Рабочая Программа учебной дисциплины б в. 08. Синтаксис Трудоемкость (в зачетных единицах) 4 611 гр



Скачать 370.51 Kb.
страница1/3
Дата07.06.2016
Размер370.51 Kb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования



«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ:

Декан факультета___________Г.Ю. Титова

«___» ___________ 2013 года




рабочая Программа учебной дисциплины
Б.3.В.08. Синтаксис
Трудоемкость (в зачетных единицах)__ 4__

611 гр.


Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование
Профили: Начальное образование и Дополнительное образование
Степень (квалификация) выпускника - бакалавр

Томск 2013



1. Цели изучения дисциплины

Синтаксис, будучи высшим грамматическим уровнем языка, замыкает курс дисциплин, освещающих систему и структуру современного русского языка. Синтаксические знания, умение анализировать синтаксические единицы и модели непосредственно должны быть реализованы в практике преподавания в начальной школе. Предлагаемый курс непосредственно формирует важнейшую компетенцию педагога – коммуникативную, языковую.

Цель преподавания дисциплины – обучить студентов правилам связывания слов и словоформ, умению анализировать те единства, в которых функционируют взаимосвязанные слова и формы слов – обучить студентов умению анализировать сложное предложение, конструировать самим сложные синтаксические конструкции.

Задачи изучения дисциплины – освоение студентами определенного минимума знаний и умений.

Данный модуль (синтаксис русского языка) формирует как общекультурные компетенции, так и профессиональные компетенции:

ОК-1: владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-6: способность логически верно выстраивать устную и письменную речь;

ПК-2: способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении профессиональных задач;

ПК-3: владение основами речевой профессиональной культуры;

ПК-5: способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;

ПК-11: готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Модуль «Русский язык (синтаксис)» входит в Федеральный компонент ООП (Б.3.В.08) и тесно взаимосвязан с предыдущими разделами, а также с курсом «Методика преподавания русского языка в начальной школе».

Дисциплина ориентирована на подготовку специалистов, имеющих фундаментальное педагогическое образование и способных применять полученные теоретические знания непосредственно в своей профессиональной деятельности.

Для освоения курса «Русский язык (синтаксис)» необходимо хорошее знание курса «Культура речи», морфологии русского языка, лексикологии и пунктуации. Также необходимо знание содержания программ по русскому языку начальной школы.

Предлагаемый курс дает базовые знания по русскому языку, необходимые любому учителю начальной школы. Эти знания прямо отражены в содержании учебников «Русский язык» (1-4 классы), таким образом, курс обеспечивает формирование не только языковых компетенций учителя, но и непосредственно профессиональных компетенций. Кроме того, знание курса «Русский язык» необходимо для освоения дисциплины «Методика преподавания русского языка в начальной школе», для успешного прохождения педагогических практик.
3.Требования к уровню освоения программы

Студенты должны знать:

- предмет и задачи синтаксиса;

- основные характеристики единиц (словосочетания, простого предложения, сложного предложения);

- классификации синтаксических единиц;

- синтаксические связи и отношения, объединяющие компоненты синтаксических единиц в единое целое;

- основные аспекты изучения синтаксиса (формальный, коммуникативный и семантический);

- понятие текста; основные качества художественного текста, основные текстовые категории;

- способы связи фрагментов текста.

Студенты должны владеть научной терминологией, широким лингвистическим кругозором, способностью анализировать лингвистический материал.

Студенты должны уметь:

- выделить словосочетание и провести его структурно-семантический анализ;

- охарактеризовать простое предложение с точки зрения его модальных значений и формальных способов их выражения; разобрать простое предложение по членам;

- найти сложное предложение в тексте, определить его тип, построить структурную схему, указать вид синтаксической связи между компонентами;

- составить текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; выделить основные структурные компоненты текста, показать их связь.
4. Общая трудоемкость дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)


Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

180


семестр 5


семестр 6


Аудиторные занятия

91

57

34

Лекции

36

19

17

Практические занятия

55

38

17

Занятия в интерактиве

20

12

8

Семинары

-

-

-

Лабораторные работы

-

-

-

Другие виды аудиторных работ

-

-

-

Другие виды работ

-

-

-

Самостоятельная работа

62

36

26

Курсовой проект (работа)

-

-

-

Реферат

-

-

-

Расчётно-графические работы

-

-

-

Формы текущего контроля




тест

тест

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

27ч. зачет (1 сем.)- 4,5

экзамен (2 сем.) - 8



Зачет– 4,5

Экзамен - 8



5. Содержание учебной дисциплины

5.1. Разделы учебной дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)


Всего
180

Аудиторные часы

Самостоятельная работа



лекции

практические (семинары)

лаб. раб.

В т.ч. интеракт. зан.

1

Предмет и объект синтаксиса. Синтаксические единицы. Понятие о предикативности.

6

2

2







2

2

Словосочетание. Классификации словосочетаний

16

4

8







4

3

Простое предложение как коммуникативная единица. Модальные и формальные типы простого предложения.

10

2

4




2

4

4

Предикативная основа двусоставного предложения. Подлежащее. Сказуемое. Связь подлежащего и сказуемого

16

4

6




4

6

5

Предикативная основа односоставного предложения

12

2

6







4

6

Второстепенные члены предложения

8

1

2







4

7

Однородные члены предложения

8

2

2




2

4

8

Обособленные члены предложения

8

2

4




2

4

9

Осложненное предложение

8




4




2

4




Итого за 5 семестр

57

19

38




12

36

10

Сложное предложение как синтаксическая единица

6

2

2







2

11

Сложносочиненные предложения, их классификация

6

2

2




2

2

12

Сложноподчиненные предложения, их классификация

12

4

4







4

13

Бессоюзные сложные предложения, их классификация

8

2

2







4

14

Многочленные сложные предложения

11

2

3




2

6

15

Основные композиционно-речевые формы авторской речи. Способы передачи чужой речи. Речь монологическая и диалогическая

8

2

2




2

4

16

Формальный, коммуникативный и семантический аспекты синтаксиса

9

3

2




2

4




Итого за 6 семестр

34

17

17




8

26




Итого

91

36

55




20

62


5.2. Содержание разделов дисциплины

1. Предмет и объект синтаксиса. Единицы синтаксиса. Понятие предикативности. Представление об объекте и предмете изучения: о синтаксисе языка и синтаксисе речи, о месте синтаксиса среди других наук. Выделение синтаксических единиц – словосочетания, простого предложения, сложного предложения. Категория предикативности как комплекс синтаксической модальности и синтаксической темпоральности

2. Словосочетание. Классификации словосочетаний. Общая характеристика словосочетания: словосочетания простые/ сложные, лексически ограниченные/ лексически неограниченные, свободные/ несвободные. Классификация словосочетаний по морфологическому выражению главного слова. Способы выражения синтаксических значений. Синтаксические отношения в словосочетании : атрибутивные, объектные, обстоятельственные, комплетивные, аппозитивные. Синтаксические связи между компонентами словосочетания : согласование, управление, примыкание.

3. Простое предложение как основная синтаксическая единица. Модальные и формальные типы простого предложения. Модальные типы простого предложения: по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности, по наличию или отсутствию связи между понятиями; формальные типы простого предложения: по наличию одного или двух главных членов, по наличию или отсутствию второстепенных членов, по полноте словесного выражения мысли, по возможности выделить члены предложения . Синтаксический анализ простого предложения.

4. Предикативная основа двусоставного предложения. Главные члены предложения, способы их выражения. Подлежащее: номинативное и инфинитивное. Сказуемое : простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Способы их выражения. Особенности синтаксической связи главных членов предложения друг с другом.

5. Предикативная основа односоставного предложения. Односоставные предложения как особый вид простых предложений. Предикативность односоставных предложений. Классификация односоставных предложений : номинативные (бытийные, указательные, побудительно-пожелательные, эмоционально-оценочные) и глагольные (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные).

6. Второстепенные члены предложения. Принцип классификации второстепенных членов предложения. Определения согласуемые, управляемые и примыкающие. Дополнения прямые и косвенные. Виды обстоятельств.

7. Однородные члены предложения. Понятие однородности членов предложения. Сочинительная связь между однородными членами предложения. Однородные и неоднородные сочиненные члены предложения. Однородные ряды членов предложения. Обобщающие слова и знаки при однородных членах предложения.

8. Обособленные члены предложения. Понятие обособленности второстепенных членов предложения как добавочной предикативности. Обособленные определения и обстоятельства, условия их обособления. Обособленные конструкции с предлогами (обособленные дополнения).

9. Осложненное предложение. Понятие об осложнении простого предложения. Осложняющие элементы: обращения, вводные и вставные конструкции. Вопрос о междометиях как осложняющих элементах.

10. Сложное предложение как синтаксическая единица. Понятие сложного предложения. Средства выражения синтаксических отношений в сложном предложении (союзы, союзные слова, интонация). Сочинение и подчинение частей в сложном предложении. Виды сложных предложений : сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные и с разнотипной связью.

11. Сложносочиненные предложения, их классификация. Понятие о сложносочиненном предложении. Типы сочинительной связи; сочинительные союзы соединительные, присоединительные, сопоставительные, разделительные, градационные, пояснительные.

12. Сложноподчиненные предложения, их классификация. Понятие о сложноподчиненных предложениях. Подчинительные союзы и союзные слова. Классификация сложноподчиненных предложений.

13. Бессоюзные сложные предложения, их классификация. Понятие о бессоюзных сложных предложениях. Особенности интонации как средства связи компонентов бессоюзных сложных предложений. Классификация бессоюзных сложных предложений в сопоставлении с классификацией сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

14. Многочленные сложные предложения. Понятие о многочленах. Многочленные сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения. Разнотипная связь в многочленах. Принципы анализа многочленов. Построение схем многочленных сложных предложений.

15. Основные композиционно-речевые формы авторской речи. Способы передачи чужой речи. Речь монологическая и диалогическая. Речь авторская и чужая. Основные композиционно-речевые формы авторской речи: повествование, описание, рассуждение. Чужая речь: прямая, несобственно-прямая, косвенная. Замена прямой речи косвенной. Основные ошибки учащихся при замене прямой речи косвенной. Понятие о монологе и диалоге.

16. Формальный, коммуникативный и семантический аспекты синтаксиса. Сопоставление формального, коммуникативного и семантического подходов к изучению синтаксиса. Понятие об актуальном членении предложения. Тема и рема. Способы актуализации коммуникативного центра высказывания: порядок слов и логическое ударение как основные средства выражения актуального членения. Тематически детерминированные и тематически недетерминированные предложения. Представление о семантическом субъекте и объекте (актантах) и предикате. Ошибки в формальном разборе, связанные с преимущественно коммуникативным или семантическим подходом к структуре простого предложения.


5.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература:

  1. Русский язык: учебник для студ. высш. учебных заведений / Л. Л. Касаткин [и др.] – Москва : Академия, 2008.

  2. Курышева, М. В. Русский язык : синтаксический анализ словосочетания и простого предложения / М. В. Курышева. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2009.

  3. Курышева, М. В. Русский язык : синтаксический анализ сложного предложения / М. В. Курышева. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2007.


6.2. Дополнительная литература:

  1. Белошапкова, В. А. Современный русский язык: синтаксис / В. А. Белошапкова. – Москва : Просвещение, 1989.

  2. Бабенко, Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов / Л. Г. Бабенко. – Москва : Академический проект, 2004.

  3. Попов, Р. Н. Современный русский язык / Р. Н. Попов [и др.] – Москва : Просвещение, 1978.

  4. Прияткина, А. Ф. Синтаксис осложненного предложения / А.Ф. Прияткина. – Москва, 1990.

  5. Репкин, В. В. Русский язык: учебные материалы – хрестоматия / В. В. Репкин. – Томск : Пеленг, 1999.

  6. Лекант, П. А. Синтаксис простого предложения / П. А. Лекант. – Москва : Высшая школа, 1986.

  7. Ковтунова, И. И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения / И. И. Ковтунова. – Москва, 1976.

  8. Русский язык: учебник для студентов пед. институтов по специальности № 2122 «Педагогика и методика начального обучения» в 2-х частях. – Ч.2. – Москва,1989.

  9. Сборник тренировочно-контрольных упражнений по современному русскому языку. Выпуск 4. Синтаксис. – Москва : Просвещение, 1989.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины


  1. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2000 - . – Режим доступа: http://www.nlr.ru:8101/

  2. Научная библиотека МГУ им. М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2000 - . – Режим доступа: http://www.lib.msu.su/

  3. Научная библиотека национального исследовательского Томского государственного университета [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Томск, 1998 – . – Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru.

  4. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех http://www.gramota.ru/

  5. Культура письменной речи http://gramma.ru/

  6. http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50/

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница