Путешествие по Миру Знаний Большая психологическая игра



Скачать 87.04 Kb.
Дата19.05.2016
Размер87.04 Kb.
Источник: http://festival.1september.ru/articles/312040/

С.В. Ремезова

педагог-психолог


Путешествие по Миру Знаний

Большая психологическая игра


Цели:

  1. Создание условий для проживания и осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения.

  2. Обеспечение благоприятного психологического климата в группе.

Задачи 1:

  1. Развитие человеческих взаимоотношений.

  2. Обращение к собственному внутреннему миру, осознанию себя в окружающем мире.

  3. Создание творческой, раскрепощенной, доброжелательной атмосферы.

  4. Развитие личностной и познавательной рефлексии, потребностей в познании, самопознании и саморазвитии, творческой активности.

Задачи 2:

  1. Развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях).

  2. Пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний.

  3. Получение общеучебных знаний и навыков (анализа, сравнения, обобщения и др.).

  4. Развитие познавательных процессов (внимание, воображение, память, мышление, восприятие).

Игра – 1,5 ч., обсуждение – 10-15 мин.

Возраст – 7-8 лет, группа – 15-20 человек, 2 ведущих: психолог (ведущий), соведущий (сказочный персонаж) - ежик Тиша, педагог по музыке.



«Путешествие по Миру Знаний» - это начало развивающей программы. Вслед за игрой могут идти тренинговые занятия, уроки психологии.
Сценарий игры

I этап «Приветствие» (7 минут)

Задачи:

  1. Создание раскрепощенной, доброжелательной атмосферы.

  2. Настроить детей на игру.

Дети сидят в круге. Каждый по очереди говорит: «Здравствуй, (имя)» или «Доброе утро, (имя)».

II этап «Знакомство» (15 минут)

Задачи:

  1. Формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других.

  2. Развитие коммуникативных навыков.

  3. Пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности.

  4. Погружение в игровую реальность.

Материал:

  1. Бенгальские огни.

  2. Конверт с письмом..

  3. Карта Мира Знаний.

Раздаются звуки музыки.

Ведущий: Ребята, вы слышите эту волшебную музыку, значит сейчас что-то произойдет!

Свет гаснет и рядом на столе зажигаются бенгальские огни. Дети подходят к столу, зажигается свет. На столе они находят конверт. Кто-то из детей или ведущий читают письмо:

«Дорогие дети! Пишет вам Держатель Знаний. Я хочу пригласить вас в мой прекрасный и интересный мир: мир вопросов, мир познания, мир открытий. В нем много царств и государств. Но чтобы попасть в мой мир, вы должны решить несколько задач, ответить на мои вопросы, поэкспериментировать. Удачи вам и счастливого пути! Держатель Знаний».



Ведущий: Ребята, а вы хотите попасть в Мир Знаний?

А где же задания Держателя Знаний?



Дети высказывают свои предположения.

Дети усаживаются вокруг стола. На нем лежит карта и записка. Ведущий или кто-то из детей читает:

«Друзья! Чтобы вам было легче путешествовать по моему миру знаний, я вам оставляю карту. Счастливого пути! Держатель Знаний».



Ведущий: Ребята, давайте внимательно рассмотрим карту, что на ней изображено?

Дети разглядывают карту, рассказывают по очереди, что они видят на ней.

Ведущий: Да, правильно. На карте изображена река, а на ее берегах разные царства-государства. Но здесь нет ни одной подписи, кто же живет в этих царствах?

Дети высказывают свои предположения по поводу жителей Мира Знаний. В затруднительные моменты к ним на помощь приходит: ежик Тиша.

Ведущий: Да, молодцы! Действительно, в этом царстве живут люди, видите, здесь нарисованы девочки и мальчики, мужчины и женщины, веселые и грустные люди.

А на этом берегу, вы правильно догадались, расположилось царство Растений. Смотрите, здесь есть деревья, цветы, овощи, фрукты.

И название этого царства вы правильно угадали, раз здесь изображены птицы, рыбы, звери – это царство Животных.

А на чем нам лучше будет путешествовать по Миру Знаний?



Дети высказывают свои предположения – машина, поезд, пароход, самолет, лодка, объясняют свой выбор.

III этап «Творческий» (20 минут)

Задачи:

  1. Развитие мелкой моторики рук.

  2. Развитие творческих способностей.

Материалы:

  1. Кассета с записью спокойной музыки.

  2. Магнитофон.

  3. Цветная бумага (для лодок).

  4. Фломастеры, цветные карандаши.

  5. Большой таз с водой.

Ведущий: Я думаю, правы те, кто предложил путешествовать на пароходе или на лодках, т.к. все царства расположены по берегам реки.

А кто из вас умеет делать лодки из бумаги?



Дети делают лодки. Если кто-то не умеет, ведущий и Тиша учат детей складывать лодки из бумаги.

Ведущий: Все лодки готовы к путешествию, только еще надо придумать им названия. Подумайте и подпишите их так, чтобы было понятно, что она именно ваша.



Дети работают, потом все вместе обсуждают названия.

Ведущий: А теперь настало время испытать нашу флотилию. Сможет ли она выдержать наше путешествие? А как это можно проверить?

Дети высказываются. И если они не догадываются, то в разговор вступает Тиша.

Тиша: А я знаю, знаю! Давайте нальем в большой таз воды и пустим в плавание наши лодки.

Дети по очереди пускают свои лодки в таз с водой. Тихонько дуют на них. Лодки плывут.

Тиша: Ура! Все лодки успешно прошли испытания и могут отправляться путешествовать по Миру Знаний.

IV этап «Познавательный» (30 минут)

Задачи: Сформировать представление об основных органах чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, тактильные ощущения), об особенностях познания окружающего мира с их помощью.

Материалы:

1. Мостики-ворота с надписями.

2. Колокольчик.

3. Магнитофон.

4. Кассета с записью различных голосов.

5. Карточки из картона, размером 10х10, на которых наклеены:



  • искусственный мех;

  • наждачная бумага;

  • веревка в виде змейки;

  • вельвет;

  • накапан воск;

  • фотобумага;

  • спички в виде лесенки;

  • бархатная бумага;

  • фланель;

  • «приклеенный» песок.

6. 3 стакана, наполненные: 1 – водой, 2 – духами, 3 – валерьянкой. Три карточки с названиями

7. Три стакана. В стаканах слабо концентрированные растворы соли, сахара и лимонной кислоты.

8. Ложечки по количеству детей.

Дети возвращаются к столу, садятся вокруг него. На столе лежит карта Мира Знаний.

Ведущий: Ну что ж, пора отправляться в путешествие. Но что это появилось на карте? Этого не было! Наверно, когда мы с вами испытывали лодки, здесь побывал Держатель Знаний.

Дети видят, что на карте, над рекой, появились пять необычных мостиков-ворот. Мостики сделаны таким образом: на первом – сверху глаз, на втором – ухо, на третьем – нос, на четвертом – язык, а на пятом – пальцы рук.

Ведущий: Что это за мостики? Кто может догадаться?

Дети пытаются найти ответы, им помогает ежик Тиша.

Тиша: Я понял! Для того, чтобы что-то узнать, нам нужно это увидеть. А чем мы видим? (Глазами). Вот первый мостик и есть наше зрение. Без него нам никак не обойтись в Мире Знаний.

Ведущий: И не только в Мире Знаний, но и вообще в жизни. Хотите в этом убедиться? Давайте представим, что нас заколдовала волшебница и мы ни чего не видим. Закройте глаза. А теперь встаньте и с закрытыми глазами походите по комнате. Только будьте осторожны. Кому трудно – откройте глаза и отойдите в сторону. Когда зазвенит колокольчик, вы откроете глаза и вернетесь на свои места.

Дети выполняют задание. Звенит колокольчик, все открывают глаза и возвращаются.

Ведущий: Трудно было с закрытыми глазами? А что мы не видим? (Друг друга, комнату, солнце, маму и т.д.)

Ведущий: Итак, мы с вами познакомились с первыми воротами – нашими глазами. А что означает мост, на котором нарисовано ухо? Для чего нам уши? Для красоты? (Дети дают свои варианты ответов.)

Правильно, совсем не для красоты, а чтобы слышать. А что мы слышим? (Речь, музыку… дети продолжают.)



Ведущий: Сейчас наша комната наполнится разными звуками, вы хорошенько настройте свои уши и слушайте, а потом расскажете, что же ваши уши услышали?

Ведущий включает кассету с записью различных голосов (человеческая речь, пение, музыка, щебет птиц, голоса животных, плеск волн, звонок телефона, стук колес и т.д.) Дети называют те звуки, которые они узнали.

А теперь я хочу, чтобы вы послушали звуки вокруг себя. Только сами при этом не разговаривайте, а когда прозвенит колокольчик, то пальчиками закройте уши. Я взмахну рукой и вы их откроете.



Дети выполняют задание.

Ведущий: Ну что плохо, когда все время так тихо?

А теперь давайте посмотрим на воротики, на которых нарисован нос. Что это за воротики? Глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, а нос для чего? (Дети отвечают.)

Да, правильно, для того, чтобы дышать, а еще для чего?

Даже, если дети догадались, проводится эксперимент. Ведущий показывает детям 3 стакана наполовину наполненные: 1-водой; 2-духами; 3-валерьянкой и карточки с надписями.

Тиша: Ребята, злая волшебница, которая хочет помешать нам путешествовать, заколдовала мой нос и теперь он ничего не чует. Помогите мне узнать в каком стакане, что находится.

Ведущий показывает ребятам первый стакан.

Что это? … А какая она? … А какого цвета?...И что же это?... А как вы об этом догадались?... Правильно, по запаху, который чувствует наш нос. Ведущий проделывает тот же эксперимент с другими стаканами и наклеивает карточки с надписями.



Тиша: Спасибо, ребята, вы спасли меня!

Ведущий: Вот видите, какой замечательный наш нос: он помогает нам правильно во всем разобраться.

А теперь давайте посмотрим на воротики, на которых нарисованы пальцы. Глазами мы видим, ушами - слышим, носом дышим и чувствуем запах. А что мы пальцами делаем? (Дети отвечают.)

А вы знаете, ребята, оказывается, наши пальцы умеют «видеть», и они нам помогают лучше и больше обо всем узнать. Хотите проверить? У меня есть 10 волшебных карточек.

Ведущий по очереди показывает ребятам карточки, а они, не дотрагиваясь до них, должны сказать на что они похожи, какие ассоциации вызывают.

Когда все карточки рассмотрены и названы, ведущий предлагает детям по очереди с закрытыми глазами на ощупь определить все карточки.

Ведущий: Какие у вас у всех замечательные пальчики! Какая у них хорошая память!

Осталось нам понять смысл последних ворот, на которых нарисован язык. Как же помогает нам язык больше узнать обо всем? (Дети отвечают.)

Да, при помощи языка мы говорим и как вы правильно сказали чувствуем вкус.

Тиша: Ребята, я нечаянно перепутал надписи на стаканах и теперь не знаю где какая вода. Помогите мне, пожалуйста!

Ведущий: Конечно, Тиша, не сомневайся, ребята тебе обязательно помогут. А что, ребята, надо для этого сделать?

Дети отвечают. Затем они по очереди пробуют воду и решают, какую этикетку приклеить на стакан. Таким же образом определяется содержимое других стаканов. После того как задание выполнено, Тиша благодарит ребят за помощь.

V этап «Награждение» (15 минут)

Задачи:


  1. Сформировать соревновательный мотив: личный или командный.

  2. Снятие эмоционального напряжения.

Материалы:

  1. 3-4 плана кабинета.

  2. Конверт с открытками.

  3. Магнитофон.

  4. Кассета с записью веселой музыки.

Ведущий: Мы с вами успешно прошли все ворота и научились открывать их. Молодцы!

Вот мы и выполнили все задания Держателя Знаний. Вы очень хорошо поработали, и он хочет наградить вас своими сокровищами. Но их сначала надо найти.



Ведущий показывает 3-4 плана кабинета, дети делятся на группы и начинают работать по плану: рассматривают, находят место, где спрятано сокровище (на плане изображен условный знак). Идет поиск сокровищ. Когда сокровища-конверты найдены, все снова возвращаются в круг. Ведущий открывает конверты, достает открытки и читает:

1. «Дорогие кладоискатели!

Вот вы и у цели. Я дарю вам ЛЮБОВЬ и НЕЖНОСТЬ! Вы можете взять их столько, сколько вместят ваши сердца. Держатель Знаний.»

2. «Дорогие кладоискатели!

Найдя этот клад, вы обрели ДОБРОТУ и ЩЕДРОСТЬ. Поэтому вам разрешается взять их столько, сколько каждый из вас захочет. Держатель Знаний.»

3. «Прекрасно! Вы сумели добраться до моих богатств! Вам я дарю ЗДОРОВЬЕ и УДАЧУ! Они в ваших руках! Держатель Знаний.»



4. «Ура! Вы у цели! Ваше упорство вознаграждается ВЕРНОСТЬЮ и ИСКРЕННОСТЬЮ! Они помогут вам быть преданными друзьями! Держатель Знаний.»

VI этап «Рефлексия» (10 минут)

Задача: Получение обратной связи.

Ведущий: Ребята, вам понравилось путешествовать по Миру Знаний? А что вам больше всего понравилось? А что не понравилось? Что у вас вызвало трудности? А с чем вы справились легко и быстро? Вам было интересно? Что вы чувствовали? Что больше всего вам запомнилось? Хотели бы вы совершить еще путешествия? А куда? И т. д.

VII этап «Прощание» (7 минут)

Задача: Обеспечение состояния внутреннего благополучия, защищенности и комфорта.

Ведущий: Вы все, ребята, сегодня отлично поработали, каждый из вас получил награду от Держателя Знаний. Но пришло время нам расставаться. Давайте каждый скажет друг другу добрые слова. Спасибо всем!






База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница