Пути решения проблемы незаконных рубок леса



Скачать 88.21 Kb.
Дата26.06.2016
Размер88.21 Kb.

УДК 349.6:630*31

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕЗАКОННЫХ РУБОК ЛЕСА

С.В. Попова, В.А. Корякин
В статье представлены пути решения проблемы незаконных рубок, выявленные в ходе проведения контент-анализа Интернет-источников, посвященных проблеме незаконных рубок.

Контент-анализ, незаконная рубка, охрана леса, мониторинг лесных ресурсов.


Ведущие эксперты в области лесного хозяйства полагают, что за последние 50 лет состояние лесов на территории Российской Федерации резко ухудшилось. Качественно изменилась породно-возрастная структура, уменьшился запас спелых и перестойных хвойных насаждений. В качестве одной из основных причин ухудшения состояния лесов указывается незаконная рубка. По данным WWF России, доля нелегальных лесозаготовок в северных регионах России составляет в среднем 15–20% от объемов легальной заготовки, а в отдельных регионах этот показатель достигает 50% [1].

Незаконные рубки леса наносят не только серьезный экономический ущерб, но и причиняют невосполнимый экологический вред окружающей среде. В ходе проведения исследований было установлено, что к причинам повсеместного распространения незаконных рубок следует отнести высокий спрос на древесину на территории страны и за ее границами, несовершенство лесного законодательства, отсутствие организованной системы по борьбе с незаконными рубками, а также безработицу и низкий уровень жизни населения в ряде регионов. При этом, как показывает практика, все принимаемые решения по предотвращению деятельности нелегальных лесорубов приводят лишь к временному незначительному сокращению объемов заготовок нелегальной древесины.

С целью выявления насыщенности информационной среды материалами, посвященными проблеме незаконных рубок леса, нами был проведен контент-анализ пятидесяти Интернет-источ-ников, включивший в себя изучение статей, интервью, новостных рубрик, опубликованных за период с 2006 по 2008 годы. В ходе анализа были выделены следующие проблемные аспекты: 1) причины незаконных рубок; 2) технологии незаконных рубок леса; 3) проблемы выявления незаконных рубок леса; 4) проблемы расследования незаконных рубок леса; 5) пути решения проблемы незаконных рубок леса.

Проведенный контент-анализ позволил выявить различные варианты решения проблемы незаконных рубок леса. Наиболее популярные из них представлены в таблице. Полученные данные свидетельствуют о необходимости совершенствования законодательства и правоприменительной практики (19%), развитии межведомственного взаимодействия (17%), а также совершенствования лесного контроля и надзора (9%).

Распределение количества публикаций по тематическим группам подтверждает необходимость внесения значимых изменений в законодательство, регулирующее вопросы лесопользования, и прежде всего это связано с внесением ясности в используемую терминологию. Поскольку ни в Уголовном кодексе РФ, ни в Кодексе об административных правонарушениях нет четкого определения понятия «незаконная рубка», это негативно сказывается на привлечении к ответственности нелегальных лесозаготовителей.

В ходе исследований установлено, что не менее важен  вопрос повышения ответственности за  лесные правонарушения. Но решение этого вопроса касается не только ужесточения мер, применяемых к нарушителям, но и повышения значимости незаконных рубок в системе правоприменительной практики. Необходимо, чтобы преступники осознавали неотвратимость и весомость наказания за данное преступление. Так, прокурор Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры В. Крачнаков видит решение проблемы незаконных рубок в изменении правоприменительной практики, а именно в рассмотрении в суде действий нелегальных лесозаготовителей по совокупности двух статей УК РФ (260-й и 158-й), что повлечет за собой ужесточение наказания и сможет реально повлиять на снижение нелегального заготовления древесины [3]. Пока же незначительные штрафы и условные сроки за подобные преступления не могут остановить «черных лесорубов».



Таблица 1

Пути решения проблемы незаконных рубок леса

(по результатам контент-анализа информационных источников)

Пути решения проблемы незаконных рубок леса

Количество

публикаций, шт.



Доля причины в информационном поле, %

Введение государственной инвентаризации и мониторинга лесопользования  

7

5

Совершенствование лесного контроля и надзора

12

9

Создание системы контроля и учета  движения древесины

10

8

Развитие межведомственного взаимодействия

22

17

Совершенствование законодательства и правоприменительной практики

25

19

Развитие лесопромышленного комплекса (создание и поддержка крупных лесоперерабатывающих предприятий)

6

5

Создание засекреченного отряда по охране леса

2

2

Внедрение арендных отношений

5

4

Организация профилактических рейдов в лесных массивах

10

8

Организация проверок лесоперерабатывающих предприятий

8

6

Пропаганда активной гражданской позиции местных жителей

2

2

Увеличение числа сотрудников охраны

6

5

Разработка национальной лесной политики

2

2

Реорганизация органов лесного хозяйства

1

1

Борьба с коррупцией

3

2

Космический мониторинг лесопользования

3

2

Создание условий для легального развития деревоперерабатывающей промышленности

2

2

Разработка четкой методики расследования уголовных дел

2

2

Обеспечение прозрачности проведения конкурсов и аукционов по продаже лесных ресурсов

3

2

Улучшение материально-технического оснащения органов лесного хозяйства

1

1




С нашей точки зрения, снижению объемов незаконных рубок будет способствовать ужесточение мер административной и уголовной ответственности за нарушение лесного законодательства, а также введение ответственности за нахождение в лесу транспортных средств и механизмов без разрешительных документов, за скупку незаконно заготовленной древесины, ведение нелегальной деятельности лесоперерабатывающих предприятий. Кроме того, в ходе контент-анализа была установлена необходимость внесения изменений и дополнений в законодательство по ключевым вопросам, обеспечивающим действенность лесного контроля и надзора, касающихся вопросов расширения полномочий работников лесного хозяйства.

В ряде регионов Российской Федерации наработан определенный положительный опыт взаимодействия органов лесного хозяйства с правоохранительными органами по выявлению нарушений, оформлению, представлению и движению материалов о лесонарушениях. Заключены соглашения о взаимодействии администраций регионов с правоохранительными, таможенными и налоговыми  органами, образованы совместные постоянно-действующие комиссии и рабочие группы.  Во многих случаях такие соглашения и структуры имеются не только в субъектах Российской Федерации, но и на уровне отдельных районов. Подобное межведомственное взаимодействие положительно сказывается на выявлении и пресечении незаконных рубок. Об этом свидетельствуют 17% публикаций.

В качестве еще одной действенной меры, способствующей выявлению нелегального оборота древесины, выделяют создание и внедрение информационной системы, сопровождающей движение древесины. В регионах с деконцентрированным размещением лесопромышленного производства наиболее эффективным, на наш взгляд, является применение технологии фирмы «ДатаСкан Текнолоджис». Комплексная система автоматической идентификации древесины в регионе «ЛУЧ-Регион» показала высокую эффективность при таксации древостоя, учете на лесосеке, контроле на маршрутах движения транспортных средств, при контроле легальности происхождения заготовленной древесины на контрольно-пропускных пунктах [2].

В Ивановской и Читинской областях, Верхнекамье и Северной Осетии с проблемой незаконных рубок борются путем внеплановых проверок лесоперерабатывающих предприятий, тем самым перекрывая все пути сбыта нелегально вырубленного леса [3, 4, 5, 6]. Однако необходимо отметить, что этих мер явно недостаточно, поскольку они лишь на время снижают объемы незаконных лесозаготовок, а не искореняют проблему.

В 2005 году Рослесхоз впервые внедрил принципиально новую систему контроля за использованием лесных ресурсов – дистанционный мониторинг с помощью космической и крупномасштабной аэросъемки. Тогда он был проведен в семи субъектах РФ. Данная работа позволила предъявить к взысканию экономический ущерб на сумму свыше 650 млн руб. [7]. В настоящее время планируется внедрение космического мониторинга на всех территориях интенсивного лесопользования.

В ходе проведения исследований выявлено, что в некоторых публикациях высказывается мнение о необходимости развития и поддержки лесопромышленного комплекса, создания условий для легального развития деревоперерабатывающей промышленности, обеспечения прозрачности ведения конкурсов и аукционов, касающихся аренды лесных участков, пресечения коррупции путем проведения внеплановых проверок.

В результате проведенного анализа установлено, что наиболее эффективным вариантом решения проблемы незаконных рубок является совершенствование лесного контроля и надзора, заключающегося в организации системы по борьбе с незаконными рубками леса. Особое внимание необходимо уделить проблеме нехватки кадров, отсутствию современного технического оснащения в лесничествах, а также организации охраны в лесных массивах, наиболее подверженных посягательству «черных лесорубов», в соответствии с их месторасположением и товарно-сортиментной структурой.
Л И Т Е Р А Т У Р А


  1. Самарина Н. Технологии рынка: Лесная быль [Электронный ресурс] / Н. Самарина. – Режим доступа : http://www.wwf.ru.

  2. Автоматизированная система учета оборота и контроля происхождения древесины – АИС «ЛУЧ-Регион» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.datascan.ru.

  3. Россия. Анатомия нелегальных лесозаготовок – Ивановская область [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.info.forest.ru.

  4. В 2007 году Читинскому лесному хозяйству нанесен ущерб 247 млн руб. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.chita.ru.

  5. Минатулова Ю. Лес рубят – щепки останутся? [Электронный ресурс] / Ю. Минатулова. – Режим доступа : http://www.vk-online.ru.

  6. Кардаполова Н. В Осе обсудили проблему незаконных рубок леса [Электронный ресурс] / Н. Кардаполова. – Режим доступа : http://www.irkutsk.rfn.ru.

  7. Вся зона интенсивного лесопользования будет охвачена космическим мониторингом: министр природных ресурсов России [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.regnum.ru.

Illegal tree-cutting problem decision variants is revealed in course of Internet-source content-analysis conducting, devoting illegal tree-cutting problem.



Words: content-analysis, illegal tree-cutting, forest protection, forest resource monitoring.
S.V. Popova, V.A. Koryakin

VARIANTS OF ILLEGAL TREE-CUTTING PROBLEM DECISION
Рекомендована кафедрой экономики и управления КГТУ.

Поступила 30.03.09




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница