Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности (6-11 класс) Составлена на основе примерной образовательной программы «Основы безопасности жизнедеятельности»



страница1/5
Дата07.06.2016
Размер1.19 Mb.
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«СЕВЕРОДВИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»



УтверждЕНА

И.о. директора

_____________ Н,Л, Перепелкин

«____»___________20__ года.



СогласованА

Зам.директора по УВР

_____________ « Быстров М.В.»

«____»___________20__ года.



Рабочая программа

по Основам безопасности жизнедеятельности

(6-11 класс)
Составлена на основе примерной образовательной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов

общеобразовательных учреждений под общей редакцией

А.Т. Смирнова (М.: Просвещение, 2007)

Преподаватель: О.В. Кудрявцева

г. Северодвинск,

2014 год

ВВЕдЕниЕ

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе примерной образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов. //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2007//.).

Рабочая программа состоит из трех частей:

Часть I. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебная программа для 5—9 классов.

Часть II. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебная программа для 10—11 классов.

Часть Ш.Основы безопасности жизнедеятельности. Учебная программа для девушек. 11 кл.

Каждая учебная программа включает в себя:

1. Пояснительную записку.

2. Тематический план (общий план содержания курса с распределением по учебным часам).

3. Материалы, раскрывающие основное содержание учебной программы.

4. Требования к уровню подготовки выпускников.

5. Поурочное планирование учебной программы в каждом классе.


Часть I

ОСнОВы бЕзОПАСнОСТи жизнЕдЕяТЕльнОСТи

Учебная программа для 6—9 классов

1. Пояснительная записка

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).

По мнению специалистов МЧС РФ, «человеческий фактор» в настоящее время является, определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности РФ. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности РФ постоянно возрастает.

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету ОБЖ. В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде—природной, техногенной и социальной.

Настоящая программа представляет собой первую часть рабочей программы по основам безопасности жизнедеятельности для 6—11 классов.

При разработке содержания программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:



  • учет основных закономерностей развития теории безопасности;

  • интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

  • направленность на формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности учащихся для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

При разработке структуры программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

  • непрерывность обучения с 6 по 11 классы с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;

  • постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе;

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

  • формирование научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;

  • выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

целей:

  • усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

  • развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 6—9 классов представлены в четырех учебных разделах (каждый раздел включает по 6 тем), которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 6—9 классах.


Раздел I (Р-I). Основы комплексной безопасности (изучается с 6 по 9 классы).

Раздел II (Р-II). Защита населения Российской Федерации от ЧС (изучается с 7 по 9 классы).

(обеспечивают формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях).



Раздел III (Р-III). Основы здорового образа жизни.

Раздел IV (Р-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

(решают задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь).

Для реализации программы на ее изучение отводится 1 ч учебного времени в неделю во всех классах (с 6 по 9).

Логичным продолжением программы во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов.



2.Тематический план

раздела,


темы

Наименование разделов, тем

Коли-чество

часов


Р-I

Основы комплексной безопасности.

89

Тема 1.

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

27

Тема 2.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях.

23

Тема 3.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.

2

Тема 4.

Обеспечение безопасности в ЧС природного, техногенного и социального характера.

37

Р-II

Защита населения Российской Федерации от ЧС.

25

Тема 5

Организация защиты населения от ЧС.

21

Тема 6


Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации.

4


Р-III

Основы здорового образа жизни.

31

Тема 7

Здоровый образ жизни и его составляющие.

19

Тема 8

Факторы, разрушающие здоровье.

9

Тема 9

Правовые аспекты взаимоотношения полов.

3

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

20

Тема 10

Основы медицинских знаний.

1

Тема 11

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.

20

Тема 12

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

1




Резерв

5




Всего часов

170


3.Содержание учебной программы.

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

1.1.Пожарная безопасность. Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

1.2.Безопасность на дорогах. Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

1.3.Безопасность в быту. Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.

1.4.Безопасность на водоемах. Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

1.5.Экология и безопасность. Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

1.6.Опасные ситуации социального характера. Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.
Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях.

2.1.Подготовка к активному отдыху на природе. Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

2.2.Активный отдых на природе и безопасность. Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

2.3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности. Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде. Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

2.5. Опасные ситуации в природных условиях. Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Тема 3. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.

3.1. Наиболее опасные террористические акты. Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

3.2. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас завалило обломками стен.

3.3. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищении. Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.
Тема 4. Обеспечение безопасности в ЧС природного, техногенного и социального характера.

4.1. ЧС природного характера. ЧС геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины). ЧС метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). ЧС гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами). ЧС биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Защита населения от ЧС природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время ЧС.

4.2.ЧС техногенного характера. Общие понятия о ЧС техногенного характера. Классификация ЧС техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия. Защита населения от ЧС техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время ЧС.

4.3.Современный комплекс проблем безопасности социального характера. Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России. Защита населения от ЧС ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в ЧС социального характера.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от ЧС.

Тема 5. Организация защиты населения от ЧС.

5.1.Правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС. Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.

5.2.Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), ее задачи. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны.



5.3.Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от ЧС.

Мониторинг и прогнозирование ЧС. Инженерная защита населения и территорий от ЧС. Оповещение населения о ЧС. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.


Тема 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации.

6.1.Система борьбы с терроризмом. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы противодействия терроризму. Контртеррористическая операция. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

6.2.Государственная политика противодействия наркотизму. Основные понятия о наркотизме, наркомании, причинах их распространения. Последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России. Нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом. Профилактика наркомании.
Раздел III. Основы здорового образа жизни.

Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие.

7.1.Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического развития человека; особенности психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками. Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.

7.2.Здоровый образ жизни и его составляющие. Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье.

8.1.Вредные привычки и их влияние на здоровье. Основные понятия вредных привычек. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.

8.2.Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека. Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. СПИД—угроза здоровью личности и общества. Профилактика инфекций, передаваемых половым путем и ВИЧ-инфекции.
Тема 9. Правовые аспекты взаимоотношения полов.

9.1.Семья в современном обществе. Законодательство и семья. Основы семейного права в РФ. Брак и семья, основные понятия и определения. Семья и здоровый образ жизни, основные функции семьи. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Тема 10. Основы медицинских знаний.

10.1.Основы медицинских знаний. Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка. Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства. Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний. Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница