Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз



Дата03.06.2016
Размер66.9 Kb.
Молчанова Валентина Николаевна,

педагог – психолог,

БОУ «Юровская СОШ»,

Грязовецкий район


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Инклюзивное образование обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В нашей школе обучается 25 детей с ОВЗ, трое из них имеют статус инвалида. Это дети, имеющие сложные нарушения в развитии – ДЦП, олигофрения, задержка психоречевого и моторного развития.

Для детей с ОВЗ созданы, оптимально возможные на данный период в школе, условия для обучения и развития. Психологом, учителем-логопедом и педагогами разрабатываются индивидуальные маршруты, программы сопровождения. Индивидуальные планы работы для детей с особыми образовательными потребностями основываются на возможностях, сильных сторонах развития и интересах учащихся. Родители прислушиваются к мнению педагогов и специалистов, они имеют право вносить изменения в этот план. Такой план составляется на год.

В учебный план и план воспитательной работы с такими детьми вводим оздоровительные и коррекционно-развивающие занятия. Помимо этого с учащимися ведется коррекционная работа педагогом - психологом.

Суть психологической работы с ребенком-инвалидом и детьми с ОВЗ состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

Основной технологией при работе с детьми с ОВЗ является психолого-педагогическое сопровождение развития личности детей с использованием игровых методов для проведения психокоррекции, психотерапии. Цель сопровождения – получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации его в социум; социально-психологическое содействие семьям, имеющих детей с ОВЗ.

В работе с детьми мы стремимся использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе обучения и общения со сверстниками и взрослыми.

С детьми используем формы работы: сказкотерапия, игротерапия, песочная терапия, арт-терапия, психогимнастика.

В работе с родителями мы проводим: консультирование, семинары-практикумы, деловые игры.

Мы понимаем, как трудно родителям с «особыми» детьми, стараемся помочь в этой проблеме:

- публикуем статьи в районной газете

- сотрудничаем с социумом(детская поликлиника, соц.защита)

- участвуем в семинарах-практикумах для психологов и социальных работников района и области

- делимся опытом перед коллегами школы

- используем презентации

До начала обучения мы продумываем варианты адаптации программного материала. Педагог- психолог играет роль своеобразного эксперта – оценивает психологическую адекватность учебного плана - его природосообразность и соотнесенность с задачами социальной адаптации конкретного ребенка. Понятно, что сами образовательные стандарты психолог изменить не может, но он может предложить варианты адаптации требований (тетради с разноуровневыми заданиями по одним и тем же темам, и соответствующие такому разноуровневому обучению методические рекомендации) .

Для успешной работы педагогов с детьми, включенными в образовательное пространство, в школе предусмотрено ведение следующей документации:

- список детей с описанием особенностей каждого ребенка.

- рекомендации специалистов для работы с "особыми" детьми.

- дневник наблюдений за "особым" ребенком.

В школе создана программа индивидуального психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ОВЗ.

Составление индивидуального образовательного маршрута

Оценка результативности коррекционной работы

Выделение факторов риска на основе полученных результатов

Определение уровня речевого и психического развития



диагностика

Во все времена семья занимает центральное место в формировании личности, способностей, умений ребенка. Именно здесь он получает первые навыки восприятия действительности. Ребенок не может быть адаптирован и социализирован "сам по себе", отдельно от родительской семьи. Часто семьи отличаются гиперопекой, снижением социальной активности ребенка, поэтому целью психологической работы с родителями в нашей школе, становится создание условий для социальной адаптации семей с "особым" ребенком.

Большая проблема при работе с детьми с ОВЗ и инвалидов – выявление семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей, поэтому очень важно психолого-педагогическое образование родителей. Методологическим основанием этой работы является положение, что семья – это та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе – «Я-концепция», где он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная природа. Родители таких детей не только значительно дольше несут ответственность за своего ребенка, чем родители здоровых детей, но и лучше, чем кто-либо, знают его личностные особенности.

Задачей психологической работы с родителями детей с ОВЗ и инвалидов является выявление и развитие индивидуальных ресурсов членов семей, внутрисемейных ресурсов. Все поставленные задачи решаются через различные формы взаимодействия с семьей. Используя традиционные формы и методы работы с родителями (классные и общешкольные родительские собрания, индивидуальные консультации, лекции, посещение семьи, родительские тренинги), мы расширили формы взаимодействия с семьей (родительские чтения, психологические разминки, практикумы, родительские вечера, дискуссии, круглые столы, выпуск информационных бюллетеней, буклетов, памяток).
Школа для родителей

Консультирование

и просвещение



Педагог-психолог, учитель-логопед



Проведение семинаров,

практикумов,

мастер-классов




Разработка

рекомендаций,

памяток

Практика показала, что наиболее эффективной формой работы с родителями в нашей школе являются родительские собрания, которые проводятся в активных формах с участием учителей. На таких собраниях-тренингах родители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития ребенка. Здесь они учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка, расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком; получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов воспитания. У родителей формируется адекватное представление о детских возможностях и потребностях, раскрываются новые ресурсы.

На таких собраниях-тренингах используются элементы следующих методов: дискуссии, игры, совместная деятельность, обсуждение и разыгрывание ситуаций, обучающие эксперименты, анализ поступков детей и родителей, анализ типов коммуникативных взаимоотношений, анализ ситуаций, анализ видео- и аудиоматериала.

Психическое и физическое здоровье ребенка-инвалида и с ОВЗ сильнейшим образом зависит от его настроения и душевного состояния. С целью социальной адаптации таких детей в школе осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в школе, районе, направленным на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями: классные часы, беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков, участие в Фестивалях, научно-практических конференциях, олимпиадах, спортивных мероприятиях и др.

Между обычными детьми и детьми с особыми потребностями складываются вполне прочные и длительные дружеские отношения. Эта дружба помогает им лучше относиться к разнообразию. Ученики чувствуют себя более комфортно, и не боятся общаться с людьми. Инклюзивный класс - это место, где дети с инвалидностью и без инвалидности находятся в атмосфере доброжелательности, справедливости и терпимости.

Психологически чрезвычайно важно, чтобы все педагоги школы старались спокойно и адекватно общаться с особыми детьми, по возможности не выделять их особенности перед другими детьми, не обсуждать без необходимости их проблемы.

В школе для работы с детьми с особыми образовательными потребностями обязательно нужна психолого-педагогическая служба, в круг обязанностей которых входит не только развивающая или коррекционная работа с детьми, но и постоянное сотрудничество с педагогами и родителями по выработке общих подходов, единой стратегии работы с ребенком.

Деятельность психолога в системе сопровождения не может протекать отдельно от работы других специалистов образовательного учреждения(педагога, логопеда, социального педагога, медицинского работника) так как это может отразиться на результативности коррекционной работы.



Обсуждение уровня актуального развития ребенка, анализ выявленных проблем учащихся дает возможность в полном объеме выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития, комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий и разработать программу индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Дети с ОВЗ очень чувствительны, нуждаются в поддержке со стороны взрослых, поэтому важно создавать ситуацию успеха, способствовать пробуждению у ребенка осознания собственных действий, возможных причин успехов и неудач, формировать веру в собственные силы.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница