Рабочая программа дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность» для студентов всех форм обучения



Скачать 222.34 Kb.
Дата29.04.2016
Размер222.34 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт искусств

Кафедра теории и истории искусств и художественного мастерства


УТВЕРЖДАЮ


Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Введение в профессионально-педагогическую специальность»
для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

профилизации «Арт-дизайн», «Дизайн и компьютерная графика», «Дизайн имиджа и стиля», «Дизайн интерьера», «Дизайн костюма», «Искусствоведение»

Екатеринбург

РГППУ


2011
Рабочая программа дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 17 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).


Авторы:

Канд. экон. наук, доцент

А.А. Чикин



















Рецензент:

Канд. пед. наук, доцент

В.П. Фалько

Одобрена на заседании кафедры теории и истории искусств и художественного мастерства. Протокол от 26. 05. 2011 г. № 10.




Заведующая кафедрой дизайна интерьера




В.П. Фалько

Рекомендована к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от 14. 06. 2011 г. № 10.




Председатель методической комиссии ИнИс




В.П. Фалько










СОГЛАСОВАНО

Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ






С. В. Пеннер










Директор ИнИс




А.Б. Костерина

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011



© А.А. Чикин, 2011

1.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью учебной дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность» в первую очередь является знакомство студентов с сущностью профессионально-педагогической деятельности, основами организации образовательного процесса. Здесь же вводные сведения о направлении подготовки Профессиональное обучение (по отраслям), профильном содержании подготовки, обусловленном художественной, творческой составляющей профессии, о личностных качествах и компетенциях бакалавра профессионального обучения. Кроме того освоение данной учебной дисциплины предполагает достаточно подробное ознакомление студентов первого курса с Российским государственным профессионально-педагогическим университетом, его структурными подразделениями, с организацией вузовского учебного процесса, методами эффективного овладения общекультурными, профессиональными компетенциями, вопросами воспитания, развития и обучения в профессионально-педагогическом вузе.

Задачи дисциплины:



  1. сформировать у студентов адекватное понимание профессиональной подготовки, ориентированной на профиль Декоративно-прикладное искусство и дизайн;

  2. ознакомить студента с профессионально важными и значимыми качествами личности педагога профессионального обучения;

  3. дать студенту общие представления о системе высшего профессионального образования, роли и месте в ней профессионально-педагогического образования, основных формах организации образовательного процесса в высшем учебном заведении, о нормативной и правовой документации, регламентирующей этот процесс;

  4. способствовать успешной адаптации студента в образовательный процесс.

2.МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Учебная дисциплина «Введение в профессионально-педагогическую специальность» относится к Базовой части Профессионального цикла Б.З.

Данная дисциплина является предшествующей в ряду дисциплин циклов Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический циклы и Б.3 Профессиональный цикл. Это, в частности: общая психология, психология профессионального образования, общая и профессиональная педагогика, методика воспитательной работы. Кроме того, дисциплина «Введение в профессионально-педагогическую специальность» находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с дисциплинами профильной подготовки.

Для изучения учебной дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность» достаточно знаний, умений и навыков, приобретенных на предыдущих уровнях образования.


Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

Общая психология;

Психология профессионального образования;

Общая и профессиональная педагогика;

Методика воспитательной работы.

3.КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Результатом освоения учебной дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность» является создание теоретических основ для успешного формирования следующих компетенций студента (выпускника):

общекультурные компетенции:

  • осознает ключевые ценности профессионально-педагогической деятельности (демонстрирует глубокое знание всех ключевых ценностей профессии (КЦП), проявляет понимание их смыслов и значений, свободно интерпретирует все КЦП, высказывает свое отношение к положению каждой КЦП, демонстрирует системность, целостность представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся)) (ОК-2);


профессиональные компетенции:

  • способен развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2);

  • способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);

  • способен проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18);

  • готов к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений (ПК-30).

Наряду с отмеченными общекультурными и профессиональными компетенциями у студента закладываются основы формирования следующих профильно-специализированных компетенций, обеспечивающих выпускнику (бакалавру профессионального обучения в области дизайна) способность применять знания, умения и личные качества в практической деятельности:

  • владеет методами и технологиями (алгоритмами) решения художественно-проектных задач (ПСК-3);

  • владеет профессиональной терминологией, навыками деловой коммуникации и взаимодействия со специалистами смежных профессий при решении художественно-проектных и педагогических задач (ПСК-7).

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать:

  • сущность и особенности профессионально-педагогического образования, возможности получения образования по профилю подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»;

  • основные формы организации образовательного процесса в высшем учебном заведении;

  • роль и место Российского государственного профессионально-педагогического университета в подготовке профессионально-педагогических кадров, его историю, структуру, основные достижения и успехи в этом направлении;

  • содержание и структуру государственных образовательных стандартов, учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин;

  • сущность и особенности профессионально-педагогической деятельности в сфере профессионального обучения;

  • основные требования к личности бакалавра профессионального обучения, уровню его профессиональной подготовки.

Уметь:

  • планировать режим собственной учебной деятельности, осуществлять контроль и управление этим процессом;

  • применять эффективные способы усвоения знаний;

  • пользоваться учебным планом, нормативно-правовой и учебно-программной документацией;

  • организовывать и проводить профессионально-ориентационную деятельность в образовательных учреждениях по профилю подготовки Декоративно-прикладное искусство и дизайн.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

  • технологиями работы с различного рода источниками информации;

  • профессиональной терминологией в объеме учебной дисциплины, навыками деловой коммуникации и взаимодействия со специалистами смежных профессий.

4.СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы

Форма обучения

Очная

Заочная с полным сроком

Заочная с сокращенным сроком

Общая трудоемкость дисциплины

72

72

72

Аудиторные занятия

30

10

6

лекции

14

4

4

практические занятия

16

6

2

семинарские занятия










лабораторные работы










другие виды аудиторных занятий










Самостоятельная работа

42

62

66

изучение теоретического курса

42

62

66

курсовая работа










домашние задания










подготовка к экзамену










Вид промежуточного контроля

зачет

зачет

зачет

    1. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п

Разделы учебной дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной деятельности и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)



Лекции

Практические занятия

СРС

Консультации






Общая характеристика профессионально-педагогической специальности. Ее специфика с учетом отраслевой особенности

1

1,2

2

2

4

Еженед.

Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2.





Образование как социокультурный феномен. Этапы становления и развития профессионального образования

1

3,4

2

2

6

Еженед.

Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4.



Профессионально педагогическое образование в структуре профессионального образования. Высшее учебное заведение в системе профессионально-педагогического образования

1

5,6

2

2

6

Еженед.

Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 6.



Основы организации образовательного процесса

1

7,8

2

2

6

Еженед.

Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8.



Формы организации образовательного процесса в высшем учебном заведении. Процесс воспитания в профессиональном образовании. Адаптация студента к процессу обучения и к будущей профессии

1

9,10,11

2

4

8

Еженед.

Собесед. – 9; Участие в практ. занятии – 10,11.



Личность педагога профессионального обучения. Требования деятельности к личности педагога. Профессионализация деятельности и личности педагога

1

12,13

2

2

6

Еженед.

Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 13.



Профессиональное становление педагога, пути овладения профессией. Отраслевая специфика подготовки кадров

1

14,15

2

2

6

Еженед.

Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15.

Итого за 1 семестр

14

16

42




Зачет

72




5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

● лекции; практические занятия с обсуждением заявленных тем, заслушиванием докладов и сообщений, анализом домашних заданий;

● тестирование по отдельным темам дисциплины;

● самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, подготовка докладов и сообщений, выполнение презентаций, написание статей и тезисов к конференциям, подготовка к текущему контролю знаний и к промежуточным аттестациям;

● рейтинговая система контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра;

● консультирование студентов по вопросам усвоения учебного материала, написанию докладов, сообщений, статей и тезисов.



6.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

    1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

  1. Сформулировать цель и задачи учебной дисциплины, обрисовать ее структуру и содержание.

  2. Обозначить и сформулировать основные категории и понятия учебной дисциплины.

  3. Дать характеристику отраслевой специфики направления, профиля и профилизации подготовки.

  4. Раскрыть сущность, аспекты и функции образования.

  5. Раскрыть понятие «парадигма образования», дать характеристику ведущих парадигм образования.

  6. Раскрыть понятие «модель образования», дать сравнительный анализ традиционной, рационалистической, гуманистической и неинституциональной моделей образования.

  7. Охарактеризовать этапы становления и развития профессионального образования за рубежом, его развитие в конце 19-первой половине 20 веков. Современное состояние. Отраслевая специфика.

  8. Становление профессионального образования в России, его развитие в конце 19- первой половине 20 веков. Современное состояние. Отраслевая специфика.

  9. Дать определение профессионально-педагогического образования, охарактеризовать процесс профессионального обучения. Специфика профиля подготовки.

  10. Сущность, функции и принципы профессионального обучения.

  11. Современная система высшего и среднего профессионально-педагогического образования в Российской Федерации.

  12. Особенности и перспективы профессионально-педагогического образования в РФ. Анализ с позиций направления, профиля и профилизации подготовки.

  13. Место и роль вуза в подготовке педагога профессионального обучения. Структура вуза. Типовое положение и устав образовательного учреждения.

  14. РГППУ как специализированное высшее учебное заведение профессионально-педагогического образования: история и современное состояние.

  15. Институт искусств в структуре РГППУ. Цель, задачи, структура и направления подготовки, реализуемые в Институте искусств. Профили и профилизации подготовки.

  16. Максимально полно сформулировать свое представление о выбранной профилизации.

  17. Дать целостное определение образовательного процесса в профессиональном учебном заведении.

  18. Раскрыть термин «педагогическое проектирование»,попытавшись преломить его на выбранные профиль и профилизацию подготовки.

  19. Раскрыть суть понятия «содержание профессионального образования».

  20. Дать характеристику методов профессионального обучения.

  21. Раскрыть понятие «федеральный государственный образовательный стандарт». Структура ФГОС.

  22. Дать определение понятия «учебный план». Структура учебного плана.

  23. Дать характеристику форм организации образовательного процесса в вузе.

  24. Процесс воспитания в профессиональном образовании: цели, задачи и содержание профессионального воспитания.

  25. Концепция профессионального воспитания в РГППУ.

  26. Суть процесса адаптации студента к образовательной деятельности и к будущей профессии.

  27. Творческая работа, студенческие портфолио.

  28. Требования деятельности к личности педагога.

  29. Современные требования к профессионалу (преломить на выбранную профилизацию).

  30. Дать общую характеристику отрасли «дизайн».

    1. Задания к контрольной работе

Целью контрольной работы является проверка степени изучения студентом теоретического материала по учебной дисциплине, а также формирование навыков самостоятельной работы по выполнению письменных практических заданий.

Выполнение контрольной работы предполагает самостоятельное изучение студентами теоретического материала по конспектам лекций, научной и учебной литературе, анализ и систематизацию полученной информации с последующим ее логически последовательным и содержательно полным письменным изложением.

Контрольная работа представляет собой зафиксированные на бумажном носителе позиции, взгляды студента на состояние и перспективы развития конкретных проблем, оговоренных вариантом задания, в сферах педагогики, образовательной деятельности и дизайна, и включает в себя два теоретических вопроса по указанной проблематике, на которые необходимо дать содержательно точный и полный ответ. Список вопросов приведен в блоках «Педагогика» и «Дизайн».

Структура контрольной работы включает в себя:

- титульный лист;

- задание на контрольную работу;

- основную часть с изложением требуемого материала;

- список используемой литературы.

Объем контрольной работы, как правило, не должен превышать 20 страниц печатного текста формата А-4 (кегль 14, интервал 1,5, поля: верхнее и нижнее – 2 см., левое – 3 см., правое – 1,5 см.,).

Номер варианта контрольной работы соответствует порядковому номеру студента в экзаменационной ведомости. Если порядковый номер превышает число 25, то номер варианта контрольной работы определяется как разница между порядковым номером студента и числом 25.



Завершает контрольную работу список литературы, используемой студентом при ее написании.
Вопросы к вариантам задания контрольной работы

Блок «Педагогика»

  1. Профессионально-педагогическая деятельность: сущность, функции и виды

  2. Личность педагога профессионального обучения: направленность, профессиональная компетентность, профессионально важные качества педагога

  3. Подготовка педагогов профессионального обучения. Системы СПО и ВПО. Образовательная программа: сущность и содержание

  4. Сущность и формы профессионализации деятельности и личности педагога профессионального обучения

  5. Профессиональная культура педагога профессионального обучения: сущность и структура

  6. Педагогика как наука об образования человека. Основные категории педагогики

  7. Методология педагогики и методика педагогических исследований: сущность, уровни, структура, условия построения.

  8. Педагогический процесс: сущность, структура, условия построения.

  9. Педагогические инновации: сущность, классификация, технологии осуществления инновационных процессов в педагогике.

  10. Профессиональная педагогика: сущность, структура. Основные категории профессиональной педагогики.

  11. Сущность, аспекты и функции образования. Ведущие парадигмы образования.

  12. Модели образования. Виды и уровни образования.

  13. Нормативно-правовые основы образования. Государственный образовательный стандарт учебный план образовательного учреждения.

  14. Профессиональное образование и профессиональное обучение. Сущность, функции и принципы профессионального обучения.

  15. Система профессиональной подготовки кадров в РФ. Современные требования к профессионалу.

  16. Педагогическое проектирование: сущность и функции. Технология педагогического проектирования.

  17. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении.

  18. Содержание профессионального образования: сущность, структура и формы проектирования.

  19. Методы профессионального обучения: классификация, характеристика, проектирование.

  20. Организационные формы профессионального обучения: классификация форм и их проектирование. Дидактические средства профессионального обучения.

  21. Технология обучения. Сущность, функции и структурные компоненты педагогических технологий. Модульное обучение в профессиональной школе.

  22. Инновационные технологии в профессиональном образовании. Дистанционное обучение.

  23. Воспитательная работа в профессиональном учебном заведении. Современные концепции и подходы к воспитанию.

  24. Управление профессиональным образованием: сущность, функции и принципы управления, система управления профессиональными учебными заведениями.

  25. Планирование работы профессионального учебного заведения. Повышение качества подготовки специалистов.

Блок «Дизайн»



  1. Дизайн как составной элемент культуры. Различные подходы к определению истории дизайна.

  2. Материальная культура Древнего Египта.

  3. Ремесло в эпоху Средневековья.

  4. Развитие ремесла, науки и техники в эпоху Возрождения.

  5. Стили в европейском искусстве XVIII в. Барокко и рококо.

  6. Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России
    Х-ХVIII вв.

  7. Специфика художественного проектирования в условиях мануфактурного производства.

  8. Начало технической революции. Зарождение промышленного производства и проблемы формообразования.

  9. Первые российские промышленные выставки. Участие России в международных промышленных выставках.

  10. Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна.

  11. Проблемы формообразования в предметно-пространственной среде на рубеже ХIХ-ХХ вв.

  12. Теория и практика в творчестве У. Морриса.

  13. Конструктивизм и функционализм. Школы промышленного конструирования в начале XX в.

  14. Немецкий Веркбунд.

  15. Баухауз: разработка принципов формообразования промышленной продукции.

  16. Создание ВХУТЕМАСа, его роль в разработке принципов промышленного искусства в СССР в 1920-1930-е гг. Пионеры советского дизайна.

  17. Предпосылки возникновения промышленного дизайна в США. Развитие дизайна в США после Второй мировой войны.

  18. Основные принципы коммерческого дизайна. Р. Лоуи – пионер коммерческого дизайна.

  19. Особенности развития дизайна в Германии после Второй мировой войны.

  20. Особенности развития дизайна во Франции после Второй мировой войны.

  21. Особенности развития дизайна в Англии после Второй мировой войны.

  22. Особенности развития дизайна в Италии после Второй мировой войны.

  23. Традиции и новаторские технологии в японском дизайне.

  24. Особенности развития дизайна в СССР в 1960-1980-е гг.

  25. Перспективы развития современного дизайна. Проблемы экологии в дизайне.

    1. Вопросы для подготовки к зачету

1. Профессионально-педагогическая специальность: сущность и специфика.

2. Функции профессионально-педагогической деятельности.

3. Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности.

4. Личность педагога профессионального обучения: направленность личности.

5. Личность педагога профессионального обучения профессиональная компетентность.

6. Личность педагога профессионального обучения: профессионально


важные качества.

7. Профессионально-педагогическая культура: сущность и структура.

8. Подготовка педагогов профессионального обучения: системы СПО и впо.

9.Профессионализация деятельности и личности педагога


профессионального обучения: сущность, цели и пути повышения
профессионализма.

10. Сущность, аспекты и функции образования.

11. Парадигмы образования.

12. Модели образования.

13. Виды и уровни образования.

14. Законодательная база образования.

15. Нормативная основа образования.

16. Современные модели и системы профессионального образования за


рубежом.

17. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации.

18. Профессионально-педагогические учебные заведения: сущность, специфика. РГППУ в системе профессионально-педагогических учебных заведений РФ.

19. Профессиональные и ключевые квалификации и компетенции.

20. Профессионально-образовательный процесс как целостная система.

21.Проектирование образовательного процесса (профессионально-педагогической деятельности).

22. Структура и содержание профессионального образования.

23. Методы профессионального обучения.

24. Классификация форм организации профессионально-образовательного процесса.

25. Дидактические средства профессионального обучения.

26. Понятие «технология обучения».

27. Личностно ориентированные технологии.

28. Инновационные технологии.

29. Дистанционные технологии.

30. Современные требования к специалисту. Профессиональная карьера.

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

А) основная литература:


  1. Ковешникова Н.А. История дизайна: учеб. пособие /Н.А. Ковешникова. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – 256 с.:ил.

  2. Лаврентьев А.Н. История дизайна: учеб. пособие / А.Н. Лаврентьев. – М.: Гардарики, 2008. – 303 с.

  3. Дизайн ХХ1 века / под ред. Ш. и П. Фиелл: пер. с англ. А.В. Шипилова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 192 с.: ил.

  4. Подласый И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство Юрайт, Высшее образование, 2010. – 574 с.

  5. Психология и педагогика: учебник для вузов / под. Ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Издательство Юрайт, Высшее образование, 2010. – 714 с.

б) дополнительная литература:

  1. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / под. ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана- Граф, 2006. – 368 с.

  2. Булатова О.С. Педагогический артистизм. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.

  3. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. – М.: Высш. шк., 2001.

  4. Мижериков В.А. Введение в педагогическую профессию: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 288 с.

  5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб пособ. для высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.

  6. Ткаченко Е.В. Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития: учеб. Пособие для вузов [Гриф УМО] /Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховская. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. – 238 с.

  7. Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. – Екатеринбург, Изд-во Урал. Гос. проф.-пед. ун-та, 2001.

  8. Федотов В.А. Введение в профессионально-педагогическую специальность (экономика и управление). Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2003. – 196 с.






Рабочая программа дисциплины



«Введение в профессионально-педагогическую специальность»

Подписано в печать _________. Формат 6084/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.



Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница