Рабочая программа учебной дисциплины м 01. Современные проблемы науки и образования трудоемкость



Скачать 387.95 Kb.
страница1/2
Дата30.04.2016
Размер387.95 Kb.
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»



____________________

декан факультета/

директор института

«___» _______2011 года


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

М.1.01. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

трудоемкость (в зачетных единицах) - 3

Направление подготовки 050100.68 Педагогическое образование

профиль подготовки Лингвокультурология

квалификация (степень) выпускника магистр


  1. Цели и задачи дисциплины

Курс «Современные проблемы науки и образования» предназначен для магистрантов, специализирующихся по специальности «Лингвокультурология». Курс представляет собой общетеоретическую подготовку магистрантов-филологов, являясь завершающим этапом фундаментального цикла филологических дисциплин, посвященных теории языка. Курс «Современные проблемы науки и образования» суммирует знания о языке, полученные при изучении теоретико-лингвистических дисциплин в рамках специалитета или бакалавриата, и сводит их в единую систему, которая должна выступать как идеологическая основа и инструмент дальнейшей профессиональной деятельности.

Курс направлен на приобретение знаний и навыков, необходимых для включения исследования по конкретной проблеме в контекст общетеоретических и практических разысканий современных языковедческих школ и направлений, в широкий контекст общей проблематики мировой науки о языке в ее современном состоянии и истории. Знания и умения, полученные при изучении данной дисциплины, используются при диссертационном проектировании, а также при проведении лингвистического исследования на конкретном языковом материале.



Цель курса состоит в том, чтобы дать углубленный свод знаний по истории становления науки о языке, ее методологическом оснащении, о комплексе понятий и терминов, определяющих современный научный статус лингвистики, а также о факторах, определяющих развитие науки о языке и специфике преломления современных лингвистических знаний в образовательном процессе.

Теоретические задачи курса предполагают освоение информации, касающейся сложной картины научного развития языкознания, ее полипарадигмального состояния, междисциплинарного, интегративного статуса, а также овладение знаниями в области образовательных технологий и тенденций развития современного языкового образования.

Практические задачи дисциплины связаны с формированием методологической базы, исследовательского инструментария для собственных научных языковых разысканий, с расширением профессионального терминологического аппарата, со способностью ориентироваться в современном научном языковедческом контексте, умением вписывать в него проблематику собственного исследования, а также с умением осуществлять мониторинг в современном языковом образовании.


  1. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы

В процессе освоения курса актуализируются знания, полученные при изучении дисциплин общелингвистической подготовки («Теория языка» часть 2), «Лексикология», «Синтаксис» и т.д.), а также материал, усвоенный из цикла спецсеминаров и спецкурсов языкового и лингвокультурологического профиля.

Таким образом, в рамках курса суммируются знания о языке, полученные при изучении теоретико-лингвистических дисциплин в рамках специалитета или бакалавриата, формируются в единую систему, которая должна выступать как идеологическая основа и инструмент дальнейшей профессиональной деятельности.

Знания и умения, полученные при изучении данной дисциплины, используются при диссертационном проектировании, а также при проведении лингвистического исследования на конкретном языковом материале.
3. Требования к уровню освоения программы

В результате изучения курса «Современные проблемы науки и образования» у магистрантов должны быть сформированы следующие компетенции:



  • способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

  • способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

  • способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

  • способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

  • способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

  • способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

  • способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

  • готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

  • готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

  • способен разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19).

В результате освоения дисциплины магистрант должен:



  • овладеть основными теоретическими концепциями, теоретической и практической базой данного курса;

  • сформировать навыки и умения самостоятельных теоретических и практических изысканий в области науки о языке;

  • понимать причинно-следственные связи в истории лингвистики и факторы, определяющие эволюцию науки и направление ее развития;

  • владеть методикой анализа мирового языковедческого процесса с точки зрения логики поступательного движения и преемственности развития лингвистических школ с учетом основных методологических направлений;

  • уметь анализировать факты и результаты исторического развития русского языка и его типологические соотношения с другими языками.

  • уметь моделировать научно значимые ситуации и проблемы, направленные на решение специфических вопросов языкознания – взаимодействия языка, мышления, культуры.


4.Общая трудоемкость дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

(час)


Распределение по семестрам

(в соответствии с учебным планом)



(час)

108

1

2

Аудиторные занятия

32

32




Лекции

16

16




Практические занятия

16

16




в том числе в интерактивн.форме

14

14




Семинары










Лабораторные работы










Другие виды аудиторных работ










Другие виды работ










Самостоятельная работа

72

72




Курсовой проект (работа)










Реферат










Расчётно-графические работы










Формы текущего контроля

Проверка и оценивание рефератов, эссе, заслушивание и оценивание устных сообщений по материалам рефератов, выступлений в ходе дискуссий и круглых столов, проведение тестирования.







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом




экзамен





5. Содержание учебной дисциплины

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля)

п/п

наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)



лекции

практические (семинары)

в том числе в интеактивн.форме

лаборатор

ные работы

самостоятельные

1.

Дихотомии язык – мышление, язык – человек, язык – речь, язык – культура как основная языковедческая проблематика

2

2

2




10


2.

Проблематика взаимодействия языка и мышления в отечественном и зарубежном языкознании

4

4

2




18

3.

Проблематика взаимодействия языка и речи. Речь как форма существования языка, речевая деятельность

4

2

2




10

4.

Проблематика взаимодействия языка и общества. Этнонациональные процессы и их влияние на историю и современное состояние языка

2

4

4




10

5

Методологическая интеграция как базисная установка изучения языка в современном языкознании

2

2

2




10

6

Интеграция науки и образования. Современные тенденции в области языковедческого образовательного процесса в вузе и школе

2

2

2




14

5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля)
Тема 1. Дихотомии язык – мышление, язык – человек, язык – речь, язык – культура как основная языковедческая проблематика

Логическое и филологическое направления изучения вопросов языка, мышления, действительности в античной философии. Филологическая и философская линия в истории языкознания как два возможных пути формирования лингвистической традиции.

Проблема происхождения языка как часть проблемы онто- и филогенеза. Философия языка в Древней Греции, «спор о правильности имен», о связи «имени и вещи». Лингвистические основания логики Аристотеля. Логико-философская концепция языка школы стоиков. Филологическая традиция в Древней Греции. Практические потребности: необходимость фиксации культурно-значимых текстов (письменная и устная традиция), комментирование текстов, общение с носителями других языков. Александрийские грамматики.

Античный спор об аналогии и аномалии в языке. Достижения александрийских грамматистов в области языкознания, разработка модели описания языка. Проекции современной лингвофилософии на античное учение о языке (имяславие в трудах П. Флоренского, «Философия имени А.Ф. Лосева). Античный спор об имени и вещи в проекции на современную теорию звукосимволизма.

Проблематика имени и именуемого как отражение проблемы взаимоотношения языка и действительности.
Тема 2. Проблематика взаимодействия языка и мышления в отечественном и зарубежном языкознании

Язык и мышление с позиции рационализма. Концепция универсальных структур мышления и языка грамматистов Пор-Рояля («Всеобщая и рациональная грамматика…»). Теории, связанные с исследованием структур языкового знания. Генеративная грамматика Н.Хомского. концепция глубинных и поверхностных структур. Антропоморфизм познания. Человеческое мышление и его характер. Ментальный лексикон индивида с позиций различных подходов. Язык как глубинная когнитивная система. Проблемы языка в когнитивной психологии. Основная проблематика когнитивного направления в языкознании.

Теория метафоры в современной лингвистике, когнитивная теория метафоры. Метафора как лингвоментальный механизм языка речи, как элемент концептуальной картины мира. Метафора как выражение лингвоментальной специфики национального мировидения. Реализация моделирующего потенциала метафоры в языке и тексте.

Языкознание как прикладная наука (машинный перевод, искусственный интеллект) когнитивная лингвистика как наука, изучающая взаимодействие языковых структур и мышления. Междисциплинарность как основа и условие исследования проблемы взаимодействия языка и мышления.


Тема 3. Проблематика взаимодействия языка и речи. Речь как форма существования языка, речевая деятельность

Концепция языка, речи, речевой деятельности Ф. де Соссюра. Единицы языка в отношении к языку и речи. Формы существования единиц языка. Эстетическое направление в языкознании – учение о речи и стиле К. Фосслера. Философия языка и речи Г. Гийома: язык – внутренний универсум человека, речь – отношение человека к человеку. Противоположение языка и речи в речевой деятельности. Механизмы речевой деятельности (концепция А.А. Залевской). Психолингвистическое направление изучения речевой деятельности.

Концепция деятельностной природы языка и речи Э. Бенвениста. Речь как реализация диалогических отношений автора и адресата. Речевая деятельность и роль внеязыковой действительности во взаимодействии участников общения. Современное понимание речедеятельности как дискурсивной практики.

Дискурс как единица исследования межличностного речевого общения. Речевое общение как единица междисциплинарных исследований. Лингвистические, психолингвистические и лингвокультурные универсалии в межличностном дискурсе. Ценностные представления и развитие западноевропейского межличностного дискурса. Аксиология коммуникативного поведения: национально-культурные типы, способы описания. Коммуникативные варианты речевого поведения. Диалогические модели реализации и жанрово-стилевые особенности дискурса.

Предпосылки языковой изменчивости, связанные с синергетической природой языка. Вариативность речевых реализаций структуры языка как предпосылка языковой изменчивости. От индивидуально-ситуативных колебаний в речи к изменениям в узусе, норме и языковой системе. Языковые антиномии как постоянные факторы изменений в языке (асимметрия означаемого и означающего в языковом знаке, антиномия кода и текста, говорящего и слушающего, информационной и экспрессивной функции языка, антиномия возможностей языковой системы и узуса).

Современные процессы в языке: фактор мультимедийности. Развитие коммуникативных технологий как фактор языковых изменений. Медиалингвистика как новая парадигма в изучении языка СМИ. Роль компьютерных технологий в расширении диалогичности публичного общения. Лингвомедийные свойства основных типов медиатекстов. Методологическая интеграция в исследованиях медиатекстов. Функционально-стилистическое направление изучения языка СМИ. Лингвокультурологический подход к изучению медиатекста: дискурсивные и концептологические основы описания языковых и коммуникативных реализаций СМИ. Экспериментальные методы в исследовании функционирования языка СМИ.


Тема 4. Проблематика взаимодействия языка и общества. Этнонациональные процессы и их влияние на историю и современное состояние языка

Социологическое направление в языкознании. Философская основа французской социологической школы. Основоположник социологического направления А. Мейе. Социальные причины языковых изменений в концепции Ж. Вандриеса. Современное учение о социальной типологии языков (А.Е. Кибрик, Н.Б. Вахтин, В.И. Беликов, Л.П. Крысин).

Фактор языка в истории образования наций и государств. Этничность и космополитизм в языковой идеологии и политике. Тенденция к интернализации общения и языков. Социальная типология языков. Функциональное разнообразие и коммуникативные ранги языков. Пределы сознательной активности общества по отношению к языку. Основные направления национально-языковой политики. Социальные роли языков в условиях двуязычия (модели законодательного регулирования). Типы государственных стратегий в регулировании взаимоотношении этносов языков.
Тема 5. Методологическая интеграция как базисная установка изучения языка в современном языкознании

Функциональный аспект изучения языка как основа междисциплинарного подхода. Особенности современной антропоцентрической лингвистической парадигмы. Динамика научных парадигм в лингвистике (историческая, психологическая, системно-структурная, функциональная). Специфика современной полипарадигмальной лингвистики (интегративность, экспансионизм, экспланаторность, опора на теорию речевой деятельности; антропоцентризм и текстоцентризм). Антропоцентрическая лингвистическая парадигма. Понятие об антрополингвистике и ее направлениях (персонологическое, текстоцентрическое, жанроцентрическое, культурологическое). Экспериментальные методы в современном языкознании.



Тема 6. Интеграция науки и образования. Современные тенденции в области языковедческого образовательного процесса в вузе и школе

Стратегии развития современной образовательной системы. Деятельностный и компетентностный подходы. Инновационные процессы в вузе и школе. Новые подходы к организации учебного процесса. Образовательные проекты по языковой подготовке. Междисциплинарное направление в школе как условие эффективности образовательного процесса. Место текстоцентрического подхода в формировании общекультурных компетенций учеников. Необходимость комплексных знаний по языку, литературе, культуре. Процесс инкультурации как процесс вхождения в современное социокультурное пространство.

Проблемы интеграции науки и образования в современных условиях. Образовательный стандарт 3-го поколения. Проблемы качества образования в контексте «Концепции модернизации российского образования». Мониторинг качества образования в вузе и школе. Экспертиза педагогической экспериментальной и инновационной деятельности. Критерии оценки эффективности образовательных проектов. Информационные технологии измерения знаний.
5.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрен



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература по дисциплине

  1. Актуальные проблемы современной лингвистики: учеб. пособие / сост. Л. Н. Чурилина. – М. : Флинта ; Наука, 2008.

  2. Амирова, Т. А., История языкознания: учебное пособие / Т. А. Амирова, Б. А. Ольховиков, Ю. В. Рождественский; под ред. С.Ф. Гончаренко. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 672 с.

  3. Маслова, В. А. Современные направления в лингвистике : учебное пособие для вузов / В. А. Маслова. – М. : Академия, 2007. – 264 с.

  4. Ольховиков, Б. А. Общая теория языка. - Античность – ХХ век. Учебное пособие / Б. А. Ольховиков. - М. : Академия, 2007. – 303 с.


6.2. Дополнительная литература

  1. Алефиренко, Н. Ф. Теория языка : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Алефиренко. – М. : Академия, 2007. – 383 с.

  2. Бобров, В.В. Актуальные проблемы управления образованием / В.В. Бобров // Философия образования. – 2007. – № 3.

  3. Бобров, В.В. Образование : «качество» и «инновации» // Философия образования. – 2009. – № 3. – С. 37-48.

  4. Болотов, В.А. О путях и стратегиях развития высшего профессионального образования / В.А. Болотов // Alma Mater. – 2008. – № 9. – С. 6-11.

  5. Бондарко, А. В. Теория значения в системе функциональной грамматики / а. В. Бондарко. – М. : Языки славянской культуры, 2002. – 736 с.

  6. Волов, В.Т. Инновационные принципы системы образования / В.Т. Волов // Педагогика. – 2007. – № 7. – С. 108-114.

  7. Зиневич, О.В. Инновационный потенциал компетентностного подхода : от классической к неклассической модели высшего образования / О.В. Зиневич // Философия образования. – 2009. – № 3. – С. 157-164.

  8. Гришанова, Н. О новой парадигме развития высшего профессионального образования / Н. Гришанова // Alma Mater. – 2007. – № 4. – С. 8-12.

  9. Ежова, Т.В. Принципы проектирования педагогического дискурса / Т.В. Ежова // Философия образования. – 2007. – № 1. – С. 185-191.

  10. Т. В. Булыгина. – М. : Прогресс, 2000. – 502 с.

  11. Зубкова, Л. Г. Язык как форма. Теория и история языкознания: учебное пособие / Л. Г. Зубкова. – М. : Изд-во РУДН, 2003. – 237 с.

  12. Зубкова, Л. Г. Общая теория языка в развитии : учебное пособие / Л. Г. Зубкова / М. : изд-во Российского ун-та дружбы народов. – 2002. – 472 с.

  13. Гируцкий, А. А. Общее языкознание : учебное пособие / А. А. Гируцкий. – Минск : ТетраСистемс. – 2003. – 303 с.

  14. Гречко, В. А. Теория языкознания : учебное пособие для вузов / В. А. Гречко. – М. : Высшая школа, 2003. – 374 с.

  15. Кравченко, А.В. Язык и восприятие. Когнитивные аспекты языковой категоризации / А. В. Кравченко. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2004.

  16. Куликов, С. Б., Колпакова, Л. В. К вопросу о значении языка в философском анализе науки / С. Б. Куликов, Л. В. Колпакова. / Материалы Международной конференции «Интеграционные процессы и проблемы междисциплинарного взаимодействия в современной науке» (16–17 ноября 2006 г.). − Томск, 2006. − С. 21–31.

  17. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М. : АСТ, 2001.

  18. Левицкий, Ю. А., История лингвистических учений / Н.В. Боронникова, Ю. А. Левицкий. – М. : Высш. шк., 2005. – 272 с.

  19. Кронгауз, М. А. Семантика : Учебник для вузов / М. А. Кронгауз. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.

  20. Маслова, В. А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие / В. А. Маслова. – Мн. : ТетраСистемс, 2004 – 256 с.

  21. Сенашенко, В.С. О компетентностном подходе в высшем образовании / В.С. Сенашенко // Высшее образование в России. – 2009. – № 4. – С. 18-24.

  22. Струминская, Л.М. Обеспечение качества высшего образования – центральный вопрос Болонского процесса / Л.М. Струминская // Философия образования. – 2006. – № 3. – С. 48-53.

  23. Философы XX века : К. Барт, Г. Гадамер и др. / Общ. ред. И. И. Бладберг и др. – М. : Искусство – XX век, 2009. – 334 с.

  24. Хроленко, А. Т. Теория языка: учебное пособие / А. Т. Хроленко, В. Д. Бондалетов. – М. : Флинта, 2006. – 523 с.

  25. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. – М.: КомКнига, 2007. – 427 с.

  26. Шведова, И. Ю. Русский язык: избранные работы / И.Ю. Шведова. – М. : Языки славянской культуры, 2005. – 639 с.

  27. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – 2-е изд. «Лингвистического энциклопедического словаря» – М. : Большая Российская энциклопедия. – М., 2000. – 688 с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

  • При изучении дисциплины целесообразно обратиться к следующим информационным ресурсам:

  • www.linguistlist.org – сайт ассоциации лингвистов: ссылки на ресурсы по разным языкам и разделам лингвистики;

  • www.prometeus.nsc.ru/guide/guide/sci.ssi@linguist – ссылки на ресурсы по лингвистике;

  • isabase.philol.msu.ru – каталог ссылок по лингвистике, словари;

  • http://www.humans.ru/humans/21791– специализированный сайт (материалы по проблемам дискурсивного анализа, речевого поведения).

  • www.youtube.com/watch?v=yFbrnFzUcOU – интерактивный сайт когнитологов
  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница