Рабочая программа дисциплины (модуля) в. 11 Методика развития речи дошкольников (спец.)



Скачать 437.37 Kb.
страница1/2
Дата30.04.2016
Размер437.37 Kb.
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Б3.В.11 Методика развития речи дошкольников (спец.)

образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры)


050700/62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия»



Составитель(и): Яшина Е.В.

Ст. преподаватель кафедры СПиСП



Утверждено на заседании кафедры

СПиСП. ППИ

(протокол №1 от 09.09.13г.)

Переутверждено на заседании кафедры

СПиСП. ППИ

(протокол №14 от 23.06.14 г.)


Зав. кафедрой

_______________ (Ю.А. Афонькина)





Структура рабочей программы дисциплины (модуля).


  1. Аннотация к дисциплине.

Курс «Методика развития речи дошкольников (спец.)» раскрывает современные научно обоснованные подходы к организации, отбору содержания способам коррекционно - развивающего обучения словесной речи детей дошкольного возраста.

Цель дисциплины: познакомить студентов с концептуальными основами современного подхода к обучению языку, и, прежде все­го, коммуникативно-деятельностной системы обучения языку.

Задачи дисциплины:

- характеристика методологических подходов и принципов формирования речи дошкольников;

- знакомство студентов с условиями развития речи в дош­кольных учреждениях коррекционного вида;

- раскрытие задач, содержания, методов и приемов работы над речью в разных возрастных группах;

- формирование умения планировать занятия по развитию речи с учетом современных требований;

- знакомство студентов с принципами анализа научной и ме­тодической литературы.




  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

ПК-3 - способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования;

ПК-5 - способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории.




  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).




№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1

Тема1 Теоретические основы методики развития речи дошкольников с нарушениями слуха.

16

Практическое №1

2

Тема2 Принципы системы обучения языку.

15

Практическое №2

3

Тема 3 Формы словесной речи в системе обучения дошкольников с нарушениями слуха

15

Практическое №3

4

Тема4 Условия речевого развития детей с недостатками слуха.

15

Практическое №4

5

Тема5 Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха на разных возрастных этапах.

15

Практическое №5

6

Тема6 Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье.

15

Практическое №6

7

Тема7 Планирование работы по развитию речи.

15

Практическое №7




  1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):


Общие сведения

1.

Кафедра

Специальной педагогики и специальной психологии

2.

Направление подготовки

Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия»

3.

Дисциплина (модуль)

Методика развития речи дошкольников

4.

Тип заданий




5.

Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.)





Перечень компетенций

ПК-3 - способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования;

ПК-5 - способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории.


Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания:

  • теоретические и методические аспекты изучения и развития речи у детей с нормальной и нарушенной речевой деятельностью;

  • особенности речевого развития дошкольников с ОНР;

  • современные лингвистические, психологические, нейропсихологические и другие концепции анализа высказываний детей;

  • базовые положения научно-практического характера, определяющие создание структурно-содержательных моделей развития речи детей с ОНР.

Умения:

  • проводить обследование речи детей и определять уровень речевого развития;

  • анализировать позитивные и негативные тексты на основе использования лингвистических и психолингвистических критериев;

  • отбирать и систематизировать речевой материал (словарь, грамматические структуры, тексты) для индивидуальных и фронтальных занятий с детьми;

  • осуществлять перспективное и текущее планирование работы по развитию речи;

  • использовать различные методики, методические приёмы и средства развития речи в коррекционных целях (на разных уровнях речевого развития);

  • разрабатывать планы-конспекты индивидуальных и фронтальных занятий по развитию речи;

  • моделировать и проводить специальные занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста;

Навыки:

  • составления протокола обследования различных сторон речи дошкольников, анализа материалов обследования;

  • отбора и систематизации речевого и дидактического материала для индивидуального и фронтального занятия;

  • использование приемов развития лексической, грамматической сторон речи, связной диалогической и монологической речи.

Опыт деятельности: реализация программы прохождения учебно-исследовательской практики и стажерской практики


Этапы формирования компетенций (Количество этапов формирования компетенций: ДЕ, разделов, тем и т.д.)

1.Введение в социальную психологию

2. Проблема общения в социальной психологии



6. Большие социальные группы


Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)


«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%


Типовое контрольное задание (контрольная работа, тест, кейс-задание и пр.)

Включить тест, контрольную работу или кейс-задание и т.д.

Примерные зачетные тестовые задания.

I вариант

ДЕ-1 Научные основы развития речи у детей с нарушениями речи.

1. Методика развития речи является:

а) лингвистической наукой;

б) разделом психологии;

в) педагогической наукой.

2. Лингвистическую основу методики развития речи составляют:

а) фонетика, лексикология, грамматика;

б) фонетика, графика, грамматика;

в) лексикология, грамматика, орфография.

3. Средствами развития речи дошкольников не является:

а) художественная литература;

б) комплекс физических упражнений;

в) наглядные пособия.

4. Суть имитационного метода развития речи:

а) психолингвистический анализ семантических полей;

б) закономерность механизма усвоения языка;

в) самостоятельная работа «по образцу».

ДЕ-2 Характеристика речевого развития детей с ОНР.

5. В основе клинико-педагогической классификации нарушений речи лежат:

а) лингвистические критерии;

б) медицинские данные;

в) психологические подходы.

6. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве у детей:

а) с нормальным слухом и нарушенным интеллектом;

б) с нарушенным слухом и сохранным интеллектом;

в) с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

7. В современной теории логопедии с учетом несформированности речи выделены:

а) два уровня недоразвития речи;

б) три уровня недоразвития речи;

в) четыре уровня недоразвития речи.

8. Наличие в речи звукоподражаний и лепетных слов характерно для детей:

а) первого уровня недоразвития речи;

б) второго уровня недоразвития речи;

в) третьего уровня недоразвития речи.

9. Направлением работы по развитию речи дошкольников с ОНР не является:

а) развитие звуковой стороны речи;

б) развитие лексического строя речи;

в) развитие письменной связной речи.

ДЕ-3 Формирование звуковой стороны речи

10. Понятие « звуковая сторона речи» включает:

а) правильное звукопроизношение;

б) навык словоизменения;

в) явления словотворчества.

11. Фонематическое восприятие (слух) – это:

а) отчётливое произнесение звуков;

б) способность воспринимать и различать звуки речи;

в) хороший темп речи.

12. На каком уровне развития речи при ОНР преимущественно формируется неречевое слуховое внимание:

а) первый уровень;

б) второй уровень;

в) третий уровень.

13. На каком уровне развития речи при ОНР преимущественно формируется неречевое слуховое восприятие:

а) четвёртый уровень;

б) второй уровень;

в) первый уровень.

ДЕ-4 Формирование лексики и грамматического строя речи

14. Активный словарь – это:

а) слова, которые говорящий не только понимает, но и сам употребляет;

б) слова, которые говорящий только понимает;

в) узкоспециальная лексика.

15. Направлением словарной работы не является:

а) обогащение словаря;

б) усвоение морфологической системы языка;

в) исправление словаря.

16. Нарушения лексики у детей с ОНР проявляется:

а) в неумении подбирать антонимы;

б) ошибочные ударения в словах;

в) в расхождении объёма пассивного и активного словаря.

17. Процесс усвоения морфологической стороны речи не включает:

а) дифференциацию слов по частям речи;

б) усвоение форм словоизменения;

в) развитие интонационной выразительности.

ДЕ-5 Развитие связной речи

18. Развитие связной речи дошкольников с ОНР включает:

а) обучение диалогической речи;

б) обучение написанию изложений;

в) обучение написанию сочинений.

19. Соотнесите определение с подходящим термином: «слуховое восприятие акустического потока, отправленного говорящим, и его понимание»:

а) говорение;

б) слушание;

в) письмо.

20. Из перечисленных видов работ выбрать те, которые относятся к обучению дошкольников с ОНР рассказыванию по памяти:

а) рассказ по картине;

б) пересказ литературных текстов;

в) рассказ из личного опыта.

II вариант

ДЕ-1 Научные основы развития речи у детей с нарушениями речи

1. Методологической основой методики развития речи являются:

а) теория о периодах развития школьника;

б) теория речевой деятельности;

в) теория поэтапного выполнения учебных действий.

2. Лингвистическую основу методики развития речи составляют:

а) пунктуация, лексикология, грамматика;

б) фонетика, лексикология, грамматика;

в) лексикология, грамматика, орфография.

3. Художественными средствами речевого развития детей являются:

а) рисование, музыка, театрализованные представления;

б) рисование, музыка, танцы;

в) театрализованное представление, музыка, танцы.

4. Суть имитационного метода развития речи:

а) психолингвистический анализ семантических полей;

б) закономерность механизма усвоения языка;

в) самостоятельная работа «по образцу».

ДЕ-2 Характеристика речевого развития детей с ОНР.

5. В основе психолого-педагогической классификации нарушений речи лежат:

а) лингвистические и психологические критерии;

б) клинические характеристики;

в) медицинские данные.

6. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве у детей:

а) с нормальным слухом и нарушенным интеллектом;

б) с нарушенным слухом и сохранным интеллектом;

в) с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

7. В современной теории логопедии с учетом несформированности речи выделены:

а) два уровня недоразвития речи;

б) три уровня недоразвития речи;

в) четыре уровня недоразвития речи.

8. Наличие в речи лепетных слов и различение некоторых грамматических форм характерно для детей:

а) первого уровня недоразвития речи;

б) второго уровня недоразвития речи;

в) третьего уровня недоразвития речи.

9. Методика развития речи дошкольников ОНР не включает раздел:

а) методика развития лексической стороны речи;

б) методика грамматики и орфографии;

в) методика формирования грамматического строя речи.

ДЕ-3 Формирование звуковой стороны речи

10 Фонематическое восприятие (слух) – это:

а) отчётливое произнесение звуков;

б) способность воспринимать и различать звуки речи;

в) правильное речевое дыхание.

11. На каком уровне развития речи при ОНР преимущественно формируется неречевое слуховое внимание:

а) первый уровень;

б) второй уровень;

в) третий уровень.

12. На каком уровне развития речи при ОНР преимущественно формируется неречевое слуховое восприятие:

а) четвёртый уровень;

б) второй уровень;

в) первый уровень.

13. Фонематическое восприятие формируется в период:

а) до одного года;

б) от года до четырёх;

в) от пяти до семи лет.

ДЕ-4 Формирование лексики и грамматического строя речи

14. Пассивный словарь – это:

а) слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет;

б) общеупотребительная лексика;

в) архаичные слова.

15. К какому возрасту у ребёнка появляются первые слова:

а) к 2 годам;

б) к 1 году;

в) к 6 месяцам.

16. Словоизменение – это компонент:

а) образной речи:

б) звуковой речи;

в) грамматики.

17. Недоразвитие у детей с ОНР морфологических и синтаксических обобщений приводит к нарушениям:

а) звуковой стороны речи;

б) лексической стороны речи;

в) грамматического строя речи.

ДЕ-5 Развитие связной речи

18. Соотнесите определение с подходящим термином: «выражение мысли в акустическом коде с помощью звучащих комплексов-слов, их сочетаний»:

а) говорение;

б) слушание;

в) письмо.

19. Что из перечисленного ниже не является формой словесного творчества детей:

а) создание слов-неологизмов;

б) сочинение рассказа;

в) чтения стихотворения наизусть.

20. Работа по развитию речи над различными композиционно-речевыми формами высказывания включает:

а) обучение диалогу с педагогом;

б) обучение рассказу-описанию;

в) обучение диалогу со сверстниками.


III вариант

ДЕ-1 Научные основы развития речи у детей с нарушениями речи


  1. Методика развития речи является самостоятельной наукой:

а) имеет свой предмет исследования;

б) решает специфические задачи;

в) определяет направления речевого развития дошкольников.

2. Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах составляет:

а) психологическую основу методики;

б) педагогическую основу методики;

в) физиологическую основу методики.

3. Методическим принципом развития речи дошкольников не является:

а) принцип взаимосвязи всех сторон языка;

б) принцип речевого действия;

в) принцип научности обучения.

4. Средствами развития речи дошкольников не является:

а) художественная литература;

б) комплекс физических упражнений;

в) наглядные пособия.

ДЕ-2 Характеристика речевого развития детей с ОНР.

5. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве у детей:

а) с нормальным слухом и нарушенным интеллектом;

б) с нарушенным слухом и сохранным интеллектом;

в) с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

6. В современной теории логопедии с учетом несформированности речи выделены:

а) два уровня недоразвития речи;

б) три уровня недоразвития речи;

в) четыре уровня недоразвития речи.

7. Проблемы коррекции ОНР освещены в трудах:

а) К.Д. Ушинского, Е.И Тихеевой, Е.А. Флёриной.

б) А.М. Бородич, О.С. Ушаковой, М.М. Алексеевой.

в) Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

8. Недифферинцированное произнесение в речи свистящих, шипящих и сонорных звуков характерно для детей:

а) второго уровня недоразвития речи;

б) третьего уровня недоразвития речи;

в) четвёртого уровня недоразвития речи.

9. Направлением работы по развитию речи дошкольников с ОНР не является:

а) развитие письменной связной речи;

б) развитие лексического строя речи;

в) развитие звуковой стороны речи.

ДЕ-3 Формирование звуковой стороны речи

10. Звукопроизношение – это:

а) способность воспринимать и различать звуки речи;

б) процесс образования речевых звуков;

в) хороший темп речи.

11. Кто из исследователей выявил четвертый уровень развития детей с ОНР:

а) Л.С. Волкова;

б) М.С. Певзнер;

в) Т.Б. Филичева.

12. На каком уровне развития речи при ОНР преимущественно формируется неречевое слуховое восприятие:

а) четвёртый уровень;

б) второй уровень;

в) первый уровень.

13. Фонематическое восприятие формируется в период:

а) до одного года;

б) от года до четырёх;

в) от пяти до семи лет.

ДЕ-4 Формирование лексики и грамматического строя речи

14. Активный словарь – это:

а) слова, которые говорящий не только понимает, но и сам употребляет;

б) слова, которые говорящий только понимает;

в) узкоспециальная лексика.

15. Пассивный словарь – это:

а) слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет;

б) общеупотребительная лексика;

в) архаичные слова.

16. К какому возрасту у ребёнка появляются первые слова:

а) к 3 годам;

б) к 1 году;

в) к 9 месяцам.

17.Недоразвитие у детей с ОНР морфологических и синтаксических обобщений приводит к нарушениям:

а) грамматической стороны речи;

б) лексической стороны речи;

в) произносительной стороны речи.

ДЕ-5 Развитие связной речи

18. Соотнесите определение с подходящим термином: «зрительное восприятие графического ряда и его понимание»:

а) говорение;

б) слушание;

в) чтение.

19.Соотнести типы текса с определением: « тип текста, в котором нет событий, сюжета, а изображаются картины природы, предметы, портреты»

а) повествование;

б) описание;

в) рассуждение.

20. Из перечисленных видов работ выбрать те, которые относятся к обучению дошкольников с ОНР рассказыванию по воображению:

а) рассказ по картине;

б) пересказ литературных текстов;

в) рассказывание по предложенной теме и плану.

IV вариант

ДЕ-1 Научные основы развития речи у детей с нарушениями речи

1. Методика развития речи является:

а) педагогической наукой;

б) разделом психологии;

в) разделом методики обучения русскому языку.

2. Методологической основой методики развития речи являются:

а) теория о периодах развития школьника;

б) теория речевой деятельности;

в) теория поэтапного выполнения учебных действий.

.3. Методом развития речи дошкольников не является:

а) коммуникативный метод;

б) метод самоконтроля в обучении;

в) проблемный (поисковый) метод.

4. Проблемы речевого развития дошкольников в онтогенезе исследовал:

а) А.Н. Гвоздев;

б) С.Л. Рубинштейн;

в) К.И. Чуковский.

ДЕ-2 Характеристика речевого развития детей с ОНР.

5. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве у детей:

а) с нормальным слухом и сохранным интеллектом;

б) с нарушенным слухом и сохранным интеллектом;

в) с нормальным слухом и нарушенным интеллектом.

6. В основе клинико-педагогической классификации нарушений речи лежат:

а) лингвистические критерии;

б) медицинские данные;

в) психологические подходы.

7. Проблемы коррекции ОНР освещены в трудах:

а) К.Д. Ушинского, Е.И Тихеевой, Е.А. Флёриной.

б) А.М. Бородич, О.С. Ушаковой, М.М. Алексеевой.

в) Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

8. Слабо выраженные нарушения в фонетике, лексике, грамматике характерны для детей:

а) второго уровня недоразвития речи;

б) третьего уровня недоразвития речи;

в) четвёртого уровня недоразвития речи.

9. Методика развития речи дошкольников ОНР не включает раздел:

а) методика развития лексической стороны речи;

б) методика грамматики и орфографии;

в) методика формирования грамматического строя речи.

ДЕ-3 Формирование звуковой стороны речи

10. Понятие « звуковая сторона речи» включает:

а) правильное звукопроизношение;

б) навык словоизменения;

в) явления словотворчества.

11. Фонематическое восприятие (слух) – это:

а) отчётливое произнесение звуков;

б) способность воспринимать и различать звуки речи;

в) хороший темп речи.

12. Звукопроизношение – это:

а) способность воспринимать и различать звуки речи;

б) процесс образования речевых звуков;

в) хороший темп речи.

13. Фонематическое восприятие формируется в период:

а) до одного года;

б) от года до четырёх;

в) от пяти до семи лет.

ДЕ-4 Формирование лексики и грамматического строя речи

14. Направлением словарной работы не является:

а) обогащение словаря;

б) усвоение морфологической системы языка;

в) исправление словаря.

15. Нарушения лексики у детей с ОНР проявляется:

а) в неумении подбирать антонимы;

б) ошибочные ударения в словах;

в) в расхождении объёма пассивного и активного словаря.

16. Процесс усвоения морфологической стороны речи не включает:

а) дифференциацию слов по частям речи;

б) усвоение форм словоизменения;

в) развитие интонационной выразительности.

17. Проблемы развития лексики дошкольников в онтогенезе исследовал:

а) А.Н. Гвоздев;

б) С.Л. Рубинштейн;

в) К.И. Чуковский.

ДЕ-5 Развитие связной речи

18. Развитие связной речи дошкольников с ОНР включает:

а) обучение монологической речи;

б) обучение написанию изложений;

в) обучение написанию сочинений.

19. Методика составления рассказа с опорой на заданную программу разработана:

а) Р.И. Лалаевой,

б) В.К. Воробьевой,

в) А.А. Леонтьевым.

20. Определить, направление работы, где применяются следующие приёмы: « побуждение в процессе разговора к более подробному, развёрнутому высказыванию»:

а) упражнения в диалогической речи;

б) составление предложений;



в) упражнения в описательной речи.

Ключ к тестовым заданиям


№ вопроса

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1

В

Б

А

А

2

А

Б

В

Б

3

Б

А

В

Б

4

В

В

Б

А

5

Б

А

В

А

6

В

В

В

Б

7

В

В

В

В

8

А

Б

Б

В

9

В

Б

А

Б

10

А

Б

Б

А

11

Б

А

В

Б

12

А

В

В

Б

13

В

Б

Б

Б

14

А

А

А

Б

15

Б

Б

А

В

16

В

В

Б

В

17

В

В

А

А

18

А

А

В

А

19

Б

В

Б

Б

20

В

Б

В

А


Критерии оценки теста.

Тесты для проведения итогового контроля включают задания с выбором предложенного ответа.

Каждое правильно выполненное задание оценивается одним баллом, невыполненное задание оценивается 0 баллом. Максимальное количество, которое можно получить за каждый вариант теста – 20 баллов.

Перевод в пятибалльную систему:

20 - 17 баллов = «5» (не менее 85%)

16 - 14 баллов = «4» (не менее 70%)

13 - 10 баллов = «3» (не менее 50%)



Менее 10 баллов = «2» (менее 50%)
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний

Может включать:

  1. Образцы решения типовых заданий.

  2. Ключи к тестовым заданиям (форма представления ключей может быть выбрана преподавателем самостоятельно).

  3. Ссылки на электронные программы для самоподготовки студента.

  4. Разъяснения по наиболее сложным темам.


Вопросы к зачету/экзамену

  1. Предмет, объект и задачи методики развития речи.

  2. Взаимосвязь методики развития речи с другими дисциплинами.

  3. Причины нарушений речиа у детей.

  4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи.

  5. Своеобразие общего и речевого развития дошкольников с нарушениями речи.

  6. Системы обучения детей с нарушениями речи.

  7. История обучения языку детей с нарушениями речи.

  8. Принципы системы обучения.

  9. Этапы обучения языку.

  10. Формы словесной речи в системе обучения дошкольников

  11. Классификации детей с нарушением речи.

  12. Коррекционное обучение в специальных дошкольных учреждениях группах.

  13. Коррекционная работа с дошкольниками с нарушениями речи в условиях интегрированного обучения в массовых детских садах.

  14. Организация педагогической помощи детям с нарушениями речи в сурдологических кабинетах и центрах.

  15. Организация педагогической работы в семье с детьми, не посещающими дошкольные учреждения.

  16. Задачи работы по развитию речи детей раннего возраста в семье.

  17. Организация в семье работы по развитию речи детей с нарушениями речи, посещающих специальные дошкольные учреждения.

  18. Развитие речи в разных видах деятельности детей.

  19. Развитие речи в быту.

  20. Речевое развитие в игровой, изобразительной и конструктивной деятельности.

  21. Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром.

  22. Особенности организации и содержания занятий по развитию речи.

  23. Предпосылки к овладению словесной речи.

  24. Тематика занятий.

  25. Отбор речевого материала.

  26. Взаимосвязь разных видов речевой деятельности.

  27. Обучение глобальному чтению

  28. Методические приемы.

  29. Требования к дидактическому материалу.

  30. Содержание и методы развития речи детей среднего дошкольного возраста.

  31. Изменения соотношения форм словесной речи у детей среднего возраста.

  32. Объем и содержание речевого материала у детей среднего дошкольного возраста.

  33. Обучение чтению детей среднего дошкольного возраста.

  34. Развитие разговорной и связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

  35. Особенности работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

  36. Методика работы над разными видами высказываний с разной лексической наполняемостью у детей старшего дошкольного возраста.

  37. Лексико-семантическая работа с детьми старшего дошкольного возраста.

  38. Обучение чтению детей старшего дошкольного возраста.

  39. Обучение письму детей старшего дошкольного возраста.

  40. Работа над разговорной и связной речью у детей старшего дошкольного возраста.

  41. Речевая готовность детей с недостатками речи к школьному обучению.

  42. Планирование материала по развитию речи.

  43. Понятие планирования, виды планирования.

  44. Роль семейного воспитания в формировании речи детей с нарушениями речи.

  45. Формы сотрудничества ДОУ и семьи.

  46. Основные направления работы по развитию речи детей младенческого возраста с нарушениями слуха в семье.

  47. Психофизиологические, психолингвистические и лингвистические основы овладения языком.

  48. Условия формирования речи у детей в специальных дошкольных учреждениях.

  49. История становления методики развития речи дошкольников с нарушениями слуха в России.

  50. История становления методики развития речи дошкольников с нарушениями слуха за рубежом.




  1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная:

  1. Андреева, Н. Г.Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников : пособие для логопеда : в 3 ч. / Н. Г. Андреева ; под ред. Р. И. Лалаевой. - М. : ВЛАДОС. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-01504-4.Ч. 1 : Устная связная речь. Лексика. - 2008.

  2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика. Ч.2: Предложение. Текст. Ч. 3: Письменная связная речь: Пособие для логопеда / Под. ред. Р.И. Лалаевой. – М., ВЛАДОС, 2008.

  3. Морозова И. А.   Занятия по развитию речи в специальном детском саду : пособие для логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя : в 3 вып. Вып. 1. Первый год обучения / И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 246 с. - (Библиотека логопеда). - ISBN 5-691-01512-5

  4. Сазонова С. Н.   Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031800 - Логопедия, 031900 - Спец. психология, 03200 - Спец. дошк. педагогика и психология / С. Н. Сазонова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 144 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-4503-0 [Гриф

  5. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: Учебное пособие. – М., 2009.

  6. Никитина М. И.Чтение и развитие речи : учебно-методическое пособие для студ. вузов, обуч. по направл. Педагогика / М. И. Никитина, О. А. Красильникова. - СПб. : КАРО, 2006. Гриф

  7. Сазонова С. Н.Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031800 - Логопедия, 031900 - Спец. психология, 03200 - Спец. дошк. педагогика и психология / С. Н. Сазонова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007.Гриф

  8. Стародубова Н. А.Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 030900 (050703) - Дошк. педагогика и психология ; 031000 (050707) - Педагогика и методика дошк. образования / Н. А. Стародубова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. –Гриф

  9. Никитина М. И. Чтение и развитие речи : учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050700) Педагогика / М. И. Никитина, О. А. Красильникова. - СПб. : КАРО, 2006. - 256 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-89815-710-7 [Гриф] : 70-84.

  10. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031800 - Логопедия, 031900 - Спец. психология, 03200 - Спец. дошк. педагогика и психология / С. Н. Сазонова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 144 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-4503-0 [Гриф] : 97-90.

  11. Морозова И. А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду : пособие для логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя : в 3 вып. Вып. 1. Первый год обучения / И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 246 с. - (Библиотека логопеда). - ISBN 5-691-01512-5 : 88-70.

  12. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 030900 (050703) - Дошк. педагогика и психология; 031000 (050707) - Педагогика и методика дошк. образования / Н. А. Стародубова. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 256 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: с.248-254 (148 назв.). - ISBN 978-5-7695-6210-5 [Гриф] : 264-99.

  13. Козырева О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи : старшая группа дошкольных (коррекционных) образовательных учреждений : пособие для логопеда / О. А. Козырева, Н. Б. Дубешко. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 119 с. : ил. - (Библиотека логопеда). - ISBN 5-691-01387-4 : 163-30.

  14. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 030900 (050703) - Дошк. педагогика и психология; 031000 (050707) - Педагогика и методика дошк. образования / Н. А. Стародубова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 256 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-4823-9 [Гриф] : 210-10.

Дополнительная:



  1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Алексеева М. М., Яшина В. И. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2000.

  2. Архипова Е. В. Основы методики развития речи учащихся : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 032900-русский язык и литература / Архипова Е. В. - М. : Вербум-М, 2004.

  3. Борисенко М. Г. Начинаем говорить (Развитие речи) / Борисенко М. Г., Лукина Н. А. ; рис. И. С. Авдеевой . - СПб. : Паритет, 2005.

  4. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений : учеб. пособие для студ. вузов / Зикеев А. Г. - М. : Академия, 2000.

  5. Лобанова Е. А. Формирование лексических единиц, обозначающих обобщающие понятия у дошкольников с ОНР / Лобанова Е. А. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2009. - № 2 - С. 70-76.

  6. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : [учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Педагогика и методика начального образования"] / Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2012.

  7. Развитие устной речи у глухих школьников : метод. пособие : в 2 ч. : Ч.1-2 / М-во образования РФ, Упр. спец. образования ; авт.-сост. Е. П. Кузьмичева, Е. З. Яхнина, О. В. Шевцова. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

  8. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (комплексный подход) : учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Сазонова С. Н. - М. : Академия, 2003.

  9. Сергеева Л. Д. Об усвоении грамматических понятий младшими школьниками с системным недоразвитием речи / Сергеева Л. Д. // Специальная психология. - 2006. - №3(9). - С. 59 - 66.

  10. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников : учеб. пособие / Сохин Ф. А. ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2002.

  11. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / Ушакова О. С. ; Ин-т дошк.воспитания и семейного образования РАО. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001.

  12. Ушакова Т. Н. Принципы развития ранней детской речи / Ушакова Т. Н. // Дефектология. - 2004.-№ 5. - с.4-15.

  13. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000.

  14. Шишкова М. И. Практико-ориентированная методика развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения / Шишкова М. И. // Коррекционная педагогика. - 2005. - №3. - С.52 – 60.



  1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):




    • электронные образовательные ресурсы (ЭОР);

- http://almanah.ikprao.ru/

- Цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира». Программа первая «Лента времени», ИКП РАО

- Цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира». Программа вторая «В городском дворе», ИКП РАО

- Специализированная обучающая компьютерная программа «Моя жизнь» ч.1. События важные и неважные ч.2. События приятные и неприятные ч.3. События и настроения ИКП РАО

- Специализированная обучающая компьютерная программа «Состав числа». Версия 3, ИКП РАО


    • электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.

- http://biblioclub.ru/

- https://mshu.bibliotech.ru/

- http://e.lanbook.com/

- http://ibooks.ru/




  1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических и лабораторных занятий

Занятие 1.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница