Рабочая программа дисциплины «Основы гендерной психологии» для студентов всех форм обучения



Скачать 370.22 Kb.
Дата27.04.2016
Размер370.22 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра педагогической психологии


УТВЕРЖДАЮ


Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы гендерной психологии»
для студентов всех форм обучения

направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки «Психология образования»

Екатеринбург

РГППУ

2011
Рабочая программа дисциплины «Основы гендерной психологии». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 37 с.


Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование.


Авторы:

Кандидат философских наук, доцент

Н.С. Бастракова














































Рецензент:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры акмеологии

и психологии управления УрГПУ


А.А. Печеркина

Одобрена на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от __________________ № ____.




Заведующая кафедрой педагогической психологии




О.Н. Шахматова

Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от _________________ №____.




Председатель методической комиссии ИПс




С.С. Котова










СОГЛАСОВАНО

Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ






С. В. Пеннер










Директор ИПс




И.И.Хасанова

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011



© Бастракова Н.С., 2011


  1. Цели освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины – развитие профессиональной компетентности и психолого-педагогической культуры будущих специалистов – педагогов-психологов на основе освоения студентами системы теоретических знаний, практических навыков и умений в сфере гендерной психологии.

Задачи:

• дать представления об общих методологических вопросах гендерной психологии;

• сформировать прочные знания, навыки и умения использования знания о гендерной психологии в будущей профессиональной деятельности;

• ознакомить с необходимой учебно-методической литературой по изучаемой в рамках курса тематике;

• сформировать мотивацию будущих специалистов на использование в практической деятельности знаний в сфере гендерной психологии;

• сформировать мотивацию будущих специалистов на самообразование.




  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Основы гендерной психологии» тесно связана с такими учебными курсами, как «Психодиагностика», «Психологическое консультирование», «Психотерапия», «Основы психологии современной семьи», а также с дисциплинами базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – философией, общей, возрастной и социальной психологией, педагогической и социальной педагогикой, социологией.



Воспитательной целью данного курса является формирование профессиональной позиции студентов и развитие психолого-педагогической культуры будущих специалистов – педагогов-психологов, базирующейся на гуманистической позиции и нравственно-этических нормах.

Место и роль дисциплины «Основы гендерной психологии» в системе воспитательной деятельности университета заключается в развитии профессиональной компетентности студентов как преподавателей психологии и практических психологов.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы гендерной психологии»

Дисциплина ориентирована на формирование у студентов следующих компетенций, предложенных в ФГОС:


а) общекультурные (ОК):

- готов использовать основные положения и методы и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);


б) профессиональные (ПК):

- способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОКП-1);

- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
в) психолого-педагогическое сопровождение (ПКПП):

- готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:

  • теоретические и методологические проблемы гендерных исследований;

  • гендерные исследования за рубежом и в России;

  • теории усвоения половой роли;

  • гендерные аспекты современной социальной политики;

  • основные теории гендерная социализация;

  • психология половых различий;




  • уметь:

  • анализировать гендерные отношения в современном мире;

  • формулировать проблемы мужчин и женщин в современном российском обществе;

  • видеть асимметрию гендерной социализации;

  • анализировать гендерные проблемы семейных отношений;

  • рассматривать гендерные проблемы профессиональных отношений;

  • консультировать по проблеме гендерной социализации личности на разных ступенях возрастного развития;




  • владеть:

  • гендерной составляющей самопознания, самодеятельности, а также к освоению культурного богатства как фактора гармонизации гендерных отношений;

  • представлением о гендерной самооценке и самоидентификации;

  • саморазвитием в системе гармонизации гендерных отношений;

  • суммой теоретических и практических психологических знаний о гендерных ролях и общении, расширяющих возможности личности в системе межличностного взаимодействия.
  1. Структура и содержание дисциплины
«Основы гендерной психологии»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.



Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекции

пр. зан.

сам. р.




I.

Раздел I. Теоретические основы гендерной психологии

4-й

1-3

4

4

4







Тема 1. Введение в гендерную психологию: основные понятия







2

2

2







Тема 2. Гендер как социальная категория








2

2

2




II

Раздел II. Гендерные исследования

4-й

4-7

8

4

4







Тема 1. Гендерные исследования за рубежом и в России







4

2

2







Тема 2. Гендерные исследования в высшей школе







4

2

2




III

Раздел III. Гендерные различия

4-й

8-11

12

12

16







Тема 1. Мужчина в современном обществе и его проблемы








4

4

6







Тема 2. Женщина в современном обществе и ее проблемы








4

4

6







Тема 3. Изменение гендерных ролей







4

4

4




Iv

Раздел IV. Гендерная социализация


4-й

12-15

8

8

12







Тема 1. Гендерные отношения в современном мире







4

4

6







Тема 2. Гендерная социализация в современном обществе







4

4

6




V

Раздел V. Гендерная психология: социальные проблемы

4-й

16-20

12

16

20







Тема 1. Гендерные аспекты современной социальной политики







4

4

6







Тема 2. Гендерные проблемы семейных отношений







2

4

4







Тема 3. Влияние гендерных стереотипов на выбор жизненной стратегии и профессиональное самоопределение личности







4

4

6







Тема 4. Профессиональная карьера: гендерный аспект







2

4

4







Итого:







44

44

56





Содержание дисциплины
Раздел I. Теоретические основы гендерной психологии
Тема 1. Введение в гендерную психологию: основные понятия

Биологический, социальный пол и сексуальность. Культурные детерминанты принадлежности к мужскому и женскому полу. Понятия «гендер», «гендерная общность», «гендерная идентичность», «гендерные роли», «гендерные стереотипы», «гендерная структура» «гендерные различия».

Актуальность овладения гендерными знаниями для будущих специалистов – педагогов-психологов, психологов.
Тема 2. Гендер как социальная категория

Социальное познание гендера. Гендерные стереотипы как схемы обработки информации. Происхождение гендерных схем. Запоминаемость информации, соответствующей гендерной схеме. Гендерные стереотипы. Гендерная категоризация. Парадокс социальной идентичности.


Раздел II. Гендерные исследования
Тема 1. Гендерные исследования за рубежом и в России

Возникновение и развитие гендерных исследований. Женские и гендерные исследования в США, Западной и Северной Европе, Австралии. Этапы развития женских и гендерных исследований за рубежом: 1960-1970-е - создание новой академической дисциплины женских исследований (Women's studies); 1980 е годы - интеграция женских исследований в высшее образование; 1990-е годы - развитие гендерных исследований в странах всех континентов, обмен научной информацией, интеграция гендерных исследований в сферу политики («mainstreaming»).

Женские и гендерные исследования в России 90-х годов. Первые исследовательские центры: Московский центр гендерных исследований (МЦГИ), Харьковский центр гендерных исследований, Санкт-Петербургский центр гендерных исследований.

Междисциплинарность гендерных исследований

Гендер в разных культурах. Панкультурные гендерные сходства. Разделение труда, обусловленное полом. Гендерное стереотипизирование. Дифференциальная гендерная социализация. Кросс-культурные гендерно-ролевые идеологии.
Тема 2. Гендерные исследования в высшей школе

Гендерные исследования в системе высшей школы. Межвузовские научно-исследовательские программы Минобразования РФ в области феминологии и гендерных исследований. Международные и всероссийские научные конференции по гендерной тематике. Российский межвузовский центр гендерных исследований (РЦГИ). Российский научный журнал «Женщина в российском обществе».

Подготовка научных кадров по гендерной тематике в системе высшей школы: состояние и перспективы.


Раздел III. Гендерныг различия
Тема 1. Мужчина в современном обществе и его проблемы

Мужчина в профессиональной сфере: доминирование в управлении и политике, экономической, финансовой, научной сфере.

Проблемы мужчин в трансформирующемся обществе: противоречия между стереотипной ролью «добытчика» и реалиями рынка труда.

Стереотипы маскулинности в массовой культуре, рекламе, СМИ, степень их соответствия реальным статусным характеристикам современных мужчин.

Роль мужчины в семье. Участие в формировании и расходовании семейного бюджета, ведении домашнего хозяйства, воспитании детей. Специфика подготовки молодого человека к семейной жизни. Формы развлечения мужчин.

Здоровье мужчин как важная государственная проблема: специфика заболеваемости, сферы риска, причины высокого уровня смертности в трудоспособном возрасте. Репродуктивное здоровье мужчин. Образ жизни и отношение к собственному здоровью. Алкоголизм, наркомания, курение. Суицид.

Ограничения, накладываемые традиционной мужской ролью. Мужская гендерная роль и входящие в нее нормы. Норма успешности/статуса. Норма твердости. Норма антиженственности. Напряжение, стресс и конфликт мужской гендерной роли.
Тема 2. Женщина в современном обществе и ее проблемы

Гендерный дисбаланс в сферах управления, политики, предпринимательства, экономической, финансовой, научной сферах.

Специфика менталитета, патриархальность, патернализм в массовом сознании женского социума. Профессиональный труд, семья, здоровье, карьера в системе ценностей женщины. Степень и формы адаптивности к новым социально-экономическим условиям. Социальное настроение. Уровень интернальности и экстернальности. Стратегии развития и выживания в системе жизненных ориентаций.

Проблемы участия женщин в неформальном секторе экономики. Сексуальные домогательства на работе; неготовность общества к осознанию проблемы.

Здоровье женщины: репродуктивные права, проблемы абортов, уровень заболеваемости. Образ жизни и отношение к собственному здоровью. Алкоголизм, курение. Суицид.

Ограничения, накладываемые традиционной женской ролью. Хранительница домашнего очага. Работающая женщина. Домашний труд и работающая женщина. Низкий статус женщин в организациях и отсутствие у них власти.


Тема 3. Изменение гендерных ролей

Изменение установок. Повышение совместимости работы и семьи. Производственная политика поддержки семьи. Увеличение гендерного многообразия в организациях. Перемены в доме. Домашние обязанности как случай несоответствия между установками и поведением. Справедливость и дифференциация домашних обязанностей. Изменение поведения родителей и педагогов.

Ложные представления о гендере. Изменение ложных представлений о гендере.
Раздел IV. Гендерная социализация
Тема 1. Гендерные отношения в современном мире

Гендерные отношения как взаимоотношения мужчин и женщин в обществе

Иерархический характер гендерных отношений. Типология социокультурных традиций, обычаев и норм взаимоотношений между полами и их воздействие на характер гендерных отношений в обществе.

Гендерная асимметрия. Формы проявления гендерной асимметрии в различных социальных сферах и различных социокультурных типах обществ.

Гендерное равенство. Факторы, препятствующие достижению гендерного равенства в обществах как социокультурных системах: культурная отсталость, бедность, система воззрений на отношения между полами, гендерная стереотипизация массового сознания, тип политического режима, несбалансированное распределение оплачиваемого и неоплачиваемого труда между мужчинами и женщинами и др.
Тема 2. Гендерная социализация в современном обществе

Теория социальных ролей. Гендерные различия и социализация. Социальные нормы и гендерные различия. Подчинение гендерным нормам. Гендерные стереотипы как социальне нормы. Подчинение гендерным нормам. Нарушение гендерных норм.

Гендерная роль и гендерная идентичность. Связь гендерной идентичности с биологическим полом. Социализация и гендерные стереотипы в современном обществе.

Механизмы гендерной социализации. Моделирование. Роль поощрения и наказания. Особенности гендерной социализации в концепциях Н. Ходороу, А. Гидденса.

Семья как важнейший институт первичной гендерной социализации. Роль женщины и мужчины в формировании мышления, психологии и качеств личности у мальчиков и девочек. Модели поведения в ближайшем окружении ребенка и их воздействие на процесс усвоения гендерных норм. Институт бабушек и дедушек: специфика российского и зарубежного опыта.

Внесемейные источники гендерно-ролевой социализации: детская литература, игрушки, телевидение, язык, сексизм, фэйсизм. Андрогиния.

Гендерная социализация в дошкольном учреждении: усвоение традиционных социополовых ролей в игровом и познавательном поле. Технологии «навязывания» поведенческих стереотипов по половому признаку (выбор игр, игрушек для мальчиков и девочек, занятий по ручному труду, содержание заданий по математике, детские праздники и т. д.).

Гендерная социализация в процессе обучения. Феминизация учительства и ее негативные последствия. Гендерные стереотипы в учебной и досуговой литературе для начального, среднего и старшего школьного возраста.

Направленность и формы проявления инициативы мальчиков и девочек в школе. Воспроизводство гендерных стереотипов в процессе профессионального обучения школьников.

Гендерная социализация в процессе профессионального обучения студенчества. Гендерные различия при выборе профессии, построении жизненной стратегии юношей и девушек.

Роль СМИ в процессе усвоения гендерных ролей и стереотипов. Содержание рекламы. Явный и скрытый сексизм в телевизионных передачах

Раздел V. Гендерная психология: социальные проблемы
Тема 1. Гендерные аспекты современной социальной политики

Социальная политика: сущность, задачи и функции. Гендерные аспекты социальной политики: в сфере занятости; в сфере образования; в сфере здравоохранения; в сфере пенсионного обеспечения; в сфере семейно-брачных отношений.

Гендерный анализ в социальной политике. Методы гендерного анализа: сбор и обработка информации, изучение гендерной статистики, гендерная экспертиза законопроектов, консультации с экспертами, женскими и мужскими организациями и др. Критерии эффективности социальных программ с позиции гендерного подхода.

Типы социальной политики, затрагивающей интересы женщин и мужчин: патриархатная, патерналистская, либеральная, эгалитарная.


Тема 2. Гендерные проблемы семейных отношений

Социокультурный и исторический контексты формирования гендерных отношений в семье.

Традиционный (патриархальный), эгалитарный и смешанный типы семейных отношений. Гендерная асимметрия в сфере домашнего труда. Семья и домохозяйство. «Новая теория домашнего хозяйства» Г. Беккера: семья как активный производитель потребительских благ. Время членов семьи как важнейший ресурс для домашнего производства. Проблемы оплаты домашнего труда. Проблемы совмещения профессиональной, семейной ролей и личностной самореализации для мужчин и женщин. Применение гендерного подхода к анализу домашней работы, оплачиваемой работы и распределению доходов в семье.

Гендерные аспекты семейных конфликтов.

Влияние гендерных стереотипов на воспитание мальчиков и девочек в семье.
Тема 3. Влияние гендерных стереотипов на выбор жизненной стратегии и профессиональное самоопределение личности

Сущностная характеристика жизненных стратегий как способности к самостоятельному построению своей жизни. Классификация жизненных стратегий по целеполаганию: выживание, развитие, успех, благосостояние. Компоненты каждой из стратегий применительно к гендерной самоидентификации мужчин и женщин. Факторы, определяющие гендерную специфику жизненной стратегии личности.

Детерминанты поведения женщин и мужчин: ценностные ориентации, потребности, интересы, гендерная идентичность, профессиональная идентификация, уровень гендерного неравенства, условия для профессиональной самореализации.

Семейная самоидентификация личности и построение жизненных планов. Семья и карьера в жизни женщины.

Влияние гендерных стереотипов на выбор профессии: что есть на рынке труда «женское» и «мужское» дело.
Тема 4. Профессиональная карьера: гендерный аспект

Понятие «профессиональная карьера». Профессиональная карьера в системе ценностей мужчин и женщин. Ранжирование значимости атрибутов карьеры для мужчин и женщин.

Факторы, влияющие на осуществление профессиональной карьеры: качественные характеристики женской и мужской рабочей силы; степень бытовой загруженности; степень гендерной стереотипизации массового сознания; уровень интернальности (ориентации на собственные силы) и экстернальности (зависимости от государства).

Семейная идентификация личности и ее профессиональная карьера. Типология женщин в зависимости от их профессиональной и семейной идентификации: женщины, ориентированные на карьеру, на профессиональный труд, на неполный рабочий день и уход за детьми, на ведение домашнего хозяйства.

Профессиональная карьера и семья в жизненной стратегии мужчин: расстановка приоритетов.

Различия в профессиональном целеполагании и целедостижении мужчин и женщин: образование как фундамент карьеры; женщины способствуют росту профессиональной мобильности мужчин за счет собственных перспектив, освобождая их от выполнения домашних обязанностей; гендерные различия в доминантах профессиональной карьеры.

Гендерный анализ карьеры по ее видам: изучение длительности прохождения каждого этапа карьеры представителями различных социополовых групп, выявление сходства и различия у женщин и мужчин.


  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельно работы студентов


Темы рефератов:

1. Гендерная асимметрия, гендерное равенство: сущностные характеристики.

2. Понятия «мужественности», «женственности», «андрогинности».

3. Гендерная теория: новая научная парадигма второй половины ХХ века.

4. Феминизм как научное направление.

5. Политические теории феминизма.

6. Гендерные исследования за рубежом.

7. Гендерные исследования в России.

8. Гендерный подход в гуманитарных науках.

9. Гендерные исследования и гендерное образование в системе высшей школы России.

10. Социализация и гендерные стереотипы в современном обществе.

11. Гендерная роль и гендерная идентичность

12. Гендерная социализация в процессе обучения.

13. Гендерная социализация и СМИ.

14. Мужчина в российском обществе и его проблемы.

15. Женщина в российском обществе и ее проблемы.

16. Здоровье мужчин и женщин как социальная проблема.

17. Репродуктивные права личности.

18. Гендерные аспекты социальной политики.

19. Гендерный анализ в социальной политике.

20. Этапы российской социальной политики в отношении женщин.

21. Гендерные аспекты социальной политики в трудовом коллективе.

22. Гендерная асимметрия в сфере занятости

23. Жизненная стратегия личности: гендерный аспект.

24. Профессиональное самоопределение личности: гендерный аспект.

25. Профессиональная карьера: гендерный аспект.

26. Гендерный анализ различных видов карьеры.

27. Гендерная дифференциация в сфере образования.

28. Технологии осуществления гендерно-чувствительного стиля руководства.

29. Гендерно-чувствительная и гендерно-нейтральная системы образования.



30. Гендерные проблемы семейных отношений.
Контрольные вопросы и задания:

Раздел I. Теоретические основы гендерной психологии

Тема 1. Введение в гендерную психологию: основные понятия

  1. Для чего нужны гендерные знания?

  2. В какой мере гендерные стереотипы могут выступать препятствием в создании условий для самореализации личности? Приведите конкретные примеры.

  3. Создайте в ходе совместного обсуждения стереотипные образы современных мужчины и женщины.


Тема 2. Гендер как социальная категория

  1. Почему о гендерных стереотипах говорится как о схемах обработки информации.

  2. В чем заключается суть гендерной категоризации?

  3. В чем состоит парадокс социальной идентичности?

  4. Случалось ли Вам встречаться с фактами гендерного неравенства в процессе обучения, в повседневной жизни?


Раздел II. Гендерные исследования

Тема 1. Гендерные исследования за рубежом и в России

  1. В связи с какими событиями возникла необходимость в гендерных исследованиях?

  2. Укажите этапы развития женских и гендерных исследований за рубежом.

  3. В чем состоит специфика женских и гендерных исследований в России?

  4. В какой мере на отношения между мужчинами и женщинами в обществе влияют культурные традиции?


Тема 2. Гендерные исследования в высшей школе

  1. Укажите основные направления гендерных исследований в системе высшей школы.

  2. Проанализирйте одну из статей из российского научного журнала «Женщина в российском обществе».

  3. В чем заключается проблема подготовки научных кадров по гендерной тематике в системе высшей школы?


Раздел III. Гендерныг различия

Тема 1. Мужчина в современном обществе и его проблемы

  1. Традиционный мужской стиль жизни соответствует или нет современным социальным условиям? Обоснуйте Вашу точку зрения.

  2. Надо ли изменять роль мужчины в семье и в каком направлении? Какими способами?

  3. Справедливо ли закрепление за мужчиной роли «добытчика» в современных условиях? Какими последствиями это оборачивается для самого мужчины?

  4. Назовите сферы общественной жизни, в которых мужчины имеют явные преимущества.

  5. Назовите сферы общественной жизни, в которых ущемляются права мужчин.


Тема 2. Женщина в современном обществе и ее проблемы

  1. Традиционный женский стиль жизни соответствует или нет современным социальным условиям? Обоснуйте Вашу точку зрения.

  2. Надо ли изменять роль женщины в семье и в каком направлении? Какими способами?

  3. Справедливо ли закрепление за женщиной роли «хранительницы очага» в современных условиях? Какими последствиями это оборачивается для самой женщины?

  4. Назовите сферы общественной жизни, в которых женщины имеют явные преимущества.

  5. Назовите сферы общественной жизни, в которых ущемляются права женщин.


Тема 3. Изменение гендерных ролей

  1. В чем заключаются гендерные различия в здоровье мужчин и женщин?

  2. С какими специфическими проблемами встречается женщина в сфере труда и как их разрешить?

  3. С какими трудноразрешимыми проблемами встречается современный российский мужчина в сфере труда?

  4. Сравните степень зависимости в современном обществе женщины и мужчины.

  5. Есть ли принципиальные отличия в образе жизни, ценностных ориентациях женщин и мужчин? Надо ли их устранять?


Раздел IV. Гендерная социализация
Тема 1. Гендерные отношения в современном мире

  1. Вспомните, какие гендерные нормы (в поведении, интересах, навыках и умениях) Вы усвоили в детском и подростковом возрасте.

  2. Кто в большей степени повлиял на Ваш выбор ценностей, профессии, целей жизни (мать, отец, сестра, брат, подруги, друг, бабушки, дедушки)?

  3. Оцените свой жизненный выбор с позиции гендерного подхода, насколько нейтрально от Вашей гендерной идентичности Вы его сделали?

  4. Насколько гендерно стереотипизирована российская телевизионная реклама? Приведите конкретные примеры.

  5. Какие качества Вы бы хотели воспитать у своих будущих детей («мужественные», «женственные», андрогинные)? Обоснуйте Вашу точку зрения.


Тема 2. Гендерная социализация в современном обществе

  1. Проанализируйте гендерную социализацию ребенка в одном из видов образовательных учреждений.

  2. Как именно выстраивается процесс гендерной социализации в процессе профессионального обучения студенчества.

  3. Какую роль играют СМИ в процессе усвоения гендерных ролей и стереотипов?

  4. Проанализируйте рекламные объявления о найме на работу, брачные объявления (в прессе и на Интернет-сайте), телевизионные рекламные ролики на предмет содержания и воспроизводства гендерных стереотипов.

Раздел V. Гендерная психология: социальные проблемы

Тема 1. Гендерные аспекты современной социальной политики

  1. Какой тип социальной политики в отношении женщин и мужчин характерен для современной России?

  2. Прослеживается ли преемственность в российской государственной политике в отношении женщин на протяжении ХХ столетия?

  3. Какие именно противоречия существуют в политике в отношении женщин в сфере занятости?

  4. Правомерно ли запрещать принимать на работу женщин на профессии с вредными для здоровья условиями труда? Что это, по Вашему мнению, забота о здоровье женщин или дискриминация по признаку пола?

  5. Должен ли закон заботиться о гендерном балансе в оплате труда, уровне квалификации, служебном росте мужчин и женщин? Обоснуйте свое мнение.


Тема 2. Гендерные проблемы семейных отношений

  1. Какой тип семейных отношений (традиционный, эгалитарный, смешанный) Вы бы выбрали для своей будущей семьи?

  2. В чем, на Ваш взгляд, заключается гендерная асимметрия в сфере домашнего труда?

  3. Что мешает супругам равномерно распределить семейные обязанности?

  4. Ваше мнение о проблеме оплаты домашнего труда.

  5. Каковы, на Ваш взгляд, пути повышения роли отца в семье?


Тема 3. Влияние гендерных стереотипов на выбор жизненной стратегии и профессиональное самоопределение личности

  1. Должны ли быть отличия в жизненных стратегиях женщин и мужчин?

  2. Какое место, на Ваш взгляд, занимает семья в жизненных планах мужчины и женщины? Дайте сравнительный анализ.

  3. Зависит ли профессиональная карьера специалиста от его половой принадлежности?

  4. Что такое биодетерминизм в сфере разделения профессиональных ролей мужчин и женщин?


Тема 4. Профессиональная карьера: гендерный аспект

  1. Есть ли гендерные различия в длительности прохождения этапов профессиональной карьеры?

  2. Какие факторы могут повлиять на осуществление Вашей профессиональной карьеры?

  3. Какая модель карьеры в большей степени характерна для женщин и для мужчин?

  4. Как устранить «карьерные тупики», сужающие возможности для продвижения по службе женщин, имеющих детей?

  5. Как достичь гендерного баланса при формировании резерва на руководящие должности?

  6. Учебно-методическое и информационное

обеспечение дисциплины
Литература

а) основная:

  1. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: прайн-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с. (Секреты психологии).

  2. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. СПб., 1998.

  3. Руденский Е. В.Социальная психология: Курс лекций. Москва - Новосибирск, 1998. 224 с.

  4. Теун М. Женское и мужское. Раскрытие тайны женского начала. Пер. с англ. К., 2000. 192 с.

  5. Теун М. Мужское и женское. В поисках мужественности. Пер. с англ. К., 2000. 208 с.

  6. Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.



б) дополнительная:

    1. Gender mainstreaming. Комплексный подход к проблеме равенства женщин и мужчин. Заключительный доклад о деятельности группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин. Страсбург, 1998.

    2. Абубикирова Н. И. Что такое гендер? // Общественные науки и современность. 1996. № 6.

    3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.

    4. Айвазова С. Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001.

    5. Айвазова С. Г. Контракт «работающей матери»: советский вариант // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.

    6. Айвазова С., Кертман Г. Женщины на рандеву с российской демократией. М., 2001.

    7. Антология гендерной теории. М., 2000.

    8. Бабаева Л. В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. М., 1997.

    9. Бабаева Л. В. Женщины: актуальные направления социальной политики // Социс. 1997. № 7.

    10. Бабаева Л. В., Нельсон Л. Деловая активность женщин в новых социально-экономических структурах // Социологические исследования. 1992. № 5.

    11. Бабаева Л. В., Чирикова А. Е. Бизнес-элита России: Образ мышления и типы поведения // ЭКО. 1995. № 1.

    12. Бабаева Л. В., Чирикова А. Е. Деловая сила «слабого пола» // ЭКО. 1996. № 5.

    13. Бабаева Л. В., Чирикова А. Е. Женщины в бизнесе // Социс. 1996. № 3.

    14. Бабаева Л. В., Чирикова А. Е. Женщины в бизнесе // Человек и труд. 1995. № 12.

    15. Бабосов Е. М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. Мн., 2001.

    16. Барсукова С. Ю. Специфика женского предпринимательства // Социс. 1999. № 8.

    17. Баскакова М. Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда. М., 1998.

    18. Безлепкина Л. Ф. Государственная политика в отношении женщин в процессе общественного развития // Интеграция женщин в процессе общественного развития. М., 1994.

    19. Бовуар С. де. Второй пол: Пер. с фр. / Общ. ред. и вступ. ст. С. Г. Айвазовой. М.; СПб., 1997. Т. 1, 2

    20. Брайсон В. Политическая теория феминизма / Пер. с англ. О. Липовской и Т. Липовской. М., 2001.

    21. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие. Ч. 1, 2. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001.

    22. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Костиковой. М., 2000.

    23. Вислова Н. Л. Планирование и развитие карьеры женщин на государственной службе // Женщина в сфере управления: проблемы и технологии: Межвуз. сб. науч. ст. Иваново, 1999.

    24. Владимиров А. Может ли женщина быть преуспевающим предпринимателем // Проблемы теории и практики управления. М., 1992. № 2.

    25. Воронина О. Женский вопрос // СССР: демографический диагноз. М., 1990.

    26. Воронина О. Женщина в мужском обществе // СОЦИС. 1998. № 2.

    27. Воронина О. Женщина и социализм: опыт феминистского анализа // Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993.

    28. Воронина О. А. Гендер // Женщина плюс... 2001. № 2.

    29. Воронина О. А. Формирование гендерного подхода в социальных науках // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.

    30. Гендер как интрига познания: Сб. ст. / Сост. А. В. Кирилина. М., 2000.

    31. Гендерная экспертиза российского законодательства / Отв. ред. Л. Н. Завадская. М., 2001.

    32. Гендерные аспекты социальной трансформации / Отв. ред. М. М. Малышева, М., 1996.

    33. Гендерные аспекты социальной трансформации: Сб. науч. ст. М., 1996. Доклад четвертой Всемирной конференции по положению женщин, Пекин, 4-5 сентября 1995 г. М., 1996.

    34. Гендерные стереотипы в социокультурных процессах средних городов России: (Региональные аспекты): Материалы круглого стола, Иваново, 14 декабря 2001 г. // Женщина в российском обществе. 2001. № 3/4.

    35. Гендерные тетради. СПб., 1997. Вып.1.

    36. Гендерные тетради. СПб., 1999. Вып. 2.

    37. Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М. М. Малышевой. М., 2001.

    38. Григорьева Н. С., Чубарова Т. В. Гендерный подход в здравоохранении: Учеб. пособие. М., 2001.

    39. Груздева Е. Б. Совмещение женщинами профессиональной и семейной ролей: Проблемы и пути их решения // Интеграция женщин в процесс общественного развития. М., 1994.

    40. Гурко Т. А. Гендерная социология // Социология в России. М., 1996.

    41. Давыдова Н. М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания // Общественные науки и современность. 2000. № 4.

    42. Доклад четвертой Всемирной конференции по положению женщин: ООН, Пекин, 17 октября 1995 г. М., 1996.

    43. Дряхлов Н. И., Давыденко В. А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра // СОЦИС. 1997. № 7.

    44. Егорова Л. С. Жизненные стратегии: Гендерный аспект. Иваново, 1999.

    45. Егорова Л. С. Гендерные стереотипы в управлении // Женщина в российском обществе. 2001. № 3/4.

    46. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.

    47. Женское предпринимательство в экономике России и СНГ: Сб. М., 2001.

    48. Женское предпринимательство: мотивации, положение, перспективы: Итоговый доклад для комиссии Европейского Союза. М., 1992.

    49. Женщина в меняющемся мире: Межвуз. сб. науч. тр. Иваново, 1991.

    50. Женщины в бизнесе: Реф. сб. / Отв. ред. М. В. Павлова. М., 1993.

    51. Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы / Отв. ред. Н. М. Римашевская. М., 1991.

    52. Женщины в политике и управлении: история и современность: Тез. Всерос. науч.-практ. конф., Ярославль, 18-19 октября 1999 г. Иваново, 1999.

    53. Женщины и мужчины России: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000.

    54. Занятость и поведение домохозяйств: адаптация к условиям перехода к рыночной экономике в России. М., 1999.

    55. Здоровье женщин России: Аналитический доклад. М., 1998.

    56. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. № 3/4.

    57. Здравомыслова Е., Беликова Н., Темкина А., Чуйкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России. Сб. ст. СПб., 2001.

    58. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России: Введение // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период: Сб. науч. ст. СПб., 1996.

    59. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // СОЦИС. 2000. № 11.

    60. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. № 6.

    61. Интеграция женщин в процессе общественного развития: Сб. науч. ст. М., 1994.

    62. Карелова Г. Н. Женское предпринимательство в России: состояние, тенденции, перспективы // Женское предпринимательство в экономике России и СНГ: Сб. М., 2001.

    63. Карябина Э. Г., Шаманова Л. Н., Балабанов А. С. Сексуальные преследования женщин на работе // Женщина в зеркале социологии: Межвуз. сб. науч. ст. / Отв. ред. О. А. Хасбулатова. Иваново, 1997. Вып. 1.

    64. Кваша А. Л. Демографическая политика в СССР. М., 1981.

    65. Киянова М. К. Женщины и бизнес: две ловушки на пути к вершинам // ЭКО. 1995. № 4.

    66. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учеб. пособие. СПб., 1998.

    67. Козмецкий Р. Женщина в бизнесе. СПб.,1992.

    68. Комаров Е. И. Женщина-руководитель, М., 1989.

    69. Кон И. С. Российский мужчина и его проблемы // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М. М. Малышевой. М., 2001.

    70. Кон И. С. История и теория «мужских исследований» // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.

    71. Кон И. С. Российский мужчина и его проблемы // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.

    72. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. М., 1980.

    73. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

    74. Конституция СССР. М., 1977.

    75. Конусов Ю. А. Мужчина в семье: типы поведения // Семья и социальная структура. М., 1987.

    76. Концепция улучшения положения женщин в РФ // Женщина в российском обществе. 1996. № 2.

    77. Корбут Л. В., Поленина С. В. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: Сб. док. М., 1997.

    78. Корхова И. В. Гендерные аспекты здоровья // Народонаселение. 2000. № 2.

    79. Кочкина Е. В. Женщины в российских органах власти // Женщина в обществе: мифы и реалии: Сб. ст. М., 2000.

    80. Кузнецов А. Г. Ценностные ориентации современной молодежи. Саратов, 1995.

    81. Лавриненко Н. В. Женщина: самореализация в семье и обществе: (Гендерный аспект). Киев, 1999.

    82. Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // СОЦИС. 1996. № 5.

    83. Лапин Н. И., Беляева Л. А., Наумова Н. Ф., Здравомыслова А. Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.

    84. Малышева М. М. Современный патриархат: Социально-экономическое эссе. М., 2001.

    85. Малютина Т. Г. Отличительные черты женского предпринимательства в России // Женское предпринимательство в экономике России и СНГ. М., 2002.

    86. Махмутова Е. Н. Ценностные ориентации женщин-предпринимателей: социальные перспективы реализации // Женское предпринимательство в экономике России и СНГ: Сб. М., 2001.

    87. Мезенцева Е. Гендерная экономика: теоретические подходы // Вопросы экономики. 2000. № 3.

    88. Мезенцева Е. Профессиональная карьера в банковском бизнесе, или Приближение к «стеклянному потолку» // Женское предпринимательство в экономике России и СНГ. М., 2002.

    89. Михайловская И. С. Женщины и бизнес // Занятость населения в условиях перехода к рыночной экономике. Н. Новгород, 1994.

    90. Морозов А. В. Деловая психология: Курс лекций. СПб., 2000.

    91. Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы / Под ред. Ф. Гардинер. М., 2000.

    92. Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000.

    93. Пособие по гендерному анализу: (Для Министерства развития людских ресурсов Канады). М., 2001.

    94. Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания: В 2 т. М., 1998.

    95. Проблемы равноправия: Док. и материалы: (На примере ЕС, Швеции, Финляндии и Германии). М., 2000.

    96. Прокофьева Л., Фести П., Мурачева О. Профессиональная карьера мужчин и женщин // Вопросы экономики. 2000. № 3.

    97. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации: Учеб. М., 2000.

    98. Раковская О. А. Особенности становления профессиональной карьеры женщин // Гендерные аспекты социальной трансформации: Сб. науч. ст. М., 1996.

    99. Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности: Поиск альтернатив. М., 1995.

    100. Римашевская Н., Ванный Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. М., 1999.

    101. Руководство по гендерно-чувствительным индикаторам. М., 2001.

    102. Саралиева З. М., Татарченко А. Ф., Балабанов С. С. Проблемы адаптации женщин к новым условиям жизни: (По итогам социологического исследования) // Женщина в зеркале социологии: Межвуз. сб. науч. ст. / Отв. ред. О. А. Хасбулатова. Иваново, 1997. Вып. 1.

    103. Саралиева З. М., Балабанова Е. С. Социальное иждивенчество и адаптация женщин к новым экономическим условиям // (По итогам социологического исследования) // Женщина в зеркале социологии: Межвуз. сб. науч. ст. / Отв. ред. О. А. Хасбулатова. Иваново, 1997. Вып. 1.

    104. Семья в современном европейском обществе. М., 1996.

    105. Социальная феминология: Учеб. пособие / Под ред. О. А. Хасбулатовой. Иваново, 1998.

    106. Социология для технических вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

    107. Степанова Н. М. Женщины в парламенте: «роскошь» или необходимость // Женщина в обществе: мифы и реалии: Сб. ст. М., 2000.

    108. Стрекалова Н. Д. Стратегия развития системы бизнес-образования: гендерный подход: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2000.

    109. Темкина А. Женский путь в политику: гендерная перспектива // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период: Сб. науч. ст. СПб., 1996. Вып. 4.

    110. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / Под общ. ред. О. А. Ворониной. М., 2001.

    111. Технологии включения женщин в сферу бизнеса: Российский и канадский опыт: Учеб.-метод. пособие. Иваново, 2000.

    112. Тимофеев М. Ю. Охотники на привале: (Семиотика российской маскулинности в фильмах А. Рогожкина «Особенности национальной охоты» и «Особенности национальной рыбалки») // Женщина в российском обществе. 2001. № 3/4.

    113. Томпсон Д. Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс: Пер. с англ. М., 1998.

    114. Трофимова Е. И. О концептуальных понятиях и терминах в гендерных исследованиях и феминистской теории // Женщина в российском обществе. 2000. № 4.

    115. Труд, семья, быт советской женщины: Сб. ст. М., 1990.

    116. Ушакин С. А. Видимость мужественности // Знамя. 1999. № 2.

    117. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера: (DOING GENDER) / Пер. Е. А. Здравомысловой // Гендерные тетради. СПб., 1997. Вып. 1.

    118. Фонг М. Роль женщин в перестройке российской экономики. Вашингтон, 1994.

    119. Хасбулатова О. А. Эволюция государственной политики в отношении женщин в России (1860-1917, 1917-1991): (Исторический обзор) // Интеграция женщин в процесс общественного развития. М., 1994.

    120. Хасбулатова О. А. Эволюция российской государственной политики в сфере занятости женщин (1900-1998 гг.) // Экономическая история России: проблемы, поиски, решения: Ежегод. Волгоград, 1999.

    121. Хасбулатова О. А., Егорова Л. С. Социальное настроение и ценностные ориентации женщин и мужчин России: (По материалам мониторинга 1991-2000 гг.). Иваново, 2001.

    122. Хасбулатова О. А. Российская государственная политика в XX столетии: гендерный анализ // Женщина в российском обществе. 2000. № 3.

    123. Хоткина З. Женщина на рынке труда и просто на рынке: (Права женщин в сфере неформальной занятости) // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. М., 1998.

    124. Хоткина З. А. Гендерный подход к анализу труда и занятости // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.

    125. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». 2-е изд. М., 2000.

    126. Чепуренко А. Ю., Обыденнова Т. Б. Отношения в малом предпринимательстве: проблемы работающих женщин // Общественные науки и современность. 2000. № 4.

    127. Чирикова А. Е. Деловая женщина в экстремальных ситуациях // Социс. 1998. № 10.

    128. Чирикова А. Е. Женщина-директор в деловой и приватной жизни // Женщина в российском обществе. 2000. № 4.

    129. Чирикова А. Е. Женщина во главе фирмы. М., 1998.

    130. Чирикова А. Е. «Локомотивы» женского бизнеса в России // ЭКО. 1996. № 9.

    131. Чирикова А. Е. Мужчина и женщина во главе фирмы: сравнительный анализ делового поведения // Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы / Отв. ред. А. Н. Седловская, И. М. Семашко. М., 1999. Т. 1.

    132. Чирикова А. Е. Проблемы становления женского предпринимательства и интеграционные процессы в России // Женское предпринимательство в экономике России и СНГ: Сб. М., 2001.

    133. Чирикова А. Женщина-менеджер в современном бизнесе // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.

    134. Чирикова А. Е., Кричевская О. М. Социально-психологические проблемы становления женского предпринимательства. М., 1996.

    135. Чирикова А. Е., Кричевская О. М. Женщина-руководитель: деловые стратегии и образ «я» // Социс. 2000. № 11.

    136. Шведова Н. А. Гендерный подход как фактор политической культуры // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.

    137. Шведова Н. А. Методологические аспекты гендерной теории: (Вопросы и ответы) // Женщина в российском обществе. 2000. № 3.

    138. Шибанова Е. А. Стереотип маскулинности в советской и современной российской песне // Женщина в российском обществе. 2001. № 3/4.

    139. Шинелева Л. Т. Женщина и общество: (Декларации и реальность). М., 1990.

    140. Шуванов И. Б., Шаповалов В. И. Мировые тенденции развития женского предпринимательства // Женщина в российском обществе. 1998. № 1.

    141. Ярская-Смирнова Е. Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. М., 2001.


в) программное обеспечение и Интернет ресурсы:

  1. Словарь основных терминов и понятий к курсу дисциплины.

  2. Методические рекомендации к курсу.

  3. Списки рекомендуемой литературы.

  4. Сборники текстов к курсу.

  5. Комплекс учебно–методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс.

  6. Комплекс учебно–методических материалов для самостоятельной работы студентов.

  7. Стимульные материалы, бланки психологических тестовых методик, используемые в образовательном процессе.

  8. Наглядный материал, сопровождающий теоретическую и практическую часть программы курса дисциплины.

  9. Схемы к отдельным тематическим частям курса.

  10. Диагностические программы.

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины




      1. Видео, аудио аппаратура и другие технические средства обучения, сопровождающие образовательный процесс курса






Рабочая программа дисциплины


«Основы гендерной психологии»

Подписано в печать _________. Формат 6084/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.



Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница