Рабочая программа дисциплины (модуля) б 6 Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся



страница1/2
Дата02.06.2016
Размер0.5 Mb.
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Б3.Б.3.6 Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению подготовки бакалавриата

44.03.02 Психолого-педагогическое образование
профиль Психология образования
(квалификация (степень) «бакалавр»)

(код и наименование направления подготовки бакалавриата с указанием профиля)


заочная форма обучения

Составитель:

Тарасова С.М., старший преподаватель



Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол №10 от 25 июня 2015 г.)




Зав. кафедрой И.А. Синкевич



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Б3.Б.3.6 Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению подготовки бакалавриата

44.03.02 Психолого-педагогическое образование
профиль Психология образования
(квалификация (степень) «бакалавр»)

(код и наименование направления подготовки бакалавриата с указанием профиля)



заочная форма обучения



Составитель:

Тарасова С.М., старший преподаватель



Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол №10 от 25 июня 2015 г.)


Зав. кафедрой

_______________И.А. Синкевич




1.Наименование дисциплины (модуля).

Б3.Б.3.6 Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся
2. Аннотация к дисциплине.
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов понимания особенностей профессионального самоопределения человека на основе знания закономерностей развития в условиях современной социальной и культурной среды, а также обучение навыкам устной и письменной речи в профессиональной психолого-педагогической деятельности.

Основные задачи курса: сформировать у студентов знание об основных закономерностях развития человека в современной социальной и культурной среде; сформировать у студентов понимание основных закономерностей профессионального развития и профориентационной деятельности; сформировать у студентов правильные ориентиры профессионального мышления психолога в профориентационной консультации; передать студентам знания и умения в области профориентационного консультирования, в использовании активных методов консультирования; сформировать у студентов рефлексию относительно собственного профессионального самоопределения; сформировать у студентов навыки устной и письменной речи в учебной и профессиональной деятельности.

Дисциплина осваивается студентами в процессе профессиональной подготовки совместно с дисциплинами профессионального цикла. Ей предшествуют дисциплины из первого модуля «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» и из третьего модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности».

Цель освоения дисциплины Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся - реализация профориентационных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, предполагающие:


  • проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

  • проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;

  • работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;

  • создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка;

  • помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;

  • участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков.

Основные задачи курса "Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся":

  • формирование умения осуществлять анализ психологических явлений, сопутствующих выбору профессии;

  • формирование умения оказывать психологическую помощь в ситуациях профессионального самоопределения.

  • развитие у студентов рефлексии;

  • сформировать научное мировоззрение и широкий профессиональный кругозор студента;

  • способствовать пробуждению, сохранению и развитию интереса к профессиональной ориентации, желания работать с детьми, умения создавать благоприятные условия для их когнитивного разви­тия и личностного роста и др.

3.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Основные компетенции уровня бакалавриата:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):



  • способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями:

В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):



  • способен использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПКПП-10);

  • способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11);

В образовательной деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):

  • способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать:

  • Цели и задачи профориентационной работы.

  • Типологию проблем в выборе профессии.

  • Возрастные особенности профессионального самоопределения.

  • Принципы организации и проведения профконсультации и профотбора.

  • Критерии успешности профессиональной деятельности.

  • Классификацию профессий, современный мир профессий и тенден­ции в его развитии.

  • Профессиографию, психологические основы способностей, типы профпланов.

  • Условия успешного профессионального самоопределения, этапы профессионализации.

  1. Уметь:

  • Планировать и организовывать профориентационную работу в школе.

  • Осуществлять диагностику сформированности профессионального плана.

  • Владеть техникой профессионального консультирования и методами коррекции выбора профессии.

3) Владеть:

русским литературным языком, навыками устной и письменной речи;

способностью выступать публично и работать с научными текстами;

способностью использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности;

способностью проводить консультации, профессиональные собеседования,

способностью проводить тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся


4.Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.
Дисциплина осваивается студентами в процессе профессиональной подготовки совместно с дисциплинами профессионального цикла. Ей предшествуют дисциплины из первого модуля «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» и из третьего модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности».

Цель освоения дисциплины Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся - реализация профориентационных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.


5.Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.

Курс

Семестр

Трудоемкость в ЗЕТ

Общая трудоемкость (час.)

Контактная работа

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

Кол-во часов на СРС



Форма контроля

ЛК

ПР

ЛБ

3

5

2

72

4

6




10

2

58

зачет



6.Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.

№ п/п

Наименование темы (раздела)

Контактная работа (час.)

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

Кол-во часов на СРС

ЛК

ПР

ЛБ

1
Цели и задачи профориентационной работы




1




1




4

2
Типология проблем в выборе профессии

1







1




4

3
Планирование и организация профориентационной работы в школе




1




1




5

4
Возрастные особенности профессионального самоопределения




1




1




5

5
Принципы организации и проведения профконсультации и профотбора




1




1

1

5

6
Критерии успешности профессиональной деятельности

1







1




5

7
Классификация профессий










1




5

8
Современный мир профессий. Тенденции его развития

1







1




4

9
Профессиография

1







1




4

10
Психологические основы способностей










1




4

11
Типы профпланов




2







1

4

12
Условия успешного профессионального самоопределения
















4

13
Этапы профессионализации
















5



Всего

4

6




10

2

58

7.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).


№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1

Задачи и содержание деятельности практического психолога. Основные практики, техники и модели психологической помощи

4

Практическое занятие № 1. Задачи и содержание деятельности практического психолога. Основные практики, техники и модели психологической помощи

2

Методы самоопределения и профориентации.

4

Тема: Методы изучения человека, семьи, межличностных и семейных отношений

3
Типы профпланов

5

Практическое занятие № 5. Развитие личности. Дисгармонии личности и особенности их формирования проявления в различных социальных условиях

4
Условия успешного профессионального самоопределения

5

Тема: Акцентуации личности: основные характеристики; особенности их формирования и проявления в различных социальных условиях; диагностика акцентуаций

Практическое занятие № 5. Самосознание личности. Защиты и копинги и методы их изучения.



5
Этапы профессионализации

5

Тема: Профессиональное самоопределение и методы его изучения.

6

Профориентационное консультирование. Активные методы профориентационного консультирования.

5

Тема: Профессиональное консультирование.

Профессиональное консультирование. Активные методы профессионального консультирования.






Всего

58





8.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Общие сведения

1.

Кафедра

Психологии

2.

Направление подготовки

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль Психология образования



3.

Дисциплина (модуль)

Б3.Б.3.6 Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся

4.

Тип заданий

Тест

5.

Количество этапов формирования компетенций

6

Перечень компетенций

ОК-1   способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды

ПКПП-10 - способен использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности

ПКПП-11   способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся

ПКНО-8 - способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по воспитания, обучения и развития учеников


Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания:

  • основные понятия психологии труда и психологии профессионального консультирования, а также связанных с ними других прикладных областей психологии.

  • цели, задачи, проблемы, стоящие перед профессиональным консультантом.

  • основные методические подходы и методы психологии в области профессионального консультирования.

  • акцентуации характера, особенности их формирования и их роль в социально-психологической и профессиональной адаптации человека.

  • закономерности профессионального становления человека.

  • закономерности развития группы, роли участников и ведущих психокоррекционных групп.

Умения:

  • работать с письменными источниками (книгами, журналами), правильно оформлять материалы источников и делать обобщения.

  • готовить доклады (презентации) и публично выступать.

  • организовывать взаимодействие с другими людьми в профессиональных целях.

  • использовать приемы работы с группой для самопрезентации и обучения группы.

  • применять все вышеперечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики и конкретной социальной и культурной ситуации.

  • применять базовые психологические знания в практической работе консультирования с различными (возрастными, социальными) категориями подростков и юношей.

  • применять знания психологии для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии;

  • применять диагностические методики в профориентационной работе с оптантами.

Навыки:

  • основными понятиями психологии труда и профессионального консультирования;

  • приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации;

  • приемами работы в группе и команде (в том числе и приемами воздействия на группу);

  • основными представлениями о методологии планирования, проведения, оформления протоколов и обработки результатов психологического исследования;

  • основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, психосоциальная реабилитация).

Опыт деятельности:

  • полученные в ходе изучения дисциплины представления, умения и навыки могут быть использованы в ходе прохождения учебных и производственных практик, написания курсовых работ и выпускной квалификационной работы.


Этапы формирования компетенций

  1. Задачи и содержание деятельности практического психолога. Основные практики, техники и модели психологической помощи

  1. Методы изучения человека, семьи, межличностных и семейных отношений, особенностей профессионального самоопределения.

  1. Дисгармонии личности и особенности их формирования и проявления в различных социальных условиях

  1. Самосознание личности. Индивидуальные психологические защиты, установки, копинги.

  1. Особенности профессионального развития личности.

  1. Профориентационное консультирование. Активные методы профориентационного консультирования.


Шкала оценивания

Количество баллов

Отметка

от 28 до 30

5

от 25 до 27

4

от 18 до 24

3

от 0 до 17

2


Типовое контрольное задание

Тестовые задания по дисциплине

Вариант 1

Раздел 1. Задачи и содержание деятельности практического психолога. Основные практики, техники и модели психологической помощи

1. Принцип конфиденциальности означает:

1. неразглашение информации ни при каких обстоятельствах

2. сообщение информации о клиенте заинтересованным лицам с учетом этических принципов

3. учет психологических факторов риска

4. ограничение к информации при определенных показаниях

2. Глубокий анализ проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности относят к видам психологической помощи:

1. психологическое консультирование

2. психокоррекция

3. психологическое просвещение

4. психотерапия

3. Ответственность психолога за оповещение потенциальной жертвы об агрессивных намерениях клиента правильнее всего определяется утверждением:

1. несовместима с принципом конфиденциальности

2. является делом выбора

3. юридический долг

4. оговаривается в контракте как обязанность предупредить

4. Оценка эффективности психологической помощи осуществляется с учетом аспекта:

1 - социального

2 - соматического

3 - психологического

4 - всех указанных выше

5. В отличие от психотерапии, психологическое консультирование, прежде всего, преследует цель:



    1. полностью раскрыть личностные особенности клиента

    2. выслушать клиента

    3. помочь клиенту установить связь актуальной проблемы с личностными факторами

    4. выявить те связи, которые помогут клиенту по-новому посмотреть на себя и справиться с трудностями

Раздел 2. Методы изучения человека, семьи, межличностных и семейных отношений, особенностей профессионального самоопределения.

6. ... позволяет выявить акцентуацию в подростковом и юношеском возрасте возрасте

1. патохарактерологический диагностический опросник

2. шкала тревожности Тэйлора

3. личностный опросник Айзенка

4. цветовой тест Люшера

7. ... позволяет выявить акцентуацию личности взрослого человека

1. патохарактерологический диагностический опросник

2. опросник Шмишека

3. личностный опросник Айзенка

4. цветовой тест Люшера

8. ... позволяет выявить основные черты и тенденции личности

1. методика Куна-Макпартленда

2. методика КОС

3. опросник Кеттелла

4. шкала тревожности Тейлора

9. Используется в профессиональной консультации:

1. методика ДДО

3. методика Холланда

4. методика Голомштока

4. все ответы верны

10. ... позволяет выявить особенности межличностных отношений в семье

1. тест «Нарисуй человека»

2. тест «Дом-дерево-человек»

3. тест «Нарисуй свою семью»

4. цветовой тест Люшера



Раздел 3. Дисгармонии личности и особенности их формирования и проявления в различных социальных условиях.

11. Черта характера ... специфична для шизоидной акцентуации

1. эксплозивность

2. эмоциональная лабильность

3. аутизация

4. жажда внимания

12. Истероидный тип личности формируется в результате неправильного стиля воспитания по типу ...

1. безнадзорность

2. "парадоксальная коммуникация"

3. "золушка"

4 "кумир семьи"

13. Формированию сенситивных черт характера в большей степени способствует воспитание по типу:

1. «кумир семьи»;

2. «золушка»;

3. гипоопека;

4. парадоксальная коммуникация.

14. Реакция, выражающаяся настойчивым стремлением подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб, называется:

1. реакцией компенсации,

2. реакцией гиперкомпенсации,

3. реакцией оппозиции,

4. реакцией эмансипации.

15. Крайняя зависимость от непосредственного окружения характерна для типа акцентуации:

1. истероидной

2. шизоидной

3. конформной

4. астено-невротической



Раздел 4. Самосознание личности. Индивидуальные психологические защиты, установки, копинги.

16. Психологическая защита путем перевода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной с точки зрения личностных и социальных норм, в другое русло, в приемлемое и поощряемое обществом, называется:

1. замещение,

2. сублимация,

3. реактивное образование,

4. катарсис.

17. Психологическая защита, ослабляющая влияние травмирующего фактора с помощью переключения на другую систему оценок и ценностей, называется:

1. замещение,

2. сублимация,

3. реактивное образование,

4. катарсис.

18. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую он считает себя способной, проявляется как:

1. самооценка

2. притязание

3. установка

4. личностный смысл

19. Психологическая защита, которая заключается в избавлении от внутреннего конфликта с помощью активного исключения из сознания неприемлемого мотива или нежелательной информации (забывание неприятного), называется:

1. вытеснение,

2. отрицание,

3. реактивное образование,

4. сублимация.

20. К вариантам психологической защиты относят все нижеследующие, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ:

1. рационализации,

2. идентификации,

3. псевдофрустрации,

4. проекции.



Раздел 5. Особенности профессионального развития личности.

21. Профессиональное самоопределение – это:

1. определение своей будущей профессии

2. знание общественной ценности профессии

3. понимание своих профессиональных интересов и склонностей

4. все перечисленное верно

22. К мотивам выбора профессии относятся:

1. мотив власти

2. мотив престижа

3. познавательный мотив

4. все перечисленное верно

23. Профессия – это:

1. род деятельности, являющийся источником существования

2. служебная обязанность

3. степень годности к какому-либо виду труда

4. все ответы верны

24. Оптант - это:

1. клиент профориентационного консультирования

2. клиент психотерапевтического консультирования

3. оба ответа верны

4. оба ответа неверны

25. К стадиям профессионального становления относится:

1. зарождение и формирование профессиональных намерений

2. период профессионального обучения и воспитания, овладение профессиональным мастерством

3. активное вхождение в профессиональную среду

4. все перечисленное верно



Раздел 6. Профориентационное консультирование. Активные методы профориентационного консультирования.

26. Конгруэнтность в общении – это:

1. знание людьми друг друга

2. согласованность вербального и невербального поведения

3. степень напряженности отношений

4. консерватизм партнеров по общению

27. К основным принципам работы в группе относится:

1. искренность и открытость

2. принцип «здесь и теперь»

3. конфиденциальность

4. все перечисленное верно

28. Трансакцией называется:

1. стимул

2. единица общения

3. ситуация

4. реакция

29. Создателем психодрамы является:

1. К.Рудестам

2. Я.Морено

3. А.Пиз


4. Э.Берн

30. Эффективное групповое консультирование в профориентационной консультации требует позиции консультанта:

1. директивной

2. недирективной

3. индифферентной

4. все ответы верны



Тестовые задания по дисциплине

Вариант 2

Раздел 1. Задачи и содержание деятельности практического психолога. Основные практики, техники и модели психологической помощи

1. К основным положениям консультирования относится все вышесказанное, кроме:

1. помощь в выборе и содействие самостоятельному решению проблемы

2. обучение новому поведению

3. помощь в развитии личности

4. внушение нормативных установок и правил поведения

2. Педагогическая модель консультирования включает все следующие компоненты кроме:

1. предполагает помощь в воспитании детей

2. основана на анализе ситуации совместно с родителями

3. определяет программу мероприятий для исправления ситуации

4. открыто рассматривает родителей как источник детских проблем

3. Модель, которая предполагает, что в основе трудностей клиента лежат болезни, или болезненное развитие личности, называется:

1. психологическая

2. психотерапевтическая

3. медицинская

4. социальная

4. Информировать клиента о потенциальном риске и эффектах психотерапии, о принципе конфиденциальности и ее пределах, об ожидаемой длительности и, в условиях частной практики - стоимости, необходимо для того, чтобы:

1. Клиент мог понимать свою ответственность

2. Имел возможность выбрать для себя наименее ограничивающий подход

3. Обеспечить информированное согласие

4. Установить задачи психотерапии

5. Конфиденциальность в психотерапии важна потому, что:

1. Дает возможность клиенту чувствовать уверенность в возможности улучшения своего состояния

2. Обеспечивает клиенту возможность быть открытым, чувствовать себя комфортно и безопасно

3. Большинство клиентов опасается, что если на работе станет известно об их посещении психотерапевта, это может отрицательно сказаться на карьере или заработке

4. Необходимо поддерживать сложившиеся профессиональные традиции



Раздел 2. Методы изучения человека, семьи, межличностных и семейных отношений, особенностей профессионального самоопределения.

6. ... позволяет выявить общие особенности мотивационной сферы человека

1. анкета оптанта

2. шкала тревожности Тэйлора

3. методика КОС

4. тематический апперцепционный тест

7. Методика... предназначена для выявления характеристик экстраверсии-интроверсии

1. патохарактерологический диагностический опросник

2. шкала тревожности Тэйлора

3. личностный опросник Айзенка

4. цветовой тест Люшера

8. ... позволяет выявить экстрапунитивные и интропунитивные тенденции

1. тест Розенцвейга

2. шкала тревожности Тэйлора

3. личностный опросник Айзенка

4. цветовой тест Люшера

9. Используется в профессиональной консультации:

1. дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова

2. методика ДДО

3. методика Холланда

4. все ответы верны

10. Методика... предназначена для выявления характеристик экстернальности-интернальности

1. патохарактерологический диагностический опросник

2. методика УСК (уровень субъективного контроля)

3. личностный опросник Айзенка

4. цветовой тест Люшера



Раздел 3. Дисгармонии личности и особенности их формирования и проявления в различных социальных условиях.

11. Перфекционизм входит в структуру:

1. истероидных черт характера;

2. шизоидных черт характера;

3. психастенических черт характера;

4. эпилептоидных черт характера.

12. Шизоидные черты характера включают все из нижеперечисленного, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ:

1. неспособность выражать свои чувства;

2. замкнутость

3. брутальность

4. вычурность поведения.

13. Повышенная подозрительность в сочетании со склонностью к образованию сверхценных идей входит в структуру:

1. истерических черт характера;

2. шизоидных черт характера;

3. психастенических черт характера;

4. параноидальных черт характера.

14. Тип воспитания, включающий чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности, обозначается …

1. «кумир семьи»;

2. гиперопека;

3. гипоопека;

4. «ежовые рукавицы».

15. Формированию эпилептоидных черт характера в большей степени способствует воспитание по типу:

1. «кумир семьи»;

2. гиперопека;

3. «золушка»;

4. «ежовые рукавицы».



Раздел 4. Самосознание личности. Индивидуальные психологические защиты, установки, копинги.

16. К копинг-стратегиям относится:

1. размышление над проблемной ситуацией

2. обращение к помощи других

3. отреагирование отрицательных эмоций через творчество

4. все перечисленное.

17. Психологическая защита, которая заключается в возврате от высших к низшим формам поведения, характерным для более ранних стадий развития, называется:

1. регресс,

2. реактивное образование,

3. идентификция,

4. ретроекция.

18. Защитный механизм трансформации травмирующего мотива в свою противоположность называется:

1. регресс,

2. реактивное образование,

3. идентификация,

4. рационализация.

19. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую он считает себя способной, проявляется как:

1. установка

2. самооценка

3. притязание

4. мировоззрение

20. Защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу, называется:

1. вытеснение,

2. отрицание,

3. идентификация,

4. проекция.



Раздел 5. Особенности профессионального развития личности.

21. К стадиям профессионального становления относится:

1. зарождение и формирование профессиональных намерений

2. период профессионального обучения и воспитания, овладение профессиональным мастерством

3. полная или частичная реализация профессиональных устремлений

4. все перечисленное верно

22. К мотивам выбора профессии относятся:

1. мотив общественной пользы

2. мотив власти

3. познавательный мотив

4. все перечисленное верно

23. Е. А. Климов выделяет стороны ситуации выбора профессии:

1. позиция взрослых (старших членов семьи и школьных педагогов)

2. позиция товарищей (сверстников)

3. личные профессиональные планы

4. все перечисленное верно

24. Личный профессиональный план включает в себя:

1. знание о будущей профессии

2. знание учебного заведения, в котором оптант будет получать профессию

3. внутренние и внешние условия достижения целей

4. все вышеперечисленное верно

25. Карьера - это:

1. достижение наивысших результатов

2. род занятий

3. продвижение по служебной лестнице

4. все ответы верны



Раздел 6. Профориентационное консультирование. Активные методы профориентационного консультирования.

26. Общение консультанта требует, прежде всего, позиции (по Э.Берну):

1. "ребенка"

2. "взрослого"

3. "родителя"

4. ни один из ответов не является верным

27. Групповые методы оказания психологической помощи - это:

1. использование любого психотерапевтического метода в группе больных

2. ролевая игра

3. использование взаимоотношений и взаимодействий в группе как психотерапевтических факторов

4. групповая беседа

28. Специфическим механизмом лечебного действия групповой психотерапии и группового консультирования является:

1. забота

2. внушение

3. десенсибилизация;

4. конфронтация

29. Как правило, в групповой динамике выделяются фазы, в число которых НЕ входит:

1. ориентировки и зависимости

2. напряжения и агрессии

3. полураспада

4. формирования рабочей группы

30. К основным принципам работы в группе относится::

1. принцип «здесь и теперь»

2. искренность и открытость

3. принцип активности участников группы

4. все перечисленное верно


Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний

Ключи к заданиям для бланкового тестирования

темы

вопроса

Вариант №1

Вариант №2

Тема 1



2

4



4

4



3

3



4

3



4

2

Тема 2



1

4



2

3



3

1



4

4



3

2

Тема 3



3

3



4

3



2

4



2

2



3

4

Тема 4



2

4



4

1



2

2



1

3



3

3

Тема 5



4

4



4

4



1

4



1

4



4

4

Тема 6



2

1



4

3



2

4



2

3



2

4


Вопросы к зачету

  1. Задачи и содержание деятельности практического психолога.

  2. Основные проблемы практической деятельности психолога.

  3. Характеристика основных методов психологического исследования. Наблюдение. Эксперимент. Беседа. Интервью. Анкетирование. Тест. Анализ продуктов деятельности.

  4. Проективные методики. Общая характеристика и классификация методов. Методика ТАТ.

  5. Рисуночные тесты. «Рисунок человека». «Нарисуй свою семью».

  6. Психологические практики: психологическая диагностика, психологическое консультирование; психологическая профилактика; информационно-просветительская работа; коррекционная и психотерапевтическая работа.

  7. Направления психотерапии и психокоррекции (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, экзистенциальная психология, когнитивная психология, транзактный анализ, системный семейный анализ).

  8. Этика и профессиональные позиции психолога при работе с клиентом.

  9. Определение индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

  10. Характеристика субъекта деятельности.

  11. Понятие группы и малой группы. Фазы развития группы.

  12. Семья как малая группа. Структура семьи. Коммуникация в семье. Динамика развития семьи. Функции-роли в семье.

  13. Транзактный анализ. Анализ взаимодействия «Родитель-Взрослый-Ребенок».

  14. Определение дисгармонии личности. Разновидности дисгармоний личности.

  15. Типы характера и акцентуации.

  16. Типы личностных реакций человека. Патологические и непатологические реакции.

  17. Факторы формирования акцентуаций личности.

  18. Классификация акцентуаций по А. Е. Личко.

  19. Классификация акцентуаций по К. Леонгарду.

  20. Методы изучения акцентуаций.

  21. Возможности адаптации акцентуированной личности в учебе, труде, общении.

  22. Фрустрация. Психологическая защита. Функции и классификация психологических защит.

  23. Копинг (стратегия совладания). Классификации копингов.

  24. Групповые психологические защиты и копинги. Поиск козла отпущения как групповая и семейная психологическая защита.

  25. Методы изучения психологических защит.

  26. Иррациональные установки человека. Семейные мифы.

  27. Факторы развития личности ребенка.

  28. Семейное воспитание. Влияние структуры семьи и констелляции на формирование личности ребенка.

  29. Тип коммуникации и типы власти в семье. Патриархальная, матриархальная и биархальная семья. Авторитарная семья. Эгалитарная семья.

  30. Стили семейного воспитания.

  31. Самосознание личности. Самооценка, уровень притязаний личности, их роль в адаптации человека.

  32. Выбор профессии и профессиональное самоопределение.

  33. Профессиональные планы, методы диагностики.

  34. Профессиональное консультирование: формы (индивидуальная и групповая; диагностическая и развивающая); мотивы обращения оптанта и основные принципы консультирования.


9.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература:

  1. Актуальные проблемы психологии в образовании : мат-лы асерос. науч.-практ. конференции с междунар. участием 4-6 апреля 2011 года : в 2-х т. / ред. И.А.Синкевич, Т.В.Тучкова, А.В.Науменко, Ю.В.Орябинская ; отв. ред. И. А.Синкевич. - Мурманск : МГГУ, 2012. .

  2. Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования. – М. : ИПКиППРО, 2011.

Дополнительная литература


  1. Большой психологический словарь / Сост. и общая ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб., 2009. (и др. издания)

  2. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. - СПб.: Питер, 2009.

  3. Ученые записки МГПУ. Психологические науки : сб. науч. ст. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2007 -.Вып. 7 / [под ред. И. А. Синкевич, А. А. Сергеевой]. - 2007. - 392 с. Вып. 8 / [под ред. И. А. Синкевич, А. А. Сергеевой]. - 2008. - 371 с.

  4. Шнейдер Л. Б. Семейная психология : учебное пособие для вузов. 2-ое изд. – М. : Акад. Проект, 2009.


10.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):
Электронно-библиотечные системы (ЭБС),

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:





  1. WWW.I-U.RU Библиотека Русского гуманитарного интернет-университета.

  2. http://soc.lib.ru/ Электронная Библиотека Социологии, Психологии, Управления

  3.  http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

  4.  http://www.psychology.ru/ Психологическая библиотека

  5. http://polpred.com/ База данных polpred

  6. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  7. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

  8.  http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

  9. http:// www.mgounb.ru (Мурманская государственная областная научная библиотека)

  10. http://www.koob.ru/ (электронная библиотека);

  11. http://psychlib.ru/mgppu/ (электронная библиотека МГППУ);

  12. www.biblioclub.ru. (ЭБС «Университетская библиотека»).

  13. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  14. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  15. www.//flogiston.ru


11.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).
Планы практических и лабораторных занятий

Планы практических и лабораторных занятий
Занятие № 1

Тема: Цели и задачи профессиональной ориентации


Вопросы для обсуждения

  1. Понятие профессиональной ориентации. Цели и задачи профориентации.

  2. Основные подходы к проблеме профориентации.

  3. Принципы осуществления профориентации.

  4. Функции профориентации.

  5. Направления профессиональной ориентации.


Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь понятия: профориентация, профессиография, профпросвещение, профдиагностика, профконсультация, профотбор, профадаптация, профвоспитание.

  2. Читать источники 1, 2, 3.

Основная литература

  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. (любое издание).

  2. Гриншпун, И.Б. Введение в психологию / И. Б. Гриншпун. (любое издание).

  3. Оконешникова, О. В. Методология и методика психологического исследования / О. В. Оконешникова. – М. : АПКиППРО, 2011.

Дополнительная литература

  1. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.

  2. Клиническая психология : учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб. : Питер, 2007.

  3. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология : учеб. пособие / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-информ, 2008. – 432 с. – Глава 10.

  4. Немов, Р. С. Психология. В 3-х тт. / Р. С. Немов (любое издание).

  5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб. : Питер, 2005. – Этические принципы и правила работы психолога (С. 545-552).


Занятия № 2

Тема: Планирование и организация профориентационной работы в школе


Вопросы для обсуждения

  1. Основные организационные принципы профориентационной работы.

  2. Различные организационные модели профориентационной помощи.

  3. Организация взаимодействия профконсультанта со смежными специалистами.

  4. Основы составления программ профориентационной помощи.

  5. Концептуальная схема организации профконсультационного взаимодействия психолога и клиента (по Н.С. Пряжникову). Основы самостоятельной модификации и конструирования профориентационных методик.

  6. Проблемы оценки эффективности профконсультационной работы. Подходы к оценке эффективности профориентационной работы.

  7. Основные требования к критериям и показателям оценки эффективности профконсультационной работы. Оперативные способы оценки эффективности отдельных занятий и профконсультаций.


Задания для самостоятельной работы

  1. Составить план профориентационной работы со школьниками на месяц.

  2. Составить развернутую рецензию на одну программу по профориентации школьников (источники 5, 6, 7).

  3. Составить конспект одного профориентационного занятия для школьников и подготовить его защиту (источники 1, 4, 8).

  4. Сделать конспект источника 2, 3.

Основная литература

  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. (любое издание).

  2. Гриншпун, И.Б. Введение в психологию / И. Б. Гриншпун. (любое издание).

  3. Оконешникова, О. В. Методология и методика психологического исследования / О. В. Оконешникова. – М. : АПКиППРО, 2011.

Дополнительная литература

  1. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.

  2. Клиническая психология : учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб. : Питер, 2007.

  3. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология : учеб. пособие / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-информ, 2008. – 432 с. – Глава 10.

  4. Немов, Р. С. Психология. В 3-х тт. / Р. С. Немов (любое издание).

  5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб. : Питер, 2005. – Этические принципы и правила работы психолога (С. 545-552).

Занятие № 3

Тема: Возрастные особенности профессионального самоопределения
Вопросы для обсуждения

  1. Профессиональное самоопределение. Типы и уровни самоопределения.

  2. Этапы развития профессионального самоопределения.

  3. Специфика профессионального самоопределения на разных этапах развития субъекта труда.

  4. Профессиональное самоопределение как проблема старшего подростка.


Задание для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь понятия: профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, карьера, профессиональный выбор, профессиональные планы, профессиональные перспективы, жизненные планы.

  2. Зарисовать таблицу «Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп клиентов и реальной профориентационной помощи по каждой из этих групп» (см. источник 3).

  3. Читать источники 1, 2, 3, 5.

Основная литература

  1. Гуревич П. С. Психология : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов, обуч. по непсихол. направл. и спец.]. - М. : Юрайт, 2012. - 607 с

  2. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : учебное пособие : в 2 кн. : Кн.1 : Система работы психолога с детьми разного возраста / Рогов Е. И. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. - 383 с.

  3. Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования. – М. : ИПКиППРО, 2011.

Дополнительная литература

  1. Бандура, А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М. : Апрель-Пресс ; ЭКСМО-Пресс, 2000.

  2. Большая энциклопедия психологических тестов. – М. : изд-во Эксмо, 2006.

  3. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб., 2003 (и др. издания, посл. 4-е изд. - 2009).

  4. Диксон, У. 20 великих открытий в детской психологии / У. Диксон. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2004.

  5. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.

  6. Клиническая психология : учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб. : Питер, 2007.

  7. Корнилова, Т. В. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов, Е. Л. Григоренко // Вопросы психологии. – 2001. – № 1.

  8. Крэйн, У. Теории развития : Секреты формирования личности / У. Крэйн. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2002.

  9. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология : учеб. пособие / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-информ, 2008. (и др. издания)

  10. Немов, Р. С. Психология. / Р. С. Немов (любое издание).

  11. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. – СПб. : Питер, 2002.

  12. Первин, Л. Психология личности / Л. Первин, О. Джон. – М. : Аспект Пресс, 2000.

  13. Прайер К. Не рычите на собаку / К. Прайер. (любое издание)

  14. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб. : Питер, 2005.

  15. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология : учебное пособие для вузов. 2-ое изд. / Л. Б. Шнейдер. – М. : Акад. Проект, 2006.


Занятие № 4

Тема: Принципы организации и проведения профконсультации и профотбора


  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница