Рабочая Программа учебной дисциплины м 02 культурно-исторический и деятельноСтный подход в психологии и образовании



Скачать 235.44 Kb.
Дата08.06.2016
Размер235.44 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования



«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

________________________

декан факультета

«___» ___________ 20__г.


рабочая Программа учебной дисциплины
М.2.02 культурно-исторический и деятельноСтный подход в психологии и образовании

(указывается наименование дисциплины (модуля) в соответствии с рабочим учебным планом)


Трудоемкость (в зачетных единицах) _____3________

Направление подготовки: 050400.68 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки (магистерская программа): Психология и социальная педагогика
Квалификация (степень) выпускника: магистр

1. Цели изучения дисциплины
Целью учебной дисциплины «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании» является формирование у магистрантов представлений об основных положениях культурно-исторического и деятельностного подходов в образовании и психологии, а также общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (магистратура).
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:


  • рассмотреть основные понятия курса, роль и его место в формировании умений и навыков педагога-исследователя;

  • рассмотреть и освоить основные категории и понятия культурно-исторического и деятельносного подходов в рамках различных психологических школ и педагогических теорий;

  • на основе теоретических основ, сформировать у магистрантов основные навыки разработки методологических и теоретических основ исследования;

  • способствование развитию творческого мышления магистрантов путем практического осмысления, анализа и интерпретации различных научных подходов.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании» является дисциплиной профильной подготовки и относится к дисциплинам профессионального цикла базовой части программы.

Дисциплина представляет собой отдельное направление, нацеленное на анализ методологии культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании. Данный курс тесно связан с психологическими дисциплинами, объектом которых являются проблемы становления и развития человека, а также проблемы методологии и логики научного психологического и педагогического познания.

Предполагается личностное развитие магистрантов, что будет способствовать формированию культуры умственного труда, самообразованию, успешному овладению и осуществлению ими учебной и профессиональной деятельности.
3. Требования к уровню освоения программы
В результате изучения курса должны формироваться следующие общекультурные компетенции (ОК):

- способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

- способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение навыками устной и письменной речи, способность выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

- способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

В результате изучения курса должны формироваться следующие профессиональные компетенции (ПК):

- способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

- готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

- способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

- способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);

- способен осуществлять психологического просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

- готов руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПКПП-9);


В результате изучения курса магистрант должен

знать:

- основные категории и понятия теорий: культурно-исторического и деятельностного подхода;

- теоретические основы методологии и методы исследования, принципы и этапы проведения психолого-педагогического исследования;

- теоретические подходы к изучению человека как субъекта познания;

- основные экспериментальные пути решения ключевых проблем психологии познания, закономерностей развития познания, места и роли познавательной сферы в общем психологическом развитии человека;

уметь:

- самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных с обучением;

- выбирать оптимальные способы организации образовательного пространства;

- работать с учебной и научной психолого-педагогической литературой;



владеть:

- методами исследований в области психологии и педагогики;



- современными научными направлениями в психологии и педагогике.
4. Общая трудоемкость дисциплины ___3____ зачетных единиц и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость в соответствии с учебным планом (час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом) (час)

Всего 108

1 семестр

Аудиторные занятия

36

36

Лекции

18

18

Практические занятия

-

-

Семинары

18

18

Лабораторные работы

-

-

Другие виды аудиторных работ

-

-

Другие виды работ (в интерактиве)

14

14

Самостоятельная работа

45

45

Курсовой проект (работа)

-

-

Реферат

-

-

Расчётно-графические работы

-

+

Формы текущего контроля

-

+

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен - 1 сем.

Экзамен


5. Содержание учебной дисциплины

5.1. Разделы учебной дисциплины




Раздел дисциплины

Лекции

Практические

занятия


Занятия в интерактиве

Самостоятельная работа

1

Возникновение культурно-исторической теории и ее основные положения.

4

4

-

8

2

Методологический анализ культурно-исторической теории и проблемы современной психологии.

4

6

2

8

3

Детялеьностный подход и проблемы деятельности в психологии.

6

4

6

12

4

Деятельностный подход и культурно-историческая теория в образовании.

4

4

6

13




Всего часов

18

18

14

45


5.2. Содержание разделов дисциплины

РАЗДЕЛ 1. Возникновение культурно-исторической теории и ее основные положения.


Тема 1. Тенденции современного образования (2 часа)

Лекционные занятия (2ч.) Многоаспектность современного образования. Цели, задачи и принципы современной системы образования. Направленность образовательных стандартов третьего поколения.

Тема 2. Кризис в психологии и его анализ в работах Л.С. Выготского (4 часа)

Лекционные занятия (2 ч.) Основания и движущие силы кризиса, анализ кризиса психологии. Проблема метода в психологии.

Тема 3. Основные положения теории Л.С. Выготского (4 часа)

Практические занятия (4 ч.) Основные положения теории Л.С. Выготского, две линии развития человеческого поведения. Культурно-историческая природа высших психических функций человека, их структура, генезис, основные черты. Понятие знака. Идея интериоризации.

РАЗДЕЛ 2. Методологический анализ культурно-исторической теории и проблемы современной психологии.


Тема 4. Развитие культурно-исторической психологии (4 часа)

Лекционные занятия (4 ч.) Исследование сигнификации и понятие «естественной природы знака». Проблема значения. Учение о системном и смысловом строении сознания.

Практические занятия (6 ч.) Проблема обучения и развития, понятие «зона ближайшего развития» и его значение для современной психологии. Проблема аффекта и интеллекта, исследование мотивационной сферы личности в культурно-исторической теории Л.С. Выготского.
РАЗДЕЛ 3. Деятельностный подход и проблема деятельности в психологии

Тема 5. Становление деятельностного подхода (10 часов)

Лекционные занятия (6 ч.) Деятельность как психологическая проблема. Понятие деятельности как предмета психологического исследования. Соотношение психики и деятельности. Деятельность как предмет и как метод исследования (по А.Н. Леонтьеву).

Тема 6. Деятельностный подход в современной отечественной психологии (школы А.Н. Леонтьева) (4 часа)

Практические занятия (4 ч.) Различные подходы к проблеме сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). Деятельностный подход в современной отечественной психологии (школа С.Л. Рубинштейна).
РАЗДЕЛ 4. Деятельностный подход и культурно-историческая теория в образовании

Тема 7. Значение культурно-исторической теории в образовании (4 часа)

Лекционные занятия (4 ч.) Теория высших психических функций Л.С. Выготского и ее значение для образования. Проблемы индивидуализации в теории Л.С. Выготского и ее значение для понимания закономерностей и специфики обучения человека. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Тема 8. Исследование деятельности в отечественной психологии (А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин) (4 часа)

Практические занятия (4 ч.) Значение исследования А.В. Запорожец и П.Я. Гальперина для образовательной практики. Понятие ведущей деятельности и ее значение для практики образовательного процесса. Традиции деятельностного подхода.
5.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
а) основная литература:

  1. Боровских, А. В. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика : пособие для системы профессионального педагогического образования / А. В. Боровских, Н. Х. Розов ; МГУ. - М. : МАКС Пресс, 2010.

  2. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры : Избранные психологические труды / Л. С. Выготский ; под ред. М. Г. Ярошевского. - М. : Институт практической психологии,1996.

  3. Зинченко, В. П. Истоки культурно-исторической психологии : философско-гуманитарный контекст / В. П. Зинченко, Б. И. Пружинин, Т. Г. Щедрина. - М. : РОССПЭН, 2010.

  4. Фокин, Ю. Г. Теория и технология обучения : деятельностный подход / учебное пособие для вузов / Ю. Г. Фокин. - М. : Академия, 2007.


б) дополнительная литература:

  1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4 (эл. версия статьи на сайте «Учреждение Российской академии образования «Институт стратегических исследований в образовании» (ИСИО РАО)», www.fgos.isiorao.ru: http://fgos.isiorao.ru/Approbation/public/statja%2011.php).

  2. Атанов, Г. А. Деятельностный подход в обучении / Г. А. Атанов. - Донецк : ЕАИ-пресс, 2001.

  3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова – М. : Педагогика, 1991.

  4. Выготский, Л. С. Психология развития человека. – М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005.

  5. Выготский, Л. С. Этюды по истории поведения : Обезьяна : Примитив : Ребенок / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия.-М.:Педагогика-Пресс,1993.

  6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект Российской академии образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М., 2008.

  7. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и основания современной психологии развития " (к 110- летию со дня рождения), конференция (2005; Москва). Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 14-16 апреля 2005 г. / Психологический ин-т РАО ; ред. Л. С. Гребнев. - М. : Про-Пресс, 2006.

  8. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии : учебное пособие для вузов / А. Н. Леонтьев ; под ред. : Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - М. : Смысл, 2000

  9. Учителю о психологии: сб. науч. ст. 2-е изд., перераб. / под ред. В.И. Панова. – М.: ИНИМ РАО, 2010. [Электронный ресурс - http://inim-rao.ru]

  10. Хуторской А.В. Педагогическая инноватики. - М.: Издательский дом «Академия», 2008.

  11. Ясвин В.А. Новая школа как развивающая среда: сб. науч. тр. - М.: ИНИМ РАО, 2010. [Электронный ресурс - http://inim-rao.ru]


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины
Рабочая программа, составленная преподавателем кафедры социальной педагогики ПФ; фонды библиотеки ТГПУ, методические рекомендации по организации изучения дисциплины, консультации преподавателя, а также интернет-ресурсами:

http://my-self.ru/

http://psylib.myword.ru

http://www.koob.ru/

http://psyjournals.ru/
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации для преподавателей
Содержание учебной программы дисциплины «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании» реализуется посредством лекционных, семинарских занятий и самостоятельной работы магистрантов.

Рекомендуемые виды лекций: традиционная, лекция-беседа, проблемная лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция-дискуссия, лекция-пресс-конференция, обзорная лекция (лекция-консультация).

Рекомендуемые виды семинаров: семинар-беседа, семинар – развернутая эвристическая беседа, тематический семинар, реферативный семинар, семинар с докладами, семинар-практикум (решение кейсов), семинар-конференция, семинар-диспут (дискуссионный семинар), семинар-викторина, семинар по методу малых групп, учебно-исследовательский семинар (проблемный).

Рекомендуемые методы обучения: активные методы обучения – кейс-стади, дискуссия, мозговой штурм, тренинг, консультация.

Рекомендуемые виды самостоятельных работ: конспектирование, написание рефератов, анализ учебных ситуаций, составление кроссвордов, опорных схем (с использованием техники кодирования информации), разработка проектов, подготовка докладов, разработка тестовых заданий, формулирование контрольных вопросов по изученным темам.

Рекомендуемые методы текущего контроля знаний обучающихся: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое тестирование, контрольная работа, защита проектов, итоговое тестирование, экзамен.


7.2. Методические рекомендации для магистрантов

 Рекомендации по написанию реферата.

Реферат – краткое изложение содержания работы с основными фактическими сведениями и выводами. Он акцентирует внимание на новые сведения и определяет целесообразность работы. Реферат должен содержать: сведения об объеме, количестве иллюстраций, таблиц, количестве используемых источников.

Содержание реферата включает введение, наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников, приложение с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала. Оформление текста следует выполнять в соответствии с примером.

Тема реферата выбирается из рекомендованного списка или по предложению студента с согласия преподавателя. Она формулируется конкретно и составляет задачу исследования. Реферирование может быть посвящено частной проблеме или содержать обобщение различных точек зрения по определенной теме. От обычного конспектирования научной литературы реферат отличается тем, что в нем излагаются (сопоставляются, оцениваются) различные точки зрения на анализируемую проблему и при этом составитель реферата определяет свое отношение к рассматриваемым научным позициям, взглядам или определениям, принадлежащим различным авторам. Исследовательский характер реферата представляет его основную научную ценность.

Реферат состоит из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка использованной литературы (не менее 6 источников).

Во введении раскрывается значение и актуальность выбранной темы, определяется место проблемы в системе психологических знаний.

В основной части на основе анализа литературных источников излагаются и обобщаются различные точки зрения на исследуемую проблему, высказывается и обосновывается собственная точка зрения выполняющего работу.

В заключение формулируются краткие выводы по изложенному материалу и приводится собственная тоска зрения на представленные в работе проблемы.

Объем реферата 12-15 страниц машинописного текста.

Также рефератом называют краткое изложение научной статьи или монографии. Такой реферат содержит основное содержание первоисточника и обязательно указывается точка зрения составителя, позиция, с которой он рассматривает проблему.

Рекомендации по написанию эссе.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей и позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т); мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев.

Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность.

Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.

Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок. Эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

Рекомендации по написанию доклада.

Доклад – вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).



Этапы работы над докладом. Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8-10 источников). Составление библиографии. Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений. Разработка плана доклада. Написание. Публичное выступление с результатами исследования.

Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль. Академический стиль – это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы: предложения могут быть длинными и сложными; часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины; употребляются вводные конструкции типа “по всей видимости”, “на наш взгляд”; авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения “я”, “моя (точка зрения)”; в тексте могут встречаться штампы и общие слова.

Требования к оформлению письменного доклада такие же, как и при написании реферата. Титульный лист. Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт). Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы). Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос). Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада). Список литературы.

Несколько советов о том, как блестяще выступить перед аудиторией. Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе. Выступайте в полной готовности – владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно. Сохраняйте уверенный вид – это действует на аудиторию и преподавателей. Делайте паузы так часто, как считаете нужным. Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту. Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы. Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д. поможет вам выиграть драгоценное время для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ. При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который, несомненно, будет высоко оценен сокурсниками и преподавателем.



Как подготовить и представить хороший устный доклад. Устный доклад – это способ рассказать о Вашей работе при помощи заранее подготовленного и выученного рассказа не более 7 минут. Грамотный доклад состоит из введения, основной части и заключения. Во введении нужно рассказать о том, зачем нужна Ваша работа (её цель) и почему именно вы выбрали именно эту тему. Основная часть доклада начинается с рассказа о том, что, где, когда и как было исследовано или выполнено практически (материала и методики работы). Далее чётко и кратко, где нужно используя иллюстрации (графики, диаграммы, фотографии, карты, рисунки) нужно рассказать об основных результатах работы. В заключении формулируются главные выводы (основные мысли Вашей работы) и предлагаются самые важные практические рекомендации. Можно поблагодарить тех, кто помогал Вам при проведении и оформлении работы.
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

8.1. Тематика рефератов (докладов, эссе)


  1. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.

  2. Теория деятельности как методологический подход в психологии.

  3. Соотношение понятий «взаимодействие», «отражение», «активность», «деятельность».

  4. Теория деятельности как обшепсихологическая парадигма.

  5. Возвращение категории образа в подходе А. Н. Леонтьева (как аспект преодоления постулата непосредственности).

  6. Перспективы деятельностного подхода.

  7. Проблемы образования в культурно-исторических и деятельностных концепциях психологии: Л.С. Выготский– А.Н. Леонтьев– П.Я. Гальперин.

  8. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования.

  9. Основные научные школы в психологии.

  10. Деятельностный подход к построению образовательных Стандартов.


8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся


  1. Гуманистическая психология в теории и практике образования.

  2. Поведенческая модель в психологии и образовании.

  3. Психоаналитический подход в психологии и образовании.

  4. Гешталь-психология и использование данного подхода в образовании.

  5. Эффективность использования арт-подхода в работе педагога.

  6. Использование потенциала группы для решения психолого-педагогических задач.

  7. Использование системного подхода в проведении психолого-педагогических исследований.

  8. Практическое задание: опишите теоретико-методологическую базу своего исследования, обоснуйте выбранные подходы.


8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз
1. Специфика взглядов Л.С. Выготского на проблему психического развития.

  1. Истоки культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

  2. Понятие знака и проблема опосредования.

  3. Современная модель образования: цель, задачи, принципы, содержание.

  4. Христианское семейное воспитание.

  5. Теория установки, ее место в педагогическом процессе.


8.4. Примеры тестов
1. По А.Н. Леонтьеву, объективным биологическим критерием возникновения психики может служить…

Варианты ответов:



 чувствительность

 чувственность

 реактивность

 реакция

2. По А.Н. Леонтьеву, в эволюционном развитии психики отсутствует стадия …

Варианты ответов:

 элементарной сенсорной психики

приготовления

 перцептивной психики

 интеллекта

3. Процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному – это…

Варианты ответов:

 экстериоризация

 субъективизация

 объективизация

интериоризация

4. По определению А.Н. Леонтьева, отражение отношения цели действия к мотиву называется…

Варианты ответов:

 условием

 действием

личностным смыслом

 условной задачей

5. Движущими силами психического развития, по мнению Л.С. Выготского, являются …

Варианты ответов (укажите не менее двух):

саморазвитие

обучение

противоречие между потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения

наследственность

6. Своеобразное, специфическое для данного возраста единственное и неповторимое отношение между ребенком и средой Л.С. Выготский назвал …

Варианты ответов:

 социальной ситуацией развития

 окружающей средой

 условием психического развития

 причиной психического развития

7. С позиций культурно-исторической теории развития психики возникновение высших психических функций считается обусловленным…

Варианты ответов:

 особенностями головного мозга человека

 влиянием социального окружения

 процессом созревания

усвоением продуктов человеческой культуры

8. Деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития называется…

Варианты ответов:

 предметной

ведущей

 манипулятивной

 учебной

9. Механизм развития, предполагающий преобразование внешней практической деятельности во внутренний план, называется …

Варианты ответов:

 обособлением

 стереотипизацией

интериоризацией

 идентификацией

10. Установите соответствие между основными психологическими теориями развития личности и их представителями:


а) теория культурно-исторического развития
b) теория рекапитуляции
c) психоаналитическая теория
d) когнитивная теория

Варианты ответов:



 С. Холл

  Л.С. Выготский

 Ж. Пиаже

 З. Фрейд

11. Установите соответствие между основными законами детского развития и их содержанием (по Л.С. Выготскому):


a) цикличность развития
b) неравномерность развития
c) метаморфозы в развитии
d) инволюция в развитии

Варианты ответов:



 то, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется

 периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания

 психика ребенка своеобразна и качественно отличается на каждой возрастной ступени

 разные стороны личности, психические функции развиваются непропорционально

12. К основным симптомам кризиса трех лет, по Л.С. Выготскому, относятся...

Варианты ответов (укажите не менее двух):

 негативизм

 любознательность

 замкнутость

упрямство

13. Методологическим обоснованием методов педагогического исследования в отечественной науке являются такие подходы, как …

Варианты ответов (укажите не менее двух):

 сословный

 этнический

 деятельностный

 личностный

14. Воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры, национальных культур, учитывающее национальные особенности, – характеристика принципа ___ воспитания.



Варианты ответов:

 регионализации

культуросообразности

 коллективности

 вариативности
8.5. Перечень вопросов к экзамену (1 семестр)


  1. Образование как многоаспектный процесс.

  2. Особенности современных тенденций образования.

  3. Образование как система.

  4. Психологические принципы современного образования.

  5. Деятельностный подход к построению образовательных Стандартов.

  6. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.

  7. Специфика взглядов Л.С. Выготского на проблему психического развития.

  8. Ситуация в современной психологии и задачи анализа культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

  9. Истоки культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

  10. Культурно-историческая природа высших психических функций.

  11. Понятие знака и проблема опосредования.

  12. Происхождение и развитие высших психических функций. Проблема интериоризации.

  13. Проблема значения в культурно-исторической теории Л.С. Выготского и её развитие в современной психологии.

  14. Проблема смысла в культурно-исторической теории Л.С. Выготского и её развитие в современной психологии.

  15. Смысловое и системное строение сознания в культурно-исторической теории Л.С. Выготского .

  16. Проблема метода в культурно-исторической теории Л.С. Выготского и их анализ в современной психологии.

  17. Проблема обучения и развития в культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

  18. Понятие деятельности как предмета психологического исследования.

  19. Соотношение психики и деятельности.

  20. Деятельностный подход в современной отечественной психологии (школа А. Н. Леонтьева).

  21. Деятельность как предмет и как метод исследования по А.Н.Леонтьеву.

  22. Психологический анализ структуры деятельности.

  23. Различные подходы к проблеме сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).

  24. Деятельностный подход в современной отечественной психологии (школа С.Л. Рубинштейна).

  25. Теория высших психических функций Л.С. Выготского и её значение для образования.

  26. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

  27. Понятие ведущей деятельности и её значение для практики образовательного процесса.

  28. Традиции деятельностного подхода: деятельностная теория учения.

  29. Проблема индивидуализации в теории Л.С. Выготского и её значение для понимания закономерностей и специфики обучения человека.


8.6. Темы для написания курсовой работы (представляются на выбор обучающегося, если предусмотрено рабочим планом)
Не предусмотрены.
8.6. Формы контроля самостоятельной работы.
Проверочные работы по каждому разделу:

- проверка наличия конспектов по изучаемым темам;

- составление (разработка) тестовых заданий, вопросов для викторины, составление кроссвордов по теоретическим темам;

- составление опорных схем по материалам занятий;

- индивидуально: подготовка докладов, видео-презентаций, написание рефератов.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа Психология и социальная педагогика.


Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

к.п.н., доцентом кафедры социальной педагогики __________________ Дудиной Е.Н.


Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики

протокол № __ от ____________ 2012 года.


Зав. кафедрой ______________ Яковлева А.Г.

(подпись)


Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Педагогического факультета

протокол № __ от ____________ 2012 года.


Председатель методической комиссии __________________ Яркина Т.Н.

(подпись)


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница