Рабочая Программа учебной дисциплины б в. 01 Экономическая теория трудоемкость



страница1/2
Дата06.06.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное

учреждениЕ высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)

Утверждаю

______________Ромахина И.А.

декан факультета

«___» ___________ 2011 года


рабочая Программа учебной дисциплины

Б.3.В.01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ


Трудоемкость (в зачетных единицах) 8

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки Экономика и право

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр




  1. Цели изучения дисциплины

  • Формирование у студентов научного экономического мировоззрения, умения анализировать экономические ситуации и закономерности поведения хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики.

  • Теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей.

  • Приобретение практических навыков анализа мотивов и закономерностей деятельности субъектов экономики, ситуаций на конкретных рынках товаров, ресурсов и в экономике в целом, а также решения проблемных ситуаций на уровнях микроэкономики и макроэкономики.

  • Ознакомление с текущими экономическими проблемами России.




  1. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Подготовка бакалавров в сфере сервиса предполагает получение базовой системы знаний по экономическим наукам.

Экономическая теория является дисциплиной базовой части профессионального цикла дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100.62 Педагогическое образование (квалификация – «бакалавр»).

Дисциплина «Экономическая теория» базируется на знаниях, полученных в рамках школьного курса «Экономика» или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования.

Дисциплина «Экономическая теория» является общим теоретическим и методологическим основанием для всех экономических дисциплин, входящих в ООП бакалавра в области педагогического образования.

Дисциплина предшествует изучению следующих дисциплин профессионального цикла: «Банки и банковское дело», «Мировая экономика», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Экономика фирмы», «Статистика» и др.


  1. Требования к уровню освоения программы

Процесс изучения дисциплины «Экономическая теория» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций бакалавра педагогического образования:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

и профессиональных компетенций бакалавра в области педагогического образования:

общепрофессиональными:

- способность использовать систематизированные теоретические и рактичекие знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать

  • Закономерности функционирования современной экономики на микро- и макроуровнях;

  • Основные понятия, категории и закономерности экономической теории;

  • Основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

  • Основные теоретические положения и ключевые концепции всех разделов дисциплины, направления развития экономической науки;

  • Основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность экономических субъектов на микро- и макроуровнях.

Уметь

  • Выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

  • Рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно – правовой базы соответствующие экономические показатели;

  • Пользоваться источниками экономической информации;

  • Анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики, касающиеся экономических процессов и явлений, выявлять тенденции изменения экономических показателей;

  • Прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических явлений и процессов;

  • Представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора.

Владеть

  • Методологией микро- м макроэкономического анализа;

  • Современными методами сбора и обработки данных для микро- и макроэкономического анализа;

  • Методами и приемами анализа экономических явлений и процессов на микро- и макроуровнях с помощью стандартных теоретических моделей;

  • Современными методиками расчета и анализа социально – экономических показателей, характеризующих экономические явления и процессы.




  1. Общая трудоемкость дисциплины 8 зачетных единиц и виды учебной работы



Вид учебной работы



Трудоемкость (в соответствии с учебным планом) (час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом) (час)

Всего 288

1

2

3

Аудиторные занятия

148

76

72




Лекции

74

38

36




Практические занятия

74

38

36




Семинары













Лабораторные работы













Другие виды аудиторных работ













Другие виды работ













Самостоятельная работа

86

44

42




Курсовой проект (работа)













Реферат













Расчетно-графические работы













Формы текущего контроля

тестирование










Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен (54)

Экзамен

(27)


Экзамен

(27)







  1. Содержание программы учебной дисциплины


5.1. Содержание учебной дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы


Самостоятельная работа (час)

ВСЕГО

Лекции

практические (семинары)

лабораторные работы

В т.ч. интерактивные формы обучения

(не менее 20%)

1.

Микроэкономика как часть экономической теории, ее предмет и метод

4

2

2




1

2

2.

Основная проблема экономической теории

8

4

4




1

3

3.

Рынок

4

2

2




1

3

4.

Основы анализа спроса и предложения

4

2

2




1

3

5.

Рыночное равновесие

4

2

2




1

3

6.


Эластичность спроса и предложения

8

4

4




1

4

7.

Поведение потребителя

8

4

4




1

3

8.

Издержки производства

8

4

4




1

4

9.

Совершенная конкуренция

4

2

2




1

3

10.

Монополия

4

2

2




2

4

11.

Олигополия и монополистическая конкуренция

4

2

2




1

3

12.

Рынки ресурсов

8

4

4




2

4

13.

Внешние эффекты и общественные блага

8

4

4




1

3

14.

Макроэкономика как наука об агрегированных экономических величинах

4

2

2




1

2

15.

Система национальных счетов (СНС)

4

2

2




1

3

16.

Совокупный спрос и совокупное предложение

4

2

2




1

2

17.

Потребление, сбережение, инвестиции

4

2

2




1

3

18.

Экономический рост

4

2

2




1

4

19.

Экономический цикл

4

2

2




1

3

20.

Безработица

4

2

2




1

3

21.

Инфляция

4

2

2




1

3

22.

Денежный рынок

8

4

4




1

3

23.

Модель «IS-LM»

4

2

2




1

3

24.

Финансовая система

4

2

2




1

3

25.

Налоговая система

4

2

2




1

3

26.

Банковская система

4

2

2




1

3

27.

Преобразование экономических систем

4

2

2




1

3

28.

Международная торговля

4

2

2




1

3




Итого

148/ 4,1 зач.ед.

74

74




30час./20,27%

86


51.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Микроэкономика как часть экономической теории, ее предмет и метод

Возникновение и развитие экономической теории. Исторические и современные направления и школы экономической мысли. Соотношение понятий: «экономическая теория», «экономика», «экономикс», «политическая экономия», «микроэкономика», «макроэкономика». Предмет экономической теории. Экономика как наука об эффективном использовании ограниченных экономических ресурсов. Методология экономической теории. Этапы познания экономических явлений и процессов. Методы экономического познания: формальная и диалектическая логика, экономические эксперименты, экономико-математическое моделирование.



Тема 2. Основная проблема экономической теории

Понятие и виды экономических потребностей. Законы, управляющие возникновением и развитием экономических потребностей. Безграничность потребностей. Экономические и неэкономические блага. Понятие и виды экономических ресурсов и факторов производства. Факторные доходы. Ограниченность экономических ресурсов. Основная проблема экономической теории. Экономический выбор; альтернативная стоимость и ее характеристика. Сравнительное преимущество. Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем: традиционная экономика, рыночная экономика, командная экономика, смешанная экономика. Модели рыночной экономики.



Тема 3. Рынок.

Понятие, условия возникновения и развития, роль в экономике. Виды рынков. Рыночная инфраструктура. «Провалы» рынка. Функции государства в рыночной экономике.



Тема 4. Основы анализа спроса и предложения

Понятие индивидуального спроса. Ценовые и неценовые факторы спроса. Закон, функция и кривая спроса. Товары-субституты и товары-комплементы. Товары Гиффена. Товары низшей и товары высшей категории. Эффект дохода и эффект замещения. Понятие индивидуального предложения. Ценовые и неценовые факторы предложения. Закон, функция и кривая предложения.



Тема 5. Рыночное равновесие

Взаимодействие спроса и предложения и установление рыночного равновесия. Дефицит и избыток товаров, пути их преодоления в рыночной экономике и установление рыночного равновесия. Равновесный выпуск. Равновесная цена. «Крест Маршалла». Равновесие по Маршаллу и равновесие по Вальрасу. Виды и факторы рыночного равновесия. Устойчивое и неустойчивое равновесие. Ситуации, когда равновесие устанавливается при нескольких значениях равновесной цены или выпуска. «Паутинообразная» модель равновесия. Ситуации, когда равновесие не устанавливается. Воздействие факторов спроса и предложения на равновесие. Воздействие государства на равновесие.



Тема 6. Эластичность спроса и предложения

Ценовая эластичность спроса и предложения: понятие, виды, факторы и способы измерения, графическое изображение. Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса: понятие, виды, факторы и способы измерения, графическое изображение. Ценовая эластичность предложения: понятие, виды, факторы и способы измерения, графическое изображение. Значение теории эластичности спроса и предложения.



Тема 7. Поведение потребителя

Суверенитет, свобода выбора и рациональность потребителя. Факторы, воздействующие на потребительское поведение. Теория предельной полезности, история ее возникновения и развития. Соотношение понятий: «полезность», «предельная полезность» и «общая полезность». Правило потребительского выбора с точки зрения теории предельной полезности. Определение ценности благ. Концепция бюджетной линии и кривых безразличия. Потребительское равновесие. Предельная норма замещения. Бюджетное ограничение. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».



Тема 8. Издержки производства

Понятие издержек производства. Внешние и внутренние экономические издержки. Издержки производства в краткосрочном периоде и долгосрочном. Понятие краткосрочного и долгосрочного периодов. Виды издержек в краткосрочном периоде: постоянные, переменные, общие, средние и предельные. Правило соотношения предельных и средних издержек. Закон убывающей отдачи. Долгосрочная кривая средних издержек. Эффекты от роста масштабов производства. Понятие и характеристика производственной функции. Изокванта. Изокоста. Предельная норма технологического замещения. Выбор производителя, максимизирующий прибыль либо минимизирующий издержки. Кривая «путь развития» фирмы. Основные стратегии фирмы. Доходы фирмы и их виды: валовой, средний и предельный. Соотношение доходов и издержек. Выбор оптимального объема производства. Бухгалтерская, нормальная и экономическая прибыль;



Тема 9. Совершенная конкуренция

Понятие и черты совершенной конкуренции. Поведение конкурентной фирмы на рынке в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффективность совершенной конкуренции. Правило эффективного использования ресурсов. График, иллюстрирующий выбор совершенного конкурента.



Тема 10. Монополия

Понятие, виды, характеристики, определение цены и объема производства. Ценовая дискриминация. Показатели, источники и издержки монопольной власти. Графическое изображение выбора монополиста. Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика: содержание и особенности антимонопольного законодательства в разных странах, содержание и направления антимонопольной политики государства. Естественные монополии и регулирование их деятельности.



Тема 11. Олигополия и монополистическая конкуренция

Понятие, черты, особенности олигополистического поведения на рынке. Определение цены и объема производства на рынке олигополии. Модели определения цены и объема производства. Графическое изображение выбора олигополиста. Эффективность олигополии. Монополистическая конкуренция: понятие, черты, определение цены и объема производства, эффективность.



Тема 12. Рынки ресурсов

Виды и общая характеристика рынков ресурсов. Особенности спроса и предложения на данных рынках. Правило максимизации прибыли и правило минимизации издержек. Рынок труда: понятие и характеристика. Выбор между трудом и досугом. Кривая предложения труда. Равновесие и его виды на рынке труда. Рынок земли: особенности предложения земли и спроса на землю. Равновесие на рынке земли. Экономическая и земельная рента. Виды земельной ренты. Цена земли. Рынок капитала. Понятие и виды капитала. Капитал и стратегия фирмы. Дисконтирование. Дисконтированная стоимость и инвестиционное решение. Инвестиции и их виды. Предельная эффективность инвестиций. Процент и процентная ставка. Номинальная и реальная процентная ставка.



Тема 13. Внешние эффекты и общественные блага

Определение внешних эффектов. Положительные внешние эффекты, их характеристика и способы увеличения. Отрицательные внешние эффекты, их характеристика и способы регулирования. Налог Пигу. Теорема Коуза. Определение общественных благ и их характеристика. Конкурентные блага. Неконкурентные блага. Частные блага. Смешанные блага. Определение объема производства общественных благ.



Тема 14. Макроэкономика как наука об агрегированных экономических величинах

Предмет макроэкономики. Экономические агрегаты (рыночные и нерыночные). Макроэкономические рынки. Макроэкономические модели. Уравнения равновесия в макроэкономических моделях. Кругооборот благ и доходов. Макроэкономические переменные. Потоки и запасы. Номинальные и реальные величины. Общие, предельные и средние величины.



Тема 15. Система национальных счетов (СНС)

Понятие и характеристика СНС. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы. Макроэкономические показатели. Валовый внутренний продукт (ВВП) и методы подсчета: по добавленной стоимости, по доходам, по расходам. Промежуточное и конечное потребление. Показатели, рассчитываемые на основе ВВП: ВНП, ЧНП, национальный доход, личный доход, располагаемые личный доход. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен.



Тема 16. Совокупный спрос и совокупное предложение

Понятие совокупного спроса и его факторы. Кривая совокупного спроса. Понятие совокупного предложения и его факторы. Кейнсианская кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде. Неоклассическая кривая AS в долгосрочном периоде. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель «AD-AS».)



Тема 17. Потребление, сбережение, инвестиции

Деление располагаемого дохода на потребление и сбережения. Понятие потребления и сбережения, их факторы, функции и графики. Предельная и средняя склонности к потреблению и сбережению. Модели потребления. Сбережение и инвестиции. Сущность инвестиций и их факторы. Виды инвестиций: валовые и чистые. Мультипликатор автономных инвестиций. Акселератор индуцированных инвестиций.



Тема 18. Экономический рост

Понятие экономического роста, его типы и факторы. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. Показатели экономического роста. Графическое изображение экономического роста. Преимущества и недостатки экономического роста. Теория устойчивого экономического развития. Модели экономического роста.



Тема 19. Экономический цикл

Понятие экономического цикла. Виды экономических циклов и их характеристика. Технологические уклады и «длинные волны». Фазы экономического цикла и его причины. Теории экономического цикла. Антициклическая политика государства.



Тема 20. Безработица

Деление населения на экономически активное и экономически неактивное и деление рабочей силы на занятых и безработных. Понятие безработицы и её показатели. Типы и причины безработицы. Естественный уровень безработицы. Полная занятость. Последствия безработицы. Активная и пассивная политика занятости и борьбы с безработицей.


Тема 21. Инфляция

Понятие инфляции и ее показатели. Виды инфляции, её причины и последствия. Сеньораж. Регулирование инфляции. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса.



Тема 22. Денежный рынок

Понятие, виды и функции денег. Денежная система и ее элементы. Типы денежных систем. Денежная масса и её структура. Денежные агрегаты. Количество денег, необходимое для обращения. Уравнение обмена И. Фишера (MV=PQ) и уравнение А. Пигу (М=КРТ). Предложение денег. Создание кредитных денег. Банковские резервы: обязательные и избыточные. Денежно-кредитная политика Центрального банка и ее инструменты. Денежный мультипликатор. Спрос на деньги и его факторы. Теории спроса на деньги. Графики спроса и предложения денег. Равновесие на денежном рынке и его параметры.



Тема 23. Модель «IS-LM»

Определение и построение кривой IS. Факторы, вызывающие сдвиг кривой IS и определяющие ее наклон. Определение и построение кривой LM. Факторы, вызывающие сдвиг кривой LM и определяющие ее наклон. Равновесие в модели «IS-LM». Анализ денежно-кредитной и фискальной политики в рамках модели «IS-LM». Результативность монетарной и фискальной политики. Проблемы осуществления активной стабилизационной политики. Правила экономической политики.



Тема 24. Финансовая система

Сущность финансов и их характеристика. Финансовая система и её элементы – государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов, финансы населения. Государственный бюджет: структура и функции. Бюджетная система РФ: элементы и принципы. Дефицит государственного бюджета: источники финансирования и виды. Профицит государственного бюджета. Государственный долг.



Тема 25. Налоговая система

Понятие налогов, их принципы и функции. Элементы налога. Виды налогов. Налоговая система. Воздействие налогов на экономическую активность. Кривая Лаффера. Фискальная политика государства. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Мультипликатор государственных расходов. Налоговый мультипликатор. Встроенные стабилизаторы.



Тема 26. Банковская система

Банковская система РФ и ее характеристика. Кредитные организации. Коммерческие банки: основы деятельности и виды. Структура и функции Банка России. Банковские операции и банковские сделки.



Тема 27. Преобразование экономических систем

Разгосударствление и приватизация в России в начале 90-х гг. 20-ого века. Трансформационный кризис в России в начале 90-х гг. 20-ого века и необходимость перехода к рыночной экономике. Характеристики переходной экономики.



Тема 28. Международная торговля

Международная торговля: определение и характеристика. Роль государства в международной торговле. Инструменты и характер торговой политики. Валюта и валютный курс. Виды валют и валютного курса. Факторы, влияющие на валютный курс.


5.3. Лабораторный практикум - не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература по дисциплине:

1. Перемитина, Н. А. Экономическая теория. В 3 ч. Ч.1. Микроэкономика / Н. А. Перемитина. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2011. – 166 с.

2. Носова С. С. Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие для вузов/С. С. Носова, В. И. Новичкова. – 3-е изд., стер.– М.: КНОРУС, 2013.– 367 с.

6.2. Дополнительная литература:

1. Бакалавр: Микроэкономика : электронный учебник / А. Ю. Юданов; под ред. А. Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2009.

2. Липсиц И. В. Экономика: учебник для вузов/ И. В. Липсиц. – М.: КНОРУС. – 2011. – 307 с.

3. Макконнелл, К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 944 с.

4. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: учебное пособие для вузов / под ред. В. И. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2010. – 243 с.

5. Микроэкономика: практический подход / А. Г. Грязнова, А. Ю. Юданов; под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. – М. : КНОРУС, 2010.

6. Современная экономика: учебник / под ред. О. В. Мамедова. – М.: КНОРУС, 2010.- 320 с.

7. Тарасевич Л. С. Макроэкономика: учебник для вузов: для бакалавров6 углубленный курс/Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. – 9-е изд., испр. И доп. – М.: Юрайт, 2012. – 685 с.

8. Экономическая теория. Кейсы из российской практики. Бакалавриат / Н. Н. Думная, М. А. Эскиндаров; под ред. Н. Н. Думной и М. А. Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2008.

9. Журналы: Вестник Финансового университета, Вопросы экономики, Банковское дело, Деньги и кредит, Мировая экономика и международные отношения, Российский экономический журнал, Финансы, Финансы и экономика, Экономист, Эксперт.

10. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Справочная правовая система «Консультант».

Справочная правовая система «Гарант».
6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Экономическая теория. Ч асть 1 : Микроэкономика : учебное пособие / Н. А. Перемитина. http://work.tspu/ru/moodle//.

2. Банк России - http://www.cbr.ru.

3. Министерство финансов РФ - http://www1.minfin.ru.

4. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru.

5. Библиотека материалов по экономической тематике http://www.libertfrium.ru/librfry.

6. Материалы по социально-экономическому положению и развитию в России – http:/www.finansy.ru.

7. Мониторинг экономических показателей. – http.//www/budgetrf.ru.

8. Рос.Бизнес.Консалтинг (материалы политического и обзорного характера) – http:/www/rbc.ru.

9. Финансы: лента новостей – http://www.finmagazine.ru/

10. Журналы:

Вестник Финансового университета – http://www/vestnik.fa/ru.

Вопросы экономики - http://vopreco.ru.

Банковское дело – http://www.bankdelo.ru.

Деньги и кредит – http://www/cbr.ru.

Финансы и экономика – http://finans.rusba.ru.

Финансы от «Эксперта» - http://www.expert.ru.

6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины



п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

Дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1

Микроэкономика как часть экономической теории, ее предмет и метод

- галерея экономистов-http:/www.ise/openlab/spb/ru/cgi-ise/gallery

- тестовая система ТГПУ



Компьютер с выходом в сеть Интернет,

Аудиоколонки,

Видеопроектор


2

Основная проблема экономической теории

- тестовая система ТГПУ

- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)



3

Рынок

- справочно-информационная система Гарант

- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)

- тестовая система ТГПУ


4

Основы анализа спроса и предложения

- библиотека материалов по экономической тематике. – http://www.libertfrium.ru/librfry.

- тестовая система ТГПУ



5

Рыночное равновесие

- библиотека материалов по экономической тематике. – http://www.libertfrium.ru/librfry.

- тестовая система ТГПУ



6

Эластичность спроса и предложения

- библиотека материалов по экономической тематике. – http://www.libertfrium.ru/librfry.

- тестовая система ТГПУ



7

Поведение потребителя

- библиотека материалов по экономической тематике. – http://www.libertfrium.ru/librfry.

- тестовая система ТГПУ



8

Издержки производства

- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)

- тестовая система ТГПУ



9

Совершенная конкуренция

- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)

- тестовая система ТГПУ



10

Монополия

- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)

- справочно-информационная система Гарант

- тестовая система ТГПУ


11

Олигополия и монополистическая конкуренция

- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)

- справочно-информационная система Гарант

- тестовая система ТГПУ





12

Рынки ресурсов

- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)

- справочно-информационная система Гарант

- тестовая система ТГПУ


13

Внешние эффекты и общественные блага

- библиотека материалов по экономической тематике. – http://www.libertfrium.ru/librfry.

- тестовая система ТГПУ



14

Макроэкономика как наука об агрегированных экономических величинах

- библиотека материалов по экономической тематике. – http://www.libertfrium.ru/librfry.

- тестовая система ТГПУ

- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)





15

Система национальных счетов (СНС)


- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)

- библиотека материалов по экономической тематике. – http://www.libertfrium.ru/librfry.

- тестовая система ТГПУ





16

Совокупный спрос и совокупное предложение

- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)

- библиотека материалов по экономической тематике. – http://www.libertfrium.ru/librfry.

- тестовая система ТГПУ





17

Потребление, сбережение, инвестиции

- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)

- библиотека материалов по экономической тематике. – http://www.libertfrium.ru/librfry.

- тестовая система ТГПУ





18

Экономический рост

- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)

- библиотека материалов по экономической тематике. – http://www.libertfrium.ru/librfry.

- тестовая система ТГПУ





19

Экономический цикл

- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)

- библиотека материалов по экономической тематике. – http://www.libertfrium.ru/librfry.

- тестовая система ТГПУ





20

Безработица

- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)

- библиотека материалов по экономической тематике. – http://www.libertfrium.ru/librfry.

- справочно-информационная система Гарант

- тестовая система ТГПУ






21

Инфляция

- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)

- библиотека материалов по экономической тематике. – http://www.libertfrium.ru/librfry.

- справочно-информационная система Гарант

- тестовая система ТГПУ






22

Денежный рынок

- справочно-информационная система Гарант

- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)

- библиотека материалов по экономической тематике. – http://www.libertfrium.ru/librfry.

- тестовая система ТГПУ






23

Модель «IS-LM»


- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)

- библиотека материалов по экономической тематике. – http://www.libertfrium.ru/librfry.

- тестовая система ТГПУ





24

Финансовая система

- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)

- библиотека материалов по экономической тематике. – http://www.libertfrium.ru/librfry.

- справочно-информационная система Гарант

- тестовая система ТГПУ






25

Налоговая система

- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)

- библиотека материалов по экономической тематике. – http://www.libertfrium.ru/librfry.

- справочно-информационная система Гарант

- тестовая система ТГПУ






26

Банковская система

- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)

- библиотека материалов по экономической тематике. – http://www.libertfrium.ru/librfry.

- справочно-информационная система Гарант

- тестовая система ТГПУ






27

Преобразование экономических систем

- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)

- библиотека материалов по экономической тематике. – http://www.libertfrium.ru/librfry.

- тестовая система ТГПУ





28

Международная торговля

- видео фрагменты лекций и конференций (размещение на портале video.hse.ru)

- библиотека материалов по экономической тематике. – http://www.libertfrium.ru/librfry.

- справочно-информационная система Гарант

- тестовая система ТГПУ








7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации преподавателю

Изучение курса предполагает, что преподаватель читает лекции, проводит семинарские занятия, организует самостоятельную работу студентов, проводит консультации, руководит докладами студентов на научно-практических конференциях, осуществляет текущий, промежуточный и итоговый формы контроля.

В лекциях излагаются основы изучаемой дисциплины: даются определения экономических категорий, законов; раскрываются причины, закономерности и взаимосвязи экономических явлений и процессов, а также их практическая значимость. Особое внимание обращается на математическое описание экономических закономерностей: таблицы, графики. Функции, правила в алгебраической форме, призванные иллюстрировать теоретические положения. В лекциях даются буквенные обозначения экономических понятий, принятые в экономической теории.

По вопросам, обозначенным и раскрытым в лекциях, проводятся семинарские занятия. Студенты обязаны подготовить и усвоить лекционный материал, прочитать учебную литературу, а в случае необходимости и материалы периодических изданий: журналов «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Эксперт», «Экономист» и др., а также воспользоваться Интернет-материалами. Соответственно студенты должны выучить определения экономических законов и категорий, их буквенные обозначения, графики и функции, а также правила поведения экономических субъектов.

В процессе проведения семинарских занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Желательно, чтобы преподаватель в той или иной форме опросил каждого студента. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю.

Семинарское занятие начинается с вступительного слова преподавателя, в котором отмечаются вопросы, цель, задачи занятия, и заканчивается подведение итогов: выводов по теме занятия и проставлением оценок.

Соответственно преподаватель должен дать задание студентам к семинарскому занятию – какие вопросы подготовить, какую литературу прочитать, какие самостоятельные задания выполнить и провести контроль за его выполнением.

Преподаватель оказывает помощь студентам при выборе тем докладов на научно-практические конференции, их подготовке и написанию статей и тезисов в сборники, публикуемые по результатам данных конференций.

В процессе обучения студентов большое внимание уделяется сочетанию традиционных форм и методов и интерактивных, что предполагает проведение семинарских занятий в диалоговом режиме, подготовку студентами реферативных выступлений, их обсуждение и оппонирование, разбор конкретных ситуаций, подбор статистических данных по тем или иным проблемам, например, по динамике цен, числу предприятий на отраслевых рынках и определение тем самым степени их конкурентности и др., проведение круглых столов, например, по проблемам внешних эффектов и производства общественных благ и др.

Важным направлением организации изучения дисциплины «Экономическая теория» является осуществление контроля за уровнем усвоения изучаемого материала, с целью чего используются инструменты текущего, промежуточного и итогового форм контроля.

В результате изучения данной дисциплины у студентов должно сформироваться экономическое мышление, знание законов рыночной экономики и базового понятийного аппарата для последующего изучения всей системы экономических наук.

7.2. Методические рекомендации для студентов

Экономическая теория является базовым курсом для изучения всей системы экономических наук, поэтому не случайно, что освоение экономики начинается именно с данной дисциплины, что требует от студентов особой ответственности и добросовестности.

Во-первых, студенты обязаны посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов и проводится их математическое описание.

Во-вторых, студенты обязаны посещать семинарские занятия, готовиться к ним и активно работать. Задание к семинару выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. На семинарских занятиях студенты отвечают на основные и дополнительные вопросы, участвуют в их обсуждении, решают задачи, выступают с рефератами. В конце семинара преподаватель подводит итоги работы студентов и выставляет им оценки.

В-третьих, студенты занимаются самостоятельной работой, которая включает в себя ответы на вопросы и тесты, решение задач, написание рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

В-четвертых, студенты под руководством преподавателя занимаются научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

В-пятых, преподаватель для студентов проводит еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также все остальные, испытывающие потребности в помощи преподавателя при изучении микроэкономики.

В-шестых, студенты сдают экзамены по теоретическому курсу в первой и второй экзаменационных сессиях и пишут два контрольных среза в межсессионном периоде.

Изучение дисциплины «Экономическая теория» формирует у студентов знание и понимание основ механизма функционирования рыночной экономики, которые помогут ориентироваться в различных рыночных ситуациях и избежать ошибок в практической деятельности.
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Текущий контроль знаний студентов предполагает:

- опрос студентов на семинарских занятиях;

- тестирование по отдельным темам дисциплины;

- написание рефератов;

- решение задач;

- разбор конкретных ситуаций;

- проведение круглых столов по отдельным проблемам микроэкономики;

- дискуссии;

- проведение контрольных срезов знаний студентов.
8.1. Темы рефератов


  1. Информационное общество: современный этап развития рыночной экономики.

  2. Экономическая природа фирмы: основные формы деловых предприятий.

  3. Конкурентные стратегии крупных предприятий в условиях «новой экономики».

  4. Банкротство предприятий в современной России и их влияние на экономику.

  5. Малый бизнес: сущность, критерии и роль в экономике.

  6. Естественные монополии в экономике России.

  7. Роль малых предприятий в инновационном развитии современной экономики.

  8. Ценовая и неценовая конкуренция в экономических стратегиях российского бизнеса.

  9. Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике.

  10. Война брендов как форма конкурентной борьбы: общемировая практика и российская специфика.

  11. Особенности функционирования предприятий, организованных в форме франчайзинга: мировой опыт и российская практика.

  12. Электронная коммерция, Интернет-бизнес и их влияние на развитие конкуренции в России.

  13. Аутсорсинг как элемент современного рыночного хозяйства и его роль в современной экономике.

  14. Электронная торговля как новая форма современного рыночного хозяйства: проблемы и перспективы.

  15. Теория и практика антимонопольного регулирования.

  16. Причины дифференциации заработной платы и проблемы человеческого капитала.

  17. Современный рынок труда в России.

  18. Рынок земли в современной России.

  19. Функционирование современных рынков финансового капитала.

  20. Тенденции формирования и развития «экономики знаний»: зарубежный опыт и российская практика.

  21. Теория прав собственности и организационно-правовые формы развития бизнеса.

  22. Финансовые кризисы: история и современность.

  23. Валютные проблемы Евросоюза.

  24. Государственный долг США: проблемы и последствия для мировой экономики.

  25. Налоговые и неналоговые доходы бюджета Томской области.

  26. Суверенные фонды и их роль в обеспечении финансовой стабильности в РФ.

  27. Необходимость и возможность создания в Москве МФЦ.

  28. Мировые финансовые центры и их роль в мировой экономике.

  29. Валютная политика РФ.

  30. Участие России в международных финансовых организациях.

  31. Причины, формы проявления и последствия инфляции в России.

  32. Причины, формы проявления и последствия безработицы в России.

  33. Необходимость и способы технологической модернизации российской экономики.


8.2. Примеры заданий для самостоятельной работы

1. Подобрать статистические данные по следующим вопросам:

- уровень цен и их динамика в России (тема 5);

- число предприятий на различных отраслевых рынках (темы 9, 10, 11);

- численность занятых и безработных в России в отраслевом, половозрастном и профессионально-квалификационном разрезе (тема 12);

- процентные ставки и их динамика в России (тема 12);

- число прибыльных и убыточных предприятий в России в отраслевом и региональном разрезе;

- количество нарушений антимонопольного законодательства в России, их структура и динамика (тема 10) и др.
2. Подготовиться и принять участие в дискуссии по следующим проблемам:

- рыночная экономика: ее достоинства и недостатки;

- основная проблема экономической теории: ее прошлое и настоящее;

- экономический человек: модель или реальность;

- рыночное равновесие: реальность или недостижимая цель;

- государственное регулирование цен: благо или зло;

- антимонопольное регулирование в России: существует на деле или на бумаге и др.

- технологическая модернизация российской экономики;

- почему не удается преодолеть финансовую нестабильность в современной экономике;

- какая политика предпочтительна для РФ – «дешевых» или «дорогих» денег?

- почему ипотечный кризис в США привел к глобальному финансовому кризису;

- почему Россия оказалась в зоне влияния глобального финансового кризиса;

- и др.
3. Принять участие в разборе конкретных ситуаций:

- почему в России не был популярным маржинализм;

- почему в России произошла трансформация командной экономики в рыночную, в чем заключаются выигрыш и проигрыш;

- существует ли равновесие на отраслевых рынках, если в России цены постоянно растут;

- учитывают ли предприниматели в своей деятельности существование эластичности спроса и предложения;

- имеют ли теории поведения потребителя практическое значение;

- руководствуетесь ли вы в своей деятельности принципом рациональности;

- что даст России переход к свободно плавающему валютному курсу;

- причины и процесс создания в Москве международного финансового центра и что это даст России;

- и др.


4. Подготовиться и принять участие в круглом столе по проблемам:

- положительные внешние эффекты и способы их поддержки и отрицательные внешние эффекты и способы их регулирования в России;

- производство общественных благ в России;

- рынок труда в России, его состояние и перспективы развития;

- значение инвестиций и инноваций для России;

- сравнительная эффективность мер, предпринятых в разных странах по выходу из глобального финансового кризиса;

- финансовая система России: состояние, показатели его характеризующие, и перспективы развития;

- финансовая система России в сравнении с другими странами группы «БРИКС»;

- и др.
В процессе обучения широко используются тестовые задания. Они могут применяться и на семинарских занятиях и при организации самостоятельной работы студентов в качестве инструмента самоконтроля. Перечень тестовых заданий содержится в учебном пособии по микроэкономики Перемитиной Н.А. и на Интернет-портале ТГПУ (http://work.tspu/ru/moodle//.).
8.3. Примерные тесты и задачи для самоконтроля

1. Равновесная процентная ставка выравнивает

а) номинальную и реальную процентные ставки;

б) величину спроса и предложения заемных средств;

в) потребление и сбережение;

г) все указанные величины.


2. Кривая предложения труда для конкурентной фирмы

а) имеет положительный наклон;

б) выражает абсолютно неэластичное предложение;

в) выражает абсолютно эластичное предложение;

г) имеет отрицательный наклон.
Большое значение при изучении микро- и макроэкономики уделяется решению задач на семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы. Их перечень содержится в учебном пособии по микроэкономики Перемитиной Н. А. и на Интернет-портале ТГПУ(http://work.tspu/ru/moodle//.).

  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница