Рабочая Программа учебной дисциплины б в. 03. Теоретические основы и методика преподавания интегративного курса «окружающий мир»



Скачать 359.99 Kb.
Дата03.06.2016
Размер359.99 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное Государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)

Утверждаю

_________________Г.Ю. Титова
«___» ___________ 2013 года
рабочая Программа учебной дисциплины
Б.3.В.03. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Трудоемкость (в зачетных единицах) _____7_____
Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование
Профили подготовки: Начальное образование и Дополнительное образование
Степень (квалификация) выпускника – бакалавр

Томск 2013



1. Цели изучения дисциплины

Цель курса – подготовка студентов к разработке, подготовке и проведению уроков окружающего мира и внеурочных занятий в рамках образовательной области «Окружающий мир» в начальной школе с учетом нового ФГОС НОО.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Теоретические основы и методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»» связана с другими методиками преподавания в начальной школе. Курс входит в вариативную часть профессионального цикла Б.3.00, тесно взаимосвязан с разделами курса «Педагогика» («Теория обучения», «Теория воспитания»), «Психология» («Возрастная психология», «Педагогическая психология»).

Курс «Теоретические основы и методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»» необходим для успешного прохождения педагогической практики
3. Требования к уровню освоения программы

Данный курс формирует как общекультурные компетенции ОК 1 (способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды) , ОК 3(владеет моральными нормами и основами нравственного поведения ), так и профессиональные: ПК 1 (способен учитывать общие , специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях), ПК 2 ( готов применять качественные и количественные методы в педагогических и психологических исследованиях), ПК 3 (готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей различных возрастов), ПК 4 (готов использовать знания различных теорий обучения, воспитания, развития, основных образовательных программ для обучающихся младшего школьного возраста), ПК 5 (готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую), ПК 6 (готов организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды ), ПК 7 (готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе), ПК 8 (способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики), специальные компетенции: СК-1 (конструирование содержания обучения на разных ступенях образования (предшкольный класс, 1-2 класс, 3-4 класс) с учетом особенностей разных учебно-методических комплексов), СК-3 (проектирование и реализация разных форм организации урочной и внеурочной образовательной деятельности в начальной школе (групповая работа, дискуссия, проекты и др.)), СК – 5 (способность диагностировать достижение обучающимися разных групп образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных)).

В результате изучения дисциплины «Теоретические основы и методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» студенты должны знать:


  1. Содержание дисциплины «Окружающий мир» (стандарт ФГОС НОО), требования к знаниям и умениям учащихся согласно стандарту второго поколения.

  2. Предметные, метапредметные, личностные результаты школьного курса окружающего мира.

  3. Классификации средств и методов обучения дисциплине «Окружающий мир».

  4. Типологию уроков окружающего мира в начальной школе их структуру, особенности, методику проведения, другие формы занятий по дисциплине «Окружающий мир», включая внеурочные формы воспитания и обучения.

  5. Знать современные программы по окружающему миру для начальной школы, их особенности, концептуальные положения, специфику методики.

Студенты должны уметь:

  1. Применять различные методы, приемы, средства обучения окружающему миру в начальной школе, формировать у учащихся специальные, предметные знания и умения, а также метапредметные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия.

  2. Составлять тематические планы по курсу «Окружающий мир»;

  3. Конструировать уроки окружающего мира разных типов и другие формы организации обучения и воспитания, и реализовывать их.

  4. Организовывать экскурсии, наблюдения, исследовательскую и проектную деятельность при изучении окружающего мира в начальной школе;

  5. Ориентироваться в многообразии современных программ, проводить уроки окружающего мира согласно требованиям данных программ.

Студенты должны владеть:

Психолого-педагогическими и методическими умениями разработки различных уроков по окружающему миру для начальной школы;

Одним из главных критериев усвоения курса служит умение студентов, полноценно используя весь объем полученных знаний, самостоятельно разработать занятие с сопутствующим отбором материала, средств, методов и т.п. и подготовить его самоанализ

4. Общая трудоемкость дисциплины _7_ зачетных единиц и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)



Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)


Всего

252 ч.


Семестры

4

5

Аудиторные занятия

129

72

57

Лекции

36

20

16

Практические занятия

93

52

41

Семинары

-

-

-

Лабораторные работы

-

-

-

Занятия в интерактивной форме

26

10

16

Другие виды работ

-

-

-

Самостоятельная работа

96

48

48

Курсовой проект (работа)

-

-

-

Реферат

-

-

-

Расчётно-графические работы

-

-

-

Формы текущего контроля

Тестирование по разделам дисциплины

Тестирование по разделам дисциплины

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Зачет — 4 сем.

Экзамен — 5 сем. ( 27 ч)



Зачет

Экзамен (27 час)



5. Содержание учебной дисциплины

5.1. Разделы учебной дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)



ВСЕГО

лекции

Практ. раб. (семинары)

Лаб. раб.

В т.ч. интеракт. формы

сам. раб.

4 семестр

1.

Развитие и становление методики преподавания естествознания, обществознания, истории в России и за рубежом

12

6

8

-

2

12

2.

Средства изучения дисциплины «Окружающий мир» на современном этапе

12

4

8

-

2

12

3.

Формы и методы преподавания дисциплины «Окружающий мир»

20

4

12

-

2

12

4

Уроки «Окружающего мира» в современной начальной школе

28

6

24

-

4

12




Всего

72

20

52

-

10

48

5 семестр

5

Анализ программ и учебников по «Окружающему миру» для начальных классов в условиях внедрения нового ФГОС

17

6

21

-

10

20

6.

Методы и приемы работы по преподаванию курса «Окружающий мир»

26

6

14

-

4

20

7.

Формирование научных понятий и экологическое воспитание на уроках «Окружающего мира»

14

4

6

-

2

8




Всего:

57

16

41

-

16

48




Итого:

129 час./ 7 зач.ед

36

93

-

26

96


5.2. Содержание разделов дисциплины
1. Развитие и становление методики преподавания естествознания, обществознания, истории в России и за рубежом

1.1. Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» как педагогическая наука. Содержание: Предмет методики преподавания интегрированного курса «Окружающий мир», её задачи. Методологические основы методики преподавания интегрированного курса «Окружающий мир». Связь дисциплины с другими науками. Методы исследования.

1.2.Становление начального естествознания как учебного предмета и методики его преподавания. Содержание: зарождение и развитие методик преподавания естественных наук, обществознания, истории в России и за рубежом (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, В.Ф. Зуев, К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, Д.Д. Семёнов, Д.Н. Кайгородов, Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров, Л.С. Севрук, И.И. Полянский и др.). Основные взгляды на методики в дореволюционной России. Развитие методик преподавания естественных наук, обществознания и истории в начальных классах в советский период (Н.К. Крупская, В.А.Сухомлинский, М.Н. Скаткин, П.А. Завитаев, Л.Ф. Мельчакова, К.П. Ягодовский, К.А. и др.).

1.3. Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» на современном этапе.

Содержание: современное состояние проблемы преподавания «Окружающего мира» в начальной школе: подходы, программы, трудности. Принципы преподавания «Окружающего мира». Содержание дисциплины «Окружающий мир» на современном этапе (стандарт второго поколения).

2. Средства изучения дисциплины «Окружающий мир» на современном этапе

2.1 .Материальное обеспечение при изучении «Окружающего мира».

Содержание: значение материальной базы. Учебное оборудование при обучении «Окружающему миру». Уголок живой природы. Краеведческий уголок. Пришкольный участок и географическая площадка.

2.2.Классификация средств обучения интегрированному курсу «Окружающий мир».

Содержание: Определение и классификация средств обучения. Вербальные средства обучения. Наглядные средства обучения. Натуральные и искусственные средства обучения. Учебники «Окружающего мира». Технические средства обучения. Вспомогательные средства обучения. Комплексное использование средств обучения.

3. Формы и методы преподавания дисциплины «Окружающий мир»

3. 1.Методы и приёмы обучения «Окружающему миру».

Содержание: общая характеристика методов, их классификации. Организационные, логические, технические приёмы как составляющие метода обучения. Выбор и оптимальное сочетание методов и приёмов в обучении «Окружающему миру». Авторские методы альтернативных программ по «Окружающему миру».

3. 2.Словесные методы обучения в рамках интегрированного курса «Окружающий мир».

Содержание: многообразие словесных методов, цель их использования. Рассказ, его виды, требования к рассказу. Инструктаж. Беседа, её значение и место при изучении природы, истории, обществознания, ОБЖ, требования к беседе. Методика работы с учебником в разных классах. Использование на уроках научной и художественной детской литературы. Методика организации и проведения диспута.

3. 3.Наглядные методы в обучении «Окружающему миру» в начальных классах.

Содержание: классификация наглядных методов. Методика работы с картографическими пособиями (планом, картой, глобусом). Методика работы с наглядно-образными средствами обучения, с экранными пособиями. Разработка и создание наглядных средств обучения.

3. 4.Практические методы в изучении интегрированного курса «Окружающий мир».

Содержание: классификация практических методов. Самостоятельная работа, её значение, виды. Наблюдение, его виды, значение, требования к их проведению, этапы организации. Методика работы с индивидуальным фенологическим дневником наблюдений и календарём природы и труда. Опыты, требования к их проведению. Методика организации исследовательских работ на уроках «Окружающего мира». Практические работы на уроках.

3. 5. Различные формы организации учебной деятельности в процессе изучения природы.

Содержание: понятие «форма организации учебной деятельности». Классификации форм. Фронтальные, индивидуальные, групповые формы работы, их сочетание на уроке. Урок – основная форма организации учебной работы. Требования к современному уроку «Окружающего мира». Подготовка учителя к уроку.

4. Уроки «Окружающего мира» в современной начальной школе

4. 1. Типология уроков «Окружающего мира».

Содержание: классификация типов уроков, их специфика. Комбинированный, предметный, обобщающий урок, структура уроков, этапы, условия эффективности. Уроки-экскурсии, их значение, этапы проведения, структура, основные требования. Экологическая направленность экскурсий в природу. Проверка и контроль знаний и на уроках «Окружающего мира». Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся. Оценка работы учащихся. Домашняя работа учащихся по «окружающему миру», классификация домашних заданий.

4. 2. Проблемное обучение. Игровые формы обучения «Окружающему миру».

Содержание: Подходы к реализации проблемного обучения на уроках «Окружающего мира». Способы создания проблемных ситуаций. Классификация игр, особенности их применения на уроках «Окружающего мира».

4. 3.Внеурочная работа по окружающему миру. Значение внеурочной работы для обучения, воспитания и развития учащихся. Виды внеурочной. Проектная деятельность школьников. Кружки, клубы, различные виды экскурсий



5. Анализ программ и учебников по «Окружающему миру» для начальных классов в условиях внедрения нового ФГОС

Содержание каждого раздела: авторы, концептуальные положения программы для начальной школы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение. Анализ учебников и учебных тетрадей. Конструирование уроков.

5.1 Клепинина. З.И. «Окружающий мир» ,«Я и мир вокруг»

5.2 Плешаков А.А. «Зеленый дом» («Школа России»)

5.3 Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Данилов А.А. «Окружающий мир» («Школа2100…»)

5.4. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» («Начальная школа XXI»)

5.5. Поглазова О.Т. «Окружающий мир» («Гармония»)

5.6 Федотова О.Н., Трафимова Г.В. и др. «Наш мир» («Перспективна начальная школа»)

5.7 . Ивченкова Г.Г., СаплинаЕ.В.   и др. «Окружающий мир» («Планета знаний»)

5.8. Дмитриева Н.Я. и др. « Мы и окружающий мир»/ Товпинец И.П. «Я и окружающий мир» (программа Л.В. Занкова)

5.9 Чудинова Е.В. «Окружающий мир» (программа Д.Б.Эльконина В.В.Давыдова)

5.10 Плешаков А.А., Новицкая Н.А. «Окружающий мир» («Перспектива»)



6. Методы и приемы работы по преподаванию курса «Окружающий мир»

6.1. Развитие и воспитание учащихся в процессе обучения дисциплине «Окружающий мир».

Содержание: формирование УУД на уроках окружающего мира. Развитие познавательных способностей (внимания, памяти, логического и образного мышления), наблюдательности, речи, раскрытие творческого потенциала детей в процессе обучения «Окружающему миру». Воспитание учащихся на уроках «Окружающего мира». Задачи и содержание экологического, нравственного, эстетического, трудового, санитарно-гигиенического воспитания, формирование научного мировоззрения.

6.2. Особенности обучения интегрированному курсу «Окружающий мир» в малокомплектной школе.

Содержание: Особенности форм и методов преподавания «Окружающего мира» в малокомплектной школе. Особенности организации урока. Организация самостоятельной работы учащихся в малокомплектной школе.

7. Формирование научных понятий и экологическое воспитание на уроках «Окружающего мира»

7.1. Формирование и развитие представлений и понятий в курсе изучения «Окружающего мира».

Содержание: определение «представлений» и «понятий». Классификация понятий. Система представлений и понятий на уроках «Окружающего мира». Пути, уровни, условия их формирования.

7. 2. Проблема экологического воспитания в начальной школе. Реализация экологического воспитания в современных образовательных программах.

Содержание: современные экологические проблемы. История развития экологического воспитания в школе .анализ программ по «Окружающему миру» для начальной школы с позиции реализации экологического воспитания детей.

7. 3. Формы экологического воспитания

Содержание: направления, формы экологического воспитания.
5.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература по дисциплине

  1. Козина, Е. Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» : учебное пособие для вузов / Е. Ф. Козина. – Москва : Академия, 2008. – 220 с.


6.2. Дополнительная литература:


  1. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования педагогического профиля / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. − Москва : Владос, 2001.− 239 с.

  2. Борзова, Л. П. Методика преподавания обществознания в начальной школе: История. Краеведение. Экономика. Право. ОБЖ : учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей /Л. П. Борзова.− Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. −222 с.

  3. Брыкина, Н. Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир". 1- 4 классы / Н. Т. Брыкина, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина. − Москва : ВАКО, 2004. − 319 с.

  4. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе : учебное пособие для средних педагогических заведений / Р. А. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов . − Москва : Академия, 1999. − 176 с.

  5. Симонова, Л. П. Экологическон образование в начальной школе : методическое пособие / Л.П. Симонова. − Москва : Академия, 2000. −159 с.


Методические пособия и учебники по «Окружающему миру» для начальной школы:

  1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 1 класс: самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Я и мир вокруг»/ А. А. Вахрушев, О. В. Бурский .− Москва : Баласс, 2002.−32 с.

  2. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 2 класс: самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Наша планета Земля»/ А. А. Вахрушев, О. В. Бурский .− Москва : Баласс, 2002.− 48 с.

  3. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 2 класс: учебник-тетрадь «Наша планета Земля» / А. А. Вахрушев [и др.] . − Москва : Баласс, 1998. (Мир и человек). −Ч. 1-4. − 64 с.

  4. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс: учебник-тетрадь «Обитатели Земли» в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. − Изд. 3-е, испр. и доп.−Ч. 1- 4.− Москва : Баласс, 2006.−(Образовательная система "Школа 2100").− 80 с.

  5. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс: самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Обитатели Земли» / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский.− Москва : Баласс, 2006. −48 с.

  6. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1-4 класс: учебники для четырехлетней начальной школы / Н. Ф. Виноградова, Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов.−Москва : Просвещение, 1998.

  7. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. 3 класс: вводный курс истории и обществознания: "Мое Отечество": учебник в 4-х частях / Д. Д. Данилов, С. В. Тырин. − Москва: Баласс. Ч. 3.−1998. −32 с.

  8. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. 4 класс: Человек и человечество: вводный курс истории и обществознания: учебник. В 2-х книгах / Д. Д. Данилов [и др.] −Москва : Баласс, 2000 Кн. 1-2.

  9. Дмитриева, Н. Я. Мы и окружающий мир. 1-4 класс: учебники для четырехлетней начальной школы / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков.− Самара : учебная литература. Ч. 1-2.− 2002.

  10. Миронов, А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: учебное пособие для педвузов / А. В. Миронов. − Москва : Педагогическое общество России, 2002. − 351 с.

  11. Окружающий мир. 1 класс: учебник-тетрадь: Я и мир вокруг / А. А. Вахрушев [и др.]- Москва : Баласс, 1997 (Мир и человек). −Ч. 1- 4. - 64 с.

  12. Петросова, Р. А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе : учебное пособие для средних педагогических учебных заведений / Р. А. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов. − Москва : Академия, 1999. −176 с.

  13. Плешаков, А. А. Мир вокруг нас. 1- 4 класс в 2 ч. : учебник для начальной школы / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова.−3-е изд.−Москва. : Просвещение.−(Зеленый дом). Ч. 1-2.− 2005.

  14. Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 1-4 класс: учебник-тетрадь № 1, 2 для четырехлетней начальной школы / О. Т. Поглазова. −Ч. 2. −Смоленск : Ассоциация XXI век, 2002.

  15. Программно-методические материалы. Окружающий мир: начальная школа / сост. Е. О. Яременко.−4-е изд., стереотип.− Москва : Дрофа, 2001.−255 с.

  16. Симонова, Л. П. Экологическое образование в начальной школе: учебное пособие / Л. П. Симонова.−Москва : Академия, 2000. −159 с.

  17. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в начальной школ: методическое пособие для учителя / М. Т. Студеникин, В. И. Добролюбова.− Москва : ВЛАДОС, 2004. - 254 с.

  18. Федотова, О. Н. Окружающий мир. 1-4 класс : учебник в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. −Изд. 2-е, испр.− Москва : Академкнига, 2008.

  19. Чернова, Г. А. Методика преподавания обществознания в начальной школе: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. А. Чернова, Л. Г. Жукова, И. В. Митюкова. −Москва. : Академия, 2008. − 239 с.

  20. Чудинова, Е. В. Окружающий мир. 1- 4 класс в 2 ч. : учебник-тетрадь для начальной школы: (Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова) / Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева. −3-е изд.−Ч. 1-2.− Москва : Вита-Пресс, 2003.

  21. Яременко, Е. О. Окружающий мир. Начальная школа: программно-методические материалы / Е. О. Яременко. − 4-е изд., стереотип. − Москва : Дрофа, 2001. − 255 с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Электронная библиотечная система : http: // www. Knigafund.ru;



  1. Педагогическая библиотека : http: // www.pedib.ru;

  2. eLIBRARI.RU: http: //: elibrary.ru;

  3. УИС России - http: //uisrussia.msa/ru/is4main.jsp;


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины





п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Анализ авторских программ по окружающему миру для начальной школы

Программа по окружающему миру «Школа 2100..»

http://www.school2100.ru/uroki/elementary/teh.php



Мультимедийный проектор

2.

Анализ авторских программ по окружающему миру для начальной школы

Программа по окружающему миру «Школа России», «Перспектива»

http://1-4.prosv.ru/



Мультимедийный проектор

3.

Анализ авторских программ по окружающему миру для начальной школы

Программа по окружающему миру РО Занкова Л.В.

http://www.zankov.ru/umk/programms/subject=технология/article=2007/



Мультимедийный проектор

4.

Анализ авторских программ по окружающему миру для начальной школы

Программа по окружающему миру «Перспективная начальная школа»

http://akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=12881



Мультимедийный проектор

5.

Анализ авторских программ по окружающему миру для начальной школы

Программа по окружающему миру «Начальная школа 21 век»

http://www.vgf.ru/pedagogu/Metod.aspx



Мультимедийный проектор

6.

Анализ авторских программ по окружающему миру для начальной школы

Программа по окружающему миру «Планета знаний»

http://planetaznaniy.astrel.ru/teh0.htm



Мультимедийный проектор

7.

«Уроки окружающего мира», «Методы и приемы работы по преподаванию «Окружающего мира»»

Видео- уроки окружающего мира по разным программам

http://www.mo-len.com/



Мультимедийный проектор

8.

«Уроки окружающего мира», «Методы и приемы работы по преподаванию «Окружающего мира»»

Презентации для уроков окружающего мира

http://www.uchportal.ru/load/109



Мультимедийный проектор

9.

«Уроки окружающего мира», «Методы и приемы работы по преподаванию «Окружающего мира»»

Презентации для уроков окружающего мира

http://pedsovet.su/load/212



Мультимедийный проектор

10.

«Уроки окружающего мира», «Методы и приемы работы по преподаванию «Окружающего мира»»

Физкультминутки для уроков

http://pedsovet.su/load/244



Мультимедийный проектор

11.

«Уроки окружающего мира», «Методы и приемы работы по преподаванию «Окружающего мира»»

Тесты для учащихся по окружающему миру

http://www.uchportal.ru/load/112



Мультимедийный проектор


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации преподавателю

-лекции предполагают раскрытие основных сложных тем курса «Теоретические основы и методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»;



- семинарские занятия предполагают представление и защиту студентами результатов самостоятельной работы в форме мультимедийных презентаций, творческих отчетов;

- часть занятий посвящена моделированию уроков окружающего мира по разным темам и видам уроков;



7.2. Методические рекомендации для студентов

- самостоятельные работы предполагают поиск информации по теме, разработку фрагментов уроков и уроков по заданным условиям;

- выбор и подготовка средств обучения
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся


    1. Тематика рефератов

Не предусмотрена.

8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся:

  1. Методисты, разрабатывающие подходы к преподаванию естественных наук, истории, обществознания в дореволюционный, советский, современный период в России и за рубежом.

  2. Стандарт начального образования нового поколения. Характеристика образовательной области «Окружающий мир». Цель, задачи, содержание.

  3. Изготовление средств обучения.

  4. Составление картотеки занимательного дополнительного материала по содержанию, связанному с темами уроков «Окружающего мира» из книг для детского чтения, детского справочного материла.

  5. Составление картотеки художественных произведений, фрагментов музыкальных произведений, позволяющих ярко проиллюстрировать материал уроков «Окружающего мира».

  6. Приемы работы с картографическим материалом.

  7. Использование приёма «сказочной аналогии»: сочинение сказки, помогающее постичь природное явление (на выбор).

  8. Опытная работа по «Окружающему миру» в различных программах.

  9. Подбор занимательного материала, дидактических, ролевых игр.

  10. Разработка конспекта урока заданного типа с фиксацией используемых методов, приёмов обучения.

  11. Межпредметные связи на уроках «Окружающего мира».

  12. Разработка конспектов уроков или внеурочного мероприятия по заданной теме.

  13. Сравнительный анализ программ и учебников по «Окружающему миру».

  14. Анализ программ с точки зрения реализации идей нравственного, эстетического, экологического, физического, трудового воспитания.

  15. Составление схемы развития понятия в темах уроков «Окружающего мира».

  16. Разработка заданий, дифференцированных карточек для повторения и проверки знаний учащихся.


8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз
1. Экспертиза уроков: требования к уроку окружающего мира и анализ урока окружающего мира.

2. Тема для обсуждения: программы для внеурочной деятельности младших школьников.


8.4. Примеры тестов
Вариант 3.

1. Методика преподавания окружающего мира –это:

А) раздел педагогики, ставящий своей целью изучение естествознания как комплекса наук о природе и обществознания как комплекса наук о человеческом обществе

Б) естественные науки, совокупность наук о природе (естественные науки – географические, биологические науки, экология, физика, химия, астрономия, минералогия), обществознание, история, обж

В) особая часть педагогической науки, связанная с обучением и воспитанием младших школьников в отношении естественных наук, обществознания, истории и обж, позволяющая выявить цели, задачи, средства, методы и формы обучении школьников основам данных наук.

Г) нет верного ответа

2. Учебник относится к:

А) вербальным средствам обучения

Б) практическим средствам обучения

В) наглядным средствам обучения

Г) ни к одной из указанных групп

3.эмпирические методы педагогического исследования

а) наблюдение, педагогический эксперимент, математическая статистика

б) наблюдение, изучение документации, анализ работ, анкетирование, интервьюирование, педагогический эксперимент

В) обобщение, анализ, сравнение, систематизация, классификация.

Г) нет верного ответа

4. Живые объекты природы это –

А) животные

Б) растения

В) растения и животные

Г) растения, животные и минералы

5. Инструктаж –

А) последовательное монологическое изложение учебного материала

Б) последовательное изложение учебного материала, имеющее характер доказательства, рассуждений с формулированием вывода.

В) сопровождает выполнение практических работ, наблюдений, опытов, исследований, различного рода самостоятельные работы, (с тетрадью, учебником, наглядными пособиями)

Г) нет верного ответа

6.Приемы наглядного метода обучения

А) демонстрация, иллюстрация, экскурсия

Б) демонстрация натуральных объектов, демонстрация изображений природных объектов и явлений, демонстрации опытов

В) демонстрация натуральных объектов, иллюстрация, экскурсия, наблюдения, сравнения

Г) нет верного ответа

7. Живой уголок включает:

А) животных и растения

Б) животные, растения и минералы

В) только животных

Г) нет верного ответа

8. Виды уроков

А) предметный, вводный, обобщающий , комбинированный

Б) урок новых знаний, повторения, закрепления, комбинированный

В) урок-практикум, урок-экскурсия, урок новых знаний, комбинированный

Г) нет верного ответа

9. Комбинированный урок это

А) такой урок проводится в начале учебного года как введение в предмет, а в начале темы как введение в тему.

Б) на нем почти всегда имеют место все структурные компоненты урока. Внутри урока может применяться разнообразная организация деятельности учащихся

В) сущность такого урока заключается в том, что объект для изучения передается в руки ученика, и ведущими формами деятельности являются практические и лабораторные работы

Г) нет верного ответа

10. Автор курса окружающего мира в системе «Школа 2100…»

А) Клепинина З.А.

Б) Вахрушев А.А.

В) Ивченкова Г.Г.

Г) Федотова О.Н., Трафимова Г.В.

Д) Виноградова Н.Ф.

Е) Поглазова О.Т.

Ж) нет верного ответа



11. Актуализация знаний –

А) опора на зону ближайшего развития детей

Б) этап восстановления в памяти необходимых знаний и опыта детей, которые будут важны для изучения новой темы

В) ответы А и Б верны

Г) нет верного ответа

12. Виды экскурсий по дидактической цели:

А) естественнонаучные, исторические, производственные, краеведческие

Б) направленные на изучение нового материла, на закрепление материла, на обобщение изученного.

В) ответы А и Б верны

Г) нет верного ответа

13. Укажите автора программы по «Окружающему миру»: Учебники по «Окружающий мир», основная цель - сообщение младшим школьникам элементарных сведений о живой и неживой природе и труде людей, сезонных изменениях в них, раскрытие некоторых доступных детям взаимосвязей в природе, указание на влияние изменений в природе на труд человека; привитие начальных навыков личной и общественной гигиены. Отбор и структурирование материала осуществляется на основе принципов сезонности, краеведения, родиноведения, его экологической направленности. Особое внимание уделяется учебному эксперименту: наблюдениям, опытам, экскурсиям и др. Не входит в системы.

А) Клепинина З.А.

Б) Вахрушев А.А.

В) Ивченкова Г.Г.

Г) Федотова О.Н., Трафимова Г.В.

Д) Виноградова Н.Ф.

Е) Поглазова О.Т.

Ж) нет верного ответа




    1. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к экзамену, зачету)

Перечень вопросов к зачету (4 семестр)

  1. Предмет, методологические основы и задачи методики преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».

  2. Связь дисциплины «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»» с другими науками.

  3. Методы педагогического исследования в методике преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».

  4. Зарождение и развитие методик преподавания естественных наук, обществознания, истории за рубежом: опыт передачи опыта взрослых; идеи Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Песталоцци, Дж.Локка и др.

  5. Зарождение и развитие методик преподавания естественных наук, обществознания, истории в России: В.Ломоносов, В.Ф. Зуев, К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, Д.Д. Семёнов, Д.Н. Кайгородов, Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров, Л.С. Севрук, И.И. Полянский и др.

  6. Основные взгляды на методики преподавание естественных наук и истории в дореволюционной России.

  7. Развитие методик преподавания естественных наук, обществознания и истории в начальных классах в советский период (Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин, П.А. Завитаев, Л.Ф. Мельчакова, К.П. Ягодовский, К.А. и др.).

  8. Современные принципы преподавания «Окружающего мира» в начальной школе.

  9. Содержание дисциплины «Окружающий мир» на современном этапе.

  10. Образовательный стандарт начальной школы. Характеристика образовательной области «Окружающий мир».

  11. Значение материальной базы при изучении «Окружающего мира».

  12. Учебное оборудование при обучении младших школьников «Окружающему миру».

  13. Уголок живой природы в начальной школе. Требования к оформлению, особенности организации и содержания живого уголка.

  14. Краеведческий уголок в начальной школе. Организация работы с краеведческим материалом.

  15. Пришкольный участок в начальной школе.

  16. Виды деятельности учащихся на географической площадке.

  17. Классификация средств обучения интегрированному курсу «Окружающий мир».

  18. Вербальные средства обучения школьников «Окружающему миру».

  19. Наглядные средства обучения школьников «Окружающему миру».

  20. Натуральные и искусственные средства обучения школьников «Окружающему миру».

  21. Методика работы с учебниками «Окружающего мира» в начальной школе.

  22. Аудиовизуальные средства и вспомогательные средства обучения на уроках «Окружающего мира».

  23. Комплексное использование средств обучения «Окружающему миру» в начальной школе.

  24. Общая характеристика методов обучения «Окружающему миру», их классификации.

  25. Организационные, логические, технические приёмы как составляющие метода обучения «Окружающему миру».

  26. Выбор и оптимальное сочетание методов и приёмов в обучении «Окружающему миру».

  27. Авторские методы альтернативных программ по «Окружающему миру».

  28. Словесные методы обучения в рамках интегрированного курса «Окружающий мир».

  29. Рассказ, его виды, требования к рассказу как методу обучения на уроках «Окружающего мира».

  30. Объяснение, инструктаж как методы обучения «Окружающему миру».

  31. Беседа, её значение и место при изучении природы, истории, обществознания, обж, требования к беседе.

  32. Методика работы с текстами учебников в разных классах.

  33. Использование на уроках научной и художественной детской литературы.

  34. Методика организации и проведения диспута на уроках «Окружающего мира».

  35. Наглядные методы в обучении «Окружающему миру» в начальных классах. Классификация наглядных методов.

  36. Методика работы с картографическими пособиями (планом, картой, глобусом).

  37. Методика работы с наглядно-образными средствами обучения, с экранными пособиями. Разработка и создание наглядных средств обучения.

  38. Художественное и музыкальное иллюстрирование на уроках «Окружающего мира».

  39. Практические методы в изучении интегрированного курса «Окружающий мир».

Классификация практических методов.

  1. Самостоятельная работа на уроках «Окружающего мира», её значение, виды.


Перечень вопросов к экзамену (5 семестр)

  1. Наблюдения на уроках «Окружающего мира», его виды, значение, требования к их проведению, этапы организации.

  2. Методика работы с индивидуальным фенологическим дневником наблюдений и календарём природы и труда.

  3. Опыты на уроках «Окружающего мира», требования к их проведению.

  4. Методика организации исследовательских работ на уроках «Окружающего мира».

  5. Практические работы на уроках «Окружающего мира».

  6. Различные формы организации учебной деятельности в процессе изучения «Окружающего мира» (понятие «форма организации учебной деятельности», классификации форм).

  7. Фронтальные и индивидуальные формы работы, их сочетание на уроке.

  8. Организация работы в группах на уроках «Окружающего мира».

  9. Урок – основная форма организации учебной работы. Требования к современному уроку «Окружающего мира».

  10. Подготовка учителя к уроку «Окружающего мира».

  11. Типы уроков окружающего мира (классификация типов уроков, их специфика, структура).

  12. Комбинированный урок «Окружающего мира». Его основная цель, структура, ведущие методы, используемые средства.

  13. Предметный урок «Окружающего мира». Его основная цель, структура, ведущие методы, используемые средства.

  14. Обобщающий урок «Окружающего мира». Его основная цель, структура, ведущие методы, используемые средства.

  15. Уроки-экскурсии, их значение, этапы проведения, структура, основные требования. Экологическая направленность экскурсий в природу.

  16. Нестандартные уроки «Окружающего мира»

  17. Проверка и контроль знаний и на уроках «Окружающего мира». Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся. Оценка работы учащихся.

  18. Игровые формы обучения «Окружающему миру» (классификация игр, особенности их применения на уроках «Окружающего мира»).

  19. Проблемное обучение на уроках «Окружающего мира». Подходы к реализации проблемного обучения на уроках «Окружающего мира». Способы создания проблемных ситуаций.

  20. Внеурочная работа по «Окружающему миру». Значение для обучения, воспитания, развития учащихся. Разновидности, принципы её организации.

  21. Организация работы учащихся в кружках, клубах, научных обществах. Планирование работы.

  22. Проектная деятельность школьников в рамках изучения дисциплины «Окружающий мир».

  23. Домашняя работа учащихся по «Окружающему миру», классификация домашних заданий.

  24. Клепинина. З.И. «Окружающий мир», «Я и мир вокруг». концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

  25. Плешаков А.А. «Зеленый дом» («Школа России»). Концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

  26. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Данилов А.А. «Окружающий мир» («Школа2100…»): концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

  27. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» («Начальная школа XXI»). Концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

  28. Поглазова О.Т. «Окружающий мир» («Гармония»). Концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

  29. Федотова О.Н., Трафимова Г.В. и др. «Наш мир» («Перспективна начальная школа»). концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

  30. Ивченкова Г.Г., СаплинаЕ.В.   и др. «Окружающий мир» («Планета знаний»). Концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

  31. Дмитриева Н.Я. и др. « Мы и окружающий мир»/ Товпинец И.П. «Я и окружающий мир» (программа Л.В. Занкова). Концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

  32. Чудинова Е.В. «Окружающий мир» (программа Д.Б.Эльконина В.В.Давыдова). концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

  33. Плешаков А.А, Новицкая «Окружающий мир» («Перспектива») концептуальные положения программы, особенности структуры содержания дисциплины «Окружающий мир», подходы к построению уроков, других форм занятий, специфика применения методов, авторские методы. Учебно-методическое оснащение.

  34. Развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных ууд, наблюдательности, речи, раскрытие творческого потенциала детей в процессе обучения «Окружающему миру».

  35. Воспитание учащихся на уроках «Окружающего мира». Задачи и содержание нравственного и эстетического воспитания.

  36. Воспитание учащихся на уроках «Окружающего мира». Задачи и содержание трудового, санитарно-гигиенического воспитания.

  37. Формирование и развитие представлений и понятий в курсе изучения «Окружающего мира». Классификация понятий.

  38. Этапы и условия процесса формирования научных понятий на уроках окружающего мира.

  39. Особенности обучения интегрированному курсу «Окружающий мир» в малокомплектной школе.

  40. Подходы к экологическому воспитанию в начальной школе.


8.6. Темы для написания курсовой работы

  1. Формирование УУД на уроках окружающего мира.

  2. Духовно-нравственное воспитание учащихся младших классов на уроках окружающего мира.

  3. Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе.

  4. Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе

  5. Дифференцированная подход к обучению младших школьников на уроках окружающего мира.

  6. Формирование научных понятий на уроках окружающего мира в начальной школе.

  7. Проблемный урок окружающего мира в начальной школе.

  8. Применение технических средств обучения на уроках окружающего мира.

  9. Организация внеурочной деятельности по окружающему миру в начальной школе.

  10. Интегрированные уроки окружающего мира в начальной школе.


8.7. Формы контроля самостоятельной работы
1. Письменный отчет (папка самостоятельных работ).

2. Творческий отчет (презентации).


Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки: 050100.62 Педагогическое образование.
Рабочую программу учебной дисциплины составила:
К.п.н., доцент кафедры педагогики

и методики начального образования ____________ Н.А. Семенова


Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования, протокол № __ от ____________ 2013 г.
Зав. кафедрой педагогики и

методики начального образования _____________С.И.Поздеева


Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета, протокол № __ от ____________ 2013 г.
Председатель методической

комиссии ПФ _____________Т.Н. Яркина


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница