Рабочая Программа учебной дисциплины дпп. 04. психология воспитания школьника Цели и задачи курса



Скачать 295.47 Kb.
Дата03.06.2016
Размер295.47 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования



«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Утверждаю

________________________

декан факультета

«___» ___________ 2011 года


рабочая Программа учебной дисциплины
ДПП.04. психология воспитания школьника
1. Цели и задачи курса

Цель учебной дисциплины «Психология воспитания школьника» заключается в повышении общей психолого-педагогической культуры, формировании целостного представления о психологических механизмах воспитательного процесса, повышении уровня психологической компетентности студентов и формировании навыка организации воспитательного процесса при работе со школьниками.

Для достижения цели предполагается решение следующих задач:

- формирование теоретических основ знаний о психологических аспектах современных отечественных и зарубежных моделей и стилей воспитания;

- содействие развитию навыка воспитательного воздействия в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания;

- расширение знаний о психологических особенностях школьников различных возрастных групп;

- формирование психолого-педагогической компетентности воспитателя.


2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

В результате изучения курса студент должен



знать:

- психологические основы воспитательного процесса;

- особенности современных воспитательных моделей, методов, стилей и феноменов;

- возрастные особенности школьников, требующие воспитательного воздействия;

- возможности различных диагностических методик для выявления проблем личностного характера школьников и проблем коллектива;

понимать:

- цели и задачи воспитания школьников на современном этапе развития общества;

- личностные задачи, решаемые учащимися в процессе взросления;

- важность воспитательного воздействия при взаимодействии с ребенком;



уметь:

- устанавливать психологические задачи воспитания;

- определять оптимальные стили и методы педагогического воздействия;

- прогнозировать свою воспитательную деятельность;

- оказывать воспитательное воздействие и психологическую поддержку школьнику или группе обучающихся;

- взаимодействовать детьми и подростками, с семьями воспитанников;

- диагностировать личностные особенности учащихся, группы, семьи;

владеть:

- моральными нормами и основами нравственного поведения;

- конкретными методиками психолого-педагогической диагностики.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной деятельности

Всего часов

Семестр 3

Общая трудоемкость дисциплины

100

100

Аудиторные занятия

72

72

Лекции

36

36

Практические занятия

-

-

Семинары

36

36

Лабораторные работы

-

-

Другие виды аудиторных работ

-

-

Другие виды работ

-

-

Самостоятельная работа

28

28

Курсовой проект (работа)

-

-

Реферат

-

-

Расчётно-графические работы

-

-

Формы текущего контроля

-

+

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен - 3 сем.

Экзамен


4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


п/п


Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

лекции

практические

занятия


самостоятельная работа


1

Раздел 1. Психологические основы воспитания.

4




4

2

Раздел 2.Психологическая характеристика технологий, моделей, методов, стилей и феноменов воспитания.

8

4

4

3

Раздел 3. Особенности воспитания школьников на разных возрастных этапах.

6

8

4

4

Раздел 4. Психологические основы личностных свойств.

6

8

4

5

Раздел 5. Воспитание ребенка в семье.

2

4

4

6

Раздел 6. Общая характеристика превентивного поведения несовершеннолетних.

8

4

4

7

Раздел 7. Основы психодиагностики.


2

8

4




Всего

36

36

28


5.2. Содержание разделов дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Психологические основы воспитания.

Тема 1. Теоретические вопросы психологии воспитания (4 часа).

Лекционный блок (4 ч.). Основные понятия психологии воспитания. Цель, задачи, противоречия, закономерности, основные принципы воспитания. Содержание воспитания. Средства и методы воспитания. Формы воспитания. Институты воспитания. Теории воспитания.

РАЗДЕЛ 2. Психологическая характеристика технологий, моделей, методов, стилей и феноменов воспитания.

Тема 2. Психологические аспекты воспитательных технологий и моделей воспитания (2 часа).

Лекционный блок (2 ч.). Понятие «технологичность». Анализ воспитательных практик. Представление о воспитании в Новое и Новейшее время. Современные модели воспитания: технократическая, гуманистическая, японская, российская, модель духовного воспитания. Сравнительный анализ моделей воспитания.

Тема 3. Методы воспитания (2 часа).

Лекционный блок (2 ч.). Методы воспитания и образ идеального человека. Социальные стереотипы и их влияние на воспитание психических свойств.

Тема 4. Психологические механизмы различных стилей воспитания (2 часа).

Лекционный блок (2 ч.). Патогенный стиль воспитания, нормативный, потворствующий, игнорирующий, соревновательный, авторитарный, демократический, попустительский стили.

Тема 5. Феномены воспитания (6 часов).

Лекционный блок (2 ч.). Феномены «выученной беспомощности», запрограммированного сознания, психологической уязвимости.

Практическое занятие (4 ч.). Сравнительный анализ моделей воспитания. Определение стилей воспитания по описательным сюжетным характеристикам.

РАЗДЕЛ 3. Особенности воспитания школьников на разных возрастных этапах.

Тема 6. Психологические особенности воспитания младших школьников (2 часа).

Лекционный блок (2 ч.). Воспитание в играх. Воспитание в учении.

Тема 7. Воспитание подростков и юношей (2 часа).

Лекционный блок (2 ч.). Воспитание в школе. Воспитание и общение со сверстниками и взрослыми. Воспитание через средства массовой информации и культуры.

Тема 8. Психологические аспекты воспитания у школьников стремления к самосовершенствованию (2 часа).

Лекционный блок (2 ч.). Воспитание и становление индивидуальности. Формирование эталона (идеала). Самопознание и самооценка как побудители самосовершенствования. Этапы и средства самовоспитания подростков и старших школьников. Возрастные особенности самовоспитания. Типичные ошибки самовоспитания. Психологические особенности развития самостоятельности детей.

Тема 9. Учебно-воспитательная деятельность и пол учащихся (8 часа).

Практическое занятие (8 ч.). Особенности личности мальчиков и девочек. Образы мальчиков и девочек в сознании педагогов. Различие интересов мальчиков и девочек к учебным предметам. Способности и учебная успеваемость школьников разного пола. Профессиональное самоопределение школьников разного пола. Возможные психологические основания для раздельного обучения.

РАЗДЕЛ 4. Психологические основы личностных свойств.

Тема 10. Психологические аспекты формирования нравственности школьников(6 часов).

Лекционный блок (2 ч.). Нравственность как характеристика личности и ее основные проявления (качества). Психолого-педагогические условия формирования нравственности учащихся. Этапы формирования нравственного поведения.

Практическое занятие (4 ч.). Учет возрастных особенностей личности школьника в процессе нравственного воспитания.

Тема 11. Роль игры в воспитании личности (6 часов).

Лекционный блок (2 ч.). Классификация игр. Роль игры в психическом развитии ребенка.

Практическое занятие (4 ч.). Игра как метод психической коррекции и терапии.

Тема 12. Роль детского коллектива в воспитании личности (2 часа).

Лекционный блок (2 ч.). Социальный статус школьника в классе. Психологические особенности воспитания школьников в коллективе. Общественное мнение коллектива и психологические особенности его формирования.

РАЗДЕЛ 5. Воспитание ребенка в семье.

Тема 13. Влияние семья на формирование личности. Психологическая культура семьи (6 часов).

Лекционный блок (2 ч.). Порядок появления ребенка в семье и его влияние на формирование личности. Влияние семьи на формирование «Я- концепции» личности. Влияние матери и отца на развитие ребенка.

Практическое занятие (4 ч.). Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка. Диагностика детско-родительских отношений.

РАЗДЕЛ 6. Общая характеристика превентивного поведения несовершеннолетних.

Тема 14. Представления о просоциальном и асоциальном поведении (6 часов).

Лекционный блок (6 ч.). Алкоголизация и ранний алкоголизм. Курение и употребление наркотиков (наркотизм). Агрессивное поведение. Суицидальное поведение. Сексуальное поведение. Противоправное поведение. Нарушения социализации. Проявления акцентуаций характера.

Тема 15. Виды педагогической и психологической коррекции «трудных подростков» (10 часов).

Лекционный блок (2 ч.). Психологическая коррекция познавательной сферы. Педагогическая коррекция активно-волевых дефектов. Социально-педагогическая коррекция превентивного поведения.

Практическое занятие (8 ч.). Психолого-педагогические методы коррекции.

РАЗДЕЛ 7. Основы психодиагностики (10 часов).

Тема 16. Тесты и методики для диагностики личностных особенностей учащихся.

Лекционный блок (2 ч.). Теоретические вопросы практической психодиагностики. Особенности применения различных психодиагностических методик.

Практическое занятие (8 ч.). Психодиагностика познавательного развития и способностей детей. Психодиагностика личностного развития и межличностных отношений.
5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:


  1. Немов, Р. С. Психология [Текст]=Психология образования: учебник для педагогических вузов : в 3-х кн./Р. С. Немов.-4-е изд. - М. : ВЛАДОС. Кн. 2 : Психология образования.-2007.

  2. Пастернак, Н. А. Психология воспитания [Текст] : учебное пособие для вузов / Н. А. Пастернак ; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Академия,2008.

  3. Педагогическая психология : Учебник для вузов / Н. В. Клюева, С. Н. Батракова, Ю. А. Варенова и др. ; Под ред. Н. В. Клюевой. - М. : ВЛАДОС -ПРЕСС, 2003.

  4. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология [Текст] : учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008.


б) дополнительная литература:


  1. Демидова, И. Ф. Педагогическая психология : Учебное пособие / И. Ф. Демидова. - Ростов-на-Дону:Феникс, 2003.

  2. Иващенко, Ф. И. Психология воспитания школьников [Текст] : учебное пособие для педагогических вузов / Ф. И. Иващенко. – Минск : Унiверсiтэцкае, 1999.

  3. Ковалев, А. Г. Психология семейного воспитания [Текст] / А. Г. Ковалев. –Минск : Народная асвета,1980.

  4. Крупенин, А. Л. Эффективный учитель [Текст] : практическая психология для педагогов / А. Л. Крупенин, И. М. Крохина. - Ростов-н/Дону:Феникс,1995.

  5. Овчарова, Р. В. Психология родительства [Текст] : учебное пособие для вузов / Р. В. Овчарова. - М. : Академия, 2005.

  6. Педагогическая психология [Текст] : учебно-методическое пособие / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ ; сост. М. П. Дамм.-Томск : издательство ТГПУ, 2009.

  7. Педагогическая психология [Текст] : хрестоматия / сост. : В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина .- СПб. : Питер, 2006.

  8. Педагогическая психология : Учебное пособие / Е. В. Алексеева, П. . Виноградов, О. Б. Долгинова и др. ; Под ред. А. В. Орлова, П. Н. Виноградова. - СПБ. : Издательство РГПУ, 2004.

  9. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] : учебник для студентов среднего профессионального образования по педагогическим специальностям / Н. Ф. Талызина. - М. : Академия, 2003.

  10. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления : Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности : Избранные труды / Д. И. Фельдштейн. - М. : МПСИ, 2004.

  11. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи [Текст] : книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. - М. : ВЛАДОС, 2006.


6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины
Рабочая программа, составленная преподавателем кафедры социальной педагогики ПФ; фонды библиотеки ТГПУ, методические рекомендации по организации изучения дисциплины, консультации преподавателя, а также интернет-ресурсами:

www.pedagogics-book.ru

hppt//pedlib.ru/books



www.openspace.ru

www.inter-pedagogika.ru

www.koob.ru

www.nycr.org.ru

www.school.edu.ru

www.library.ru
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины


п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Раздел 1. Психологические основы воспитания.

Видеопрезентация учебного материала

Мультимедийные средства

2.

Раздел 2. Психологическая характеристика технологий, моделей, методов, стилей и феноменов воспитания.

Кейсы по теме




3.

Раздел 3. Особенности воспитания школьников на разных возрастных этапах.

Кейсы по теме

Тесты


Видеофильм об особенностях поведения младших школьников и подростков

Мультимедийные средства

4.

Раздел 4. Психологические основы личностных свойств.

Видеопрезентация учебного материала

Мультимедийные средства

5.

Раздел 5. Воспитание ребенка в семье.

Видеопрезентация учебного материала

Мультимедийные средства

6.

Раздел 6. Общая характеристика превентивного поведения несовершеннолетних.

Социально-педагогические программы (ресурс кафедры СП)




7.

Раздел 7. Основы психодиагностики.


Дидактический раздаточный материал (тесты, анкеты, опросники)






8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю
Содержание учебной программы дисциплины «Психология воспитания школьника» реализуется посредством лекционных, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов.

Рекомендуемые виды лекций: традиционная, лекция-беседа, проблемная лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция-дискуссия, лекция-пресс-конференция, обзорная лекция (лекция-консультация).

Рекомендуемые виды семинаров:    семинар-беседа, семинар – развернутая эвристическая беседа, тематический семинар, реферативный семинар, семинар с докладами, семинар-практикум (решение кейсов), семинар-конференция, семинар-диспут (дискуссионный семинар), семинар-викторина, семинар по методу малых групп, учебно-исследовательский семинар (проблемный).

Рекомендуемые методы обучения: активные методы обучения – кейс-стади, дискуссия, мозговой штурм, тренинг, консультация.

Рекомендуемые виды самостоятельных работ: конспектирование, написание рефератов, анализ учебных ситуаций, составление кроссвордов, опорных схем (с использованием техники кодирования информации), разработка проектов, подготовка докладов, разработка тестовых заданий, формулирование контрольных вопросов по изученным темам.

Рекомендуемые методы текущего контроля знаний обучающихся: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое тестирование, контрольная работа, защита проектов, итоговое тестирование, экзамен.


8.2. Методические рекомендации для студентов

 Рекомендации по написанию реферата.

Реферат – краткое изложение содержания работы с основными фактическими сведениями и выводами. Он акцентирует внимание на новые сведения и определяет целесообразность работы. Реферат должен содержать: сведения об объеме, количестве иллюстраций, таблиц, количестве используемых источников.

Содержание реферата включает введение, наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников, приложение с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала. Оформление текста следует выполнять в соответствии с примером.

Тема реферата выбирается из рекомендованного списка или по предложению студента с согласия преподавателя. Она формулируется конкретно и составляет задачу исследования. Реферирование может быть посвящено частной проблеме или содержать обобщение различных точек зрения по определенной теме. От обычного конспектирования научной литературы реферат отличается тем, что в нем излагаются (сопоставляются, оцениваются) различные точки зрения на анализируемую проблему и при этом составитель реферата определяет свое отношение к рассматриваемым научным позициям, взглядам или определениям, принадлежащим различным авторам. Исследовательский характер реферата представляет его основную научную ценность.

Реферат состоит из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка использованной литературы (не менее 6 источников).

Во введении раскрывается значение и актуальность выбранной темы, определяется место проблемы в системе психологических знаний.

В основной части на основе анализа литературных источников излагаются и обобщаются различные точки зрения на исследуемую проблему, высказывается и обосновывается собственная точка зрения выполняющего работу.

В заключение формулируются краткие выводы по изложенному материалу и приводится собственная тоска зрения на представленные в работе проблемы.

Объем реферата 12-15 страниц машинописного текста.

Также рефератом называют краткое изложение научной статьи или монографии. Такой реферат содержит основное содержание первоисточника и обязательно указывается точка зрения составителя, позиция, с которой он рассматривает проблему.

 Рекомендации по написанию эссе.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей и позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т); мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев.

Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность.

Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.

Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок. Эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

 Рекомендации по написанию доклада.

Доклад – вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).



Этапы работы над докладом. Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников). Составление библиографии. Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений. Разработка плана доклада. Написание. Публичное выступление с результатами исследования.

Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль. Академический стиль – это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы: предложения могут быть длинными и сложными; часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины; употребляются вводные конструкции типа “по всей видимости”, “на наш взгляд”; авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения “я”, “моя (точка зрения)”; в тексте могут встречаться штампы и общие слова.

Требования к оформлению письменного доклада такие же, как и при написании реферата. Титульный лист. Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт). Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы). Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос). Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада). Список литературы.

Несколько советов о том, как блестяще выступить перед аудиторией. Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе. Выступайте в полной готовности – владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно. Сохраняйте уверенный вид – это действует на аудиторию и преподавателей. Делайте паузы так часто, как считаете нужным. Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту. Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы. Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д. поможет вам выиграть драгоценное временя для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ. При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который несомненно будет высоко оценен преподавателем.



Как подготовить и представить хороший устный доклад. Устный доклад – это способ рассказать о Вашей работе при помощи заранее подготовленного и выученного рассказа не более 7 минут. Грамотный доклад состоит из введения, основной части и заключения. Во введении нужно рассказать о том, зачем нужна Ваша работа (её цель) и почему именно вы выбрали именно эту тему. Основная часть доклада начинается с рассказа о том, что, где, когда и как было исследовано или выполнено практически (материала и методики работы). Далее чётко и кратко, где нужно используя иллюстрации (графики, диаграммы, фотографии, карты, рисунки) нужно рассказать об основных результатах работы. В заключении формулируются главные выводы (основные мысли Вашей работы) и предлагаются самые важные практические рекомендации. Можно поблагодарить тех, кто помогал Вам при проведении и оформлении работы.
Тематика рефератов (докладов, эссе)


  • Психологические средства воспитательного воздействия.

  • Формирование и изменение социальных установок школьников.

  • Психологические теории воспитания.

  • Модель работы воспитателя с семьей.

  • Индивидуальное консультирование родителей.

  • Консультирование родительских группы.

  • Психологические факторы внутрисемейного воспитания.

  • Психологическая служба в системе образования.

  • Психология педагогической оценки.

  • Средства стимулирования обучения и воспитания детей.

  • Педагогическая оценка как средство стимулирования.

  • Основные направления воспитательной работы среди учащихся средних и старших классов школы.

  • Развитие личности подростка и юноши под влиянием средств массовой информации и культуры.

  • Психологические аспекты самовоспитания в подростковом и раннем юношеском возрасте.

  • Условия эффективности педагогической оценки.

  • Возрастные особенности педагогической оценки.

  • Влияние средств массовой информации на воспитание личности школьника.

  • Воспитание личности школьника в изобразительной деятельности.

  • Влияние сказки на формирование личности школьника.

  • Психологический анализ сказок.

  • Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка.

  • Сказка как метод психологической диагностики.


Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся


  1. Каковы современные проблемы всего человечества и особенности детей,

переживающих проблемы? Каковы отличительные черты современного человека?

  1. Декларация прав ребенка и задачи воспитателя. Какие пункты декларации, на ваш взгляд, вызывают особое напряжение в настоящее время (имеются противоречия между тем, как должно быть и тем, как происходит в реальной действительности)?

  2. Проведите сравнительный анализ достоинств и недостатков различных средств воспитательного психологического воздействия.

  3. Сделайте краткий анализ психологических теорий воспитания.

  4. Пути оптимизации общения детей разного возраста с целью совершенствования его воспитательного значения.

  5. Оптимизация взаимоотношений личности и коллектива в воспитательном процессе.

  6. Психологическая подготовка молодых супругов к воспитанию детей в первые годы существования семьи.

  7. Пути целенаправленного педагогического воздействия на социальные установки детей.

  8. Социально-психологические рекомендации по улучшению внутрисемейной атмосферы.

  9. Психолого-педагогические основы совершенствования обучения в старших классах школы с целью усиления его воспитательного значения.

  10. Активизация морально-воспитательных воздействий в старших классах школы через неформальные возрастные объединения детей.

  11. Психологические проблемы детской одаренности.

  12. Подготовка и проведение психодиагностического эксперимента для изучения личности ребенка.


Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз

Вопросы:

  1. В чем состоит сущность процесса воспитания и каковы его виды?

  2. Каким образом проявляется взаимосвязь процессов обучения и воспитания?

  3. Каковы основные подходы к воспитанию в различных психологических школах?

  4. Каковы основные принципы личностно-ориентированного подхода к воспитанию?

  5. Каковы основные средства нравственного просвещения личности?

  6. Как можно охарактеризовать основные виды асоциального поведения?

Задание 1. Прочитайте описания психологических типов, представленные ниже. Какие методы воспитательного воздействия вы бы использовали при работе с представителем того или иного типа?

A. У этих молодых людей постоянно пониженное настроение, жизнь кажется им бессмысленной, во всем они видят только мрачные стороны. Они — врожденные пессимисты. Всякое радостное событие отравляется мыслью о грядущих трудностях; от будущего они не ждут ничего, кроме несчастий.

Вечно угрюмые, мрачные, недовольные и малоразговорчивые, они невольно отталкивают от себя даже симпатизирующих им людей. Однако за их мрачностью обычно скрываются доброта, отзывчивость и способ­ность понимать душевные движения других людей.

Б. Это так называемые «несносные спорщики» — люди, которые все знают лучше других, чрезвычайно не любят слушать и не терпят возра­жений, вызывающих у некоторых из них неудержимые гневные вспыш­ки. Переоценивая свое значение, они склонны предъявлять совершен­но неосуществимые притязания, а встречая непризнание и противо­действие, легко вступают на путь упорной борьбы за свои мнимые пра­ва. В этой борьбе они обыкновенно не останавливаются ни перед чем. Выведенные из себя, они совершенно не считаются с правилами об­щежития, дисциплиной и требованиями закона, ведут себя вызыва­юще грубо с окружающими, осыпая своих противников всевозможны­ми оскорблениями.

B. Эти люди легко усваивают все новое, но не выдерживают длитель­ного напряжения, вследствие чего им приходится постоянно прерывать работу большими или меньшими периодами отдыха.

Главная черта этих людей — чрезмерная впечатлительность, с одной стороны, и резко выраженное чувство собственной недостаточности — с другой. Их нервная слабость проявляется в крайней ранимости. Они бо­лезненно воспринимают любые события, хотя сколько-нибудь выходя­щие из ряда обычных житейских происшествий. Робкие и застенчивые, это обыкновенно нежные, тонко чувствующие натуры, страдающие от всякого грубого прикосновения.

Сомнения в правильности того, что они делают, заставляют этих лю­дей обращаться к другим или за помощью, или за успокоением. Эта склон­ность искать поддержки у других, это неумение обходиться без посто­ронней помощи являются также одной из отличительных черт их характера.

Г. Больше всего таких людей характеризуют аутистическая оторван­ность от внешнего, реального мира, причудливая парадоксальность эмо­циональной жизни и поведения. Они обычно воспринимаются как люди странные и непонятные, от которых не знаешь, чего ожидать.

Принято говорить о душевной холодности этих людей; в их поступках нередко можно обнаружить недостаток такта и полное неумение счи­таться с чужими интересами.

По-настоящему эти люди любят только себя: будучи эгоистами, они почти всегда держатся чрезвычайно высокого мнения о себе, о своих способностях и редко умеют по-настоящему ценить других людей, даже тех, к кому хорошо относятся.

Д. Эти люди неуживчивы и агрессивны: всякий, кто входит с ними в столкновение, кто позволяет себе поступать не так, как они хотят или требуют, тот становится их врагом.

В каждой мелочи, в каждом поступке они видят оскорбление их лич­ности, нарушение их прав. Таким образом, очень скоро у них оказывает­ся большое количество «врагов», иногда действительных, а большей ча­стью только воображаемых.



Задание 2. В каких ситуациях и по отношению к каким учащимся, на ваш взгляд, уместны авторитарный, демократический и попустительский сти­ли воспитания?

Задание 3. Какие положительные аспекты присутствуют в авторитарном и нор­мативном стилях воспитания?

Задание 4. Какие положительные аспекты присутствуют в попустительском и потворствующем стилях воспитания?

Задание 5. Определите, какой стиль воспитания оказал сильное влияние на формирование описанных ниже личностных типов. Ответы (Приложение 1).

А. Людям этого типа свойственны подхалимство и заискивание пе­ред старшим, доносительство. В то же время по отношению к младшим или зависимым от них людям они бесцеремонны, часто грубы. Эти люди часто стараются с помощью хитрости и лицемерия найти легкий путь для удовлетворения своих целей, не утруждая себя трудом и усердием. Отно­шение к нравственности и морали у них поверхностно: они не руковод­ствуются моральными заповедями при осуществлении своих желаний.

Б. Главный побуждающий мотив деятельности людей этого типа — чувство превосходства над окружающими: они не любят быть ведомы­ми, стремятся первенствовать, честолюбивы, настойчиво и упорно до­биваются своей цели.

Избрав для себя главное дело, такие люди полностью сосредоточива­ются на нем, подчиняют ему все остальное, чтобы получить признание и успех.

В. Эти люди отличаются независимостью суждений и критичностью мышления; в спорах они не тяготеют к первенству, для них важнее уста­новление истины; всякое принуждение к чему-либо вызывает у них рав­нодушие или апатию.

Г. Эти люди лишены творческой жилки, инициативы, ограничива­ются в своей деятельности только имитацией, добиваются успехов в учебе путем соответствия формальным требованиям преподавателя.

Неудачи, препятствия на жизненном пути ставят людей этого типа в тупик, они совершенно не в состоянии справиться с трудностями без посторонней помощи.

Смирные, боязливые при строгом обращении, они делаются распу­щенными и бесцеремонными при попустительском стиле воспитания.



Задание 6. Определите, какого стиля воспитания будут в большей степени при­держиваться педагоги следующих типов личности.

А. «Я знаю, о чем буду читать, но не знаю, как буду читать, с чего начну и чем кончу. В голове нет ни одной готовой фразы. Но стоит мне только оглядеть аудиторию (она построена у меня амфитеатром) и про­изнести стереотипное: "В прошлой лекции мы остановились на...", как фразы длинной вереницей вылетают из моей души и — пошла писать губерния! Говорю я неудержимо быстро, страстно, и, кажется, нет той силы, которая могла бы прервать течение моей речи. Чтобы читать хоро­шо, т.е. нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представле­нием о своих силах, о тех, кому читаешь, и о том, что представляет предмет твоей речи <...>

Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двад­цать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю... В одно и то же время приходится изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и ученого и наоборот <...>

Никакой спорт, никакие развлечения и игры не доставляли мне та­кого наслаждения, как чтение лекций. Только на лекции я мог весь от­даться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а суще­ствует на самом деле. И я думаю, Геркулес после самого пикантного из своих подвигов не чувствовал такого сладостного изнеможения, какое переживал я всякий раз после лекций»1.

Б. «...Работает он с утра до ночи, читает массу, отлично помнит все прочитанное — и в этом отношении он не человек, а золото; в осталь­ном же прочем — это ломовой конь, или, как иначе говорят, ученый тупица. Характерные черты ломового коня, отличающие его от таланта, таковы: кругозор его тесен и резко ограничен специальностью; вне сво­ей специальности он наивен, как ребенок <...>

...Он уверен в себе..., знает цель жизни и совершенно не знаком с сомнениями и разочарованиями, от которых седеют таланты. Рабское поклонение авторитетам и отсутствие потребности самостоятельно мыс­лить. Разубедить его в чем-то трудно, спорить с ним невозможно <...>

Будущность его представляется мне ясно. За всю свою жизнь он... на­пишет много сухих, очень приличных рефератов, сделает с десяток доб­росовестных переводов, но пороха не выдумает. Для пороха нужны фан­тазия, изобретательность, умение угадывать... Короче говоря, это не хозяин в науке, а работник».

Задание 7. Перечислите приемы воспитательного воздействия, которые при­водят к формированию «выученной беспомощности», запрограммиро­ванного сознания и психологической уязвимости. Дайте определение этих понятий.

Задание 8. Приведите примеры поведенческих проявлений данных феноменов из собственного опыта.

Перечень вопросов к экзамену


  1. Основные понятия психологии воспитания.

  2. Зависимость целей воспитания от состояния общества, общечеловеческие цели воспитания.

  3. Сущность процесса воспитания и виды воспитания.

  4. Средства воспитания: прямые и косвенные, сознательные и неосознанные.

  5. Принципиальные отличия современных подходов к воспитанию.

  6. Взаимосвязь процесса обучения и воспитания.

  7. Основные подходы к воспитанию в различных психологических школах.

  8. Основные принципы личностно-ориентированного подхода к воспитанию.

  9. Основные средства нравственного просвещения личности.

  10. Психологические механизмы авторитарного стиля воспитания.

  11. Психологические механизмы демократического стиля воспитания.

  12. Феномены воспитания («выученной беспомощности», запрограммированного сознания, психологической уязвимости).

  13. Психологические особенности воспитания младших школьников.

  14. Психологические особенности воспитания подростков и юношей.

  15. Психологические аспекты воспитания у школьников стремления к самосовершенствованию.

  16. Возрастные особенности самовоспитания. Типичные ошибки самовоспитания.

  17. Учебно-воспитательная деятельность и пол учащихся.

  18. Психологические аспекты формирования нравственности школьников.

  19. Роль игры в воспитании личности.

  20. Роль детского коллектива в воспитании личности.

  21. Влияние семьи на формирование личности.

  22. Характеристика основных видов асоциального поведения школьников.

  23. Виды педагогической и психологической коррекции «трудных подростков».

  24. Тесты и методики для диагностики личностных особенностей учащихся.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700.62 Педагогика.


Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

к.п.н., доцентом кафедры социальной педагогики _________________Дудиной Е.Н.


Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики

протокол № __ от ____________ 2011 года.


Зав. кафедрой ______________ Яковлева А.Г.

(подпись)


Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Педагогического факультета

протокол № __ от ____________ 2011 года.


Председатель методической комиссии __________________ Яркина Т.Н.

Приложение №1



Примеры тестов


    1. Усвоение человеком социального опыта – это…

А. Поведение.

Б. Социализация.

В. Обучение.

Г. Воспитание.




    1. Как называется предрасположенность человека к воспитательным воздействиям?

А. Личностный рост.

Б. Воспитуемость.

В. Воспитанность.

Г. Самовоспитание.




    1. Основоположником теории коллективного воспитания считается…

А. К.Д. Ушинский.

Б. Л.С. Выготский

В. А.С. Макаренко

Г. А.В. Сухомлинский

4. Внушение как воспитательное средство – это …

А. Убеждение.

Б. Поощрение.

В. Нравственное просвещение.

Г. Эмоциональное воздействие.


Ответы к тестовому заданию
1Б, 2Б, 3В, 4Г.

Ответы к заданию 5

A. Попустительский стиль воспитания, при котором предоставлен­ный сам себе ребенок не усваивает морально-нравственных принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми. Кроме того, ложь и ли­цемерие старших, которые, скорее всего, имели место в указанном выше случае, усвоились ребенком как должные способы поведения.

Б. Соревновательный стиль воспитания, при котором родители по­стоянно побуждают ребенка к первенству среди сверстников, демонст­рируют, что ждут от него успехов и достижений.

B. Демократический стиль воспитания, при котором ребенок пользу­ется большой свободой, ко всем его нуждам и требованиям взрослые относятся со вниманием и по возможности удовлетворяют их, в против­ном случае они всегда объясняют причину отказа. Ребенок никогда не подвергается насилию, он всегда знает причину тех требований, кото­рые к нему предъявляют. Ему ничего не навязывают, не втолковывают, не вбивают, а только отвечают на его же вопросы, а в случае незнания ответа сознаются в этом.



Г. Игнорирующий и авторитарный стили воспитания, при которых предупреждается всякая самостоятельность ребенка, подавляется любая его инициатива, способствуют развитию данного личностного типа. Ма­нера поведения старших по отношению к младшему, зависимому лицу становится образцом для подражания во взрослой жизни.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница