Рабочая программа по окружающему миру умк «перспективная начальная школа»



страница1/3
Дата26.06.2016
Размер0.64 Mb.
  1   2   3
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

(УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с «Законом об образовании», федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, авторской программой по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой, региональной программой «Окружающий мир» Л.И. Буровой.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и представлены в программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество». Тематическое планирование рассчитано на естественно-научное направление содержания курса и предусматривает следующее распределение часов по содержательным блокам: «Человек и природа» –150 часов, «Человек и общество» – 108 часов, резерв – 12 часов. Для учета региональных и этнокультурных особенностей часы резерва перераспределены следующим образом: 8 часов добавлено в раздел «Человек и природа» (158 часов) и 4 часа – в раздел «Человек и общество» (112 часов). Содержание раздела «Правила безопасной жизни» изучается по мере изучения двух первых блоков.

Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям ФГОС НОО к уровню подготовки учащихся начальной школы.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:


  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

  • последовательное формирование у школьников обобщенных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работы с научно-популярной, справочной литературой;

  • проведение фенологических наблюдений, опытов, измерений;

  • изучение взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества, знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения естественно-научных и обществоведческих дисциплин;

  • воспитание бережного отношения к природе, результатам труда людей, формирование экологической культуры.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципов обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных, форм суши, видов водоёмов, о Земле как планете Солнечной системы, о природных сообществах и природных зонах, о сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Изучают свойства воздуха, воды, почвы, веществ, необходимых для всего живого на Земле, обсуждают проблемы, связанные с их загрязнением, и осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Получают начальные представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, от чего зависит его здоровье. Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край.

Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его среду, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры. В результате формируется желание следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красоту среды обитания.

Реализуя принцип деятельностного подхода, учебно-методический комплект по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно- ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий. Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:

– демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала; – выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет; – системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира; специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил; – иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).

Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей. Например, для формирования у школьников общеучебного умения «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в учебниках 1–4 классов системно создаются ситуации, когда применение словарей, справочников, Интернета действительно необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно).

Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему: – на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»); – участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет (внеурочная деятельность); – социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др).

Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки наличных учебных достижений (как учеником, так и учителем). Это прежде всего – задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах); – задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников; – завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.

Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. Новая форма организации учебного занятия – заседание школьного клуба – позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры – к чтению, от экспериментирования – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию.

Таким образом, в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно- деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развитая личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 учебных часов, из расчёта два часа в неделю. 1 класс - 66 часов; 2 класс – 68 часов; 3 класс – 68 часов; 4 класс – 68 часов.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.

• Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты –общее достояние человечества, её сохранение – важнейшая задача всех народов Земли.

• В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.

• Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


1 КЛАСС

2 КЛАСС

3 КЛАСС

4 КЛАСС

Личностные универсальные действия

У обучающихся будут сформированы:



- положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- представление о причинах успеха в учёбе.

- интерес к учебному материалу;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе простых ситуаций;

- знание основных моральных норм поведения.


- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям «Окружающий мир», школе;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и учащихся;

- понимание причин успеха в учёбе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

- представление о гражданской идентичности (осознание себя гражданином России, жителем своего края);

- представление о своей этнической принадлежности.


- интерес к познанию окружающего мира;

- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

- осознание ответственности человека на обще благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- осознание своей гражданской идентичности (осознание себя гражданином России, жителем своего края), развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, и историю, в том числе историю Вологодской области, …..района, поселения;

- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

- сопереживание другим людям, в том числе и историческим лицам;

- понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

- принятие ценностей природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.


- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способах решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- осознание своей гражданской идентичности (осознание себя гражданином России, жителем Вологодского края), развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, и историю, в том числе историю Вологодской области, …..района, поселения;

- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

- основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

- этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

- принятие установки на здоровый образ жизни;

- принятие ценности природного мира;

- готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, иметь опыт природоохранной деятельности в отношении природного объекта (название природного объекта, расположенного на территории Вологодской области или муниципального района указать) нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой, отечественной культуры, в том числе и культурой Вологодского края;

- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе



Обучающиеся получат возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- представления о гражданской идентичности (осознание себя гражданином России, жителем своего края);

- представления о природоохране, здоровьесберегаю-щем поведении.

- интереса к познанию окружающего мира;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклассников, учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.


- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

- реализации своей гражданской идентичности в поступках;

- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни;

- ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;



- адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- осознанных устойчивых эстетических представлений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные действия

Обучающиеся научатся:




- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться совместно с учителем и другими учениками оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.


- принимать и сохранять учебную задачу;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- самостоятельно находить несколько способов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.




- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.




- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.



Обучающиеся получат возможность научиться:

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.


- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.


- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенную учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату по способу действия, актуальный контроль в исполнении как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные действия

Обучающиеся научатся:



- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.




- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»);

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям




- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятии разного уровня обобщения;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.




- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

- использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить логические рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- обобщать на основе выделения существенной связи;

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятии разного уровня обобщения; на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии.





Обучающиеся получат возможность научиться:

- умению смыслового восприятия познавательного текста;

- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиа-ресурсах, рекомендуемых авторами УМК;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указаний количества групп;

- обобщать.

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернета;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения учебных задач.


Коммуникативные универсальные действия

Обучающиеся научатся:



- принимать участие в работе парами и группами;

- допускать существование различных точек зрения;

- договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости.



- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценивать её в процессе общения.


- строить сообщения в соответствии с учебной задачей;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- учиться уважительно относиться к позиции другого, договариваться.


- строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ;

- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- контролировать действии партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия.



Обучающиеся получат возможность научиться:

- принимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- задавать вопросы;

- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач

- строить монологические высказывания;

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе);

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;- навыкам взаимоконтроля.

- строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ;

- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- использовать речь для регуляции своего действия.;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- использовать речь для планирования своей деятельности.

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения и совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- с учётом целеё коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).


Предметные результаты

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:




- сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;

- различать предметы и выделять их признаки;

- проводить групповые исследования; (опыты) на выявление признаков

предметов с помощью органов чувств;

- объяснять как при помощи органов чувств мы различаем предметы и их

признаки;

- сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные

отличительные признаки, используя полученную информацию в результате

наблюдений;

- назвать условия, необходимые для жизни растений и животных;

- проводить несложные наблюдения за природными явлениями и

проявлениями, такими, как смена дня и ночи, смена времен года;

- называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы;

- описывать сезонные изменения в природе;

- наблюдать взаимосвязь между жизнедеятельностью растений, животных и

сменой времен года;

- приводить примеры животных Вологодского края: птиц, зверей, рыб;

- приводить примеры домашних и диких животных;

- проводить групповые

наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».



- характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли;

- различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры, связанные с природными комплексами Вологодской области, … района;

приводить примеры взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года,

влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);

- объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года;

- демонстрировать связь между сменой дня и ночи, времён года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;

- сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;

- группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые–рыбы–птицы–земноводные– пресмыкающиеся–млекопитающие (животные);

- сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;

- называть признаки, отличающие домашних животных от диких;

- характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;

- группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние–двулетние–многолетние растения; цветковые–хвойные–папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;

- характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;

- ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

- наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;

- на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;

- выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);

- использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматий, Интернет для поиска необходимой информации;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе Вологодского края;

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

- понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);

находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.

- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения в природе.


- характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;

- находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия, территорию Вологодской области;

- определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;

- сравнивать и различать формы земной поверхности;

- находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;

- моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;

- проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы нашего края»;

- называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);

- находить на физической карте разные водоемы и определять их название;

- характеризовать формы земной поверхности и водоемы Вологодского края;

- ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;

- приводить примеры веществ;

- сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;

- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;

- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматий, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- сравнивать свойства воды и воздуха;

- следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

- характеризовать кругооборот воды в природе;

- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;

- характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);

- обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;

- различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматий, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);

- проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края, использование водоемов;

- характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматий, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);

- опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;

- называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;

- называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

- понимать необходимость соблюдения правил безопасности в походах в лес, в поле, на луг;

- использовать готовые модели (глобус, карта, план, план- карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

- использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, Интернет-адреса для поиска необходимой информации.

-понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;

- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.




- находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;

- читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);

- использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;

- находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу);

- понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);

- описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону Вологодского края (региона), называть его заповедные места;

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека (на примере объектов, находящихся на территории Вологодской области, ….района, поселения. Названия указать).

- понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;

- называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);

- характеризовать основные функции систем органов человека;

- измерять температуру тела, вес и рост человека;

- понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

- извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.

- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);

- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

- понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

- понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).




В результате изучения раздела «Человек и природа»

обучающиеся получат возможность научиться:

- различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;

- называть органы чувств человека и их основные функции;

- называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;

- проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на

выявление признаков предметов;

- оказывать помощь птицам в зимнее время года;

- приводить примеры несъедобных грибов Вологодского края;

- приводить примеры ядовитых ягод своего края;

- рассказывать об оказании первой помощи при укусе пчелы или осы.


- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

- соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);

- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.


- самостоятельно наблюдать погоду своего края и описывать ее состояние;

- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;

- осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);

- обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);

- выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);

- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе на основе изученных правил безопасности;

- выбирать оптимальные формы поведения на природе;

- выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности;

- соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива; соприкосновение с животными и т.д.);

- соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

- соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

- заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.



В результате изучения раздела «Человек и общество»

обучающиеся научатся:



- проводить наблюдения во время экскурсий по школе, находить свой класс и

свое место в классе;

- различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или

недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;

- оценивать необходимость подготовки к уроку;

- знать название своего города, название своей улицы, номер своего дома,

адрес школы;

- называть столицу России, областной центр, приводить примеры их достопримечатель-ностей;

- узнавать государственную символику России;

- знать первый куплет и припев гимна России;

- выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна;

- называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;

- использовать мобильный телефон для связи с родителями;

- называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице;

- называть и оценивать правила безопасного поведения во время каникул.


- оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;

- называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;

- различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.), символику Вологодской области;

- ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка)

- описывать достопримечательности Московского Кремля;

- использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматий по окружающему миру);

- работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательнос-тях г. Москвы (Московского Кремля), областного центра города Вологды;

праздничных днях России (День Победы, День Конституции России);

- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту.


- описывать достопримечательности Московского Кремля;

- различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обо- значении века римские цифры;

- находить место изученного события на ленте времени;

- находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт - Петербург;

- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга, городов «Золотого кольца» и старинных городов Вологодской области;

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).


- рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из Интернета и иллюстративных источников

о государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага), символике Вологодской области (герб, флаг);

- самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;

- обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства – Президент Российской Федерации;

- готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);

- находить на политико-административной карте России местоположение Вологодского края;

- работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;

- пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;

- называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;

- определять последовательность исторических событий на ленте времени;

- находить на ленте времени такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-

Петербурга, основание г. Вологды;

- рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину – первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев- космонавтов; фонтан «Дружба народов»);

- обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);

- знать имена вологжан Героев Советского Союза, Героев России и рассказывать о их подвигах:

- рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах Вологодской области.




В результате изучения раздела «Человек и общество»

обучающиеся получат возможность научиться:

- выполнять правила поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;

-подготавливаться к уроку, помогать одноклассникам;

- называть имя своего края, своего города, название своей улицы, номер

своего дома, адрес школы;

- называть областной центр Вологодского региона, приводить примеры его достопримечатель-ностей;
- рассказывать о результатах экскурсии по городу к местам исторических

событий и памятникам истории и культуры родного края.


- различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;

- проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;

- использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет - адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;

- оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.



- соотносить даты основания городов «Золотого кольца»

России с датами правления великих князей, конкретные даты

с веком, используя при обозначении века римские цифры;

- находить на ленте времени место изученного исторического

события;

- проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина

страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;

использовать дополнительные источники информации (словари учебников и Интернет - адреса).


- составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой

практике;

- научиться определять часовой пояс своего края;

- находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;

- собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории и культуры Вологодского края).




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница