Психолого-педагогические условия реализации ооп оо



Скачать 80.66 Kb.
Дата29.04.2016
Размер80.66 Kb.
Психолого-педагогические условия реализации ООП ОО

Н.В. Афанасьева, к.психол.н., зав.лабораторией обеспечения реализации ФГОС ООО АОУ ВО ДПО «ВИРО»

Н.В. Малухина, к.психол.н., науч.сотрудник лаборатории

обеспечения реализации ФГОС ООО

АОУ ВО ДПО «ВИРО»

В условиях введения новых образовательных стандартов основного образования, определяющих требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного образования,1законодательно закрепленной обязательности оказания психологической помощи обучающимся 2 особую актуальность приобретает проблема организации эффективного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

В рамках проекта «Региональная система психолого-педагогического обеспечения ФГОС ОО», реализуемого лабораторией обеспечения реализации ФГОС ООО АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», нами была проанализирована сложившаяся практика проектирования психолого-педагогических условий реализации ООП ОО, разработаны рекомендации по конкретизации содержания данной группы условий, модели организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях сетевого взаимодействия.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее – ФГОС ОО) психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны быть описаны в организационном разделе основной образовательной программы (далее – ООП) и обеспечены в каждой образовательной организации. И здесь, как показывает практика, руководство школы может столкнуться с определенными трудностями в проектировании и реализации данной группы условий (если, конечно, не подходит к этому формально, ограничиваясь простым копированием соответствующего текста из примерной основной образовательной программы, часто работая в условиях дефицита специалистов сопровождения).

Эти трудности могут быть связаны как с конкретизацией содержания психолого-педагогических условий, их представления в тексте ООП, так и с интеграцией необходимых ресурсов для реализации психолого-педагогических условий.

1. Трудности, связанные с описанием психолого-педагогических условий в организационном разделе ООП.

С одной стороны, ФГОС ОО предъявляет требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП (закрепляет их обязательность), с другой стороны, в тексте Стандарта скорее определяется функциональное назначение данной группы условий («… должны обеспечить …»), нежели раскрывается их содержание. Примерная основная образовательная программа под ред. А.М. Кондакова3 (единственный рекомендованный источник для написания ООП) фактически повторяет текст ФГОС, заменяя частично текстовую информацию на графическое ее представление. Ни в одном из рассматриваемых источников нет четкого определения психолого-педагогического сопровождения, отсутствует конкретизация данной группы условий, что существенно затрудняет последовательное и содержательное раскрытие данного раздела ООП для конкретной образовательной организации. Анализ ООП образовательных организаций Вологодской области (размещенных на сайте) позволил выявить два варианта описания психолого-педагогических условий в ООП ОО, получивших наибольшее распространение:

- раскрытие каждой позиции Стандарта о психолого-педагогических условиях;

- раскрытие содержания психолого-педагогического сопровождения по этапам (например, 5-7 классы, 8-9 классы).

Среди наиболее распространенных ошибок в конкретизации содержания основных позиций Стандарта в части психолого-педагогических условий следует отметить следующие:

- формальный характер описания, который сводится к простому переписыванию текста соответствующего пункта ФГОС НОО (п.28), ФГОС ООО (п.25) или текста из примерной ООП;

- отсутствие специфики обеспечения данной группы условий в образовательной организации;

- фиксация факта наличия службы сопровождения без конкретизации содержания ее деятельности;

- краткое раскрытие содержания традиционных направлений психолого-педагогического сопровождения (при этом, отсутствует экспертиза как обязательное направление);

- подмена описания условий планом работы специалистов с указанием мероприятий и сроков их реализации;

- включение в данный раздел ООП информации, дублирующей содержание других разделов программы (например, описываются особенности подросткового возраста, реализуемые образовательные технологии и т.п.).

Для конкретизации содержания данного раздела Стандарта о психолого-педагогических условиях предлагаем воспользоваться разработанной нами таблицей, где предложено возможное содержание по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ФГОС ОО

Текст организационного раздела ООП

Психолого-педагогические условия реализации ООП

Содержание





- Фиксируется наличие Службы/ специалиста/ иных кадровых и организационных ресурсов, включая сетевое взаимодействие

- Определена цель психолого-педагогического сопровождения



- Преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной (основной) ступени общего образования

- Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся




- Наличие программы преемственности между дошкольным, начальным и основным уровнями образования/ или отдельных программ, включая, программу подготовки детей к обучению в школе, программу адаптации к системному обучению и переходу в среднее звено.

- Наличие индивидуальных программ сопровождения детей в период подготовки к школе

- Организация мониторинга здоровья обучающихся

- Отражение разнообразных форм работы со всеми участниками образовательного процесса (учениками, родителями, педагогами), включая адаптационные тренинги, тематические родительские собрания, консультации, консилиумы

- Планирование психолого-педагогической работы в соответствии с актуальными возрастными задачами и индивидуальными особенностями обучающихся


- Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся

- Консультирование и просвещение обучающихся, педагогических и административных работников, родителей

- Участие специалистов сопровождения в общешкольных программах по развитию психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса

- Отражение разнообразных форм психолого-педагогического просвещения


- Вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развитие экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одарённых детей, детей с особыми образовательными потребностями; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления)

- Описание модели психолого-педагогической службы/ сопровождения специалистом

- Раскрытие специфики реализации каждого направления психолого-педагогического сопровождения



- Диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации)

- Наличие психолого-педагогического консилиума как основы взаимодействия специалистов сопровождения

- Осуществление сопровождения комплексно-целевых программ ОО



- Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза)


- Фиксация нормативно-правовых оснований деятельности специалистов сопровождения

- Фиксация наличия планов работы специалистов (психолога, педагога-логопеда и др.)

- Описание модели психологического сопровождения личностного развития

- Фиксация результатов, подтверждающих психологически благоприятную образовательную среду в ОО


2. Трудности, связанные с интеграцией и концентрацией необходимых ресурсов для реализации психолого-педагогических условий в образовательной организации.

С одной стороны, с введением новых образовательных стандартов необходимость в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса становится очевидной, с другой стороны оптимизация образования, реализуемая в последние годы, привела к существенному сокращению числа специалистов психолого-педагогического сопровождения, включая педагогов-психологов.

В условиях реализации ФГОС ОО организация деятельности педагога-психолога (психолого-педагогической службы) может осуществляться на основе разных моделей, которые выбирает образовательная организация (далее - ОО) совместно с муниципальными органами образования исходя из имеющихся возможностей и условий: модель со штатным специалистом ОО (рис.1) и модель сетевого взаимодействия (рис.2)4.

Рис. 1. Модель обеспечения психолого-педагогических условий в ОО при наличии штатного педагога-психолога
Рис. 2. Модель обеспечения психолого-педагогических условий в ОО-сетевое взаимодействие

В условиях перехода образовательных организаций на новую систему финансирования психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО может быть обеспечено как в рамках штатного расписания образовательных организаций (в рамках нормативного финансирования), так и в условиях аутсорсинга со стороны ПМСС-центров5, педагогов-психологов базовых школ, иных учреждений.

Таким образом, эффективное решение выявленных затруднений будет содействовать более полной реализации кадрового и организационно-методического потенциала образовательной организации в решении задач новых образовательных стандартов.

Литература



  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 – 454с.

  2. Психолог в образовательном учреждении: методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – Вологда: ИЦ ВИРО, 2011. – 112с.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. – М.: Просвещение, 2011

  4. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

1 п.28 ФГОС НОО, п.25 ФГОС ООО, п.25 ФГОС СОО

2 ст.42 Закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

3Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – С.396, 412


4 Психолог в образовательном учреждении: методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – Вологда: ИЦ ВИРО, 2011. – 112с.

5 часть 4 ст.42 «Закон об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ)


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница