Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления



Скачать 334.2 Kb.
Дата03.06.2016
Размер334.2 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Утверждаю

Декан факультета______Г.Ю. Титова

«___» ___________ 2012 года




рабочая Программа учебной дисциплины
М.2.01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Трудоемкость (в зачетных единицах) ___3__________
Направление подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое образование,

Профиль подготовки (магистерская программа) Дополнительное образование детей

Степень (квалификация) выпускника – магистр

Томск 2012



1. Цели изучения дисциплины

Наиболее общая цель дисциплины – помочь студентам усвоить фундаментальные знания в области научных исследований в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления, необходимые учителю начальных классов для осуществления своей профессиональной деятельности; освоение теоретических основ психологии: основных принципов и категорий исследовательской деятельности; обеспечение целостного овладения учебным материалом в условиях вузовской подготовки для успешного развития компетенций профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВПО.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» относится к базовой общепрофессиональной части программы; тесно связана с последующими разделами ООП, в частности - «Практика и научно-исследовательская работа», а также с дисциплинами «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» и «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления».

Дисциплина «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» тесно связана с предшествующими курсами общенаучного цикла (базовая часть): в том числе с курсом «Философия образования и науки», в результате изучения которой формируются следующие компетенции, необходимые для изучения дисциплины «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления».

Обучающийся должен:

знать – спектр существующих научных исследований в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления, философские принципы познания; основные проблемы исследований психолого-педагогического направления, основывающиеся на закономерностях поведения и развития личности в поликультурной среде;

уметь – логично и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, применять этические нормы в организации исследовательской профессиональной деятельности, выделять актуальные проблемы исследований, обусловленные особенностями социальной и культурной среды в реальной ситуации развития младшего школьника;

владеть – методологией культурно-исторического и деятельностного подходов; способами организации и оптимизации познавательной и исследовательской деятельности.

Дисциплина ориентирована на подготовку специалистов, имеющих фундаментальное педагогическое образование и способных применять полученные теоретические знания непосредственно в своей профессиональной деятельности.

Для освоения курса «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» необходимо также элементарное знание курса «Общая психология».

Предлагаемая дисциплина дает базовые знания по психологии, необходимые любому начинающему педагогу–исследователю. Курс обеспечивает формирование как общепсихологических представлений, так и непосредственно профессиональных компетенций: уметь учитывать закономерности развития личности при построении учебного процесса. Кроме того, знание курса «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» необходимо для освоения дисциплин «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» и «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», для успешного прохождения педагогических практик.
3. Требования к уровню освоения программы

В результате изучения учебной дисциплины «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» формируются следующие компетенции, указанные в ФГОС ВПО:

- общекультурные компетенции: способность изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);

- владеть методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);

- владеть практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);

- способностью принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4).

Дисциплина «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» формирует следующие профессиональные компетенции:

- способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

- умение использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности;

- владение современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

– умение организовывать междисциплинарное и межведомственное
взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-
педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных
межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);

- способность проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

– владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6).

- готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9).

В психолого-педагогическом сопровождении дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП): готовность использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5); способность разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6); формирование общекультурных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций, необходимых для выполнения конкретных видов профессиональной деятельности: изучение и обеспечение оптимальных условий всестороннего психического, социокультурного развития детей разных возрастов, в том числе в области психолого-педагогического сопровождения младших школьников.

В результате изучения дисциплины «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» обучающийся должен знать:

– феноменологию и закономерности развития человека в разные возрастные периоды и закономерности психической регуляции поведения; способы определения индивидуальных траекторий развития личности; способы исследования и оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребёнка; методологию и методы оценки особенностей и степени социальной напряженности в отношениях ребёнка с окружающей социальной и образовательной средой; способы коррекции проблем развития личности на разных возрастных этапах.

Уметь – осуществлять коррекцию проблем развития личности на разных возрастных этапах – на основе профессионально организованного формирующего эксперимента; оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития учащегося (мониторинг) и разрабатывать научно-обоснованные методы повышения их эффективности с учётом возрастных критериев и норм; апробировать и применять научно обоснованные техники психологических и педагогических обследований (мониторинг, наблюдение, анкетирование, опрос, глубинные интервью, беседу, комплексные и проективные тесты, приемы развития и др.); организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, в преодолении индивидуальных трудностей; применять полученные знания на практике (при разработке уроков, во время педагогической практики).

Владеть научной терминологией в сфере психологии, способностью рефлексировать проблемы развития личности и проектировать способы преодоления трудностей становления личности на основе профессионально организованной исследовательской деятельности; владеть способами психолого-педагогического сопровождения ребёнка, его поддержки, компенсации; создания тренинговых программ, направленных на формирование системы позитивных межличностных отношений, психологического климата, как в семье так и в образовательном учреждении; владение методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации; принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области; современными методами профессиональной диагностики, консультирования, коррекции и профилактики; методами активного обучения; современными (в том числе, организационными и управленческими) методами и техникой психологических и педагогических обследований, исследований и разработок.

4. Общая трудоемкость дисциплины __3__ зачетные единицы и виды учебной работы

Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)


Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)


Всего

108

1 семестр





Аудиторные занятия

36

36




Лекции

18

18




Практические занятия

18

18




Семинары

-

-




Лабораторные работы

-

-




Другие виды аудиторных работ

-

-




Интерактивные формы обучения

14

14




Самостоятельная работа

45

45




Курсовой проект (работа)

-

-




Реферат

+

+




Расчётно-графические работы

-

-




Формы текущего контроля

-

-




Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен – 1 семестр

(27 час.)



Экзамен

(27 час.)







5. Содержание программы учебной дисциплины

5.1.Содержание разделов дисциплины

п/п



Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы




ВСЕГО

лекции

практич. (семинары)

Лаб. раб.

В т.ч. интерактивные формы обучения

Сам. раб.

1.

Профессиональная позиция педагога-исследователя. Основные требования к компетенциям педагога-исследователя.

8

2

-

-

2

4

2.

Введение в курс. Актуальность курса. Цели, задачи. Характеристика современных проблем психолого-педагогических исследований. Научные исследования кафедры. Понятие о методологии исследования.

8

2

2

-

2

4

3.

Структура научного исследования. Виды психолого-педагогических исследований.

10

2

2

-

2

4

4.

Общая методология научного педагогического творчества. Научное изучение как основная форма научной работы.

10

2

2

-

2

4

5.

Общая схема хода научного педагогического исследования. Выбор темы научного исследования. Использование методов научного познания.

10

2

2

-

4

4

6.

Подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования.

8

2

2

-

2

4

7.

Подготовка к написанию педагогического исследования. Составление плана исследования.

Библиографический поиск литературных источников. Общие требования к оформлению научных и учебно-исследовательских работ.



13

2

2

-




9

8.

Оформление научных и учебно-исследовательских работ

6




2

-




4

9.

Статистический анализ экспериментальных данных и способы наглядного представления результатов.

8

2

2

-

-

4

10.

Порядок и организация защиты курсовых и дипломных работ

4




2

-

-

2

11.

Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность в учреждениях образования.

4

2

-

-

-

2




Итого:

118

18

18

-

14

45


5.2. Содержание разделов дисциплины
1. Профессиональная позиция педагога-исследователя. Основные требования к компетенциям педагога-исследователя.

2. Актуальность курса. Цели, задачи. Характеристика современных проблем педагогических исследований. Научные исследования кафедры. Понятие о методологии исследования. Научные исследования кафедры. Понятие о деятельности педагога исследователя. Творчество в исследовательской деятельности педагога-исследователя. Проблемы педагогических исследований. Способы и средства научного решения проблем педагогических исследований.



3. Структура научного исследования. Виды психолого-педагогических исследований.

Типология психолого-педагогических исследований. Психолого-педагогический эксперимент. Логика доказательств в психолого-педагогическом эксперименте.



4. Общая методология научного творчества.

Научное изучение как основная форма педагогического научного исследования и как вид человеческой деятельности. Отбор базовых понятий по проблеме исследования. Характеристика науки как системы знаний и как системы деятельности. Взаимосвязь науки и практики. Предмет изучения методологии. Возрастание роли методологии в определении перспектив развития наук. Отличия философской и специально-научной методологии. Дескриптивная и прескриптивная формы методологического знания. Характеристика уровней методологии. Предмет методологии педагогики. Содержание основных положений методологии педагогики. Роль педагогического опыта для педагогической науки. Характеристика основных компонентов методологической культуры педагога-исследователя. Различие методологической культуры преподавателя-исследователя и учителя-практика. Характеристика трех источников научного обеспечения учебной работы преподавателей, относящиеся к самой педагогике. Значение самостоятельной работы в формировании педагогической культуры педагога-исследователя.



5. Общая схема хода научного педагогического исследования.

Выбор темы научного исследования. Использование методов научного познания. Методы изучения педагогического опыта. Использование методов научного познания. Применение логических законов и правил. Обоснование актуальности, цели, новизны, практической значимости, объекта, предмета исследования. Описание процесса исследования. Классификация методов: общие и специальные. Характеристика методов. Отличие понятий «научный метод», «методика», «исследовательская процедура». Преимущества и недостатки различных подходов к классификации исследовательских методов. Основные классы методов в психолого-педагогических исследованиях. Общая характеристика эмпирическим методам психолого-педагогического исследования. Различия между наблюдением и экспериментом. Задачи, решаемые при проведении психолого-педагогического исследования с помощью метода эксперимента. Наиболее важные условия его проведения. Особенности применения тестирования в рамках психолого-педагогического исследования. Понятие надежности и валидности теста. Теоретические методы, применяемые при проведении психолого-педагогического исследования. Цели применения математические методы и методы статистики при проведении психолого-педагогических исследований. Задачи, решаемые в психологии и педагогике с помощью сравнительно-исторических методов исследования. Психолого-педагогическое обследование, его функции. Виды психолого-педагогического обследования. Характеристика передового опыта педагогической практики, его критерии. Отличие опытной работа от обобщения передового опыта и экспериментальной работы. Общее и отличное между сравнительным и комплексным экспериментом.



6. Подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования. Педагогическое исследование: общая характеристика.

Этапы педагогического исследования. Проблема педагогического исследования. Отличие научной проблемы и практической задачи. Процедуры перехода от практической задачи к научной проблеме. Соотношение проблемы и темы педагогического исследования. Основные требования к формулировке темы научно-педагогического исследования.

Актуальность исследования. Требования, которые предъявляются к определению объекта и предмета педагогического исследования. Различия понятий: проблема, вопрос, проблемная ситуация. Соотношение цели и задач в педагогическом исследовании. Примеры методологически корректного обозначения объекта и предмета педагогического исследования в соответствии с его темой. Примеры методологически корректного обозначения цели и задач педагогического исследования в соответствии с его темой. Предназначение гипотезы в исследовательской работе. Методологические требования к гипотезе педагогического исследования. Приведите примеры реализации «логической цепочки»: исходный факт - концептуальные положения - идея - замысел - желаемый результат. Общие требования к оформлению научно-исследовательской работы по педагогике.

Внедрение результатов исследований в педагогическую практику. Объяснение возможности многих различных интерпретаций одного и того же педагогического факта. Условия минимизации влияние личностного фактора (опыта, установок, предпочтений, склада мышления) интерпретатора на результаты интерпретации. Отличие апробация от опробования. Стили изложения результатов исследования: научный, учебно-педагогический, популярный. Подготовка экспериментального психолого-педагогического исследования. Проведение педагогического эксперимента. Анализ результатов. Методика исследовательской работы. Отбор базовых понятий по проблеме исследования. Источники получения информации по терминологии. Практические рекомендации и программа их внедрения. Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность в учреждениях образования.



7. Подготовка к написанию педагогического исследования. Составление плана исследования. Библиографический поиск литературных источников. Общие требования к оформлению научных и учебно-исследовательских работ. Структура научно-исследовательских работ.

8. Оформление научных и учебно-исследовательских работ.

Представление отдельных видов текстового материала. Представление табличного материала

Общие правила представления формул. Оформление списка использованных источников литературы. Примеры библиографического описания документов.

9. Статистический анализ экспериментальных данных и способы наглядного представления результатов.

10. Порядок и организация защиты курсовых и дипломных работ.

11. Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность в учреждениях образования.

Культуротворческая среда современного образовательного учреждения. Принципы работы временных творческих педагогических коллективов. Образовательное учреждение инновационного типа: принципы функционирования. Требования к руководителю образовательного учреждения инновационного типа. Требования к педагогу образовательного учреждения инновационного типа. Условия реализации педагогических инноваций в современной высшей школе. Направления педагогических инноваций в современной общеобразовательной школе. Направления педагогических инноваций в современной высшей школе. Трудности осуществления опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования и условия их преодоления. Особенности проектной деятельности педагогической направленности. Показатели продуктивности опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования. Индивидуальные и коллективные педагогические проекты. Характеристика главных составляющих опытно-экспериментальной исследовательской работы в образовании. Различие между новаторством и прожектерством, новаторством и мастерством. Различие понятий: новшество, нововведение, инновация. Характеристика жизненных циклов педагогических концепций, рожденных теоретически, и концепций, родившихся из практики. Актуальные педагогические проблемы высшего профессионального образования, составляющие основу педагогических исследований высшей школы. Характеристика этапов коллективного комплексного исследования. Основное содержание исследовательского проекта. Отличие проекта от исследовательской программы. Этапы организации составления программы развития образования. Роль о образовательного (социально-педагогического) учреждения для оптимизации условий педагогического поиска. Целесообразность разработки каждому образовательному учреждению своей концепции, своей программы развития или исследовательского проекта.



5.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература по дисциплине

  1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пос. / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М., 2007.

  2. Никольская, О. Л. Экспериментальная психология : учебное пособие / О. Л. Никольская. – Томск : Издательство ТГПУ, 2012. - 186 с.

  3. Смышляева, Л. Г. Методология и методы педагогических исследований / Л. Г. Смышляева и [др.]. - Томск, 2007. - 239 с.

6.2. Дополнительная литература

  1. Бережнова, Е. В. Прикладное исследование в педагогике / Е. В. Бережнова. - М. : Волгоград, 2003.

  2. Берестнева, О. Г. Математические методы в психологии : учеб. пособ. / О. Г. Берестнева. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2001. – 301 с.

  3. Бордовская, Н. В. Системная методология современных педагогических исследований // Педагогика. - 2005. - № 5. - С. 21 - 29.

  4. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб. : Питер, 2003. – 519 с.

  5. Гамезо, М. В. Младший школьник: психодиагностика, коррекция развития / М. В. Гамезо. - М. : МГОПУ, 1995. – 116 с.

  6. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента / Пер с англ. Ч. А. Измайлова, В. В. Петухова. – М. : Академия, 2005. – 366 с.

  7. Давыдов, В. П. Методология и методика психолого-педагогического исследования / В. П. Давыдов и [др.]. - М., 2006.

  8. Загвязинский, В. И. Как учителю подготовить и провести эксперимент / В. И. Загвязинский, М. М. Поташник. - М., 2005. – 142 с.

  9. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы : учебник для вузов / Т. В. Корнилова. - М. : Аспект Пресс, 2002. – 381 с.

  10. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пос. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - М., 2006.

  11. Немов, Р. С. Психология в 3 кн. Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. - М. : Владос, 2006. - 640 с.

  12. Рященко И. Р. Основы научно-педагогического исследования / И. Р. Рященко. - Томск : УМИЦ ТГПУ, 1999. – 75 с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2000 - . – Режим доступа: http://www.nlr.ru:8101/

2. Научная библиотека МГУ им. М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2000 - . – Режим доступа: http://www.lib.msu.su/

3. Научная библиотека национального исследовательского Томского государственного университета [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Томск, 1998 – . – Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru.

4. Web – магазин www.piter.com (Елисеев О.П. Практикум по психологии).

6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины




п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1

Понятие о деятельности педагога исследователя. Творчество в исследовательской деятельности педагога-исследователя. Проблемы педагогических исследований.

Современные исследования психолого-педагогического направления



Эл. презентация

мультимедиа

2

Общая методология научного творчества. Основные методологические положения психологии

Эл. презентация

мультимедиа

3

Общая схема хода научного педагогического исследования. Выбор темы научного исследования. Использование методов научного познания. Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность в учреждениях образования

Эл. презентация

мультимедиа


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
7.1. Методические рекомендации преподавателю

При изучении курса «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» используются:

- семинары в диалоговом режиме;

- дискуссии, проблемное изложение лекционного материала;

- деловые и ролевые игры;

- разбор конкретных ситуаций;

- внеаудиторная работа с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся;

- лекции-диалоги, вовлекающие студентов в процесс «открытия знания», активизирующие уже имеющиеся знания из предыдущих курсов;

- лекции - презентации;

- «совместные» лекции, во время которых студенты дополняют лекционный материал небольшими подготовленными дома выступлениями по отдельным вопросам темы;

- практические занятия «Я – исследователь – педагог-психолог», которые разрабатывают и ведут сами студенты (группа из 2 -3 человек);

- коллективные формы работы, позволяющие формировать партнерские взаимоотношения, умение создавать «общий продукт».

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% аудиторных занятий.
7.2. Методические рекомендации для студентов

Для усвоения курса необходимо выполнять различные виды самостоятельной работы:

- чтение обязательной и дополнительной литературы;

- поиск и изучение дополнительных материалов в Интернет-сети.

- подготовка выступлений на практических занятиях;

- подготовка электронных презентаций;

- написание рефератов (объем не более 10 страниц текста А4, кегль 14, интервал – 1,5);

- подготовка докладов на студенческую научно-практическую конференцию;

- домашние письменные задания (составление отчетных работ в виде таблиц, решения практических ситуаций, задач, ответы на вопросы);

-контрольные работы.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

8.1. Тематика рефератов
Тематика рефератов по теме «Введение в курс. Актуальность курса. Цели, задачи. Характеристика современных проблем психолого-педагогических исследований. Научные исследования кафедры. Понятие о методологии исследования. Методология как наука о научном познании»

1. Научное познание: сущность и особенности.

2. Наука как деятельность.

3. Наука как система.

4. Зачем нужно знать методологию?

5. Научное обоснование: сущность, функции, виды.

6. Наука и практика как единая система.

7. Особенности педагогического знания.

8. Что дает педагогической науке педагогический опыт?

9. Роль интуиции в работе педагога.

10. Методическая рефлексия педагога: сущность, значения, условия и способы развития.

11. Методологическая рефлексия педагога-исследователя: сущность, значения, условия и способы развития.

12. Методологическая грамотность - условие профессиональной успешности современного специалиста.

13. Как другие науки участвуют в развитии педагогического знания?

14. Значение психологического знания для развития педагогической науки.

15.Функции изучения опыта образовательной практики в педагогическом исследовании.


Тематика рефератов по теме: «Подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования»

1.Трудности постановки проблемы психолого-педагогического исследования.

2. Взаимосвязь личностных особенностей исследователя с выбором темы исследования.

3. Развитие способности педагога-исследователя к успешному моделированию научных гипотез.

4. Научное целеполагание: факторы и условия успеха.

5. Формулировка задач педагогического исследования как декомпозиция его цели.

6. Объект, предмет и тема научного исследования.

7. Рефлексивная культура исследователя как фактор его успешности в науке.

8. Условия внедрения результатов исследования в педагогическую практику.

9. Значение апробации для успешности педагогического поиска.

10. Приемы интерпретации педагогических фактов.

11. Научная дискуссия: техника или искусство.

12. Факторы и условия рождения педагогических идей.

13. Общенаучные и частные методы педагогики и психологии.

14. Проблема выбора исследовательских методов.

15. Требования к организации психолого-педагогического наблюдения.

16. Условия проведения диалогической беседы.

17. Преимущества и недостатки опросных методов исследования.

18. Требования к разработке тестовых заданий.

19. Использование результатов тестирования в психолого-педагогическом исследовании.

20. Методы изучения личности воспитанника.

21. Оценивание как исследовательский метод.

22. Изучение передового опыта как источник получения лучшего, совершенного в психолого-педагогической практике.

23. Сущность и назначение герменевтических методов исследования.

24. Условия проведения формирующего эксперимента.
Тематика рефератов по теме «Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность в учреждениях образования»

1.Культуротворческая среда современного образовательного учреждения.

2. Принципы работы временных творческих педагогических коллективов.

3. Образовательное учреждение инновационного типа: принципы

функционирования.

4. Требования к руководителю образовательного учреждения инновационного типа.

5. Требования к педагогу образовательного учреждения инновационного типа.

6. Условия реализации педагогических инноваций в современной высшей школе.

7. Направления педагогических инноваций в современной общеобразовательной школе.

8. Направления педагогических инноваций в современной высшей школе.

9. Трудности осуществления опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования и условия их преодоления.

10. Особенности проектной деятельности педагогической направленности.

11. Показатели продуктивности опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования.

12. Индивидуальные и коллективные педагогические проекты.


8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся
Контрольные вопросы и задания к теме: «Общая методология научного творчества. Методология как наука о научном познании»

1. Охарактеризуйте научное познание как вид человеческой деятельности.

2. Дайте характеристику науке как системе знаний и как систем деятельности.

3. Объясните взаимосвязь науки и практики. Приведите примеры такой взаимосвязи. Что изучает методология?

4. Обоснуйте возрастание роли методологии в определении перспектив развития наук. В чем состоят отличия философской и специально-научной методологии? Чем отличаются дескриптивная и прескриптивная формы методологического знания? Обозначьте и охарактеризуйте уровни методологии.

5. Что изучает методология педагогики? В чем состоит содержание основных положений методологии педагогики?

6. Какова роль педагогического опыта для педагогической науки?

7. Назовите и охарактеризуйте основные компоненты методологической культуры педагога-исследователя.

8. В чем различие методологической культуры преподавателя-исследователя и учителя-практика?

9. Охарактеризуйте три источника научного обеспечения учебной работы преподавателей, относящиеся к самой педагогике.

10. Назовите методологические вопросы, которые необходимо усвоить будущим учителям.

11. Какие профессионально-значимые качества педагога-исследователя определяют, на ваш взгляд, его авторитет?

12. Каково значение самостоятельной работы в процессе формирования у них педагогической культуры?

Контрольные вопросы и задания к теме: «Подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования. Педагогическое исследование: общая характеристика, виды»

1. Назовите и охарактеризуйте этапы педагогического исследования

2. Что представляет собой проблема педагогического исследования?

3. В чет отличие научной проблемы и практической задачи? Сравнение проиллюстрируйте примерами.

4. Сформулируйте какую-либо научно-педагогическую проблему. Отрефлексируйте собственные затруднения в процессе постановки проблемы. Продумайте и сформулируйте условия преодоления этих затруднений.

5. Какие процедуры необходимо осуществить, чтобы перейти от практической задачи к научной проблеме?

6. Как соотносятся проблема и тема педагогического исследования.

7. Назовите основные требования к формулировке темы научно-педагогического исследования.

8. Приведите примеры методологически корректной формулировки темы педагогического исследования.

9. Чем определяется актуальность исследования?

10. Назовите требования, которые предъявляются к определению объекта и предмета педагогического исследования.

11. Объясните различия понятий: проблема, вопрос, проблемная

ситуация.

12. Выделите предмет (или предметы) изучения в следующих исследовательских темах:

13. Формирование толерантности подростков - воспитанников детского дома;

14. Возможности дидактической дискуссии ля развития исследовательских умений старшеклассников. Использование новых информационных технологий в проблемном обучении.

15. Как соотносятся цели и задачи в педагогическом исследовании?

16. Приведите примеры методологически корректного обозначения объекта и предмета педагогического исследования в соответствии с его темой.

17. Приведите примеры методологически корректного обозначения цели и задач педагогического исследования в соответствии с его темой.

18. Каково предназначение гипотезы в исследовательской работе?

19. Охарактеризуйте методологические требования к гипотезе педагогического исследования

20. Приведите примеры реализации «логической цепочки»: исходный факт - концептуальные положения - идея - замысел - желаемый результат.

21. Каковы общие требования к оформлению научно-исследовательской работы по педагогике?

22. Расскажите, как внедряются результаты исследований в педагогическую практику.

23. Чем объясняется возможность многих различных интерпретаций одного и того же педагогического факта?

24. Обоснуйте условия минимизации влияние личностного фактора (опыта, установок, предпочтений, склада мышления) интерпретатора на результаты интерпретации.

25. Чем апробация отличается от опробования?


  1. Выразите одну и ту же мысль (например, об условиях формирования ценностных ориентации юношей средствами этнопедагогики), используя разные стили изложения: научный, учебно-педагогический, популярный.


Контрольные вопросы и задания к теме «Подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования. Методика исследовательской работы. Методы и методики педагогического исследования»

1. Чем отличаются понятия «научный метод», «методика», «исследовательская процедура»?

2. В чем преимущества и недостатки различных подходов к классификации исследовательских методов?

3. Какие основные классы методов выделяют исследователи в психолого-педагогических исследованиях?

4. Дайте общую характеристику эмпирическим методам психолого-педагогического исследования.

5. Каковы различия между наблюдением и экспериментом?

6. Какие задачи решаются при проведении психолого-педагогического исследования с помощью метода эксперимента, сформулируйте и наиболее важные условия его проведения.

7. Каковы особенности применения тестирования в рамках психолого-педагогического исследования? Что следует понимать под надежностью и валидностью теста?

8. Какие теоретические методы применяются при проведении психолого-педагогического исследования? Назовите и охарактеризуйте каждый из них.

9. Для каких целей при проведении психолого-педагогических исследований применяются математические методы и методы статистики?

10. Какие задачи решаются в психологии и педагогике с помощью сравнительно-исторических методов исследования?

11. Что представляет собой психолого-педагогическое обследование? Каковы его функции?

12. Какие виды психолого-педагогического обследования выделяют исследователи?

13. Какой опыт педагогической практики является передовым и каковы его основные критерии?

14. Чем опытная работа отличается от обобщения передового опыта и экспериментальной работы?

15.Найдите общее и отличное между сравнительным и комплексным экспериментом


Контрольные вопросы и задания по теме «Подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования. Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность в учреждениях образования»

1.Кратко охарактеризуйте главные составляющие опытно-экспериментальной исследовательской работы в образовании.

2. В чем различие между новаторством и прожектерством, новаторством и мастерством?

3. В чем различие понятий: новшество, нововведение, инновация?

4. Дайте характеристику жизненных циклов педагогических концепций, рожденных теоретически, и концепций, родившихся из практики.

5. Ряд известных ученых-психологов (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), предлагавших свои системы обучения, внедряли их в практику без помощи ученых-педагогов. Можно ли их работу считать психолого-педагогическим исследованием?

6. Назовите актуальные педагогические проблемы высшего профессионального образования, составляющие основу педагогических исследований высшей школы.

7. Дайте характеристику этапам коллективного комплексного исследования.

8. Назовите основное содержание исследовательского проекта.

9. В чем отличие проекта от исследовательской программы?

10. Каковы этапы организации составления программы развития образования?

11. Что может сделать самообразовательное (социально-педагогическое) учреждение для оптимизации условий педагогического поиска?

12. Разумно ли каждому образовательному учреждению разрабатывать свою концепцию, свою программу развития или исследовательский проект?
8.3.Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз

Не предусмотрены



8.4. Примеры тестов

Не предусмотрены


8.5.Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Актуальность курса. Характеристика современных проблем психолого-педагогических исследований. Научные исследования кафедры.

2. Что такое пилотажное исследование и с какой целью оно проводится?

3. Понятие о психолого-педагогическом исследовании. Современные актуальные проблемы психолого-педагогических исследований.

4. С чего начинается подготовка психолого-педагогического исследования?

5. Способы и средства научного решения проблем педагогики и психологии.

6. Экспериментальная группа и контрольная группы, их назначение в психолого-педагогическом эксперименте.

7. Виды психолого-педагогических исследований.

8. Ошибки в доказательствах, направленные на выяснение причинно-следственных связей между переменными, изучаемыми в эксперименте.

9. Психолого-педагогический эксперимент (организация, проведение, понятие). Этапы психологического эксперимента, их основные характеристики.

10. Логические требования, предъявляемые к гипотезам экспериментального психолого-педагогического исследования.

11. Логика доказательств в психолого-педагогическом эксперименте.

12. Цели, задачи и гипотезы эксперимента. Виды гипотез. Научные подходы к исследованию.

13. Подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования. Анализ результатов.

14. Взаимосвязь и преемственность разных видов психолого-педагогических исследований.

15. Обоснование актуальности, цели, новизны, практической значимости, объекта, предмета исследования.

16. Характеристика психолого-педагогического исследования.

17. Подготовка к написанию научно-методического исследования. Составление плана исследования.

18. Библиографический поиск литературных источников. Общие требования к оформлению научных и учебно-исследовательских работ.

19. Основные критерии, которым должны соответствовать проблемы, выбираемые для экспериментального психолого-педагогического исследования.

20. Оформление научных и учебно-исследовательских работ. Представление отдельных видов текстового материала. Представление табличного материала. Общие правила представления формул.

21. Отличие экспериментального психолого-педагогического исследования от других видов психологических исследований.

22. Классификация методов психологического исследования: общие и специальные. Характеристика методов.

23. Практические рекомендации и программа их внедрения.

24. Психолого-педагогический эксперимент и его направленность на решение жизненных, практических проблем и задач.

25. Общая методология научного творчества. Научное изучение как основная форма научной работы.

26. Общая схема хода научного исследования. Выбор темы научного исследования.

27. Использование методов научного познания. Применение логических законов и правил.

28. Описание процесса исследования.

29. Структура научно-исследовательских работ.

30. Оформление списка использованных источников литературы. Примеры библиографического описания документов.

31. Профессиональная позиция педагога-исследователя. Основные требования к компетенциям педагога-исследователя.



8.6.Темы для написания курсовой

Не предусмотрены



8.7.Формы контроля самостоятельной работы.

- рефераты

- отчёты, в том числе по результатам групповой самостоятельной работы

- доклады на практических, семинарских занятиях

- участие в обсуждении вопросов, предложенных для самостоятельной работы на семинарских занятиях.
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа Дополнительное образование детей.
Рабочую программу учебной дисциплины составила:
К. п. н., доцент кафедры

педагогики и методики начального образования ___________О.Л. Никольская


Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования, протокол № __ от ____________ 2012 г.
Зав. кафедрой педагогики и

методики начального образования _________________С.И. Поздеева


Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена методической комиссией педагогического факультета, протокол № __ от ____________ 2012г.
Председатель методической комиссии ПФ_________________Т.Н. Яркина


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница