Рабочая программа дисциплины методика преподавания русского языка (специальная)



страница1/4
Дата29.04.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.В9. Методика преподавания русского языка (специальная)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению
подготовки бакалавриата


050700.62 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Логопедия

Очная форма обучения



Составитель(и): Э.Г. Закондырина,

К.п.н, доцент кафедры СПиСП



Утверждено на заседании кафедры

_________________________________


факультета/института ______________

(протокол №___от____________20_ г.)


Зав. кафедрой

_______________ __________________ подпись Ф.И.О.



Структура рабочей программы дисциплины (модуля).


  1. Аннотация к дисциплине.

Цель освоения – сформировать у студентов представления о теоретических основах преподавания русского языка в школе для детей с речевой патологией. Содержание дисциплины отражает современные подходы к использованию эффективных методов и инновационных технологий в организации учебной работы по русскому языку, раскрывает сущность процесса обучения, формирует умения планировать и проводить уроки по русскому языку в речевой школе. Данная дисциплина «Методика преподавания русского языка (специальная)» имеет четко выраженную теоретико - прикладную направленность и относится к Профессиональному циклу ООП ВПО.

  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Планирует, организует и совершенствует собственную коррекционно-педагогическую деятельность (ПК-10) .

Использует знания в области современного русского языка в профессиональной деятельности, осуществляет лингвистический анализ (ПК-11).



  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).




№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1.

Специальная методика русского языка как наука

2

Практическое занятие №1-4

2.

Методика обучения грамоте

4

Практическое занятие № 5-10

3.

Методика обучения чтения

6

Практическое занятие № 11-16

4.

Методика обучения грамматики и орфографии

6

Практическое занятие № 17-22

5.

Методика развития речи

6

Практическое занятие № 23-28




  1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):

Общие сведения

1.

Кафедра

Специальной педагогики и специальной психологии

2.

Направление подготовки

0507000.62 Специальное дефектологическое образование Профиль Логопедия

3.

Дисциплина (модуль)

Методика преподавания русского языка (специальная)

4.

Тип заданий

Тесты

5.

Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.)

Пять

Перечень компетенций

Планирует, организует и совершенствует собственную коррекционно-педагогическую деятельность (ПК-10) .



Использует знания в области современного русского языка в профессиональной деятельности, осуществляет лингвистический анализ (ПК-11).



Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания:

  • фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические закономерности развития русского языка;

  • типичные и индивидуальные проявления нарушений речевого развития учащихся младших классов речевой школы;

  • содержание учебных дисциплин, относящихся к циклу «Русский язык»;

  • специфику планирования и организации индивидуальных и фронтальных форм коррекционной и учебной работы.



Умения

  • отбирать и систематизировать базовый теоретический материал;

  • выявлять связь между целями обучения, видами коррекции и всеми
    элементами системы;

  • определять эффективные методы обучения грамоте и чтению,
    направленные на коррекцию психофизического развития учеников;

  • использовать знания в области специальной методики преподавания русского языка при проведении учебной и внеклассной работы по русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.




Навыки:

  • составления конспекты уроков русского языка с использованием инновационных технологий с элементами ТРИЗ-технологий;

  • подбора дидактических развивающих игр с использованием метода ТРИЗ.

  • структурирования устных и письменных высказываний школьников;

  • применения инновационных технологий в профессиональной деятельности учителя-логопеда.




Опыт деятельности: реализация программы прохождения учебно-исследовательской практики и стажерской практик


Этапы формирования компетенций


  1. Специальная методика русского языка как педагогическая наука

  2. Методика обучения грамоте

  3. Методика обучения чтению

  4. Методика обучения грамматике и орфографии

  5. Методика развития речи




Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл):

«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%

Критерии оценки: «2» - менее 12 баллов; «3» - 12 – 15 баллов; «4» - 16 – 18 баллов;

«5» - 19-20 баллов.





Типовое контрольное задание

Пример тестовых заданий:

Выберите правильный ответ:

1. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе является:

а) разделом педагогики;

б) самостоятельной наукой;

в) разделом методики обучения русскому языку в начальной школе.

2. Основоположником специальной методики преподавания русского языка является:

а) Ф.И. Буслаев;

б) К.Д. Ушинский;

в) М.Ф. Гнездилов.

3. Содержательный компонент обучения русскому реализуется в:

а) разработке специфических методов обучения;

б) определении объёма изучаемого материала по каждой теме;

в) выборе эффективных методических приёмов.

4. Лингвистические основы методики обучения грамоте составляют:

а) особенности грамматического строя;

б) специфика лексики;

в) особенности русской фонетики.

5. На основе какого метода обучения грамоте создан первый печатный учебник «Азбука» Ивана Федорова в 1574 году:

а) звукового;

б) буквослагательного;

в) слогового.

6. Одним из положений современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте не является:

а) единицей обучения является звук;

б) обучение письму следует за периодом обучения чтению;

в) сочетание в работе на уроке приемов звукового анализа и синтеза.

7. Типы уроков обучения грамоте в первом классе:

а) урок изучения нового материала, урок обобщения знаний;

б) урок закрепления знаний, урок контроля и учета;

в) урок обобщения знаний, урок развития речи.

8. Коррекционная направленность программного материала по обучению грамоте предполагает:

а) наличие нескольких пропедевтических периодов;

б) увеличение количества уроков по каждой теме;

в) концентрический принцип расположения материала.

9. Задачи уроков чтения в специальной (коррекционной) школе:

а) выработка навыка полноценного чтения;

б) развитие связной письменной речи;

в) обучение чтению и письму.

10. Знакомство с элементарной литературоведческой теорией предполагает:

а) выразительное чтение стихотворения,

б) изучение биографии поэта,

в) сжатый пересказ текста;

11. Структура урока литературного чтения в специальной (коррекционной) школе не содержит:

а) словарной работы,

б) первичного чтения учителем текста,

в) системы звуковых упражнений;


КЛЮЧ К ТЕСТАМ


№ п/п

1 вариант

2 вариант

1

Б

В

2

В

А

3

Б

В

4

В

Б

5

Б

Б

6

Б

А

7

А

А

8

Б

Б

9

А

Б

10

Б

Б

11

В

В

12

А

А

13

А

Б

14

Б

А

15

В

В

16

Б

Б

17

Б

А

18

А

В

19

А

В

20

Б

Б


Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл):

«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%

Критерии оценки: «2» - менее 12 баллов; «3» - 12 – 15 баллов; «4» - 16 – 18 баллов;



«5» - 19-20 баллов.

Примерный перечень вопросов к экзамену.

  1. Специальная методика русского языка как педагогическая наука Связь с другими науками.

  2. Обучение учащихся младших классов разговорной речи в связи с различными видами деятельности.

  3. Обучение устной и письменной монологической речи учащихся начальных классов с ОНР. Задачи, содержание и организация работы по развитию монологической речи.

  4. Обучение различным видам речевой деятельности на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе V вида.

  5. Принципы построения работы по языковому образованию учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

  6. методика обучения грамоте. Психолого-педагогические основы методики обучения грамоте.

  7. Лингвистические основы методики обучения грамоте.

  8. Характеристика звукового аналитико-синтетического метода обучения
    грамоте. Приёмы звуко-буквенного анализа и синтеза.

  9. Классификация методов обучения грамоте. Характеристика
    буквослагательного метода.

  10. Сущность слогового метода обучения грамоте. Появление звуковых
    методов.

  11. Особенности метода обучения грамоте «целых слов».

  12. Процесс обучения грамоте: периодизация обучения грамоте. Особенности работы на подготовительном этапе.

  13. Характеристика этапов работы по букварю Н. Крыловой (для специальной коррекционной школы V вида).

  14. Типология уроков обучения грамоте. Использование дидактических игр на уроках.

  15. Структура урока знакомства с новой буквой.

  16. Урок знакомства с новой буквой. Система звуковых упражнений.

  17. Виды чтения, используемые на уроках чтения в специальной (коррекционной) школе.

  18. Задачи и содержание уроков чтения в специальной (коррекционной)
    школе.

  19. Особенности овладения школьниками навыком полноценного чтения. Правильность чтения.

  20. Формирование беглости чтения.

  21. Выработка осознанного чтения.

  22. Работа над выразительным чтением.

  23. Виды и особенности проведения подготовительной работы на уроках
    чтения.

  24. Методика организации словарной работы на уроках чтения.

  25. Изучение художественных произведений разных жанров. Методика изучения рассказа.

  26. Изучение художественных произведений разных жанров. Методика чтения сказок.

  27. Методика чтения стихотворений.

  28. Методика изучения басен.

  29. Проблемы формирования у младших школьников читательской самостоятельности.

  30. Виды работы с текстом художественного произведения.

  31. Методика внеклассного чтения. Процесс формирования читательской самостоятельности.

  32. Система обучения русскому языку в современной школе: взаимосвязь языковых знаний и умений.

  33. Виды орфографических упражнений. Списывание.

  34. Осложнённое списывание, методика его проведения.

  35. Диктант как орфографическое упражнение. Классификация диктантов.

  36. Методика проведения обучающих диктантов на уроках русского языка.

  37. Методика проведения контрольного диктанта.

  38. Методика проведения словарных диктантов.

  39. Система работы по предупреждению и исправлению орфографических ошибок. Особенности проведения урока работы над ошибками в специальной (коррекционной) школе.

  40. Формирование детского лексикона. Задачи, содержание и система словарной работы.

  41. Работа с текстом на уроках русского языка. Репродуктивные, конструктивные, творческие упражнения речевой направленности.

  42. Методика развития устной речи у детей с общим речевым недоразвитием.

  43. Система работы по развитию письменной речи. Методика написания изложений и сочинений.

  44. Формирование грамматического строя речи у учащихся специальной (коррекционной) школы.

  45. Формирование звукового строя речи у учащихся специальной (коррекционной) школы.

  46. Формирование синтаксического строя речи учащихся специальной (коррекционной) школы.

  47. Изучение русского языка в 5-10 классах специальной (коррекционной) школы. Особенности работы, обусловленные спецификой речевого развития.

  48. Типы уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе V вида. Особенности их структуры и методика проведения.

  49. Принципы построения работы по обучению русскому языку учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.

  50. Методика работы над связной устной и письменной речью учащихся старших классов в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Виды работы по развитию связной речи учащихся.


1.13 Примерная тематика рефератов

1. Речевая деятельность как особый специфический вид деятельности

2. Основные виды речевой деятельности и их характеристика

3. Операционная структура речевой деятельности, её формирование в ходе онтогенеза

4. Высказывание как продукт деятельности говорения

5. Язык как средство осуществления речевой деятельности

6. Основные закономерности формирования значения слова в ходе речевого онтогенеза

7. Текст как универсальный знак языка

8. Семантическая и синтаксическая организация текста

9. Психологическая характеристика связной монологической речи

10. Письменная речь как специфическая форма речевой деятельности

11. Письмо как вид речевой деятельности

12. Внутренняя речь как вид речевой деятельности

13. Теория Н.И. Жинкина об особых кодах внутренней речи и кодовых переходах

14. Формирование фонетической стороны речи в онтогенезе

15. Формирование лексического строя речи в онтогенезе речевой деятельности

16. Закономерности формирования грамматического строя речи в ходе онтогенеза

17. Теоретические концепции формирования языковой способности (языковой компетенции) в ходе онтогенеза

18. Взаимосвязь речи с другими психическими процессами

19. Проблема взаимосвязи в развитии мышления и речи



20. Речь взрослых как важнейший фактор формирования речи младшего школьника
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

ОСНОВНАЯ

  1. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: Учебное пособие для студ., обучающихся по спец. Логопедия / Под ред. А.А. Алмазовой, В.И. СеливерстоваА. - М.: ВЛАДОС, 2011.

  2. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе языка [Текст]: Учебник для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / А. К. Аксенова. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 315 с., [Гриф].

  3. Алмазова, А.А. Обучение построению текста учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида [Текст]: Пособие для учителей / А.А. Алмазова. – М.: Прометей, 2004.

  4. Демиденко, С.А. Методика преподавания русского языка в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: Учебное пособие / С.А Демиденко – Челябинск: ЧГПУ, 2010. – 65 с.

  5. Зикеев, А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка [Текст]: Учено - метод. пособие для работы с уч-ся 4-7 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений: В 4.ч. Ч.1: Лексика. Состав слова и словообразование. Имя существительное. Имя прилагательное / А. Г. Зикеев. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 160 с.

  6. Зикеев, А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка [Текст]: Учебно - метод. пособие для работы с уч-ся 4-7 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений: В 4.ч. Ч.2: Глагол. Местоимение. Причастие / А. Г. Зикеев. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 208 с.

  7. Зикеев, А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка [Текст]: Учебно - метод. пособие для работы с уч-ся 4-7 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений: В 4.ч. Ч.3: Деепричастие. Имя числительное. Наречие / А. Г. Зикеев. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 240 с.

  8. Крылова. Н.Л. Логопедический букварь [Текст] / Н.Л. Крылова, И.Б. Писарева, Н.Л. Ипатова. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 144 с.

  9. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. пед. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2008. – 464 с.

  10. Методика преподавания русского языка в школе глухих [Текст]: Учебник для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности "Сурдопедагогика" / Л.М. Быкова, Е.А. Горбунова, Т.С. Зыкова, Л.П. Носкова; под ред. Л.М. Быковой. - М.: "ВЛАДОС", 2002. - 400 с., [Гриф].


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Алмазова, А.А. Методические аспекты формирования связной речи у учащихся среднего звена школы для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / А.А. Алмазова // Современные подходы к коррекционно-образовательному процессу в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи: Сборник статей. – М., 2003.

  2. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников [Текст]: Пособие для логопеда: в 3 частях. Ч. 2: Предложение. Текст / Н.Г. Андреев; под. ред. Р.И. Лалаевой. – М.: ВЛАДОС, 2008.

  3. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст]: Учебное пособие для студ. вузов / А.Г. Зикеев. – М.: Академия, 2000. – 200 с.

  4. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. 5-7 классы: Пособие для учителя / сост. Е.Я. Кудрявцева. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 144 с.

  5. Лещинская, Т.Л. Методические рекомендации по работе с учебником «Букварик. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» автора Т.Л. Лещинской [Текст]: Пособие для учителя / Т.Л. Лещинская. – М.: ВЛАДОС, 2004.

  6. Лещинская, Т.Л. Букварик [Текст]: Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Т.Л. Лещинская. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 95 с.

  7. Лунева, И.Н. Формирование навыка безошибочного чтения [Текст] / И.Н. Лунева // Актуальные вопросы и инновационные подходы обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи: Сборник методических статей; научн. ред. А.С. Попов, Ф.В. Мусукаева. – М.: Спутник, 2012. – 112 с.

  8. Пономарева, Э.Г. Методика развития связной речи младших школьников на уроках русского языка [Текст]: Учебное пособие к курсу «Методика обучения русскому языку (специальная)» / Э.Г. Пономарева. – Мурманск: МГПУ, 2009.

  9. Прищепова, И.В. Дезорфография младших школьников [Текст] / И.В. Прищепова. – СПб.: КАРО, 2006. – 102 с.

  10. Прищепова, И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст]: Учебно-методическое пособие / И.В. Прищепова. – СПб.: КАРО, 2005. – 132 с.

  11. Савенкова, Е.А. Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках литературного чтения в начальных классах [Текст] / Е.А. Савенкова // Актуальные вопросы и инновационные подходы обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи: Сборник методических статей / Научн. Ред. А.С. Попов, Ф.В. Мусукаева. – М.: Спутник, 2012. – 112 с.

  12. Самарина, Н.А. Денотантный план как средство формирования связной речи у младших школьников [Текст] / Н.А. Самарина // Актуальные вопросы обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи: Сборник методических статей. – М.: Спутник, 2011. – 138 с.

  13. Ткаченко, Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам [Текст]: Пособие для логопеда / Т.А Ткаченко. – М.: ВЛАДОС, 2006.


11. Методические указания по изучению дисциплины
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница