Рабочая программа дисциплины в. Од «социология»



Скачать 353.76 Kb.
Дата11.06.2016
Размер353.76 Kb.

ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический

университет имени О.Е. Кутафина»


Оренбургский институт (филиал)

__________________________________________________________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



Б1.В.ОД
«СОЦИОЛОГИЯ»

Кафедра общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин


Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр


Форма обучения: заочная (ОНО)

Оренбург 2014



Содержание



1.

Цели освоения дисциплины

3

2.

Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

4

3.

Структура и содержание учебной дисциплины

3.1 Содержание дисциплины (программа курса)

3.2.Лекции

3.3. Практические занятия

3.4. Самостоятельная работа студента


5

6

8



8

12


4.

Образовательные технологии

14

5.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов

5.1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и контроля самостоятельной работы студента (контрольные вопросы)

5.2. Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ)

14

14


17

6.

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

18


7.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература

7.2. Дополнительная литература

7.3. Интернет-источники



19

19

20



20

8.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

21


1. Цели освоения дисциплины
Реализация в дисциплине «Социология» требований квалификационной характеристики, основных требований к профессиональной подготовленности выпускника и целей основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 030900.62 Юриспруденция должна учитывать следующее:

1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, правовое обучение и воспитание.

2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

3. Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

а) правотворческая;

б) правоприменительная;

в) правоохранительная;

г) экспертно-консультационная;

ж) педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым, в основном, готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и работодателями.

4. Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен решать следующие задачи в соответствии видами профессиональной деятельности:

а) нормотворческая деятельность:

участие в подготовке нормативно-правовых актов;

б) правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершения действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

в) правоохранительная деятельность:

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

охрана общественного порядка;

предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

г) экспертно-консультационная деятельность:

консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы документов;

ж) педагогическая деятельность:

преподавание правовых дисциплин;

осуществление правового воспитания.
В результате освоения дисциплины «Социология» у выпускника формируются следующие общекультурные компетенции:
ОК-1 – осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;

ОК-3 – обладает культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-7 – стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

ОК-8 – способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОК-9 – способен анализировать социально значимые проблемы и процессы.
Цель преподавания дисциплины «Социология» – дать представление о теориях возникновения и функционирования социальных систем и основных тенденциях развития современного общества.

В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи:



  • углубить теоретические знания студентов в области социально-гуманитарных дисциплин;

  • дать характеристику социологии как науки, сформировать представление об обществе как системе, построенной на принципах иерархической субординации, взаимодействия и взаимовлияния;

  • дать студентам возможность более глубоко и с научных позиций проникнуть в мир социальных отношений, составить правильное представление о личности, ее интересах, видах деятельности и причинах девиантного поведения;

  • сформировать у студентов навыки социологической культуры в своей практической и юридической деятельности, в исследовательской культуре.



2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Курс «Социология» занимает важное место в мировоззренческой и профессиональной подготовке специалистов, входит в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, предусмотренных стандартам высшего профессионального образования. Согласно учебному плану ОИ МГЮА, курс изучается во втором семестре.

Социология как наука об обществе является одной из составных частей гуманитарного образования. Социология дала начало таким наукам, как политология, политэкономия, эстетика, правоведение и др. Она раскрывает широкий спектр социальных процессов, помогает сформировать у студента четкие мировоззренческие и методологические позиции. Являясь интегративной междисциплинарной наукой, она тесно связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической, экономической и социальной статистики, информатики, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества. Плодотворна связь социологии с социальными науками: социологии и истории, социологии и философии, социологии и юриспруденции. Общеисторическая социология рассматривает проблемы данных наук в социальном контексте, выявляет роль изучаемых ими явлений в обществе и историческом процессе.

Согласно требованиям, установленным в Государственном стандарте высшего профессионального образования, при изучении социологии (в взаимодействии ее с другими гуманитарными дисциплинами) особое внимание должно быть уделено роли социальных положений и выводов для юридической науки и практики. Понимание сложных и противоречивых социальных процессов, в рамках которых возникают конкретные проблемы в юридической практике, умение творчески применять методы социологии в своей деятельности – важная задача будущего юриста.

3. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы - 72 часа.

Виды работ по дисциплине «Социология» приведены в таблице 1.


Таблица 1


Виды работы

Трудоемкость, час.

Общая трудоемкость

72

Аудиторная работа

6

Лекции (Л)

Практические занятия (ПЗ)



2

4


Самостоятельная работа

62

Вид итогового контроля

Зачет (4)


Тематический план

Таблица 2




№ п/п

Раздел (тема) учебной дисциплины

Се-местр

Виды учебной деятельности, трудоемкость

(в час.)


Образовательные технологии

Формы текущего контроля










Л

ПЗ

СР







1

Объект и предмет социологии. История социологии

2

2

2

10


Мультимедийные средства, презентации, дистанционные технологии

Дискуссия на ПЗ, презентации, тестирование

2

Культура и общество

2

0

0

13


Мультимедийные средства, презентации, дистанционные технологии

Дискуссия на ПЗ, презентации, тестирование

3

Личность и общество

2

0

0

13


Мультимедийные средства, презентации, дистанционные технологии

Дискуссия на ПЗ, презентации, тестирование

4

Социальные общности, институты и организации

2

0

0

11


Мультимедийные средства, презентации, дистанционные технологии

Дискуссия на ПЗ, презентации

5

Методология и методика социологического исследования

2

0

2

9


Мультимедийные средства, презентации, дистанционные технологии

Дискуссия на ПЗ, презентации, тестирование

6

Социология права

2

0

0

6


Мультимедийные средства, презентации, дистанционные технологии

Дискуссия на ПЗ, презентации, тестирование




ВСЕГО

2

2

4

66









3.1 Содержание дисциплины (программа курса)
Раздел 1. Объект и предмет социологии. История социологии.

Объективный характер возникновения социологического знания. Объект, предмет и методы социологии, ее основные функции. Уровни социологического знания. Макро и микросоциология. Социологическая мысль в России. Типология общества, ее ключевые основания и признаки.


Раздел 2. Культура и общество.

Культура как социальная реальность. Роль культуры в функционировании и развитии общества. Виды культуры. Компоненты культуры (знаково-символические, ценностно-познавательные и др.). Система ценностей социального субъекта (смысложизненные, универсальные, партикулярные).

Типы культур (субкультуры, контркультуры, культурный релятивизм, культурная гомогенность и др.). Религиозная и светская культура в современной России. Проблемы развития синтетической формы культуры (обряды, обычаи, традиции) в условиях формирования постиндустриального и информационного обществ.

Основные функции культуры (гуманистическая, гносеологическая, информационная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, нормативно-регулирующая).

Культура и цивилизация. Типы цивилизаций. Культура как фактор социальных изменений.
Раздел 3. Личность и общество.

Человек, индивид, личность. Социальные типы личности в современной социологии. Современные теории развития личности.

Факторы формирования личности. Виды социальных статусов. Престиж. Карьера как один из способов реализации личности. Социализация личности (образование, воспитание, совокупность стихийных воздействий на становление личности). Этапы социализации: первичная (период детства) и вторичная (зрелый и преклонный возраст). Агенты социализации. Создание условий для активизации личности. Проблемы свободы выбора и социальной ответственности личности. Два основных подхода в определении сущности социализации личности (при первом человек – пассивный объект воздействия общества; при втором человек активно воспринимает воздействие агентов социализации и соучаствует в формировании своего «Я»).

Социальный контроль, его виды и функции. Девиантное поведение личности: понятие, типология, причины. Ресоциализация и десоциализация. Проблемы профилактики отклоняющегося поведения в современных условиях.


Раздел 4. Социальные общности, институты и организации.

Понятие социальной системы и социальной структуры. Типы социальной структуры. Классификация социальных систем: социальные группы, общности, организации, институты и т.д. Закономерности функционирования и развития социальных систем. Основные тенденции в развитии социальной структуры современного российского общества. Социальная мобильность, ее виды. Гражданское общество как система общественных отношений, опирающихся на частную собственность и право.

Важнейшие подсистемы общества: социальные действия, связи, взаимодействия. Общество и социальные институты. Социальные группы и общности. Виды общностей. Малые группы и коллективы. Семья как социальный институт и малая группа. Социальные организации, их типы. Стили управления. Бюрократия и ее эволюция.

Социальные организации, их типы. Формальные и неформальные отношения в организациях. Понятие «социальный институт». Структура социальных институтов, их типология и иерархия. Функции, цели, задачи социальных институтов. Источники развития (или кризиса) социального института.


Раздел 5. Методология и методика социологического исследования.

Социологическое исследование как система методологических, методических и организационно-технических процедур. Представление о цели исследования. Этапы эмпирического исследования.

Основные виды социологического исследования: пилотажное исследование; описательное исследование; аналитическое исследование.

Разработка программы исследования. Методический и методологический разделы программы исследования. Объект социологического исследования.

Теоретическая и эмпирическая интерпретация результатов исследования. Способы анализа и интерпретация данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций (условия, необходимые для обработки анкет; обработка первичной информации; шкала измерений; группировка социологической информации; отчет по итогам социологического исследования).
Раздел 6. Социология права.

Право как социальный институт. История развития. Взаимодействие с другими социальными институтами. Социологические концепции права. Социологический подход в исследовании права и правовых явлений.

Социологический метод изучения эффективности действия правовых норм на фоне и в сочетании со всей социальной регуляцией (мораль, обычаи, групповые ценности и ориентации, общественное мнение и т.д.). Технический инструментарий в изучении права.
3.2 Лекции
Лекции, читаемые в рамках дисциплины «Социология», приведены в таблице 3.
Таблица 3.


Раздел курса

Наименование лекции

Объем часов

Тематика (план) лекции

Задания для подготовки к лекции

1

2

3

4

5

1

Объект и предмет социологии. История социологии

2


1. Объект и предмет социологии.

2. Структура социологического знания.

3. Функции социологии.

4 Основные этапы развития социологического мысли.



Прочитать:

1. Социология. Уч. пособие / под ред. Л.А. Деминой. - М.: Проспект, 2013. – Глава 1, Глава 2.

2. Громов И.А. Социология. Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2013. – Глава 1.


Итого

2





3.3. Практические занятия
Перечень практических занятий приведен в таблице 4.
Таблица 4.


№ занятия

Раздел курса

Вид ПЗ

Тема ПЗ

Объем часов

1

2

3

4

5

1

1

Традиционное: вопросно-ответная форма, дискуссия

Объект и предмет социологии. История социологии

2


2

5

Интерактивное: презентации, дискуссия

Методология и методика социологического исследования

2










Итого

4


Практическое занятие 1. Объект и предмет социологии. История социологии (2 часа)
План (вопросы для обсуждения):


  1. Структура социологии.

  2. Объект и предмет социологии.

  3. Виды (уровни) социологического знания.

  4. Методы приобретения научного знания об обществе. Значение и роль социологии в жизни общества.

  5. Основоположники позитивной социологии О.Конт, Г. Спенсер.

  6. Социальные факты и структурный «функционализм» Э. Дюркгейма. «Понимающая» социология М. Вебера.


Литература основная:

  1. Социология. Уч. пособие / под ред. Л.А. Деминой. - М.: Проспект, 2013. – Глава 1, Глава 2.

  2. Громов И.А. Социология. Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2013. – Глава 1.



Литература дополнительная:

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.- М.,1993. – Глава 2.

  2. Боронаев А.О., Емальцев В.Я., Орлов В. Н. О предмете социологии как общей науке об обществе // Социс. 2005. №9.

  3. История социологии в Западной Европе. - М.,1993. – Глава 15.

  4. Малинкин А.Н. Полипарадигмальный подход к ситуации в российской социологии // Cоцис. 2006. №1.

  5. Радугин А.А., Радугин К.А.Социология: курс лекций. - М.: Центр,1999. Глава 1, Глава 2.

  6. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс,1994. – Глава 1.

  7. Фролов С.С. Социология. - М.: Логос,1998. – Раздел I.

Практическое занятие 2. Методология и методика социального исследования (2 часа).
План (вопросы для обсуждения):

  1. Теоретическое и эмпирическое понятие методологии. Социологическая парадигма как концептуальная основа исследования.

  2. Методика социологического исследования.

  3. Социологический эксперимент. Наблюдение и опрос, их виды.

  4. Оценка результатов социологического исследования: верификация гипотезы, прогноз.


Литература основная:

  1. Социология. Уч. пособие / под ред. Л.А. Деминой. - М.: Проспект, 2013. – Глава 8.

Громов И.А. Социология. Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2013.
Литература дополнительная:

  1. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.: Тривола, 1998.

  2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. – М.: Гардарика, 1998.

  3. Гидденс Э. Социология: учебник. - М.: Едиториал УРСС, 2005. – Глава 4, Глава 20.

  4. Радугин А.А., Радугин К.А.Социология: курс лекций. - М.: Центр,1999. Тема 14.

  5. Таршис Е.Я. Перспективы развития метода контент-анализа // Социс. 2002. №15.

  6. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Саратов, 1995.


Раздел 1. Объект и предмет социологии. История социологии (10 часов)
План (вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения на практических занятиях):

  1. Что изучает социология как система научного знания?

  2. Сравните социологию с социальной философией.

  3. По Марксу разделение труда порождает классовые антагонизмы, по Дюрктейму - солидарность. Кто из них ближе к истине?

  4. Какие подразделения общей социологии можно сегодня выделить, и какому социологу принадлежит идея их выделения и исследования?

  5. Охарактеризуйте основные особенности социологических школ начала XX века.

  6. С точки зрения функционализма, для того, чтобы объяснить социальное явление, необходимо проанализировать его функцию в общественной системе. Кто, в таком случае, придерживаясь этой позиции, объяснит преступность во всех её многообразных проявлениях, столь характерную для современного общества?

Раздел 2. Культура и общество (14 часов).

План (вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения на практических занятиях):

  1. Место и значение культуры в современном обществе. В чём проявляется зависимость культуры от социальных объектов, от особенностей социального развития?

  2. Являются ли законы разновидностью нравов? Какую систему ценностей призваны защищать юридические законы?

  3. В чем заключается проблема отграничения продуктов массовой культуры от элитарной?

  4. Каковы основные механизмы развития культуры?

  5. Какая из теорий возникновения культуры, на ваш взгляд, наиболее обоснована? Объясните, почему.


Раздел 3. Личность и общество (14 часов).

План (вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения на практических занятиях):

  1. Есть ли свобода выбора традиций и обычаев на первом этапе социализации личности?

  2. Что входит в понятие «социобиологический индивид»?

  3. Чем отличается осознание от осмысления своего “я”? Каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное?

  4. В чём специфика различных этапов социализации личности?

  5. Кого вы относите к т. н. «неудачникам социализации» и почему?


Раздел 4. Социальные общности, институты и организации (12 часов).

План (вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения на практических занятиях):

  1. Может ли человек существовать вне общества?

  2. В чём суть социального взаимодействия? Каковы его типы и формы в современной России?

  3. Что такое протестное движение? Каковы его источники?

  4. Каковы позитивные и негативные последствия для общества деятельности волонтерских организация?

  5. Каковы условия формирования и сохранения социального неравенства?


Раздел 5. Методология и методика социального исследования (10 часов).

План (вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения на практических занятиях):

  1. Как составить программу и рабочий план социологического исследования?

  2. Что необходимо учитывать в процессе выбора методов проведения социологического исследования?

  3. Каким образом осуществить обработку социологических данных?

  4. Последовательно охарактеризуйте этапы социологического исследования.


Раздел 6. Социология права (6 часов).

План (вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения на практических занятиях):

  1. Какое место занимает право в системе его социальных связей?

  2. Какие вы знаете способы обеспечения чистоты законодательного эксперимента?

  3. Охарактеризуйте правовую культуру как важный фактор правовой социализации индивида.

  4. Какие аспекты права можно изучать с помощью социологических исследований?

  5. Перечислите основные этапы социологического исследования при изучении уровня правового нигилизма студентов.


3.4. Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студента по дисциплине «Социология» включает следующие виды:

- чтение и конспектирование учебной и монографической литературы;

- подготовка презентаций по отдельным вопросам практического занятия;

- подготовка аргументов и контраргументов для обоснования и критики определенных позиций в ходе дискуссии на практическом занятии;



- подготовка к тестированию.
Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам курса.


№ раздела

Тема раздела

Темы презентаций

На что нужно обратить особое внимание

1

2

3

4

1.

Объект и предмет социологии. История социологии

  1. Задачи современной социологии.

  2. Марксизм и позитивизм как основные концепции европейского социального мышления в XIX веке.

  3. Социология и власть: российские и европейские способы взаимоопределения.

  4. Эволюция социологических идей П. Сорокина.




  1. Представления отечественных социологов об особенном месте России в социальном развитии.

  2. Общее и особенное в представлениях о структуре общества в концепциях представителей конфликтологического и функционалистского подходов.



2.

Культура и общество

  1. Социокультурные изменения в современной России.

  2. Социокультурные эффекты модернизации.

  3. Российская идентичность: особенности ее формирования и проявления на современном этапе развития.

  1. Специфика восприятия других культур с позиции культурного релятивизма и культурного этноцентризма.

  2. Причины возникновения субкультур, способы взаимодействия с обществом.

  3. Детерминанты и векторы развития российской культуры




3.

Личность и общество

  1. Роль семьи в социализации личности.

  2. Термин теории социализации личности в западной социологии.

  3. Специфика основных этапов социализации личности.

  4. Условия формирования и способы профилактики аддиктивного поведения.




  1. Социализация как процесс развития личности в течении всей ее жизни.

  2. Десоциализация и ресоциализация: условия возникновения, способы преодоления.

  3. Способы профилактики делинквентного поведения.

4.

Социальные общности, институты и организации

  1. Социология малых групп (объект и предмет).

  2. Общность и личность: грани взаимодействия.

  3. Добровольные организации в РФ.

  1. Динамика развития малых групп.

  2. Динамика развития больших групп.

  3. Конформизм и абсентеизм, их опасность для социального целого.

5.

Методология и методика социального исследования

Примерная тематика социологических исследований студентов:

  1. Роль стипендии в студенческом бюджете.

  2. Проблемы свободного времени студентов.

  3. Проблемы молодой семьи.

  4. Наркомания и алкоголизм в студенческой среде.

  5. Уровень правовой осведомленности студентов.

  6. Отношение студентов к будущей профессии.

  1. Этапы проведения социологического исследования.

  2. Подбор метода исследования в соответствии с выбранным объектом исследования.

  3. Методы статистической обработки данных.

  4. Проблемы интерпретации полученных результатов исследования.

6.

Социология права

  1. Социологическая концепция права Р.Иеринга.

  2. Социологическая концепция права М.Вебера (учение о традиционной, рациональной и харизматической формах легитимизации власти).




  1. Право как социальный институт, его функции, взаимодействие с моралью.

  2. Причины возникновения права.

  3. Методы социологического исследования права.

4. Образовательные технологии

  • Дистанционные технологии (размещение материалов учебной дисциплины на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический Университет имени О.Е. Кутафина» Оренбургский институт (филиал)): www.oimsla.edu.ru, дистанционное консультирование.

  • Презентации по вопросам, заявленным в списке самостоятельной работы студента.

  • Проведение социологических исследований по предложенным темам.





Семестр

Вид занятия

Используемые интерактивные образовательные технологии

Кол-во часов

2


Лекции

Презентации основных теоретических положений учебной дисциплины.

2

Практические занятия

Презентации по фиксированным темам ПЗ. Разработка плана и проведение социологического исследования.

4

ИТОГО:

6


5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов
5.1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и контроля самостоятельной работы студента (контрольные вопросы)
Раздел 1. Объект и предмет социологии. История социологии.

  1. Почему О. Конт и Г. Спенсер обычно считаются основателями социологии как науки?

  2. Назовите крупнейших социологов XIX — первой половины XX в.

  3. Что означает материалистическое понимание истории?

  4. Кто ввел в социологию понятие идеального типа и что оно означает?

  5. Какие концепции получили наибольшее распространение в зарубежной социологии второй половины XX в.?

  6. Каковы основные особенности и этапы развития российской социологии?

  7. Назовите крупнейших российских социологов.

  8. Какие парадигмы существуют в социологии?

  9. Чем отличается предмет социологии от ее объекта?

  10. Является ли общество предметом социологии?

  11. Что означает термин «социальное»?


Раздел 2. Культура и общество.

  1. Что такое культура? Раскройте, как соотносится научное понимание культуры с научным пониманием общества.

  2. Определите и поясните на конкретных примерах, что такое «языки культуры», «культурная норма», «культурный образец», «смыслы культуры», «культурный символ».

  3. Охарактеризуйте состав и функции универсальной модели культуры. В чем состоит научно-познавательная важность этой модели?

  4. Чем является субкультура? Раскройте особенности субкультур в составе современного общества (на примере любой страны).

  5. В силу каких факторов культура России приобретает цивилизационные качества и российские народы приобретают признаки суперэтноса?

  6. Опишите культуру какого-либо народа России по важнейшим признакам: место развития; принадлежность к языковой семье; религиозная практика; традиционные занятия в прошлом и в настоящем; этапы исторического развития; художественное развитие; бытовые и семейные традиции; особенности перехода к современному состоянию и др.

  7. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы культуры.

  8. Расскажите о подходах к оценке чужой культуры, об их преимуществах и недостатках.


Раздел 3. Личность и общество.

  1. Как соотносятся между собой понятия «человек», «родовой человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность»?

  2. В чем специфика социологического подхода к определению личности?

  3. Что такое социальная структура личности?

  4. В чем состоит основное содержание концепции социальных статусов и ролей?

  5. Каково место социальных диспозиций в социальной структуре личности?

  6. В каких терминах описывается в социологии социализация личности?

  7. Приведите свое понимание основных форм, этапов, агентов и механизмов социализации.

  8. Что следует понимать под активной жизненной позицией личности?

  9. Что означает понятие «менталитет россиянина» и какова роль менталитета народа в социальных преобразованиях?


Раздел 4. Социальные общности, институты и организации.

  1. Как определяется понятие «общество» представителями различных социологических школ?

  2. Почему важна категория «взаимодействие» в социологии?

  3. Какие черты и качества характеризуют понятие социальной системы?

  4. Какова роль экономических факторов в жизнедеятельности общества?

  5. Что характеризует формальную и содержательную структуру социальных групп?

  6. В чем различие между первичными и вторичными социальными группами?

  7. Чем отличаются формальные социальные группы от неформальных групп?

  8. Какова роль референтной группы

  9. Что характеризует психологическую структуру группы и ее неформального лидера?

  10. Чем обусловлена поляризация групповой принадлежности?

  11. В чем проявляется дезорганизация социальных групп?

  12. Как возникает и от чего зависит конформное поведение?

  13. Что такое социальная стратификация? \

  14. В чем состоит отличие социальной стратификации от социальной дифференциации?

  15. Раскройте содержание понятий «социальный класс», «социальный слой», «социальная группа». Каковы различия между ними и границы применимости?

  16. Укажите ведущие и дополнительные признаки, по которым выделяются социальные слои.

  17. Что такое одномерный и многомерный подход к выделению социального слоя? Раскройте понятие «индекс социальной позиции».

  18. Назовите основные факторы, обусловливающие процессы слоеобразования. Опишите важнейшие механизмы слоеобразования.

  19. Каковы важнейшие характеристики стратификационных процессов в постиндустриальном обществе, а также в странах с традиционной культурой, осваивающих динамику современного развития?


Раздел 5. Методология и методика социологического исследования.

  1. Назовите разделы программы социологического исследования. Какие процедуры они включают?

  2. Чем социальная проблема отличается от научной? Какие проблемы решает социологическая наука?

  3. Что дает системный анализ объекта исследования?

  4. Чем отличается операционализация понятия от его операционального определения?

  5. Какова роль гипотезы в социологическом исследовании?

  6. Зачем нужна концептуальная модель объекта исследования?

  7. Каковы основные модели выборочного исследования?

  8. В чем специфика пилотного исследования?

  9. Каковы виды документальных источников информации и как они используются в социологических исследованиях?

  10. Перечислите виды опросных методов и дайте сравнительный анализ их достоинств и недостатков.

  11. Сравните положительные и отрицательные стороны метода личного интервью и анкетирования методом самозаполнения.

  12. Каковы функции метода наблюдения?

  13. Назовите виды экспериментальных стратегий исследований.

  14. Опишите основные элементы методики фокус-групп и их место в процессе социологического исследования.

  15. Сущность и особенности прогнозирования в социологии. Его отличие от прогнозирования природных процессов. Активный и пассивный прогноз.

  16. Виды прогнозов, используемых в социологии. Принципы их классификации.

  17. Методы прогнозирования. Принципы выбора применения тех или иных методов.


Раздел 6. Социология права.

  1. Раскройте понятие социологии права.

  2. Покажите роль социологических исследований в социологии права.

  3. Какова взаимосвязь социально-правовых исследований и юридической практики?

  4. Каков вклад отечественных ученых в разработку предмета социологии права и ее социальную роль?

  5. В чем состоит сущность теории функциональной системы Р. Мертона и ее применение в социологии права?

  6. Дайте социологическое понимание правосознанию.

  7. Какова специфика социальных функций права?

  8. Покажите социальный аспект механизма действия права.

  9. Дайте анализ механизма убеждения и принуждения в праве.

  10. Что включает в себя правовое поведение личности?

  11. Охарактеризуйте мотивы поведения субъектов в процессе реализации правовых норм.

  12. Обоснуйте Ваше представление о социальной природе правонарушения.

  13. Каковы способы социального измерения и их особенности в праве?

  14. Каковы основные методы социального измерения и специфика их реализации в правовой науке.

5.2. Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ)
1. Источники возникновения социологии, как науки

2. Социология в системе других общественных наук. Ее объект и предмет

3. Структура и уровни социологического знания

4. Функции социологии

5. Социология О.Конта

6. Органическая теория Г.Спенсера

7. Учение о социальном факте Э.Дюркгейма

8. Понятие аномии

9. «Идеальные типы» . «Понимающая» социология М.Вебера

10. Феномен бюрократии по М.Веберу

11. Основные направления современной социологии.

12. Метод социологии и его специфика.

13. Взаимосвязь социологии и права

14. Общество как система. Основные сферы социальной жизни.

15. Основные элементы социальной структуры общества

16. Социальная мобильность.

17. Социальная стратификация, ее виды.

18. Феномен «среднего класса» в современном обществе.

19. Социальный статус. Социальный набор.

20. Социальные роли. Социальный конфликт.

21. Социальные группы, их разновидности.

22. Социальная структура современного российского общества

23. Социальные институты.

24. Классификация социальных институтов.

25. Функции социальных институтов.

26. Социальная культура, ее типы.

27. Основные компоненты культуры.

28. Этапы социализации личности.

29. Типология личности.

30. Девиантное и делинквентное поведение.

31. Социальные действия.

32. Социальные изменения и процессы.

33. Социальный конфликт, его место и роль в обществе.

34. Типология и уровни социального конфликта.

35. Управление социальными конфликтами.

36. Методика социологического исследования.

37. Значение социологического подхода к нормотворчеству.

38. Правовое поведение личности.

39. Социальная обусловленность права.

40. Значение социологии для повышения эффективности правовой практики.

41. Правовая социализация личности.

42. Изучение общественного мнения о праве и правосудии. Метод изучения эффективности и действия правовых норм.



6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины.


п/п


Наименование раздела (темы) учебной дисциплины

Коды формируемых компетенций

Планируемый результат обучения (в т.ч. знания, умения, владение компетенциями)

1.

Объект и предмет социологии


ОК-3,

ОК-7,


ОК-8

Знать: структуру социологического знания, основные теории возникновения и развития общества.

Уметь: дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать собственную позицию и критиковать позицию оппонентов на практических занятиях, диспутах.

Владеть: основными навыками философского анализа социологических теорий

2.

Культура и общество


ОК-3,

ОК-7,


ОК-8,

ОК-9


Знать: структуры культуры, типы культуры.

Уметь: дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать собственную позицию и критиковать позицию оппонентов на практических занятиях, диспутах.

Владеть: основными навыками оценки различных культур с позиций различных подходов.

3.

Личность и общество

ОК-3,

ОК-7,


ОК-8,

ОК-9


Знать: основные этапы социализации личности.

Уметь: дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать собственную позицию и критиковать позицию оппонентов на практических занятиях, диспутах.

Владеть: основными навыками анализа фактор формирования поведения личности.

4.

Социальные общности, институты и организации

ОК-3,

ОК-7,


ОК-8,

ОК-9


Знать: основные виды общностей, групп, институтов и организаций.

Уметь: дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать собственную позицию и критиковать позицию оппонентов на практических занятиях, диспутах.

Владеть: основными навыками анализа формирования и взаимодействия малых и больших общностей.

5.

Методология и методика социологического исследования

ОК-3,

ОК-7,


ОК-8


Знать: основные этапы проведения социологического исследования.

Уметь: строить план социологического исследования.

Владеть: основными навыками статистического анализа и контент-анализа в интерпретации результатов социологического исследования.

6.

Социология права

ОК-1

ОК-3,


ОК-7,

ОК-8,


ОК-9

Знать: роль права как социального института.

Уметь: дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать собственную позицию и критиковать позицию оппонентов на практических занятиях, диспутах.

Владеть: основными навыками анализа правового поведения личности.



7. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
7.1. Основная литература:

  1. Социология. Уч. пособие / под ред. Л.А. Деминой. - М.: Проспект, 2013.

  2. Громов И.А. Социология. Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2013.


7.2. Дополнительная литература:

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.- М.,1993.

  2. Боронаев А.О., Емальцев В.Я., Орлов В. Н. О предмете социологии как общей науке об обществе // Социс. 2005. №9.

  3. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.: Тривола, 1998.

  4. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. – М.: Гардарика, 1998.

  5. Гидденс Э. Социология: учебник. - М.: Едиториал УРСС, 2005.

  6. Громов И.А. Социология. Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2013.

  1. История социологии в Западной Европе. - М.,1993.

  2. Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н.Современная социология права. - М.,1996.

  3. КозловВ.А., Суслов Ю.А. Конкретные социологические исследования в области права. - Л.: ЛГУ,1981.

  4. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. - М., 2002.

  5. Малинкин А.Н. Полипарадигмальный подход к ситуации в российской социологии // Cоцис. 2006. №1.

  6. Радугин А.А., Радугин К.А.Социология: курс лекций. - М.: Центр,1999.

  7. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс,1994.

  8. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.,1992.

  9. Таршис Е.Я. Перспективы развития метода контент-анализа // Социс. 2002. №15.

  10. Фролов С.С. Социология. - М.: Логос,1998.

  11. Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. - М.:ИНФА-М, 2000.

  12. - Саратов, 1995.

  13. Энциклопедический социологический словарь / Общ.ред.акад. РАН Осипова Г.В.. – М., 1996.

  14. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.


7.3.Интернет-ресурсы
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

http://wciom.ru/
Институт социологии Российской академии наук

http://www.isras.ru/
Портал российской прикладной социологии

http://www.sociologos.ru/
Электронная библиотечная система

http://www.znanium.com

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины


  • специализированная аудитория 916 с мультимедийным оборудованием;




  • ноутбук + флэш-накопитель для презентаций;




  • официальный сайт ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический Университет имени О.Е. Кутафина» Оренбургский институт (филиал)):, - www.oimsla.edu.ru (Студенту → учебные и методические материалы → кафедра общегуманитарных, социально-экономических …. → социология → заочное отделение)

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Социология» студентам 2-го курса направления подготовки 030900.62 «юриспруденция», квалификация выпускника – бакалавр, заочной формы обучения (ОНО) во 2-м семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900.62 - юриспруденция, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 года, № 464.

Составитель: Шинкова С.С., кандидат философских наук, доцент.

Рецензент: Беляев И.А., доктор философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Оренбургского государственного университета.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин 30 августа 2014 г., протокол № 1.






База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница