Рабочая Программа учебной дисциплины м 01 инновационные процессы в образовании трудоемкость



Скачать 215.42 Kb.
Дата26.06.2016
Размер215.42 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ


УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан физико-математического факультета
______________ М.А. Червонный

«___» ______________ 2012 года



рабочая Программа учебной дисциплины
М.2.01 ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Трудоемкость (в зачетных единицах) 4


Направление подготовки

050100.68 Педагогическое образование
Профессионально-образовательный профиль Информатика в образовании
Квалификация (степень) выпускника магистр

1. Цели изучения дисциплины.

Цель:

познакомить магистрантов с методологическими и теоретическими основами инновационной педагогической деятельности на современном этапе развития образования, приоритетными направлениями модернизации системы образования.



задачи:

  1. рассмотрение стратегий модернизации российского образования, методологических подходов инновационной педагогической деятельности, основных понятий и теоретических основ педагогической инноватики;

  2. знакомство с методами конструирования учебной деятельности в условиях индивидуализации образования;

  3. развитие умений организовывать и контролировать деятельность обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей и способностей;

  4. развитие умений проектировать учебную деятельность на основе технологичного подхода, ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся с ориентацией на их индивидуальные познавательные стили.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

В рамках традиционного подхода к организации процесса обучения отношения между участниками были построены таким образом, что преподаватель находился в ограниченных условиях, его деятельностью управлял учебный план и программа, достаточно жестко задающие рамки отношений. Обучающийся также выступал как объект управления, он должен был получить определенный объем знаний, его основная роль - усвоение информации. Сам образовательный процесс был ориентирован на дидактические задачи репродуктивного обучения, представление об обучении как о процессе с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.



Инновационный подход к учебному процессу ориентирован на создание для учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления. Такое обучение организуется как исследовательская деятельность, как моделирующая деятельность, как активный обмен мнениями, как творческая дискуссия.

Новые требования к учителю в условиях инновационных преобразований связаны с необходимостью обеспечения вариативности, личностной ориентации образовательного процесса. Совершенно очевидно, что в этом случае возникает необходимость разработки новых видов, форм, методов и средств организации образовательного процесса, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся. 

Предлагаемая дисциплина готовит магистрантов как к различным видам практической педагогической деятельности, так и к научно-теоретической, исследовательской деятельности
3. Требования к уровню освоения программы.

Компетенции, формируемые учебной дисциплиной «Инновационные процессы в образовании»:



  • способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

  • способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

  • готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9).

Магистрант должен знать:

  • сущность организации процесса обучения на современном этапе;

  • структуру содержания образования, методы, формы и средства обучения;

  • содержание понятия педагогические технологии и сущность процессов их проектирования.

Магистрант  должен уметь:

  • проводить анализ учебной деятельности с ориентацией на инновационные образовательные процессы;

  • осуществлять выбор методов, средств, технологий обучения с учетом современных требований к организации учебного процесса;

  • определять цели и задачи, планировать занятия с применением современных технологий и средств оценивания результатов обучения.

Магистрант должен владеть навыками:

  • разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе требований образовательного стандарта;

  • планировать собственную исследовательскую, проектную деятельность;

  • систематизировать и оценивать педагогический опыт.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы: 4 зачетные единицы


Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом) (час)


Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)



144

1







Аудиторные занятия

14

(в том числе в интера. – 8)



14

(в том числе в интера. – 8)









Лекции

4

4







Практические занятия

10

10







Семинары













Лабораторные работы













Другие виды аудиторных работ













Самостоятельная работа

130

130







Курсовой проект (работа)













Реферат













Расчётно-графические работы













Формы текущего контроля













Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом




экзамен









5. Содержание учебной дисциплины.


    1. Разделы учебной дисциплин.



п/п

Наименование

раздела

дисциплины

(темы)

Аудиторные часы

Самостоятельная работа (час)

ВСЕГО

лекции

практические (семинары)

Лабора-торные

В т.ч. интерактивные формы обучения (не менее 40%)

1

Модернизация страны и инновации в образовании.

1

1










10

2

Инновационная деятельность (научные основы).

1

1










15

3

Традиционные и современные подходы к организации учебного процесса.

1

1










15

4

Современные подходы к пониманию целей обучения в рамках образовательного стандарта.

1

1










15

5

Технологии активизации познавательной деятельности. Технологии развития мышления.

2




2




2

15

6

Проблемная, проектная технологии.

2




2




2

15

7

Информационные и коммуникационные тех­нологии в активизации познавательной деятельности учащихся.

2




2




2

15

8

Инновационные технологии оценивания результатов обучения.

2




2




2

15

9

Учитель в инновационном процессе.

2




2







15




Итого:

14

4

10




8/57,1%

130



    1. Содержание разделов дисциплины


1. Модернизация страны и инновации в образовании.

Место и роль модернизации образования РФ  в социально-экономическом и социокультурном развитии страны. Обоснование нововведений в образовании. Потребность в нововведениях и заказчики нововведений. Образовательная политика. Цели процесса модернизации. Необходимые условия для успешности модернизации образования и риски, связанные с его инновационным развитием.


2. Инновационная деятельность (научные основы).

Понятие об инновациях. Роль инновационных процессов в современной экономике, политике, социальной жизни, образовании. Педагогическая инноватика – новая научная отрасль, её предмет, задачи, методология. Основные понятия педагогической инноватики: новшество, инновации, нововведение, инновационный процесс, инновационная деятельность. Типы, типология педагогических инноваций.


3. Традиционные и современные подходы к организации учебного процесса.

Тип общества и присущая ему система образования. Концепция современного образования. Ведущие принципы новой парадигмы образования: гуманизация,  гуманитаризация, информатизация. Средства достижения новой (гуманистической) парадигмы образования: субъектность, диалогичность, развивающая направленность, интегрированность.



4. Современные подходы к пониманию целей обучения в рамках образовательного стандарта.

Цели и основные задачи модернизации образования. Ведущие направления модернизации общего образования. Понятия: «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход». Система ключевых компетентностей. Нормативное представление и реализация нового содержания школьного образования - государственный стандарт общего среднего образования. Цели стандарта. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Психолого-педагогические аспекты содержания образовательных результатов на современном этапе.

Личностный, метапредметный, предметный уровни образовательного результата. Индивидуальные познавательные стили.
5. Технологии активизации познавательной деятельности. Технологии развития мышления.

Методологические основы применения активных методов. Классификация и структура активных методов обучения. Разработка и применение активных методов в образовательной практике. Технологии проектирования проблемной лекции. Технологии проектирования диалоговых форм учебного взаимодействия. Учебная эвристическая деятельность. Сущность эвристического обучения.

Мышление. Типы мышления. Активизация мыслительной деятельности в рамках проектного, исследовательского, эвристического методов обучения. Технологии активизации мыслительной деятельности.
6. Проблемная, проектная технологии.

Технология проблемного обучения. Технология проектного обучения. Этапы проектной деятельности. Телеконференции и проекты образовательного и учебного назначения, их типология, структура, содержание. Основные этапы реализации проектно-исследовательской деятельности: определение предмета исследования; определение проблемы, гипотезы; доказательство, обоснование гипотезы; обобщение результатов, выводы; презентации результатов. Психолого-педагогические аспекты реализации этапов проектной технологии. Проекты исследовательской и практической направленности.


7. Информационные и коммуникационные тех­нологии в активизации познавательной деятельности учащихся.

ИКТ в школьном образовании. Ведущие функции ИКТ в учебном процессе: квалиметрическая, мотивирующая, исследовательская, экспертная, контрольно-оценочная и диагностическая.

Дидактические и методические возможности ИКТ для работы с индивидуальными познавательными стилями. Интерактивные компьютерные технологии. Дистанционные образовательные технологии. Технологии сетевого взаимодействия.

8. Инновационные технологии оценивания результатов обучения.

Понятие о качестве образования. Показатели качества образования. Оценка эффективности и качества образования. Традиционные и новые средства оценки результатов обучения. Оценка, ее функции. Связь оценки и самооценки.

Портфолио как перспективная форма представления индивидуальных образовательных достижений. «Портфолио документов». «Портфолио работ». «Портфолио отзывов».

Таксономия образовательных целей и результаты образования. Понятие компетентностного теста. Возможности таксономических подходов для создания компетентностных тестов.

Социологическое исследование в программе школьного мониторинга. Этапы социологического исследования. Психолого-педагогические аспекты определения предмета и объекта исследования. Методы социологического исследования.

Организация единого государственного экзамена (ЕГЭ). Цели и порядок проведения ЕГЭ. Законодательные, нормативно-правовые и организационно-педагогические документы, регламентирующие порядок проведения ЕГЭ.


9. Учитель в инновационном процессе.

Отношение учителей и общественности к инновациям в образовании. Готовность учителя  к участию в инновационном образовательном процессе. Способность педагога определять перспективы своего профессионального развития в свете инновационных процессов в образовании. Формирование инновационной культуры педагога. Знания и умения учителя в области технологии проведения опытно-экспериментальной работы как части инновационного процесса и собственной проектно-исследовательской деятельности.


5.3. Тематика практических занятий



п/п

раздела дисциплины

Темы практических занятий

1

5

Технологии активизации познавательной деятельности.

2

5

Технологии развития мышления.

3

6

Технология проблемного обучения.

4

6

Технология проектного обучения.

5

7

Интерактивные компьютерные технологии.

6

7

Технологии сетевого взаимодействия.

7

7

Дистанционные технологии.

8

8

Возможности технологии «Портфолио».

9

8,9

Возможности социологических методов.



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Основная литература

  1. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования: проект / РАО; ред. А.М.Кондаков. – М., 2008. – 39 с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образовния / Мин-во образования и науки РФ. – М., 2011. – 48 с.

6.2 Дополнительная литература

  1. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность.– М.: Магистр, 2004. – 224 с.

  2. Гельфман, Э. Г. Психодидактика школьного учебника: интеллектуальное воспитание учащихся / Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная. - М. ; СПб.: Питер, 2006. – 384 с.

  3. Демкин, В. П. Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения : учеб.-метод. пособие / В. П. Демкин, Г. В. Можаева. – Томск: ТГУ, 2003. – 54 с.

  4. Ерофеева, Н. И.Управление проектами в образовании / Н. И. Ерофеева // Народное образование. – 2002. – № 5. – С. 94-98.

  5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

  6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М: Арена. 1996, – 222 с.

  7. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 366 с.

  8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов и др. – М., 2011. – 159 с.

  9. Шамова Т.И., Белова С.Н. Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 192 с.

  10. Юнина Е. А. Технологии качественного обучения в школе: учеб.-метод. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 224 с.

  11. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: Академия, 2005. – 336 с.

  12. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И.Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия». 2007. – 192 с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Интернет-ресурсы, которые рекомендуется посетить при изучении дисциплины:



  • Информационно-образовательная среда «Открытый класс» http://www.openclass.ru/

  • Сайт Министерства образования и науки РФ www.ed.gov.ru

  • Федеральное государственное учреждение "Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций" http://www.informika.ru/

  • Электронная версия журнала «Вестник образования» www.vestnik.edu.ru

  • Образовательные проекты компании МАЙКРОСОФТ www.microsoft.com/rus/education/

  • Образовательные проекты компании ИНТЕЛ www.intel.com/ru/education/

  • Сайт конкурса «Учитель года» www.teacher.org.ru

  • Фонд поддержки Российского учителя http://www.fpru.org/

  • Августовский педсовет www.pedsovet.alledu.ru

  • Сайт ТГПУ «Педагогическая планета» http://planeta.tspu.ru/

  • Сайт ТГПУ «Академия успеха» http://uspeh.tspu.ru/


6.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения дисциплины необходимы: специально оборудованные аудитории и компьютерные классы; персональные компьютеры; локальное сетевое оборудование; выход в сеть Интернет; технические и аудиовизуальные средства обучения (мультимедиапроектор).



7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Программа курса реализуется в процессе чтения лекций, проведения практических занятий, организации самостоятельной работы, групповых, индивидуальных консультаций, собеседований в связи с подготовкой к экзамену.

Учебный материал представлен блоками. Каждый очередной блок характеризуется законченностью, на котором строится изучение последующего блока

Основным принципом организации деятельности является проблемная организации учебного процесса. Она может быть разной, в зависимости от той роли, которую берет на себя преподаватель, студент, в зависимости от характера выдвинутой проблемы. При организации занятий курса целесообразно ориентироваться на следующие принципы организации занятий:



  • Изучение учебной темы начинается с постановки перед студентами основной исходной проблемы. При этом надо по возможности находить такие формы подачи материала и такие содержательные моменты, которые вызовут интерес.

  • Все дальнейшее изучение учебной темы должно проводиться путем развертывания системы заданий, причем эта система должна обладать внутренней логикой, когда каждая последующая задача логически вытекает из предыдущей. Учебный материал делится на небольшие порции - отдельные шаги. Каждый шаг содержит логически законченную информацию и вопрос, на который должны дать ответ студенты. Ответ на поставленный вопрос и становится отправной точкой для следующего шага в процессе разрешения обозначенной проблемы.

  • Очень важно, чтобы логика развертывания системы задач была ясна не только преподавателю, но и студентам, чтобы эта логика вела весь процесс изучения учебного материала. В некоторых случаях преподаватель может вербализовать сущность возникающих задач и логику их развертывания.

Необходимо отметить, что важное место на каждом этапе отводится работе по усвоению основных дидактических терминов, понятий и категорий и содержательному анализу. Основная задача аналитической деятельности – осознать и осмыслить на конкретном дидактическом материале сущность системного подхода, признаки, характеристики и свойства системы; методы и методику системного исследования; понять, что системный подход лежит в основе любой педагогической технологии и дидактической концепции.
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

В процессе изучения курса используется текущий контроль, ориентированный на рейтинговую шкалу. По результатам текущего контроля принимается решение на допуск магистранта к итоговому контролю (экзамену).

Максимальный рейтинг составляет 120 баллов на семестр, которые распределены следующим образом:

- лекционные занятия 18  2 = 36 баллов;

- семинарские занятия 18  3 = 54 балла;

- написание реферата-исследования - 30 балла.



Для допуска к экзамену сумма баллов по текущему контролю должна быть не менее 105 баллов, при этом должна быть проявлена активная работа на лекционных и практических занятиях.
8.1 Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Сущность и содержание инновационной деятельности

  2. Методологические основы педагогической инноватики

  3. Структура современного содержания образования. Характеристика его компонентов.

  4. Документы, регламентирующие учебный процесс в средних общеобразовательных  учреждениях.

  5. Государственный образовательный стандарт. Его структура и назначение.

  6. Гуманизация образования, его индивидуализация и дифференциация.

  7. Система оценивания и контроль качества образования на современном этапе.

  8. Современные тенденции в оценивании личностных достижений обучающихся.

  9. Традиционные и новые средства оценки результатов обучения.

  10. Классификация методов обучения по уровню познавательной деятельности.

  11. Классификация методов обучения на основе принципа деятельностного подхода.

  12. Методы репродуктивной и творческой деятельности в обучении.

  13. Дидактические игры, основные требования к их организации и проведению.

  14. Школьные лекции и семинары, основные требования к их организации и проведению.

  15. Лабораторные и практические занятия в школе, основные требования к их организации и проведению.

  16. Урок как основная организационная форма обучения. Требования к современному уроку.

  17. Особенности реализации ЕГЭ на современном этапе. Перспективы развития ЕГЭ в отечественном образовании

  18. Познавательный интерес. Пути формирования и стимулирования познавательных интересов в обучении.

  19. Проблемное обучение, его сущность. Методы проблемного обучения.

  20. Проектное обучение, его сущность.

  21. Понятие «портфолио» в современном образовательном процессе.

  22. Образовательные ресурсы сети Интернет: анализ данных.

  23. Интернет ресурсы и дистанционные технологии в обучении.

  24. Педагогические основы образовательного веб-сайта.

  25. Сетевые образовательные проекты.

8.2 Темы для рефератов


  1. Педагогические инновации как предмет исследований.

  2. В чем проявляется инновационный характер Стандартов общего образования нового поколения?

  3. Опытно-экспериментальная работа школы как средство реализации нововведений

  4. Как и в чем проявляется сопротивление образовательным инновациям в современной России?

  5. Факторы, препятствующие инновациям в образовании

  6. Отношение учителей, преподавателей вузов к инновациям в образовании

  7. Интерактивные методы и технологии в обучении

  8. Обоснуйте применение портфолио как перспективной формы представления индивидуальных достижений школьника?

  9. В чем особенности построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся?

  10. В чем заключается сущностная характеристика личностно ориентированной технологии подготовки школьников к ЕГЭ?

  11. Преимущества и недостатки ЕГЭ перед другими формами контроля?

  12. Почему проблема управления качеством образования является ключевой проблемой XXI века?

  13. Как можно и нужно влиять на повышение качества школьного образования?

  14. В чем состоит сущность и особенности диагностирования учебных достижений школьников?

  15. В чем проявляется модернизация системы оценивания в общеобразовательной школе?

  16. Традиционные и новые средства оценки результатов обучения. Опишите их достоинства и недостатки.

  17. Электронные средства обучения. Педагогические требования к применению электронных средств обучения.

  18. Дистанционное занятие с использованием ресурсов и технологий Интернета.

  19. Приоритетные педагогические технологии в профильном обучении. Преимущества и недостатки, возможности и ограничения применения той или иной педагогической технологии в профильном обучении.


8.3. Перечень вопросов к экзамену

  1. Сущность и содержание инновационной деятельности.

  2. Методологические основы педагогической инноватики.

  3. Классификация современных методов обучения по уровню познавательной деятельности.

  4. Классификация современных методов обучения на основе принципа деятельностного подхода.

  5. Традиционная и инновационная системы обучения.

  6. Структура современного содержания образования. Характеристика его компонентов.

  7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

  8. Технологии организации педагогического процесса на современном этапе развития образования.

  9. Гуманизация образования, его индивидуализация и дифференциация.

  10. Проблемное обучение, его сущность. Методы проблемного обучения.

  11. Проектное обучение, его сущность.

  12. Типы и структура уроков в проблемном обучении.

  13. Познавательный интерес. Пути формирования и стимулирования познавательных интересов в обучении.

  14. Инновации в оценивании образовательной деятельности.

  15. Система оценивания и контроль качества образования на современном этапе

  16. Формы итоговой аттестации в современной школе. Их достоинства и недостатки.

  17. Возможности использования портфолио. Их виды, преимущества и недостатки.

  18. Возможности использования компетентностных тестов для оценивания результатов обучения.

  19. Возможности использования кейс-измерителей для оценивания результатов обучения.

  20. Возможности использования социологических методов для оценивания результатов обучения.

  21. Электронные средства обучения. Педагогические требования к применению электронных средств обучения.

  22. Образовательные ресурсы сети Интернет: анализ данных.

  23. Интернет ресурсы и дистанционные технологии в обучении.

  24. Готовность педагогов к инновационной деятельности.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 – Педагогическое образование.




Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

К.п.н., ст. преп. кафедры информатики _____________________Т.А. Прищепа

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры информатики

протокол №______________ от «_____» _______________ 2012 г.


Зав. кафедрой информатики _______________ А.Н. Стась
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией физико-математического факультета

протокол №______________ от «_____» _______________ 2012 г.



Председатель методической комиссии ____________ З.А. Скрипко


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница