Рабочая программа дисциплины «Психология отклоняющегося поведения» для студентов всех форм обучения



Скачать 120.09 Kb.
Дата27.04.2016
Размер120.09 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра педагогической психологии


УТВЕРЖДАЮ


Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология отклоняющегося поведения»
для студентов всех форм обучения

направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки «Психология образования»

Екатеринбург

РГППУ

2011
Рабочая программа дисциплины «Психология отклоняющегося поведения». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 18 с.


Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование.


Автор:

старший преподаватель

кафедры педагогической

психологии


В.А. Горфинкель














































Рецензент:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры акмеологии и

психологии управления УрГПУ


А.А. Печеркина

Одобрена на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от _______________ № _____.




Заведующая кафедрой педагогической психологии




О.Н. Шахматова

Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от ___________ № ____.




Председатель методической комиссии ИПс




С.С. Котова










СОГЛАСОВАНО

Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ






С. В. Пеннер










Директор ИПс




И.И. Хасанова

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011



© Горфинкель В.А., 2011

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «Психология отклоняющегося поведения» являются знакомство и формирование представлений об отклоняющемся (девиантном) поведении детей и подростков, с этапами формирования и современным уровнем развития концепций, описывающих причины и факторы, ведущие к формированию девиантного поведения, а так же реализации эффективных мер по профилактике и коррекции девиантного поведения детей, подростков.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Психология отклоняющегося поведения» относится к профессиональному циклу, модуль 3: Методология и методы психолого-педагогической деятельности.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Образовательное и ювенильное право, общая психология, педагогическая психология, психология развития и возрастная психология, социальная психология, психологическая служба в образовании, психолого-педагогическое в взаимодействие участников образовательного процесса, основы психического здоровья, психотехнологии развития личности, возрастные кризисы личности, психология детского возраста, подростка и юности, психолого-педагогические основы учебной деятельности, профилактика дезадаптации в образовательном учреждении, этнопсихология в образовательном пространстве.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ



Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.



Содержание и тематическое планирование дисциплины



Раздел дисциплины

семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы,

включая самостоятельную

работу студентов и трудоемкость (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости (по

неделям семестра) Форма промежуточной

аттестации (по семест-

рам)

1

Теоретико методологические основы понятия девиантное поведение.

4

1-2

4

4

4







2

Психолого-педагогическая характеристика девиантного поведения.

4

3-5

4

8

8







3

Психолого-педагогические методы профилактики и диагностика отклонений в поведении.

4

6-8

4

14

14







4

Психолого-педагогические методы коррекции отклонений в поведении.

4

9-10


6

16

18








Содержание дисциплины

Содержание дисциплины

Тема 1. Теоретико методологические основы понятия девиантное поведение.

Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение», социальная норма и социальные отклонения, классификация видов отклоняющегося поведения. Теоретические подходы к проблеме девиантное поведение. Психологические теории. Социология девиантности. Биологические воззрения на природу девиаций. Структурно-динамическая концепция девиантности и девиантного поведения.



Тема 2. Психолого-педагогическая характеристика девиантного поведения.

Междисциплинарный характер изучения девиантного поведения. Отклоняющееся поведение как статус личности на оси «социализация – дезадаптация – изоляция». Классификации девиантного поведения. Основные понятия, определения, причины, мотивы, особенности личности. Возрастные особенности отклоняющегося поведения. Влияние среды на формирование девиантного поведения. Деструктивное поведение и его классификация. Внешнедеструктивное поведение: аддиктивное и антисоциальное. Внутридеструктивное поведение: суицидное, нарциссическое, фанатическое, аутистическое. Антисоциальное (делинквентное) поведение. Асоциальное поведение. Агрессивное поведение, детерминация агрессивного поведения, агрессия в структуре противоправных действий. Побеги из дома. Деликвентное поведение общая характеристика, формирование, особенности правового сознания. Аддиктивное поведение подходы к изучению. Суицидальное поведение подходы к изучению, индивидуальные особенности. Групповые девиации деструктивные религиозные культы, неформальные молодёжные сообщества, преступные сообщества, психология терроризма.



Тема 3. Психолого-педагогические методы профилактики и диагностика отклонений в поведении.

Методы изучения отклонений в поведении. Методика комплексной диагностики девиантного поведения. Диагностические маркеры, значение ранней диагностики в профилактике отклонений в поведении. Направления и формы профилактической работы. Социальная среда как фактор профилактики девиаций.



Тема 4. Психолого-педагогические методы коррекции отклонений в поведении.

Система социальных и психолого-педагогических воздействий на девиантное поведение. Специфика психологической работы с девиантным поведением. Методы и подходы психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.



5. Образовательные технологии. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусмотрено широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусмотрено широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Результатом освоение дисциплины является разработка эффективной программы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения.

Итоговая аттестация – зачёт.


Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Место для ввода текста.

Место для ввода текста.
Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям


  1. Место для ввода текста.

  2. Место для ввода текста.



Темы курсовых работ

  1. Место для ввода текста.

  2. Место для ввода текста.



Задания к контрольной работе

  1. Место для ввода текста.

  2. Место для ввода текста.



Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Место для ввода текста.

  2. Место для ввода текста.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

Ганишина И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних. Воронеж: 2006.

Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - Спб., 2004.

Змановская Е.В. Девиантология Психология отклоняющегося поведения. – М., 2010.

Клейберг Ю.А. Девиантология. М., 2007

Клейберг Ю.А. Практикум по девиангологии. М., 2007

Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. М., 2010

Колесникова Г.И., Байер Е.А., Харагезян М.В. Девиантное поведение. М., 2007

Корнилова Т.В, Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки групп риска. Спб., 2005

Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М., 2005.



Дополнительная литература

Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Екб., 1986.

Алмазов Б.Н. Оценка психической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся.- Екб., 1993.

Алмазов Б.Н. Психологическая совместимость с детьми. - Свердловск, 1991.

Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 1988.

Афанасьев В., Гилинский Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. - СПб., 1995.

Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1994.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1987.

Божович Л. И. Психология формирования личности. М., 1995.

Бойко И. Б. Самоубийство и его предупреждение. Рязань: РИФ "Стиль", 1997.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.

Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996.

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.

Габиани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М.: Мысль, 1990.

Габиани А. А. Наркотизм вчера и сегодня. Тбилиси, 1988.

Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. СПб.: АО "Сфера", 1994.

Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В. А. Никитина. М.: Союз, 1996.

Долгова Т. П., Клейберг Ю. А. Молодежная субкультура и наркотики: социокультурные и социопсихологические факторы. Тверь, 1997.

Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1992.

Клейберг Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.

Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. 2-е изд., доп. М.: Вита-Пресс, 1997.

Ковалева А. И. Социология личности: норма и отклонение. М.: Ин-т молодежи, 1996.

Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1987.

Кондрашенко В. Г. Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988.

Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль за ним // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы: Сокр. пер. с фр. / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1972.

Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост. и общ. ред. Н. Д. Покровского. М.: Прогресс, 1993.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983.

Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981.

Ломброзо Ч. Преступление: Пер. Г. Н. Гордона. СПб., 1990.

Обучение и воспитание детей "группы риска": Хрестоматия / Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. М., 1996.

Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь: ИПП "Приз", 1994.

Плоткин М. М., Ширинский В. И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей // Семья в России. 1997. № 2.

Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А. С. Спиваковской. М.: Прогресс, 1987.

Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. ; Воронеж: МОДЭК, 1996.

Смелзер Н. Дж. Девиация и социальный контроль // Социология: Учебник. М., 1994. Гл. 7.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1987.

Социальные отклонения. М.: Юридич. лит-ра, 1996.

Степанов В. Г. Психология трудных школьников. М., 1996.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М.: Питер-Пресс, 1997.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Видео, аудио аппаратура и другие технические средства обучения, сопровождающие образовательный процесс курса.






Рабочая программа дисциплины


«Психология отклоняющегося поведения»

Подписано в печать _________. Формат 6084/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.



Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница