Рабочая программа учебной дисциплины б 02 Возрастная психология Трудоемкость



Скачать 383.85 Kb.
Дата22.06.2016
Размер383.85 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ:

Декан ПФ

___________ Г.Ю. Титова

«___» __________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3.02 Возрастная психология

Трудоемкость (в зачетных единицах) ____4_________


Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование


Профиль подготовки: Начальное образование и Дополнительное образование

Степень (квалификация) выпускника – бакалавр

Томск 2013

.1. Цели и задачи дисциплины



Цель – целостное изложение психического развития человека.

Основная задача программы – раскрыть определяющие закономерности психического развития в его связи с обучением и воспитанием, дать понимание важнейших этапов психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей психики человека.

Для достижения цели предполагается решение следующих задач:

- на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

- участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

- владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

В результате изучение дисциплины «Возрастная психология» специалист должен научиться решать задачи, соответствующие его квалификации:

- на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

- участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

- владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Возрастная психология» относится к базовой части профессионального цикла Б.3.02. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация бакалавр).

Дисциплина «Возрастная психология» тесно связана с предшествующими курсами общенаучного цикла (базовая часть): в том числе с курсами «Философия» "Педагогическая риторика", в результате изучения которых формируются следующие компетенции, необходимые для изучения дисциплины «Возрастная психология». Обучающийся должен:

Знать - основные закономерности взаимодействия человека и общества; основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества; основные механизмы социализации личности; основные философские категории и проблемы человеческого бытия; основные средства и приемы педагогического общения;

Уметь - использовать различные формы и виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

Владеть - технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний; навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

различными способами коммуникации в профессиональной деятельности; навыками коммуникации в родной и иноязычной среде.

Предлагаемая дисциплина дает базовые знания по психологии, необходимые любому учителю начальной школы. Курс обеспечивает формирование как общепсихологических представлений, так и непосредственно профессиональных компетенций: уметь учитывать закономерности развития личности при построении учебного процесса. Кроме того, знание курса «Психология» необходимо для успешного прохождения педагогических практик.
3. Требования к уровню освоения программы

В результате изучения учебной дисциплины «Возрастная психология» формируются общекультурные компетенции:



  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  • способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3)

  • способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

  • готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

  • способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

  • готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

  • готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

  • способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

  • владением одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

  • готовностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

  • способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

  • готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

  • готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

  • способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

  • способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

профессиональными компетенциями:

  • – осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

  • способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

  • владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  • способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

  • способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);

Выпускник должен обладать следующими компетенциями в области педагогической деятельности:

  • способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

  • готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

  • способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);

  • способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

  • готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

  • способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся (ПК-7).

В области культурно-просветительской деятельности:

  • способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9);

  • способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).

В области научно-исследовательской деятельности:

  • готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

  • способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательных процессов, задач воспитания и развития личности (ПК-12);

  • способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).

В результате изучения дисциплины «Психология» обучающийся должен знать:

  • ценностные основы образования и профессиональной деятельности;

  • правовые нормы педагогической деятельности и образования;

  • сущность и структуру образовательных процессов;

  • особенности педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

  • тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире;

  • основы просветительской деятельности;

  • методологию педагогических исследований проблем образования;

  • теории и технологии обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности, сопровождения субъектов педагогического процесса;

  • закономерности физиологического и психического развития и особенности их проявления в образовательном процессе в разные возрастные периоды;

  • способы психологического и педагогического изучения обучающихся;

  • способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

  • способы построения межличностных отношений;

  • способы профессионального самопознания и саморазвития.

Уметь:

  • системно анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции;

  • использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения профессиональных задач;

  • учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

  • учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся;

  • проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

  • создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

  • использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы;

  • взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса.

Владеть:

  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

  • способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

  • способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

  • способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

  • способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений.
4. Общая трудоемкость дисциплины _4_ зачетных единиц и виды учебной работы

Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)


Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)


Всего

144


4 семестр

Аудиторные занятия

72

72

Лекции

36

36

Практические занятия

36

36

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

Занятия в интерактиве

14

14

Самостоятельная работа

54

54

Курсовой проект (работа)

+

+

Реферат

+

+

Расчётно-графические работы

-

-

Формы текущего контроля

-

-

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен – 4сем.

Экзамен (18 час.)

5.Содержание дисциплины

5.1.Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Раздел дисциплины



Лекции

Практ. зан.

Занятия в интерактиве

Самост. работа

1.

Общие вопросы возрастной психологии

6

6

4

8

2.

Детство

6

6

2

14

3.

Подростничество

6

6

2

8

4.

Юность

6

6

2

8

5.

Взрослость

6

6

2

8

6.

Поздний (пожилой и старческий) возраст

6

6

2

8




Итого

36

36

14

54


5.2. Содержание разделов дисциплины

В первом разделе «Общие вопросы возрастной психологии» рассматриваются принципиальные проблемы психического развития человека. Задачи теоретической части этого раздела: раскрыть наиболее общие закономерности психического развития; показать, что при всей важности биологических предпосылок формирование психических качеств личности необходимо рассматривать как результат условий жизни и воспитания, как результат деятельности, направленного обучения и места человека в системе общественных отношений; раскрыть диалектику возникновения, развития и разрешения противоречий, которые являются движущей силой генезиса психики.

Следующие разделы посвящены психологическим особенностям развития человека на разных этапах онтогенеза. Основной акцент в этих разделах программы делается на чрезвычайной значимости усвоения в раннем онтогенезе социального опыта в эмоциональном, сенсорном, умственном и речевом развитии. При этом необходимо раскрыть специфику ведущего вида деятельности, показать закономерности его развития. Следует выделить те специфические новообразования в психических процессах и свойствах личности, которые формируются в разных видах деятельности.

При этом каковы бы ни были условия, определяющие закономерности развития, программа призвана дать и чрезвычайно значимую для педагога установку на то, что жизнь человека от рождения до угасания, хотя и может рассматриваться в рамках общих закономерностей развития, описанных возрастной психологией, но в действительности уникальна, и каждый человек имеет право рассчитывать на индивидуальное бытие и понимание своей уникальности.



Общие вопросы возрастной психологии. Предмет возрастной психологии. Возрастная периодизация: детство (младенчество, ранний и дошкольный возраст, младший школьный возраст); подростничество; юность; взрослость; поздний (пожилой и старческий) возраст. Основные проблемы возрастной психологии. Факторы, определяющие психическое развитие личности в онтогенезе. условия психического развития. Значение социальных условий. «Присвоение» общественного опыта как специфическая особенность психического развития человека. Фактор места как условие развития личности. Гипотеза спонтанного взаимодействия генотипа и социальных условий в процессе индивидуального развития человека (Ж.Пиаже). Возрастная сензитивность к социальным условиям. Внешний фактор места в системе общественных отношений и особенности развития личности. Внутренняя позиция личности по отношению к внешнему фактору места. Два способа существования человека и два отношения к жизни (С.Л.Рубинштейн). Стихийное складывание личности и сознательный путь личности.

Психическое развитие и деятельность. Социально организованная деятельность как основа, средство и условие психологического развития человека. Ориентировочная часть деятельности и её роль в освоении нового опыта. Гипотеза о происхождении внутренней психической деятельности из внешней деятельности (интериоризация). Её научное основание.

Значение различных видов деятельности в психическом развитии. Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований. Психическое развитие и общение. Основные виды общения ребёнка с взрослыми. Ребёнок, подросток, юноша в группе сверстников. Общение взрослых.

Психическое развитие и обучение. Роль обучения и воспитания в психическом развитии на разных этапах онтогенеза.

Возрастная периодизация психического развития. Понятие возраста в психологии. Критерии возрастной периодизации. Возраст, физическое и психическое развитие. Проблема уровней психического развития. Позитивные достижения и негативные образования. Общественно-исторический характер длительности детства. Социальная ситуация как основная характеристика уровня развития. Календарный возраст и уровни развития. Возрастные и индивидуальные особенности личности. Индивидуальные различия на разных этапах психического развития.

Предпосылки психического развития

Генотипические особенности, прирождённое свойство организма и процессы созревания как предпосылки психического развития. Физическая и психическая активность. Сгущение и паузы. Взаимодействие биологического и социального факторов. Социальное наследование. Социальные условия и возраст.



Внутренняя позиция и развитие

Внутренняя позиция личности. Развитие внутренней позиции в процессе онтогенеза. Проблема личностного роста. Отношение к себе как к самоценной личности. Система личностных смыслов. Чувство личности. Внутренняя потребность развить в себе познавательные способности, сознание, самосознание, нравственные ориентации и духовность. Самосознание как ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов.

Развитие самосознания в онтогенезе личности. Личность – субъект – самосознание. Индивидуальное бытие личности. Развитие позитивного и действенного отношения к близким людям, человечеству и природе. Мировоззрение личности.
2.ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Социальная единица и уникальная личность

Индивидуальное бытие общественных отношений. Структура самосознания. Имя собственное, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека. Имя в истории культуры и этноса. Притязание на признание. Позитивные достижения. Депривация реализации потребности на признание и эмоциональное напряжение, фрустрации, аффекты. Негативные образования личности. Обусловленность содержания притязаний на признание исторической эпохой и этнической принадлежностью.

Половая идентификация. Ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль. Сексуальное поведение. Обусловленность половой идентификации историей этноса.

Психологическое время личности. Соотнесение себя в трёх временах индивидуальной жизни: прошлое, настоящее и будущее. Психологическое время и индивидуальный путь в жизни.

Социальное пространство личности. Вхождение человека в социальное пространство прав и обязанностей. Нравственное чувство, совесть, резюмирующиеся в житейских отношениях людей в значениях и смыслах понятия «должен». Чувство долга как высшее достижение духовной культуры человечества. Права и обязанности в их единстве и противоположности. Социальное пространство как феномен культуры. Социальное пространство личности – условие развития и бытия человека. Позитивные достижения и негативные образования, закономерно формирующиеся в процессе онтогенеза человека как личности.

Механизмы развитие личности и её социального бытия

Идея «присвоения» человеком своей всесторонней сущности. Личность – результат общественных отношений, «производимый» общением, деятельностью и ценностными ориентациями. История развития высших психических функций (Л.С.Выготский). Человек, становящийся самим собой через других. Механизмы развития человека как личности.



Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности

Эволюция механизма идентификации в животном мире. Бессознательная идентификация в форме имитации, подражания и т.д. Осознанная идентификация. Идентификационные отношения матери и младенца. Межличностная идентификация: онтогенез и бытие. Идентификация как позиция в межличностных отношениях человека с человеком.

Первое рождение личности через присвоение структурных звеньев самосознания как ценностных ориентиров. Идентификация с именем, полом, эталонами общественно одобряемого поведения, с образом «Я» в прошлом, настоящем и будущем. Второе рождение личности через построение личностных смыслов. Идентификация с собственными ценностными ориентациями, построенными на мировоззрении. Идентификация в искусстве и реальных межличностных отношениях.

Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности

Эволюция механизма обособления в животном мире. Бессознательное обособление в форме агрессии, негативизма, психологического «ухода» и т.д. Осознанное обособление. Обособление ребёнка матерью. Межличностное обособление. Обособление как позиция в межличностных отношениях. Обособление как механизм индивидуализации личности, её развития и бытия. Феномен отчуждения.



Взаимодействие механизма идентификации-обособления и типы личности

Идентификация как механизм усвоения конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе. Идентификация и обособление – равноценно значимые и диалектически противоречивые элементы единого механизма, развивающего личность и делающего её психологически свободной. Направления развития индивида в зависимости от взаимодействия идентификации обособления на бессознательном и сознательном уровнях.



РАЗДЕЛ 2. Детство

Социальная ситуация детства. Общая характеристика детства. Сгущения и паузы в развитии. Историческая и онтогенетическая обусловленность границ детства.



МЛАДЕНЧЕСТВО

Основные достижения: чувство доверия к человеку – вхождение в мир человеческих отношений; прямохождение; начало понимания речи. Новорождённость. Предпосылки и условия психического развития новорождённого. Врождённые особенности и тенденции развития. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребёнка. Особенности развития органов чувств. Значение упражнения органов. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления. Собственно младенчество. Общая характеристика. Роль взрослого. Движения и действия младенца. Манипулирование. Общение в младенчестве. Вхождение младенца в мир людей и чувство доверия к ним. Возникновение предпосылок овладения речью в процессе общения. Лицо младенца. Развитие движений и действий. Телесные удовольствия. Ползание. Хватание. Манипулирование. Развитие ориентировки в окружающем мире. Игрушка как средство общения и психического развития младенца. Познание в младенчестве. Восприятие как ведущая функция. Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности. Индивидуальные различия младенцев. Ранний возраст. Основные достижения: развитие речи; развитие соотносящих и орудийных действий; освоение замещений; развитие знаковой функции сознания; вхождение в мир постоянных вещей. Общение ребёнка раннего возраст. Общение и речь. Развитие идентификации и обособления как механизм общения. Возникновение стремления к самостоятельности. Кризис в общении. Познание в раннем возрасте. Развитие предметного восприятия и наглядно-действенного мышления. Особенности развития воображения и памяти. Предпосылки формирования личности. Особенности первых представлений о себе: отношение к своему имени, идентификация с телом, узнавание отражения в зеркале и т.д. Внешний образ. Лицо. Овладение телом. Прямохождение. Телесные удовольствия. Имя и его значение в раннем детстве. Возникновение элементов самосознания. Имя как первый элемент самосознания. Усвоение элементарных правил общения с людьми и правил обращения с предметами. Ребёнок раннего детства как своеобразный носитель культуры своего народа. Возникновение стремления к обособлению. Кризис трёх лет. Предметная деятельность. Психологические новообразования, развивающиеся в предметной деятельности. Вхождение ребёнка в мир вещей. Развитие предметной деятельности. Игра и продуктивные виды деятельности. Индивидуальные различия в раннем возрасте.



Дошкольный возраст. Основные достижения: развитие рефлексии, знаковой функции сознания, представлений об относительности мира постоянных вещей. Предметная и орудийная деятельность дошкольника. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Продуктивные виды деятельности – рисование, аппликация, конструирование и др. Обучение в дошкольном возрасте. Особенности общения. Место дошкольника в семье. Речевое и эмоциональное общение. Потребность в любви и одобрении. Страх перед угрозой одиночества. Развитие механизмов идентификации и обособления. Общение и готовность ребёнка к школе. Умственное развитие. Практическое овладение языком и осмысленность речи. Развитие словаря и грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Развитие функций речи. Сенсорные эталоны и их усвоение дошкольниками. Развитие действий восприятия. Развитие ориентировки в пространстве и времени. Восприятие рисунка. Общая характеристика развития мышления. Развитие мыслительных действий. Развитие образного мышления. Овладение моделями. Усвоение логических форм мышления. Предпосылки развития логических форм мышления. Особенности развития внимания, памяти и воображения. Детская личность. Имя и его значение. Внешний образ. Лицо. Формирование образа тела. Притязание на признание: позитивные достижения и негативные образования. Детская ложь. Детская зависть. Половая идентификация. Психологическое время личности. Социальное пространство личности. Роль моральных эталонов в формировании личности. Личностный смысл поступка. Развитие стремления к нравственному поступку. Формирование системы мотивов. Особенности развития самосознания и самооценки. Динамика развития чувств. Возникновение воли как способности к управлению поведением. Игра и другие виды деятельности. Общая характеристика игровой деятельности. Игровые отношения детей. Реальные отношения детей в ситуации игры. Влияние игры на общее психическое развитие и на развитие функций речи. Игрушка как средство психического развития ребёнка. Изобразительная деятельность. Развитие графических образов. Использование цвета. Динамика развития содержания детского рисунка. Индивидуальное развитие в дошкольном возрасте.

Младший школьный возраст. Проблема смены места ребёнка в системе общественных отношений. Социальная ситуация развития ребёнка, поступившего в школу. Обучение и воспитание в школе как основное условие психического развития младших школьников. Место школьника в семье. Учитель и одноклассники. Шестилетние дети в условиях школы. Деятельность в младшем школьном возрасте. Изменение объективных условий (социальной ситуации) психического развития с приходом ребёнка в школу. Особенности общения. Общение с родителями и другими взрослыми. Влияние стиля работы учителя на развитие общения детей. Общение и речь в школе. Социальная жизнь младшего школьника. Роль личности учителя в обучении и воспитании младшего школьника. Влияние стиля общения учителя на общение детей. Необходимость единства педагогических воздействий семьи и школы. Особенности общения со сверстниками. Умственное развитие. Особенности формирования интеллектуальных процессов в условиях решения учебных и практических задач. Содержание обучения как источник умственного развития в школьном возрасте. Память младшего школьника, пути повышения её эффективности. Особенности воображения и внимания. Личность ребёнка младшего школьного возраста. Формирование личности младшего школьника. Особенности развития самосознания. Имя. Внешний образ. Лицо. Тело. Притязание на признание: позитивные достижения и негативные образования. Половая идентификация. Психологическое время детской личности в младшем школьном возрасте. Социальное пространство в самосознании ребёнка. Развитие чувств. Особенности воли. Особенности развития личности в условиях психической депривации. Индивидуальные различия в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности, определяющий психическое развитие младших школьников. Готовность к школе. Общая характеристика учебной деятельности, ее структура. Формирование системы отношений к школе, учителю, учебным обязанностям. Усвоение моральных норм и правил поведения. Осознание прав и обязанностей школьника. Изменение отношения к учёбе на протяжении возраста. Проблема оценки. Влияние интереса к содержанию учебной деятельности младшего школьника. Игра и учение в младшем школьном возрасте. Психологические особенности трудовой деятельности младшего школьника.
РАЗДЕЛ 3. Подростничество

Достижения возраста: сензитивность к социальным явлениям; рефлексия на себя и других; потребность в идентификации со сверстниками и кумиром; потребность в обособлении.



УСЛОВИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА

Социальная ситуация в жизни подростка

Подросток в семье, школе и среди сверстников. Возрастные периоды отрочества. Учебная и другие деятельности в подростковом возрасте. Стимулы и мотивы учения. Формирование учебных мотивов, их устойчивость. Развитие моральных норм и правил поведения. Отношение к обязанностям школьника. Изменение отношения к учёбе на протяжении подросткового возраста. Психологические особенности трудовой деятельности в этом возрасте. Игры в отрочестве. Особенности общения. Общение подростка. Особая психологическая значимость. Особенности общения подростков с родителями и другими взрослыми. Потребность в развитии речи как средстве общения. Мир чтения подростков. Общение со сверстниками. Общение со сверстниками как потребность и значимая деятельность. Особенности времяпровождения. Поиск друга. Общение и половая идентификация. Психология сексуальных взаимодействий подростков. Психологические стрессы по поводу подростковой беременности. Первая любовь. Умственное развитие. Развитие речи в подростковом возрасте. Вхождение в реальность знаковых систем языка. Верхний уровень речевой культуры. Школа, язык и индивидуализация. Подростковая языковая субкультура. Сленг. Значение жестов в общении подростков. Развитие высших психических функций. Сенсорное развитие. Восприятие изобразительного искусства. Восприятие музыки. Развитие мышления и прогнозы будущего интеллектуального потенциала. Развитие внимания, памяти, воображения. Между реальностью и воображением. Биологические и психологические основы нарушения поведения у подростков. Биологические основы нарушения поведения. Акселерация и инфантилизм. Психологические основы нарушения поведения. Формы негативного отношения подростков к взрослым. Противоправное поведение подростков. Алкоголизм и наркомания в подростковом возрасте. Личность подростка. Особенности идентификации с собственным «Я». Кризис личности в подростковом возрасте. Кризис идентификации со своей внешностью и со своими представлениями о себе. Самосознание подростка

Притязания на признание у подростков. Обострение потребности в признании. Особая значимость в притязании на признание своей уникальности. Специфика половой идентификации в подростковом возрасте. Особенности отношения подростка к своему прошлому, настоящему и будущему. Страх смерти. Подростковая суицидальность. Социальное пространство личности подростка. Его отношение к правам и обязанностям. Воспитание чести, совести, чувства собственного достоинства – необходимое условие становления личности. Особенности развития личности подростка в условиях депривации. Индивидуальные различия у подростков.
РАЗДЕЛ 4. Юность. Достижения возраста. Ориентация на жизненные перспективы.

Условия и образ жизни в юность. Социальная ситуация жизни в юность



Профессиональные ориентации. Жизнь в родительской семье. Создание своей семьи. Возрастные периоды юности. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Понимание необходимости учёбы. Значение нерегламентированных условий приобретения знаний. Роль учения в формировании личности. Познавательная сфера и творчество в юношеском возрасте. Позитивные тенденции в развитии: стремление к знаниям и профессионализму, расширение интересов в сфере искусства. Негативные тенденции. Трудовая деятельность в юношеском возрасте. Выбор профессии – обязанность и право в юношеском возрасте. Ответственное отношение к своему будущему и обществу при выборе профессии. Понимание необходимости трудовой деятельности. Роль труда в формировании личности. Особенности общения. Общение в юности. Проблема отцов и детей. Потребность в общении с кумиром и референтной группой. Потребность в освоении продуктивных приёмов общения и развития речи. Мир чтения в юности. Общение со сверстниками. Развитие потребности участия в общественной жизни, формальных и неформальных организациях. Условия формирования инициативы, принципиальности и ответственности в юношеском возрасте. Притязание на уникальность и способы его удовлетворения в общении. Общение со сверстниками противоположного пола. Особенности времяпровождения. Дружба в юности. Общение и половая идентификация. Психология сексуальных взаимодействий. Любовь в юности. Ранний брак. 3. Личность в юности. Особенности идентификации с собственным «Я». Идентификация со своей внешностью и со своим представлением о себе. Тело. Опьянение. Сексуальные влечения. Кризис личности в юности. Самосознание в юности. Притязание на признание и формы участия в общественной жизни. Специфика половой идентификации в юности. Психологическое время в структуре юношеского самосознания. Отношение к жизни и смерти. Юношеская суицидальность. Формирование образа своего места во всех реалиях человеческого существования. Самовоспитание в юношеском возрасте. Формирование жизненной позиции и этических убеждений. Чувство личности в юношеском возрасте. Развитие творческой активности как самовыражения. Противоправное поведение в юности. Выбор жизненных целей и их реализация. Особенности развития личности юноши в условиях депривации. Индивидуальные различия в юности.
РАЗДЕЛ 5. Взрослость. Социальная ситуация жизни взрослого человека. профессиональная и общественная деятельность. Семья. Характер одиночек. Периоды взрослости. Закономерности развития взрослого. Проблемы самореализации личности взрослого: на уровне высших духовных форм и на уровне «игры на понижение». Общественно-полезный труд как ведущая деятельность. Профессиональные и творческие достижения в различных видах деятельности взрослого. Стремление к новому и стереотипность в профессиональной деятельности. Возможности учения в период ввзрослости. Формы и методы обучения взрослых. Общение взрослых . Деловое и непосредственное общение. Общение в производственных группах и коллективах. Специфика общения мужчин и женщин. Любовь и семья как ценности. Дружеские объединения взрослых. Игры взрослых. Познавательная деятельность взрослых Познание как профессия. Познавательные интересы взрослых, не связанные с профессиональной деятельностью.

Личность взрослого человека

Особенности идентификации с собственным «Я». Социальная активность взрослого. Значение активности в профессиональной деятельности для развития человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Притязание на признание в профессиональной деятельности, в общественной жизни. Притязание на признание в семье. Психологическое время взрослых в разные возрастные периоды. Таинство мгновений жизни. Отношение к правам и обязанностям у взрослых. Значение ценностных ориентаций и мировоззрения в моральной устойчивости личности. Взрослый человек как зрелая личность. Специфика возрастных кризисов взрослых. Подведение итогов и перспективные планы жизни на разных этапах взрослости. Взрослость и проблема смысла жизни. Разнообразие типов личности взрослого человека.



РАЗДЕЛ 6. Поздний (пожилой и старческий) возраст. Социальная ситуация жизни людей пожилого и старческого возраста. Участие в профессиональной и общественной деятельности. Место в семье. Одинокая старость. Периодизация позднего возраста. Возрастные закономерности и психологические особенности нормального старения. Деятельность в пожилом и старческом возрасте. Творчество в пожилом возрасте. Пожилой человек в общественной жизни. Старость и мудрость опыта жизни. Общение в старости. Значение общения со сверстниками. Пожилой и старый человек в семье из трёх-четырёх поколений. Психология отношения пожилых к детям, молодёжи и людям других. Познавательная деятельность. Молодость духа в пожилом возрасте. Познание как профессия. Особенности познавательных интересов пожилых, не занятых прежде профессиональной умственной деятельностью. Феномен ясности мысли в старости. Отношение к проблемам человечества. Умственное и эмоциональное переживание непреходящей ценности жизни и неизбежности физической смерти. Психология бессмертия человеческого духа. Личность в пожилом и старческом возрасте. Значение социальной активности в позднем возрасте. Кризис идентификации со своей внешностью и физическим «Я» в позднем возрасте. Психическое здоровье в позднем возрасте. Притязание и формы участия в общественной жизни. Новая представленность для пожилого человека его прав и обязанностей. Суицидальность в пожилом возрасте. Психологически зрелая личность в пожилом и старческом возрасте. Социальная необходимость молодых поколений в общении с людьми пожилого и старческого возраста.
5.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература


  1. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – Москва, 2010.

  2. Немов, Р. С. Психология образования.– Книга 2. / Р. С. Немов. – Москва, 2010.

  3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко.

– изд. 22-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 670 с.
6.2. Дополнительная литература:



  1. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. – Москва, 1984.

  2. Бодалёв, А. А. Психолого-педагогическое обеспечение реформы общеобразовательной и профессиональной школы / А. А. Бодалёв, С. И. Демидова // Вопросы психологии. – 1987. – № 3. – С.18-27.

  3. Божович, Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Избранные психологические труды; под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва, 1995.

  4. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие для вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова; под общ. ред. М. В. Гамезо. – Москва : Педагогическое общество России, 2003. – 507 с.

  5. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва, 1986.

  6. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. – Москва, 1982.

  7. Лейтес, Н. С. Способности и одарённость в детские годы / Н. С. Лейтес. – Москва, 1984.

  8. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка. – / М. И. Лисина. – Москва; Воронеж, 1997.

  9. Мухина, В. С. Проблемы генезиса личности / В. С. Мухина. – Москва, 1985.

  10. Психология младших школьников / под ред. В. В. Давыдова. – Москва, 1990.

  11. Психология. Возрастная и педагогическая психология. Личность учителя в педагогической деятельности: методические указания для студ./ сост. О. Л. Никольская, Л. В. Владимирова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2004. – 40 с.

  12. Рогов, Е. И. Личность учителя : теория и практика / Е. И. Рогов. – Ростов на/Д. – 1996. – 512 с.

  13. Самоукина. Игры-коммуникации // Народное образование. –1992. – № 5. – С. 54-57.

  14. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности : учебное пособие / С. Д. Смирнов. – Москва : Академия, 2001. – 304 с.

  15. Тестовые задания по психологии : педагогической, социальной и экспериментальной: методические указания / сост. О. Л.. Никольская. – Томск : Издательство ТГПУ, 2004. – 24 с.

  16. Фельдштейн, Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 1988. – № 6.

  17. Фрейд, З. Введение в психоанализ : лекции / З. Фрейд. – Москва, 1989.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

http://imp.rudn.ru/psychology/pedagogical_ psychology/index.html


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудиторный фонд, технические средства обучения.


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации преподавателю

Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен.



7.2. Методические рекомендации для студентов

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.



8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

8.1. Тематика рефератов

  1. Проблема бессознательного в психоанализе: факты и интерпретации.

  2. Темперамент и индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

  3. Проблема стресса в психологии.

  4. Культурные и биологические детерминанты психического развития.

  5. Проблемы обучения и развития в современной отечественной психологии.

  6. Типология родительских позиций и их влияние па психическое развитие ребенка.

  7. Одаренные дети: психологические проблемы.

  8. Развитие творческого мышления у учащихся.

  9. Связь самооценки и личностной тревожности с успешностью в учебной деятельности школьников.

  10. Личностные особенности популярных и непопулярных школьников.

  11. Роль педагогической оценки в формировании самооценки школьника.

  12. Проблемы и противоречия личностного развития в подростковом возрасте.

  13. Этнические стереотипы современных подростков и старшеклассников.

  14. Ценностные ориентации и жизненные планы современных старшеклассников.

  15. Деструктивные секты как социально-психологическая проблема.

  16. Проблемы социализации трудных подростков.

  17. Конфликт и способы его конструктивного преодоления.

  18. Агрессия, ее социально-психологическая природа и пути канализации.

  19. Проблема социально-психологической готовности учителя к профессиональной деятельности.

  20. Развитие мотивации учебной деятельности.

  21. Пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся.


8.2. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Проанализируйте решение проблемы наследственности и среды в развитии ребенка в разных психологических учениях.

2. В чем отличие и сходство психосексуальной теории развития 3. Фрейда и эпигенетической концепции Э. Эриксона?

3. Приведите конкретные примеры использования различных стратегий в исследовании психического развития ребенка.

4. Дайте сравнительную характеристику периодизаций психиче­ского развития.

5. Когда начинать и как надо готовить ребенка к школе?

6. Каковы возможности развития творческого мышления млад­ших школьников на уроках в школе?

7. Проанализируйте факторы, увеличивающие риск развития девиантного поведения в подростковом возрасте.



    1. Как учитель может помочь профессиональному самоопределе­нию в период юности.

9. Раскройте роль школы К. Левина в зарождении и становлении динамической теории групп.

10. Приведите основные эксперименты по исследованию конформизма.

11. Проанализируйте различные представления о социализации и ее механизмах.


    1. Приведите примеры исследований восприятия и понимания людьми друг друга.

    2. Раскройте суть понятия «национальный» характер.

    3. Решение психолого-педагогических задач (создание банка психолого-педагогических задач)

    4. Моделирование образовательных и педагогических ситуаций (групповая работа). Создать модели сложных образовательных и педагогических ситуаций и примерные варианты их решения

16. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта.

17. По методическому пособию изучить стили родительского руководства (предъявить тетрадь с результатами эксперимента группе на практическом занятии)


8.3. Примеры тестов

Не предусмотрены.


8.4.Перечень вопросов к экзамену

  1. Определение предмета возрастной психологии.

  2. Основные понятия возрастной психологии (сензитивность, зона ближайшего развития, возрастной кризис и т.д.)

  3. Методы исследования в возрастной психологии.

  4. Многообразие концептуальных подходов к проблемам психического развития.

  5. Генотипическая и средовая обусловленность детского развития.

  6. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже.

  7. Теория морального развития Л. Кольберга.

  8. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

  9. Психоаналитическая теория 3. Фрейда.

  10. Теория развития в гуманистической психологии.

  11. Границы возрастного развития, стихийность и нормативность возрастного развития.

  12. Кризисы возрастного развития.

  13. Врожденные формы психики и поведения младенца, манипулятивно-исследовательская деятельность младенца.

  14. Развитие мышления и речи у детей в раннем возрасте. Развитие предметной и игровой деятельности.

  15. Основные положения периодизации возрастного развития Д.Б. Эльконина, принцип ведущей деятельности.

  16. Развитие мышления и речи у детей в раннем возрасте. Развитие предметной и игровой деятельности.

  17. Развитие личности ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет, научение детей до трехлетнего возраста.

  18. Игра как ведущая деятельность дошкольника.

  19. Начальный этап трудовой и учебной деятельности.

  20. Эмоционально-мотивационная регуляция поведения в дошкольном возрасте, усвоение правил и норм общения.

  21. Формирование научных понятий в учебной деятельности.

  22. Значение домашней учебной работы для развития детей. Формирование учебной деятельности у младших школьников в домашних условиях.

  23. Объективные и субъективные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники в начале обучения.

  24. Пути преодоления психологических трудностей адаптационного характера.

  25. Формирование учебной деятельности у младших школьников.

  26. Оптимальные формы организации занятий с учащимися в начальный период их обучения в школе.

  27. Психолого-педагогические навыки и умения.

  28. Понятие индивидуального стиля родителей в воспитании детей деятельности.

  29. Развитие детского мышления через совершенствование письменной речи.

  30. Развитие теоретического и практического мышления ребёнка через домашние дела и дидактические игры.

  31. Развитие наглядно-образного мышления в процессе занятий художественным и техническим творчеством.

  32. Соотношение ведущих деятельностей в младшем школьном возрасте.

  33. Источники умственного развития детей младшего школьного возраста (развивающие возможности изобразительного искусства, кино, телевидения, театра, художественной литературы).

  34. Причины отставания в учении детей младшего школьного возраста, пути и способы их устранения.

35. Воспитание как формирование и развитие личности. Показатели и критерии воспитанности школьников.

36. Психологические вопросы формирования нравственных убеждений и мировоззрения.

37. Социальная зрелость и её формирование у учащихся.

38. Формирование ответственности у школьников.

39. Создание ситуации успеха для ученика, как условие реализации установок современной концепции образования. Пути и средства создания ситуации успеха.
8.5. Темы для написания курсовой работы

1. Использование современных тренинговых программ для адаптации ребёнка к школе.

2. Роль семьи в формировании психологической готовности ребёнка к школе.

3. Организация педагогом начальной школы деятельности по развитию мышления младших школьников /при работе в системе Школа – 2100.

4. Применение современных тренинговых программ для развития творческого мышления младших школьников /при работе в системе Школа – 2100.

5. Влияние мотивационного фактора на развитие познавательных способностей младших школьников /при работе в системе Школа – 2100.

6. Главные направления и содержание развития внимания, памяти, мышления и речи в младшем школьном возрасте.

7. Развитие теоретического мышления у младших школьников как одной из линии развития согласно современного Госстандарта.

8. Развитие восприятия пространства у младших школьников как одной из линий развития согласно современного Госстандарта.

9. Основные направления развития интеллекта в младшем школьном возрасте как основа успешного обучения в начальной школе.

10. Специфика личностно-развивающего подхода в системе школа-сад – «Школа – 2100» (развитие личности ребенка в ходе специально организованных занятий и во внеурочной деятельности).

11. Развитие личности ребенка в системе школа-сад – «Школа – 2100» посредством системы развивающих игр и упражнений.

12. Реализация личностно-развивающего подхода в системе школа-сад – «Школа – 2100».

13. Психолого-педагогические условия развития личности ребенка средствами уроков внеклассного чтения.

14. Организация профориентационной работы с младшими школьниками.

15. Развитие орфографической зоркости методами развивающей психологической программы.

16. Развитие психологических процессов (памяти, внимания, мышления) методами кинезиологических упражнений.

17. Развитие психологических процессов в исследовательской деятельности учащихся начальной школы.

18. Психологические аспекты трудностей младших школьников при решении математических задач и возможности их преодоления (Система школа – 2100).

19. Общение педагога как социально-психологическая проблема.


8.6. Формы контроля самостоятельной работы
– контрольные работы;

– рефераты;

– электронные презентации по темам рефератов докладов, эссе;

выступления на практических занятиях;

самостоятельная разработка и проведение фрагментов учебных занятий по проблемам развития на разных возрастных этапах (младенчество, детство, юность, взрослость, поздняя взрослость).

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки: 050100.62 Педагогическое образование.


Рабочую программу учебной дисциплины составила:
К.п.н., доцент кафедры

педагогики и методики

начального образования О.Л. Никольская
Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования,

протокол № _____ от «___» _________ 2013 г.

Зав. кафедрой

педагогики и методики



начального образования С.И. Поздеева
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ПФ ТГПУ, протокол № ___ от «___» ____________ 2013 г.
Председатель

методической комиссии ПФ Т.Н. Яркина


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница