Рабочая программа дисциплины б. 4 «профессиональная этика»



страница1/2
Дата30.04.2016
Размер0.65 Mb.
  1   2

ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический

университет имени О.Е. Кутафина»


Оренбургский институт (филиал)

__________________________________________________________________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Б1.Б.4

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»

Кафедра общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин


Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр


Форма обучения: очная

Оренбург 2015



Содержание



1.

Цели освоения дисциплины

3

2.

Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

5

3.

Структура и содержание учебной дисциплины

3.1 Содержание дисциплины (программа курса)

3.2.Лекции

3.3. Практические занятия

3.4. Самостоятельная работа студента


5

6

14



16

29


4.

Образовательные технологии

31

5.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов

5.1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и контроля самостоятельной работы студента (контрольные вопросы)

5.2. Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ)

31
31

33


6.

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

35

7.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература

7.2. Дополнительная литература

7.3. Интернет-источники



35

35

36



37

8.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

37



1. Цели освоения дисциплины
Реализация в дисциплине «Профессиональная этика» требований квалификационной характеристики, основных требований к профессиональной подготовленности выпускника и целей основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 030900.62 Юриспруденция должна учитывать следующее:

1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, правовое обучение и воспитание.

2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

3. Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

а) правотворческая;

б) правоприменительная;

в) правоохранительная;

г) экспертно-консультационная;

ж) педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым, в основном, готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и работодателями.

4. Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен решать следующие задачи в соответствии видами профессиональной деятельности:

а) нормотворческая деятельность:

участие в подготовке нормативно-правовых актов;

б) правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершения действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

в) правоохранительная деятельность:

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

охрана общественного порядка;

предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

г) экспертно-консультационная деятельность:

консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы документов;

ж) педагогическая деятельность:

преподавание правовых дисциплин;

осуществление правового воспитания.
В результате освоения дисциплины «Профессиональная этика» у выпускника формируются следующие общекультурные компетенции:
ОК-2 – способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности; соблюдать принципы этики юриста;

ОК-3 – обладает культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-5 – обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-6 – имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону;

ОК-8 – способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
Целью преподавания дисциплины «Профессиональная этика» является формирование у студентов знаний в области этики, выработка навыков применения норм нравственности в специфических условиях правоприменительной деятельности.

Задачами преподавания дисциплины являются:


  • обретение представления о современной концепции профессиональной этики юриста;

  • изучение нравственных принципов профессиональной деятельности юриста;

  • усвоение основных понятий и институтов профессиональной этики;

  • изучение нравственных норм, регулирующих профессиональную деятельность юриста, а также правил установления фактических и юридических оснований для принятия правовых решений;

  • формирование представления об оптимальной модели принятия этического решения;

  • изучение специфики применения норм этики в отдельных сферах профессиональной деятельности юристам и к отдельным ее представителям этой профессии;

  • формирование навыков применения приобретенных знаний для разрешения практических ситуаций;

  • овладение навыками изучения, осмысления и анализа правоприменительной практики с точки зрения соответствия этическим стандартам;

  • формирование умения вести аргументированную дискуссию по проблемам профессиональной этики;

  • выработка осознания значимости своей будущей профессии, достаточный уровень профессионального сознания;

  • формирование нетерпимого отношения к коррупционному поведению, уважительное отношение к закону и праву.

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (бакалавр) дисциплина «Профессиональная этика» входит в Блок 1 «Гуманитарный, социальный и экономический», Базовая часть. Согласно учебному плану ОИ МГЮА, курс изучается во втором семестре.

Условием успешного освоения студентами дисциплины «Профессиональная этика» является следующий уровень подготовки студента:


  • в области знаний: объяснить особенности и социально-историческую сущность человека, раскрыть основные положения философской антропологии, социальной философии и аксиологии, описать происхождение и структуру общественной жизни, особенности различных социальных групп и их взаимосвязь, раскрыть основные законы и тенденции развития общества, иметь общие представления о юриспруденции, основных правовых дисциплинах и их особенностях;

  • в области понимания: уяснить личностно-нравственное измерение культуры и конкретной профессии, показать значение профессиональной этики юриста, высоких ценностных ориентаций в профессиональной деятельности;

  • в области умения, навыка: разграничить внутренний (нравственный) и внешний (формально-юридический) аспекты профессиональной деятельности, осуществлять нравственно-философскую рефлексию.

Содержание дисциплины «Профессиональная этика» основывается на содержании таких предшествующих дисциплин, как «Обществознание», «Мировая и отечественная история», «Философия», «Логика», «Социология», «История отечественного государства и права».

3. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы - 72 часа.

Виды работ по дисциплине «Профессиональная этика» приведены в таблице 1.
Таблица 1


Виды работы

Трудоемкость, час.

Общая трудоемкость

72

Аудиторная работа

48

Лекции (Л)

Практические занятия (ПЗ)



14

24


Самостоятельная работа

34

Вид итогового контроля

Зачет

Тематический план

Таблица 2




№ п/п

Раздел (тема) учебной дисциплины

Се-местр

Виды учебной деятельности, трудоемкость

(в час.)


Образовательные технологии

Формы текущего контроля










Л

ПЗ

СР







1

Этика как нравственная философия. Этические основания профессии юриста

2

8

14

20


Мультимедийные средства, презентации, дистанционные технологии

Дискуссия на ПЗ, презентации, тестирование

2

Профессиональная этика юриста

2

6

10

14


Мультимедийные средства, презентации, дистанционные технологии

Дискуссия на ПЗ, презентации, тестирование




ВСЕГО

2

14

24

34









3.1 Содержание дисциплины (программа курса)
Раздел 1. Этика как нравственная философия. Этические основания профессии юриста.
Тема 1. Предмет этики и соотношение морали, нравственности и права
Этика как философская наука, изучающая мораль: место морали в системе общественных отношений, природу морали, внутреннюю структуру морали, происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает различные моральные системы. Объект этики – поведение людей. Предмет этики – мораль, реализуемая в поведении людей.

Происхождение термина «этика». Два значения термина «этос». Этос как устойчивая природа какого-либо явления. Вклад Аристотеля в развитие содержания понятия «этика». Аристотель: «этическое» как особый класс человеческих качеств – этических добродетелей; «этика» как особая предметная область знания, исследующая этические добродетели. Введение Цицероном термина «моральный». Содержание термина «моральный». IV в. – появление термина «мораль». Возникновение термина «нравственность». Соотношение терминов «этика», «мораль», «нравственность»: отождествление, дифференциация. Г. Гегель: мораль как субъективный аспект поступков, нравственность как объективный аспект видения поступков. Культурно-языковая традиция рассмотрения соотношения морали и нравственности.

Основные этапы развития этики. Зарождение этики в западной культуре: мифологическое мышление и первые этические идеи, этические положения «семи мудрецов». Нравственное самосознание личности в Древней Греции классического периода: антропологические и психологические теории морали. Этика добродетелей Аристотеля. Развитие нравственности в эпоху эллинизма: эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм. Нравственное самосознание личнсоти в Средние века: человек и нравственные добродетели в христианской моральной доктрине. Развитие этики в эпоху Возрождения и Реформации. Нравственное сознание эпохи Нового времени. Эвдемонизм и сенсуализм XVIII века. Теория нравственности и этическое кредо И.Канта. Эвдемонизм Л. Фейербаха.

Уровни этического знания. Эмпирическая этика: описание нравов, накопление исходной базы рассуждений. Нормативная этика: изучение норм, принципов, ценностей, их определение, анализ, проблемы их формирования и воспитания. Теоретическая этика как обоснование морали: разработка вопросов о сущности морали, о её происхождении, законах развития.

Виды этики. Научная этика: стремление человека опираться в своей нравственной деятельности на более глубокое, научное знание действительности. Религиозная этика как этика, основанная на откровении Богом человеку нравственных истин. Многозначность понятия «профессиональная этика»: профессиональная этика как определённые кодексы поведения людей при выполнении ими своей профессиональной деятельности; профессиональная этика как теоретическое обоснование профессиональных кодексов, способы их обоснования.

Тема 2. Природа и функции морали

Природа морали. Два направления в осмыслении вопроса о происхождении морали. Гетерономная этика: детерминация морали неморальными факторами – экономическими, биологическими, политическими, религиозными. Автономная этика: утверждение автономности морали.

Абсолютизм: нравственность как решающее основание человеческого бытия. Абсолютно-гетерономные теории: божественная воля как источник нравственности; справедливое воздаяние за этическое поведение. Абсолютно-автономные теории: природа человека, человеческого разума как источник возникновения морали. Этическое учение И. Канта. Интуитивизм: интуитивное постижение добра; приоритет морального долга над прагматическими мотивами (Дж. Мур, Д. Росс).

Натуралистические теории морали. Биологическая (эволюционная) этика: выведение морали из биологической организации человека, стремление к сохранению рода как источник формирования нравственного поведения (К. Лоренц, Ч. Дарвин, Г. Спенсер, П.А. Кропоткин). Эволюционная этика Г. Спенсера. Психологические теории морали: источник морали - специфическая психическая организация человека (З. Фред, К. Юнг, Э. Фромм, Г.Селье). Гедонизм: отождествление добра с удовольствием (Аристипп). Эвдемонизм: отождествление добра и счастья (Эпикур). Утилитаризм: отождествление добра с пользой; выведение морали из необходимости удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. «Принцип полезности» И. Бентама. Дж.Ст. Милль: необходимость удовлетворения потребности в общественном признании. Два течения в современном утилитаризме: «утилитаризм действия» (Дж. Смарт, Т. Спридж, А. Нарвессон) и «утилитаризм правила» (Дж. Эрмсон, Р. Брандт). Достоинства и недостатки натуралистических теорий морали.

Социальные теории морали. Марксистская этика: выведение морали из противоречий общих и частных интересов. Добро как общий интерес, выражаемый в классовой форме, классовый характер морали. Отрицание общечеловеческой нравственности в марксистской этике. Экономические детерминанты морали. Проблема определения наиболее прогрессивной морали в обществе (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Конвенционализм («договорная концепция» морали): общественный договор как источник нравственности (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Государство и право как гаранты общественных соглашений и предписаний: юридический и политический характер морали. Договорная концепция справедливости Дж. Ролза. Два принципа справедливости: равенство основных свобод и неравенство социальное и экономическое, направленное на поддержку наименее преуспевших. Признание самодостаточности свободы и неустранимости неравенства.

Функции морали: регулятивная (упорядочивание отношений человека с другими, самим собой, окружающим миром); аксиологическая (оценка поступков людей, целей их деятельности с точки зрения добра и зла); воспитательная (формирование духовной личнсоти, способной к самосовершенствованию); гносеологическая (познание законов добра, диалектику добра и зла, различных форм проявления добра и зла в мире); мировоззренческая (решение вопросов о смысле жизни, счастье, идеале).


Тема 3.Структура морали

Элементы морали: моральное сознание, нравственные отношения, нравственная деятельность и моральные ценности. Нравственное сознание как совокупность определённых чувств, воли, норм, принципов, идей, через которые субъект отражает мир ценностей добра и зла. Два уровня нравственного сознания: психологический и идеологический. Виды нравственного сознания: индивидуальное, групповое, общественное.

Психологический уровень: бессознательное, чувства, волю. В бессознательном проявляются остатки инстинктов, естественные нравственные законы, психологические комплексы и другие феномены. Нравственные чувства: любовь, сострадание, благоговение, стыд, совесть, ненависть, злоба и др. Врожденность и социальность нравственных чувств. Стыд как моральное чувство, через которое человек осуждает свои действия, мотивы и моральные качества. Вина как содержание стыда. Совесть как нравственно-психологический механизм самоконтроля. Концепции совести: эмпирические (объяснение совести через приобретённое личностью знание), интуитивистские (совесть как врождённая способность морального суждения), мистические (связь совести с религиозным опытом). Воля как субъективная способность к самодетерминации.

Идеологический уровень нравственного сознания: нормы, принципы, идеи, теории. Нравственная норма как правило действий человека, сформулированное его разумом на основе тех или иных моральных ценностей. Соотношение между нравственными и юридическими нормами как основными видами социальных норм. Общее: структура нравственной нормы: диспозиция, выражающая содержание и характер требования; гипотеза, которая указывает на условие исполнения нормы; санкция, выражающая способы или средства обеспечения её дееспособности. Основа нормы – ценности. Принципы – это наиболее общие нормы. Проблема отбора наиболее значимых принципов: «золотое правило морали», принцип любви, принцип ненасилия. Характерные черты нравственных норм: всеобщность и внеинституциональность. Классификация нравственных норм: требования и позволения. Требования: обязательства и естественные обязанности. Естественные обязанности: положительные и отрицательные. Позволения: безразличные (адиафорные), сверхдолжные. Категорический характер требований. Желательный характер позволений.

Моральные ценности как основания моральных норм. Ценность как положительное значение. Аспекты ценностного отношения к действительности: исходные для духовно-практического отражения оценки действительности; ценности выражают факт существования утвердившихся моральных норм, ценности как система аргументации необходимости исполнения нравственных норм; ценностное отношение как оценка отдельных поступков на основе утвердившихся норм; ценности – итог постижения человеком всей системы общественных требований.

Нравственные отношения как отношения, которые складываются между людьми при реализации ими моральных ценностей. Примеры нравственных отношений: отношения любви, солидарности, справедливости или, напротив, ненависти, конфликтности, насилия и т.п. Особенность нравственных отношений - их всеобщий характер: они охватывают всю сферу человеческих отношений и отношение человека к самому себе. Нравственное отношение к природе.

Моральная деятельность как практическая реализация ценностей добра и зла, осознанных человеком. Поступок как действие, которое субъективно мотивировано, предполагает свободу выбора, имеет значение и поэтому вызывает к себе определённое отношение. Свобода воли как основа нравственного поступка.

Деятельность личности по усвоению моральных норм. Роль личности при интерпретации моральных норм, преобразовании общественных требований. Взаимодействие личных и общественных ценностей.


Тема 4.Моральные ценности и категории морального сознания

Понятия морального сознания как выражение различных сторон нравственного отношения человека к действительности, осуществление общих оценок самой реальности и поступков людей с точки зрения их желательности или нежелательности для нормального существования общества и самого человека. Классификация категорий морального сознания и ее специфика: категории, отражающие общие оценки действительности с точки зрения их желательности или нежелательности для человека; категории, фиксирующие способы упорядоченности совместной жизни людей; Моральные категории, отражающие общие оценки действительности с точки зрения их желательности или нежелательности для человека.

Добро и зло – исходные представления морального сознания, наиболее общая форма разграничения нравственного и безнравственного. Проблема источника зла и борьбы с ним. Справедливость – понятие морального сознания и принцип деятельности морального субъекта. Мировоззренческие представления морального сознания - понятия смысла жизни и счастья.

Долг и совесть, честь и достоинство – основные императивно-оценочные механизмы нравственного сознания. Специфика нравственного долга и роль совести в моральной ориентации человека. Моральная ценность чести и достоинства личности.

Детерминизм и индетерминизм, фатализм и волюнтаризм – исторические формы решения проблем моральной свободы. Диалектическая традиция в решении этой проблемы. Нравственная необходимость – форма выражения социально-исторической необходимости. Нравственная свобода как осознание и реализация моральной необходимости. Объективные и субъективные предпосылки и факторы моральной свободы. Моральный выбор как форма проявления нравственной свободы и ответственности личности. Проблема целесообразности и эффективности морального выбора. Моральная ответственности как мера соответствия и ее оценка. Факторы моральной ответственности. Нравственная ответственность личности и социальная ответственность общества.

Понятие моральной оценки. Природа и особенности моральной оценки. Субъект и объект оценки, характер и формы выражения. Основания и критерии моральной оценки. Моральная самооценка. Нравственный поступок и его оценка. Факторы моральной оценки и проблема ее объективности.

Понятие, морального конфликта – альтернативность ценностей и необходимость выбора, драматизм и риск выбора, ответственность за него. Нравственный конфликт как острый моральный выбор: проблема целей и средств в моральном выборе. Компромисс как способ разрешения морального конфликта и его границы. Конформизм и нонконформизм как жизненная позиция в условиях моральных коллизий.
Тема 5. Право и актуальные проблемы этики

Нравственная онтология, аксиология и гносеология права. Этика права в структуре этического знания. Моральное содержание права как предмет этики права. Права человека как категория этики права. Основные понятия правовой этики. Понятия профессиональной чести, достоинства, долга, справедливости и др. юриста. Нравственные принципы права: гуманизм, честь, толерантность и др. Нравственная культура работника правоохранительных органов. Моральные конфликты в профессиональной этике юриста. Субъект правовой и юридической этики: единство и различие. Перспективы правоприменения этики. Средства повышения эффективности использования этических норм в правовой сфере современного общества.

Этическая интерпретация актуальных правовых проблем. Амнистия как морально-этическая проблема. Этические проблемы пенитенциарной системы и правовой реабилитации.

Прикладные проблемы современной правовой этики. Нравственно-правовые аспекты проблем смертной казни, биоэтики, эвтаназии, клонирования, трансплантологии, экологической этики и др. Нравственно-правовая проблема генетического контроля. Мера его допустимости. Этико-правовые проблемы смены пола. Этичность позиции коллективного мнения и разделенной ответственности в данном вопросе (Ж. Бодрийяр «Прозрачность зла»). Наказание, его соразмерность преступлению. Анатомия наказания, по М. Фуко. Смертная казнь как исключительная мера наказания. Этические аргументы против смертной казни. Войны справедливые и несправедливые: критерии различения. Гаагские и Женевские конвенции как результат развития международного гуманитарного права. Профессиональные армии и всеобщая воинская обязанность: нравственно-правовые аргументы «за» и «против». Информационные войны. Нравственно-правовая оценка террора. Этические истоки и следствия исследований искусственного интеллекта. Морально-правовые проблемы, связанные с распространением Интернета в России и мире. Этические характеристики виртуального общения.


Раздел 2. Профессиональная этика юриста
Тема 6. Особенности профессиональной этики юриста

Профессиональная этика как конкретизация общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям профессиональной деятельности. Зависимость специфики профессиональной этики от социальных функций профессии.

Основные принципы профессиональной этики: беспристрастность, объективность, конфиденциальность, должное исполнение профессиональных обязанностей, честность, справедливость, отказ от несправедливого преимущества над другими, уважение права других быть самостоятельными, добровольное подчинение закону и др.

Проблемы соотношения и сосуществования принципов профессиональной этики.

Социальные функции профессиональной этики: содействие успешному решению задач профессии; посредничество между интересами общества и интересами профессиональных групп населения; участие в согласовании интересов общества и личности; внедрение прогрессивных моральных ценностей в профессиональные отношения трудовой сферы общества.

Профессиональная этика и позитивный имидж профессии.

Виды профессиональной этики как отражение специфических особенностей конкретных областей деятельности. Соотношение универсальной и функционально-дифференцированной, профессиональной этики. Основные виды профессиональной этики.

Специфика профессиональной деятельности юриста, обусловленная особенностями его нравственного и социального положения. Формирование этики юриста на основе взаимосвязи правовых и моральных норм. Юридическая этика как вид профессиональной этики. Структура профессиональной этики юриста.

Нравственные качества юриста. Моральные конфликты в профессиональной этике юриста. Профессиональные этические кодексы и комитеты в правовой деятельности.

Моральное сознание как регулятор профессионального поведения и взаимоотношений. Структура профессионально-нравственного сознания: моральные идеалы, ценности, принципы и нормы. Единство и различие нравственного и правового сознания.  Приоритетный характер моральных стандартов.

Общая характеристика принципов юридической этики. Принцип гуманизма. Возрастание меры гуманности правовых отношений как проявление нравственно-правового прогресса в истории. Нравственное отношение к человеку как основной ценности. Приоритет защиты личности в уголовном законодательстве.

Гуманистическое содержание правоохранительной деятельности и ее выражение в профилактике, целях, средствах, методах борьбы с правонарушениями и преступностью. Основные направления процесса гуманизации правоохранительной системы.

Сущность и содержание принципа патриотизма. Патриотизм как моральный фактор профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Родина как социально-историческое, политико-правовое и моральное явление. Особенности патриотизма в условиях российского многонационального государства. Формы проявления национализма в России и задачи правоохранительных органов.

Принцип справедливости и законности в правоохранительной деятельности как правовая и нравственная норма. Справедливость как нравственный смысл норм и принципов права. Единство справедливости и юридической истины.

Совесть как нравственно-психологический механизм принятия решений и внутренний регулятор нравственного отношения сотрудников правоохранительных органов к людям.

Профессиональная честь - моральная основа оценки заслуг сотрудника правоохранительных органов, сплоченности служебного коллектива. Содержание и особенности профессиональной чести сотрудников правоохранительных органов. Понятие «честь мундира».

Профессиональный долг и ответственность сотрудника правоохранительных органов. Взаимосвязь нравственной и правовой сторон в содержании служебной ответственности. Соотношение служебного и нравственного долга в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Независимость как принцип юридической этики. Трактовка понятия «независимость» в общей теории морали и в профессиональной этике. Соблюдение норм профессиональной этики и соблюдение принципа независимости как способ сохранения корпоративных прав и привилегий и способ обеспечения реальной защиты прав человека, общества и государства.


Тема 7. Нравственное содержание правового регулирования и правосудия

Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительное деятельности. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека. Всеобщая декларация прав челове­ка о требованиях к организации правосудия и их нравственная сущ­ность. Международный пакт о гражданских и политических правах (19 декабря 1966 г.) о процессуальных гарантиях личности; его нравственная направленность и гуманитарный смысл.

Конституция РФ - развернутая система норм, создающих гаран­тии прав личности, включая гарантии справедливого правосудия, содержащие правовые и нравственные ценности.

Соотношение законности и нравственности в праве и правоохра­нительной деятельности. Нравственные нормы и принципы в материальном праве. Спра­ведливость в уголовном процессе; роль закона и морали в ее обес­печении. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства РФ. Правовые и нравственные отношении в уголовном процессе.


Тема 8.Этика производства следственных действий и этика прокурорского работника

Следственная этика как система нравственных принципов, норм и отношений, складывающихся в процессе раскрытия и расследования преступлений: между следователем, должностными лицами государственных органов, общественностью и отдельными гражданами.

Нравственные требования при производстве основных следственных действий. Нравственные основы избрания меры пресечения. Этика следователя в условиях конфликтной ситуации. Этика проведения допроса и очной ставки. Этический аспект применения следователем психологического воздействия в отношении подозреваемого. Этические основы взаимодействия следователя с гражданами.

Нравственные начала в деятельности прокуратуры: гласность, независимость и беспристрастность. Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации.


Тема 9. Адвокатская этика.

Понятие адвокатской этики. Место адвокатской этики в системе юридической этики. Судебная и адвокатская этика: общее и особенное. Значение этики в деятельности адвоката.

Деятельность адвоката и истина: нравственно-аксиологические аспекты. Свобода и ответственность в деятельности адвоката. Основные принципы нравственного поведения адвоката: добросовестность, честность, правдивость, нравственный долг, уважение к суду и др. Нравственные аспекты адвокатской тайны. Нравственный выбор адвоката при решении вопроса об отказе от поручения.

Нравственные основы содержания и специфика способов ведения дел адвокатом: подготовка к судебному разбирательству; участие в суде первой инстанции (представление доказательств, исследование доказательств) и т.п.

Нравственные аспекты различных видов адвокатской деятельности.

Значение морального престижа профессии адвоката для общества. Проблема ведения неправых дел. Этические аспекты договорных отношений клиента с адвокатами при оказании ими юридической помощи. Нравственная ценность целенаправленной деятельности адвоката в отстаивании правды.


Тема 10. Культура профессиональной деятельности юриста

Понятие деловой культуры и делового этикета. Значение культуры делового общения в деятельности юриста. Прагматические и нравственные аспекты общения. Понятие бескорыстия. Вежливость, этикет. Проблема ответственности. Правила делового общения: пунктуальность, конфиденциальность, гуманизм и др.

Нравственные требования, предъявляемые к судебной речи. Культура речи юриста.

Нравственные требования, предъявляемые к процессуальному порядку и составлению юридических документов.

Конфликтность уголовного судопроизводства. Культура полемики, спора, дискуссии.

Служебная этика: изучение моральных вопросов, связанных с трудовой деятельностью определенного круга специальностей, охватываемых той или иной профессией. Требования служебной этики: дисциплинированность, сбережение материальных ресурсов, корректность межличностных отношений. Дж. Ягер: «десять заповедей честного карьериста».



3.2 Лекции
Лекции, читаемые в рамках дисциплины «Социология», приведены в таблице 3.
Таблица 3.


Раздел курса

Наименование лекции

Объем часов

Тематика (план) лекции

Задания для подготовки к лекции

1

2

3

4

5

1

Предмет этики и соотношение морали, нравственности и права

2


1.Этика в системе гуманитарных наук. Предмет и объект этики.

2. Виды этики: религиозная, светская.

3. Специфика предмета профессиональной этики.

4. Функции этики.



Прочитать:

1. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – Глава 1.2

2. Этика: учебное пособие для бакалавров/ под общ. ред. В.М. Артемова. – М.: Издательство Проспект, 2013. – Глава 1.1.


1

Природа и функции морали

2


1. Концепции возникновения морали: гетерономные и автономные.

2. Содержание функций морали.



Прочитать:

1. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – Глава 2.1.

2. Этика: учебное пособие для бакалавров/ под общ. ред. В.М. Артемова. – М.: Издательство Проспект, 2013. – Глава 2.


1

Структура морали

2


1. Моральное сознание и его содержание.

2. Моральное отношение, специфика его формирования.

3. Моральное поведение и его виды.


Прочитать:

1. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – Глава 2.2.

2. Этика: учебное пособие для бакалавров/ под общ. ред. В.М. Артемова. – М.: Издательство Проспект, 2013. – Глава 1.3


1

Моральные ценности и категории морального сознания

2


1. Моральные категории.

2. Моральные чувства.

3. Моральные ценности.

4. Основные моральные принципы поведения.



Прочитать:

1. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – Глава 2, Глава 3, Глава 4.

2. Этика: учебное пособие для бакалавров/ под общ. ред. В.М. Артемова. – М.: Издательство Проспект, 2013. – Глава 3.


1

Право и актуальные проблемы этики

2

1. Этика права в структуре этического знания.

2. Права человека как категория этики права.

3. Основные понятия правовой этики.

4. Понятия профессиональной чести, достоинства, долга, справедливости и др. юриста.

5. Этическая интерпретация актуальных правовых проблем.


Прочитать:

1. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – Глава 5.

2. Этика: учебное пособие для бакалавров/ под общ. ред. В.М. Артемова. – М.: Издательство Проспект, 2013. – Глава 5.1.


2

Особенности профессиональной этики юриста

2

1. Основные принципы профессиональной этики.

2. Проблемы соотношения и сосуществования принципов профессиональной этики.

3. Социальные функции профессиональной этики.

4. Нравственные качества юриста.

5. Моральные конфликты в профессиональной этике юриста.


Прочитать:

1. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – Глава 6.

2. Этика: учебное пособие для бакалавров/ под общ. ред. В.М. Артемова. – М.: Издательство Проспект, 2013. – Глава 5.1.


2

Нравственное содержание правового регулирования. Нравственные основы деятельности представителей отдельных юридических профессий

2

1. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительное деятельности.

2. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека.

3. Этика производства следственных действий.

4. Этика прокурорского работника.

5. Адвокатская этика.

6. Судейская этика и судебная этика.



Прочитать:

1. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – Глава 6, Глава 7, Глава 8, Глава 9.

2. Этика: учебное пособие для бакалавров/ под общ. ред. В.М. Артемова. – М.: Издательство Проспект, 2013. – Глава 5.1, 5.2, 5.3, 5.4.


Итого

14





3.3. Практические занятия
Перечень практических занятий приведен в таблице 4.
Таблица 4.


№ занятия

Раздел курса

Вид ПЗ

Тема ПЗ

Объем часов

1

2

3

4

5

1

1

Традиционное: вопросно-ответная форма, дискуссия

Предмет этики и соотношение морали, нравственности и права

2


2

1

Интерактивное: презентации, дискуссия

Природа и функции морали


2

3

1

Интерактивное: презентации, дискуссия

Структура морали

2


4

1

Интерактивное: презентации, дискуссия

Моральные ценности и категории морального сознания


2

5

1

Интерактивное: презентации, дискуссия

Право и актуальные проблемы этики. Этическая интерпретация правовых проблем.

2

6

1

Коллоквиум, тестирование

Рубежный контроль по всем темам раздела

2

7

2

Интерактивное: презентации, дискуссия

Особенности профессиональной этики юриста


2

8

2

Интерактивное: презентации, дискуссия

Нравственное содержание правового регулирования и правосудия


2

9

2

Интерактивное: презентации, дискуссия

Этика производства следственных действий

и этика прокурорского работника




2

10

2

Интерактивное: презентации, дискуссия

Адвокатская этика


2

11

2

Интерактивное: презентации, дискуссия

Культура профессиональной деятельности юриста

2

12

2

Коллоквиум,

тестирование



Рубежный контроль

2










ИТОГО

24



Практическое занятие 1. Предмет этики и соотношение морали, нравственности и права (2 часа)
План (вопросы для обсуждения):

  1. Этика как практическая философия. История и причины возникновения этики. Объект и предмет этики.

  2. Генезис понятий «этика», «мораль» и «нравственность».

  3. Взаимосвязь морали и права.

  4. Уровни этического знания: эмпирический, теоретический, нормативный.

  5. Виды этики: религиозная, научная и профессиональная этика.

  6. Этические категории: понятие, функции, классификация.


Литература основная:

  1. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – Глава 1.2

  2. Этика: учебное пособие для бакалавров/ под общ. ред. В.М. Артемова. – М.: Издательство Проспект, 2013. – Глава 1.1.


Литература дополнительная:

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2008. — 480 с.

  2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / -2-е изд., стереотип. М.: Издательство «Экзамен», 2009.

  3. Матвеев Е.П. Этика. Основы общей теории морали: Курс лекций. Ч. 1 / Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2002. – 51 с.

  4. Разин А.В. Этика: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. – М.: Академический проспект, 2006. – 624 с.

  5. Этика: учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2007. – 496с.


Практическое занятие 2. Природа и функции морали (2 часа)
План (вопросы для обсуждения):

  1. Проблема природы морали: автономное и гетерономное направления в этике.

  2. Абсолютизм: абсолютно-гетерономные, абсолютно-автономные и интуитивные теории морали.

  3. Биологические теории морали.

  4. Гедонистические и эвдемонистические теории морали.

  5. Психологические теории морали.

  6. Утилитаризм.

  7. Марксистская этика.

  8. Конвенционализм: «договорная теория» происхождения морали.

  9. Функции морали в обществе.



Литература основная:

  1. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – Глава 2.1.

  2. Этика: учебное пособие для бакалавров/ под общ. ред. В.М. Артемова. – М.: Издательство Проспект, 2013. – Глава 2.


Литература дополнительная:

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2008. — 480 с.

  2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / -2-е изд., стереотип. М.: Издательство «Экзамен», 2009.

  3. Матвеев Е.П. Этика. Основы общей теории морали: Курс лекций. Ч. 1 / Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2002. – 51 с.

  4. Разин А.В. Этика: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. – М.: Академический проспект, 2006. – 624 с.

  5. Этика: учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2007. – 496с.


Практическое занятие 3. Структура морали (2 часа)
План (вопросы для обсуждения):

  1. Моральное сознание и его структура: уровни нравственного сознания, нравственные чувства.

  2. Нормы и принципы как элементы морали и их классификация.

  3. Моральные ценности как основания моральных норм.

  4. Понятие и специфика нравственных отношений.

  5. Понятие и специфика нравственной деятельности.

  6. Активность личности в процессе усвоения и преобразования общественных требований.


Литература основная:

  1. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – Глава 2.2.

  2. Этика: учебное пособие для бакалавров/ под общ. ред. В.М. Артемова. – М.: Издательство Проспект, 2013. – Глава 1.3.


Литература дополнительная:

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2008. — 480 с.

  2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / -2-е изд., стереотип. М.: Издательство «Экзамен», 2009.

  3. Матвеев Е.П. Этика. Основы общей теории морали: Курс лекций. Ч. 1 / Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2002. – 51 с.

  4. Разин А.В. Этика: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. – М.: Академический проспект, 2006. – 624 с.

  5. Этика: учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2007. – 496с.


Практическое занятие 4. Моральные ценности и категории морального сознания (2 часа)
План (вопросы для обсуждения):

  1. Общие представления о понятиях нравственного сознания; классификация категорий морального сознания и ее специфика.

  2. Моральные категории, отражающие общие оценки действительности с точки зрения их желательности или нежелательности для человека: «добро», «зло», «справедливость», «счастье», «смысл жизни».

  3. Нравственно-правовые аспекты справедливости.

  4. Моральные категории, отражающие индивидуальные механизмы работы нравственного самосознания: «ответственность», «свобода», «стыд», «честь», «достоинство».

  5. Регулятивное значение нравственного долга.

  6. Условия осуществления долга. Виды долга.

  7. Природа совести.

  8. Виды и функции совести.


Литература основная:

  1. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – Глава 2, Глава 3, Глава 4.

  2. Этика: учебное пособие для бакалавров/ под общ. ред. В.М. Артемова. – М.: Издательство Проспект, 2013. – Глава 3.


Литература дополнительная:

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2008. — 480 с.

  2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / -2-е изд., стереотип. М.: Издательство «Экзамен», 2009.

  3. Матвеев Е.П. Этика. Основы общей теории морали: Курс лекций. Ч. 1 / Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2002. – 51 с.

  4. Разин А.В. Этика: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. – М.: Академический проспект, 2006. – 624 с.

  5. Этика: учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2007. – 496с.


Практическое занятие 5. Право и актуальные проблемы этики. Этическая интерпретация правовых проблем (2 часа)
План (вопросы для обсуждения):

  1. Этика права в структуре этического знания. Моральное содержание права как предмет этики права.

  2. Основные понятия правовой этики. Понятия профессиональной чести, достоинства, долга, справедливости и др. юриста.

  3. Нравственные принципы права: гуманизм, честь, толерантность и др.

  4. Моральные конфликты в профессиональной этике юриста.

  5. Этическая интерпретация актуальных правовых проблем. Амнистия как морально-этическая проблема. Этические проблемы пенитенциарной системы и правовой реабилитации.

  6. Прикладные проблемы современной правовой этики. Нравственно-правовые аспекты проблем смертной казни, биоэтики, эвтаназии, клонирования, трансплантологии, экологической этики и др.


Литература основная:

  1. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – Глава 5.

  2. Этика: учебное пособие для бакалавров/ под общ. ред. В.М. Артемова. – М.: Издательство Проспект, 2013. – Глава 5.1.


Литература дополнительная:

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2008. — 480 с.

  2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / -2-е изд., стереотип. М.: Издательство «Экзамен», 2009.

  3. Матвеев Е.П. Этика. Основы общей теории морали: Курс лекций. Ч. 1 / Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2002. – 51 с.

  4. Разин А.В. Этика: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. – М.: Академический проспект, 2006. – 624 с.

  5. Этика: учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2007. – 496с.


Практическое занятие 6. Рубежный контроль (2 часа)
План (вопросы для коллоквиума):

  1. Предмет этики.

  2. Функции этики.

  3. Теоретическая и практическая этика.

  4. Специфика религиозной этики.

  5. Специфика светской этики.

  6. Особенности профессиональной этики.

  7. Структура морали.

  8. Характеристика категории морального сознания (на выбор)


Литература основная:

  1. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2013.

  2. Этика: учебное пособие для бакалавров/ под общ. ред. В.М. Артемова. – М.: Издательство Проспект, 2013.


Литература дополнительная:

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2008. — 480 с.

  2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / -2-е изд., стереотип. М.: Издательство «Экзамен», 2009.

  3. Матвеев Е.П. Этика. Основы общей теории морали: Курс лекций. Ч. 1 / Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2002. – 51 с.

  4. Разин А.В. Этика: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. – М.: Академический проспект, 2006. – 624 с.

  5. Этика: учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2007. – 496с.


Практическое занятие 7. Особенности профессиональной этики юриста (2 часа)
План (вопросы для обсуждения):

  1. Основные принципы профессиональной этики.

  2. Проблемы соотношения и сосуществования принципов профессиональной этики.

  3. Социальные функции профессиональной этики.

  4. Специфика профессиональной деятельности юриста. Особенности ее формирования.

  5. Роль профессиональных этических кодексов и комитетов в правовой деятельности.

  6. Структура профессионально-нравственного сознания юриста: моральные идеалы, ценности, принципы и нормы.

  7. Виды юридической этики.


Литература основная:

  1. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – Глава 6.

  2. Этика: учебное пособие для бакалавров/ под общ. ред. В.М. Артемова. – М.: Издательство Проспект, 2013. – Глава 5.1.


Литература дополнительная:

  1. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2002

  2. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста / учебн. пособие для студентов. – Изд-во РУДН., 2009. – 161 с.

  3. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории. – Изд-во РУДН. – М., 2010. – 292 с.

  4. Юридическая этика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / И.И. Аминов и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.


Практическое занятие 8. Нравственное содержание правового регулирования и правосудия (2 часа)
План (вопросы для обсуждения):

  1. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительное деятельности.

  2. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека:

    1. Всеобщая декларация прав челове­ка о требованиях к организации правосудия и их нравственная сущ­ность.

    2. Международный пакт о гражданских и политических правах (19 декабря 1966 г.) о процессуальных гарантиях личности; его нравственная направленность и гуманитарный смысл.

  3. Конституция РФ - развернутая система норм, создающих гаран­тии прав личности, включая гарантии справедливого правосудия, содержащие правовые и нравственные ценности.

  4. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства РФ. Спра­ведливость в уголовном процессе; роль закона и морали в ее обес­печении.


Литература основная:

  1. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – Глава 6.

  2. Этика: учебное пособие для бакалавров/ под общ. ред. В.М. Артемова. – М.: Издательство Проспект, 2013. – Глава 5.1.


Литература дополнительная:

  1. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2002

  2. Концепция судебной реформы в Российской Федерации. - М.: Республика, 1992.

  3. Российская Федерация. Кодекс судейской этики: [утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.].

  4. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста / учебн. пособие для студентов. – Изд-во РУДН., 2009. – 161 с.

  5. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории. – Изд-во РУДН. – М., 2010. – 292 с.

  6. Юридическая этика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / И.И. Аминов и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.


Практическое занятие 9. Этика производства следственных действий и этика прокурорского работника (2 часа)
План (вопросы для обсуждения):

  1. Следственная этика как система нравственных принципов, норм и отношений, складывающихся в процессе раскрытия и расследования преступлений: между следователем, должностными лицами государственных органов, общественностью и отдельными гражданами.

  2. Нравственные требования при производстве основных следственных действий.

  3. Нравственные основы избрания меры пресечения.

  4. Этика проведения допроса и очной ставки.

  5. Этический аспект применения следователем психологического воздействия в отношении подозреваемого.

  6. Этические основы взаимодействия следователя с гражданами.

  7. Нравственные начала в деятельности прокуратуры: гласность, независимость и беспристрастность. Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации.

Литература основная:

  1. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – Глава 7, Глава 8, Глава 9.

  2. Этика: учебное пособие для бакалавров/ под общ. ред. В.М. Артемова. – М.: Издательство Проспект, 2013. – Глава 5.2, 5.3, 5.4.


Литература дополнительная:

  1. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2002

  2. Российская Федерация. Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации: [утв. Приказом министра внутренних дел России № 501 от 19.11.93 г.].

  3. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста / учебн. пособие для студентов. – Изд-во РУДН., 2009. – 161 с.

  4. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории. – Изд-во РУДН. – М., 2010. – 292 с.

  5. Юридическая этика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / И.И. Аминов и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.



Практическое занятие 10. Адвокатская этика (2часа)
План (вопросы для обсуждения):

  1. Понятие адвокатской этики. Место адвокатской этики в системе юридической этики.

  2. Судебная и адвокатская этика: общее и особенное. Значение этики в деятельности адвоката.

  3. Основные принципы нравственного поведения адвоката: добросовестность, честность, правдивость, нравственный долг, уважение к суду и др.

  4. Нравственные аспекты адвокатской тайны.

  5. Нравственные аспекты различных видов адвокатской деятельности.


Литература основная:

  1. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – Глава 7, Глава 8, Глава 9.

  2. Этика: учебное пособие для бакалавров/ под общ. ред. В.М. Артемова. – М.: Издательство Проспект, 2013. – Глава 5.2, 5.3, 5.4.


Литература дополнительная:

  1. Генеральные принципы этики адвокатов Международной ассоциации юристов: [одобрены МАЮ в 1995 г. ] // Российская юстиция. - 1996. - № 3.

  2. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2002

  3. Российская Федерация. Кодекс профессиональной этики адвоката: [принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.].

  4. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста / учебн. пособие для студентов. – Изд-во РУДН., 2009. – 161 с.

  5. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории. – Изд-во РУДН. – М., 2010. – 292 с.

  6. Юридическая этика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / И.И. Аминов и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.


Практическое занятие 11. Культура профессиональной деятельности юриста (2 часа)
План (вопросы для обсуждения):

  1. Понятие деловой культуры и делового этикета.

  2. Значение культуры делового общения в деятельности юриста.

  3. Культура речи юриста.

  4. Культура юридического документа.

  5. Правила поведения юристов во внеслужебной деятельности.


Литература основная:

  1. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – Глава 11.

  2. Этика: учебное пособие для бакалавров/ под общ. ред. В.М. Артемова. – М.: Издательство Проспект, 2013. – Глава 4.5.


Литература дополнительная:

  1. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2002

  2. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: [принят Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г.] / // Социалистическая законность. - 1990. - № 1.

  3. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста / учебн. пособие для студентов. – Изд-во РУДН., 2009. – 161 с.

  4. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории. – Изд-во РУДН. – М., 2010. – 292 с.

  5. Юридическая этика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / И.И. Аминов и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.



Практическое занятие 12. Рубежный контроль (2 часа)
План (вопросы для коллоквиума):

  1. Основные моральные принципы поведения юриста.

  2. Этика ведения следственных действий.

  3. Этика прокурорского работника.

  4. Этика судьи.

  5. Адвокатская этика.

  6. Этика поведения на судебном заседании.

  7. Правила поведения юристов во внеслужебной деятельности.

  8. Причины возникновения профессионально-нравственной деформации представителей юридических профессий и способы ее профилактики.


Литература основная:

  1. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2013.

  2. Этика: учебное пособие для бакалавров/ под общ. ред. В.М. Артемова. – М.: Издательство Проспект, 2013.


Литература дополнительная:

  1. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2002

  2. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста / учебн. пособие для студентов. – Изд-во РУДН., 2009. – 161 с.

  3. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории. – Изд-во РУДН. – М., 2010. – 292 с.

  4. Юридическая этика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / И.И. Аминов и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.



Раздел 1. Этика как нравственная философия. Этические основания профессии юриста (20 часов)
План (вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения на практических занятиях):

  1. Предметное поле науки этики.

  2. Соотношение философии и этики.

  3. Соотношение понятий «мораль», нравственность».

  4. Важнейшие основания морали.

  5. Этика гедонизма.

  6. Этика эвдемонизма.

  7. Этика утилитаризма.

  8. Отличие гетерономной этики от автономной.

  9. Соотношение нравственных норм и принципов.

  10. Структура нравственных норм.

  11. Соотношение понятий «вины», «совести» и «стыда».

  12. Соотношение понятий «добро» и «справедливость».

  13. Соотношение понятий «добро» и «долг».

  14. Соотношение понятий «благо» и «добро».


Раздел 2. Профессиональная этика юриста (14 часов)
План (вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения на практических занятиях):

  1. Возрастании роли профессиональной этики на современном этапе развития общества.

  2. Причины возникновения первых профессиональных кодексов.

  3. Формирование норм профессиональной морали.

  4. Структура профессиональной морали юриста.

  5. Долг с точки зрения представителей юридических профессий.

  6. Специфика профессиональной чести.

  7. Специфика профессиональной совести.

  8. Специфика профессиональной ответственности.

  9. Специфика профессионального долга.

  10. Формирование нравственной культуры юриста.


3.4. Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студента по дисциплине «Социология» включает следующие виды:

- чтение и конспектирование учебной и монографической литературы;

- подготовка презентаций по отдельным вопросам практического занятия;

- подготовка аргументов и контраргументов для обоснования и критики определенных позиций в ходе дискуссии на практическом занятии;



- подготовка к тестированию.
Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам курса.


№ раздела

Тема раздела

Темы презентаций

На что нужно обратить особое внимание

1

2

3

4

1.

Этика как нравственная философия. Этические основания профессии юриста

  1. "Моральный закон во мне" как высшая ценность.

  2. Критерии нравственной зрелости личности.

  3. Общественные ценности в контексте исторического развития.

  4. Историческое развитие нравственности: прогресс или регресс?

  5. "Что законно, то морально": за и против.

  6. Особенности предмета профессиональной этики юриста.

  7. Соотношение общей и профессиональной морали юриста.

  8. Соотношение цели и средств в работе юриста.

  9. Долг как основополагающая ценность в работе юриста.



  10. Совесть как основа внутреннего убеждения при принятии процессуального решения.

  11. Совесть как критерий оценки доказательств.

  1. Подходы к объяснению взаимосвязи морали и права.

  2. Истоки формирования моральных представлений.

  3. История развития представлений об основных категориях морального сознания.

  4. Основные структурные элементы морали: моральное сознание, моральное отношение, моральное поведение.



2.

Профессиональная этика представителей юридических профессий

  1. Нравственный и служебный долг сотрудника правоохранительных органов: вопросы соотношения.

  2. Позиция А.Ф. Кони о нравственном содержании деятельности юриста.

  3. Роль справедливости в правоприменительной деятельности.

  4. Справедливость, как нравственное требование к приговору.

  5. Нравственное и правовое сознание юриста.

  6. Нравственные особенности деятельности юриста.

  7. Нравственный выбор в работе юриста.

  8. Честность, как нравственное требование, предъявляемое к адвокату и его деятельности.

  9. Культура полемики в суде.

  10. Правовая и нравственная культура: проблема соотношения.

  11. Принципы и культура делового общения.

  12. Справедливость как критерий деятельности представителей юридических профессий.

  13. Моральные конфликты в деятельности юриста.

  1. Роль профессиональной этики в современном обществе.

  2. Формирование норм профессиональной морали.

  3. Содержание нравственных требований, предъявляемых к представителям юридических профессий.



4. Образовательные технологии

  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница