Рабочая программа дисциплины в. 10 Юридическая психология Кафедра уголовного права и криминологии



страница1/6
Дата17.05.2016
Размер1.72 Mb.
  1   2   3   4   5   6
ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

Оренбургский институт (филиал)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.В.10

Юридическая психология
Кафедра уголовного права и криминологии

Направление подготовки: 04.03.01 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

Оренбург 2014

Содержание
1 Цели и задачи учебной дисциплины..............................................3
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП............................. 6
3. Структура и содержание учебной дисциплины............................. 7

3.1. Содержание дисциплины (программа курса)....................................33

3.2. Лекции………………………………………………………………...41

3.3. Практические занятия……………………………………………….45

3.4. Самостоятельная работа студента…………………………………..55
4. Образовательные технологии………………………………………….59
5.   Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов……………………………………………64
6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины………….82
7. Учебно-методическое обеспечение…………………………………...84
8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины……..86

1. Цели освоения учебной дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины является овладение студентами теорией и практикой психологического сопровождения процесса применения правовых норм и осуществления правовой деятельности. Особенностью психологического сознания является единство знания и действия. Поэтому теоретическое познание юридической психологии возможно в контексте освоения способов конструирования ситуаций поведения и действования в условиях юридической практики, которые могут быть направлены двусторонне – на себя и на других субъектов практической деятельности. Обучение психологии направлено не только на овладение способами понимания и преобразования условий, определяющих образ мыслей и образ действий других людей, но и на само преобразование условий собственной жизнедеятельности и сознания (В.Я. Ляудис). Это необходимо для:



  • расширения профессионального мировоззрения, развития юридического мышления;

  • понимания тех направлений, в которых движется сегодня развитие юридической психологии;

  • формирования направленности личности студента на действенное участие в продуктивной профессиональной деятельности, в культурной и общественной жизни.

Рабочая программа по учебной дисциплине «Юридическая психология» включает в себя весь комплекс содержательных, организационных и методических блоков, обеспечивающих качественную подготовку бакалавров по направлению – юриспруденция.

Реализация дисциплины «Юридическая психология» осуществляется в соответствии с требованиями квалификационных характеристик, основных требований к профессиональной подготовленности выпускника и целей основной образовательной программы в соответствии с ФПОС ВПО по направлению 04.03.01 – Юриспруденция и учитывает следующее:

1) юрист в рамках направления получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции;

2) деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества;



3) объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • события и действия, имеющие юридическое значение;

  • правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов;

  • правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами;

4) юрист должен уметь:

  • толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

  • обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

  • юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

  • разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

  • принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

  • вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

  • систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе;

5) Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):


  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

  • способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

  • способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

  • обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

  • имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

  • стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

  • способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

  • способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

  • способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

  • владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

  • владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):


в нормотворческой деятельности:


в правоприменительной деятельности:

  • способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

  • способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

  • способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

  • способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

  • способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

  • владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);


в правоохранительной деятельности:

  • готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

  • способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

  • способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

  • способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

  • способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

  • способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);


в экспертно-консультационной деятельности:

  • готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

  • способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

  • способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);


в педагогической деятельности:

  • способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

  • способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

  • способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).



2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

Учебная дисциплина «Юридическая психология» относится к учебным дисциплинам профессионального цикла (вариативная часть) ООП и является одной из важнейших учебных дисциплин профессиональной подготовки студентов. Данная дисциплина закладывает теоретико-методологические и методические основы для изучения различных прикладных отраслей юридических наук. Поэтому содержание рабочей программы отражает современную структуру юридической психологии и реализуется на основе «компетентностного подхода» к подготовке юриста. На основе выбранного содержания у студентов будут формироваться конкретные компетентности бакалавра по юриспруденции.

Юридическая психология изучает проявление и использование психических закономерностей, психических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности и относится к числу дисциплин, усвоение которых образует основу профессиональной компетентности юристов, поэтому целью ее преподавания является подготовка студентов для повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов. Задачами преподавания юридической психологии является:


  • осуществление научного синтеза психологических и юридических знаний;

  • раскрытие психолого-юридической сущности правовых категорий;

  • обеспечение глубокого понимания объекта своей деятельности – поведения человека;

  • раскрытие особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;

  • выработка рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества.

Юридическая психология как интегративная область научных знаний тесно связана с другими юридическими дисциплинами. В связи с чем, в ходе изучения данной дисциплины необходимо устанавливать межпредметные связи: при раскрытии содержания психологии уголовно-правового регулирования устанавливаются связи с уголовным и уголовно-процессуальным правом, с криминалистикой и криминологией; в ходе изучения психологии гражданско-правового регулирования устанавливаются связи с дисциплинами гражданско-правового цикла: гражданским правом, с гражданско-процессуальным правом, с семейным правом и другими дисциплинами.

Курс юридической психологии знакомит студентов с базовыми понятиями юридической психологии, важнейшей проблематикой психолого-юридического знания, основными концептуальными подходами в сфере теории психологической экспертологии.

Актуальность психологической подготовки юристов обусловлена:


  • динамикой современных социально-политических процессов, которая предъявляет повышенные требования к психологическому знанию, его возможности и готовности отвечать на вызовы времени;

  • возросшей криминальной активности, появления высокотехнологичных и интеллектуализированных преступных сообществ, актуальной угрозы террористических актов различного профиля, что требует повышенное психологическое обеспечение правоохранительной деятельности;

  • необходимостью психологической грамотности юристов, от которых закономерно ожидают профессиональной компетентности, адекватной уровню сложности подлежащих решению задач.



3. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с учебным планом составляет 2 зачетные единицы (72 часа)




Очное отделение

Тематический план



п/п



Раздел (тема)

учебной

дисциплины

Семестр

Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах)

Образоват. технологии

Формы текущ.

контроля

лекции



Практ.

занятия


СРС







I.

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ




4

10

14







1.1

Методологические и естественно-научные основы психологии. Историческое развитие

психологии




2

4










1.1.1

Предмет, задачи, принципы и система психологии




2

4




- проблемный семинар с использ - ем цифровых образов. ресурсов;
- case-study;



- устный опрос;
- само/

взаимо-контроль;



- составл.: таблиц ЗУХ, кластеров


1.1.2

Понятие о психике. Развитие психики в процессе эволюции. Сознание как высшая форма психики













1.1.3

Нейрофизиологические основы психики человека













- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

1.2

Познавательные процессы








2










1.2.1

Ощущение и восприятие







2

0,5

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

1.2.2

Мышление и воображение










1

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

1.2.3

Память










0,5

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

1.3

Эмоционально-волевая регуляция деятельности (эмоционально-волевые процессы и состояния)







2

2







1.3.1

Эмоциональная регуляция поведения







1

1

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

1.3.2

Волевая регуляция поведения







1

1

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

1.4

Психология личности. Психические состояния личности




2




4

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

1.4.1

Личность и структура ее психических свойств




2




2

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

1.5.2

Совокупность индивидуальных психических свойств личности темперамент, направленность, способности, характер










1

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

1.5.3

Психические состояния личности










1

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

1.6

Основы социальной психологии







2

6







1.6.1

Виды социальных общностей и их социально-психологическая организация







2

2

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

1.6.2

Психология общения и межличностных отношений в малых социальных группах










2

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

1.6.3

Большие социальные группы. Психология массовидных явлений, массовой коммуникации и социального управления










2

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

II.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ





10

12

22







2.1

Предмет, методы и структура юр. Психологии. Краткий очерк исторического развития юр. психологии










2







2.1.1

Предмет, методы и структура юридической психологии. Историческое развитие юридической психологии










1

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

2.1.2

Краткий очерк исторического развития юридической психологии











1

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

2.2

Правовая психология




4

2

2







2.2.1

Право как фактор социальной регуляции поведения личности




2




1

- технология развития критического мышления

- само/

взаимо-контроль;



- составл.: таблиц ЗУХ, кластеров

2.2.2

Правовая социализация личности




2

2

1

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

2.3

Криминальная психология




4

6

4







2.3.1

Психология личности преступника




2

2




- технология проблемного обучения

- тестир-е

2.3.2

Психологические особенности отдельных категорий преступников










2

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

2.3.3

Психология преступного деяния




2

4

2

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

2.4

Психология уголовного судопроизводства







4

4









ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ




2

4




- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

2.4.1

Психология следователя и расследования преступления




2

4

1

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

2.4.2

Психология коммуникативной деятельности следователя. Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля










1

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

2.4.3

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе







0,5

1

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

2.4.4

Психология допроса и очной ставки







1

1

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

2.4.5

Психология следственного осмотра. Психология обыска и выемки







0,5

0,5

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

2.4.6

Психология опознания, проверки показаний на месте совершения преступления и следственного эксперимента










0,5о

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль




ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ










2







2.4.7

Психологические особенности судебной деятельности










1

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

2.4.8

Психология судебных прений, последнего слова подсудимого, принятия и исполнения приговора










1

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

2.5

Исправительная (пенитенциарная) психология







4

4







2.5.1

Предмет и задачи исправительной (пенитенциарной) психологии. Психологические аспекты исправления осужденных







2




- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

2.5.2

Психологические основы ресоциализирующей деятельности исправительных учреждений







1

2

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

2.5.3

Социальная реодаптация лиц, отбывших наказание







1

2

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

2.6

Психология гражданско-правового регулирования и гражданского общества







2

4







2.6.1

Гражданское право и психология гражданского общества










2

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль

2.6.2

Психология гражданского судопроизводства







2

2

- технологии организации самостоят. деятельности

самоконт-роль




ВСЕГО




14

22

36




4 (зачет)


Очное отделение

сокращенная программа подготовки на базе среднего профессионального образования (СПО)
8 семестр
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница