного ранее «Я идеальное», а именно «Моя семья» (Dig=1,81), «Мое будущее» (Dig=1,91), «Моя профессия», «Материальное благополучие». Девушки студентки: «Я» (Dig= 1,85), «Интересное занятие» (Dig=1,89), «Общение с людьми» (Dig= 1,90). В связи с бытовой направленностью самопонимания у молодых людей (студентов/ школьников) успешность у них ассоциируется с понятиями: «Мое увлечение» (Dig= 1,60/ Dig= 1,99), «Моя карьера» (Dig= 1,67/ Dig= 2,16), «Личная независимость» (Dig= 1,74/ Dig= 1,96), «Интересное занятие» (Dig= 1,74/ Dig= 1,99), «Выгода» (Dig= 1,82/ Dig= 1,80). И если у студентов на первом месте находится – «Мое увлечение», то у школьников «Достижение успеха» прочно связано с понятием «Признание окружающими» (Dig= 1,60).

Для школьников и для студентов одинаково важными являются потребность в самореализации через «вхождение» в бизнес (студенты -Dig= 1,72, школьники Dig= 1,57). Это объясняется тем, что молодые люди не удовлетворены своим материальным положением и предпринимают активные действия для его улучшения.

Профессиональное становление молодых людей явно направлено не в область максимальной творческой реализации своего потенциала, а в область достижения независимости. Причем понятие «Моя учеба» у школьников (Dig=2,34) имеет близкое значение с коэффициентом корреляции по понятиям «Неприятность» и «Угроза» (Dig=2,84/Dig=2,62). У студентов понятие «Моя учеба» тоже находится на большом расстоянии от понятия «Я». Данные показатели позволяют утверждать, что идентификация себя с одной из социальных ролей «Я - школьник», «Я -студент» находится на очень низком уровне. Полученные результаты подтверждает теорию о бытийной направленности самопонимания у молодых людей.

Для уточнения модели индивидуального сознания молодых людей и прояснения представления личности как точки в пространстве объективных признаков, а также для подтверждения представленных выше данных - был использован цветовой тест отношений (ЦТО) А. М. Эткинда.

Результаты методики дополнили и подтвердили данные, полученные на первом этапе исследования.

В числе прочих методик в рамках анкетирования была использована собственная проективная методика: испытуемым было предложено продолжить неоконченные предложения: «Будущее зависит…» «Имидж ничто…..», «Вкус жизни….». 30% респондентов закончили рекламными штампами, 16% отметили важность быть индивидуальностью, 13% отметили важность имиджа и моды и только 5% и 6 % соответственно отметили важность наличия души и ума для полноценного ощущения вкуса жизни и уверенного взгляда в будущее.

Общение со сверстниками и массовую культуру сегодня можно назвать основными источниками формирования ценностных ориентаций и образцов поведения молодежи. Наше исследование показало, что 68% опрошенных юношей и подростков, кроме непосредственных коммуникаций, активно используют опосредованные и от 2-х до 9 часов в день проводят в Интернете, общаясь в чатах и играя в игры.

Для проверки гипотезы нам необходимо было произвести качественный анализ условий, влияющих на процесс самопонимания.

Нами были проанализированы следующие показатели: ежедневное время просмотра телевизионных передач и количество времени проводимого в Интернете школьниками и студентами, содержание современных рекламных слоганов. Результаты показали, что большую часть своего свободного времени молодые люди проводят под воздействием средств аудиовизуальной культуры.

В качестве факторов, определяющих характер современной культуры, нами были рассмотрены: СМИ и Интернет, формирующий новые досуговые увлечения молодежи (компьютерная живопись, графика, игры и пр.); периодические издания и телевидение, оказывающие, наряду с кинематографом, влияние на выбор приоритетов в ценностях молодого поколения и формирование его духовного мира. Основной объем содержащегося в них материала, позиционированного на молодежную аудиторию, как правило, посвящен новостям кино и видеорынка, шоу-бизнеса, темам любви и секса, фантастики и астрологии, отдыху. Анализ деятельности СМИ приводит к выводу: коммерциализация культурного процесса активно ведет к отходу от норм и ценностей высокой культуры, что, безусловно, отражается на системе ценностных ориентаций и культурных идеалов молодого поколения.

В заключении изложены выводы, полученные при решении основных задач исследования.

Настоящее исследование решает актуальные проблемы, определяет значение условий, влияющих на формирование самопонимания, проясняет его внешние и внутренние детерминанты; решает проблему четкой фиксации его в понятийно-категориальном аппарате психологии, а также возрастной и гендерной дифференциации уровней развития самопонимания.

1. На основе анализа теоретической литературы мы выявили, что самопонимание согласует когнитивные и эмоциональные продукты самосознания и реальной действительности;

Самопонимание аккумулирует продуктивный опыт и является следствием интеграции социализации и индивидуализации, представляет собой процесс постижения смысла своего существования, результатом которого является когни­тивное и эмоциональное согласование продукта самосознания и реального поведения. Таким образом, самопонимание может выступать как латентная сторона любого взаимодействия при наличии уже образовавшихся представлений и переживаний самого себя или обра­зовывать самостоятельный феномен, требующий создания новых представлений и переживаний своего «Я».

Основными механизмами самопонимания является диалог «Я-реального» и «Я-идеального», определение личностных смыслов, рефлексия.

Функциями самопонимания являются регулировка поведения в соответствии с требованиями социума и деятельности; корректировка «Я-концепции» в связи с изменением внутренних приоритетов и установлением иерархических приоритетов; постижение подлинности и смысла существования своего «Я», через осознание и понимание «Я-образа» и «Я-концепции».

Самопонимание представляет собой сложную много­уровневую систему, процесс функционирования которой может быть описан с помощью следующих компонентов: детерминанты или основы самопонимания, дифференциация составляющих «Я» на когнитивном и эмоциональном уровне, выделение тех составляющих «Я», которые релевантны поведению.

2. Самопонимание молодого человека необходимо рассматривать как процесс, опосредованный социализацией. Успешная социализация способствует активному формированию самопонимания. Нами была рассмотрена в качестве главного фактора развития самопонимания культура. Диалектическая трансформация современной культуры позволяет рассматривать ее в нескольких аспектах - как культуру потребления (мы характеризовали ее как культуру брендинга), как аудиовизуальную культуру (виртуальную) и как культуру классических и духовных ценностей, которая как раз и формирует в молодом человеке понятие смысла жизни, ее ценностей, выводит его существование на определенный уровень.

Также условиями развития и формирования самопонимания являются:

а) внутренние условия: рефлексия; стремление к самоактуализации; социальная позиция; осознание себя носителем молодежной субкультуры;

в) внешние: досуговая и учебная деятельность; общение (прямое и посредством Internet); семья; средства массовой информации.

3. У молодых людей развитие самопонимания способствует согласованию реального поведения с представлениями и переживаниями самого себя, что выражается в осмыслении своей жизни, построении жизненных перспектив. Ценности и идеалы являются основой самопонимания, а самопонимание позволяет повышать их действенность.

Анализ возрастных и гендерных различий в механизмах формирования самопонимания показал:

a) у современных юношей и девушек наблюдается значительное рассогласование между понятиями «Я - реальное» и «Я - идеальное». Причем девушки менее юношей удовлетворены существующим «Образом – Я», особенно сильно это проявляется у старшеклассниц.

в) отмечено различие в механизмах согласования понятий «Я идеальное» и «Я реальное» у юношей и девушек на разных стадиях юношеского возраста.

Молодые люди ставят более конкретные цели и приоритетными направлениями достижения успеха выделяют понятия «Бизнес», «Материальное положение» и «Признание окружающими». Необходимо отметить низкий рейтинг понятия «Учеба» в старшем школьном возрасте, что говорит о снижении ценности знаний и превалировании ценностей материальной культуры.

Студенты, в отличие от старшеклассников, отмечая приоритетные направления «Бизнес», «Материальное положение» и «Признание окружающими», в собственном семантическом пространстве связывают их с понятием «Интересное занятие», понимая, что работа должна приносить не только финансовое, но и моральное удовлетворение. Следовательно, в студенческом возрасте нами отмечен более высокий уровень самопонимания и самосознания, чем у старшеклассников. Также это подтверждается тем, что у студентов появляется интерес к понятиям «Семья» и «Дети», что говорит и о возросшем не только личностном самосознании, но и профессиональном. В связи со сформировавшимися к этому возрасту идентификационными моделями, образ отца исчезает из списка значимых понятий.

Студентки, как и школьницы, видят свой путь к успешности через «общение с людьми» и понятие «Моя семья». В студенческом возрасте у девушек возрастает роль обучения и интереса к нему, наблюдается рост ценности понятия «Интересное занятие».

Необходимо отметить одну общую особенность, на которую большое влияние оказали СМИ с их установкой на моментальность происходящего: все молодые люди (в разной степени выраженности) отвергают ценность такого понятия, как «Прошлое». Особенно ярко это выражено у старшеклассников.

d) Модели «успешности», важность идентификационной роли которых отмечена большей частью испытуемых, характеризуют «западные» и «маскулинные» черты. Это говорит о наметившимся конфликте смысловой реальности, который в свою очередь ведет к рассогласованию «Я концепции».

c) Отмечены также различия юношей и девушек в реагировании на социальную желательность поведения: студентки наиболее болезненно реагируют на необходимость подчиняться навязываемым ожиданиям социума, налицо самоподавление и отход от своего «Я». В психосемантическом пространстве понятие «Признание окружающими» одинаково важно и для юношей и девушек, а следовательно, реагирование девушек при значимости фактора только усугубляется. Ситуацию рассогласования углубляют продукты молодежной субкультуры и рекламные слоганы, навязывающие четкие гендерные роли и модели поведения.

Молодые люди более органично реагируют на необходимость соответствовать ожиданиям социума, тем более что социально желательные качества, проецируемые извне – доминантность, целеустремленность, уверенность – полностью соответствуют качествам референтной модели современного успешного человека - транслируемые СМИ и рекламой. Хотя сами молодые люди при описании себя как «Успешного» человека в большинстве своем описывают другие социально одобряемые модели: добродетель, отзывчивость, ум. «Я - реальное» молодого человека не совпадает с «Я - идеальное», и это тоже говорит о наличии противоречий между реальной действительностью и самосознанием.

e) В результате исследования отмечено, что у школьников наиболее значимыми категориями являются интересы, способности, умения и интеллект, а у студентов – ценности, убеждения, права, обязанности, идеалы. Это говорит о возросшей сензитивности студенческого возраста для образования ценностных ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего формированию мировоззрения и отношения к окружающей действительности, т.е. о наметившемся в старшем школьном возрасте стремлении понять не только свои личностные качества и черты характера, интересы и способности, отношение к себе и окружающими людьми, но и свои чувства и мотивы, ценности и убеждения, жизненные планы и цели.

4. Описываемые выше возрастные и гендерные различия позволяют нам говорить о различии условий как способствующих, так и затрудняющих развитие и формирование самопонимания на различных стадиях юношеского возраста. Отмечена неоднородность самопонимания на данном этапе онтогенеза. Нами отмечено, что наиболее интенсивно самопонимание развивается у студентов. Их представления о себе и переживания более глубоки, насыщенны и иерархичны, а взаимосвязи самопонимания со структурными компонентами самоактуализации и самоотношения личности более выраженны и значимы.

Высокий уровень самопонимания позволяет молодым людям адекватно действовать в ситуации выбора и принятия решения при сохранении положительного отношения к себе. Низкий уровень самопонимания, в условиях необходимости самостоятельного определения системы ценностей и их понимания, под воздействием внешних условий может привести к избранию молодым человеком различных механизмов защиты, в том числе так называемых «стратегий ухода». В связи этим возникает необходимость внедрения в образовательный процесс школы, ВУЗа программы по становлению и развитию самопонимания и осуществление психологического сопровождения, оказания студентам и старшеклассникам помощи в их самопонимании и формировании ценностно-мотивационной сферы для развития личности во всей ее целостности. В рамках психокоррекционной работы мы рекомендуем включить в учебный план подготовки студентов, независимо от профиля обучения и специальности, дисциплину «Психология понимания» (Б.В. Кайгородов, Н.Г. Мяснянкина), которая поможет студентам в личностном и профессиональном самоопределении. В школах необходимо ввести курсы «Психологии понимания» для старшеклассников, хотя бы в рамках факультатива. А разработанную и апробированную нами психокоррекционную программу использовать в работе школьной психологической службы.

Результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, выносимые на защиту положения и позволили определить перспективы дальнейших исследований в данном направлении. В частности, это разработка и внедрение программ по развитию самопонимания в процессе обучения в ВУЗе или в старших классах средней школы. Специально организованное психологическое сопровождение позволит скорректировать возникший когнитивный диссонанс с целью углубления процесса самопонимания. Не вызывает сомнения важность дальнейшего изучения проблемы в периодах средней и поздней юности, например, в моменты профессионального и жизненного самоопределения, а также при адаптации выпускников ВУЗов в первые годы работы.



Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

1. Кирилюк, Е.А. (Иванова) «Влияние самосознания на интуитивные проявления человека»/ Е.А. Кирилюк (Иванова)// Итоговая научная конференция АГПИ им. С.М. Кирова: тезисы докладов. - Астрахань: Издательство АГПИ, 1996.С-18.

2. Кирилюк, Е.А. (Иванова), Макарычева И.В., Кайгородов Б.В. «Один из способов развития у студентов компетенции общения»/ Е.А. Кирилюк (Иванова), И.В. Макарычева, Б.В. Кайгородов// Итоговая научная конференция АГПИ им. С.М. Кирова: тезисы докладов. - Астрахань: Издательство АГПИ, 1996.С-19.

3. Кирилюк, Е.А. (Иванова), Кайгородов, Б.В. Одно из условий формирования самопонимания / Е.А. Кирилюк (Иванова), Б.В. Кайгородов// Мир психологии, №1: Москва, 1997.С.141-143.

4. Кирилюк, Е.А. (Иванова) Использование методик ускорения и углубления процесса самопонимания в работе социального психолога / Е.А. Кирилюк (Иванова)// Интегративные психотехнологии в социальной работе: материалы научно-практической конференции. - Астрахань: ОССМ, 1997.С.15-18.

5. Кирилюк, Е.А. (Иванова) Экспериментальное определение понятия «самопонимание»/ Е.А. Кирилюк (Иванова)// Итоговая научная конференция АГПУ: тезисы докладов. - Астрахань: Издательство АГПУ, 1997. - С 37.

6. Кирилюк, Е.А. (Иванова) Основные факторы самопознания и саморазвития/ Е.А. Кирилюк (Иванова)// Итоговая научная конференция АГПУ: тезисы докладов. - Астрахань: Издательство АГПУ, 1998.С- 51.

7. Кирилюк, Е.А. (Иванова) Средства массовой информации как условие формирования самопонимания /Кирилюк Е.А.(Иванова)// Итоговая научная конференция АГПУ (22 апреля 1999 г.): Тезисы докладов. Психология. Социальная психология и педагогика. - Астрахань: Изд-во АГПУ, 1999. - С.9.

8. Кирилюк, Е.А. (Иванова) Стереотип и установка в работе специалиста PR/ Е.А. Кирилюк (Иванова)// Итоговая научная конференция АГУ (29 апреля 2003 г.): Тезисы докладов. Педагогика. Психология. - Астрахань: Изд-во АГУ, 2003.- С.120.

9. Иванова, Е.А. Факторы развития самопонимания у подростков и юношества. Внутренние и внешние детерминанты самопонимания/ Е.А. Иванова// Прочность надежность и долговечность общественных и промышленных зданий и сооружений: материалы научно-технического семинара. - Астрахань: Издательство АИСИ, 2007.С.25-27.



10. Иванова Е.А., Попова О.В. Феномен самопонимания в контексте проблем экстремизма.// Экстремизм как социально-философское явление. Сб. статей. Орел: Орловский юридический институт МВД России 2007, с. 50-55.ISBN 5-88872-020-8






База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница