Рабочая программа учебной дисциплины б в. 18 Адаптивное физическое воспитание и адаптивный спорт трудоемкость 2 зачетные единицы



Скачать 274.34 Kb.
Дата26.06.2016
Размер274.34 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Утверждаю

Декан ФФКиС

_________________ О.В. Смирнов

«____» ____________ 2011 года


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б.3.В.18

Адаптивное физическое воспитание и адаптивный спорт
ТРУДОЕМКОСТЬ – 2 зачетные единицы

Направление подготовки 034300.62 «Физическая культура»

Профиль подготовки: Физкультурное образование

Квалификация (степень) выпускника бакалавр



  1. Цель дисциплины:

- дать общее представление о структуре, содержании, специфике адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта;

- способствовать формированию личности будущего бакалавра физической культуры, повышению его общей и профессиональной культуры;



- ознакомить бакалавров с основами государственной политики в области адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта, раскрыть сущность, структуру, социальные функции, конкретизируя объект, предмет, задачи, средства физической культуры.


  1. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «Адаптивное физическое воспитание и адаптивный спорт» относится к вариативной части ФГОС ВПО дисциплины по выбору студента. Учебная дисциплина представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику адаптивной физической культуры. При изучении дисциплины прослеживается логическая и содержательно-методическая взаимосвязь с другими дисциплинами: «Теория и методика спортивной тренировки», «Спортивная медицина и лечебная физическая культура», «Медико-биологические проблемы в спорте».

Этот курс знакомит студентов со следующими основными понятиями:

- АФК - интегративная наука, включающаяся в себя как минимум три крупных области знания – физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику;

- история становления и развития АФК;

- сфера профессиональной деятельности;

- цель АФК - социализация или ресоциализация личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом эмоциями, чувствами, а не только их лечение с помощью тех или иных физических упражнений;

- принципы, задачи, методы и средства АФК, содержание различных компонентов (видов) АФК;

- особенности деятельности занимающихся и специалистов в этой области.
3. Требования к уровню освоения программы:

В результате освоения дисциплины у обучающихся должны сформироваться общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-5);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- знание истории, закономерностей, функций, принципов, средств и методов отечественной и зарубежной систем адаптивной физической культуры, их роли и места в общей системе физической культуры (ПК – 1);

- умение проводить профилактическую работу по недопущению негативных социальных явлений в жизни лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК – 15).

- знание отечественного и зарубежного опыта адаптивной физической культуры (ПК-2).

- знание основ эргономики и возможностей приспособления (адаптации) внешней среды для реализации основных видов жизнедеятельности человека с отклонениями в состоянии здоровья (самообслуживание, профессиональная деятельность, спорт и др.) (ПК-30). –

- готовность обеспечивать подготовку и работу необходимого оборудования и организовывать судейство соревнований по различным видам адаптивного спорта (ПК-42).
В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- основы формирования профессионального мастерства преподавателей в области адаптивной физической культуры и инструкторов адаптивной физической культуры;

- особенности работы с лицами с отклонениями в состоянии здоровья;

- различия и основное содержание видов адаптивной физической культуры;

- историю становления, современное состояние и перспективы развития адаптивной физической культуры.
Студент должен уметь:

- грамотно и умело применять на практике сформированные навыки и умения по работе с лицами с отклонениями в состоянии здоровья;

- корректно выражать и аргументировано обосновывать положения предметной области знаний;

- применять методы педагогического контроля и контроля качества обучения.


В результате изучения курса студенты должны владеть:

- основными понятиями адаптивной физической культуры;

- необходимыми навыками и умениями контакта с лицами с различными отклонениями в состоянии здоровья, методами обучения их двигательным действиям.

-

Учебная работа проводится в форме лекций, практических занятий, интерактивных занятий, самостоятельной работы, промежуточного тестирования.



Виды промежуточного контроля – ежемесячная рейтинговая оценка выполнения учебной программы и тестирование.

Вид итогового контроля – зачет в форме собеседования.


4. Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы и виды учебной работы

Виды учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

72 часа


Распределение по семестрам
(в соответствии с учебным планом) 72 часа

Семестр 2

Аудиторные занятия

42

42

Лекции

21

21

Практические занятия

21

21

Семинары







Лабораторные работы







Другие виды аудиторных работ







Другие виды работ







Самостоятельная работа

30

30

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







Расчетно-графические работы







Формы текущего контроля

рейтинг

рейтинг

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

зачет

зачет



5. Содержание программы учебной дисциплины

5.1. Содержание учебной дисциплины


п/п


Наименование

раздела дисциплины (темы)



Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа

(час)


Всего

Лекции

Практи-

ческие


(семи-

нары)


Лабора-торные

В т.ч. интер

активные формы обучения

(не менее

20%)


1.

Понятие адаптивной физической культуры и ее виды

6

4

2







4

2.

Предмет и задачи адаптивного физического воспитания

6

2

4







2

3.

Организация адаптивного физического воспитания

14

7

7




4

4

4.

Классификация средств и методов адаптивного физического воспитания

4

2

2







8

5.

Адаптивный спорт

10

4

6




4

10

6.

Паралимпийские игры

2

2










2

Итого:

42/1,2

зач. ед.

21

21




8/19%

30


5.2. Содержание разделов дисциплины
1. Понятие адаптивной физической культуры и ее виды.

Понятие «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура». АФК - как интегративная наука. АФК как учебная дисциплина и область социальной практики. Критерии выделения компонентов (видов) АФК. Основные компоненты (виды) АФК. Характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в АФК. Требования к профессиональным качествам специалистов по АФК, требования к личности специалиста по АФК.

Адаптивное физическое воспитание. Отличительные черты адаптивного физического воспитания. Междисциплинарная команда специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; роль и место специалиста по адаптивной физической культуре в этой команде.

Адаптивная двигательная рекреация. Отличительные черты адаптивной двигательной рекреации.

Адаптивный спорт Отличительные черты адаптивного спорта. Креативные виды адаптивного физического воспитания и экстремальные виды адаптивной физической культуры и их отличительные черты.

2. Предмет и задачи адаптивного физического воспитания.

Основная задача адаптивного физического воспитания - формирование у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья осознанного отношения к своим функциональным возможностям. Адаптивное физическое воспитание - как вид адаптивной физической культуры. Коррекционно-компенсаторная направленность работы с инвалидами. Оздоровительные и воспитательные задачи работы с инвалидами и их специфика. Воспитание основных физических качеств инвалидов (силы, ловкости, быстроты и выносливости). Особенности задач по формированию двигательных умений и навыков в работе с инвалидами. Специальные коррекционные задачи, направленные на компенсацию основного дефекта.



3. Организация адаптивного физического воспитания.

Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Организация адаптивного физического воспитания в образовательных учреждениях системы образования и системы социального обеспечения. Высшие учебные заведения для инвалидов Министерства образования РФ. Адаптивное физическое воспитание - важнейший компонент содержания высшего профессионального образования инвалидов. Организация адаптивного физического воспитания в домах ребенка. Организация адаптивного физического воспитания для лиц с отклонением здоровья в специальных (медицинских) в дошкольных, школьных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. Организация адаптивного физического воспитания в классах с контингентом детей с отклонениями в развитии, интегрированных в массовые школы.



4. Классификация средств и методов адаптивного физического воспитания.

Классификация средств адаптивного физического воспитания: по проявлению двигательных способностей; по биомеханическому признаку; двигательные действия смешанного характера, включающие упражнения циклического и ациклического характера; по исторически сложившимся средствам физического воспитания; Организационные методы: индивидуальный, групповой, индивидуально-групповой, самостоятельных занятий. Спортивно-педагогические методы: строго регламентированные упражнения, игровой, соревновательный.



5. Адаптивный спорт.

Главная цель адаптивного спорта — социализация инвалидов и лиц с от­клонениями в состоянии здоровья и повышение уровня качества жизни через участие в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, стремление к максимально возможной самореализации в одном из видов адаптивного спорта. Основные задачи адаптивного спорта: 1) достижение максимального (ре­кордного) результата в конкретном виде адаптивного спорта; 2) овладение вы­соким уровнем спортивного мастерства, формирование спортивной культуры инвалидов, приобщение их к историческому опыту в данной сфере; 3) освоение мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры; 4) освоение новых социальных ролей и функций, рас­ширение круга лиц для осуществления коммуникативной деятельности; 5) по­вышение уровня качества их жизни и др. Ведущие функции адаптивного спорта: соревновательная, развивающая, учебно-познавательная, воспитательная, ценностно-ориентационная, творче­ская, профилактическая, функция самовоспитания, престижная, интегративная. Ведущие принципы - социальные: социализации, интеграции, приори­тетной роли микросоциума; обшеметодические: сознательности и активности, систематичности, доступности, научности; специально-методические: индиви­дуализации, диагностирования, адекватности, оптимальности и вариативности. Классификация видов адаптивного спорта, рекомендации по их ис­пользованию инвалидами различных нозологических групп. Принципы спортивно-медицинской классификации спортсменов-параолимпийцев. Процедуры и порядок проведения классификаций. Классификация спортсменов на классы в рамках конкретных нозологиче­ских профилей («ампутанты», «спинальники», лица с последствиями цереб­ральных параличей, незрячие и др.). Требования к участникам соревнований по конкретным видам спорта.

Цель, принципы, содержание игр Специальной Олимпиады (СО) для лю­дей с нарушениями интеллекта и виды спорта. Правило формирования «дивизионов» - важнейшее условие реализации философии игр Специальной Олимпиады. Награждение участвующих в соревнованиях. Требования к этой церемо­нии. Клятва специальных спортсменов, символы Специального Олимпийского движения. Основные программы этого движения: «специальная олимпиада», «объе­диненный спорт», «тренировка двигательной активности», «партнерские клу­бы» и др. Обучающие семинары по адаптивному физическому воспитанию, прово­димые «Спешиал Олимпикс Интернэшнл». Спорт глухих и слабослышащих спортсменов, сходство и различия со спортом здоровых людей. Всемирные Олимпийские игры глухих (Тихие игры) как пример круп­нейших соревнований для инвалидов данной нозологической группы.

6. Паралимпийское движение.

Паралимпийское движение – основное направление развития адаптивного спорта. Спортивная тренировка – главное звено паралимпийских видов спорта. Факторы, определяющие ведущие положения паралимпийского движения в мире. Цели, принципы, задачи спортивной тренировки в паралимпийском движении. Виды подготовки спортсменов-паралимпийцев. Построение спортивной тренировки спортсменов. Основные параолимпийские виды спорта, входящие в программы летних и зимних игр.


5.3. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1.Основная литература


1. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник для вузов.- т.1/под ред. С.П. Евсеева.- М : Сов. Спорт, 2007.- 291 с.

2. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник для вузов.- т.2/под ред. С.П. Евсеева.- М: Сов. Спорт, 2007.- 448 с.

6.2. Дополнительная литература


  1. Адаптивное физическое воспитание: учебное пособие / Нарзулаев С. Б. [и др.]. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2001. – 177 с.

  2. Бабенкова, Р. Д. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе / Р. Д. Бабенкова, С. Ю. Юровский, Б. И. Захарин. — М. : Просвещение, 1997.

  3. Велитченко, В. К. Физкультура для ослабленных детей / В. К. Велитченко. - М. : Терра-Спорт, 2000.

  4. Горская, И. Ю. Координационные способ­ности школьников с нарушением интеллекта: учебное пособие / И. Ю. Горская, Т. В. Синельникова. — Омск : СибГАФК, 1999.

  5. Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. А. Дмитриев. — М. : Академия, 2002.

  6. Евсеев, С. П. Адаптив­ная физическая культура и функциональное состояние инвалидов / С. П. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло, О. В. Морозова, А. С. Солодков. - СПб., 1996.

  7. Мозговой, В. М. Методические реко­мендации по организации физического воспитания во вспомогательной школе / В. М. Мозговой, А. А. Дмитриев, А. С. Самыличев. - М.,1996.

  8. Черник, Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе: учебное пособие / Е. С. Черник. - М., 1997.

  9. Шапкова, Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методиче­ские рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим заняти­ям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Л. В. Шапкова; под ред. проф. С. П. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2001. - 152 с.

  10. Шапкова, Л. В. Функции адаптивной физической культуры: учебное пособие / Л. В. Шапкова. - СПб. : СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. - 82 с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины:

Электронные ресурсы



  1. Организации инвалидов России и стран СНГ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:perspektiva - inva.ru

  2. Первый Российский Интернет - портал для инвалидов [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.disability.ru

  3. "Путь к независимой жизни [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.wil.ru

  4. Федеральный закон о социальной защиты инвалидов в РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?re

  5. Российский общеобразовательный портал

  6. http://www.school.edu.ru

  7. Российский образовательный форум http://www.schoolexpo.ru

  8. Википедия: свободная многоязычная энциклопедия

  9. http://ru.wikipedia.org

  10. Инновационная образовательная сеть «Эврика»


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Может включать в себя, для реализации ООП, компьютерные классы и учебные аудитории, оборудованные мультимедийными демонстрационными комплексами.

Учебная и научная деятельность студентов по освоению дисциплины сопровождается:


  • работой с печатными изданиями – периодикой, фрагментами нормативно-правовых документов и научно-практических материалов;

  • презентациями по различным аспектам адаптивного физического воспитания.



№ п/п

Наименование раздела (темы) учебной дисциплины

Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, использу-емых с целью демонстрации материалов

1.

Понятие адаптивной физической культуры и ее виды

Презентация

PowerPoint



мультимедийная установка

2

Предмет и задачи адаптивного физического воспитания

Презентация

PowerPoint



мультимедийная установка

3.

Организация адаптивного физического воспитания

Презентация

PowerPoint



мультимедийная установка

4.

Классификация средств и методов адаптивного физического воспитания

Презентация

PowerPoint



мультимедийная установка

5.

Адаптивный спорт

Презентация

PowerPoint



мультимедийная установка

6.

Паралимпийские игры

Презентация

PowerPoint



мультимедийная установка


7. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины
7.1. Методические рекомендации преподавателю

Профессиональная компетенция будущих бакалавров по «Физической культуре» обеспечивается лекционно-практическим курсом. Основным результатом освоения дисциплины является сформированная готовность выпускника осуществлять педагогическую деятельность с использованием всего арсенала знаний и умений в выбранной специальности.

На сегодняшний день в мире и России накоплен богатый теоретический и практический опыт по всем компонентам адаптивной физической культуры, организации обучения, воспитания, реабилитации лиц, с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

Статус дисциплины «Адаптивное физическое воспитание и адаптивный спорт» призван подготовить студентов к осмысленному освоению знаний, получению необходимых навыков и компетенций для работы с лицами с отклонениями в состоянии здоровья.

Изучение дисциплины «Адаптивное физическое воспитание и адаптивный спорт» основано на системном подходе и учитывает междисциплинарный характер учебного материала. Основным результатом освоения курса является сформированное мышление студента, предполагающее свободное оперирование методическими понятиями, понимание реальных ситуаций, владение различными умениями и навыками в практической деятельности.

Экзамены проводятся по билетам (подписанным зав. кафедрой) в устной или письменной форме или в форме конференции по заранее полученным темам, для подготовки реферата. На экзамене студент делает доклад по теме реферата и отвечает на 3 вопроса по курсу предмета.

Экзаменатор имеет право задавать студентам вопросы сверх билета: помимо теоретических вопросов давать задачи и примеры в рамках рабочей программы. Экзамен принимается лектором данного потока.

Во время экзамена студента с разрешения экзаменатора, могут пользоваться наглядными пособиями.


7.2. Методические рекомендации студентам

Основная цель курса – дать будущим бакалаврам по Физической культуре необходимые знания об основах государственной политики, средствах и методах, применяемых в области адаптивной физической культуры, организации адаптивного физического воспитания.

В ходе самостоятельной работы студенту, в первую очередь, следует изучить материал, представленный в рекомендованной кафедрой и/или преподавателем учебной основной и дополнительной литературе. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в библиографический список включены не только базовые учебники, но и более углубленные источники по каждой теме курса. Последовательное - от простого к сложному - изучение предмета позволяет студенту сформировать устойчивую теоретическую базу.
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
8.1. Тематика рефератов (докладов, эссе):

не предусмотрено



8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся:

  1. Особенности основных видов адаптивной физической куль­туры (адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации и адаптивной физической реабилитации).

  2. Понятие об основных группах (классах) инвалидов по существующим классификациям.

  3. Раскройте содержание одной из функций адаптивного физического воспитания.

  4. Раскройте содержание одного из социальных принципов адаптивного физического воспитания.

  5. Какая группа задач является основной в адаптивном физическом воспитании?

  6. Методы, использующиеся в адаптивном физическом воспитании.

  7. Влияние адаптивного физического воспитания на формирование здорового образа жизни инвалидов.

  8. Тренажеры и технические средства, используемые в адаптивном физическом воспитании.

  9. Основные закономерности развития физических качеств и способно­стей у лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

  10. Развитие и совершенствование силовых способностей у инвалидов различных нозологических групп.

  11. Развитие и совершенствование скоростных способностей у инвалидов различных нозологических групп.

  12. Развитие и совершенствование координационных способностей у ин­валидов различных нозологических групп.

  13. Развитие и совершенствование выносливости у инвалидов различных нозологических групп. Развитие и совершенствование гибкости у инвалидов различных но­зологических групп.

  14. Зимние виды адаптивного спорта.

  15. Летние виды адаптивного спорта.

  16. История возникновения и этапы становления адаптивного спорта.

  17. История возникновения и этапы становления специальной олимпиады.

  18. История возникновения и этапы становления адаптивного спорта в России.


8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз:


  1. Почему адаптивное физическое воспитание рассматривается как интегративная наука?

  2. С чем можно связать повышение интереса к адаптивному физическому воспитанию в современном мире?

  3. Почему адаптивный спорт рассматривается как фактор гармоничного развития личности?

  4. Какие методы можно применить для организации деятельности лиц с ограниченными возможностями в адаптивном спорте?

  5. В чем сходство и в чем различие разных функций спорта для лиц с ограничениями в состоянии здоровья?

  6. В чем выражается деятельностный подход к обучению адаптивной физической культуре?

  7. Каковы причины появления компетентностного подхода в образовании и его проявления в адаптивном воспитании?

  8. Раскройте сущность понятий "компетенция" и компетентность". Покажите связь адаптивного физического воспитания с государственными образовательными стандартами.

  9. Что характеризует основное направление разработки государственных стандартов нового поколения в адаптивном физическом воспитании?

  10. Назовите сферы, где в профессиональной деятельности бакалавра в области физической культуры и дополнительного образования будет необходимо знание основ адаптивного физического воспитания.

  11. Как вы понимаете возможность социализации или ресоциализации личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья с помощью адаптивного физического воспитания?

  12. Как занятия адаптивным спортом могут повлиять на формирование здорового образа жизни инвалидов?


8.4. Примеры тестов:

1. Адаптивное физическое воспитание-это:

А) целенаправленное и систематическое взаимодействие субъектов воспитательного процесса;

Б) относительно устойчивая, достаточно осознанная.система представлений человека о себе как о субъекте своей жизни и труда, на основе которой он строит взаимодействия с другими, осуществляет свою деятельность и поведение;

В) процесс, направленный на обучение движения и воспитание физических качеств человека.

2. Педагогически организованный процесс передачи и усвоения ценностей физической культуры лицам с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов называется:

а – адаптивным физическое воспитание; б- адаптивным физическим образованием; в – физическим совершенствованием.

3. Что относится к средствам физического воспитания:

а – подвижные игры, гимнастика, спортивные игры, туризм, плавание, лыжная подготовка; б – солнце, воздух и вода; соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания, отдыха; в – физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.

4. Какое понятие подчеркивает прикладную направленность адаптивного физического воспитания к трудовой или иной деятельности:

а – физическая подготовка; б- физическая культура; в – физическое совершенство; физическое состояние.

5. Адаптивное физическое воспитание:

а – способ повышения работоспособности и укрепления здоровья; б- процесс выполнения физических упражнений; в – способ освоения ценностей, накопленных в сфере физической культуры; г – обеспечения уровня общефизической подготовки.

6. Укажите какие задачи решает адаптивное физическое воспитание:

1. адаптационные; 2. соревновательные; 3. оздоровительные; 4. методические; 5. двигательные; 6. воспитательные; 7. коррекционные; 8. профилактические; 9. компенсаторные; 10. лечебные.

7. Какое средство адаптивного физического воспитания является основным:

а – естественные силы природы; б – гигиенические факторы; в – физические упражнения.

8. Перечислите 5 видов спорта, которыми могут заниматься здоровые люди и люди с отклонениями в состоянии здоровья.

9. Назовите 3 вида адаптивного спорта, которым занимаются только люди с отклонениями в состоянии здоровья.

10. Как называются соревнования для людей с патологией зрения:

а – паралимпиада; б – сурдлимпийские игры; в- специальная олимпиада.

11. Как называются соревнования для людей с нарушением интеллекта:



а – паралимпиада; б – сурдлимпийские игры; в- специальная олимпиада.
8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации к зачету:

  1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура», «реабилитация». Предмет, цель, приоритетные задачи АФК.

  2. Адаптивное физическое воспитание. Понятие, цель, задачи, основные функции и принципы. Отличительные черты АФВ.

  3. Адаптивный спорт. Понятие, цель, задачи, основные функции и принципы. Отличительные черты адаптивного спорта.

  4. Адаптивная физическая реабилитация. Понятие, цель, задачи, ведущие функции и принципы.

  5. Адаптивная двигательная рекреация. Понятие, цель, задачи, ведущие функции и принципы. Отличительные черты АДР.

  6. Креативные и экстремальные виды АФК. Цели и задачи креативных и экстремальных видов АФК, ведущие функции и принципы, отличительные черты.

  7. Возможности коррекции сенсорных систем, интеллекта, функций опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, речи с помощью физиче­ских упражнений.

  8. Задачи компенсации функций пораженного органа или деятельности какой-либо системы. Их решение в адаптивном физическом воспитании.

  9. Особенности образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в адаптивном физическом воспитании.

  10. Типичные нарушения двигательной сферы лиц с отклонениями в со­стоянии здоровья.

  11. Организация адаптивного физического воспитания в России.

  12. Между­народный опыт организации адаптивного физического воспитания

  13. Всестороннее воспитание личности средствами и методами адаптив­ного физического воспитания.

  14. Умственное (интеллектуальное) воспитание на занятиях по адаптив­ному физическому воспитанию.

  15. Нравственное воспитание на занятиях по адаптив­ному физическому воспитанию

  16. Эстетическое воспитание на занятиях по адаптив­ному физическому воспитанию.

  17. Средства адаптивного физического воспитания. Характеристика основ­ных групп.

  18. Методы, адаптив­ного физического воспитания, используемые в ком­плексной реабилитации.

  19. Методы обучения двигательным действиям в адаптивном физическом воспитании.

  20. Методы развития физических качеств и способностей в адаптивном физическом воспитании.

  21. Структура процесса формирования двигательных действий с задан­ным результатом.

  22. Классификация приемов физической помощи и страховки занимаю­щихся.

  23. Классификация тренажеров, применяемых для обучения физическим упражнениям в адаптивном физическом воспитании.

  24. Основные закономерности развития физических качеств и способно­стей.

  25. Педагогические принципы развития физических способностей.

  26. Физическая нагрузка и отдых — структурные основы развития и со­вершенствования индивидуальных физических способностей инвалида.

  27. Развитие и совершенствование силовых способностей у инвалидов различных нозологических групп.

  28. Развитие и совершенствование скоростных способностей у инвалидов различных нозологических групп.

  29. Развитие и совершенствование координационных способностей у ин­валидов различных нозологических групп.

  30. Развитие и совершенствование выносливости у инвалидов различных нозологических групп.

  31. Развитие и совершенствование гибкости у инвалидов различных но­зологических групп.

  32. Индивидуальная программа реабилитации инвалидов — основная предпосылка планирования в адаптивной физической культуре.

  33. Виды планирования в адаптивном физическом воспитании (перспектив­ное, этапное, текущее).

  34. Ведущие функции и принципы адаптивного физического воспитания.

  35. Формы организации адаптивного физического воспитания.

  36. Ведущие функции и принципы адаптивного спорта.

  37. Параолимпийское движение инвалидов как модель спорта здоровых спортсменов.

  38. Классификация видов адаптивного спорта.

  39. Цель, принципы, содержание игр Специальной Олимпиады (СО) для лю­дей с нарушениями интеллекта и виды спорта.

  40. Спорт глухих и слабослышащих спортсменов, сходство и различия со спортом здоровых людей. Всемирные Олимпийские игры глухих (Тихие игры).

  41. Показания и противопоказания к занятиям АФК и адаптивным спортом.


8.6. Темы для написания курсовой работы

Курсовые работы не предусмотрены учебным планом.


8.7. Формы контроля самостоятельной работы

В виде докладов, сообщений, устного или письменного опроса.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300.62 «Физическая культура»
Рабочая программа учебной дисциплины составлена:
профессором кафедры адаптивной физической культуры _________
И.И. Диамант
Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры адаптивной физической культуры
протокол № от « » 2012 г.
Декан ФФКиС ___________________ О.В. Смирнов

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией факультета физической культуры и спорта ТГПУ

Протокол № ______ от «______» ________________ 2012 года

Председатель методической комиссии

факультета физической культуры и спорта ТГПУ ______________
Л.П. Канакова
Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины
Дополнения и изменения в рабочую программу учебной дисциплины Б.3.В.18

«Адаптивное физическое воспитание и адаптивный спорт» на 2013-2014 учебный год.

.
В рабочую программу учебной дисциплины Б.3.В.18 «Адаптивное физическое воспитание и адаптивный спорт» вносятся следующие изменения:

1. П. 6.3 - расширен перечень адресов Веб ресурсов, которые полезно посетить при изучении дисциплины

1.http://www.eurekanet.ru

2.Центр дистанционного образования «Эйдос»

Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины утверждено на заседании кафедры адаптивной физической культуры
Протокол № ________ от «__________» ____________2013 года

Зав. кафедрой, д.м.н., проф. _____________________ И.И. Диамант


Изменения рабочей программы учебной дисциплины одобрены методической комиссией факультета физической культуры и спорта ТГПУ

Протокол № ___________ от «_________» __________________ 2013 года

Председатель методической

комиссии факультета

физической культуры и спорта ТГПУ _____________________ Л.П. Канакова

Согласовано:

Декан ФФКиС ___________________________ О.В. Смирнов



Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины
Дополнения и изменения в рабочую программу учебной дисциплины Б.3.В.18

«Адаптивное физическое воспитание и адаптивный спорт» на 2014-2015 учебный год.

В рабочую программу учебной дисциплины Б.3.В.18 «Адаптивное физическое воспитание и адаптивный спорт» вносятся следующие изменения в список основной литературы:

1. Теория и организация адаптивной физической культуры.:учебник для вузов : в 2 т./под общ. ред. С. П. Евсеева.-3-е изд., стереотип.-М.:Советский спорт. Т. 1:Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры.-2010.-290 с.

в список дополнительной литературы:


  1. Адаптивное физическое воспитание: учебное пособие / Нарзулаев С.Б. [и др.]. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2001. – 177 с.

  2. Веневцев, С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта [Текст]:[методическое пособие]/С. И. Веневцев.-2-е изд., доп. и испр.-М.:Советский спорт,2004.-90с.

  3. Велитченко, В. К. Физкультура для ослабленных детей:Методическое пособие для дошкольных, общеобразовательных и дополнительных образовательных учреждений/В. К. Велитченко.-М.:Терра-Спорт,2000.-165 с.

  4. Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании:Учебное пособие/А. А. Дмитриев.-М.:Академия,2002.-176 с.

  5. Ростомашвили, Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития [Текст]:учебное пособие для вузов/Л. Н. Ростомашвили.-М.:Советский спорт,2009.-222 с.

Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины утверждено на заседании кафедры адаптивной физической культуры


Протокол № ________ от «__________» ____________2014 года

Зав. кафедрой, д.м.н., проф. _____________________ И.И. Диамант


Изменения рабочей программы учебной дисциплины одобрены методической комиссией факультета физической культуры и спорта ТГПУ

Протокол № ___________ от «_________» __________________ 2014 года

Председатель методической

комиссии факультета



физической культуры и спорта ТГПУ _____________________ Л.П. Канакова
Согласовано:

Декан ФФКиС ___________________________ А.В. Белоусов


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница