Рабочая программа дисциплины (модуля) д анализ и интерпретация результатов научного исследования в области логопедии



Скачать 417.84 Kb.
страница1/3
Дата06.06.2016
Размер417.84 Kb.
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Б3.ДВ7.1. Анализ и интерпретация результатов научного исследования в области логопедии

(шифр дисциплины и название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению 050700 Специальная (дефектологическое) образование


профиль Логопедия
(код и наименование направления подготовки

с указанием профиля (наименования магистерской программы))



ОФО

форма обучения



Составитель(и): Голишникова

Елена Ильинична,

к.п.н., доцент,

доцент каф. СП иСП


Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Переутверждено

(протокол №14 от 23.06.2014 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина



Структура рабочей программы дисциплины (модуля).



  1. Аннотация к дисциплине.


Цель изучения дисциплины - формирование профессиональной компетентности бакалавров дефектологического профиля, ориентированных на НИРС, на организацию инновационной деятельности в образовательных учреждениях и проведение собственных научных исследований.

Предлагаемый комплекс содержит как теоретический, так и практический материал, позволяющий более эффективно выполнять курсовую и выпускную работу, овладеть основными характеристиками основ научно-исследовательской работы, научного исследования, совершенствовать методологическую культуру и профессиональную компетентность бакалавров дефектологического профиля. Большое внимание в нем уделено методологическим проблемам исследования, работе с нормативными документами и программами экспериментальных площадок и лабораторий, методами анализа результатов, формированию способов анализа и интерпретации научных исследований, организации и грамотному оформлению собственной экспериментальной работы.



Данная дисциплина «Б3.ДВ7.1 Анализ и интерпретация результатов научного исследования в области логопедии» имеет теоретико-прикладную направленность. Она включена в раздел «Профессиональный цикл» Основной образовательной программы.


  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Указываются компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины, в соответствии с ФГОС ВО (ВПО).

ОП - 2 - способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;

ПК -1 - способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;

ПК-9 -готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности.


  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).




№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения



Диагностические диагностики и получение данных исследования.

9

Подбор диагностических методик по теме исследования



Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования

9

Проведение исследования, с использованием подобранных методик



Интерпретация результатов в исследованиях: суть, задачи и методы интерпретации

9

Сообщение по теме



Апробация работы: понятие, содержание, способы и значение апробации исследования.

9

Подготовка публичного выступления с использованием мультимедийной презентации



Структура и содержание изложения результатов работы

9

Структурирование обработки, анализа и интерпретация полученных результатов



Разработка вводной части исследовательской работы

9

Актуальность проблемы исследования и обоснование подборки диагностических методов с выходом на интерпретацию



Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных

9

Составление практических рекомендаций для практикующих специалистов и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ



Количественный и качественный анализ результатов научного исследования.

9

Количественный и качественный анализ результатов научного исследования .по теме




  1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):


Общие сведения

1.

Кафедра

СПиСП

2.

Направление подготовки

Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению 050700 Специальная (дефектологическое) образование профиль Логопедия

3.

Дисциплина (модуль)

Б3.ДВ7.1 Анализ и интерпретация результатов научного исследования в области логопедии

4.

Тип заданий




5.

Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.)





Перечень компетенций

ОП - 2 - способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;

ПК - 1 - способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;

ПК-9 - готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности.


Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания: проблематику в области специальной педагогики, психологии и логопедии;

- материал и методы организации и проведения научно-исследовательской работы в области специальной педагогики, психологии и логопедии;

- способы обработки получаемых эмпирических данных и их интерпретаций;

- методы анализа и самоанализа, способствующие развитию личности научного работника.

Умения: формулировать научную проблематику в области специальной педагогики, психологии и логопедии;

- обосновывать выбранное научное направление;

- подбирать средства и методы для решения поставленных задач в научном исследовании, пользоваться методиками проведения научных исследований;

- делать обоснованные заключения по результатам проводимых исследований, в том числе в виде научных докладов и публикаций;

- реферировать и рецензировать научные публикации;

- вести научные дискуссии не нарушая законов этики, логики и правил аргументирования;

- строить взаимоотношения с коллегами и педагогами.


Навыки: способен формировать решения, основанные на исследованиях проблем, путем интеграции знаний из новых или междисциплинарных областей; в проектной деятельности: способен к разработке научно обоснованных систем ведения технологий отрасли


Опыт деятельности: методы организации и проведения научно-исследовательской работы в области специальной педагогики, психологии и логопедии; - способы обработки получаемых эмпирических данных и их интерпретаций; методы анализа и самоанализа для развития личности.



Этапы формирования компетенций (Количество этапов формирования компетенций: ДЕ, разделов, тем и т.д.)

1.Введение в социальную психологию

2. Проблема общения в социальной психологии



6. Большие социальные группы


Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)


«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%


Типовое контрольное задание (контрольная работа, тест, кейс-задание и пр.)

Включить тест, контрольную работу или кейс-задание и т.д.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний

Может включать:

  1. Образцы решения типовых заданий.

  2. Ключи к тестовым заданиям (форма представления ключей может быть выбрана преподавателем самостоятельно).

  3. Ссылки на электронные программы для самоподготовки студента.

  4. Разъяснения по наиболее сложным темам.


Вопросы к зачету/экзамену

Перечень вопросов

1. Общее понятие о педагогическом исследовании, его сущности и специфике.

2. Методологический аппарат педагогического исследования.

3. Теоретические методы научно-педагогического исследования.

4. Эмпирические методы научно-педагогического исследования.

5. Сущность и специфика педагогического эксперимента.

6. Виды эксперимента в школе и ДОУ.

7. Этапы организации опытно-экспериментальной работы по логопедии.

8. Математико-статистические методы обработки информации в педагогическом исследовании.

9. Интерпретация результатов педагогического исследования.

10. Научный стиль и справочный аппарат педагогического текста.

11. Оформление курсовой и дипломной работы.

12. Процедура защиты курсовой и дипломной работы.

13. Диагностические диагностики и получение данных исследования.



  1. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования

  2. Интерпретация результатов в исследованиях: суть, задачи и методы интерпретации

  3. Апробация работы: понятие, содержание, способы и значение апробации исследования.

  4. Структура и содержание изложения результатов работы

  5. Разработка вводной части исследовательской работы

  6. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных

  7. Количественный и качественный анализ результатов научного исследования.

  8. Определение оптимального пути разрешения проблемы.

  9. Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента (планирование; разработка методики; подготовка оборудования, планов-конспектов уроков, воспитательных дел, дидактических тестов и т. д.).

  10. Констатирующий эксперимент с целью получения представления об уровне исследуемого предмета.

  11. Анализ результатов эксперимента; составление таблиц, схем, иллюстраций, формулирование выводов.

  12. Написание текста «Констатирующий эксперимент».

  13. Обучающий эксперимент с целью проверки научного предположения.

  14. Подготовка к осуществлению обучающего эксперимента (планирование, разработка методов и средств проведения и наблюдения за ходом эксперимента, разработка способов фиксации наблюдений и т. д.).

  15. Проведение и анализ обучающего эксперимента (протоколы наблюдений, письменные работы, рисунки, записи бесед и т. д.).

  16. Оформление результатов анализа в таблицах, схемах, диаграммах, рисунках и т. д., формулирование выводов и рекомендаций (если позволяет материал) по данным обучающего эксперимента.




  1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

В перечень основной литературы включать источники актуальные на момент реализации дисциплины и имеющиеся в наличии в библиотеке МГГУ и ЭБС.

  1. Оформление научно-исследовательских работ студентов : методические рекомендации / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. Н. Н. Безух]. - Мурманск : МГПУ, 2008. - 22 с

  2. Панычева О. Н. Учись учиться : научная организация труда студента : учеб.-метод. пособие / О. Н. Панычева, Т. Д. Барышева, Д. В. Панычев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2008. - 84 с. - ISBN 978-5-88476-867-3 : 16-66.

  3. Научная организация труда студента: учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. Г. В. Коган]. - Мурманск, 2008. - 116 с. : табл

  4. Готовность студентов-дефектологов к профессиональной деятельности : материалы межрегион. конф., 21-22 апр. 2010 г. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [отв. ред. Л. С. Вакуленко, В. В. Демяшина]. - Мурманск : МГГУ, 2011. - 115 с. : ил. - ISBN 978-5-4222-0072-6

  5. Баловсяк Н. В.   Реферат, курсовая, диплом на компьютере / Н. В. Баловсяк. - СПб. : Питер, 2007. - 176 с.

  1. Мартыненко Л. А.  Коррекция речевых нарушений у детей 5-6 лет : программа психолого-логопедических занятий / Л. А. Мартыненко, Л. Д. Постоева. - М. : Сфера, 2010 ; СПб. : Речь, 2010. - 172, [1] с. : ил. - Библиогр.: с. 173. - ISBN 978-5-9268-0977-7

  2. Ткаченко Т. А. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика : пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 33, [1] с., [8] л. ил. - (Библиотека логопеда). - Библиогр.: с. 33. - ISBN 978-5-691-01745-2 : 235-18.

  3. Сорокина Н. А.   Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями : [методические материалы] / Н. А. Сорокина. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 113, [1] с. : ил. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 978-5-691-01920-

  4. Волосовец Т. В.   Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида : Практ. пособие для педагогов и воспитателей / Т. В. Волосовец, С. Н. Сазонова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 232 с. : табл. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-01156-1.

  5. Кукушкина, В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): Учебное пособие, - М.: ИНФРА - М, 2011. - 265 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-004167-4.

  6. Морозова И. А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду : пособие для логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя : в 3 вып. Вып. 1. Первый год обучения / И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 246 с

  1. Методическая работа [Электронный ресурс] URL: http://sch121-snz.edusite.ru/p27aa1.html ( дата обращения: 28.05.2014)

  2. Сущность методической деятельности педагога [Электронный ресурс] URL: txtb.ru/88/5.html ( дата обращения: 28.05.2014)

Дополнительная:

  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст]/ Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика,1982. – 192 с.

  2. Введение в научное исследование по педагогике [Текст]: учебное пособие для студентов пединститутов/ под ред. В. И. Журавлёва. М., 1988. – 546 с.

  3. Галагузова, Ю. Н.   Азбука студента / Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 76 с. : ил. - (Библиотека студента). - ISBN 5-691-00480-8

  4. Гончарова, Е.Л. Оценка современного этапа развития системы специального образования в России [Текст]/ Е.Л. Гончарова, Н.Н. Малофеев // Альманах ИКП РАО.– Выпуск 5.

  5. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]/ Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова, Н.Н. Подъяков, Е.В. Зворыгина.– М.: Линка пресс, 1998.

  6. Дошкольное воспитание аномальных детей [Текст]: книга для учителя и воспитателя/ под ред. Л. П. Носковой.- М.1993г. – 224 с.

  1. Ерофеева И.Ю. К проблеме формирования исследовательских умений у студентов [Текст]/ И. Ю. Ерофеева // Совершенствование рефлексивной подготовки у специалистов дошкольного воспитания. М., 1986.

  2. Журавлёва В.И. Организация конкретных научных исследований студентов в помощь школе и педвузу [Текст]/ В. И. Журавлёва// Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие / Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988.

  3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педаго­гического исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 208 с.

  4. Дошкольное образование России [Текст]: сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М., 1996.

  5. Кукушкина, О.И. Коррекционная (специальная) педагогика: развитие традиций [Текст]/ О.И. Кукушкина // Альманах ИКП РАО.– 2002.– № 5.

  6. Малофеев, Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики [Текст]/ Н.Н. Малофеев // Дефектология.– 1996.– № 1.

  7. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст]/ Н.Н. Малофеев // Дефектология.– 1997.– № 4.

  8. Методологические проблемы развития педагогической науки [Текст]/ под ред. П.Г. Атутова, М.Н. Скаткина, Я.С. Турбовского. М.:Педагогика, 1985.

  9. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении [Текст]/ А.М. Новиков. М., 1998. – 134 с.

  10. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования [Текст]/ П.И. Образцов. – СПб. : Питер, 2004. – 268 с.

  11. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований [Текст]/ В. М. Полонский М., 1987. – 144 с.

  12. Прилепенко Ю. В, Козловская Г. Ю. Введение в профессию специальный психолог [Текст]: учебное пособие/ Ю. В Прилепенко, Г. Ю. Козловская. – Ставрополь: СГПИ, 2008 – 184 с.

  13. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю) [Текст]/ М. Н. Скаткин. – М., 1986.

  14. Сорокин Н.А. Дипломные работы в педагогических вузах [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н. А. Сорокин. М.: Провящение, 1986. – 125 с.

  15. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс [Текст]: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений/ О.Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов. М.: Новая школа, 1994. – 64 с.

  16. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии [Текст]: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1991. – 143 с.

  17. Основы специальной педагогики и психологии [Текст]: учеб. пособие/ Н.Трофимова и др. СПб .: Питер, 2005. – 304 с.

  18. Основы специальной психологии [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. — 480 с.

  19. Специальная педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М.Назаровой. – 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. – 400 с.

  20. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. В. И. Лубовского. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 464 с.

  21. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов/ под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2001 – 400 с.

  22. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Академия, 2001. - 311 с.

  23. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов/ Г. В. Фадина. - Балашов: Николаев, 2004. — 80 с.

  24. Василевская Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2005.

  25. Шашкина Г. Р.   Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М. : Академия, 2003. - 240 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-1160-5 :



  1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):

    • электронные образовательные ресурсы (ЭОР);

- http://almanah.ikprao.ru/

- Цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира». Программа первая «Лента времени», ИКП РАО

- Цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира». Программа вторая «В городском дворе», ИКП РАО

- Специализированная обучающая компьютерная программа «Моя жизнь» ч.1. События важные и неважные ч.2. События приятные и неприятные ч.3. События и настроения ИКП РАО

- Специализированная обучающая компьютерная программа «Состав числа». Версия 3, ИКП РАО


    • электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.

- http://biblioclub.ru/

- https://mshu.bibliotech.ru/

- http://e.lanbook.com/

- http://ibooks.ru/

Перечисляются ЭОР, размещенные на официальных образовательных сайтах, и (или) разработанные самостоятельно, с указанием Интернет-адреса.

Указываются лицензионные ЭБС, предоставляющие возможность круглосуточного дистанционного индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.


  1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических и лабораторных занятий

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница