Рабочая Программа учебной дисциплины м 01 история и методология науки трудоемкость



Скачать 251.17 Kb.
Дата03.06.2016
Размер251.17 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

Колесникова Е. В.

__________________

«____» __________ 2012 г.



рабочая Программа учебной дисциплины

М.1.01 ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Трудоемкость (в зачетных единицах) ___2___

Направление подготовки 051000.68 Профессиональное обучение
Магистерская программа Управление корпорациями__
Степень (квалификация) выпускника магистр

Томск – 2012



1. Цель изучения дисциплины
Дисциплина представляет собой введение в проблематику истории и методологии науки. Проблемы развития науки рассматриваются в широком социокультурном контексте и в их историческом развитии. Особое внимание уделяется проблеме кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системы ценностей, на которые ориентируются наука.

Цель дисциплины – раскрыть различные аспекты взаимодействия науки с социокультурным контекстом, ввести основные понятия истории и методологии науки, рассмотреть внутринаучные и социальные проблемы производства и воспроизводства знания, способы функционирования научных сообществ, закономерности развития науки в современном обществе. Предусмотрено знакомство с основными концепциями и подходами в рамках истории и методологии науки.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Учебная дисциплина М.1.01 «История и методология науки» раскрывает закономерности развития отраслей науки и обеспечивает подготовку магистрантов к проведению самостоятельного научного исследования.

Содержание дисциплины связано с содержанием таких дисциплин как «Современные проблемы профессионального образования», «Методология научного творчества», «Инновационные технологии в науке и профессиональном образовании».
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины студенты должны:


а) знать

  • предметную, мировоззренческую и методологическую специфику гуманитарных и философских наук;

  • научные методы исследования;

  • компьютерные технологии в науке и образовании;

  • методику планирования экспериментов;

  • о свойствах сложных систем и основах системных исследований;

  • об основах многокритериальных методов оптимизации и теории принятия решения;

  • современное состояние научного знания и перспективы его развития;

  • методы планирования и обработки результатов эксперимента с помощью компьютера;

  • пакеты программ для персонального компьютера, предназначенные для проектирования и отбора содержания профессионального обучения;


б) уметь:

  • решать профессионально-педагогические и научно-педагогические проблемы с помощью прикладных программ;

  • применять в профессионально-педагогической деятельности современные информационные и коммуникационные технологии;

  • проводить научный эксперимент;

  • осуществлять экономическое о организационное обоснование научных исследований в области профессионального образования;

  • анализировать, оценивать и прогнозировать свою профессионально-педагогическую деятельность;

  • работать с различными источниками информации;

  • применять практические приемы охраны интеллектуальной собственности;

  • оценивать стоимость объектов интеллектуальной собственности;

  • работать с системами мультимедиа;


в) владеть:

  • методологией и методами научных исследований в области профессионального образования;

  • методами организации научно-исследовательской работы в системе начального и среднего профессионального образования;

  • методами получения, хранения и переработки информации;

  • способами развития интеллектуального и общекультурного уровня;

  • инновационными методами управления коллективом.

В результате изучения дисциплины студент овладевает следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью совершенствовать и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способностью и готовностью самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять научный и научно-педагогический профиль своей профессиональной деятельности (ОК-2);

способностью и готовностью свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК-3);

способностью и готовностью к реализации профессионально-педагогической деятельности на основе гуманитарных и культурных ценностей (ОК-6);

способностью и готовностью осуществлять самооценку, ценностное социокультурное самоопределение, культурное саморазвитие (ОК-9);

способностью и готовностью расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-11);

способностью и готовностью к активному общению в научной, отраслевой и социально-общественной сферах деятельности (ОК-13);

способностью и готовностью анализировать, синтезировать и обобщать информацию (ОК-16);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

учебно-профессиональная деятельность

способностью и готовностью анализировать подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона (ПК-1);


научно-исследовательская:

способностью и готовностью исследовать количественные и качественные потребности в рабочих кадрах (специалистах) для отраслей экономики региона (мунициапальные образования) (ПК-8);

способностью и готовностью выявлять требования работодателей к уровню подготовки рабочих (специалистов) (ПК-10);

способностью и готовностью формулировать научно-исследовательские задачи в области профессионально-педагогической деятельности и решать их с помощью современных технологий и использовать отечественный и зарубежный опыт (ПК-12);


организационно-технологическая:

способностью и готовностью управлять методической, учебной, научно-исследовательской работой с применением современных технологий (ПК-23).


4. Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетных единицы и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

(час)


Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)


Всего 72

1 семестр

Аудиторные занятия

16

16

Лекции

16

16

Практические занятия







Семинары







Лабораторные работы







Другие виды аудиторных работ







Другие виды работ







Самостоятельная работа

29

29

Курсовой проект (работа)







Реферат







Расчетно-графические работы







Формы текущего контроля







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

27

Экзамен



5. Содержание программы учебной дисциплины

5.1.Содержание учебной дисциплины


№ п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы

Самостоятельная работы

Всего

Лекции

Практические (семинары)

Лабораторные

Интерактивные формы обучения

1

Онтологические проблемы научного знания

6

2







1

4

1.1

Образ науки. Структура научного знания

6

2










4

2

Проблемы методологии науки

10

4







1

6

2.1.

Общенаучные подходы и принципы

6

2










4

2.2.

Методы научного исследования

4

2










2

3

Проблемы развития науки

4

2







1

4

3.1

Модели развития научного знания. Проблемы эволюции научной рациональности

6

2










4

4.

Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции

12

4







1

8

4.1.

Проблема исторического возраста науки. Становление науки античности.

6

2










4

4.2.

Организация науки в средневековых университетах. Становление науки Нового времени.

6

2










4

5

Социология науки и научного знания

6

2







1

4

5.1.

Р. Мертон и утверждение социологии

науки как самостоятельной научной

дисциплины. Основные программы социологии научного знания.


6

2










4

6

Аксиологические проблемы науки

5

2







1

3

6.1.

Место науки и техники в современном мире. Наука и этика. Человек в науке.

5

2










3




Итого

16

16







6/37,5%

29



5.2.Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Онтологические проблемы научного знания

1.1. Образ науки

Многоаспектность бытия науки. Наука как система знания. Наука как социальный институт. Наука как специфическая познавательная деятельность. Наука как традиция. Исторические формы бытия науки.

Фундаментальные основания научного знания.

Научная картина мира и ее эвристическое значение. Эволюция научной картины мира. Нормы и идеалы научного исследования. Философские основания науки.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Понятие эмпирического и теоретического уровней организации познания. Структура эмпирического исследования. Структура теоретического исследования. Диалектика теоретического и эмпирического. Специфика фундаментальных, прикладных и технологических научных дисциплин.

Формы научного знания.

Понятие эмпирического факта. Проблемная ситуация и проблема. Проблема и задача. Гипотеза: этапы формирования. Виды гипотез. Методы подтвержденья и опровержения гипотез. Гипотеза и теория. Закон и закономерность, специфика законов общественных дисциплин.

Проблема классификации науки в историческом аспекте. Современные классификации науки. Структура научной дисциплины. Процессы интеграции и дифференциации в научном познании.
Раздел 2. Проблемы методологии науки

2.1. Общенаучные подходы и принципы

Системный подход.

Системный подход в современной науке. Сущность, принципы и основные понятия системного подхода. Системы и системные исследования. Логико-методологические задачи системного исследования. Техника и теория сложных систем. Самоорганизующиеся системы и методологические проблемы их исследования.

Синергетика как способ научного мышления.

Статус синергетики. Основные категории синергетики: диссипативная система, нелинейность, спонтанность, стохастичность, метастабильность, открытость, бифуркации, порядок и хаос. Синергетическая картина мира: самоорганизация в природе и обществе.

2.2. Методы научного исследования

Общелогические методы научного познания.

Анализ и синтез. Анализ и синтез теоретических схем в технической теории. Индукция и дедукция: их взаимодействие в научном познании. Виды индуктивных рассуждений и способы повышения достоверности выводов по индукции. Абстрагирование и обобщение. Аналогия и моделирование: сходство и различие. Правила повышения достоверности выводов по аналогии. Роль аналогии в процессе научного творчества. Интуиция и ее роль в научном познании.

Методы эмпирического исследования.

Наблюдение: виды и структура. Описание: качественное и количественное. Измерение как вид описания. Структура и правила измерения. Эксперимент. Структура и виды эксперимента. Этапы проведения эксперимента. Взаимосвязь эмпирических методов исследования и теоретических представлений.

Методы и принципы формирования теории.

Идеализация и формализация: сущность и функции. Способы формирования идеальных объектов.

Язык как средство коммуникации и средство познания. Естественный и искусственные языки. Значение и смысл. Влияние языка на процесс и результат восприятия. Язык и мышление. Возможность мышления без языка и языка без мышления. Письменные тексты и объективация знаний.


Раздел 3. Проблема развития науки.

3.1 Модели развития научного знания

Кумулятивная модель развития научного знания. Теория перманентной революции развития науки К. Поппера, концепция развития науки Т. Куна и современное состояние проблемы. Проблема соизмеримости научных теорий и преемственности развития научных знаний. Научные традиции.

Понятие рациональности. Виды научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая рациональность. Проблема самоидентификации науки.
Раздел 4. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

4.1. Проблема исторического возраста науки

Основные представления о возникновении науки. Две общие стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей.

Становление науки античности. Античная логика и математика. Представители античной науки. Натурфилософия - учение о природе. Рационализация мышления. Успехи логики и апории Зенона. Представления о движении. Атомизм. Взгляды на природу пространства и времени. Субстанциональная и реляционная концепции пространства - времени.

Аргументация софистов и развитие искусства аргументации. Проблема гармонии, симметрии и упорядоченности космоса. Учение о причинности Аристотеля: формальная, материальная, действующая и целевая причины. Геоцентрическая система Аристотеля-Птолемея. Античная медицина. Отец медицины Гиппократ. Основные представители античного знания: Пифагор и Пифагорейский союз. Архимед, «Начала» Евклида.



4.2. Организация науки в средневековых университетах

Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Особенности интеллектуальной атмосферы средневековья Роль христианской теологии в изменении созерцательной по-зиции ученого: человек - творец с маленькой буквы; вопрос о соотношении авторитета веры и разума. Манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия.

Западная и восточная средневековая наука. Шартрская школа (Франция 990 г): право, математика, логика, медицина. Ученые-маги Альберт Великий, Роджер Бэкон. «Натуральная магия» как практическая физика. Космический детерминизм и единый интеллект. Ибн Рушда (Аверроэса). Понятие «натуральной магии». Основная проблематика патристики. Представители средневекового знания.

Эволюция схоластики от монастырских и городских школ в период ранней схоластики к университетам (Парижскому и Оксфордскому) в период зрелой схоластики. Расцвет схоластической учености. «Ученость» и «выучка» как самостоятельные ценности. Борьба между номинализмом и реализмом. Теория двойственной истины. Учение Фомы Аквинского - вершина схоластического миропостижения, о двояком постижении истины.

Первые университеты в Болонье и в Париже (XIII век). Свободная атмосфера, благоприятная для развития естественных наук в Оксфордском университете.

Становление науки Нового времени.

Предпосылки новоевропейской науки. Эпоха Возрождения и ее представители. Пантеизм Возрождения. Поиск естественных причин и универсальных взаимосвязей. «Наука о незнании» Н. Кузанского. «Гармония мира» И. Кеплера. Становление науки в новоевропейской культуре: Коперник, Галилей, Ньютон.

Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, У. Оккам. Теоретические предпосылки науки Нового времени. Коперниканский переворот.

Идея «закона природы». Аналитическая геометрия Р. Декарта. Теоретическая идеализация Галилея. Опытное знание Ф.Бэкона. 1662 г- возникновение Лондонского королевского общества естествоиспытателей. И. Ньютон и его «Начала натуральной философии». Формирование науки как профессиональной деятельности.
Раздел 5. Социология науки и научного знания

5.1. Р. Мертон в утверждение социологии науки как самостоятельной научной дисциплины

«Стандартная концепция науки» и позитивистская социология как методология классической социологии науки. Проблемное поле социологии науки: нормативные структуры науки как предмет исследований Р.Мертона и его школы (Б.Барбер, Митрофф, Н.Сторер). Эмпирические исследования науки в рамках мертоновской школы.

Значение работ Т.Куна для становления «новой социологии науки» и критики мертонианской парадигмы. Роль постпозитивистской критики эпистемологии и методологии позитивизма в становлении социологии научного знания (М.Полани, И.Лакатос, С.Тулмин, П.Фейерабенд).

Программа «эмпирического релятивизма» Г.Коллинза. Эмпирическая направленность программы, анализ конфликтных ситуаций в науке. Релятивизм как установка на «радикальную неуверенность» и отказ от традиционных эпистемологических установок. Г.Коллинз и Т.Пинч о роли констуитивного и континджентного форумов в процедуре принятия нового знания.

Программа ситуационных исследований науки (case-study).

Этнометодология и этнографические исследования науки.

Программа «дискурс-анализа» (Дж.Гилберт, М.Малкей). Роль дискурс-анализа в изучении механизмов утверждения нового знания в науке и обоснования научных открытий в «сетях исследователей». Дискурс-анализ о социальном конструировании научных представлений и значении интерпретационных ресурсов.
Раздел 6. Аксиологические проблемы науки

6.1. Место науки и техники в современном мире

Роль науки и техники в современном общественном бытие. Сциентизм и антисциентизм. Технологический детерминизм и технократия. Технократизм и гуманизм. Функции науки и техники. Наука и культура. Наука и философия. Наука и религия. Принципы и формы интеграции науки, производства и образования. Научное познание как самоценность. Проблема автономии науки.

Наука и этика. Виды и формы отношений науки и этики. Наука и глобальные проблемы современности. Проблема социальной ответственности науки и техники. Роль науки и техники в поиски новых путей выживания человечества. Культурно-мировоззренческий потенциал научного и технического знания.

Этические регулятивы функционирования науки. Императивы этоса классической науки: универсализм, коллективизм, бескорыстность, организованный скептицизм (Р. Мертон), рационализм, эмоциональная нейтральность (Б. Барбер).

Человек в науке. Образ ученого. Структура и мотивы научной деятельности. Вера и авторитет в структуре деятельности ученого. Ученый как профессия. Проблемы подготовки научно-педагогических кадров и инженерно-исследовательских кадров.
5.3. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум учебным планом не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1. Основная литература по дисциплине

  1. Канке, Виктор Андреевич. Философия математики, физики, химии, биологии [Текст] : учебное пособие для вузов / В. А. Канке. - М. : КНОРУС, 2011. - 367, [1] с.

  2. Зеленов, Л. А. История и философия науки : учебное пособие для вузов / Л. А. Зеленов, А. А. Владимиров, В. А. Щуров.   М.: Флинта [и др.], 2008. - 471 с.

  3. Ушаков, Евгений Владимирович. Введение в философию и методологию науки [Текст] : учебник для вузов / Е. В. Ушаков. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: КНОРУС, 2008. - 584 с.

  4. Фукуяма, Фрэнсис. Наше постчеловеческое будущее [Текст]: [последствия биотехнологической революции] / Фрэнсис Фукуяма ; [пер. с англ. М. Б. Левина]. - М.: АСТ [и др.], 2008. - 349 с.


6.2. Дополнительная литература по дисциплине

  1. Берков, В. Ф. Философия и методология науки : учебное пособие / В. Ф. Берков.   М. : Новое знание, 2004.   335 с.

  2. Гарфинкель, Гарольд. Исследования по этнометодологии [Текст] / Г. Гарфинкель; [пер. с англ. З. Замчук и др.]. - СПб.: Питер, 2007. - 334 с.

  3. Курс социально-экономической статистики [Текст]: учебник для вузов / [редкол. : В. Л. Соколин и др.] ; под ред. М. Г. Назарова.-6-е изд., испр. и доп. - М.: ОМЕГА-Л, 2007. - 987 с.

  4. Лебедев, С. А. Философия науки : словарь основных терминов / С. А. Лебедев. - М. : Академический Проект, 2006.   316 с.

  5. Николаева, Ирина Юрьевна. Полидисциплинарный синтез и верификация в истории [Текст] : [монография] / И. Ю. Николаева ; под ред. Б. Г. Могильницкого ; ТГУ. - Томск: Издательство ТГУ, 2010. - 408 с.

  6. Сластенин, В. А. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособиедля вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - 7-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008. - 477 с.

  7. Смоленский, Н. И. Теория и методология истории [Текст]: учебное пособие для вузов / Н. И. Смоленский. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008. - 270 c.

  8. Способы постижения прошлого [Текст] : методология и теория исторической науки : [сборник] / РАН, Институт философии ; отв. ред. М. А. Кукарцева. - М.: Канон+, 2011. - 351 с.

  9. Ушаков, В. М. Основы научных исследований [Текст]: учебное пособие для вузов / В. М. Ушаков, С. Л. Миньков, Д. В. Озеркин ; под ред. В. М. Ушакова ; МО РФ, ТГПУ. - Томск: Издательство ТГПУ, 2002. - 287 с.

  10. Хозяйственные системы инновационного типа [Текст]: теория, методология, практика / [В. Н. Архангельский, А. А. Дагаев, В. В. Иванов и др.] ; под ред. А. Н. Фоломьева ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. - М.: Экономика, 2011. - 396 с.

  11. Шпет, Г. Г. Философия и наука [Текст]: лекционные курсы / Густав Шпет ; [отв. ред.-сост., предисл., коммент., археогр. работа, реконструкция Т. Г. Щедрина]. - М.: РОССПЭН, 2010. - 493 с.

  12. Экзистенциальный опыт и когнитивные практики в науках и теологии [Текст] / Институт философии РАН ; под ред. И. Т. Касавина, В. П. Филатова, М. О. Шахова. - М.: Альфа-М,2010. - 511 с.

  13. Юревич, А. В. Методология и социология психологии [Текст] / А. В. Юревич ; РАН, Институт психологии. - М.: Издательство Института психологии РАН, 2010. - 270 с.

  14. Ясницкий, Л. Н. Современные проблемы науки [Текст] : учебное пособие для вузов / Л. Н. Ясницкий, Т. В. Данилевич. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 294 с.


6.3. Дополнительные средства обеспечения освоения дисциплины

На кафедре философии и социальных наук имеется электронная библиотека по философии.


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины


№п/п

Наименование раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)

Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов



Онтологические проблемы научного знания

OpenOffice.org pro 3.3.0 Infra

Компьютер, проектор, экран



Проблемы методологии науки

OpenOffice.org pro 3.3.0 Infra

Компьютер, проектор, экран



Проблемы развития науки

OpenOffice.org pro 3.3.0 Infra

Компьютер, проектор, экран



Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции

OpenOffice.org pro 3.3.0 Infra

Компьютер, проектор, экран



Социология науки и научного знания

OpenOffice.org pro 3.3.0 Infra

Компьютер, проектор, экран



Аксиологические проблемы науки

OpenOffice.org pro 3.3.0 Infra

Компьютер, проектор, экран

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя


Содержание учебной программы дисциплины М.1.01 «История и методология науки» реализуются посредством лекционных, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов.

Рекомендуемые виды лекций: традиционная, лекция-беседа, проблемная лекция, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция пресс-конференция.

Рекомендуемые методы обучения: кейс-метод (анализ конкретных ситуаций), дискуссия, имитационные упражнения, мозговой штурм, деловая игра, метод проекций, консультация.

Рекомендуемые виды самостоятельных работ: конспектирование, реферирование, анализ технологий, составление опорных схем, разработка тестовых заданий, сценариев дидактических игр, планов дискуссий, формулирование вопросов к обсуждению.

Рекомендуемые методы текущего контроля знаний обучающихся: беседа, фронтальный опрос, (устный и письменный), итоговое тестирование, собеседование (зачет).

Контроль знаний проводится во время итоговой аттестации (экзамен) – в виде устных ответов студентов на вопросы; по окончании изучения каждой темы студентам предлагаются тестовые задания, разработанные преподавателем.


7.2. Методические рекомендации для студентов

Основная задача учащихся на всем протяжении обучения сводится к тому, чтобы уметь не только получать и усваивать тот объем знаний по дисциплине, который дается преподавателем на лекциях, но, кроме того, научиться быть самостоятельным и заинтересованным участником учебного процесса. Именно формирование навыков самостоятельной и регулярной работы требует от современного человека вся его практическая деятельность. Развитию данных навыков могут способствовать следующие формы работы:

Формирование категориального аппарата дисциплины в плане его расширения и уточнения происходит постепенно, по мере развертывания философской рефлексии. Чтобы понимать философский язык, приблизить его для изучения курса философии и для собственной рефлексии необходимо, прежде всего, выучить все основные понятия, предложенные преподавателем на лекциях. Можно завести свой собственный маленький словарь основных понятий и работать с ним.

При подготовке к экзамену нужно постоянно обращать внимание на контрольные вопросы. Они позволяют проверить объем подготовленного материала по теме занятия и уровень собственной подготовленности к занятию.



При подготовке доклада или сообщения учиться самостоятельно, работать с предложенной преподавателем литературой и иными найденными источниками, включая Интернет – ресурс. При этом главное, на что следует обращать внимание при подготовке любого сообщения, заключается в следующем:

    • материал должен быть понят и разобран самим докладчиком;

    • материал должен быть грамотно изложен в логике рассматриваемой проблемы;

    • материал должен быть интересен остальным учащимся и по содержанию, и по форме изложения.

  1. Для самопроверки получаемых и усваиваемых по курсу знаний необходимо регулярно работать с тестами. Тесты можно найти в Интернете (www.fepo.ru).

  2. Все затруднения и сложности, возникающие с пониманием тех или иных проблем курса или решением тестовых заданий, необходимо своевременно разрешать при помощи преподавателя.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

8.1. Рекомендуемые темы рефератов


      1. Наука и практика: единство и различия.

      2. Роль науки в современном обществе.

      3. Развитие науки как условия безопасности России.

      4. Взаимосвязь науки и производства.

      5. Образование как особый вид производства.

      6. Условия повышения качества образовательных услуг в России.

      7. Защита потенциала Российской науки и культуры.

      8. Наука и культура.

      9. Государственная политика России в области развития науки.

      10. Традиция и инновация в науке.

      11. Особенности педагогики как прикладной науки.

      12. Критерии истинности научного знания.

      13. Ученый: профессия или призвание.

      14. Наука и культура.

      15. Педагогика в круге научного знания.

      16. Наука и образование.

      17. Наука и религия.

      18. Научное и житейское знание в области педагогики.

      19. Наука и технологии.


8.2. Перечень вопросов к экзамену.

  1. Алгоритмы изобретения.

  2. Внутренние и внешние факторы развития науки.

  3. Гипотеза и теория.

  4. Дискуссии в научном познании: сущность, функции, структура.

  5. Значение эксперимента в развитии научного знания.

  6. Интуиция и наука.

  7. Критерии оценки познавательного значения научных гипотез.

  8. Логико-философский анализ научной аргументации.

  9. Логическая семантика и теория познания.

  10. Логические формы развития знания.

  11. Логический анализ языков науки.

  12. Наука и глобальные проблемы современности.

  13. Научная рациональность: проблемы генезиса и эволюции.

  14. Научное доказательство: сущность, виды, структура.

  15. Научные и ненаучные формы рациональности.

  16. Объяснение и понимание в научном познании.

  17. Понятие научной проблемы.

  18. Прагматистски-операционалистическая концепция научных понятий.

  19. Проблемы оценки естественнонаучных достижений и открытий.

  20. Проблемы управления наукой.

  21. Роль аналогии в процессе познания.

  22. Роль науки в современном мире.

  23. Синергетика как новая научная парадигма.

  24. Смысл и сущность научного авторитета.

  25. Современные научные теории и философия Востока.

  26. Современный спор об универсалиях.

  27. Социально-психологические проблемы организации деятельности научного коллектива.

  28. Социокультурная обусловленность знания.

  29. Структура научных теорий.

  30. Теории истины и современная наука.

  31. Феноменологическая интерпретация точных наук.

  32. Философия и научные картины мира.

  33. Формы культурно-исторической опосредованности научного знания.

  34. Ценностные ориентации науки.

  35. Этос науки.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 051000.68 Профессиональное обучение (магистерская программа Управление корпорациями)


Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

Профессор кафедры технологии и предпринимательства, д. пед.н.__________ В.Н. Куровский



Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры технологии и предпринимательства

протокол № _______ от «___» _____________ 2012 г.


Зав. кафедрой ТиП, к.б.н. __________________ Е.В. Колесникова
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией факультета Технологии и предпринимательства ТГПУ
протокол № _______ от «___» _____________ 2012 г.
Председатель методической комиссии

факультета Технологии и предпринимательства,



к.пед.н. ______________ А.С. Федотов


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница