Рабочая программа по дисциплине: Информатика (Информационные технологии) 1 Для специальностей/направлений



страница1/3
Дата27.04.2016
Размер0.73 Mb.
  1   2   3
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»

(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)
ГЛАЗОВСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

У Т В Е Р Ж Д А Ю


Ректор ИжГТУ
_____________Б.А.Якимович
_______________________20 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине:______Информатика (Информационные технологии) 1__________
Для специальностей/направлений:___151900.62__ Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств . Профиль – Технология машиностроения __

(шифр, наименование – полностью)

Форма обучения:____очная__________________________________________________

(очная, очно-заочная или заочная)


Общая трудоемкость дисциплины составляет: __6__ зачетных единиц(ы)


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2







Аудиторные занятия (всего)

112

64

48







В том числе:







-

-

-

Лекции

64

32

32







Практические занятия (ПЗ)

16

16










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)

32

16

16







Самостоятельная работа (всего)

68













В том числе:







-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы/КТР
















Реферат
















Другие виды самостоятельной работы
















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Зач, Экз-36

Зач

Экз-36







Общая трудоемкость час

зач. ед.


216

6


64


84







Кафедра___________Автоматизированные системы управления____________________

Полное наименование кафедры, представляющей рабочую программу
Составитель_______Горбушин Алексей Геннадьевич, к.п.н., доцент_________________

Ф.И.О.(полностью), степень, звание

Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утверждена на заседании кафедры
Протокол от 28 июня 2011г. № 5 .

Заведующий кафедрой ___________________ А.Г. Русских


__________________________20__г.

СОГЛАСОВАНО


Председатель учебно-методической комиссии

по направлению 151900.62 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств. Профиль – Технология машиностроения

(шифр, наименование – полностью)
____________________ В.С. Кузнецов
____________________________20__г.

Количество часов рабочей программы соответствует количеству часов рабочего учебного

плана направления 151900.62 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств. Профиль – Технология машиностроения

Начальник учебно-инженерного отдела __________________ Н.В.Исакова


_________________________20__г.


Аннотация к дисциплине


Название модуля

Информатика (Информационные технологии) 1

Номер




Академический год

2011/2012

семестр

1 / 2

Кафедра

86 АСУ

Программа

151900.62 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

Гарант модуля

Горбушин Алексей Геннадьевич, канд.пед.наук, доцент

Цели и задачи дисциплины, основные темы

Цели: формирование у студента основных и важнейших представлений о вычислительной технике, технических и программных средствах компьютера; развитие общего представления о современном состоянии и тенденциях развития информационных технологий в России и за рубежом.

Задачи:

- изучение систем счисления и алгоритмов выполнения машинных операций;

- изучение понятий информационный процесс, информационные технологии;

- изучение носителей и сигналов и методов повышения устойчивости передачи данных;

- введение в теорию алгоритмов;

- изучение функциональной и структурной организации компьютеров.



Знания:

- стандартные программные средства для решения задач в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных процессов.



Умения:

- применять физико-математические методы для решения задач в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств с применением стандартных программных средств.



Навыки:

- навыками применения стандартных программных средств в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств.



Лекции (основные темы):

1. Введение в информатику. Основные понятия информатики.

2. Информационные процессы и информационные технологии. Технические средства обеспечения информационных технологий

3. Программное обеспечение информационных технологий.

4. Основы защиты информации.


Основная литература

1. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учебное пособие для вузов/ под ред. Е.К. Хеннера.-2-е изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.-816 с.

2. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Практикум по информатике: Учебное пособие для студентов вузов/ под ред. Е.К. Хеннера.-М.: Издательский центр «Академия», 2009.-608 с.



Технические средства

Проекционная аппаратура для презентации лекции. Лабораторные работы проводятся в лабораториях "Информатики" и "Автоматизированных систем управления", оснащенных ПК типа IBM с процессорами Pentium и выше.

Компетенции

Приобретаются студентами при освоении модуля

Общекультурные

Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе; соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-16).

Способность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17).

Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-18).


Профессиональные




Зачетных единиц

6

Форма проведения занятий

Лекции

Практ. занятия

Лабор. работы

Самост. работа

Всего часов

64 (32/32)

16 (16/ -)

32 (16/16)

104

Виды

контроля

Диф.зач/зач/экз

КП/КР

Условие зачета модуля

Условие экзамена модуля

Получение оценки «зачтено»

Получение оценки 3, 4 или 5



Форма

проведения самостоят-ельной работы

Подготовка к Лек, ПЗ, ЛР, зач., экз.

формы

Зачет, экзамен

нет

Перечень модулей, знание которых необходимо для изучения модуля

Школьный курс информатики, Алгебра и геометрия


1 Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины (модуля):

  • сформировать представление об информационной картине мира, об информатике, как комплексной научно-технической дисциплине и ее роли в развитии общества, профессиональной сферы;

  • сформировать (развить) готовность у студентов к самостоятельному решению профессионально-ориентированных задач с использованием информационных технологий при активном взаимодействии с глобальным информационным пространством;

  • сформировать у студентов готовность нести ответственность за принятые решения в области использования профессионально-ориентированных информационных технологий.

Задачи:

  • научить студента ориентироваться в информационных потоках, осуществлять поиск, анализ, оценку профессионально-значимой информации с использованием информационных технологий;

  • обучить студента алгоритмам решения типовых и нестандартных задач на основе применения профессионально-ориентированных информационных технологий;

  • привить студенту навыки самостоятельного нахождения новых способов, алгоритмов решения задач;

  • научить студента оценивать и выбирать необходимые программные продукты и использовать их при решении конкретных задач;

  • научить студента решению задач методом математического моделирования с применением численного эксперимента на основе использования специализированного математического пакета и языка программирования высокого уровня.


2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Информатика» относится к базовой части учебного цикла – Б2 Математический и естественнонаучный цикл.

Предшествующим курсом, на котором непосредственно базируется дисциплина «Информатика» является предмет «Информатика», изучаемый в средней общеобразовательной школе. Вместе с тем курс «Информатика» является основополагающим для изучения следующих дисциплин:



  • компьютерная графика;

  • геометрическое моделирование;

  • технология создания программ и информационные среды;

  • программное обеспечение автоматизированного проектирования;

  • основы САПР;

  • математическое моделирование процессов в машиностроении;

  • поиске материалов для рефератов и подготовке докладов;

  • курсовом проектировании.


3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК):

  • способности использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

  • способности к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважением к людям, толерантностью к другой культуре; готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-15);

  • способности понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-16);

  • способности применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

  • способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-18);

б) профессиональных (ПК):

  • способности собирать и анализировать исходные информационные данные для проектирования технологических процессов изготовления машиностроительной продукции, средств технологического оснащения, автоматизации и управления (ПК-5);

  • способности использовать информационные, технические средства при разработке новых технологий и изделий машиностроения (ПК-19).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • понятие информации, информационного общества, количества и объема информации, методы кодирования информации;

  • основные требования информационной безопасности;

  • правовые аспекты информации;

  • понятие информационной технологии, классификацию и назначение информационных технологий;

  • методологические принципы использования информационных технологий в решении задач;

  • возможности, достоинства, недостатки информационных технологий, используемых в решении повседневных и профессионально-ориентированных задач;

  • основные приемы работы с информацией в операционной системе и программных оболочках;

  • принципы обработки текстовой, графической, табличной информации с помощью информационных технологий;

  • основные приемы работы с информацией в специализированных математических пакетах;

  • понятия компьютерной сети, виды, назначение и возможности компьютерных сетей, принципы, протоколы передачи данных в сети;

  • основы функционирования глобальных сетей, возможности глобальной сети Internet, приемы работы с информационно-поисковыми системами, электронной почтой, базами данных и пр. с целью поиска, анализа, синтеза, обобщения и классификации информации в области технологических процессов машиностроительных производств; правила сетевого этикета;

  • виды компьютерных вирусов и методы защиты от них;

  • принципы организации информационной деятельности на основе использования профессионально-ориентированных информационных технологий;

  • понятие модели, моделирования, компьютерного моделирования, этапы компьютерного моделирования с применением вычислительного эксперимента;

  • основные численные методы и их назначение;

  • численные методы решения нелинейных уравнений (анализ и оценка метода в аспекте его применимости к данной задаче; этапы уточнения корней, отделения корней, анализа полученных результатов на адекватность);

  • численные методы решения систем линейных алгебраических и нелинейных уравнений (анализ и оценка метода в аспекте его применимости к данной задаче, алгоритм метода, оценка погрешности, уточнение решения, анализа полученных результатов на адекватность)

  • суть задачи о приближении функции; понимать идею и знать алгоритм построения интерполяционных многочленов, оценивать погрешность, сходимость;

  • основы алгоритмического языка высокого уровня.

Уметь:

  • выделять информационный аспект изучаемого объекта, явления, процесса (видеть информационную составляющую решаемой задачи);

  • осуществлять декомпозицию задачи на подзадачи;

  • строить математическую модель решаемой задачи (подзадачи), осуществлять выбор оптимального метода, строить алгоритм решения задачи;

  • выбирать и использовать соответствующий программный продукт при решении задачи (подзадачи), анализировать и оценивать полученные результаты на адекватность;

  • принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях в использовании информационных технологий, находить новые способы, алгоритмы решения задач;

  • взаимодействовать с другими субъектами на основе использования ИКТ и нести ответственность за свою деятельность;

  • создавать и использовать в сети Internet свои гипертекстовые документы;

  • осуществлять поиск профессионально-значимой информации с помощью соответствующих информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (сайты организаций, предприятий в России и за рубежом; рассылка по электронной почте; информационно-поисковые системы; базы данных; форумы, чаты и пр.);

  • оценивать профессионально-значимую информацию на предмет адекватности, полноты, актуальности, достоверности;

  • использовать антивирусные программные средства, программы архивирования и резервного копирования данных;

  • использовать текстовые, табличные процессоры, системы управления базами данных для создания и оформления документации;

  • использовать в проведении инженерных расчетов возможности специализированного математического пакета;

  • использовать возможности языка программирования высокого уровня для реализации алгоритмов решаемых задач;

  • оценить свою информационную деятельность (постановка цели, оптимальность выбора средств, методов, способов);

Владеть:

  • навыками работы с операционной системой, программными оболочками;

  • навыками работы с программными средствами общего назначения (текстовый процессор, табличный процессор, пакет презентационной графики, графический редактор, СУБД);

  • приемами решения типовых и нестандартных задач с использованием ИКТ;

  • приемами использования в своей информационной деятельности бесплатных услуг и сервисов сети Internet;

  • приемами информационного взаимодействия в социальных сетях на основе правил сетевого этикета;

  • приемами поиска, анализа, синтеза, оценки профессионально-значимой информации;

  • методами и способами создания и размещения в сети Internet Web-страниц (сайтов);

  • приемами борьбы с вредоносными программами;

  • приемами архивирования, защиты информации.

  • навыками решения типовых и нестандартных задач на основе построения математической модели, применения соответствующего численного метода для ее исследования с помощью математического пакета;

  • навыками построения алгоритмов различных структур и их реализации с помощью средств языка программирования высокого уровня;

  • приемами самоанализа;

  • навыками самоконтроля, самоактуализации, самоорганизации, самооценки.

Приобрести опыт деятельности по:

  • созданию, структурированию, архивированию файлов и папок на носителе информации при использовании программных оболочек и приложений операционной системы;

  • созданию, редактированию, форматированию текстовых документов (рефератов, эссе, домашних заданий, контрольных работ, отчетов по лабораторным работам, презентаций), шаблонов документов и автоматизации их оформления в текстовом процессоре;

  • проведению вычислений и графическому представлению результатов решения задачи, представлению и обработке реляционных баз данных в табличном процессоре и с помощью СУБД;

  • поиску, корректному анализу, систематизации и структурированию профессионально значимой информации с помощью ИКТ;

  • созданию электронных гиперссылочных документов (расписание занятий, успеваемость в университете, результаты выполненной лабораторной работы по дисциплине учебного плана, «Мой факультет», «Предприятия нашего региона» и пр.) и размещению их в глобальной сети при использовании протоколов http, ftp;

  • взаимодействию с внешним информационным пространством посредством ИКТ;

  • проведению инженерных вычислений на основе построения математической модели и использования численных методов решения уравнений, систем уравнений, задач интерполирования, интегрирования и др. для ее исследования в специализированной математической среде;

  • реализации алгоритмов различных структур средствами языка программирования высокого уровня;

  • реализации профессионально-ориентированных заданий с помощью информационно-коммуникационных технологий.


4 Содержание и структура дисциплины (модуля)

4.1 Содержание разделов дисциплины


№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Введение в информатику. Основные понятия.

Общие сведения об информатике. Предмет, цели и задачи информатики. Этапы информатизации общества. Информационное общество и информационная культура. Информационные системы и технологии. Правовые аспекты рынка информационных услуг.

ДЗ, Р, Э

2

Понятие информации.

Информация. Понятия «информация» и «данные». Формы адекватности информации. Измерение информации. Формулы Хартли и Шеннона. Классификация и кодирование данных. Системы счисления, перевод целых чисел. Способы защиты данных.

ДЗ, Т

3

Технические средства для реализации информационных процессов.

Представление данных в компьютере. Принцип работы компьютера. Логические основы построения компьютера, принципы фон-Неймана. Архитектура IBM – совместимого компьютера, причины успеха компьютеров фирмы IBM на рынке. Основные функциональные характеристики современных компьютеров.

Т, Р

4

Общие сведения о программах для компьютеров, системное программное обеспечение.

Общие сведения о программах для компьютеров. Классификация программного обеспечения. Жизненный цикл программного обеспечения. Алгоритм, свойства, способы записи, классификация. Методы проектирования программных продуктов, критерии качества. Системное программное обеспечение. Понятие, назначение и основные функции операционной системы Windows. Особенности интерфейса пользователя Windows. Объекты пользовательского уровня – приложение и документ. Основные операции и правила работы с объектами.

ЛР, ДЗ

5

Вспомогательное программное обеспечение

Состав и назначение вспомогательного программного обеспечения. Устройство накопителей на магнитных дисках и логическая структура магнитного диска. Программы для обслуживания носителей данных, программа дефрагментации диска, программа проверки дисков. Программы-архиваторы, принцип архивации и сжатия данных. Сведения и правила использования архиваторов WinRAR. Компьютерные вирусы. Назначение и возможности программ-вирусов. Классификация компьютерных вирусов и путей их проникновения в компьютер. Способы борьбы с компьютерными вирусами. Классификация программ для борьбы с вирусами. Антивирусные программы

ЛР, К, Т













Продолжение таблицы


1

2

3

4

6

Технология подготовки текстовых документов средствами MS Word`2003 .

Основные сведения о программах для обработки текстов. Назначение и возможности текстового процессора Word. Технология форматирования документа. Технология форматирования таблиц средствами Word. Возможности обмена данными в Word`2003. Вставка в документ графических объектов, объектов WordArt, формул

РК, ДЗ, Т

7

Компьютерные сети. Основы разработки Web-документов

Появление и история развития компьютерных сетей. Централизованная и распределенная обработка данных. Передача данных по сети. Аппаратные и программные средства для передачи данных по сети. Локальные сети. Иерархия компьютерных сетей. Глобальная компьютерная сеть Internet. Адресация компьютеров в сети. Информационный поиск данных в сети Internet. Электронная почта.

Р, Т

8

Технология составления электронных таблиц средствами MS Excel`2003

Основные сведения о программах для обработки электронных таблиц. Назначение и возможности табличного процессора Excel. Технология редактирования и форматирования электронной таблицы. Графическое представление данных. Ветвления в Excel, табулирование функции, статистическая обработка данных, численные методы в Excel (решение нелинейных уравнений, систем линейных уравнений).

ЛР, решение разноуровневых задач

9

Системы управления базами данных MS Access`2003

Основные понятия и определения. Архитектура баз данных. Классификация моделей данных. Назначение и возможности СУБД MS Access`2003. Проектирование структуры базы данных. Управление данными.

ДЗ, Т

10

Проведение расчетов в среде MathCAD.

Понятия «модель», «моделирование», «компьютерное моделирование». Основные понятия среды, структура программ-функций. Реализация алгоритмов различных структур (линейных, разветвляющихся, циклических). Символьные вычисления. Решение уравнений и систем уравнений средствами MathCAD. Интерполирование функции. Численное интегрирование и дифференцирование.

ЛР, Т, решение разноуровневых задач, К

11

Основы программирования в Delphi.

Объектно-ориентированное программирование. Среда программирования Delphi. Управление проектом. Компонент, свойство компонента, класс, метод. Правила формирования процедур. События. Типы данных, константы и переменные, описание. Программирование алгоритмов линейной структуры на языке Delphi. Отладка и тестирование программ. Алгоритмы разветвляющейся и циклической структуры. Простые циклы. Простые параметрические и итерационные циклы. Вложенные циклы. Одномерные и двумерные массивы и их реализация в языке программирования Delphi. Численные методы решения нелинейных уравнений, систем линейных уравнений. Численное решение модельных задач в среде Delphi.

ЛР, Т, решение разноуровневых задач

4.2 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа)




Вид работы

Трудоемкость, часов

1 семестр

Всего

Общая трудоемкость

144

144

Аудиторная работа:

54

54

Лекции (Л)

18

18

Практические занятия (ПЗ)







Лабораторные работы (ЛР)

36

36

Самостоятельная работа:

54

54

Реферат (Р)

6

6

Эссе (Э)

2

2

Самостоятельное изучение разделов

28

28

Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),

18

18

Подготовка и сдача экзамена

36

36

Вид итогового контроля (экзамен)

36

36

Разделы дисциплины, изучаемые в 1 семестре



раз-


дела

Наименование разделов



Количество часов

Всего

Аудиторная

работа


Вне-

ауд.


работа

СР


Л

ПЗ

ЛР

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение в информатику. Основные понятия.

3

1







2

2

Понятие информации.

3

1







2

3

Технические средства для реализации информационных процессов.

6

1




2

2

4

Общие сведения о программах для компьютеров, системное программное обеспечение.

3

2







1

5

Вспомогательное программное обеспечение

3







2

1

6

Технология подготовки текстовых документов средствами MS Word`2003 (Word`XP).

8










8

7

Компьютерные сети. Основы разработки Web-документов

12

2







10

8

Технология составления электронных таблиц средствами MS Excel`2003 (Excel`XP)

16

2




6

8

9

Системы управления базами данных MS Access`2003 (Access`XP).

10










10

10

Проведение расчетов в среде MathCAD.

28

5




16

6

11

Основы программирования в среде Delphi.

18

4




10

4




Итого:

108

18




36

54



4.3 Лабораторные работы


ЛР


раздела


Наименование лабораторных работ

Кол-во часов

1

2

3

4

1

3

Представление информации в ЭВМ.

2

2

5

Обслуживание магнитных дисков (использование программ проверки поверхности диска, оптимизации диска). Использование антивирусных программных средств. Архивация информации.

2

3

8

Типы данных в ячейке Excel, правила формирования формул. Формирование простых и сложных условий, реализация ветвлений в ячейке Excel. Табулирование функции.

2

4

8

Табличное представление информации в Excel. Проведение статистической обработки данных с помощью встроенных функций.

2

5

8

Решение нелинейных уравнений численными методами в Excel.

2

6

10

Основные понятия специализированной математической среды MathCAD (идентификатор, константа, переменная, системная переменная, функция, локальный и глобальный оператор присваивания, текстовый блок). Формирование логических выражений. Простейшие вычисления в среде MathCAD (вычисление выражений, производной функции в точке, определенного интеграла).

2

7

10

Понятие дискретного аргумента. Построение и форматирование графиков на плоскости, тел и поверхностей в пространстве. Табулирование функции.

2

8

10

Панель программирования. Понятие программы-функции. Описание и вызов. Реализация алгоритмов различных структур в программе - функции.

2

9

10

Решение нелинейных уравнений численными методами и с помощью встроенных функций среды MathCAD. Анализ, сравнение различных методов.

2

10

10

Реализация линейных математических моделей в виде СЛАУ в среде MathCAD.

2

11

10

Реализация математических моделей в виде систем нелинейных уравнений в интегрированной среде MathCAD.

2

12

10

Построение интерполяционного многочлена Лагранжа, Ньютона (определение погрешности; сходимости интерполяционного процесса, построение графиков)

2

13

10

Численное интегрирование (методы левых, правых, средних прямоугольников, трапеций, Симпсона). Анализ полученных результатов.

2

14

11

Алгоритм линейной структуры. Основные конструкции языка и структура программы на языке Delphi. Типы данных, описание. Управление выводом.

2

15

11

Алгоритмы разветвляющей структуры. Логические выражения, операции, операции отношения.

2

16

11

Алгоритмы циклической структуры. Оператор цикла с предусловием, оператор цикла с постусловием, параметрические циклы.

2

17

11

Вложенные циклы и правила их формирования. Одномерные и двумерные массивы.

2

18

11

Численное решение модельных задач в среде Delphi.

2


4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины


раздела


Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

2

3

1

Классификация информационных технологий. Информационные технологии в машиностроении. История развития вычислительной техники.

2

2

Системы счисления. Операции над числами в различных позиционных системах счисления. Перевод чисел из одной системы в другую.

2

3

Поколения ЭВМ. Устройства, подключаемые к ПК. Классификация, характеристика, особенности представителей каждого класса. Примеры.

2

4

Прикладное программное обеспечение. Инструментарий технологии программирования.

1

5

Классификация компьютерных вирусов. Классификация антивирусных программных средств, примеры.

1

6

Технология подготовки текстовых документов средствами MS Word`2003 (Word`XP).

8

7

Основы разработки Web-документов.

10

8

Создание простейших баз данных средствами MS Excel`2003 (Excel`XP). Сортировка, фильтрация, графическое представление данных. Решение систем линейных алгебраических уравнений численными методами в Excel.

8

9

Системы управления базами данных MS Access`2003 (Access`XP)

10

10

Численное дифференцирование (общая постановка задачи;

формулы вычисления первой и второй производной методом неопределенных коэффициентов, с помощью интерполяционного многочлена Лагранжа; оценка погрешности).



6

11

Численное решение нелинейных уравнений и систем линейных алгебраических уравнений в среде Delphi

4


5 Образовательные технологии
В процессе освоения курса «Информатика» в рамках аудиторных занятий, а также в процессе организации самостоятельной работы студентов осуществляется поэтапное включение обучаемого в учебно-познавательную деятельность от воспроизводящего до творческого уровня на основе внедрения комплекса усложняющихся задач и заданий, используется выполнение проектных заданий в команде, ролевая игра, проведение проблемных семинаров с элементами дискуссий.
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях


Вид занятия

(Л, ПР, ЛР)



Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов


Л

Мультимедийное сопровождение лекционного материала, интерактивные лекции (проблемные, дискуссионные)

6

ЛР

коллективное выполнение творческих заданий; обсуждение выполненных работ с элементами дискуссий при использовании презентаций; ролевая игра

6

Итого:

12

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Вопросы для самоконтроля по разделам дисциплины «Информатика»:



Раздел 1. Введение в информатику, основные понятия.

Каковы предмет и задачи курса «Информатика»?

Назовите этапы становления информационных технологий.

Каковы тенденции развития вычислительных систем?

Перечислите известные Вам виды защиты данных.

Что включают в себя понятия информационного общества и информационной культуры?

Какова роль информатизации в развитии общества?

Раздел 2. Понятие информации.

Объясните различия между понятиями «информация» и «данные».

Дайте понятие «информации» и ее свойств.

Адекватность информации и ее формы.

Что такое измерение информации?

Что такое энтропия? Объясните смысл формул Шеннона, Хартли.

Какие виды классификации и кодирования информации?

Как представляется информация в ЭВМ?



Раздел 3. Технические средства для реализации информационных процессов.

Каковы логические основы построения компьютера?

Опишите схему взаимодействия узлов ЭВМ, участвующих в обработке информации.

Что входит в основные блоки компьютера?

Что является внешними устройствами компьютера?

Какова история развития ЭВМ? Назовите и охарактеризуйте поколения ЭВМ.


Раздел 4. Общие сведения о программах для компьютеров, системное программное обеспечение.


Понятие программы, программного обеспечения.

Назовите и охарактеризуйте этапы жизненного цикла программного обеспечения.

Что такое алгоритм? Укажите свойства алгоритма, способы записи, классификацию.

Перечислите методы проектирования программных продуктов.

Какие критерии качества программного продукта Вы знаете?

Перечислите виды классификаций программ для компьютеров.

Каково назначение операционной системы?

Перечислите основные концептуальные положения Windows.

Особенности пользовательского интерфейса Windows.

Что такое объектно-ориентированное программирование?

Объекты в среде Windows XP (Wista) и правила работы с ними.

Перечислите свойства папок и файлов в среде Windows?

Какова структура размещения файлов и папок?

Дайте понятие приложения и задачи в системе Windows.


Обмен данными в Windows, назначение буфера обмена.

Раздел 5. Вспомогательное программное обеспечение.

Каковы назначение и возможности программы Проводник?

Перечислите стандартные программы прикладного назначения.

Управление файлами и папками с помощью программной оболочки FAR-manager.

Стандартные программы служебного назначения.

Что такое форматирование диска, создание загрузочного диска?

Опишите процесс восстановления удаленных файлов.

Обслуживание магнитных дисков. Оптимизация магнитных дисков.

Что такое компьютерный вирус? Назовите классы антивирусных программ и их примеры.

В чем заключается сущность архивации информации?



Раздел 6. Компьютерные сети.

Что такое компьютерная вычислительная сеть? Область ее применения?

Какова классификация компьютерных сетей?

Дайте определения понятий «абонент сети», «станция», «физическая передающая среда».

Синхронная и асинхронная передача данных в сети.

Техническое обеспечение компьютерных сетей.

Модель взаимодействия открытых систем (охарактеризовать семь уровней).

Дайте определение локальной вычислительной сети (ЛВС). Классификация ЛВС.

Дайте понятие топологии компьютерной сети. Какие виды топологий Вы знаете?

Что представляет собой глобальная сеть Internet?

В чем состоит система адресации в Internet? Понятие «протокол».

Дайте определение понятию гипертекст.

В чем заключается назначение системы WWW в Internet?

Как можно осуществлять поиск информации в Internet?

Что такое электронная почта?

Раздел 7. Технология подготовки текстовых документов средствами MS Word`2003.

В чем состоит назначение текстового процессора?

Перечислите основные элементы пользовательского интерфейса текстового процессора?

Как создать и сохранить документ в Word`2003?

Каков принцип работы с фрагментом документа?

Что входит в типовые операции при работе с текстом?

Что является составными частями страницы документа?

Дайте понятие форматирования документа.

Перечислите и охарактеризуйте приемы автоматизации оформления документа.

Раздел 8. Технология составления электронных таблиц средствами MS Excel`2003.

В чем состоит назначение и принцип работы электронной таблицы?

В чем заключаются особенности пользовательского интерфейса табличного процессора?

Дайте определение ячейки, охарактеризуйте модель ячейки.

Какие способы идентификации ячеек существуют? Чем они отличаются?

Какие типы и форматы данных в ячейке поддерживает среда Excel?

Назовите правила формирования формул в ячейке?

Правила формирования простых и сложных условий в ячейке.

Каким образом в табличном процессоре реализуются ветвления?

Как графически отобразить данные в Excel?

Перечислите основные функции для статистической обработки данных.

Объясните суть операций фильтрации и сортировки. Какие средства Excel позволяют их осуществить?


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница