Рабочая Программа учебной дисциплины б в. 23. Психология девиантного поведения трудоемкость



Скачать 372.53 Kb.
Дата07.06.2016
Размер372.53 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

________________________

декан факультета

«___» ___________ 20__ года


рабочая Программа учебной дисциплины
Б.3.В.23. ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Трудоемкость (в зачетных единицах)__6__

Направление подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование
Профиль Психология и социальная педагогика
Квалификация (степень) выпускника бакалавр

1. Цели изучения дисциплины
Целью учебной дисциплины «Психология девиантного поведения» является формирование целостного представления о современном состоянии проблемы отклоняющегося поведения личности и знакомство с основными причинами девиантного поведения, формами его проявления и способами психолого-педагогической и психотерапевтической коррекции.

Для достижения цели предполагается решение следующих задач:



  • Охарактеризовать отклоняющееся поведение, девиантное поведение как психолого-педагогическую проблему;

  • Рассмотреть методы диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения;

  • Отработать практические навыки разработки и проведения коррекционных и профилактических программ по проблеме отклоняющегося поведения в подростковой среде;

  • Раскрыть основные меры профилактики и коррекции девиантного поведения в условиях образовательных учреждений;

  • Охарактеризовать нормативно-правовую базу профилактической и коррекционной работы педагога с трудными подростками и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Психология девиантного поведения» включена в базовую часть профессионального цикла дисциплин. Программа курса разработана для студентов профессионально-образовательного профиля «Психология и социальная педагогика», чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Ее изучению предшествовало освоение дисциплин: «Теория обучения и воспитания», «Общая и экспериментальная психология», «История психологии», «Педагогическая психология» «Социальные службы, учреждения и организации», «Социальная педагогика» в рамках которых у студентов должно сформироваться общее представление о причинах девиантного поведения, о мерах его профилактики и коррекции в условиях различных типов образовательных учреждений.

Предполагается личностное развитие студентов, что будет способствовать формированию культуры умственного труда, самообразованию, успешному овладению и осуществлению ими учебной и профессиональной деятельности.

Для освоения настоящей дисциплины студенты должны быть готовы к работе с литературными и Интернет-источниками.
3. Требования к уровню освоения программы

В результате изучения учебной дисциплины «Психология девиантного поведения» должны формироваться следующие общекультурные компетенции (ОК):



  • способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

  • владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

  • готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

профессиональные компетенции (ПК):

  • способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

  • способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

  • способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2);

  • готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства (ПКСП-5);

  • владеет методами социальной диагностики (ПКСП-6).

В результате изучения курса студент должен



знать:

  • значение понятий «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение», «социальная норма», «девиация»;

  • основные подходы к классификации видов отклоняющегося поведения;

  • нормативно-правовую базу, необходимую для разработки программ по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения.

уметь:

  • адекватно выбирать формы и методы психокоррекции отклоняющегося поведения;

  • проводить диагностику отклоняющегося поведения;

владеть:

  • навыками проведения психологического консультирования по проблемам отклоняющегося поведения в различных типах образовательных учреждений;

  • методиками диагностики и коррекции девиантного поведения личности.


4. Общая трудоемкость дисциплины ___6___ зачетных единиц и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость в соответствии с учебным планом (час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом) (час)

Всего 108

3 семестр

Аудиторные занятия

38

38

Лекции

-

-

Практические занятия

38

38

Семинары




-

Лабораторные работы

-

-

Другие виды аудиторных работ

-

-

Занятия в интерактиве

10

10

Самостоятельная работа

70

70

Курсовой проект (работа)

-

-

Реферат

-

-

Расчётно-графические работы

-

-

Формы текущего контроля

-

-

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен – 3 сем.

Экзамен


5. Содержание учебной дисциплины
5.1. Содержание разделов учебной дисциплины

п/п


Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

лекции

практичес-кие

занятия


занятия в

интер-активе



СРС

1

Раздел 1. Теоретико-методологические основы проблематики отклоняющегося поведения




2

Отклоняющееся поведение: понятие, типология, детерминация

-

2

-

4

3

Типы девиантного поведения и классификация видов отклоняющегося поведения

-

2

1

4

4

Социальная норма и социальные отклонения

-

2

1

4

5

Методы изучения девиантного поведения

-

2

1

4

6

Девиантология в системе гуманитарного знания

-

1

-

4

7

Раздел 2. Теории девиантного поведения




8

Теории девиантного поведения: биологические, социологические, психологические

-

4

-

4

9

Раздел 3. Психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения личности



10

Индивидуально-психологические особенности лиц, склонных к отклоняющемуся поведению

-

2

2

4

11

Агрессивное поведение как вид девиации

-

2

-

4

12

Делинквентное поведение

-

1

-

4

13

Зависимое поведение как вид девиации

-

2

-

4

14

Суицидальное поведение как вид девиации

-

2

2

4

15

Новые (неклассические) виды девиантного поведения

-

1

-

4

16

Раздел 4. Социально-психологическое воздействие на личность, отличающейся девиантным поведением




17

Превенция и интервенция отклоняющегося поведения личности

-

2

-

4

18

Психолого-педагогическая профилактика и коррекция отклоняющегося поведения личности

-

6

2

4

19

Раздел 5. Технологии социальной работы с лицами девиантного поведения




20

Социальная работа с лицами девиантного поведения как вид социального контроля




2

1

4

21

Социальная работа с детьми из неблагополучных семей

-

2

-

4

22

Технология помощи созависимым

-

1

-

2

23

Социальная работа с лицами, вовлеченными в проституцию

-

1

-

2

24

Технология социальной работы с жертвами насилия

-

1

-

2




Всего часов




38

10

70


6.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Теоретико-методологические основы проблематики отклоняющегося поведения

Тема 1. Отклоняющееся поведение: понятие, типология, детерминация.

Практический блок (2 ч.). Цель и задачи курса. Поведение как психологическая категория и как свойство индивида. Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение». Понятие «отклоняющееся поведение». Статистический критерий. Качественно-количественная оценка. Психопатологический критерий. Социально-нормативный критерий. Индивидуально-психологический критерий. Отклоняющееся поведение подростков как психолого-педагогическая проблема.

Тема 2. Типы девиантного поведения и классификация видов отклоняющегося поведения.

Практический блок (2 ч.). Типы девиантного поведения. Делинквентное поведение. Аддиктивное поведение. Патохарактерологическое поведение. Проблема классификации поведенческих отклонений. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения. Медицинская классификация поведенческих расстройств. Сравнительная характеристика поведенческих феноменов. Подходы к классификации отклоняющегося поведения подростков.

Тема 3. Социальная норма и социальные отклонения.

Практический блок (2 ч.). Понятие «социальная норма». Нормы в психологии. Виды социальных норм и механизмы их регулирования. Социальные отклонения.

Тема 4. Методы изучения девиантного поведения.

Практический блок (2 ч.). Общеметодологические принципы изучения отклоняющегося поведения. Методы изучения отклоняющегося поведения.

Тема 5. Девиантология в системе гуманитарного знания.

Практический блок (1 ч.). Девиантология и социология. Девиантология и философия. Девиантология и социальная психология. Девиантология и криминология.
Раздел 2. Теории девиантного поведения

Тема 6. Теории девиантного поведения: биологические, социологические, психологические.

Практический блок (4 ч.). Биологические теории девиантности (Ч. Ломброзо. Близнецовый метод. Конституциональные теории. Хромосомная теория. Эндокринная теория. Социологические теории девиантности (Э. Дюркгейм. Теория социального напряжения. Субкультурная теория. Теория конфликта. Теория приклеивания ярлыков. Теория стигматизации). Психологические теории (Классический и современный психоанализ. З. Фрейд. Аналитическая психология Юнга. Индивидуальная психология Адлера. Ф. Риман. Э. Фромм. Гуманистическая психология. К. Роджерс.).
Раздел 3. Психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения личности

Тема 7. Индивидуально-психологические особенности лиц, склонных к отклоняющемуся поведению.

Практический блок (2 ч.). Поведенческие нарушения, обусловленные возрастными особенностями трудных подростков. Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения, мотивы и потребности подростков. Характерологические особенности трудных подростков.

Тема 8. Агрессивное поведение как вид девиации.

Практический блок (2 ч.). Агрессия и агрессивное поведение. Содержание понятий: «агрессия», «агрессивное поведение», «агрессивность». Формы агрессии. Признаки агрессивного поведения. Условия формирования агрессивного поведения личности. Психологические теории, объясняющие агрессивное поведение. Возрастные и индивидуальные особенности личности склонной к агрессивному поведению. Агрессия и делинквентное поведение.

Тема 9. Делинквентное поведение.

Практический блок (1 ч.). Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности. Условия формирования делинквентного поведения. Противоправная мотивация. Антисоциальная личность.

Тема 10. Зависимое поведение как вид девиации.

Практический блок (2 ч.). Злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности. Группировка факторов риска возникновения химической зависимости: биологические факторы, психологические факторы, патопсихологические, социальные факторы. Значимость различных факторов риска в возникновении химической зависимости. Пищевая зависимость. Причины и факторы наркотизации. Формы злоупотребления наркотически действующими веществами.

Тема 11. Суицидальное поведение как вид девиации.

Практический блок (2 ч.). Определение понятий. Структура суицидального поведения. Типология суицидов. Концепции формирования суицидов. Суицидальная мотивация. Условия, способствующие суицидальному поведению.

Тема 12. Новые (неклассические) виды девиантного поведения.

Практический блок (1 ч.). Терроризм как девиантное поведение. Девиантное поведение с использованием компьютера и Интернета.
Раздел 4. Социально-психологическое воздействие на личность, отличающейся девиантным поведением

Тема 13. Превенция и интервенция отклоняющегося поведения личности.

Практический блок (2 ч.). Общая и специальная профилактика. Система социальной профилактики в России и основные направления ее совершенствования. Формы психопрофилактической работы. Организация социальной среды. Активное социальное обучение социально-важным навыкам. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Активизация личностных ресурсов. Минимизация негативных последствий девиантного поведения. Формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа.

Тема 14. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция отклоняющегося поведения личности.

Практический блок (6 ч.). Технологии профилактической деятельности. Подход распространения информации. Подход аффективного обучения. Подход предоставления альтернатив. Подход, основанный на обучении навыкам противостояния социальному давлению. Подход, основанный на развитии личностных и социальных навыков. Методы психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. Цели и принципы поведенческой коррекции. Стимулирование мотивации изменения поведения. Коррекция эмоциональных нарушений. Методы саморегуляции. Методы когнитивного переструктурирования. Методы угашения нежелательного поведения. Методы формирования позитивного поведения. Коррекционная программа: функции, задачи, методика составления и реализации. Оценка результативности. Индивидуальная и групповая коррекционные программы. Педагогическая коррекция трудновоспитуемости и педагогической запущенности подростков в учебно-воспитательном процессе. Методы и приемы педагогической коррекции трудновоспитуемости и педагогической запущенности подростков. Профилактическая и коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми и подростками в социуме.
Раздел 5. Технологии социальной работы с лицами девиантного поведения

Тема 15. Социальная работа с лицами девиантного поведения как вид социального контроля.

Практический блок (2 ч.). Технологии социальной работы как вид социальных технологий. Общие технологии сбора информации. Технологии конструирования целей и программы помощи. Технологии реализации программ для лиц девиантного поведения. Технология оценки эффективности воздействия на объект в рамках программы помощи.

Тема 16. Социальная работа с детьми из неблагополучных семей.

Практический блок (2 ч.). Семья как институт социализации. Социально-психологические характеристики неблагополучной семьи. Неблагополучная семья как фактор девиантного поведения. Направления, содержание и технологии социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике девиантного поведения детей.

Тема 16. Технология помощи созависимым.

Практический блок (1 ч.). Созависимость как деструктивное, саморазрушающее поведение. Причины, типы, фазы развития созависимости. Технология работы с созависимыми по программе «12 шагов».

Тема 17. Социальная работа с лицами, вовлеченными в проституцию.

Практический блок (1 ч.). Проституция: понятие и история. Основные характеристики современного этапа развития проституции в России и мире. Причины проституции и ее социальный контроль. Аутрич-технология работы с лицами, вовлеченными в проституцию

Тема 18. Технология социальной работы с жертвами насилия.

Практический блок (1 ч.). Понятие и виды насилия. Причины жестокого обращения. Жестокое обращение с детьми в семье. Превенция жестокого обращения с детьми в семье: зарубежный опыт. Технология социальной работы с детьми – жертвами домашнего насилия
5.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Основная литература по дисциплине:

  1. Гонеев, А. Д. Работа учителя с трудными подростками : учеб. пособие для вузов / А. Д. Гонеев, Л. В. Годовникова. Москва : Академия, 2008. 236 с.

  2. Управление социальными системами : социальная защита детства : учеб. метод. комплекс : справ. издание / И. А. Корнева. – Томск : Изд–во ТГПУ, 2008. – 348 с.

  3. Шипунова, Т. В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения : учеб. пособие для вузов / Т. В. Шипунова. – Москва : Академия, 2011. – 238 с.


6.2 Дополнительная литература по дисциплине:

  1. Баширова, Л. С. Социальная норма и девиация / Л. С. Баширова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2000. № 2. – С. 97100.

  2. Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы : уч. мет. пособие для вузов / В. Г. Бочарова. – Москва : Аргус, 1994. – 207 с.

  3. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога : учеб. пособие для студ. Вузов / Ю. В. Василькова. – Москва : Академия, 2002. – 268 с.

  4. Габдулхаков, В. Ф. О педагогических принципах профилактики девиантного поведения подростков / В. Ф. Габдулхаков, Г. Г. Чернышева, Ф. К. Зиннуров // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. – № 2. – С. 93–95

  5. Демакова, И. Положение ребенка в обществе / И. Демакова // Воспитательная работа в школе. 2004. №2. С. 1820.

  6. Дети группы риска в общеобразовательной школе / под ред. С. В. Титовой. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 237 с.

  7. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска / Н. Ф. Дивицына. – Москва : ВЛАДОС, 2008. 351 с.

  8. Зотов, М. В. Суицидальное поведение : механизмы развития, диагностика, коррекция / М. В. Зотов. – Санкт-Петербург. : Речь, 2006. – 144 с.

  9. Змановская, Е. В. Девиантология : (психология отклоняющегося поведения) : учебное пособие для вузов / Е. В. Змановская. – 4-е изд., испр. – Москва : Академия, 2007. – 287 с.

  10. Ждакаева, Е. И. Деструктивные детско-родительские отношения как фактор девиантного поведения подростков /Е. И. Ждакаева // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2010. – № 4. – С. 56–59.

  11. Карпунова, Н. М. Социально-педагогическая работа с дисфункциональной семьей в целях профилактики правонарушений подростков / Н. М. Карпунова // Воспитание школьников. 2010. № 4. C. 3945.

  12. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков : Диагностика. Профилактика. Коррекция : учеб. пособие / В. Т. Кондрашенко, С. А. Игумнов. – Москва : Аверсэв, 2004. – 365 с.

  13. Лаут, Г. В. Коррекция поведения детей и подростков : практическое руководство : учеб. пособие : в 2 т. / Г. В. Лаут, У. Б. Брак, Ф. Линдеркамп ; пер. с нем. В. Т. Алтухова ; науч. ред. А. Б. Холмогорова. Москва : Академия. – Т. 2 : Отклонения и нарушения. – 2005. – 349 с.

  14. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. вузов / Б. Н. Алмазов [и др.] ; под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. 4-е изд., стереотип.– Москва : Академия, 2007. – 189 с.

  15. Осипова, И. Государственная стратегия предотвращения социального сиротства / И. Осипова // Народное образование. – 2008. – № 6. – C. 46–50.

  16. Психология социальной работы : учеб. пособие для вузов / О. В. Александрова, О. Н. Боголюбова, Н. Л. Васильева и др.; под общ. ред. М. А. Гулиной. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – 350 с.

  17. Рябухин, С. Н. Детская безнадзорность и преступность несовершеннолетних как следствие социально-экономической трансформации российского общества / С. Н. Рябухин // Право и образование. – 2002. – № 1. – С. 13–19.

  18. Сараев, Н. В. Об эффективности профилактических мер общественно опасного поведения малолетних / Н. В. Сараев // Юристъ-Правоведъ. 2007. № 1. – С. 111113.

  19. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Степанов. – 7-е изд., перераб.и доп. – Москва : Академический Проект, 2004. – 560 с.

  20. Суицидология : уч. пособие для вузов / И. Л. Шелехов [и др.]; ГОУ ВПО СибГМУ.Томск : Издательство СибГМУ, 2011. 202 с.

  21. Терехина, В. Реализация прав детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях / В. Терехина // Социальная педагогика. 2004. № 1. С. 912.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочая программа, составленная преподавателем кафедры социальной педагогики ПФ; фонды библиотеки ТГПУ, методические рекомендации по организации изучения дисциплины, консультации преподавателя, а также интернет-ресурсы:



http://www.otrok.ru/index.htm - сайт Трудные дети

http://family.tomsk.gov.ru – сайт Департамента по вопросам семьи и детей Томской области

http://www.rfdeti.ru

http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Society/NGO/Social_Activities/Orphans/

www.unicef.ru

http://www.mon.gov.ru

http://www.un.org/russian

http://www.rg.ru

www.rosmintrud.ru

http://mhp-journal.ru/rus/NewsОфициальный сайт научного журнала «Методология и история психологии»

http://www.psyedu.ru/ – журнал «Психологическая наука и образование»

http://www.voppsy.ru/ – журнал «Вопросы психологии»

http://www.psyjournals.ru/kip/ – журнал «Культурно-историческая психология»

http://magazine.mospsy.ru/ – Московский психотерапевтический журнал

http://psystudy.ru/ – журнал «Психологические исследования»
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

№п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)


Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения



Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Раздел 1. Теоретико-методологические основы проблематики отклоняющегося поведения

Видеопрезентация

учебного материала.

Тесты


Мультимедийное оборудование

2.

Раздел 2. Теории девиантного поведения

Тесты


Мультимедийное оборудование

3.

Раздел 3. Психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения личности

Видеопрезентация

учебного материала.

Тесты

Видеоколлекция фильмов проявлениями отклоняющего поведения



Мультимедийное оборудование

4.

Раздел 4. Социально-психологическое воздействие на личность, отличающейся девиантным поведением

Видеопрезентация

учебного материала.



Тесты


Мультимедийное оборудование

5.

Раздел 5. Технологии социальной работы с лицами девиантного поведения

Пакет диагностических методик изучения девиантной личности

Мультимедийное оборудование


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций, лекций-бесед, лекций вдвоем (преподаватель и представитель от социального учреждения)); практических / семинарских занятий (в виде демонстрации и обсуждения видеопрограмм, деловых игр, мозговых штурмов, работы в микрогруппах – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентация проектов), организация экскурсий в социальные учреждения, службы и организации г. Томска; различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, зачет, экзамен.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, законодательной и другой нормативно-правовой документации, анализ уставной документации социального учреждения, сбор и анализ практического материала в СМИ, ведение словаря и методической папки социального педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий, подготовка сообщений, докладов и рефератов по предлагаемым темам. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.
7.2. Методические указания для студентов
Контрольные вопросы для самостоятельной работы обучающегося

  • Охарактеризуйте нормативно-правовую базу профилактической и коррекционной работы педагога с трудными подростками и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

  • Раскройте возрастные и социально-психологические особенности детей и подростков с девиантным поведением.

  • Назовите формы работы с родителями по профилактике и коррекции отклонений в поведении детей.

  • Охарактеризуйте понятие «суицидальное поведение» и назовите меры профилактики рецидивов суицидального поведения.

  • Что означает «девиантная виктимизация»?

  • Раскройте модели девиантного поведения: личностный, ситуационный, средовой уровни.

  • Определите роль психолого-медико-педагогического консилиума школы в работе с девиантно ориентированными детьми.

  • Назовите особенности групповой психотерапии подростков с девиантным поведением.

  • Обоснуйте актуальность проблемы воспитания одаренных детей и подростков.

  • Дайте характеристику современным подростковым неформальным группам.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

8.1. Тематика рефератов

Не предусмотрено.


Тематика докладов (сообщений)

  1. Современная Россия и проблемы девиантного поведения.

  2. Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков.

  3. Возрастные и социально-психологические особенности детей и подростков.

  4. Формы работы с родителями по профилактике и коррекции отклонений в поведении детей.

  5. Профилактика зависимого поведения: первичная, вторичная, третичная.

  6. Формы работы с девиантными подростками.

  7. Суицидальное поведение, профилактика рецидивов суицидального поведения

  8. Характеристика видов отклоняющегося поведения, пути коррекции.

  9. Психологические механизмы отклоняющегося поведения.

  10. Феномен со-зависимости, модель работы с со-зависимыми.

  11. Правонарушения. Виды психологической работы с правонарушителями.

  12. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности.

  13. Сексуальные девиации в подростковом возрасте.

  14. Социальная норма и социальное отклонение.

  15. Феномен детской агрессивности как социально-психологическая проблема.

  16. Алкоголизм как вид девиантного поведения.

  17. Наркомания как вид девиантного поведения.

  18. Бродяжничество как вид девиантного поведения.

  19. Вандализм, граффити как формы отклоняющегося поведения.

  20. Девиантная виктимизация: понятие, основные индикаторы.

  21. Типы реагирования на противоправное поведение подростков.

  22. Модели девиантного поведения: личностный, ситуационный, средовой уровни.

  23. Психолого-медико-педагогический консилиум школы и его роль в работе с девиантно ориентированными детьми.

  24. Нормативно-правовая база профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.

  25. Групповая психотерапия подростков с девиантным поведением.

  26. Психотерапевтические методы коррекции девиантного поведения.

  27. Медитативные техники в групповой психотерапии девиантных форм поведения у подростков.

  28. Уличная аутрич-работа как технология социальной работы.

  29. Проблема воспитания одаренных детей и подростков.

  30. Современные подростковые неформальные группы.


8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся:

  1. Раскройте содержание родственных понятий: «девиация», «отклоняющееся поведение», «социальное отклонение», «асоциальное поведение», «антисоциальное поведение», «аутодеструктивное поведение», «дезадаптация», «десоциализация».

  2. Проанализируйте систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, изложенную в 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и определите роль и место различных ведомственных структур и общественных организаций в системе профилактической и коррекционной работы девиантной личности.

  3. Составить библиографический список художественной, публицистической и научно-популярной литературы по проблеме отклоняющегося поведения подростков (не менее 15 источников).

  4. Составить аннотированный список литературы по проблеме девиантного поведения детей и подростков (не менее 15 источников).

  5. Составить социально-психологический портрет современного безнадзорного подростка.

  6. Найдите примеры из художественной литературы (герои, события и т.п.), СМИ (газеты, журналы, телевидение, интернет и др.), где показано проявление отклоняющегося поведения и объясните свой выбор.

  7. Составить тезисы для ответа на вопрос: в чем заключается работа образовательных учреждений по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков?

  8. Раскройте содержание понятия «трудный ребенок».

  9. Дайте характеристику педагогически и социально запущенных школьников.

  10. Разработайте и представьте схему одного из коррекционных занятий с трудным подростком.

  11. Найдите различные методики изучения девиантной личности и дайте им краткую характеристику.

  12. Составьте рабочую папку (наименование разделов, содержание, диагностический инструментарий) психолога, социального педагога, работающего с девиантной личностью.


8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз

  1. Девиантное поведение как социально-психологическая и психолого-педагогическая проблема.

  2. Назовите причины возникновения девиантного (отклоняющегося) поведения.

  3. Проблемы профилактики девиантного поведения.

  4. Девиантное поведение личности: опыт коррекции.

  5. Педагогическая запущенность как главная причина трудновоспитуемости обучающихся.

  6. Роль социального педагога в образовательных учреждениях по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков.

  7. Эффективность программ по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков, реализуемых на территории Томской области.

  8. Каких детей и подростков считают трудными в современной педагогической психологии?

  9. Профессиональный опыт и компетентность специалиста в работе с детьми и подростками девиантного поведения.


8.4. Примеры тестов

№ п/п

Вопрос

Варианты ответа

1

Какому понятию соответствует следующее определение: «отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам»?

1. Девиантное поведение

2. Делинквентное поведение

3. Аддиктивное поведение


2

Назовите ученого, социолога, который впервые ввел понятие «аномия».

1. Э. Дюркгейм

2. Р. Мертон

3. Т. Парсонс


3

Какому понятию соответствует следующее определение: «это состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими изменениями, скачками»?

1. норма

2. конформизм

3. аномия


4

Соотнесите способы аномического приспособления по Р. Мертону:

А. Единственный тип недевиантого поведения;

Б. Согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицание социально одобряемых способов их достижения;

В. Отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства;

Г. Одновременное отвержение и цели и социально одобряемых средств их достижения;

Д. Стремление заменить старые цели и средства на новые, а не только отрицание того и другого.



1. Конформизм (А)

2. Инновация (Б)

3. Мятеж (Д)

4. Ритуализм (В)

5. Ретритизм (отступление) (Г)


5

Как называется подход к объяснению природы девиантного поведения, отраженный в исследованиях социологов конца XIX – начала XX века, рассматривающий связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей?

1. гуманистический

2. поведенческий

3. социологический

4. психологический



6

Как называется подход к объяснению природы девиантного поведения, отраженный в исследованиях американских и канадских психологов, сосредотачивающий свое внимание на возможности коррекции неадекватного поведения путем организации положительного подкрепления и коррекции последствий отклоняющего поведения?

1. гуманистический

2. поведенческий

3. социологический

4. психологический



7

Как называется подход к объяснению природы девиантного поведения, отраженный в психологии развития и детской психологии, рассматривающий отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможностью найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания?

1. гуманистический

2. поведенческий

3. социологический

4. психологический



8

Как называется подход к объяснению природы девиантного поведения, отраженный в работах западноевропейских исследователей, рассматривающий в качестве основы способность субъекта к адаптации?

1. гуманистический

2. поведенческий

3. социологический

4. психологический



9

Какому понятию соответствует следующее определение: «исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности или социальной группы»?

1. Социальная норма

2. Социальное отклонение

3. Социальный проступок


10

Соотнесите компоненты, характеризующие поведение личности:

А. конкретный элемент поведения, который можно наблюдать и оценивать;

Б. привычная схема, «каркас» проявления поведения в определенных социальных ситуациях, его закономерность;

В. готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, поступку, действию.



1. Диспозиция поведения (В)

2. Акт поведения (А)

3. Способ поведения (Б)


11

Назовите социальное явление, представленное как трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе?

1. Дезадаптация

2. Десоциализация

3. Девиация


12

Какому понятию соотвествует следующее определение: «это осознанное лишение себя жизни»

1. Суицид

2. Девиация

3. Дезадаптация


13

Что из перечисленного относится к основным направлениям первичной профилактики девиантного поведения? (выберите несколько вариантов ответа)

1. совершенствование социальной жизни людей;

2. устранение социально-экономических факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения;

3. раннее и активное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями;

4. лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения;

5. воспитание социально позитивно ориентированной личности.


14

Что из перечисленного относится к основным направлениям вторичной профилактики девиантного поведения? (выберите несколько вариантов ответа)

1. медицинская коррекция выявленных заболеваний, осложненных нарушениями поведения;

2. раннее и активное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями;

4. лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения;

5. воспитание социально позитивно ориентированной личности;

6. определение факторов риска и выделение групп «профилактического учета» по различным формам девиантного поведения.


15

Определите тип негармоничной семьи, согласно классификации Э.Г. Эйдемиллера, оказывающей влияние на формирование «трудных» подростков по следующей характеристике: «наличие доминирующего лидера, которому безоговорочно подчиняются все остальные члены семьи».

1. распадающаяся

2. деструктивная

3. распавшаяся

4. неполная семья

5. ригидная псевдосолидарная семья


16

Определите тип негармоничной семьи, согласно классификации Э.Г. Эйдемиллера, оказывающей влияние на формирование «трудных» подростков по следующей характеристике: «изолированность отдельных ее членов, которая препятствует взаимопониманию и в тоже время способствует созданию атмосферы эмоционального напряжения и конфликтности».

1. распадающаяся

2. деструктивная

3. распавшаяся

4. неполная семья

5. ригидная псевдосолидарная семья


17

Определите тип негармоничной семьи, согласно классификации Э.Г. Эйдемиллера, оказывающей влияние на формирование «трудных» подростков по следующей характеристике: «отсутствие одного из родителей (чаще отца)».

1. распадающаяся

2. деструктивная

3. распавшаяся

4. неполная семья

5. ригидная псевдосолидарная семья


18

Определите тип негармоничной семьи, согласно классификации Э.Г. Эйдемиллера, оказывающей влияние на формирование «трудных» подростков по следующей характеристике: «один из родителей покинул семью, но продолжает поддерживать с ней контакты».

1. распадающаяся

2. деструктивная

3. распавшаяся

4. неполная семья

5. ригидная псевдосолидарная семья


19

Определите тип негармоничной семьи, согласно классификации Э.Г. Эйдемиллера, оказывающей влияние на формирование «трудных» подростков по следующей характеристике: «конфликт между родителями достиг апогея».

1. распадающаяся

2. деструктивная

3. распавшаяся

4. неполная семья

5. ригидная псевдосолидарная семья


20

Какому понятию соответствует следующее определение: «это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм. Непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений»?

1. асоциальное поведение

2. аутодеструктивное поведение

3. антисоциальное поведение



8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к экзамену)

  1. Поведение как психологическая категория и как свойство индивида.

  2. Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение» (статистический, психопатологический, социально-нормативный, индивидуально-психологический критерий, качественно-количественная оценка).

  3. Отклоняющееся поведение подростков как психолого-педагогическая проблема.

  4. Типы девиантного поведения.

  5. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности.

  6. Аддиктивное поведение:понятие, общая характеристика, методы профилактики и коррекции.

  7. Патохарактерологическое поведение: понятие, общая характеристика.

  8. Подходы к классификации отклоняющегося поведения подростков.

  9. Социальная норма и социальные отклонения: понятие, виды, механизмы регулирования.

  10. Методы изучения девиантного поведения.

  11. Девиантология в системе гуманитарного знания.

  12. Теории девиантного поведения: биологические, социологические, психологические.

  13. Индивидуально-психологические особенности лиц, склонных к отклоняющемуся поведению.

  14. Агрессивное поведение как вид девиации: понятие, формы, признаки, условия формирования.

  15. Зависимое поведение как вид девиации: понятие, характеристика, факторы возникновения, сущность профилактики и коррекции зависимого поведения.

  16. Суицидальное поведение как вид девиации: понятие, структура,этапы, типология, условия, методы диагностики, сущность профилактики и коррекции суицидального поведения.

  17. Терроризм как девиантное поведение. Девиантное поведение с использованием компьютера и Интернета.

  18. Система социальной профилактики в России и основные направления ее совершенствования в отоншении отклоняющегося поведения личности.

  19. Формы психопрофилактической работы отклоняющегося поведения личности.

  20. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция отклоняющегося поведения личности: технологии, подходы, методы, оценка результативности.

  21. Педагогическая коррекция трудновоспитуемости и педагогической запущенности подростков в учебно-воспитательном процессе: методы и приемы, профилактическая и коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми и подростками в социуме.

  22. Социальная работа с лицами девиантного поведения как вид социального контроля.

  23. Социальная работа с детьми из неблагополучных семей.

  24. Технология помощи созависимым людям.

  25. Социальная работа с лицами, вовлеченными в проституцию.

  26. Технология социальной работы с жертвами насилия.


8.6. Темы для написания курсовой работы

Не предусмотрены.


8.7. Формы контроля самостоятельной работы

1. Прослушивание доклада по изучаемой проблеме.

2. Составление (разработка) тестовых заданий.

3. Решение социально-педагогических задач по данной проблематике.

3. Конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно.
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология и социальная педагогика

Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

ст. преподаватель кафедры социальной педагогики И.А. Дроздецкая
Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики

протокол № __ от ____________ 20__ года.


Зав. кафедрой социальной педагогики ______________Л.Г. Смышляева
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета

протокол № __ от ____________ 20__ года.


Председатель методической комиссии ______________ Т.Н. Яркина


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница