Рабочая программа дисциплины в. Дв 1 «Квалификация должностных преступлений в сфере правосудия»



Скачать 319.2 Kb.
Дата20.05.2016
Размер319.2 Kb.


ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»


Оренбургский институт (филиал)
Кафедра уголовного права и криминологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
М2.В.ДВ.2.1 «Квалификация должностных преступлений в сфере правосудия»

Наименование магистерской программы

Теория и практика квалификации и расследования коррупционных преступлений
Направление подготовки: 40.04.01

юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника:

магистр
Форма обучения

очная, заочная

Оренбург 2015


СОДЕРЖАНИЕ


1. Цели освоения учебной дисциплины 3

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы 5





  1. 1. Цели освоения учебной дисциплины


Объектами профессиональной деятельности магистров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка. В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка обучающихся к следующим основным видам профессиональной деятельности: а) правотворческая; б) правоприменительная; в) правоохранительная; г) экспертно-консультационная; д) научно-исследовательская; е) педагогическая.

Обучающийся должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач:



а) правотворческая деятельность:

- подготовка нормативных правовых актов;



б) правоприменительная деятельность:

- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

- составление юридических документов;

в) правоохранительная деятельность:

- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

- охрана общественного порядка;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

- защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;



г) экспертно-консультационная деятельность:

- оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

- осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;

д) научно-исследовательская деятельность:

- проведение научных исследований по правовым проблемам;

- участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

е) педагогическая деятельность:

- преподавание юридических дисциплин;

- осуществление правового воспитания.

Целями освоения учебной дисциплины «Квалификация должностных преступлений в сфере правосудия» являются:

– систематизированное углубленное изучение дискуссионных вопросов, возникающих в процессе применения норм уголовного права, что способствует дальнейшей профессионализации студентов;

– формирование у студентов собственного мировоззрения по рассматриваемым вопросам;

– углубление выработанных у них навыков анализа и применения уголовного закона;

– воспитание студентов в духе уважения законности и надлежащего профессионального правосознания.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

1) общекультурными (ОК):

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

2) профессиональными компетенциями (ПК):

- в правотворческой деятельности:



  • способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

- в правоприменительной деятельности:

  • способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

- в правоохранительной деятельности:

  • готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

  • способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

  • способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

  • способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

- в экспертно-консультационной деятельности:

  • способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

  • способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

- в научно-исследовательской деятельности:

  • способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

- в педагогической деятельности:

  • способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

  • способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Квалификация должностных преступлений в сфере правосудия» относится к вариативной части дисциплин по выбору профессионального цикла (М2.В.ДВ.2.1). Дисциплина предполагает углубленное изучение разделов уголовного права о должностных преступлениях в сфере правосудия с учетом значимости правосудия в государстве и обществе, подробное и детальное рассмотрение признаков их составов преступлений, отграничения их от смежных составов, глубокого изучения практики применения уголовного закона о должностных преступлениях в сфере правосудия, выявления проблематики, выработки предложений по преодолению разночтений в применении закона и критериев фиксации признаков преступлений и правовой оценки должностных преступлений в сфере правосудия.

Приступая к изучению дисциплины, студент должен успешно освоить

( входные знания):

1) программу общего образования (в частности, историю, русский язык и литературу, юридические и социальные дисциплины);

2) теорию государства и права;

3) историю отечественного государства и права;

4) историю государства и права зарубежных стран;

5) философию;

6) логику;

7) конституционное право;

8) уголовное право;

9)криминологию;

10) уголовно – исполнительное право;

11) уголовно-процессуальное право;

11)юридическую психологию.


Взаимосвязь с последующими дисциплинами

Освоение дисциплины «Квалификация должностных преступлений в сфере правосудия» необходимо для последующего успешного освоения дисциплин по выбору по отдельным направлениям квалификации преступлений.


3. Структура и содержание учебной дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетных единицы, 72 часа.

Дневное отделение

Тематический план



п/ п

Раздел (тема) учебной дисциплины

Семестр

Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)


Образовательные технологии

Формы текущего контроля

лекции

практические занятия

СРС







1

Понятие должностного преступления в сфере правосудия. Виды должностных преступлений в сфере правосудия.

3

2

1


12

лекция-дискуссия, разбор ситуаций на практических

Тестирование, реферат

2

Квалификация привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности (спорные вопросы теории и практики).

3




2

16

лекция-дискуссия, работа в малых группах, ситуаций на практических примерах, решение задач

Тестирование, реферат


3

Квалификация незаконного освобождения от уголов-

ной ответственности. Квалификация незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под стражу



3




2

18

работа в малых группах, разбор ситуаций на практических примерах, решение задач

Тестирование, реферат

Тестирование, реферат







Квалификация принуждения к даче показаний

3




1

4

работа в малых группах, разбор ситуаций на практических примерах, решение задач

Тестирование, реферат





Квалификация вынесения заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта

3




2

12

работа в малых группах, разбор ситуаций на практических примерах, решение задач

Тестирование, реферат





Всего




2

8

62








Заочное отделение
Тематический план



п/ п

Раздел (тема) учебной дисциплины

Сессия

Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)


Образовательные технологии

Формы текущего контроля

лекции

практические занятия

СРС







1

Понятие должностного преступления в сфере правосудия. Виды должностных преступлений в сфере правосудия.

4

2




2

лекция-дискуссия, разбор ситуаций на практических

Тестирование, реферат

2

Квалификация привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности (спорные вопросы теории и практики).

4







6

лекция-дискуссия, работа в малых группах, ситуаций на практических примерах, решение задач

Тестирование, реферат


3

Квалификация незаконного освобождения от уголов-

ной ответственности. Квалификация незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под стражу



4







8

работа в малых группах, разбор ситуаций на практических примерах, решение задач

Тестирование, реферат

Тестирование, реферат







Квалификация принуждения к даче показаний

4







4

работа в малых группах, разбор ситуаций на практических примерах, решение задач

Тестирование, реферат





Квалификация вынесения заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта

4







8

работа в малых группах, разбор ситуаций на практических примерах, решение задач

Тестирование, реферат





Всего




2




28











п/ п

Раздел (тема) учебной дисциплины

Сессия

Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)


Образовательные технологии

Формы текущего контроля

лекции

практические занятия

СРС







1

Понятие должностного преступления в сфере правосудия. Виды должностных преступлений в сфере правосудия.

5







4

лекция-дискуссия, разбор ситуаций на практических

Тестирование, реферат

2

Квалификация привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности (спорные вопросы теории и практики).

5




2

10

лекция-дискуссия, работа в малых группах, ситуаций на практических примерах, решение задач

Тестирование, реферат


3

Квалификация незаконного освобождения от уголов-

ной ответственности. Квалификация незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под стражей



5




2

6

работа в малых группах, разбор ситуаций на практических примерах, решение задач

Тестирование, реферат

Тестирование, реферат




4

Квалификация принуждения к даче показаний

5




2

2

работа в малых группах, разбор ситуаций на практических примерах, решение задач

Тестирование, реферат


5

Квалификация вынесения заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта

5




2

8

работа в малых группах, разбор ситуаций на практических примерах, решение задач

Тестирование, реферат





Всего







8

30








3.1. Содержание дисциплины (программа курса)

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


«Квалификация должностных преступлений в сфере правосудия»

Тема 1. Понятие должностного преступления в сфере правосудия

Тема 2. Система и виды должностных преступлений в сфере правосудия

Тема 3. Понятие должностного лица как базового элемента должностного преступления в сфере правосудия. Разграничение должностного лица в сфере правосудия и других лиц, выполняющих обязанности по службе и работе.

Тема 4. Квалификация воспрепятствования осуществлению правосудия или предварительного следствия с использованием служебного положения

Тема 5. Квалификация привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности

Тема 6. Квалификация незаконного освобождения от уголовной ответственности

Тема 7. Квалификация незаконного задержания, заключения под стражу и содержания под стражей

Тема 8. Квалификация принуждения к даче показаний

Тема 9. Особенности квалификации взяточничества в сфере правосудия

Тема 10. Квалификация фальсификации доказательств

Тема 11. Квалификация вынесения заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта

Тема 12. Квалификация незаконных действий в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации

Тема 13. Квалификация неисполнения приговора суда, решения суда или иного судебного акта

Тема 14. Квалификация разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи или участника уголовного процесса

Тема 15. Квалификация должностных преступлений против правосудия при конкуренции составов

Тема 16. Значение принципов права и презумпций при квалификации должностных преступлений в сфере правосудия

Тема 17. Установление необходимого возраста, специальных требований и факта нахождения на должности при квалификации должностных преступлений в сфере правосудия

Тема 18. Установление причинной связи при квалификации должностных преступлений в сфере правосудия.

Тема 19. Установление субъективной стороны при квалификации должностных преступлений в сфере правосудия

Тема 20. Установление объекта преступления при квалификации должностных преступлений в сфере правосудия.


3.2.Лекции – 2 (очное и заочное отделение)


Тема 1: Понятие должностного преступления в сфере правосудия (1 час)


  1. Понятие и признаки и должностного преступления в сфере правосудия

  2. Виды должностных преступлений в сфере правосудия

  3. Общая характеристика должностных преступлений в сфере правосудия


Тема 2: Вынесение заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта

(1 час)

  1. Объективные признаки преступления

  2. Субъективные признаки преступления

  3. Понятие должностного лица, выносящего судебные акты и его признаки.

Для подготовки к лекциям необходимо ознакомиться с


соответствующими темами учебника, подготовить вопросы по недостаточно ясным положениям тематики


3.3. Практические занятия
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

8 часов (3 семестр)



для студентов очного отделения


Тема 1: Квалификация воспрепятствования осуществлению правосудия с использованием служебного положения (3 часа)


  1. Объективные признаки преступления (1час).

  2. Субъективные признаки преступления (1 час).

  3. Понятие лица, использующего служебное положение, как субъекта преступления (1 час).


Тема 2: Злоупотребления при осуществлении правосудия (5 часов)

  1. Квалификация заведомого незаконного привлечения к уголовной ответственности или освобождения от уголовной ответственности (2 часа)

  2. Квалификация заведомо незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под стражей (1 час).

  3. Квалификация вынесения заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта (2 часа)

Практические занятия состоят: а) в решении задач по форме работы в малых группах; б) круглый стол с участием практиков.

При работе в малых группах из числа студентов создается несколько групп (по 4-5 чел.), в которых проводится коллективное обсуждение условий задач (каждая группа решает свою задачу) и квалификации действия виновных. Каждый из участников группы высказывает свое мнение и аргументирует его. Один из участников группы (по указанию преподавателя) обобщает высказанные мнения и формулирует решение от имени группы, которое докладывает всем присутствующим студентам. Студенту из данной группы, имеющему особое мнение, предоставляется возможность высказать его и аргументировать свою позицию. После докладов представителей всех групп преподаватель подводит итоги, оценивает работу групп по пятибалльной системе и объявляет группу- победителя.

Задачи предоставляются преподавателем.

На занятиях необходимо иметь Уголовный кодекс РФ, иметь и изучить Постановления Пленума Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории дел.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Заочное отделение (5 сессия)

8 часов

Тема 1: Квалификация воспрепятствования осуществлению правосудия с использованием служебного положения (3 часа)


  1. Объективные признаки преступления (1час)

  2. Субъективные признаки преступления (1 час)

  3. Понятие лица, использующего служебное положение, как субъекта преступления (1 час).


Тема 2: Злоупотребления при осуществлении правосудия (5 часов)

  1. Квалификация заведомого незаконного привлечения к уголовной ответственности или освобождения от уголовной ответственности (2 часа)

  2. Квалификация заведомо незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под стражей (1 часа)

  3. Квалификация вынесения заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта (2 часа)

Практические занятия состоят: а) в решении задач по форме работы в малых группах; б) круглый стол с участием практиков.

При работе в малых группах из числа студентов создается несколько групп (по 4-5 чел.), в которых проводится коллективное обсуждение условий задач (каждая группа решает свою задачу) и квалификации действия виновных. Каждый из участников группы высказывает свое мнение и аргументирует его. Один из участников группы (по указанию преподавателя) обобщает высказанные мнения и формулирует решение от имени группы, которое докладывает всем присутствующим студентам. Студенту из данной группы, имеющему особое мнение, предоставляется возможность высказать его и аргументировать свою позицию. После докладов представителей всех групп преподаватель подводит итоги, оценивает работу групп по пятибалльной системе и объявляет группу- победителя.

Задачи предоставляются преподавателем.

На занятиях необходимо иметь Уголовный кодекс РФ, иметь и изучить Постановления Пленума Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории дел.

Самостоятельная работа

Виды самостоятельной работы

(очное отделение - 62 часа)

3 семестр





  1. Подготовка реферата по теме «Спорные вопросы квалификации должностных в сфере правосудия преступлений» - 10 час


Источники

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 г. № 1 «О судебном приговоре». БВС РФ. 1996. № 7.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях".


  1. Подготовка и диспут по теме «Взяточничество в сфере правосудия: миф или реальность? »- 12 часов


Источники

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 г. № 1 «О судебном приговоре». БВС РФ. 1996. № 7.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях".

Решение задач – 40 часов
1.Задачи по теме «Квалификация воспрепятствованию осуществления правосудия с использованием служебного положения» - 10 часов

2.Задачи по теме «Квалификация заведомо незаконного привлечения к уголовной ответственности или освобождения от уголовной ответственности» - 10 часов

3.Задачи по теме «Квалификация заведомого незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под стражей»- 10 часов

4.Задачи по теме «Квалификация вынесения заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта» - 10 часов

Условия задач предоставляются преподавателем.


Источники
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 г. № 1 «О судебном приговоре». БВС РФ. 1996. № 7.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях".



Самостоятельная работа
заочное

отделение
28 часов
4 сессия


  1. Подготовка реферата по теме «Спорные вопросы квалификации преступлений в сфере правосудия» - 14 часов


Источники
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 г. № 1 «О судебном приговоре». БВС РФ. 1996. № 7.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях".




  1. Подготовка и диспут по теме «Взяточничество в сфере правосудия: миф или реальность?»- 14 часов


Источники
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 г. № 1 «О судебном приговоре». БВС РФ. 1996. № 7.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях".



5 сессия
30 часов


  1. Решение задач – 30 часов

1.Задачи по теме «Квалификация воспрепятствованию осуществления правосудия с использованием служебного положения» - 4

2.Задачи по теме «Квалификация заведомо незаконного привлечения к уголовной ответственности или освобождения от уголовной ответственности» - 16 часов

3.Задачи по теме «Квалификация заведомого незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под стражей»- 4 часа

4.Задачи по теме «Квалификация вынесения заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта» - 6 часов

Условия задач предоставляется преподавателем.


Источники
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 г. № 1 «О судебном приговоре». БВС РФ. 1996. № 7.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях".




4.Образовательные технологии

При освоении программы используются аудиторные занятия (лекции

и практические занятия) и самостоятельная подготовка студента.

При чтении лекций рекомендуется использование наглядных пособий, в

том числе электронных презентаций. Презентация позволяет сосредоточить

внимание студента на ключевых вопросах темы и основных системных взаимосвязях, без понимания которых сложно правильно уяснить проблематику лекции. Лектор самостоятельно готовит презентации с учетом

тех педагогических задач, которые он намерен решить при проведении занятия, если он сочтет, что использование презентации в конкретном случае целесообразно.

Все практические занятия проводятся в интерактивных формах. Наиболее приемлемой интерактивной формой применительно к дисциплине представляется разбор конкретных ситуаций (как при решении задач, так и при обсуждении реальных судебных постановлений). Можно также рекомендовать деловые и ролевые игры, в ходе которых студент учится юридически грамотно и корректно мотивировать свою позицию по вопросам уголовного права в устной и письменной форме, а также моделирование судебного процесса.



Образовательные технологии

(очное отделение)

Семестр

Вид занятия

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество часов

3

Лекции

Проблемная лекция, лекция - визуализация, лекция с разбором конкретных ситуаций

2

Практические занятия

Решение задач в малых группах, судебный процесс, встреча с практиками в рамках круглых столов

8

Итого:

10



Образовательные технологии

(заочное отделение)

Сессия

Вид занятия

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество часов

4

5


Лекции

Проблемная лекция, лекция - визуализация, лекция с разбором конкретных ситуаций

2

Практические занятия

Решение задач в малых группах, судебный процесс, встреча с практиками практиками в рамках круглых столов

8


Итого







10


5.Оценочные средства текущего контроля
5.1.Модельные задания для проведения текущего контроля

и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
При проведении текущего контроля и промежуточной аттестации могут использоваться тестовые задания, модельные задания и иные предложенные преподавателем материалы.
Примеры модельных заданий:

1. Модельное задание для проведения текущего контроля по теме

«Служебный подлог»

Вариант 1.



Технологии: работа в малых группах; решение казусов.

Содержание занятия: студенты распределяются на малые группы по 4–6 человек. Каждой группе дается задание (казус), направленные на проверку знаний, практических навыков и умений по теме: решить задачу юридически грамотно мотивировать решение.

Преподаватель распределяет роли студентов внутри каждой группы:

ведущий, (один студент) слушает коллег, фиксирует аргументацию, фор-

мулирует итоговое решение и аргументирует и докладывает его; советники предлагают варианты решения и их правовое обоснование. На решение задачи отводится определенный лимит времени (от 3до 10 минут в ависимости от сложности задачи). После обсуждения доклада ведущего и его оценки преподаватель меняет роли студентов.



Хронология (рассчитана на аудиторию 30 человек, то есть не более 5 малых групп):

1. Проверка явки студентов — 5 мин.

2. Распределение групп, организация рабочего пространства, разъяснение задания, распределение ролей в группах, разъяснение общих принципов распределения баллов за дисциплинарный модуль — 15 мин.

3. Работа в малых группах — 20 мин. для разрешения всех казусов.

4. Доклады ведущих и их обсуждение — 10 минут на одну малую

группу.


5.Подведение итогов — 10 минут.
Вариант 2.

Технологии: творческое задание, презентация проекта.

Предварительное задание. Студентам предлагается в качестве домаш-

него задания найти пример из опубликованной судебной практики по тому

или иному сложному вопросу квалификации должностного преступления по субъективным признакам, рекомендуются доступные источники для поиска примера(предварительно преподаватель должен убедиться в наличии таких примеров в конкретных доступных студентам источниках). По этому примеру поручается четко сформулировать правило квалификации и подготовить письменную и устную презентацию материала.

Содержание занятия. В ходе занятия заслушиваются презентации сту-

дентов (3–5 минут на каждую). Студенту могут быть заданы вопросы.

Если кто-то не успел выступить с презентацией, ее текст сдается преподавателю для последующей проверки.
5.2.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

по ДИСЦИПЛИНЕ

«Квалификация должностных преступлений в сфере правосудия»
1. Понятие должностного преступления в сфере правосудия

2. Система и виды должностных преступлений в сфере правосудия

3. Понятие должностного лица как базового элемента должностного преступления в сфере правосудия. Разграничение должностного лица в сфере правосудия и других лиц, выполняющих обязанности по службе и работе.

4. Квалификация воспрепятствования осуществлению правосудия или предварительного следствия с использованием служебного положения

5. Квалификация привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности

6. Квалификация незаконного освобождения от уголовной ответственности

7. Квалификация незаконного задержания, заключения под стражу и содержания под стражей

8. Квалификация принуждения к даче показаний

9. Особенности квалификации взяточничества в сфере правосудия

10. Квалификация фальсификации доказательств

11. Квалификация вынесения заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта

12. Квалификация незаконных действий в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации

13. Квалификация неисполнения приговора суда, решения суда или иного судебного акта

14. Квалификация разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи или участника уголовного процесса

15. Квалификация должностных преступлений против правосудия при конкуренции составов

16. Значение принципов права и презумпций при квалификации должностных преступлений в сфере правосудия

17. Установление необходимого возраста, специальных требований и факта нахождения на должности при квалификации должностных преступлений в сфере правосудия

18. Установление причинной связи при квалификации должностных преступлений в сфере правосудия.

19. Установление субъективной стороны при квалификации должностных преступлений в сфере правосудия

20. Установление объекта преступления при квалификации должностных преступлений в сфере правосудия.



5.3.Вопросы к экзамену
по дисциплине «Квалификация должностных преступлений»
1. Понятие должностного преступления в сфере правосудия

2. Система и виды должностных преступлений в сфере правосудия

3. Понятие должностного лица как базового элемента должностного преступления в сфере правосудия. Разграничение должностного лица в сфере правосудия и других лиц, выполняющих обязанности по службе и работе.

4. Квалификация воспрепятствования осуществлению правосудия или предварительного следствия с использованием служебного положения

5. Квалификация привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности

6. Квалификация незаконного освобождения от уголовной ответственности

7. Квалификация незаконного задержания, заключения под стражу и содержания под стражей

8. Квалификация принуждения к даче показаний

9. Особенности квалификации взяточничества в сфере правосудия

10. Квалификация фальсификации доказательств

11. Квалификация вынесения заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта

12. Квалификация незаконных действий в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации

13. Квалификация неисполнения приговора суда, решения суда или иного судебного акта

14. Квалификация разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи или участника уголовного процесса

15. Квалификация должностных преступлений против правосудия при конкуренции составов

16. Значение принципов права и презумпций при квалификации должностных преступлений в сфере правосудия

17. Установление необходимого возраста, специальных требований и факта нахождения на должности при квалификации должностных преступлений в сфере правосудия

18. Установление причинной связи при квалификации должностных преступлений в сфере правосудия

19. Установление субъективной стороны при квалификации должностных преступлений в сфере правосудия

20. Установление объекта преступления при квалификации должностных преступлений в сфере правосудия.


5.4.Примеры тестовых заданий


Предметом взятки является:

А) имущество;

Б) деньги;

В) услуги имущественного характера;

Г) сексуальные услуги.
Получением взятки признается:

А) фактическое принятие предмета взятки и использование его;

Б) фактическое принятие предмета взятки;

В) фактическое принятие и юридическое оформление имущественных прав на него;

Г) попытка принятия предмета взятки.
Состав получения взятки:

А) материальный;

Б) формальный;

В) усеченный;

Г) идеальный.

6.Планируемые результаты освоения учебной дисциплины


п/п

Наименование раздела (тема) учебной дисциплины

Коды формируемых компетенций

Планируемый результат обучения (в т.ч. знания, умения, владение компетенциями)

1.

Понятие и виды коррупционных преступлений

ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-12, ПК-15

ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-12, ПК-15



-толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

- обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять криминологическую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

- вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

- обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых определяющих конкретную область его деятельности видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.

- уметь квалифицированно проводить научные исследования в области права;

- обладать способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне



2.

3.


Злоупотребление должностными полномочиями

Взяточничество




7.Учебно – методическое обеспечение дисциплины

Нормативные акты и судебная практика

Конституция РФ

Уголовный кодекс РФ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 г. № 1 «О судебном приговоре». БВС РФ. 1996. № 7.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике
по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» от 9 июля 2013 г.
Основная литература

1.Никонов П.В. Ответственность за получение и дачу взятки в уголовном законодательстве России. Иркутск, 2010.

2.Шиханов В.Н. Уголовно-правовая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. М., 2011.

Дополнительная литература


  1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».

  2. Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации».

  3. Закон города Москвы от 15 июля 2005 года № 43 «О государственных должностях города Москвы».

  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

5. Волженкин Б.В. Служебные преступления. СПб., 2005.

6.Здравомыслов Б.В. Квалификация взяточничества. М., 1991.

7.Клепицкий И.А., Резанов В.И. Получение взятки в уголовном праве

России. М., 2001.

8.Шнитенков А.В. Ответственность за должностные и служебные преступления. СПб., 2007.

Студенту рекомендуется пользоваться при выборе дополнительной литературы библиографическим справочником (Уголовное право: библиография (1985–2006 годы) / под ред. А. Э. Жалинского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Городец, 2007. 832 с.), а также обращаться к справочно-библиографическому аппарату в основной литературе, современных монографических, учебных и журнальных публикациях по уголовно-правовой тематике (журналы «Российская юстиция», «Государство и право», «Законность», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Российский следователь», «Российский судья» и др.). Студенту рекомендуется

Необходимо регулярно знакомиться с Бюллетенем Верховного Суда РФ (выходит ежемесячно, в электронном виде размещается на официальном сайте Верховного Суда РФ в сети Интернет).
Программное обеспечение и электронные ресурсы:

- сайт Верховного Суда РФ http://www.vsrf.ru/index.php

- сайт Московского городского суда http://www.mos-gorsud.ru/

- сайт Оренбургского областного суда http://oblsud.orb.sudrf.ru/

- ГАС РФ «Правосудие» http://www.sudrf.ru/

- сайт Государственной Думы ФС РФ http://www.duma.gov.ru/



Электронные справочные правовые системы:
- «Система ГАРАНТ–Максимум с региональным законодательством»;

- «Консультант-Плюс».



8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
1. Аудиторный фонд Оренбургского института (филиала) Университета имени
О.Е. Кутафина (МГЮА).

2. Библиотека Оренбургского института (филиала) Университета имени


О.Е. Кутафина (МГЮА).

3. Компьютеры и программное обеспечение, включая доступ к Интернету.

4. Комнаты для проведения консультаций и внеаудиторной работы (8 этаж, каб. 805-807).

5. Аппаратура для дистанционного проектирования (компьютерный класс, 5 этаж).


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки: 030900 «юриспруденция»; квалификация (степень) выпускника: магистр

Автор: д.ю.н., проф. Плотников А.И.



Рецензент: д.ю.н., проф. Шнитенков А.В.

Программа одобрена на заседании кафедры уголовного права и криминологии Оренбургского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» 20 июня 2015 г., протокол № 10.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница