Рабочая программа дисциплины (модуля) б 2 Психолого-педагогическая диагностика



страница1/3
Дата30.04.2016
Размер0.7 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Б3.Б.4.2 Психолого-педагогическая диагностика

(шифр дисциплины и название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата


44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль "Психология образования"

(код и наименование направления подготовки с указанием профиля)


заочная форма обучения


Составитель:

Храпенко И.Б., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол №10 от 25 июня 2015 г.)


Зав. кафедрой И.А. Синкевич

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ



федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Б3.Б.4.2 Психолого-педагогическая диагностика

(шифр дисциплины и название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата


44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль "Психология образования"

(код и наименование направления подготовки с указанием профиля)


заочная форма обучения


Составитель:

Храпенко И.Б., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол №10 от 25 июня 2015 г.)


Зав. кафедрой

_______________И.А. Синкевич






  1. Наименование дисциплины (модуля).

Б3.Б.4.2 Психолого-педагогическая диагностика


  1. Аннотация к дисциплине.

Психолого-педагогическая диагностика - это система, в основу которой положены психолого-педагогические теории, методологии и методики, позволяющие дать точную оценку эффективности развития психических свойств, достигнутых индивидом или группой.

Целью освоения дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» является реализация диагностических компетенций в области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, предполагающих: проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов; проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам; работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье; создание в школьной и внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка; оказание помощи школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения; участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков.




  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

    • готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

    • готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

    • способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

    • готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКСПП-2).




  1. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.

Дисциплина Психолого-педагогическая диагностика относится к профессиональному циклу дисциплин, к модулю 3 «Методология и методы психолого-педагогической деятельности».

Освоение дисциплины должно опираться на знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения курсов «Общая и экспериментальная психология», «Актуальные проблемы психологии», «Психология развития», «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований».

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика» является предшествующей для дисциплин «Возрастно-психологическое консультирование (с практикумом)», «Психологическая диагностика развития младших школьников (с практикумом)», «Психологическая диагностика развития подростков (с практикумом)», «Методы коррекционно-развивающей работы психолога».

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика» является предшествующей и основополагающей для практики «Психологическая служба в школе» и «Комплексная психолого-педагогическая практика».

Данную учебную дисциплину дополняют курсы «Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом)».

Программа дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».





  1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.

Курс

Семестр

Трудоемкость в ЗЕТ

Общая трудоемкость (час.)

Контактная работа

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

Кол-во часов на СРС



Форма контроля

ЛК

ПР

ЛБ

2

3,4

2

108

4

6

-

10

2

89

Экзамен




  1. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.

№ п/п

Наименование темы (раздела)

Контактная работа (час.)

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

Кол-во часов на СРС

ЛК

ПР

ЛБ

1

Краткий курс истории психолого-педагогической диагностики
















5

2

Предмет, объект и задачи психолого-педагогической диагностики

1







1




5

3

Психодиагностические методы.

1







1




5

4

Педагогический мониторинг.




1




1




5

5

Этапы исследования.




1




1




5

6

Психологический диагноз. Объекты диагноза. Уровни диагноза.




1




1




5

7

Психологический прогноз.
















5

8

Методология диагностики: понятие методики, понятие теста. Функции методик и тестов: выделение и измерение.

1







1




5

9

Психометрические критерии научности психодиагностических методик: надежность, валидность, репрезентативность.




1




1

1

5

10

Стандартизованные и нестандартизованные психодиагностические методики.

1







1

1

5

11

Основные этапы обработки результатов.




1




1




5

12

Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы. Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин




1




1




5

13

Понятие признака. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей.
















5

14

Стандартизированная компьютерная диагностика
















5

15

Интерпретация материала психологических исследований
















5

16

Профессионально-этические нормы работы психолога.

Принципы профессионально-этического стандарта.
















6

17

Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач.
















8







4

6




10

2

89




  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).

№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1

Краткий курс истории психолого-педагогической диагностики

5

Смотри задания к СРС по теме:

Реферат по вопросам изучения вклада отечественных и зарубежных психологов в становление психолого-педагогической диагностики как науки



2

Предмет, объект и задачи психолого-педагогической диагностики

5

Смотри задания к СРС по теме:

вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.



3

Психодиагностические методы.

5

Смотри задания к СРС по теме:

вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.



4

Основные диагностические подходы.

5

Смотри задания к СРС по теме:

вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.



5

Этапы исследования.

5

Смотри задания к СРС по теме:

разработка программы психодиагностического исследования по проблеме на выбор.



6

Психологический диагноз. Объекты диагноза. Уровни диагноза.

5

Смотри задания к СРС по теме:

Моделирование деятельности психодиагноста в ситуации запроса: анализ случаев запроса на психолого-педагогическую диагностику.



7

Психологический прогноз.

5

Смотри задания к СРС по теме:

вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.



8

Методология диагностики: понятие методики, понятие теста. Функции методик и тестов: выделение и измерение.

5

Смотри задания к СРС по теме:

вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.



9

Психометрические критерии научности психодиагностических методик: надежность, валидность, репрезентативность.

5

Смотри задания к СРС по теме:

Анализ психометрических критериев научности психодиагностических методик: презентация психодиагностической методики.



10

Стандартизованные и нестандартизованные психодиагностические методики.

5

Смотри задания к СРС по теме:

Реферат с анализом особенностей одной психодиагностической методики.



11

Основные этапы обработки результатов.

5

Смотри задания к СРС по теме:

вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.



12

Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы. Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин

5

Смотри задания к СРС по теме:

вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.



13

Понятие признака. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей.

5

Смотри задания к СРС по теме:

вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.



14

Стандартизированная компьютерная диагностика

5

Смотри задания к СРС по теме:

Задания для семинарского занятия



15

Интерпретация материала психологических исследований

5

Смотри задания к СРС по теме:

вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.



16

Профессионально-этические нормы работы психолога.

Принципы профессионально-этического стандарта.

6

Смотри задания к СРС по теме:

вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.



17

Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач.

8

Смотри задания к СРС по теме:

вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.






Итого

89







  1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):


Общие сведения

1.

Кафедра

психологии

2.

Направление подготовки

44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования

3.

Дисциплина (модуль)

Б3.Б.4.2 Психолого-педагогическая диагностика

4.

Тип заданий

тест

5.

Количество этапов формирования компетенций (разделов, тем и т.д.)

5


Перечень компетенций

ОПК-3 - готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;

ПКПП-2 - готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

ПКПП-3 - способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;

ПКСПП-2 - готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;


Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания: основные категории и понятия психолого-педагогической диагностики, основные диагностические подходы; методологию диагностики, классификации психодиагностических методов, стандартизованные и нестандартизованные психодиагностические методики; психометрические критерии научности психодиагностических методик (надежность, валидность, репрезентативность); основные этапы диагностического исследования, этапы обработки результатов; профессионально-этические нормы работы психолога;

Умения: применять методы психолого-педагогической диагностики, обрабатывать и интерпретировать полученные результаты; осуществлять процесс психодиагностического обследования детей в образовательных учреждениях; оказывать помощь родителям и педагогам в изучении индивидуально-психологических особенностей детей;

Навыки: владения русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, умением выступать публично; умением работать с научными текстами; методами диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов; стандартными методами и технологиями, позволяющими решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи; способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики; способностью применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи.

Опыт деятельности: будет полезен при прохождении профессиональных практик


Этапы формирования компетенций

Предмет, объект, история и задачи психодиагностики

Этапы исследования

Понятие методики, теста

Обработка результатов диагностики

Профессионально-этические нормы работы психолога


Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)

«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%


Типовое контрольное задание

Вариант №1
1.Как называется область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности?

а) практическая психология

б) психодиагностика

в) психологическое тестирование



2.Как называется область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений?

а) психометрия

б) психологическое тестирование

в) психологическая диагностика



3.Как называется фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий?

а) эксперимент

б) тест

в) интервью



4.Как называется метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале?

а) анкета

б) опросник

в) контент-анализ



5.Как называются методики психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида?

а) тесты достижений

б) тесты креативности

в) тесты интеллекта



6.Как называются методики психологической диагностики, выявляющие степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками?

а) тесты интеллекта

б) тесты достижений

в) тесты личностные



7.Какая разновидность методик предполагает использование неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать?

а) опросники

б) проективные методики

в) тесты интеллекта



8.Как называется метод терапевтической беседы при оказании психологической помощи?

а) экспериментальная беседа

б) диагностическое интервью

в) клиническое интервью



9.Как называется группа проективных методик, предполагающая рисование на свободную или заданную тему?

а) конструктивные

б) экспрессивные

в) аддитивные



10.Как называются тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий?

а) тесты интеллекта

б) тесты достижений

в) критериально-ориентированные тесты



11.Как называется характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов?

а) надежность

б) валидность

в) репрезентативность



12.Как называется комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним?

а) надежность

б) валидность

в) репрезентативность



13.Как называется свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности?

а) надежность

б) валидность

в) репрезентативность



14.Как называется характеристика надежности психодиагностической методики, получаемая путем повторного обследования испытуемых с помощью одного и того же теста?

а) надежность частей теста

б) ретестовая надежность

в) надежность параллельных форм



15.Как называется один из основных типов валидности методики, характеризующий степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств?

а) содержательная валидность

б) конструктная валидность

в) критериальная валидность



16.Как называется информация о том, с какой степенью точности и обоснованности методика (тест) позволяет судить о диагностируемом психологическом качестве спустя определенное время после измерения?

а) очевидная валидность

б) экологическая валидность

в) прогностическая валидность



17.Назовите психолога, создавшего в 1879 г. первую в мире психологическую лабораторию экспериментальной психологии

а) Ф. Гальтон

б) Г. Эббингауз

в) В. Вундт



18.Назовите психолога, предложившего понятие коэффициента интеллекта (IQ)

а) В. Штерн

б) А. Бине

в) Г. Айзенк



19.Назовите автора, разработавшего двухфакторную теорию интеллекта и технику факторного анализа

а) Р. Кэттелл

б) Ч. Спирмен

в) Л. Термен



20.Назовите, вариант интерпретации G-фактора, предложенный Г. Айзенком

а) внимание

б) мотивация

в) скорость переработки информации центральной нервной системой



21.Назовите исследователя, предложившего модель «структуры интеллекта (SI)», разделившего дивергентное и конвергентное мышление

а) Г. Айзенк

б) Дж. Гилфорд

в) Р. Б. Кэттелл



22.Назовите автора, создавшего концепцию ментального опыта

а) Р. Стернберг

б) Дж. Гилфорд

в) М. А. Холодная



23.К какой группе диагностических методик относится шкала Бине – Симона?

а) тесты личности

б) тесты интеллекта

в) тесты достижений



24.Какой из ниже перечисленных тестов интеллекта содержит вербальную и невербальную шкалы

а) прогрессивные матрицы Дж. Равена

б) тест Д. Векслера

в) тест Гудинаф - Харрис



25.Назовите автора 16 PF личностного опросника

а) Г. Айзенк

б) Г. Шмишек

в) Р. Кэттелл



26.Назовите автора, разработавшего патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)

а) К. Леонгард

б) А. Е. Личко

в) А. Р. Лурия



27.Какая из ниже перечисленных методик относится к классу проективных?

а) тест М. Люшера

б) тест Р. Амтхауэра

в) методика Т. Лири



28.К какой группе проективных методик относится Тематической апперцепции тест (ТАТ)?

а) интерпретативные

б) катартические

в) импрессивные



29.Какая из ниже перечисленных методик применяется с целью диагностики готовности к школе?

а) Школьный тест умственного развития (ШТУР)

б) тест Р. Амтхауэра

в) тест Керна-Йирасека



30.Назовите, какие свойства личности можно диагностировать с помощью теста Р. Амтхауэра

а) акцентуации характера

б) структуру интеллекта

в) темперамент


Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний

Ключ к тесту

Номер вопроса

Номер правильного ответа

Количество баллов

Номер вопроса

Номер правильного ответа

Количество баллов

Номер вопроса

Номер правильного ответа

Количество баллов

1

Б

1

11

А

1

21

Б

1

2

А

1

12

Б

1

22

В

1

3

Б

1

13

В

1

23

Б

1

4

В

1

14

Б

1

24

Б

1

5

В

1

15

А

1

25

В

1

6

Б

1

16

В

1

26

Б

1

7

Б

1

17

В

1

27

А

1

8

В

1

18

А

1

28

А

1

9

Б

1

19

Б

1

29

В

1

10

В

1

20

В

1

30

Б

1


Перечень используемых пособий

  1. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция // http://www.klex.ru/9gh

  2. Анастази А. Психологическое тестирование.// http://www.klex.ru/97

  3. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз // http://www.klex.ru/8e5

  4. Белова О.В. Общая психодиагностика // http://www.klex.ru/316

  5. Бодалев А.А. Общая психодиагностика.// http://www.klex.ru/6oh

  6. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика // http://www.klex.ru/912

  7. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике // http://www.klex.ru/y8

  8. Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика // http://www.klex.ru/14f


Вопросы к зачету/экзамену

Вопросы к зачету

  1. Понятие психолого-педагогической диагностики. Задачи и основные разделы психолого-педагогической диагностики.

  2. Области практического применения результатов психолого-педагогической диагностики.

  3. Профессионально-этические принципы в психолого-педагогической диагностики.

  4. Теоретические источники развития психодиагностики как науки.

  5. История возникновения индивидуального и группового тестирования.

  6. История возникновения тестов специальных способностей и достижений.

  7. История возникновения личностных опросников.

  8. История проективного метода.

  9. История психологической диагностики в России.

  10. Советский период в истории отечественной психодиагностики.

  11. Психологический диагноз. Типы психологического диагноза.

  12. Психометрические требования к методикам и процедуре измерения.

  13. Измерительные шкалы в психологии.

  14. Распределение эмпирических данных в психодиагностических исследованиях.

  15. Диагностические (тестовые) нормы. Виды диагностических норм.

  16. Процедура стандартизации. Виды стандартных нормализованных шкал в психодиагностике.

  17. Репрезентативность психодиагностических методик.

  18. Надежность психодиагностической методики. Виды надежности. Последовательность действий психолога при проверке надежности.

  19. Валидность психодиагностической методики. Виды валидности. Последовательность действий психолога при проверке валидности.

  20. Классификации методов психодиагностики.

  21. Операциональная классификация методик.

  22. Методики высокого уровня формализации (тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики).

  23. Малоформализованные методики (наблюдение, беседа и интервью, анализ продуктов деятельности).

  24. Теоретические предпосылки диагностики общих способностей.

  25. Общие интеллектуальные способности.

  26. Факторные модели интеллекта.

  27. Модель интеллекта Ч. Спирмена.

  28. Модель интеллекта Л. Терстоуна.

  29. Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда.

  30. Иерархическая модель интеллекта Р.Б. Кэттелла.

  31. Иерархические модели интеллекта С. Барта, Д. Векслера, Ф. Вернона.

  32. Монометрический подход к интеллекту Г.Ю. Айзенка.

  33. Когнитивная модель интеллекта Р. Стернберга.

  34. Модель интеллекта Х. Гарднера.

  35. Модель интеллекта А. Деметриу, А. Эфклидиса, М. Плачидова.

  36. Концепция ментального опыта М.А. Холодной.

  37. Шкалы умственного развития Бине-Симона и Стенфорд-Бине.

  38. Аналитический тест интеллекта Р. Мейли.

  39. «Психологические профили» Г.И. Россолимо.

  40. Батарея GATB.

  41. Тест DAT.

  42. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

  43. ШТУР, АСТУР.

  44. Шкалы измерения интеллекта Д. Векслера.

  45. Прогрессивные матрицы Дж. Равена.

  46. Интеллектуальный тест Р.Б. Кэтттелла.

  47. Тесты специальных способностей.

  48. Тесты достижений.

  49. Тесты креативности (тест Дж. Гилфорда, тест Е. Торранса).

  50. Личностные опросники, их особенности и виды.

  51. Формы вопросов и представления результатов в личностных опросниках.

  52. Проблема достоверности личностных опросников. Факторы, детерминирующие ответы на вопросы.

  53. Тест-опросник Я. Стреляу.

  54. Опросники Г.Ю. Айзенка.

  55. Опросник Р.Б. Кэттелла (16 PF).

  56. MMPI и его варианты.

  57. ПДО в патохарактерологической диагностике.

  58. Опросник Г. Шмишека.

  59. Психологические принципы и методы диагностики мотивации.

  60. Прямые методы психодиагностики мотивационной сферы личности.

  61. Список личностных предпочтений А. Эдвардса (EPPS).

  62. Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению А. Мехрабиана. Опросник для измерения результирующей тенденции мотивации достижения А. Мехрабиана (RAM).

  63. Проективные методы оценки мотивации.

  64. Тест юмористических фраз (ТЮФ).

  65. Принципы и методы диагностики самосознания и саморегуляции.

  66. Методика Дембо-Рубинштейн.

  67. Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе.

  68. Личностная шкала самооценки Спилбергера-Ханина.

  69. Опросник самоотношения В. Столина.

  70. Методика измерения локуса контроля (опросник УСК).

  71. Принципы и методы диагностики межличностных отношений.

  72. Социометрический тест Дж. Морено.

  73. Методика Т. Лири.

  74. Диагностика психических состояний.

  75. Опросник нервно-психического напряжения Немчинова (НПН).

  76. Тест Тэммл, Дорки, Амен.

  77. Тест школьной тревожности Филипса.

  78. Характеристика психологического механизма проекции. Виды проекции.

  79. Проективные методы, их классификация.

  80. Тест Г. Роршаха.

  81. Тест Р. Жиля.

  82. Тематической апперцепции тест (ТАТ).

  83. САТ.

  84. Тест С. Розенцвейга.

  85. Hand-тест.

  86. Психодрама Дж. Морено.

  87. Методика «Незаконченные предложения».

  88. Тест М. Люшера.

  89. Тест Л. Сонди.

  90. Методика «Нарисуй человека» К. Маховер.

  91. Методика «Дом-дерево-человек» Дж. Бука.

  92. Методика «Дерево» К. Коха.

  93. Методика «Кинетический рисунок семьи».

  94. Методика «Несуществующее животное».




  1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература

  1. Носс И.Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров / И.Н. Носс. – М.: Издательство Юрайт, 2011.-439 с.

  2. Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие / Е.С. Романова. – 3-е изд., доп. –М.: КНОРУС, 2013.- 336с.

  3. Шанина Г. Е. Психологическая диагностика : учеб.-практ. пособие для студ. спец. "Психология" всех форм обучения / Шанина Г. Е. - М. : [б. и.], 2010. - 215 c. :http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210160&sr=1

  4. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 1. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1031 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210215&sr=1

  5. Психодиагностика. Консультирование. Психотерапия. Ч. 2. Сборник студенческих работ / Отв. редактор Г.Ф. Ушамирская. - М.: Студенческая наука, 2012. – 1300 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212485&sr=1

  6. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет / А. Н. Веракса. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223234&sr=1

  7. Козьяков Р. В. Методы и методики диагностики эмоций / Р. В. Козьяков. - М.: Директ-Медиа, 2013. – 162 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210548&sr=1

  8. Козьяков Р. В. Методы и методики диагностики акцентуаций характера / Р. В. Козьяков. - М.: Директ-Медиа, 2013. – 250 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90534&sr=1

  9. Корецкая И. А. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс / И. А. Корецкая. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 71 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231689&sr=1

  10. Леонова Е. В. Методы психолого-педагогической оценки / Е. В. Леонова. - М.: МИФИ, 2012. – 424 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104548&sr=1

  11. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. Учебное пособие / Е.С. Романова. - М.: Аспект Пресс, 2011. – 400 с.

Дополнительная литература

  1. Акимова Н., Лебедева Л. Водятся ли черти в тихом омуте, или как узнать, насколько агрессивен ребенок// Школьный психолог. - 2000.- № 31. – С. 8-9.

  2. Анастази А. Дифференциальная психология. - М., 2001.

  3. Анастази А. Психологическое тестирование/ А. Анастази, С. Урбина. – СПб., 2001.

  4. Битянова М. Теоретический конструкт нормы// Школьный психолог. - 2000. - № 36. - С.7.

  5. Битянова М., Барчук О. Диагностика дошкольной зрелости// Школьный психолог. - 2000. - № 30. (специальная вкладка).

  6. Богоявленская Д.Б. Проблемы диагностики креативности// Психологическая диагностика. - 2004. - № 3. - С. 3-19.

  7. Бурлачук Л.Ф., Королев Д.К. Адаптация опросника для диагностики пяти факторов личности// Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 126-134.

  8. Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций. – СПб., 2002.

  9. Детская практическая психология: Учебник/ Под. ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. - 255 с.

  10. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. - Ростов н/ Д: «Феникс», 2003. - 288с.

  11. Жачкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет// Психологический журнал. - 2000. - т. 21. - № 2. - С. 75-78.

  12. Жуковский И. Тест «Несуществующее животное»// Школьный психолог. - 2000. - №26 (специальная вкладка).

  13. Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов / Под ред. А.Л. Тулупьева. – СПб., 2002.

  14. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб: Речь, 2003. - 144с.

  15. Капустин А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кетелла. – СПб., 2001.

  16. Кравцова Е.Е. Диагностика уровня развития познавательных процессов и эффективности обучения// Школьный психолог. - 2004. - № 35, 36.

  17. Ксенофонтова Е.Г. исследование локализации контроля личности – новая версия методики « Уровень субъективного контроля»// Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - №.2. - С. 103-114.

  18. Лебедева Л., Лебедева О. Жила-была рябина…диагностический потенциал детских рисунков в арт-терапии// Школьный психолог. – 2001. - № 32, 33.

  19. Ложкин Г.В., Рождественский А.Ю. Феномен телесности в Я-структуре старшеклассников и содержание их жизненных проектов// Психологический журнал. –2004. - т. 25. - № 2. - С. 27-33.

  20. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.,2006

  21. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб., 2000.

  22. Психологическая диагностика : учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2007. - 652 с.

  23. Психологическая диагностика: Учебник для вузов/ Под. ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича.- СПб: Питер, 2003.

  24. Решетников О. Тот самый Люшер// Школьный психолог. - 2003. - № 25-26. – С. 23

  25. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 2005.

  26. Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие.- СПб.: Питер. – СПб., 2000.

  27. Семаго М. Камень преткновения, или представления о нормативности в специальной психологии// Школьный психолог. - 2004. - №6. - С. 6-8.

  28. Семаго М. Организация диагностического процесса// Школьный психолог. - 2003. - № 37. - С. 8-9.

  29. Семаго М. Что такое диагностическая гипотеза и как ее построить?// Школьный психолог. - 2004. - №36. - С. 6-8.

  30. Семаго Н. Детский рисунок. Этапы развития и качественная оценка// Школьный психолог. - 2003. - № 35. - С. 9-16.

  31. Семаго Н. Исследование произвольности психической активности // Школьный психолог. - 2000. - № 43. - С. 14-15.

  32. Семаго Н., Семаго М. Диагностика базовой аффективной регуляции// Школьный психолог. - 2001. - № 5. - С. 8-9.

  33. Семаго Н., Семаго М. Методы, подходы, оценки. Виды диагностических материалов и организация диагностического процесса// Школьный психолог. - 2004. - №7. - С. 14-17.

  34. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 2000.

  35. Собчик Л. Вербальный фрустрационный тест. Метод определения агрессивности и значимых ценностей у старшеклассников// Школьный психолог. - 2002. - №9 (специальная вкладка).

  36. Собчик Л. Индивидуально-типологический опросник// Школьный психолог. - 2001. - №11.

  37. Собчик Л. Метод диагностики межличностных отношений (ДМО)// Школьный психолог. - 2002. - № 5 (специальная вкладка).

  38. Собчик Л. Рисованный апперцептивный тест// Школьный психолог. - 2002. - №19. - С. 8-9.

  39. Современная практическая психология : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по непсихол. спец.] / Тутушкина М. К., Артемьева В. А., Афонькина Ю. А., Годлиник О. Б. ; под ред. М. К. Тутушкиной. - М. : Академия, 2005. - 431, [1] с.

  40. Спорный вопрос: Отбор// Школьный психолог. - 2002. - 23-28 февр. - С. 5-12

  41. Степанов С. О чем говорят рога и клыки// Школьный психолог. - 2001. - №18 (специальная вкладка по методике «Несуществующее животное»).

  42. Степанов С. От каждого по способностям// Школьный психолог. - 2001. - №22. – С. 3 (о А. Бине и А. Симоне).

  43. Степанов С. Тест «Нарисуй человека» как метод диагностики интеллекта// Школьный психолог. - 2002. - №46

  44. Торохтий В.С. Перспективы семьи: методика оценки устремленности на семейное долголетие// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -2000. - № 4. - С. 13-25.

  45. Туник Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты// Школьный психолог. - 2001. - №45 (специальная вкладка).


  1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

  1. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  2. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  3. http://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева

  4. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  5. www.//flogiston.ru


Научные учреждения и общества психологов

htpp://www.ipras.ru/ - Институт психологии РАН

htpp://www.pirao.ru/ - Институт психологии РАО

htpp://www.rpo.rsu.ru -Российское психологическое общество

htpp://www.rospsy.ru — Федерация психологов образования России

htpp://spbpo.ru — Санкт-Петербургское психологическое общество

htpp://psy.samara.ru — Самарское общество психологов

htpp://www.bekhterev.org — Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург)

htpp://www.psychoanalysis.ru — Психоаналитическая ассоциация Российской Федерация

htpp://www.oppl.kub.ru — Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига

htpp://www.centr-ro.ru — Международная ассоциация развивающего обучения
Высшие учебные заведения и факультеты психологии:

htpp://www.psy.msu.ru-факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

htpp://www.psy.pu.ru/-факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета

htpp://mgppu.ru- Московский городской психолого-педагогический университет

htpp://psychol.ru- Институт практической психологии и психоанализа

htpp://www.nsu.ru/psych/- Центр психологии Новосибирского государственного университета

htpp://www.umn.edu- факультет психологии Миннесотского университета (США)

htpp://www.harvard.edu/Harvard Psychology- факультет психологии Гарвардского университета (США)

htpp://www.stanford.edu- факультет психологии Стэнфордского университета (Великобритания)

htpp://www.strath.ac.uk/psychology- факультет психологии Стратклайдского университета (Великобритания)

htpp://www.rnd.runnet.ru/ - факультет психологии Ростовского государственного университета

htpp://www.kcn.ru/tat_ru/unuversitet/F17/main.ruh.tml — факультет психологии Казанского государственного университета

htpp://www.flogiston.ru — факультет психологии МГУ
Учреждения дополнительного психологического образования:

htpp://imaton.ru — Институт практической психологии «Иматон»

htpp://www.igisp.ru — Институт групповой и семейной психологии и психотерапии

htpp://www.ipd.ru — Институт развития личности

htpp://www.gestalt.ru — Московский Гештальт Институт

htpp://www.psyinst.ru — Институт психотерапии и клинической психологии
Психологические журналы и периодика:

htpp://www.voppsy.ru - «Вопросы психологии»

htpp://www.psyedu.ru - «Психологическая наука и образование»

htpp://magazine.mospsy.ru - «Московский психологический журнал»

htpp://psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/ -Журнал практической психологии и психоанализа

htpp://oedipus.ru/ - Вестник психоанализа

htpp://www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»

psy.1september.ru — еженедельник «Школьный психолог»

htpp://gazetamim.ru — Психологическая газета «Мы и мир»

htpp://www.apa.org/journals — журналы Американской психологической ассоциации

htpp://www.psychol.ras.ru/08.shtml — Психологический журнал

htpp://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html — Вестник Московского университета. Серия 14. Психология

htpp://www.courier.com.ru — Курьер образования

htpp://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm — Психологический вестник
Психологические сайты:

htpp://www.childpsy.ru - «Детский психолог». Материалы по возрастной психологии, психологической службе системы образования. Новости. Тесты.

htpp://psi.webzone.ru — психологический словарь

htpp://azps.ru — А.Я. Психология. Новости, объявления о тренингах и семинарах. Психологический словарь. Хрестоматия. Тесты и материалы к ним.

htpp://www.psyonline.ru - «Психотерапия и консультирование». Консультации психолога. Книги и статьи. Психологические тесты.

htpp://www.narrative.narod.ru — нарративная психология и психотерапия

htpp://psychology.net.ru — Мир психологии. Разделы новости, объявления о тренингах и семинарах, психологические тесты, публикации, форум, персоналии, психологические консультации

htpp://psychology-online.net- материалы по психологии: книги, психологические тесты, фотографии и иллюстративный материал, биографии психологов

htpp://www.psycho.ru- «Психология и бизнес on-line». Библиотека, тесты и программы, новости, объявления о тренингах и семинарах, программных продуктах для психологического обследования.

http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/41.html - Материалы по общей, возрастной и педагогической психологии, психодиагностике, объективная психология, психология эмоциональных отношений

http://www.edu.yar.ru/russian/psih/docum/metod_recom.htmlМетодические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологической службы
Психологические тесты и методики:

htpp://psiholognew.narod.ru — психологические тесты для обследования детей дошкольного и школьного возраста, профориентационные методики

htpp://www.psitest.ru — популярные психологические тесты

htpp://tests.holm.ru - популярные психологические тесты

htpp://www.ctest.ru — подборка тестов личности

htpp://test.msk.ru - тесты и психологические консультации, научно-популярные материалы по психологии

htpp://testforall.narod.ru — психологические тесты, рисуночные тесты для детей, статьи по психологии
Электронные учебники (CD)

  1. Большая энциклопедия психологических тестов [Электронный ресурс] / [прогр. оболочка Controlling Chaus Technology]. - М. : Эксмо, 2006 ; ДиректМедиа Паблишинг. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв. - (Электронная библиотека ДМ). - Систем. требования : Pentium II 450 МГц (рекомендуется Pentium III 700 МГц ) ; 64 Мб ОЗУ (рекомендуется 128 Мб) ; Windows 98/XP/2000 ; экран 800х600 True Color, 1024х768 True Color или 1280х1024True Color ; CD-ROM; Загл. с контейнера. - ISBN 5-94865-120-7 : 500-00.

  2. Диагностическая работа в ДОУ [Электронный ресурс] / [сост. Е. В. Доценко]. - Волгоград : Учитель, 2008. - 1 электрон. опт. диск. - (Дошкольник). - Миним. систем. требования: Windows 98/NT/2000/XP/Vista; Pentium II; ОЗУ 256 Мб; 24х CD-ROM; 100 Мб свободного места на жестком диске. - 212-35.


Электронно-библиотечные системы

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Официальный сайт МГГУ / Учебный портал - www.mshu.edu.ru

  2. Обучающая компьютерная оболочка Competentum Magister

  3. Обучающая интерактивная среда LMS MOODLE

  4. htpp://www.bookap.by.ru - библиотека психологической литературы разных направлений

  5. htpp://psi.lib.ru — библиотека психологической литературы по детской психологии

  6. htpp://psylib.kiev.ua — психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры

  7. http://polpred.com/ База данных polpred

  8. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  9. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

  10. http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

  11. WWW.I-U.RU Библиотека Русского гуманитарного интернет-университета.

  12. http://soc.lib.ru/ Электронная Библиотека Социологии, Психологии, Управления

  13. http://www.psychology.ru/ Психологическая библиотека



  1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических и лабораторных занятий

Практическое занятие № 1

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница