Рабочая программа по дисциплине: Социология форма обучения: очная Общая трудоемкость дисциплины составляет: 2 зачетных единицы



Скачать 327.69 Kb.
Дата30.04.2016
Размер327.69 Kb.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»

Глазовский инженерно-экономический институт (филиал)

(ГИЭИ (филиал) ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)

У Т В Е Р Ж Д А Ю
Ректор ИжГТУ
_____________Б.А.Якимович
_______________________20 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине: Социология
форма обучения: очная
Общая трудоемкость дисциплины составляет: 2 зачетных единицы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

6










Аудиторные занятия (всего)

32

32










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

16

16










Практические занятия (ПЗ)

16

16










Семинары (С)

-

-










Лабораторные работы (ЛР)

-

-










Самостоятельная работа (всего)

40

40










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

-

-










Расчетно-графические работы

-

-










Реферат

-

-










Другие виды самостоятельной работы

40

40










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зач

зач










Общая трудоемкость час

зач. ед.

72

2


72

2










Кафедра: Бухгалтерский учет и аудит


Составитель: Заверкин Сергей Викторович, канд. ист. наук, доцент

Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утверждена на заседании кафедры


Протокол от 25 июня 2012 г. № 6

Заведующий кафедрой _______________________ Р.Г. Кабиров


_______________________________20__г.

Количество часов рабочей программы соответствует количеству часов рабочих учебных планов

Начальник учебно-инженерного отдела ________________________ Н.В.Исакова
_________________________________20__г.

Аннотация к дисциплине


Название модуля

Социология

Номер

Академический год

2013/2014

семестр

6

Кафедра

85 БУиА

Программа

080100.62 Экономика (профиль-Экономика предприятий(организаций))

Гарант модуля


Заверкин Серей Викторович, к.и.н. доцент

Цели и задачи дисциплины, основные темы


Цели: формирование теоретического мышления студентов, освоение ими фундаментальных теорий и методологии современного общества; формирование у студентов научного и системного знания о структуре, динамике и закономерностях развития общества, овладения навыками социологического анализа социальных явлений и процессов.

Задачи: дать базовое представление об основных тенденциях развитиях социологии, овладеть категориями и понятиями науки, получить представление об основных теоретических концепциях, направлениях и методах исследования социальной жизни общества; овладеть навыками теоретического и эмпирического анализа социальных механизмах и институтов регуляции поведения человека в обществе, стратификации общества, мобильности социальных субъектов.

Знания: понятийный аппарат современной социологической теории; вклад в науку об обществе, внесенного классиками социологии; современные представления о структуре общества, основ статусной, ролевой и институциональной социологии; основные представления о теориях социального взаимодействия, девиантного поведения и социального контроля; основные представления о современных теориях социальной динамики и социального развития, типологии различных обществ; основные представления о формах и методах прикладных социологических исследований; понимание сущности концептуализации и разработки гипотез.

Умения: пользоваться информационными источниками для подготовки устных и письменных обзоров и сообщений по социальным проблемам; выявлять социальные проблемы в окружающем мире, производить их теоретический анализ и вырабатывать практические предложения по их решению.

Навыки: навыками библиографического и информационного поиска материалов необходимых для анализа социальной ситуации, составляющей суть решаемой проблемы; навыками подготовки устного сообщения по заданной тематике с использованием мультимедийных средств.

Лекции (основные темы): Социология как наука. Особенности научного знания о социальной реальности. Социологическая классика. Современные представления о структуре общества. Социальное взаимодействие как основа социальных явлений. Концепции социальной динамики и развития человеческого общества. Основы эмпирической социологии.

Основная литература


1. Социология./Под ред. Ю.Г.Волкова.- М.: Гардарики,2010.

2. Социология /Отв. ред. В.А.Глазырин.- М.:Юрайт,2011.

3. Социология. /Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.:Проспект,2010

Технические средства


Персональный компьютер.

Проекционная аппаратура для презентации лекции и демонстрации иллюстративных материалов.


Компетенции


Приобретаются студентами при освоении модуля

Общекультурные


способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК4)

Профессиональные





Зачетных единиц

2

Форма проведения занятий

Лекции

Практ. занятия

Лабор. работы

Самост. работа

Всего часов

16

16

-

40

Виды

контроля

Диф.зачет/зачет/

экзамен

КП/КР

Условие зачета модуля


Получение оценки «зачтено»

Форма проведе-ния самостоят-ельной работы

Подготовка к лекциям, практическим занятиям, зачету

формы

зачет

-

Перечень модулей, знание которых необходимо для изучения модуля


Иностранный язык, история, психология, политология или этика

  1. Цели и задачи дисциплины:

Целью преподавания дисциплины является: формирование теоретического мышления студентов, освоение ими фундаментальных теорий и методологии современного общества; формирование у студентов научного и системного знания о структуре, динамике и закономерностях развития общества, овладения навыками социологического анализа социальных явлений и процессов.

Задачи дисциплины:

  • дать базовое представление об основных тенденциях развитиях социологии, овладеть категориями и понятиями науки, получить представление об основных теоретических концепциях, направлениях и методах исследования социальной жизни общества;

  • овладеть навыками теоретического и эмпирического анализа социальных механизмах и институтов регуляции поведения человека в обществе, стратификации общества, мобильности социальных субъектов.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • понятийный аппарат современной социологической теории;

  • вклад в науку об обществе, внесенного классиками социологии;

  • современные представления о структуре общества, основ статусной, ролевой и институциональной социологии;

  • основные представления о теориях социального взаимодействия, девиантного поведения и социального контроля;

  • основные представления о современных теориях социальной динамики и социального развития, типологии различных обществ;

  • основные представления о формах и методах прикладных социологических исследований;

  • понимание сущности концептуализации и разработки гипотез.

уметь:

  • пользоваться информационными источниками для подготовки устных и письменных обзоров и сообщений по социальным проблемам;

  • выявлять социальные проблемы в окружающем мире, производить их теоретический анализ и вырабатывать практические предложения по их решению.

владеть:

  • навыками библиографического и информационного поиска материалов необходимых для анализа социальной ситуации, составляющей суть решаемой проблемы;

  • навыками подготовки устного сообщения по заданной тематике с использованием мультимедийных средств.




  1. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. .

Для изучения дисциплины студент должен



знать:

- социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе;



уметь:

- понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;



владеть:

- одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного;

Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин:

иностранный язык, история, психология, политология или этика




  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

    1. Знания, приобретаемые в ходе изучения дисциплины



п/п З

Знания



понятийный аппарат современной социологической теории;



вклад в науку об обществе, внесенного классиками социологии;



современные представления о структуре общества, основ статусной, ролевой и институциональной социологии;



основные представления о теориях социального взаимодействия, девиантного поведения и социального контроля;



основные представления о современных теориях социальной динамики и социального развития, типологии различных обществ;



основные представления о формах и методах прикладных социологических исследований;



понимание сущности концептуализации и разработки гипотез.




    1. Умения, приобретаемые в ходе изучения дисциплины



п/п У

Умения



пользоваться информационными источниками для подготовки устных и письменных обзоров и сообщений по социальным проблемам;



выявлять социальные проблемы в окружающем мире, производить их теоретический анализ и вырабатывать практические предложения по их решению




    1. Навыки, приобретаемые в ходе изучения дисциплины



п/п Н

Навыки



навыками библиографического и информационного поиска материалов необходимых для анализа социальной ситуации, составляющей суть решаемой проблемы;



навыками подготовки устного сообщения по заданной тематике с использованием мультимедийных средств.




    1. Компетенции, приобретаемые в ходе изучения дисциплины

Интегральные компетенции*

Знания (№№ из 3.1)

Умения
(№№ из 3.2)


Навыки (№№ из 3.3)

ОК-4. Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

1,2,3,4,5,6,7

1,2

1,2




  1. Структура и содержание дисциплины (модуля)

    1. Разделы дисциплин и виды занятий



п/п




Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)


лек

прак

лаб

СРС*

1

Социология как наука.

6

1,2

2







2




2

Становление и развитие социологии как науки.

6

3,4




4




6

Контрольная работа №1

3

Общество как социальная система.

6

5,6

2

2




4

Контрольная работа №2

4

Социальные общности и группы.

6

7,8

2







4

1-ая аттестация

5

Социальные процессы.

6

9, 10

2

2




4




6

Социология личности.

6

11,12,

2

2




6




7

Образование как социальный институт.

6

13,14

2

2




4

Контрольная работа №3

8

Семья как социальный институт.

6

15,16

2

2




6




9

Организация и проведение социологического исследования.

6

17,

2

2




4

Контрольная работа №4

10

Зачет




18













Вопросы к зачету




Всего







16

16




40







    1. Содержание разделов курса



п/п

Раздел

дисциплины

Знания (номер из 3.1)

Умения

(номер из 3.2)

Навыки (номер из 3.3)

1

Социология как наука.

Социология как наука об обществе, социальных отношениях, процессах и явлениях, человеке. Основные этапы развития социологической науки.

Объекты и предмет социологии. Особенности социологической науки. Уровни и структура социологического знания. Теоретическая и эмпирическая социология. Методы и функции социологии. Социологические законы и категории. Социология в системе общественных и гуманитарных наук.


1,2,3,4,5,6,7




1,2

2

Становление и развитие социологии как науки.

Социально-философские предпосылки развития социологии как науки; классические социологические теории. Современные социологические теории и законы, их связь с экономическими законами. Русская социологическая мысль.



1,2,3,4,5,6,7




1,2

3

Общество как социальная система.

Понятие об обществе как системном образовании. Основные признаки общества и его важнейшие подсистемы. Функции социальных систем: адаптация, целедостижение, воспроизводство структуры, снятие напряжения. Проблема стабильности системы. Функционирование сфер жизни общества – материальной, политической, духовной. Социальная структура. Тенденции ее изменения. Основные направления развития социальной структуры общества. Социальные институты и организации общества. Социальные организации. Социальные движения. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как социальный институт. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.



1,2,3,4,5,6,7

1,2

1,2

4

Социальные общности и группы. Социальная стратификация.

Понятие и характеристики социальных общностей, групп и слоев. Социальные группы, общности, слои. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Новые социальные группы в российском обществе Социальные перемещения, Социально-этнические общности и отношения. Межнациональные конфликты: причины, характер, пути разрешения. Роль социально-психологических факторов в межнациональных отношениях. Понятие социальной стратификации и ее основа. Социальное неравенство. Социальная структура общества. Стратификация и социальная мобильность. Социальный статус и социальная роль. Формы и факторы социальной стратификации. Социально-экономический статус и его основные переменные. Социальная стратификация как постоянная характеристика организационного общества, качественные и количественные различия социальной стратификации различных типов обществ. Основные гипотезы динамики стратификации (К.Маркс, В.Парето, П.Сорокин) и социальная практика.



1,2,3,4,5,6,7

1,2

1,2

5

Социальные процессы.

Понятие социального процесса, его объективные черты и качества. Концепция социального прогресса. Классификация социальных процессов.

Основные виды социального изменения. Причины и тенденции социальной эволюции. Историко-социальная характеристика прогресса. Сущность

и особенности прогресса. Технологический детерминизм. Новый этап мирового общественно-исторического развития. Социальные аспекты развития рынка. Социальные изменения. Социальные революции. Конфликты и реформы. Место России в мировом сообществе. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Понятие социальной мобильности, ее формы: горизонтальная и вертикальная. Проблема индивидуальной мобильности современного общества.



1,2,3,4,5,6,7




1,2

6

Социология личности.

Основные социологические концепции личности. Понятие «человек», «индивид», «личность». Типология личности, ее структура. Сознание и поведение личности и групп. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Личность в системе социальных связей. Социальные роли как механизм взаимодействия личности и обществе. Основные виды социальных ролей: предписанные и достигаемые. Социальные роли и поведение личности. Волевые конфликты. Социализация личности как процесс интеграции индивида и общества. Стадии и особенности социализации. Институты и факторы социализации личности.



1,2,3,4,5,6,7




1,2

7

Образование как социальный институт.

Роль образования в жизни общества и его функции. Институциональный подход к образованию. Альтернативные образовательные структуры в

России. Проблемы профессионального обучения в новых социальных условиях. Кризис российского образования: пути выхода.


1,2,3,4,5,6,7




1,2

8

Семья как социальный институт.

Характерные признаки семьи. Исторические формы и типы семьи. Сущность, структура и функции семьи. Молодая семья: формирование, проблемы, взаимоотношения ее членов. Кризис семьи как социального института. Причины и особенности кризисного состояния современных брачносемейных отношений. Перспективы семьи в российском обществе



1,2,3,4,5,6,7




1,2

9

Организация и проведение социологического исследования. Структура социологического исследования, его этапы и особенности. Программа исследования, ее элементы и их последовательность. Социологическая выборка, ее типы и виды. Понятие точности и надежности выборки. Методология и методика социологического исследования. Методы сбора информации. Роль опроса в исследовании, его виды: анкетный, интервью и их формы. Специфика проведения опроса. Методы анализа документальных источников. Понятие социометрии. Эксперимент в социологии. Применение метода экспериментальных оценок. Обработка и анализ первичной социологической информации. Ручная и машинная обработка информации. Анализ результатов исследования и оформление его результатов.

1,2,3,4,5,6,7

1,2

1,2




    1. ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п

раздел

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов


1

1,2

Социология как наука.

Социология в системе социально-гуманитарных наук. Предмет и объекты социологии. Структура социологического знания. Отличия эмпирической социологии от теоретической. Категории социологии как науки. Методы исследований социологии.



4

2

3,4

Социальные общности и группы. Социальная стратификация.

Понятие социальной группы и общности. Формирование новых социальных групп в российском обществе. Особенности межнациональных конфликтов. Понятие социальной стратификации, ее особенности в России. Проблемы социального неравенства. Качественные и количественные различия социальной стратификации различных типов обществ. Проблема формирования среднего класса российского общества.



2

3

5,6

Социология личности.

Понятие личности, ее типология и структура. Личность как социальный тип. Социальные роли и их значимость в жизни общества. Основные виды социальных ролей. Основные этапы социализации личности. Важнейшие факторы ее социализации.



4

4

7,8

Образование как социальный институт.

Понятие образования как приоритетного института общества. Функции и структура образования. Проблемы профессионального обучения в современных условиях. Взаимосвязь образования и культуры. Основные проблемы российского образования как института и системы.



2

5

9

Организация и проведение социологического исследования.

Понятие социологического исследования, его структура, этапы и особенности. Программа исследования и социологическая выборка. Сущность методов сбора информации. Виды опроса и его значение в социологическом исследовании. Анализ документальных источников. Место социометрии в исследовании. Обработка информации и оформление результатов социологического исследования.



4







Всего

16




  1. Рекомендуемые образовательные технологии

Для проработки и закрепления лекционного материала по дисциплине «Социология» применяются:



Технология

Кол-во ауд. часов при изучении модуля

1

Использование на лекциях и практических занятиях иллюстративных видеоматериалов, демонстрационных моделей и приборов. Использование на лекциях презентаций по дисциплине.

9

2

Использование методик группового взаимодействия и создания проблемных ситуаций во время проведения практических занятий.

7

3

Использование компьютерного тестирования для текущего контроля освоения студентами знаний, умений, навыков по дисциплине.

2




Всего (процент аудиторных занятий в интерактивной форме)

  1. (56%)




  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

    1. Примерные варианты заданий для контрольных работ

1. Структура и функции социологии.

2. Возникновение социологии. Основные идеи О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюргейма.

3. Развитие социологии в России.

4. Понятие общества как системы.

5. Структура общества.

6. Социальные институты общества.

7. Сущность теории социальной стратификации.

8. Понятие социальной группы.

9. Социальная организация и управление ею.

10. Социальное действие и взаимодействие.

11. Социальные отношения.

12. Социальная мобильность.

13. Сущность социального процесса.

14. Понятие социального конфликта и его динамика.

15. Понятие личности и ее структура.
16. Социализация личности.

17. Функции образования.

18. Сущность семьи и ее функции.

19. Типология семьи.

20. Понятие социологического исследования и его программа.


    1. Перечень контрольных вопросов для проведения зачета

1. Предмет социологии.

2. Структура и функции социологии.

3. Роль социологии в жизни общества.

4. Возникновение социологии. Основные идеи О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюргейма

5. Основные направления развития социологии в США.

6. Развитие социологии в России.

7. Понятие общества как системы.

8. Структура общества.

9. Социальные институты общества.

10. Экономические институты общества.

11. Политические институты общества.

12. Сущность теории социальной стратификации.

13. Понятие социальной группы.

14. Социальная организация и управление ею.

15. Социальная связь и ее содержание.

16. Социальное действие и взаимодействие.

17. Социальные отношения.

18. Сущность социального изменения.

19. Социальная мобильность.

20. Сущность социального процесса.

21. Понятие социального конфликта и его динамика.

22. Понятие личности и ее структура.

23. Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества.

24. Социализация личности.

25. Социальные отклонения.

26. Функции образования.

27. Кризис системы образования.

28. Сущность семьи и ее функции.

29. Типология семьи.

30. Кризис семьи как социального института.

31. Понятие социологического исследования и его программа.

32. Методы сбора социологической информации.




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) Основная литература

1. Социология./Под ред. Ю.Г.Волкова.- М.: Гардарики,2010.

2. Социология /Отв. ред. В.А.Глазырин.- М.:Юрайт,2011.

3. Социология. /Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.:Проспект,2010



б) Дополнительная литература

  1. Денисова Н.П. Социальная политика. - Рн/Д: Феникс, 2007.

  2. Парамонов В.В. Социальная политика.- М.: РУДН, 2006.

  3. Смирнов С.Н. Социальная политика.- М.: ГУ-ВШЭ, 2004.

  4. Социальная политика / под общ. Ред. Н.А. Волгина. - М.: РАГС, 2005.

  5. Холостова Е.Н. Социальная политика и социальная работа.- М.: ИТК Дашков и К, 2007.

  6. Волков Ю.Г. Социология - 2-е издание. - Рн/Д: Феникс, 2005 (гриф МО РФ).

  7. Ирхин Ю.В. Социология культуры. - М.: Экзамен, 2006

в) программное обеспечение:

  1. Таблицы и схемы по социологии, а также современные видеоматериалы о социальной жизни общества.




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  1. Компьютерный класс, оргтехника, доступ к сети Интернет (во время самостоятельной работы).

  2. Современная проекционная аппаратура для демонстрации иллюстративных видеоматериалов на лекциях и практических занятиях.

  3. Демонстрационные модели и приборы.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к рабочей программе по дисциплине

«Социология»

на 6 семестр
Модуль «Социология»

Методика организации текущего контроля


Вид

обучения


Номер контрольной точки

Темы лекций, практические занятия, лабораторные работы рабочей программы, подлежащие контролю (номер из 4.1)

Форма и методы контроля КТ

Номер раздела с примерными заданиями

Макс. балл по каждой форме контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Лекции



*

*




*




*







*

Контрольная работа

6.1

10









*



















Контрольная работа

6.1

10

Практические занятия



*

*

*

*













*

Контрольная работа

6.1

15












*







*







контрольная работа

6.1

15

































6.1

10

Самост.

работа







*




*




*







*

Устная защита

6.1

10





















*




*

Устная защита

6.1

10

Посещение занятий




































10




































10

Всего баллов

100

Приложение № 2

к рабочей программе по дисциплине

«Социология»

на 6 семестр

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ


Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100.62 Экономика (профиль – Экономика предприятий(организаций))


компетенции (по ФГОС)

шифр

текст

ОК-4

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

Председатель учебно-методической комиссии __________________ Л.А. Дедов


_______________________________20__г.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница