Рабочая Программа учебной дисциплины М. 2 01 инновационные процессы в образовании трудоемкость



Скачать 223.58 Kb.
Дата06.06.2016
Размер223.58 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

__________________

«____» __________ 2013 г.

рабочая Программа учебной дисциплины

М.2 01 ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Трудоемкость (в зачетных единицах) ___4___

Направление подготовки__050100.68 Педагогическое образование
Магистерская программа__ Профессиональное образование, Безопасность жизнедеятельности
Квалификация (степень) выпускника___ магистр

Томск – 2013



  1. Цели изучения дисциплины.

Целью освоения учебной дисциплины является приобретение знаний и умений по разработке и реализации задач инновационной образовательной политики, стратегии научного исследования и руководству исследовательской работой обучающихся, формированию общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления инновационной образовательной деятельности, разработки и реализации программ развития образовательных систем различного уровня.

Для реализации цели программы необходимо решить следующие задачи:

- изучить современные тенденции развития образовательных систем; критерии инновационных процессов в образовании; принципы проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса;

- показать значимость освоения ресурсов образовательных систем для проектирования их развитии;

- научить студентов внедрять инновационные приемы в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся; выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании.

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина М.2.01 «Инновационные процессы в образовании»


является дисциплиной базовой части общенаучного цикла учебного плана по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование Магистерские программы «Профессиональное образование», «Безопасность жизнедеятельности».

Принципы построения курса:

Учебная дисциплина построена на основе:


  • компетентностного и деятельностного подходов;

  • принципов инновационности; модульности; единства познавательной, исследовательской, проектировочной и практической деятельности студента; ориентации на развитие творческих способностей и формирование проектного стиля мышления студентов; упреждения по времени; неопределенности развития среды, общества и образовательных систем;

  • ориентации на подготовку субъекта устойчивого культурно-педагогического развития как студента, так и среды жизнедеятельности;

  • ориентации на интеграцию российского образования в европейское и международное образовательное пространство.

Изучению курса предшествуют результаты обучения на предыдущей ступени высшего профессионального образования (бакалавриат), а также дисциплины общенаучного и профессионального циклов магистерской подготовки, которые отражают ценностно-смысловой компонент ООП, ее предметно-содержательную и процессуально-методическую составляющие:

  • педагогика и психология профилизации общеобразовательной и высшей школы;

Как предварительно, а также средствами изучаемой и последующих дисциплин у студента должны быть сформированы компетенции базового уровня. Все предшествующие и последующие дисциплины в своей совокупности (совместно с изучаемой) обеспечивают формирование установленных стандартом компетенций.

Изучение курса способствует получению студентом высоких результатов государственных квалификационных испытаний – итоговый государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Программа курса построена на основе методологических концепций современной науки и с учетом знаний, опыта и отношений, присвоенных студентом в повседневной и образовательной практике, а также в ходе освоения предшествующих учебных дисциплин и из внеобразовательной практики, из информационной среды и из научной литературы, не включенной в состав ООП. Программа курса содержит 3 раздела, по окончании изучения каждой темы студентам предлагается тестирование, которое помогает закрепить изученный материал.

Студенты выполняют самостоятельное исследование конкретных научно-педагогических проблем, изучают состояние их разработанности и практическое применение результатов. По материалам выполненных исследований готовят научные доклады, которые создаются ими в процессе самостоятельных внеаудиторных занятий и защищают их на практических занятиях в течение семестра. Предусматривается подготовка и сдача студентами зачета.



3. Требования к уровню освоения программы.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен знать:

– современные тенденции развития образовательной системы;

– критерии инновационных процессов в образовании;

– принципы проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса;

– принципы использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности;

уметь:

– осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие;

– внедрять инновационные приемы в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся;

– интегрировать современные информационные технологии в образовательную деятельность;

– выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании

владеть:

– способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению системы непрерывного образования;

– технологиями проведения опытно-экспериментальной работы, участия в инновационных процессах.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. (Указанные компетенции формируются в результате синергетического взаимодействия (кумулятивный эффект) многих учебных дисциплин общенаучного и профессионального циклов. При этом каждая такая дисциплина вносит свой определенный вклад в формирование профессиональных компетенций, способствует возникновению у студента указанных компетенций в интегральном их виде. Одновременно каждая учебная дисциплина способствует формированию нескольких компетенций, а все компетенции взаимозависимы и образуют целостную (единую) открытую систему, которая определяется как профессиональная компетентность и которая, одновременно, является системным компонентом общей компетентности человека. Каждая компетенция и вся их сумма формируются на протяжении всего периода освоения студентом ООП.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

- готовностью работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке (ОК-6).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

- способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

- способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

- способностью руководить исследовательской работой обучающихся
(ПК-4);

- готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

- готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

- готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);

- готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);

- готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

- способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);

- готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

- способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

- готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

- способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

- готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);

- способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21).



4. Общая трудоемкость дисциплины __4__ зачетных единицы и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

(час)


Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)





Всего 144

1 семестр

Аудиторные занятия

32

32

Лекции

16

16

Практические занятия

16

16

Семинары







Лабораторные работы







Другие виды аудиторных работ







Другие виды работ







Самостоятельная работа

85

85

Курсовой проект (работа)







Реферат







Расчетно-графические работы







Формы текущего контроля

27

27


Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом




экзамен


5. Содержание программы учебной дисциплины.

5.1. Содержание учебной дисциплины.


№ п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы

Самостоятельная работы







Всего 144

Лекции

Практические (семинары)

Лабораторные

Интерактивные формы обучения




1

Инновации в образовании как конструктивный процесс развития социальной среды

8

4

4




4

24

2

Типология нововведений

14

6

6




6

36

3

Человеческий фактор как социальная база инновационных процессов

12

6

6




6

25

Итого 144/4

32час./0,89

16

16




16/50

85/2,36


5.2. Содержание разделов дисциплины.
РАЗДЕЛ I. Инновации в образовании как конструктивный процесс развития социальной сферы

Новаторство и традиции - две стороны развития культуры и образования. Традиция как характеристика стабильности, устойчивости, инерционности в культуре. Творчество, новация, путь изменения и развития общества. Соотношения традиций и новаций как осно­вание для классификации обществ на традиционные и совре­менные. Роль образования в развитии инновационных процессов. Образование «поддерживающее» и «инновационное». Инновационные процессы в производственной и социальной сферах.

Основные понятия инноватики. «Инновационное общество», «постиндустриальное», «информационное» общество как синонимы. «Инновация», «нововведение», «новшество», соотношение этих понятий. «Инновация» как единство появления, творения и реализации нового. Инновация как особая сфе­ра теории и практики, система действий социального субъекта, направленная на совершенствование качеств социального субъекта. Инновация как специфический логико-рациональный компонент поведения субъектов иннова­ции, касающийся познания содержания восприятий и разнооб­разный концепций, а также изменения качеств менталитета, ког­нитивных способностей индивида. Способность к нововведениям - индикатор культуры общества. Нововведение как процесс и форма инновационной деятельности. Репродуктивная и продуктивная деятельность.
РАЗДЕЛ II. Типология нововведений.

Нововведения: в содержании образования; в методиках, технологиях, методах учебно-воспитатель­ного процесса; в организации учебно-воспитательного процесса; в управляющей системе общеобразовательного учрежде­ния. Нововведения по масштабу (объему) преобразований: частные (локальные, единичные), не связанные между собой; модульные (комплекс частных, связанных между собой); системные (охватывающие все образовательные учреждения) ново­введения. Нововведения модифицирующие и радикальные.

Этапы (фазы) нововведенческой работы в образова­тельном учреждении.

Поиск новых идей: создание информационного фонда, стимуляция участия преподавателей в

конференциях, совещаниях, посвящен­ных развитию инновационных процессов в образовании;

анализ полученной информации. Выявление инновационных потребностей образовательно­го

учреждения.

Формирование нововведения: анализ и проектирование. Формулирование нововведенческих

идей и возможностей учебного заведения, проекти­рование хода работы. Апробирование

инновационных идей. Принятие решения о масштабном нововведении, выработка

программы его реализации. Реализация нововведения. Закрепление новшества.

Факторы, определяющие распространение педагоги­ческих нововведений: социальные условия и личностные факторы.


РАЗДЕЛ III. Человеческий фактор как социальная база инновационных процессов.

Субъекты и участники инновационного процесса и их отношение к новшествам. Группы: новаторы, ранние реализаторы, предварительное большинство, позднее большинство, колеблющиеся.

Модель поведения администратора, внедряющего инновации. Реакции на нововведение: отрицание, сопротивление, исследование, вовлеченность, традиционнализация.

Позиция руководителя в инновационном процессе: консервативная, декларативная, колеблющаяся, прогрессивная, одержимая. Инициация нововведения: «сверху», «собственная инициатива», «снизу».

Управленческая деятельность по обеспечению социокультурной инфраструктуры развития непре­рывного образования и инновационных процессов. Субъекты реализации непрерывного образования и иннова­ционных процессов в социокультурной сфере региона

Инновационно-образовательные процессы в национальном и региональном

образовательном пространстве. Инновационно-личностно-ориентированные

образовательные технологии как средство решения современных социокультурных

проблем. Поликультурное образование в современном российском социуме.
6.Учебно – методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература по дисциплине:


  1. Прозументова, Г. Н. Переход к открытому образовательному пространству. Часть 2. Типологизация образовательных инноваций. / Под ред. Г.Н. Прозументовой. - Томск, 2009. – 448 с.

  2. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.

  3. Корнетов, Г.Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе: Учебное пособие./ Г. Б. Корнетов. - М.: Научная книга, 2009. – 184с.

6.2. Дополнительная литература:

  1. Майданов, А.С. Методология научного творчества./ А. С. Мвйданов. - М.:Издательство ЛКИ, 2008. – 512 с.

  2. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). Ростов-на-Дону, 2001. -175 с.

  3. Краевский В.В. Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. Учебное пособие: издательский центр «Академия», 2006 – 400с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочая программа, составленная преподавателями кафедры «Технологии и предпринимательства», факультета технологии и предпринимательства ТГПУ, методические рекомендации для студентов, контрольно-измерительные материалы, библиотечные фонды ТГПУ.


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Инновации в образовании как конструктивный процесс развития образовательной среды

База данных «e-Library

Библиотечный фонд ТГПУ



Компьютерный класс с выходом в интернет», интерактивная доска

2.

Типология нововведений

База данных «e-Library

Библиотечный фонд ТГПУ



Компьютерный класс с выходом в интернет», интерактивная доска

3.

Человеческий фактор как социальная база инновационных процессов

База данных «e-Library

Библиотечный фонд ТГПУ



Компьютерный класс с выходом в интернет», интерактивная доска


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

Содержание учебной программы дисциплины М.2.01 «Инновационные процессы в образовании» реализуются посредством лекционных, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов.

Рекомендуемые виды лекций: традиционная, лекция - беседа, проблемная лекция, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция пресс-конференция.

Рекомендуемые методы обучения: кейс-метод (анализ конкретных ситуаций), дискуссия, имитационные упражнения, мозговой штурм, деловая игра, метод проекций, консультация.

Рекомендуемые виды самостоятельных работ: конспектирование, реферирование, анализ технологий, составление опорных схем, разработка тестовых заданий, сценариев дидактических игр, планов дискуссий, формулирование вопросов к обсуждению.

Рекомендуемые методы текущего контроля знаний обучающихся: беседа, фронтальный опрос, (устный и письменный), итоговое тестирование, собеседование (зачет).

Контроль знаний проводится во время итоговой аттестации (зачет) – в виде устных ответов студентов на вопросы; по окончании изучения каждой темы студентам предлагаются тестовые задания, разработанные преподавателем.

Перечень тем занятий,реализуемых в активной и интерактивной формах

№ п/п

Содержание дисциплины

Форма обучения

1.

Инновации в образовании как конструктивный процесс развития социальной среды

Семинар в диалоговом режиме

2.

Типология нововведений

Обсуждение подготовленных презентаций

3.

Человеческий фактор как социальная база инновационных процессов

Разбор конкретных ситуаций исследования

7.2. Методические рекомендации для студентов


Самостоятельная работа по дисциплине М.2.01 «Инновационные процессы в образовании» составляет 81 час. В начале семестра каждому студенту выдается задание для самостоятельного изучения. В качестве задания для самостоятельной работы выступает теоретический анализ научных понятий, их структура, формы представления, проблемы динамики развития науки, взаимосвязь развития науки и образования.

Перечень заданий для самостоятельной работы изложен в пункте 8.2. По мере готовности студенты устно защищают свой проект во время аудиторных занятий по данной дисциплине. Время доклада – до 10 минут. Для повышения эффективности самостоятельной работы, преподаватель оказывает студентам консультативную помощь.

По окончании изучения каждой из четырех тем студент должен выполнить тестовое задние, разработанное преподавателем. Задание считается выполненным при количестве правильных ответов не менее 50 % от общего числа вопросов. Студент, посетивший 80% аудиторных занятий, защитивший самостоятельное исследование и выполнивший все тестовые задания, освобождается от сдачи зачета.
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
8.1. Перечень контрольных вопросов
Раздел 1


  1. Охарактеризовать традиции как основу для сохранения опыта человеческой деятельности.

  2. Определить понятия «устойчивость», «развитие», «динамика развития».

  3. Раскрыть значение творчества и инноваций в изменении и развитии общества.

  4. Какова роль образования в развитии инновационных процессов?

  5. Дать основные характеристики «поддерживающего» и «инновационного» образования.

  6. Показать взаимовлияние инновационных процессов в производственной и социальной сферах.

Раздел 2



  1. Инновация как изменение качеств менталитета, когнитивных способностей индивида.

  2. Способность к нововведениям как индикатор культуры общества.

  3. Нововведение как процесс и форма инновационной деятельности.

  4. Репродуктивная и продуктивная деятельность.

  5. Нововведения: в содержании образования; в методиках, технологиях, методах учебно-воспитательного процесса; в организации учебно-воспитательного процесса; в управляющей системе общеобразовательного учреждения.

Раздел 3



  1. Субъекты и участники инновационного процесса и их отношение к новшествам. Группы: новаторы, ранние реализаторы, предварительное большинство, позднее большинство, колеблющиеся.

  2. Модель поведения администратора, внедряющего инновации. Реакции на нововведение: отрицание, сопротивление, исследование, вовлеченность, традиционнализация.

  3. Позиция руководителя в инновационном процессе: консервативная, декларативная, колеблющаяся, прогрессивная, одержимая. Инициация нововведения: «сверху», «собственная инициатива», «снизу».

  4. Управленческая деятельность по обеспечению социокультурной инфраструктуры развития непре­рывного образования и инновационных процессов. Субъекты реализации непрерывного образования и инновационных процессов в социокультурной сфере региона.

8.2. Перечень тем заданий для самостоятельной работы



  1. Значение творчества и инноваций в изменении и развитии общества.

  2. Взаимовлияние инновационных процессов в производственной и социальной сферах.

  3. Общие основания понятий «инновационное общество», «постиндустриальное общество», «информационное общество».

  4. Логико-рациональный компонент поведения субъектов инновации, касающийся познания содержания восприятий и разнооб­разный концепций.

  5. Способность к нововведениям как индикатор культуры общества.

  6. Нововведения модифицирующие и радикальные.

  7. Выявление инновационных потребностей образовательного учреждения.

  8. Формирование нововведения: анализ и проектирование.

  9. Формулирование нововведенческих идей и возможностей учебного заведения, проектирование хода работы.

  10. Факторы, определяющие распространение педагогических нововведений: социальные условия и личностные факторы.

  11. Управленческая деятельность по обеспечению социокультурной инфраструктуры развития непре­рывного образования и инновационных процессов.

  12. Субъекты реализации непрерывного образования и инновационных процессов в социокультурной сфере региона.

8.3. Перечень вопросов к экзамену.



  1. Охарактеризовать традиции как основу для сохранения опыта человеческой деятельности.

  2. Определить понятия «устойчивость», «развитие», «динамика развития».

  3. Раскрыть значение творчества и инноваций в изменении и развитии общества.

  4. Какова роль образования в развитии инновационных процессов?

  5. Дать основные характеристики «поддерживающего» и «инновационного» образования.

  6. Показать взаимовлияние инновационных процессов в производственной и социальной сферах.

  7. Показать общие основания понятий «инновационное общество», «постиндустриальное общество», «информационное общество».

  8. Раскрыть соотношение понятий «инновация», «нововведение», «новшество».

  9. Инновация как единство появления, творения и реализации нового.

  10. Инновация как особая сфера теории и практики, система действий социального субъекта, направленная на совершенствование качеств социального субъекта.

  11. Инновация как специфический логико-рациональный компонент поведения субъектов инновации, касающийся познания содержания восприятий и разнооб­разный концепций.

  12. Инновация как изменение качеств менталитета, когнитивных способностей индивида.

  13. Способность к нововведениям как индикатор культуры общества.

  14. Нововведение как процесс и форма инновационной деятельности.

  15. Репродуктивная и продуктивная деятельность.

  16. Нововведения: в содержании образования; в методиках, технологиях, методах учебно-воспитательного процесса; в организации учебно-воспитательного процесса; в управляющей системе общеобразовательного учреждения.

  17. Частные (локальные, единичные); модульные (комплекс частных, связанных между собой); системные (охватывающие все образовательные учреждения) ново­введения.

  18. Нововведения модифицирующие и радикальные.

  19. Этапы (фазы) нововведенческой работы в образовательном учреждении.

  20. Поиск новых идей: создание информационного фонда, стимуляция участников инноваций.

  21. Выявление инновационных потребностей образовательного учреждения.

  22. Формирование нововведения: анализ и проектирование.

  23. Формулирование нововведенческих идей и возможностей учебного заведения, проектирование хода работы.

  24. Апробирование инновационных идей. Принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы его реализации.

  25. Реализация нововведения. Закрепление новшества.

  26. Факторы, определяющие распространение педагогических нововведений: социальные условия и личностные факторы.

  27. Субъекты и участники инновационного процесса и их отношение к новшествам. Группы: новаторы, ранние реализаторы, предварительное большинство, позднее большинство, колеблющиеся.

  28. Модель поведения администратора, внедряющего инновации. Реакции на нововведение: отрицание, сопротивление, исследование, вовлеченность, традиционнализация.

  29. Позиция руководителя в инновационном процессе: консервативная, декларативная, колеблющаяся, прогрессивная, одержимая. Инициация нововведения: «сверху», «собственная инициатива», «снизу».

  30. Управленческая деятельность по обеспечению социокультурной инфраструктуры развития непре­рывного образования и инновационных процессов. Субъекты реализации непрерывного образования и инновационных процессов в социокультурной сфере региона.

  31. Инновационно-образовательные процессы в национальном и региональном

образовательном пространстве.
Программа составлена в соответствии с учебным планом и Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050100.68 «Педагогическое образование (магистерская программа «Профессиональное образование», «Безопасность жизнедеятельности».

Рабочая программа учебной дисциплины составлена:


Профессором кафедры ТиП, д.пед..н. ____________________ В. Н. Куровским

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры «Технология и предпринимательство»

Протокол №______ от «____» _____________2013
Зав. Кафедрой Т и П, к.п.н. ______________________ Скачкова Н.В.

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией факультета Технологии и Предпринимательства ТГПУ



Протокол №______ от «____» _____________2013
Председатель методической комиссии факультета Технологии и Предпринимательства к.ф.-м..н. _________________________Синогина Е.С.






База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница