Рабочая программа дисциплины б. 3 История государства и права зарубежных стран Кафедра истории государства и права



страница1/6
Дата30.04.2016
Размер0.96 Mb.
  1   2   3   4   5   6


ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Оренбургский институт (филиал)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.Б.3

История государства и права зарубежных стран


Кафедра истории государства и права

Направление подготовки: 40.03.01 «Юриспруденция»


Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очно-заочная

Оренбург 2015



Рабочая программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран» для студентов очно-заочной формы обучения//Составитель: к.ю.н., доцент Чемеринская В.В. –Оренбург: ОИ (филиал) Университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА),2015.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, квалификация (степень) «бакалавр» и предназначена для преподавания учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» в первом и втором семестре студентам очно-заочной формы обучения (2015 год набора).

Составитель:____________________Чемеринская В.В.

Рецензенты: Зав.кафедрой всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания, д.и.н., профессор ОГПУ Хисамутдинова Р.Р.

Зав.кафедрой теории государства и права, к.ю.н., доцент ОИ МГЮУ им.О.Е.Кутафина Колотов А.Ф.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории государства и права « »__________________________2015 г.

Протокол №______Зав.кафедрой_____________________ Черняев В.С.

ЧемеринскаяВ.В.

ОИ МГЮА им.О.Е.Кутафина



СОДЕРЖАНИЕ

1.Цели и задачи дисциплины………………………………………………………..3

2.Место дисциплины в учебном процессе………………………………………….5

3.Структура и содержание дисциплины……………………………………………5

3.1Содержание дисциплины………………………………………………………..10

3.2Лекции……………………………………………………………………………..19

3.3Планы практических занятий……………………………………………………24

3.4. Самостоятельная работа студента……………………………………………..32

4. Образовательные технологии………………………………………………….…35

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости…………………….35

6. Планируемые результаты освоения дисциплины………………………………..52

7.Учебно-методическое обеспечение………………………………………………..56

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………60
1. Цели освоения учебной дисциплины

Основная цель дисциплины «История государства и права зарубежных стран» - формирование у студентов научного юридического мировоззрения, основанного на высокой общей и профессиональной культуре, глубоких знаниях и приверженности принципам законности, ценностям законности и справедливости.

Задачами дисциплины являются:

- раскрытие места и значения данной учебной дисциплины в системе изучения отраслей права;

- усвоение студентами исторических тенденций развития государства и права;

- обучение комплексному восприятию учебного материала, методике сравнительного анализа, проблемному подходу к использованию источников;

- формирование у студентов представления о закономерностях развития государства и права зарубежных стран в конкретных исторических условиях;

- приобретение студентами навыков толкования различных источников права.

Изучение дисциплины История государства и права зарубежных стран обеспечивает подготовку бакалавров по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» к следующим видам профессиональной деятельности (п.4.3. ФГОС ВПО):



  • нормотворческая;

  • правоприменительная;

  • экспертно-консультационная;

  • педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).

Изучение дисциплины История государства и права зарубежных стран обеспечивает подготовку бакалавров по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности (п.4.4. ФГОС ВПО):

  • нормотворческая деятельность;

  • участие в подготовке нормативно-правовых актов;

  • правоприменительная деятельность;

  • обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

  • составление юридических документов;

  • правоохранительная деятельность;

  • обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

  • охрана общественного порядка;

  • предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование преступлений;

  • защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

  • консультирование по вопросам права;

  • осуществление правовой экспертизы документов;

  • педагогическая деятельность;

  • преподавание правовых дисциплин;

  • осуществление правового воспитания.

- изучение дисциплины История государства и права зарубежных стран обеспечивает формирование у выпускников бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция следующих общекультурных и профессиональных компетенций;

а) общекультурных (ОК):

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы, этики юриста (ОК-2);

- владение культурой мышления, способность к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- владение культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- наличие нетерпимого отношения к коррупционному поведению, уважительного отношения к праву и закону (ОК-6);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- владение навыками ведения здорового образа жизни (ОК-14).

б) профессиональных (ПК):

в нормотворческой деятельности:


  • способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

  • способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

  • способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

  • способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

  • способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

  • способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

  • владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

  • готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

  • способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

  • способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

  • способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

  • способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

  • способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

  • готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

  • способность толковать различные правовые акты (ПК-15);

  • способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

  • способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

  • способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

  • способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19);

Изучение истории государства и права зарубежных стран имеет большое значение для подготовки высококвалифицированных юристов. Данная дисциплина является одной из базовых в системе юридических наук. Ее изучение позволяет понять наиболее общие закономерности государственно-правовых систем в их исторической эволюции. Эта учебная дисциплина не только содействует формированию обще правовой культуры, но и создает условия, дающие студенту возможность увидеть всю сложность и противоречивость развития государства и права, а на основе этого глубже понять современную государственность и прогнозировать основные контуры ее развития в ближайшем обозримом будущем. Важно отметить, что современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая важная веха в истории.

Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывает предпосылки будущего. Таким образом, чтобы понять историю современного государства и права, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

Соответственно, история государства и права зарубежных стран как учебная дисциплина исследует процесс возникновения, становления, развития, расцвета и упадка государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности.

Данная дисциплина анализирует содержание доминирующих государственно-правовых процессов в тех или иных цивилизациях, исследует присущие им причинно-следственные связи и раскрывает главенствующие направления государственно-правовой истории, равно как и наиболее типичные особенности этой истории.

Таким образом, история государства и права зарубежных стран в числе важнейших конкретных исторических проблем изучает возникновение и развитие прав человека и гражданина, правового государства, федерализма, разделения властей, парламентаризма, основных институтов частного и публичного права. Она дает возможность учитывать достижения прошлого, равно как и учиться на его ошибках, чтобы их не повторять.



  1. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» относится к базовой части профессионального цикла ООП.

Индекс дисциплины по ФГОС – Б3.Б.03

Дисциплины, с которыми соотносится данный курс: «История», «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «Римское право», «Конституционное право зарубежных стран», «История политических и правовых учений».

Учебная дисциплина «История государства и права зарубежных стран» занимает одно из ведущих мест в системе отраслевых юридических дисциплин, изучаемых в учебных заведениях высшего профессионального образования, принадлежит к числу фундаментальных юридических дисциплин. История государства и права зарубежных стран тесно соприкасается, взаимодействует с целым рядом сугубо юридических дисциплин. С общей теорией государства и права наиболее активное: история государства и права зарубежных стран использует сформулированные ею категории и понятия при анализе государственно-правовых явлений прошлого. С отраслевыми юридическими науками, такими как конституционное, гражданское, уголовное право, связь выражается в том, что история государства и права зарубежных стран прослеживает исторические судьбы изучаемых ими институтов, историческую практику использования этих институтов. Знание истории государства и права зарубежных стран открывает возможности для сравнительного правоведения.
3. Структура и содержание учебной дисциплины

В соответствии с учебным планом общая трудоемкость при изучении истории государства и права зарубежных стран составляет 252 часа, 7 зачетных единиц. Виды работ по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» приведены в таблице 1.



Таблица 1

п/п

Раздел (тема) учебной дисциплины

Семестр

Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)

Всего часов

лекции

практические занятия

СРС

I

Государство и право Древнего мира

I

4

8

30

42

II

Государство и право в Средние века

I

8

10

40

58

III

Государство и право Великобритании и США в конце 17 -20 вв.

II

4

8

38

50

IV

Государство и право Франции, Германии и Италии в новое и новейшее время

II

8

12

46

66









24

38

154

216



Тематический план
Очно - заочная форма обучения

№ п/п

Раздел (тема) учебной дисциплины

семестр

Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля

лекции

Практи-ческие

занятия


СРС

1

Введение в предмет и методология изучения истории государства и права зарубежных стран

1

2

--

10







2

Государство и право Древнего Востока

1




2

10




Опрос студентов

3

Государственный строй в Афинах и Древнем Риме.

1

2

4

10

Работав малых группах при обсуждении республиканской формы правления в Афинах и Риме.

Оценка участи студентов в малых группах.

4.

Законы ХII таблиц в Древнем Риме.

1



2

8

Деловая игра при обсуждении судебного процесса по Законам ХII таблиц.

Анализ деловой игры.

5.

Государство и право салических франков.

1

2

2

10

Деловая игра при рассмотрении судебного процесса по Салической правде

Анализ деловой игры.

6.

Государство и право Франции в Средние века.

1

2

2

10




Опрос студентов.

7.

Государство и право Германии в Средние века

1

2

2

10

Деловая игра при рассмотрении судебного процесса по Каролине.

Анализ деловой игры.

8.

Государство и право Англии в Средние века

1

2

4

10

Мозговой штурм при рассмотрении Великой хартии вольностей.

Оценка выступления студентов.

9.

Государства и права Великобритании в ХVII-ХХ вв.

2

2

4

12




Контрольная работа

10

Возникновение и развитие государства и права США в ХVIII-ХХ вв.

2

2

4

18

Дискуссия по вопросу о создании конфедерации Южными Штатами в Х1Хв.

Оценка выступления студентов.

11

Государство и право Франции в ХVIII-ХХ вв.

2

4

4

15

Работа в малых группах при анализе Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Оценка работы студентов в малых группах

12

Государство и право Германии в ХIХ-ХХ вв.

2

2

4

10




Опрос студентов.

13

Становление континентальной системы права

2

2

2

10

Работа в малых группах по сравнительному анализу ФГК и ГГУ

Оценка работы студентов в малых группах

14

Государство и право Италии в Х1Х-ХХвв.

2



--

5

Написание студентов рефератов

Оценка рефератов

15

Государство и право Китая и Японии в ХIХ-ХХвв.

2



2

6




Опрос студентов




ВСЕГО




24

38

154







3.1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРОГРАММА КУРСА)

Введение
1.Предмет и значение истории государства и права зарубежных стран как науки и учебной дисциплины.

2.Цели и задачи курса «История государства и права зарубежных стран»

3. Место истории государства и права зарубежных стран в системе юридических наук.

4.Методология и методика истории государства и права зарубежных стран как науки и учебной дисциплины.

5.Периодизация истории государства и права зарубежных стран.
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА

Тема 1. Государство и право Древнего Египта
1.Общественный строй. Основные классы древнеегипетского общества. Сохранение сельской общины: причины и следствия.

2.Дискуссия вокруг так называемого «восточного способа производства».

3.Возникновение и эволюция государства и права. Особенности египетской государственности. Государственный аппарат. Жречество. Три главных ведомства управления как типичные для восточной деспотии. Бюрократия и ее структура. Основные черты права.
Тема 2. Государство и право Древних Шумер и Вавилона
1.Общественный строй Древнего Шумера.

2.Государственный строй Древнего Шумера. «Реформы Урукагины». 3.Возвышение Вавилона. Государственный строй Вавилона. Нововавилонское царство. Бюрократия. Жречество.

4.Законы царя Хаммурапи: правовое регулирование имущественных отношений, преступления и наказания, талион и композиция, семейное право, суд и процесс.

Тема 3. Государство и право Древней Индии
1.Возникновение государства и права в Индии. Государство Маурьев.

2.Общественный и государственный строй.

3.Законы Ману. Связь религии и права. Основы гражданского, семейного и процессуального права Древней Индии. Ордалий и его обоснование в законах Ману.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница