Рабочая программа учебной дисциплины б в. 31 Адаптивное физическое воспитание трудоемкость 5 зачетных единиц



Скачать 328.74 Kb.
Дата26.06.2016
Размер328.74 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Утверждаю

Декан ФФКиС

_________________ О.В. Смирнов

«____» ____________ 2012 года


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3.В.31


Адаптивное физическое воспитание

ТРУДОЕМКОСТЬ – 5 зачетных единиц


Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профили подготовки: Физическая культура и Дополнительное образование

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр



  1. Цель дисциплины:

- дать общее представление о структуре, содержании, специфике адаптивного физического воспитания;

- способствовать формированию личности будущего бакалавра физической культуры и экономики, повышению его общей и профессиональной культуры;

-способствовать формированию личности будущего бакалавра физической культуры и дополнительного образования, повышению его общей и профессиональной культуры;

- ознакомить бакалавров с основами государственной политики в области адаптивного физического воспитания, раскрыть сущность, структуру, социальные функции, конкретизируя объект, предмет, задачи, средства адаптивной физической культуры.


  1. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «Адаптивное физическое воспитание» относится к вариативной части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплины, по выбору студента. Учебная дисциплина представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику адаптивной физической культуры. При изучении дисциплины прослеживается логическая и содержательно-методическая взаимосвязь с другими дисциплинами: «Теория и методика физической культуры», «Теория и организация адаптивной физической культуры», «Лечебная физическая культура и спортивная медицина».

Этот курс знакомит студентов со следующими основными понятиями:

- АФК - интегративная наука, включающаяся в себя как минимум три крупных области знания – физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику;

- история становления и развития адаптивного физического воспитания;

- сфера профессиональной деятельности;

- цель адаптивного физического воспитания - социализация или ресоциализация личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом эмоциями, чувствами, а не только их лечение с помощью тех или иных физических упражнений;

- принципы, задачи, методы и средства адаптивного физического воспитания;

- особенности деятельности занимающихся и специалистов в этой области.
3. Требования к уровню освоения программы:

В результате освоения дисциплины «Адаптивное физическое воспитание» у обучающихся должны сформироваться следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-5);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- знание истории, закономерностей, функций, принципов, средств и методов отечественной и зарубежной систем адаптивной физической культуры, их роли и места в общей системе физической культуры (ПК – 1);

- умение проводить профилактическую работу по недопущению негативных социальных явлений в жизни лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК – 15).

- знание основ эргономики и возможностей приспособления (адаптации) внешней среды для реализации основных видов жизнедеятельности человека с отклонениями в состоянии здоровья (самообслуживание, профессиональная деятельность, спорт и др.) (ПК-30).
В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- основы формирования профессионального мастерства преподавателей в области адаптивной физической культуры и инструкторов адаптивной физической культуры;

- особенности работы с лицами с отклонениями в состоянии здоровья;

- различия и основное содержание видов адаптивной физической культуры;

- историю становления, современное состояние и перспективы развития адаптивной физической культуры.
Студент должен уметь:

- грамотно и умело применять на практике сформированные навыки и умения по работе с лицами с отклонениями в состоянии здоровья;

- применять методы педагогического контроля и контроля качества обучения.
В результате изучения курса студенты должны владеть:

- основными понятиями адаптивной физической культуры;

- необходимыми навыками и умениями контакта с лицами с различными отклонениями в состоянии здоровья, методами обучения их двигательным действиям.
Учебная работа проводится в форме лекций, практических занятий, самостоятельной работы, промежуточного тестирования.

Виды промежуточного контроля – ежемесячная рейтинговая оценка выполнения учебной программы и тестирование.

Вид итогового контроля – экзамен.
4. Общая трудоемкость дисциплины 5 зачетные единицы и виды учебной работы

а) для очного отделения

Виды учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

144 часа


Распределение по семестрам
(в соответствии с учебным планом) 144 часа

Семестр 6

Аудиторные занятия

51

51

Лекции

17

17

Практические занятия

34

34

Семинары







Лабораторные работы







Другие виды аудиторных работ







Другие виды работ







Самостоятельная работа

66

66

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







Расчетно-графические работы







Формы текущего контроля







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен
- 27 часов

Экзамен
- 27 часов



б) для заочного отделения (5 лет)

Виды учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

180 часов


Распределение по семестрам
(в соответствии с учебным планом) 180 часов

Семестр 9

Аудиторные занятия

20

20

Лекции

8

8

Практические занятия

12

12

Семинары







Лабораторные работы







Другие виды аудиторных работ







Другие виды работ







Самостоятельная работа

160

160

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







Расчетно-графические работы







Формы текущего контроля







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен



Экзамен





в) для заочного отделения (4 года)

Виды учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

180 часов


Распределение по семестрам
(в соответствии с учебным планом) 180 часов

Семестр 1

Аудиторные занятия

20

20

Лекции

8

8

Практические занятия

12

12

Семинары







Лабораторные работы







Другие виды аудиторных работ







Другие виды работ







Самостоятельная работа

160

160

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







Расчетно-графические работы







Формы текущего контроля







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен



Экзамен





5. Содержание программы учебной дисциплины

5.1. Содержание учебной дисциплины

а) для очного отделения


п/п


Наименование

раздела дисциплины (темы)



Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа

(час)


Всего

Лекции

Практи-

ческие


(семи-

нары)


Лабора-торные

В т.ч. интер

активные формы обучения

(не менее

20%)


1.

Предмет и задачи адаптивного физического воспитания

6

2

4







8

2.

Организация адаптивного физического воспитания

8

2

6




4

20

3.

Цели и задачи адаптивного физического воспитания

4

2

2







8

4.

Классификация средств и методов адаптивного физического воспитания

10

4

6




2

10

5.

Методики обучения двигательным действиям и развитие физических качеств и способностей в АФК

21

5

16




6

18

6.

Здоровый образ жизни в адаптивном физическом воспитании

2

2








2




Итого:

51/1,4

зач. ед.

17

34




12/21%

66


б) для заочного отделения (5 лет и 4 года)

п/п


Наименование

раздела дисциплины (темы)



Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа

(час)


Всего

Лекции

Практи-

ческие


(семи-

нары)


Лабора-торные

В т.ч. интер

активные формы обучения

(не менее

20%)


1.

Предмет и задачи адаптивного физического воспитания

3

1

2







10

2.

Организация адаптивного физического воспитания

3

1

2




1

34

3.

Цели и задачи адаптивного физического воспитания

3

1

2







10

4.

Классификация средств и методов адаптивного физического воспитания

4

2

2




1

34

5.

Методики обучения двигательным действиям и развитие физических качеств и способностей в АФК

6

2

4




2

56

6.

Здоровый образ жизни в адаптивном физическом воспитании

1

1








16




Итого:

20/0,6

зач. ед.

8

12




4/20%

160

5.2. Содержание разделов дисциплины

Лекции:

1. Предмет и задачи адаптивного физического воспитания.

Основная задача адаптивного физического воспитания - формирование у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья осознанного отношения к своим функциональным возможностям. Адаптивное физическое воспитание - как вид адаптивной физической культуры.



2. Организация адаптивного физического воспитания.

Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Организация адаптивного физического воспитания в образовательных учреждениях системы образования и системы социального обеспечения. Высшие учебные заведения для инвалидов Министерства образования РФ. Адаптивное физическое воспитание - важнейший компонент содержания высшего профессионального образования инвалидов.



3. Цели и задачи адаптивного физического воспитания.

Главная цель адаптивного физического воспитания – максимально возможная коррекция основного дефекта средствами адаптивной физической культуры. Коррекция сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным дефектом, с помощью физических упражнений и др. не медикаментозных средств и методов. Компенсация возможностей инвалида с отклонениями в состоянии здоровья для снижения отрицательного влияния основного дефекта.



4. Классификация средств и методов адаптивного физического воспитания.

Классификация средств адаптивного физического воспитания: по проявлению двигательных способностей; по биомеханическому признаку; двигательные действия смешанного характера, включающие упражнения циклического и ациклического характера; по исторически сложившимся средствам физического воспитания.



5. Методики обучения двигательным действиям и развитие физических качеств и способностей в АФК

Основные целевые объекты двигательного обучения и средства адаптивного физического воспитания: навыки самообслуживания, перемещения в пространстве, переориентировка предметов, перемещение с помощью технических средств.



6. Здоровый образ жизни в адаптивном физическом воспитании

Показатели социального благополучия общества - здоровья населения. Культура питания. Культура эмоций. Культура движений. Физическая активность.


Практические занятия:

1. Предмет и задачи адаптивного физического воспитания.

Коррекционно-компенсаторная направленность работы с инвалидами. Оздоровительные и воспитательные задачи работы с инвалидами и их специфика. Воспитание основных физических качеств инвалидов (силы, ловкости, быстроты и выносливости). Особенности задач по формированию двигательных умений и навыков в работе с инвалидами. Специальные коррекционные задачи, направленные на компенсацию основного дефекта.



2. Организация адаптивного физического воспитания.

Организация адаптивного физического воспитания в домах ребенка. Организация адаптивного физического воспитания для лиц с отклонением здоровья в специальных (медицинских) в дошкольных, школьных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. Организация адаптивного физического воспитания в классах с контингентом детей с отклонениями в развитии, интегрированных в массовые школы.



3. Цели и задачи адаптивного физического воспитания.

Профилактика сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений. Обучение жизненно и профессионально важным знаниям, умениям и навыкам, развитие и совершенствование физических и психических качеств и способностей занимающихся. Ведущие дисциплины адаптивного физического воспитания.



4. Классификация средств и методов адаптивного физического воспитания.

Организационные методы: индивидуальный, групповой, индивидуально-групповой, самостоятельных занятий. Спортивно-педагогические методы: строго регламентированные упражнения, игровой, соревновательный.



5. Методики обучения двигательным действиям и развитие физических качеств и способностей в АФК

Формирование и совершенствование мелкой моторики. Требование минимизации двигательных ошибок в процессе освоения двигательных действий - ведущая установка адаптивного физического воспитания. Формирование полной ориентировочной основы осваиваемого двигательного действия (в т.ч. с помощью тренажеров и технических средств) с учетом дефекта занимающегося - основные отличительные черты методики обучения в адаптивном физическом воспитании.



5.3. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1.Основная литература


1. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник для вузов.- т.1/под ред. С.П. Евсеева.- М: Сов. Спорт, 2007.- 291 с.- 5 экз.- (гриф.)

2. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник для вузов.- т.2/под ред. С.П. Евсеева.- М: Сов. Спорт, 2007.- 448 с.- 5 экз.- (гриф.)


6.2. Дополнительная литература


  1. Адаптивное физическое воспитание: учебное пособие / Нарзулаев С. Б. [и др.]. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2001. – 177 с.

  2. Бабенкова, Р. Д. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе / Р. Д. Бабенкова, С. Ю. Юровский, Б. И. Захарин. — М. : Просвещение, 1997.

  3. Велитченко, В. К. Физкультура для ослабленных детей / В. К. Велитченко. - М. : Терра-Спорт, 2000.

  4. Горская, И. Ю. Координационные способ­ности школьников с нарушением интеллекта: учебное пособие / И. Ю. Горская, Т. В. Синельникова. — Омск : СибГАФК, 1999.

  5. Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. А. Дмитриев. — М. : Академия, 2002.

  6. Евсеев, С. П. Адаптив­ная физическая культура и функциональное состояние инвалидов / С. П. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло, О. В. Морозова, А. С. Солодков. - СПб., 1996.

  7. Мозговой, В. М. Методические реко­мендации по организации физического воспитания во вспомогательной школе / В. М. Мозговой, А. А. Дмитриев, А. С. Самыличев. - М.,1996.

  8. Черник, Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе: учебное пособие / Е. С. Черник. - М., 1997.

  9. Шапкова, Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методиче­ские рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим заняти­ям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Л. В. Шапкова; под ред. проф. С. П. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2001. - 152 с.

  10. Шапкова, Л. В. Опорные концепции методологии адаптивной физиче­ской культуры: учебное пособие / Л. В. Шапкова. - СПб. : СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997 - 45 с.

  11. Шапкова, Л. В. Функции адаптивной физической культуры: учебное пособие / Л. В. Шапкова. - СПб. : СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. - 82 с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

Электронные информационные ресурсы

  1. Организации инвалидов России и стран СНГ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:perspektiva - inva.ru

  2. Первый Российский Интернет - портал для инвалидов [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.disability.ru

  3. "Путь к независимой жизни [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.wil.ru

  4. Федеральный закон о социальной защиты инвалидов в РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?re

  5. Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

  1. Российский образовательный форум http://www.schoolexpo.ru

  2. Википедия: свободная многоязычная энциклопедия

http://ru.wikipedia.org

  1. Инновационная образовательная сеть «Эврика»

http://www.eurekanet.ru

  1. Центр дистанционного образования «Эйдос»

Кроме этого в освоении дисциплины студентам помогут:



  • Библиотечный фонд библиотеки ТГПУ

  • Рабочая программа по дисциплине

  • Учебные тексты, предлагаемые студентам в ходе занятия

  • Федеральный государственный образовательный стандарт,

  • Учебный план

  • Учебно-методический комплекс дисциплины


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Может включать в себя, для реализации ООП, компьютерные классы и учебные аудитории, оборудованные мультимедийными демонстрационными комплексами.


Учебная и научная деятельность студентов по освоению дисциплины сопровождается:

  • анализом видеоматериалов, раскрывающих содержание отдельных видов адаптивной физической культуры;

  • работой с печатными изданиями – периодикой, фрагментами нормативно-правовых документов и научно-практических материалов;

  • презентациями по различным аспектам адаптивного физического воспитания.



№ п/п

Наименование раздела (темы) учебной дисциплины

Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Предмет и задачи адаптивного физического воспитания

Презентация

PowerPoint



мультимедийная установка

2

Организация адаптивного физического воспитания

Презентация

PowerPoint



мультимедийная установка

3.

Цели и задачи адаптивного физического воспитания

Презентация

PowerPoint



мультимедийная установка

4.

Классификация средств и методов адаптивного физического воспитания

Презентация

PowerPoint



мультимедийная установка

5.

Методики обучения двигательным действиям и развитие физических качеств и способностей в АФК

Презентация

PowerPoint, видеофильм по развитию физических качеств



мультимедийная установка

6.

Здоровый образ жизни в адаптивном физическом воспитании

Презентация

PowerPoint



мультимедийная установка


7. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины
7.1. Методические рекомендации преподавателю
Профессиональная компетенция будущих бакалавров по Физической культуре и Экономике и Физической культуре и Дополнительному образованию обеспечивается лекционно-практическим курсом. Основным результатом освоения дисциплины является сформированная готовность выпускника осуществлять педагогическую деятельность с использованием всего арсенала знаний и умений в выбранной специальности.

На сегодняшний день в мире и России накоплен богатый теоретический и практический опыт по всем компонентам адаптивной физической культуры, организации обучения, воспитания, реабилитации лиц, с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

Статус дисциплины «Адаптивное физическое воспитание» призван подготовить студентов к осмысленному освоению знаний, получению необходимых навыков и компетенций для работы с лицами с отклонениями в состоянии здоровья.

Изучение дисциплины «Адаптивное физическое воспитание» основано на системном подходе и учитывает междисциплинарный характер учебного материала. Основным результатом освоения курса является сформированное мышление студента, предполагающее свободное оперирование методическими понятиями, понимание реальных ситуаций, владение различными умениями и навыками в практической деятельности.

Экзамены проводятся по билетам (подписанным зав. кафедрой) в устной или письменной форме или в форме конференции по заранее полученным темам, для подготовки реферата. На экзамене студент делает доклад по теме реферата и отвечает на 3 вопроса по курсу предмета.

Экзаменатор имеет право задавать студентам вопросы сверх билета: помимо теоретических вопросов давать задачи и примеры в рамках рабочей программы. Экзамен принимается лектором данного потока.

Во время экзамена студента с разрешения экзаменатора, могут пользоваться наглядными пособиями.

Успеваемость студента определяется следующими оценками: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.

Критерии оценок: автоматически выставляется, если оценка за курс изучения предмета – «отлично»;

«отлично» - ответы полные, студент подкрепляет теоретический материал примерами, свободно владеет материалом (терминологией, классификацией, методологической частью и дополнительной информацией по вопросам билета);

«хорошо» - знание лекционного материла, слабая ориентировка по излагаемому материалу, слабое знание классификаций и дезориентации в терминологии;

«удовлетворительно» - слабое знание учебного материла, не уверенность в ответах, незнание терминологии, неполная классификация, в ответах допускаются неточности;

«неудовлетворительно» - ответы на вопросы не полные, ошибки, дезориентация в терминологии и классификации. На дополнительные вопросы нет ответа.
7.2. Методические рекомендации студентам

Основная цель курса – дать будущим бакалаврам по «Физической культуре и Экономике» и «Физической культуре и Дополнительному образованию» необходимые знания об основах государственной политики, средствах и методах, применяемых в области адаптивной физической культуры, организации адаптивного физического воспитания.

В ходе самостоятельной работы студенту, в первую очередь, следует изучить материал, представленный в рекомендованной кафедрой и/или преподавателем учебной основной и дополнительной литературе. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в библиографический список включены не только базовые учебники, но и более углубленные источники по каждой теме курса. Последовательное - от простого к сложному - изучение предмета позволяет студенту сформировать устойчивую теоретическую базу.
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
8.1. Тематика рефератов (докладов, эссе):

1. Концепция гуманизации образования в адаптивном физическом воспитании.

 2. Современные представления о возможностях профилактики вредных привычек средствами адаптивного воспитания.

 3.   Педагогика сотрудничества в адаптивном физическом воспитании.

4. Основы дифференциации обучения в адаптивном физическом воспитании.

5. Применение средств информатики в процессе адаптивного физического воспитания.



6. Новые технологии в обучении адаптивной физической культуре.

  1. Формирование профессиональной компетентности педагога адаптивной физической культуры.

8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся:

  1. Особенности основных видов адаптивной физической куль­туры (адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации и адаптивной физической реабилитации).

  2. Понятие об основных группах (классах) инвалидов по существующим классификациям.

  3. Раскройте содержание одной из функций адаптивного физического воспитания.

  4. Раскройте содержание одного из социальных принципов адаптивного физического воспитания.

  5. Какая группа задач является основной в адаптивном физическом воспитании?

  6. Методы, использующиеся в адаптивном физическом воспитании.

  7. Дайте характеристику повторного метода развития физических спо­собностей.

  8. Основополагающий документ при планировании в адаптивном физическом воспитании?

  9. Раскройте главную цель адаптивного физического воспитания.

  10. Что является целевым объектом обучения двигательным действиям в адаптивном физическом воспитании?

  11. Влияние адаптивного физического воспитания на формирование здорового образа жизни инвалидов.

  12. Тренажеры и технические средства, используемые в адаптивном физическом воспитании.

  13. Основные закономерности развития физических качеств и способно­стей у лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

  14. Развитие и совершенствование силовых способностей у инвалидов различных нозологических групп.

  15. Развитие и совершенствование скоростных способностей у инвалидов различных нозологических групп.

  16. Развитие и совершенствование координационных способностей у ин­валидов различных нозологических групп.

  17. Развитие и совершенствование выносливости у инвалидов различных нозологических групп. Развитие и совершенствование гибкости у инвалидов различных но­зологических групп.




    1. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз:




  1. Почему адаптивное физическое воспитание рассматривается как интегративная наука

  2. С чем можно связать повышение интереса к адаптивному физическому воспитанию в современном мире?

  3. В чем выражается деятельностный подход к обучению адаптивной физической культуре?

  4. Каковы причины появления компетентностного подхода в образовании и его проявления в адаптивном воспитании?

  5. Раскройте сущность понятий "компетенция" и компетентность". Покажите связь адаптивного физического воспитания с государственными образовательными стандартами.

  6. Что характеризует основное направление разработки государственных стандартов нового поколения в адаптивном физическом воспитании?

  7. Назовите сферы, где в профессиональной деятельности бакалавра в области физической культуры и дополнительного образования будет необходимо знание основ адаптивного физического воспитания.

  8. Как вы понимаете возможность социализации или ресоциализации личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья с помощью адаптивного физического воспитания?


8.4. Примеры тестов

1. Адаптивное физическое воспитание-это:

А) целенаправленное и систематическое взаимодействие субъектов воспитательного процесса;

Б) относительно устойчивая, достаточно осознанная.система представлений человека о себе как о субъекте своей жизни и труда, на основе которой он строит взаимодействия с другими, осуществляет свою деятельность и поведение;

В) процесс, направленный на обучение движения и воспитание физических качеств человека.

2. Педагогически организованный процесс передачи и усвоения ценностей физической культуры называется:

а – физическое воспитание; б- физическое образование; в – физическое совершенствование.

3. Укажите, что послужило основой возникновения физического воспитания в обществе:

а – результаты научных исследований; б – прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонично развитой личности; в – понимание людьми явления упражняемости, важности подготовки человека к жизни и установления связи между ними; г – желание заниматься физическими упражнениями.

4. Какое понятие подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности:

а – физическая подготовка; б- физическая культура; в – физическое совершенство; физическое состояние.

5. Адаптивное физическое воспитание:

а – способ повышения работоспособности и укрепления здоровья; б- процесс выполнения физических упражнений; в – способ освоения ценностей, накопленных в сфере физической культуры; г – обеспечения уровня общефизической подготовки.

6. Укажите какие задачи решает адаптивное физическое воспитание:

1. адаптационные; 2. соревновательные; 3. оздоровительные; 4. методические; 5. двигательные; 6. воспитательные; 7. коррекционные; 8. профилактические; 9. компенсаторные; 10.лечебные.

7. Какое средство адаптивного физического воспитания является основным:

а – естественные силы природы; б – гигиенические факторы; в – физические упражнения.
8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации к экзамену:

1. Перечислите основные отличия адаптивной физической культуры от физической культуры, медицины, валеологии, профилактической медицины и других отраслей знания и практической деятельности человека.

2. Охарактеризуйте понятия «культура», «физическая культура», «адап­тивная физическая культура», «реабилитация», «социализация», «образ жиз­ни», «социальная интеграция».

3. Цель и основные задачи адаптивного физического воспитания.

4. Возможности коррекции сенсорных систем, интеллекта, функций опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, речи с помощью физиче­ских упражнений.

5. Задачи компенсации функций пораженного органа или деятельности какой-либо системы. Их решение в адаптивном физическом воспитании.

6. Особенности образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в адаптивном физическом воспитании.

7. Дайте краткую характеристику основным видам адаптивной физиче­ской культуры (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адап­тивная двигательная рекреация, адаптивная физическая реабилитация).

8. Отличительные особенности креативных (художественно-музыкальных) видов адаптивной физической культуры.

9. Типичные нарушения двигательной сферы лиц с отклонениями в со­стоянии здоровья.

10. Государственные и общественные организа­ции, занимающиеся адаптивным физическим воспитанием.

11. Организация адаптивного физического воспитания в России.

12. Организация адаптивного физического воспитания в России.

13. Между­народный опыт организации адаптивного физического воспитания .

14. Основные теории социализации (ролевая, критическая, теория ком­ муникации и др.).

15. Всестороннее воспитание личности средствами и методами адаптив­ного физического воспитания.

16. Умственное (интеллектуальное) воспитание на занятиях по адаптив­ному физическому воспитанию.

17. Нравственное воспитание на занятиях по адаптив­ному физическому воспитанию

18. Эстетическое воспитание на занятиях по адаптив­ному физическому воспитанию.

19. Экологическое воспитание и адаптив­ному физическому воспитанию.

20. Средства адаптивного физического воспитания. Характеристика основ­ных групп.

21. Методы, адаптив­ного физического воспитания, используемые в ком­плексной реабилитации.

22. Методы обучения двигательным действиям в адаптивном физическом воспитании.

23. Методы развития физических качеств и способностей в адаптивном физическом воспитании.

24. Структура процесса формирования двигательных действий с задан­ным результатом.

25. Классификация приемов физической помощи и страховки занимаю­щихся.

26. Особенности формирования ориентировочной основы двигательного действия и сенсорно-перцептивного обучения у инвалидов различных нозоло­гических групп.

27. Классификация тренажеров, применяемых для обучения физическим упражнениям в адаптивном физическом воспитании.

28. Основные закономерности развития физических качеств и способно­стей.

29. Педагогические принципы развития физических способностей.

30. Физическая нагрузка и отдых — структурные основы развития и со­вершенствования индивидуальных физических способностей инвалида.

31. Развитие и совершенствование силовых способностей у инвалидов различных нозологических групп.

32. Развитие и совершенствование скоростных способностей у инвалидов различных нозологических групп.

33. Развитие и совершенствование координационных способностей у ин­валидов различных нозологических групп.

34. Развитие и совершенствование выносливости у инвалидов различных нозологических групп.

35. Развитие и совершенствование гибкости у инвалидов различных но­зологических групп.

36. Индивидуальная программа реабилитации инвалидов — основная предпосылка планирования в адаптивной физической культуре.

37. Виды планирования в адаптивном физическом воспитании (перспектив­ное, этапное, текущее).

38. Ведущие функции и принципы адаптивного физического воспитания.

39. Формы организации адаптивного физического воспитания.

40. Внеурочные формы адаптивного физического воспитания.

8.6. Темы для написания курсовой работы

Курсовые работы не предусмотрены учебным планом.


8.7. Формы контроля самостоятельной работы

В виде докладов, сообщений, устного или письменного опроса.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки: 050100.62 Педагогическое образование.
Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

Д.м.н., профессор И.О. зав. кафедрой адаптивной физической культуры _______________ И.И. Диамант

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры адаптивной физической культуры

протокол № 1 от « 01 » сентября 2012 г.

И.О.зав. кафедрой АФК, д.м.н., проф. _____________ И.И. Диамант

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией факультета физической культуры и спорта ТГПУ

Протокол № ______ от «______» ________________ 2012 года

Председатель методической комиссии

факультета физической культуры и спорта ТГПУ, к.п.н., доцент _________________ Л.П. Канакова


Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины
Дополнения и изменения в рабочую программу учебной дисциплины Б.3.В.31

Адаптивное физическое воспитание на 2014-2015 учебный год.

В рабочую программу учебной дисциплины Б.3.В.31 Адаптивное физическое воспитание на 2014-2015уч. год внесены изменения в список основной литературы :
1. Теория и организация адаптивной физической культуры.:учебник для вузов : в 2 т./под общ. ред. С. П. Евсеева.-3-е изд., стереотип.-М.:Советский спорт. Т. 1:Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры.-2010.-290 с.

в список дополнительной литературы:



  1. Адаптивное физическое воспитание: учебное пособие / Нарзулаев С.Б. [и др.]. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2001. – 177 с.

  2. Велитченко, В. К. Физкультура для ослабленных детей:Методическое пособие для дошкольных, общеобразовательных и дополнительных образовательных учреждений/В. К. Велитченко.-М.:Терра-Спорт,2000.-165 с.

  3. Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании:Учебное пособие/А. А. Дмитриев.-М.:Академия,2002.-176 с.

  4. Ростомашвили, Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития [Текст]:учебное пособие для вузов/Л. Н. Ростомашвили.-М.:Советский спорт,2009.-222 с.

Рабочая программа учебной дисциплины переутверждена на заседании кафедры адаптивной физической культуры протокол №__ от «___» ________ 2014 года
Зав. кафедрой ____________________

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией факультета физической культуры и спорта ТГПУ

Протокол № ___________ от «_________» __________________ 2014 года

Председатель методической

комиссии факультета

физической культуры и спорта ТГПУ _____________________ Л.П. Канакова

Согласовано:

Декан ФФКиС ___________________________ А.В. Белоусов






База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница