Рабочая программа дисциплины (модуля) сд. В 2 Игротерапия



Скачать 146.88 Kb.
Дата28.06.2016
Размер146.88 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

СД.В.1.2 Игротерапия
(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки специалиста
Дошкольная педагогика и психология

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием


профиля (названия магистерской программы)

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол № 10 от 14 июня 2011 г.)
Зав. кафедрой

_______________И.А. Синкевич



Структура учебно-методического комплекса дисциплины (модуля)
1. Программа учебной дисциплины Игротерапия

2. Автор программы: Краснова А.Н.
4. Цели освоения дисциплины
Указываются цели освоения дисциплины (модуля), соотнесенные с общими целями ООП ВПО.

Цель освоения дисциплины Игротерапия - ознакомление студентов с основами игровой терапии, возможностями игротерапии в коррекции отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере детей, предполагающие:

  • проведение диагностического обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

  • проведение коррекционных занятий по рекомендованным методикам;

  • работа с педагогами с целью организации эффективного коррекционного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;

  • участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков.

Основные задачи курса "Игротерапия":



  1. формирование представления об особенностях игровой терапии с детьми дошкольного и школьного возраста;

  2. ознакомление с современными направлениями игровой терапии;

  3. формирование представлений об особенностях применения игровой терапии в психокоррекционном процессе.


6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
(модуля):


  • готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

  • способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

  • способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

  • способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать:

  • основные категории и понятия игротерапевтического процесса;

  • основные подходы, теории игровой терапии, историю и современные тенденции разви­тия направлений в игровой терапии;

  • спецефические особенности общения ребенка и игротерапевта;

  • возможности игровой терапии в коррекции тревожности, застенчивости, ЗПР, РДА, СДВГ, ММД, агрессивности;

  • специфику и основные структурные компоненты игротерапевтического процесса.

  1. Уметь:

  • последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;

  • осуществлять процесс развития социально-личностных компетенций детей в образовательных учреждениях;

  • видеть и понимать психологическую реальность, стоящую за поведением и деятельностью ребенка в разных группах социального взаимодействия

  • выявлять проблемы и отклонения в поведении и эмоциональном развитии ребенка;

  • анализировать собственную профессиональную деятельность;

  • составлять программу игр и игровых заданий для профилактики и коррекции нарушений в развитии детей дошкольного и школьного возраста;

  • формулировать методические рекомендации к организации работы по коррекции нарушений у детей в условиях семьи, дошкольного образовательного учреждения и школы.

3) Владеть:



  • русским литературным языком, навыками устной и письменной речи;

  • способностью выступать публично и работать с научными текстами;

  • способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательного пространства;

  • методами игротерапии и интерпретировать полученные результаты в исследователь­ских целях;

  • методами диагностики и коррекции трудностей в эмоциональном и поведенческом развитии субъектов образовательного пространства.


7. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина (модуль)).

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет __2__ зачетных единиц


(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов);

______72_____ часов.




№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ



Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часы на СРС



. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*





Дошкольная педагогика и психология

5

10

72

36




20

16

-

36

зачет

  • Общее количество часов по СРС в данной таблице для дисциплин с формой контроля «Экзамен» высчитывается так же как и для с дисциплин с формой контроля «Зачёт», где общее количество часов на СРС равно разности общей трудоёмкости по дисциплине и общего количества аудиторной работы.


8. Содержание дисциплины (модуля)
Разделы дисциплины (модуля) и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.




Раздел I. Общие вопросы игровой терапии

20

12

8




10




Раздел II. Особенности применения игровой терапии в психокоррекционном процессе.

16

8

16




26




Всего

36 )

20

16




36



13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины
(модуля)


Основная литература

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.- М., 1995.

  2. Айви А., Айви М., Саймек-Дайнинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство.- М., 2000.-487 с.

  3. Александров А.А. Личностно-орентированные методы психотерапии.-СПб., 2000.

  4. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций.- СПб., 1997.

  5. Бардиер Г. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – СПб.,1996.

  6. Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности (психисемантический подход).- Киев, 1991.

  7. Бремс К. Полное практическое руководство по детской психотерапии.- М.: ЭКСМО_Пресс, 2002.-640 с.

  8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М., 1990.

  9. Бурлачук Л.Ф., Грабовская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии.-Киев, 1999.

  10. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера.- М., 1990

  11. Джинот Х.Дж. Групповая психотерапия с детьми.- М.: Апрель-Пресс, 2005.-272 с.

  12. Дрейкус-Фергюссон Е. Введение в теорию Альфреда Адлера.- Мн., 1995.

  13. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия.- СПб., 2004.-323 с.

  14. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама.-М., 1993.

  15. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия : искусство отношений.-М., 1994.

  16. О'Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии.- СПб.: Питер, 2002.-464 с.

  17. Позешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия : семья как психотерапевт.-М., 1993.

  18. Позешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия.- М., 1996

  19. Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмен П. Опыты психологии самопознания: Практикум по гештальттерапии.- М., 1993

  20. Практика психосинтеза : Упражнения, направленные на развитие личности и достижение духовного роста.- СПб., 1992

  21. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. -СПб.: Речь, 2005.-208 с.

  22. Руффлер М. Игры внутри нас / М.: Изд-во Института психотерапии, 1998

  23. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте.- М.: Медицина, 1986.- 256 с.

  24. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. -М., 1986.

  25. Холецкая О.В., Трошин В.Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте.- Нижний Новгород,1995.-36 с.

  26. Хухлаева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте.- М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-80 с.

  27. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения.- М.: ФИС, 1988.-273 с.

  28. Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.: Просвещение, 1986.-54 с.

  29. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом: Практическое руководство для врачей, психологов и педагогов.- М.: Вита-Пресс, 1997.-52 с.

  30. Шмаков С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника.-М.: ЦГЛ, 2004.-110 с.

  31. Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей.- СПб.: Салит-медкнига, 2002.-128 с.

  32. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями.- СПб., 1997.-78 с.

  33. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство .- СПб.: ГП «ИМАТОН», 2000.-100с.


Дополнительная литература

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – Новосибирск, 1994.

  2. Барашнев Ю.И., Лицеев А.Э. К генезису минимальной мозговой дисфункции у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии.-1995.-№6.-с.11-17.

  3. Бодалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева.-1993.-№3.-с.74-90.

  4. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. – М., 1993.

  5. Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей // Особый ребенок: Исследование и опыт помощи. - Вып.1. – М., 1998.

  6. Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Начальная школа .- 1998. - № 11-12. – С. 25-32.

  7. Заваденко Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии.-2000.-№1.

  8. Зимбардо Ф. Застенчивость. – СП.., 1996.

  9. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю, Синдромы дефицита внимания как причина школьной дезадаптации // Школа здоровья.-1994.-№1.

  10. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – СП.., 2001.

  11. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. – М., 1997.

  12. Кравченко А.С. Мотивация демонстративного поведения. – М., 2001.

  13. Касатикова Е.Б., Брязгунов И.П. Характеристика детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Педиатрия.-2001.-№2.-с.40-42.

  14. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание.-1993.-№4.-с.18-23.

  15. Михайленко Л.Я., Короткова Н.А. Игры с правилами в дошкольном возрасте. – М., 2000.

  16. Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины // Педагогика. – 1993. - № 3. – С. 121-126.

  17. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. – М., 2004.

  18. Романов А.А. С чего начинается поведенческая игротерапия? – М., 1993.

  19. Романова А.А. Направленная игровая психотерапия нарушений поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Российский психиатрический журнал.-1999.-№6.-с.46-50.

  20. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М., 1998.

  21. Трошин В.Д., Радаев А.М., Халецкая О.В., Радаева Г.М. Клинические варианты минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста // Педиатрия.-1994.-№2.-с.72-75.

  22. Холецкая О.В., Трошин В.Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова.-1998.-№9.-с.4-8.

  23. Ясюкова Л.А. Возможности теста Бурдона в диагностике функциональных дефектов развития // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии.-СПб., 1995-с.99-101.


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  1. Педагогическая библиотека.

  2. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  3. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  4. http://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева

  5. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  6. www.//flogiston.ru


Научные учреждения и общества психологов

  1. htpp://www.ipras.ru/ - Институт психологии РАН

  2. htpp://www.pirao.ru/ - Институт психологии РАО

  3. htpp://www.rpo.rsu.ru -Российское психологическое общество

  4. www.rospsy.ruФедерация психологов образования России

  5. htpp://spbpo.ru — Санкт-Петербургское психологическое общество

  6. htpp://psy.samara.ru — Самарское общество психологов

  7. htpp://www.bekhterev.org — Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург)

  8. htpp://www.psychoanalysis.ru — Психоаналитическая ассоциация Российской Фе­дерация

  9. htpp://www.oppl.kub.ru — Общероссийская профессиональная психотерапевтиче­ская лига

  10. htpp://www.centr-ro.ru — Международная ассоциация развивающего обучения


Высшие учебные заведения и факультеты психологии:

  1. htpp://www.psy.msu.ru-факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

  2. htpp://www.psy.pu.ru/-факультет психологии Санкт-Петербургского государствен­ного университета

  3. htpp://mgppu.ru- Московский городской психолого-педагогический университет

  4. htpp://psychol.ru- Институт практической психологии и психоанализа

  5. htpp://www.nsu.ru/psych/- Центр психологии Новосибирского государственного университета

  6. htpp://www.umn.edu- факультет психологии Миннесотского университета (США)

  7. htpp://www.harvard.edu/Harvard Psychology- факультет психологии Гарвардского университета (США)

  8. htpp://www.stanford.edu- факультет психологии Стэнфордского университета (Ве­ликобритания)

  9. htpp://www.strath.ac.uk/psychology- факультет психологии Стратклайдского уни­верситета (Великобритания)

  10. htpp://www.rnd.runnet.ru/ - факультет психологии Ростовского государственного университета

  11. htpp://www.kcn.ru/tat_ru/unuversitet/F17/main.ruh.tml — факультет психологии Ка­занского государственного университета

  12. htpp://www.flogiston.ru — факультет психологии МГУ


Учреждения дополнительного психологического образования:

  1. htpp://imaton.ru — Институт практической психологии «Иматон»

  2. htpp://www.igisp.ru — Институт групповой и семейной психологии и психо­терапии

  3. htpp://www.ipd.ru — Институт развития личности

  4. htpp://www.gestalt.ru — Московский Гештальт Институт

  5. htpp://www.psyinst.ru — Институт психотерапии и клинической психологии


Психологические журналы и периодика:

  1. htpp://www.voppsy.ru - «Вопросы психологии»

  2. htpp://www.psyedu.ru - «Психологическая наука и образование»

  3. htpp://magazine.mospsy.ru - «Московский психологический журнал»

  4. htpp://psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/ -Журнал практической психологии и психо­анализа

  5. htpp://oedipus.ru/ - Вестник психоанализа

  6. htpp://www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»

  7. psy.1september.ru — еженедельник «Школьный психолог»

  8. htpp://gazetamim.ru — Психологическая газета «Мы и мир»

  9. htpp://www.apa.org/journals — журналы Американской психологической ассоциа­ции

  10. htpp://www.psychol.ras.ru/08.shtml — Психологический журнал

  11. htpp://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html — Вестник Московского универси­тета. Серия 14. Психология

  12. htpp://www.courier.com.ru — Курьер образования

  13. htpp://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm — Психологический вестник


Психологические сайты:

  1. htpp://www.childpsy.ru - «Детский психолог». Материалы по возрастной психоло­гии, психологической службе системы образования. Новости. Тесты.

  2. htpp://psi.webzone.ru — психологический словарь

  3. htpp://azps.ru — А.Я. Психология. Новости, объявления о тренингах и семинарах. Психологический словарь. Хрестоматия. Тесты и материалы к ним.

  4. htpp://www.psyonline.ru - «Психотерапия и консультирование». Консультации пси­холога. Книги и статьи. Психологические тесты.

  5. htpp://www.narrative.narod.ru — нарративная психология и психотерапия

  6. htpp://psychology.net.ru — Мир психологии. Разделы новости, объявления о тре­нингах и семинарах, психологические тесты, публикации, форум, персоналии, психологические консультации

  7. htpp://psychology-online.net- материалы по психологии: книги, психологические тесты, фотографии и иллюстративный материал, биографии психологов

  8. htpp://www.psycho.ru- «Психология и бизнес on-line». Библиотека, тесты и про­граммы, новости, объявления о тренингах и семинарах, программных продуктах для психологического обследования.
  9. http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/41.html - Материалы по общей, воз­растной и педагогической психологии, психодиагностике, объективная психоло­гия, психология эмоциональных отношений

  10. http://www.edu.yar.ru/russian/psih/docum/metod_recom.htmlМетодические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологической службы



Психологические тесты и методики:

  1. htpp://psiholognew.narod.ru — психологические тесты для обследования детей до­школьного и школьного возраста, профориентационные методики

  2. htpp://www.psitest.ru — популярные психологические тесты

  3. htpp://tests.holm.ru - популярные психологические тесты

  4. htpp://www.ctest.ru — подборка тестов личности

  5. htpp://test.msk.ru - тесты и психологические консультации, научно-популярные ма­териалы по психологии

  6. htpp://testforall.narod.ru — психологические тесты, рисуночные тесты для детей, статьи по психологии


Электронно-библиотечные системы (ЭБС),

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. Официальный сайт МГГУ / Учебный портал - www.mshu.edu.ru

  2. Обучающая компьютерная оболочка Competentum Magister

  3. Обучающая интерактивная среда LMS MOODLE

  4. htpp://www.bookap.by.ru - библиотека психологической литературы разных направлений

  5. htpp://psi.lib.ru — библиотека психологической литературы по детской психоло­гии

  6. htpp://psylib.kiev.ua — психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры

  7. http://polpred.com/ База данных polpred

  8. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  9. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

  10. http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online


Программное обеспечение:

  1. Адаптивная система тестирования «АСТ-тест»

  2. Система дистанционного обучения LMS Moodle.


Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) учебные и учебно-методические средства дистанционного обучения:

  • специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями,

  • электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия,

  • тренинговые компьютерные программы,

  • компьютерные лабораторные практикумы,

  • контрольно-тестирующие комплекты,

  • учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.

Перечень используемых технических средств

  • Мультимедийный проектор

  • Компьютерные мультимедийные презентации

  • Компьютерный класс

  • Обучающая компьютерная оболочка Competentum Magister

  • Обучающая интерактивная среда LMS MOODLE

  • Официальный сайт МГГУ - www.mshu.edu.ru

Перечислены ЭОР, размещенные на официальных образовательных сайтах, и (или) разработанные самостоятельно, с указанием Интернет-адреса.



Указаны лицензионные ЭБС, предоставляющие возможность круглосуточного дистанционного индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница