Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Ф. 04 Тренинг педагогического общения Томск 2013 Цели и задачи дисциплины



Скачать 101.31 Kb.
Дата28.06.2016
Размер101.31 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета

________________Г.Ю. Титова

«____» _______________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ДПП.Ф.04 Тренинг педагогического общения

Томск 2013


1. Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины «Тренинг педагогического общения» является формирование у студентов фундаментальных психологических знаний, умений и навыков, востребованных в профессиональной деятельности преподавателя дошкольной педагогики и психологии, подготовка педагога, направленная на овладение источниками научной, общекультурной и профессиональной информации, универсальными способами теоретической и практической образовательной деятельности; формирование профессиональной компетенции студентов в области психологической подготовки.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Курс «Тренинг педагогического общения» является составной частью дисциплин предметной подготовки федерального компонента учебного плана специальности «Дошкольная педагогика и психология». Данный курс является дисциплиной, тесно связанной с другими психологическими дисциплинами: общая, возрастная, педагогическая, социальная, экспериментальная психология. Дисциплина ориентирована на подготовку специалистов, получающих фундаментальное педагогическое образование и способных применять полученные теоретические знания непосредственно в своей профессиональной деятельности. Предлагаемый курс дает базовые знания по психологии, необходимые педагогу, обеспечивает формирование профессиональных компетенций. Знание курса необходимо для успешного прохождения студентами педагогической практики. В результате изучения курса «Тренинг педагогического общения» студенты должны уметь применять полученные знания, умения, навыки и компетенции в образовательной, научно-методической, социально-педагогической, воспитательной и культурно-просветительской видах деятельности.
Задачами дисциплины являются:

-формирование знаний в области изучаемой дисциплины;

-развитие общих компетенций;

-развитие профессиональных компетенций;



-развитие предметно-специальных компетенций.
3.Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

8

Общая трудоемкость дисциплины

90

90

Аудиторные занятия

45

45

Лекции

-

-

Практические занятия

45

45

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

45

45

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет


4.Содержание дисциплины

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий



№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практ. занятия

Самост. работа

1.

Вводное занятие

-

3

3

2.

Психолого-педагогическая природа общения

-

12

12

3.

Коммуникация в деятельности педагога

-

14

14

4.

Развитие способностей к общению




16

16




ИТОГО

-

45

45


4.2.Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Вводное занятие.

Определение психологического тренинга. Отличие психологического тренинга от других видов психологической деятельности. Цели и задачи психологического профессионального тренинга, условия его результативности. Профессиональная подготовка преподавателя дошкольной педагогики и психологии.


Раздел 2. Психолого-педагогическая природа общения

Понятие общения. Функции общения. Психологическая структура общения. Стили общения. Педагогическое общение. Модели общения педагога. Барьеры общения. Общительность. Эмоциональный компонент общительности.



Раздел 3. Коммуникация в деятельности педагога

Коммуникационный процесс. Взаимодействие в совместной деятельности. Межличностная перцепция. Вербальные и невербальные средства общения. Манера общения и взаимодействия с людьми. Виды и техника слушания. Типы собеседников. Коммуникативные компетенции.


Раздел 4. Развитие способностей к общению

Методы активного социального обучения. Организация, содержание, формы работы в тренинге. Методы психологического воздействия. Методы активного взаимодействия. Механизмы психологической защиты. Определение организаторских и коммуникативных черт личности. Деловая беседа. Оценка деловых качеств личности педагога. Публичная (ораторская) речь. Развитие компетентности в общении.


5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно–методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература
а) основная литература:

  1. Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения : учебное пособие для вузов / А. П. Панфилова. – М. : Академия, 2008. – 335 с.

  2. Сальникова, О. А. Совершенствование коммуникативной компетенции учителя / О. А. Сальникова. – Москва : Флинта, 2011. – 83 с.


б) дополнительная литература:

  1. Зайцева, Т. В. Теория психологического тренинга : монография / Т. Н. Зайцева ; под ред. А. Г. Асмолова. – Санкт-Петербург : Речь, 2002. – 80 с.

  2. Матяш, Н. В. Методы активного социально-психологического обучения : учебное пособие для вузов / Н. В. Матяш, Т. Н. Павлова. – Москва : Академия, 2007. – 89 c.

  3. Практикум по социально-психологическому тренингу ; под ред. Б. Д. Парыгина. – Санкт-Петербург, 2000.

  4. Бодалев, А. А. Психология общения: Избранные психологические труды / А. А. Бодалева. - Изд. 3-е, переработ. и доп. — Москва : МЛСИ, 2000. — 315 с.

  5. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: пер. с англ. Э. Берн. — Изд. 2-е. — Москва : Попурри, 2000. — 587 с.

  6. Вачков, И. В. Окна в мир тренинга : методологические основы субъективного подхода к групповой работе : учебное пособие / И. В. Вачков, С. Д. Дерябо. — Санкт-Петербург : Речь, 2004. — 271 с.

  7. Игры, обучение, тренинг, досуг ; под ред. В. В. Петрусинского. — Москва : Новая школа, 1994. — 366 с.

  8. Калинина, Р. Р. Тренинги развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения / Р. Р. Калинина. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — Санкт-Петербург : Речь, 2004. — 155 c.

  9. Климов, Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды / Е. А. Климов. — АПСН, Москва : Институт практической психологии, 1996. — 400 с.

  10. Клюева, Н. В. Общение: дети 5-7 лет / Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. — Изд.2-е, перераб. и доп. — Ярославль : Академия развития, 2001. — 156 c.

  11. Самоукина, Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы / Н. В. Самоукина // Центр развивающего обучения "ИНТОР". — Москва : Новая школа, 1993. — 138 с.

  12. Самоукина, Н. В. Игры, в которые играют... // Психологический практикум / Н. В. Самоукина. — Дубна : Фенникс, 1997. — 147 c.

  13. Шелихова, Н. И. Техника педагогического общения / М. И. Шелихова ; под общ. ред. М. Р. Гинсбурга. — Москва : Издательство Института практической психологии, 1998. — 128 с.

  14. Шепелева, Л. Н. Программы социальнопсихологических тренингов / Л. Н. Шепелева. — Москва : Санкт -Петербург : Питер, 2008. — 160 с.

  15. Фопель, К. Технология ведения тренинга : теория и практика. / К. Фопель. — Москва : Генезис, 2007. — 267 с.


2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочая программа, разработанная доцентом кафедры педагогики и методики начального образования ПФ ТГПУ, библиотечный фонд ТГПУ.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебные аудитории, технические средства обучения, библиотечный фонд ТГПУ.



8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
8.1. Методические рекомендации для преподавателя

Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен.


8.2 Методические указания для студентов

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря и методической папки педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.


8.3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы



  1. Монолог, его психолого-педагогическая природа.

  2. Диалог, его психолого-педагогическая природа.

  3. Эмпатийное слушание, его характеристика.

  4. Дискуссия, его психолого-педагогическая природа.

  5. Беседа : специфика проведения.

  6. Интервью: специфика проведения.

  7. Визуальный контакт в общении

  8. Эмоциональный контакт в общении.

  9. Деловые переговоры, их психолого-педагогическая природа.

  10. Психологический климат в коллективе.

  11. Требования к ведущему тренинга.

  12. Программы социально-психологического тренинга.


Тематика рефератов

Не предусмотрена.


8.4. Перечень вопросов к зачету


  1. Определение психологического тренинга. Отличие психологического тренинга от других видов психологической деятельности.

  2. Цели и задачи психологического профессионального тренинга, условия его результативности.

  3. Понятие общения. Функции общения.

  4. Психологическая структура общения.

  5. Стили общения.

  6. Педагогическое общение. Модели общения педагога.

  7. Барьеры общения.

  8. Общительность. Эмоциональный компонент общительности.

  9. Коммуникационный процесс.

  10. Взаимодействие в совместной деятельности.

  11. Межличностная перцепция.

  12. Вербальные и невербальные средства общения.

  13. Манера общения и взаимодействия с людьми.

  14. Виды и техника слушания. Типы собеседников.

  15. Коммуникативные компетенции.

  16. Методы активного социального обучения.

  17. Организация, содержание, формы работы в тренинге. Методы психологического воздействия.

  18. Методы активного взаимодействия.

  19. Механизмы психологической защиты.

  20. Определение организаторских и коммуникативных черт личности. Деловая беседа.

  21. Оценка деловых качеств личности педагога.

  22. Публичная (ораторская) речь. Развитие компетентности в общении.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030900 Дошкольная педагогика и психология.


Рабочую программу учебной дисциплины составила:
Доцент кафедры педагогики и методики

начального образования, к.п.н ___________Е.А. Меньшикова

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры педагогики методики начального образования, протокол №___от________2013г.
Зав. кафедрой педагогики и методики

начального образования ___________С.И. Поздеева

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета ТГПУ
Председатель

методической комиссии ПФ ___________Т. Н. Яркина



Согласовано:

Декан ПФ __________Г. Ю. Титова


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница