Рабочая программа учебной дисциплины м в. 01. Основные этапы развития теории языка в отечественной и зарубежной лингвистике



Скачать 325.38 Kb.
Дата14.05.2016
Размер325.38 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Утверждаю

________________________

декан факультета / института

«___» ___________ 20__ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


М.2. В. 01. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ЯЗЫКА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
трудоемкость (в зачетных единицах) – 4

Направление подготовки 050100.68 Педагогическое образование

Профиль подготовки Современное языковое образование: медиакультура и коммуникация

Квалификация (степень) выпускника магистр




  1. Цели и задачи дисциплины

Курс «Основные этапы развития теории языка в отечественной и зарубежной лингвистике» предназначен для магистрантов, специализирующихся по направлению «Современное языковое образование» и представляет собой завершающий этап фундаментального филологического цикла, посвященного теоретическим проблемам отечественного и зарубежного языкознания. Цель курса заключается в формировании профессионального лингвистического осмысления языка как явления действительности, как учебного предмета и как сферы профессиональной деятельности; усвоение лингвистической терминологии, получение представления о поступательном развитии общей теории языка и о современных лингвистических концепциях.

Данный курс включает сведения об истории языкознания как истории лингвистических идей, смены научных парадигм, а также знакомит с новейшими направлениями в лингвистике.

Таким образом, задачи курса можно представить как формирование знаний в следующих областях:



  1. история возникновения и развития лингвистических школ. Преемственность и взаимодействие разных направлений научной языковедческой мысли;

  2. поливариативность научных парадигм в современной лингвистике, множественность подходов и методов к описанию языка.




  1. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы

В процессе освоения курса актуализируются знания, полученные при изучении дисциплин общелингвистической подготовки («Введение в языкознание» («Теория языка» часть 1), «Общее языкознание» («Теория языка» часть 2), «Фонетика», «Морфология», «Лексикология», «Синтаксис» и т.д.), а также материал, усвоенный из цикла спецсеминаров и спецкурсов языкового и лингвокультурологического профиля.

Таким образом, в рамках курса суммируются знания о языке, полученные при изучении теоретико-лингвистических дисциплин в рамках специалитета или бакалавриата, формируются в единую систему, которая должна выступать как идеологическая основа и инструмент дальнейшей профессиональной деятельности.

Знания и умения, полученные при изучении данной дисциплины, используются при диссертационном проектировании, а также при проведении лингвистического исследования на конкретном языковом материале.


  1. Требования к уровню освоения программы

Изучение материала в рамках курса «Основные этапы развития теории языка в отечественной и зарубежной лингвистике» предполагает наряду с формированием общелингвистической культуры магистра, лингвистической эрудиции, усвоение знаний по основным направлениям развития научной лингвистической мысли.

В качестве «сюжетной основы», определяющей логику и последовательность знакомства с материалом, выбрана история научных парадигм в языкознании. Это позволяет проследить историю терминологии, изменение взглядов на язык, разработку методов, характер постановки задач; сведения же о структуре языка излагаются в разделах, посвященных тем школам, которые добились в данной области наиболее показательных результатов (фонетика и морфология – в разделе о структурализме, синтаксис – в разделах о генеративистике и функционализме и т.п.).

В итоге изучения курса «Основные этапы развития теории языка в отечественной и зарубежной лингвистике» магистр должен:


  • знать основные теоретические положения научных школ и направлений отечественной и зарубежной лингвистики;

  • знать основные термины и понятия, актуальные для осмысления научной проблематики отечественного и зарубежного языкознания;

  • уметь анализировать научно значимые проблемы в аспекте их динамического развития и преемственности;

  • обладать основными сведениями по истории возникновения и функционирования центров научной языковедческой мысли;

  • уметь моделировать научно значимые ситуации и проблемы, направленные на решение специфических вопросов языкознания – взаимодействия языка и мышления, языка и речи, языка и культуры;

  • уметь выявлять особенности лингвистических традиций исходя из представления о внутренних и внешних факторах их формирования;

  • уметь анализировать оригинальные произведения авторов, представителей лингвистических направлений исходя из знания общенаучного, общественно-языкового контекста;

  • овладеть основными теоретическими концепциями, теоретической и практической базой данного курса;

  • понимать причинно-следственные связи в истории лингвистики и факторы, определяющие эволюцию науки и направление ее развития;

  • владеть методикой анализа мирового языковедческого процесса с точки зрения логики поступательного движения и преемственности развития лингвистических школ с учетом основных методологических направлений;

  • овладеть теоретическим и методологическим инструментарием, необходимым для выполнения самостоятельного научного исследования;

  • овладеть навыками публичных выступлений по результатам проводимых научных исследований;

  • овладеть навыками рецензирования, обсуждения и дискутирования относительно обсуждаемой научной проблематики;

  • сформировать навыки и умения самостоятельных теоретических и практических изысканий в области изучаемой дисциплины.

В результате изучения курса у магистров должны быть сформированы следующие компетенции:



  • способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

  • способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

  • способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

  • способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

  • способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

  • способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

  • способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

  • готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

  • готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

  • способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19).


4.Общая трудоемкость дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

(час)


Распределение по семестрам

(в соответствии с учебным планом)



(час)




1

2

Аудиторные занятия

32

32




Лекции

16

16




Практические занятия

16

16




в том числе в интерактивн. форме

14

14




Семинары










Лабораторные работы










Другие виды аудиторных работ










Другие виды работ










Самостоятельная работа

112

112




Курсовой проект (работа)










Реферат










Расчётно-графические работы










Формы текущего контроля

Проверка и оценивание рефератов, эссе, заслушивание и оценивание устных сообщений по материалам рефератов, выступлений в ходе дискуссий и круглых столов, проведение тестирования.







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом




экзамен






5. Содержание учебной дисциплины

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля)

№п/п

наименование раздела дисциплины (темы)




Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)



лекции

практические (семинары)

в том чиисле в интерактивн. форме

лаборатор

ные работы



самостоятельные

1.

Язык как объект познания, цели и методы его изучения.

2

2

2




12


2.

История античного языкознания

2

2

2




20

3.

Языкознание средневековья и Нового времени

2

2

2




20

4.

Языкознание XVIII века

2

4

2




20

5

Языкознание XIX века

4

2

4




20

6

Основные направления современного языкознания

4

4

2




20


5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля)
Тема 1. Язык как объект познания

Язык как объект истории лингвистических учений: сложность объекта лингвистики; вопрос о времени зарождения лингвистики; вопрос о типах эмпирической базы языкознания; периодизация развития языкознания – этапы, периоды, школы, направления.

История лингвистических учений. Донаучный период. Условия возникновения трех основных лингвистических традиций античности. Интегральные черты первых лингвистических концепций.
Тема 2. История античного языкознания

Особенности формирования греческого этноса и ранней греческой культуры. Интерес к звуковой стороне языка, ритмике, метрике, этимологии. Мифологические представления и философские размышления о языке (споры о природе имён). Диалог Платона «Кратил». Первые опыты классификации звуков, слогов, частей речи и их грамматических категорий, членов предложения в трудах Аристотеля, представителей. школы стоиков и александрийских грамматиков. Споры аналогистов и аномалистов. Римская грамматическая традиция в трудах Доната и Присциана. Достижения античных мыслителей как фундамент европейской лингвистической традиции.

Китайская лингвистическая традиция. Особенности китайского иероглифического письма. «Алфавит» элементов и правила создания иероглифов. Своеобразие китайской фонетической концепции. Основные этапы становления китайской лексикографии: а) идеографические словари; б) формальные словари.

Индийская лингвистическая традиция. Общественно-языковая ситуация зарождения лингвистической традиции в Индии. Грамматика Панини «Восьмикнижие»– итоговый труд грамматической мысли Индии: методология, построение грамматики, основные результаты.

Основные достижения античной грамматической мысли, продуктивные для развития науки о языке: лингвофилософские идеи о взаимодействии языка и мышления, языка и речи, языка и отражаемой действительности, идея об аналогии и аномалии в языке; грамматическая модель описания языка.
Тема 3. Проблемы языка в средневековом восточном и западнохристианском мире

Арабская лингвистическая традиция. Общая характеристика арабского языка и письменности. Языковая ситуация в Арабском халифате, сложившаяся в целостную систему взглядов в эпоху арабских завоеваний и распространения ислама. Основные школы в области грамматики и лексикографии.

Проблемы философии языка в патристике. Раннесредневековый этап. Становление письменности на родных языках в западноевропейском культурном ареале. Раздельное развитие грамматической теории и практической грамматики (грамматического искусства). Эмпирический и прикладной характер грамматики при её подчинении философии.

Позднесредневековый этап. Определяющая роль логики в развитии научной гуманитарной мысли. Переориентация грамматики на схоластическую логику (Иоанн Дамаскин, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Уильям Оккам и др.). Внимание к вопросам связи языка и мышления. Дискуссии о проблеме универсалий между реалистами и номиналистами. Формирование в конце 13 в. грамматического учения модистов.


Тема 4. Европейское языкознание 16 – 18 вв. – начала 19 в.

Изменения в общественно-языковой ситуации в Европе. Обращение к человеку и человеческому языку под влиянием идеологии гуманистического Возрождения. Появление грамматик новых языков. Пробуждение интереса к древним памятникам письменности. Необходимость упорядочения, классификации и объяснения эмпирического материала множества языков (в связи с результатами географических открытий). Начало научного изучения многих уже известных и незнакомых языков Европы, Азии, Америки и т.д. Обсуждение идеи праязыка и попытки установления генетических связей языков. Знакомство европейских учёных с санскритом. Создание первых типологических классификаций языков. Разработка (при участии логиков и философов) логических, философских, рациональных, универсальных грамматик. «Всеобщая рациональная грамматика Пор-Рояля» - первая научная грамматика: методологические основания, система описания, значение для развития грамматической, традиции и теории языка.

«Российская грамматика» М.В. Ломоносова – применение принципов рациональной грамматики на русской языковой почве. Характеристика лингвистических воззрений М.В. Ломоносова, зарождение идей эволюционизма. Формирование новой модели описания языка с точки зрения его эволюционизма. Критика рационалистических концепций в учении Э.Б. де Кондильяка.

Лингвофилософская концепция описания языка. Лингвокультурная аспектация теории языка в учении В. фон Гумбольдта. Основные положения концепции: понимание языка как деятельности (динамическая концепция языка).

Возникновение лингвистического компаративизма, представленного сравнительно-историческим языкознанием, и соответствующего метода, направленного на сравнение родственных языков (и диалектов) в их древнем состоянии и в их последующем развитии. Сравнительно-историческое языкознание - первая научная парадигма в исследовании языка.
Тема 5. Европейское языкознание во второй половине 19 в.

Основные направления психологических теорий в языкознании 19 в.: социальный психологизм (Г. Штейнталь, М. Лацарус, В. Вундт.) и индивидуальный психологизм.

Третий, младограмматический этап развития сравнительно-исторического языкознания (80-е гг. 19 в. – 20-е гг. 20 в.). Общефилософские и теоретические основания младограмматизма. Основные результаты младограмматической традиции в практике лингвистического исследования.

Концепция языкового знака А.А. Потебни и его школы. Основные положения Харьковской лингвистической школы. Значение этнокультурного фактора в объяснении развития языка. Критика младограмматизма. Социология языка, эстетический идеализм, неограмматизм. Социологическое и эстетическое направления в языкознании конца 19 в. Теория социальной природы языка представителей французской социологической школы: А. Мейе и Ж. Вандриеса. Школа эстетического идеализма К. Фослера.


Тема 6. Европейское языкознание конца 19- начала 20 века

Формирование лингвистической идеологии 20 в.: принципы приоритета синхронии над диахронией, системности, знаковости языка. Обращение к социологическому фактору.

И.А. Бодуэн де Куртенэ и Казанская лингвистическая школа. Сочетание психологизма с социологизмом. Приоритет семасиологического начала. Ф.Ф. Фортунатов и Московская лингвистическая школа. Концепция Ф.Ф. Фортунатова и его учеников как формальная лингвистика.

Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра. Идеи Ф. де Соссюра о разграничении языка и речи, о двусторонней природе языкового знака, о конвенциональном отношении сторон знака, о внешней и внутренней лингвистике, о синхронии и диахронии. Основные лингвистические школы и направления 20 в.

Предпосылки возникновения лингвистического структурализма. Общее и различное в принципах исследования языка в основных школах структурализма: Пражской и Копенгагенской. Преимущественное внимание структуралистов к внутренней структуре языка, к формальным процедурам выделения языковых единиц и к моделированию многоуровневой языковой системы, к использованию логико-математических методов исследования. Главные представители лингвистического структурализма: Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон, Л. Ельмслев, Л. Блумфилд, Э. Сепир. Методология описания языка в теории и практике дескриптивной лингвистики. Генеративная грамматика в трудах Н. Хомского.

Синтез в теории языка и мышления в учениях Б. Уорфа, Г. Гийома, Э. Бенвениста.

Путь к современному этапу истории лингвистических учений как смена парадигм научных знаний. Современные направления и школы в рамках функциональной грамматики. Функциональные подходы в изучении языка в Пражской лингвистической школе. Функциональный структурализм Дж. Ферса. Теория функциональной грамматики А.В. Бондарко. Концепции порождающей и интерпретирующей семантики в работах Дж. Лакоффа, П.М. Постала. Когнитивное направление в современной лингвистике: центральные положения теории. Соотношение категорий «язык», «мышление», «познание», «культура» в современной когнитивистике.
5.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрен


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература по дисциплине:

  1. Алефиренко, Н. Ф. Теория языка : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Алефиренко. – М. : Академия, 2007. – 383 с.

  2. Амирова, Т. А., История языкознания: учебное пособие / Т. А. Амирова, Б. А. Ольховиков, Ю. В. Рождественский; под ред. С.Ф. Гончаренко. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 672 с.

  3. Маслова, В. А. Современные направления в лингвистике : учебное пособие для вузов / В. А. Маслова. – М. : Академия, 2007. – 264 с.

  4. Михалев, А. Б. Общее языкознание. История языкознания : путеводитель по лингвистике : учебное пособие / А. Б. Михалев. – М.: Флинта, 2005. – 235 с.

  5. Ольховиков, Б. А. Общая теория языка. – Античность – ХХ век. Учебное пособие / Б. А. Ольховиков. - М. : Академия, 2007. – 303 с.

  6. Сусов, И. П. История языкознания. Учебник для вузов / И. П. Сусов. – М. : АСТ, 2006. – 295 с.


6.2. Дополнительная литература

  1. Бондарко, А. В. Теория значения в системе функциональной грамматики / а. В. Бондарко. – М. : Языки славянской культуры, 2002. – 736 с.

  2. Бюлер, К. Теория языка : репрезентативная функция языка / Общ. ред. Т. В. Булыгина. – М. : Прогресс, 2000. – 502 с.

  3. Зубкова, Л. Г. Язык как форма. Теория и история языкознания: учебное пособие / Л. Г. Зубкова. – М. : Изд-во РУДН, 2003. – 237 с.

  4. Зубкова, Л. Г. Общая теория языка в развитии : учебное пособие / Л. Г. Зубкова / М. : изд-во Российского ун-та дружбы народов. – 2002. – 472 с.

  5. Гируцкий, А. А. Общее языкознание : учебное пособие / А. А. Гируцкий. – Минск : ТетраСистемс. – 2003. – 303 с.

  6. Гречко, В. А. Теория языкознания : учебное пособие для вузов / В. А. Гречко. – М. : Высшая школа, 2003. – 374 с.

  7. Кронгауз, М. А. Семантика : Учебник для вузов / М. А. Кронгауз. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.

  8. Маслова, В. А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие / В. А. Маслова. – Мн. : ТетраСистемс, 2004 – 256 с.

  9. История языкознания (донаучный период). Очерки и извлечения: хрестоматия / ред.- сост. З. И. Резанова. – Томск: изд-во ТГУ, 2002. – 198 с.

  10. Философы XX века : К. Барт, Г. Гадамер и др. / Общ. ред. И. И. Бладберг и др. – М. : Искусство – XX век, 2009. – 334 с.

  11. Хроленко, А. Т. Теория языка: учебное пособие / А. Т. Хроленко, В. Д. Бондалетов. – М. : Флинта, 2006. – 523 с.

  12. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. – М.: КомКнига, 2007. – 427 с.

  13. Шведова, И. Ю. Русский язык: избранные работы / И.Ю. Шведова. – М. : Языки славянской культуры, 2005. – 639 с.

  14. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – 2-е изд. «Лингвистического энциклопедического словаря» – М. : Большая Российская энциклопедия. – М., 2000. – 688 с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

  • При изучении дисциплины целесообразно обратиться к следующим информационным ресурсам:

  • www.linguistlist.org – сайт ассоциации лингвистов: ссылки на ресурсы по разным языкам и разделам лингвистики;

  • www.prometeus.nsc.ru/guide/guide/sci.ssi@linguist – ссылки на ресурсы по лингвистике;

  • isabase.philol.msu.ru – каталог ссылок по лингвистике, словари;

  • http://www.humans.ru/humans/21791– специализированный сайт (материалы по проблемам дискурсивного анализа, речевого поведения).

  • www.youtube.com/watch?v=yFbrnFzUcOU – интерактивный сайт когнитологов


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины


№п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)


Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения



Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов




Основные направления современного языкознания

Набор электронных презентаций

1.Видеолекция-беседа «Культура и мозг» (проф., д.ф.н. Т.В. Черниговская, проф., д.ф.н. П. Тульвисте)/СD

2. Видео-лекция «Груминг. Гипотеза о происхождении культуры» (проф., д.ф.н. М. Эпштейн)

3.Видео-лекция «Как мы мыслим? Разноязычие и кибернетика мозга» (проф., д.ф.н. Т.В. Черниговская, проф., д.ф.н. П. Тульвисте)/СD.

4.Видео-лекция публичной беседы с проф., д.ф.н. Т. Черниговской и К. проф., д. психолог. Н. Анохиным «Языки мозга» / CD





7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
7.1. Методические рекомендации преподавателю

Курс «Основные этапы развития теории языка в отечественной и зарубежной лингвистике» представляет собой завершающий этап фундаментального филологического цикла «Теория языка» и выстраивается как диалогическое взаимодействие проблем изучения языка в донаучный и научный периоды. С этой точки зрения представляется целесообразным рассматривать, например, тему именования в греческой лингво-философской традиции в аспекте того научного резонанса (в работах А.Ф. Лосева, представителей школы звукосимволизма), который был вызван трудами античных философов. Проблематика лингвофилософского осмысления языка В. фон Гумбольдтом (идея внутренней формы языка) с заявленных методических позиций представляет интерес для развития тем, связанных с вопросами когнитивной лингвистики и т.д.

Изучение развития языковедческих школ осуществляется с опорой на оригинальные произведения представителей лингвистических направлений. Анализ произведений с точки зрения выявления отраженных в них идей, концепций развития языка, определяет структуру практических занятий, основная цель которых – знакомство с текстовым материалом, содержащимся в сборниках очерков и извлечений (Звегинцев В.А., Резанова З.И.), выявление основных особенностей, закономерностей развития языковедческой мысли, изложенных в рамках лекционной части курса и репрезентированных в авторских текстах.

Предполагается, что большая часть материала отрабатывается студентами в форме дискуссий и семинаров в диалоговом режиме. В рамках каждой темы студентам дается задание подготовить доклад (см. задания для самостоятельной работы), выступление с которым предполагает не только обсуждение, рецензирование, но и моделирование проблемной ситуации по вопросам теории, методологии проведенного исследования. Результатом подобного интерактивного взаимодействия должно стать осознание многоаспектности исследуемого материала, понимание возможных выходов в круг смежных проблем и вопросов.


7.2. Методические рекомендации для магистрантов

Самостоятельная работа (осуществляется в рамках проблемно-поискового метода: используя теоретический материал, магистрант исследует определенную проблему, например, проблему взаимодействия языка и мышления в динамике ее осмысления.

Проблематику, отражающую процесс взаимодействия языка и мышления, языка и речи, языка и культуры, нужно представить в динамике осмысления различных языковедческих школ и направлений. Оптимальный путь проведения исследования заключается в том, чтобы проанализировать феномены мышления, языка, речи, культуры в рамках научных парадигм, выявляя общее и отличное в их понимании. В качестве научных языковедческих парадигм следует рассматривать: 1) элементарно-таксономическая, описательная (по А.М. Ломову), или донаучная; 2) сравнительно-историческая; 3)системно-структурная; 4) функциональная, или антропоцентрическая (по Т. Куну).

Таким образом, в рамках названных научных парадигм необходимо сформулировать следующие положения: какова модель постановки вопроса о связи, взаимодействия языка и мышления или языка и речи и т.д.; каковы границы и основные направления лингвистического анализа, актуального для выявления связи языка и мышления, языка и культуры; какие конкретные методики анализа материала применимы в рамках той или иной рассматриваемой парадигмы с целью установления специфики связи языка-мышления – речи – культуры (например, концептологический анализ, разработанный в рамках функциональной парадигмы и ее когнитивного направления, направлен на решение вопроса о взаимодействии языка и мышления, языка и культуры; методика дискурсивного анализа, разработанная в рамках функциональной парадигмы и направления анализа текста, актуальна для решения вопроса взаимодействия языка и речи).



Вопрос о взаимодействии названных феноменов (язык – мышление, язык – культура…) целесообразно рассматривать не только в научном, но и социокультурном контексте (например, романтизм с его интересом к национальным культурам и языкам формировал взгляд на язык как на выражение «духа народа», по В. фон Гумбольдту; успехи в области естественных наук определили важные аспекты осмысления связи языка и мышления в рамках натуралистической концепции А. Шлейхера и т.д.).
Примерные контрольные задания


  1. Выделите аспекты характеристики слова в системе Аристотеля.

  2. Соотнесите установочные принципы античных грамматик и «Грамматики Пор-Рояля». Найдите черты сходства и различия.

  3. Сформулируйте аргументы «за» и «против» относительно вопроса «Есть ли у когнитивной лингвистики собственный объект / предмет / методология».

  4. Дайте сравнительное описание собственно структурного и когнитивного подходов к изучению фактов языка по следующим параметрам: предмет исследования, объект, методология.

  5. Назовите методы социолингвистических исследований.

  6. Проведите социолингвистическое мини-исследование (представьте его проект), направленное на выявление системы предпочтений группы адресатов той или иной дискурсивной среды СМИ (интернет, радио, телевидение, печатные издания).

  7. Составьте вопросы к анкете, направленной на выявление аксиологического содержания лингвокультурного концепта.

  8. Составьте перечень мер, проводимых в рамках языковой политики и направленных на сохранение миноритарных, исчезающих языков и культур.

  9. Проведите лингвосоциологическое мини-исследование (представьте его проект), направленное на выявление степени динамики современного литературного языка в студенческой среде.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
8.1. Тематика рефератов

  1. Соотношение и взаимодействие языка и мышления как предмет философско-языковедческого исследования.

  2. Соотношение и взаимодействие языка и речи как предмет языковедческого исследования.

  3. Соотношение и взаимодействие языка и общества как предмет социолингвистического исследования.

  4. Теория лингвистической относительности Сепира – Уорфа.

  5. Языковая картина мира в свете учения В. фон Гумбольдта.

  6. Внутренняя форма языка в учении В. фон Гумбольдта и А.А. Потебни.

  7. Научные революции и открытия в языкознании. Проблема научной (методологической) преемственности.

  8. Лингвофилософская проблематика европейской античности в произведении А.Ф. Лосева «Философия имени».

  9. Проблематика лингвокогнитивных исследований в России и за рубежом.

  10. Проблематика дискурсивных исследований в России и за рубежом.




    8.2. Тематика докладов, эссе

  • Эффекты междисциплинарных пересечений в гуманитарных науках: есть ли у когнитивной лингвистики собственный предмет?

  • Языковая картина мира: «круг, выйти за пределы которого можно, только в другой круг» (В. фон Гумбольдт)?

  • Возможные перспективы развития современного языкознания.

  • Теряет ли собственный предмет лингвистика, интегрируясь с другими науками?

  • Актуальность идей В.фон Гумбольдта в современном отечественном языкознании.

  • Детская речь: база возможность для лингвокогнитивных исследований.

  • Язык – общество – индивид в концепции Э. Бенвениста.

  • Символизм языка в трактовке Э. Бенвениста.

  • «За» и «против» теории лингвистической относительности Сепира – Уорфа.

  • Э.Б. де Кондильяк: язык как аналитический метод.



8.3. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся

В рамках предложенных тем студенты готовят самостоятельное выступление (15-25-30 мин.) с использованием не менее 4-6 источников, опираясь на которые формулируют основные проблемные узлы темы, приводят тезисы, аргументируют выдвигаемые положения, то есть готовят почву для общего обсуждения, дискуссии, целью которой является уточнение понятий, корректировка и формулирование собственных представлений и оценок и, в конечном итоге, выдвижение научно значимых гипотез.



  1. Проблема языка и мышления в европейской античности.

  2. Функции и природа слова в концепциях античных грамматистов.

  3. Язык и мышление как проблематика философского рационализма.

  4. Картина мира как проекция внутренней формы языка В. фон Гумбольдта.

  5. Язык как форма мысли в концепции Ф.де Соссюра.

  6. Язык – мышление – опыт – окружающий мир в концепции Э. Сепира.

  7. Язык – мышление – речь в концепции Г. Гийома.

  8. Культурно-дискурсивная интерпретация внутренней формы языка \ языковой картины мира.

  9. Функциональное моделирование как создание новых языков (теории порождающих и категориальных грамматик).

  10. Лингвокреативная функция внутренней формы слова.

  11. Языковая картина мира и этнокультурная специфика слова


8.4. Примеры тестов

1.Проблема взаимодействия имени и вещи, оформившаяся в трудах античных философов, была проинтерпретирована учеными 20 века



  1. А.Ф. Лосевым

  2. П. Флоренским

  3. Э. Сепиром

  4. Н. Хомским

2.Вопросы, связанные с языком, решались в античный период языкознания с целью



  1. выяснения происхождения человека

  2. познания мира

  3. систематизации накопленных знаний

  4. создания языка-посредника

3.Первые опыты этимологического анализа принадлежат представителям философской школы



  1. пергамской

  2. александрийской

  3. стоиков

  4. софистов

4.Факторы ограничения развития языковедческой мысли в греческой античности



  1. синкретичность гуманитарного знания

  2. связь языкознания с логикой

  3. сосредоточенность на одном языке

  4. ориентированность на римскую языковедческую традицию

5.Философская школа античности, выработавшая наиболее полный канон описательной грамматики языка



  1. Александрийская

  2. Стоиков

  3. Софистическая

  4. Эпикурейская

6.Вопросы аналогии и аномалии в языке, послужившие стимулом для развития учения о норме, возникли в трудах



  1. александрийцев

  2. стоиков

  3. эпикурейцев

  4. софистов

9.Вопрос о природе абстрактных понятий (универсалий), возникший в средневековый период развития языкознания и оформленный в спорах между аномалистами и аналогистами, соотносим с понятием современной лингвистики



  1. концепт

  2. константа

  3. доминанта

  4. образ

10.Первоочередные задачи, вставшие перед лингвистами в XVII – XVIII вв. в условиях интенсивного развития национальных языков, языковых контактов, просвещения, книгопечатания



  1. написание нормативных грамматик и словарей

  2. создание международного языка

  3. разработка всеобщей рациональной грамматики

  4. описание диалектных форм языка

11.Идея рационалистических грамматик Нового времени – поиск инвариантного (логических и грамматических структур) в языках – оказалась преемственной для



  1. сравнительно-исторического языкознания

  2. функционализма

  3. дискурсивного направления

  4. генеративной грамматики

12.Тезисы рационалистической теории языка



  1. законы мышления одинаковы для всех людей

  2. функция речи состоит в сообщении речи, но не в их формировании

  3. мышление – самостоятельный, независимый, строго рационалистический процесс

  4. человек расчленяет природу в направлении, подсказанном языком

  5. грамматика – средство анализа впечатлений и их синтеза, руководство мыслительной деятельности

13.Общественные явления в Европе, ставшие предпосылками зарождения сравнительно-исторического метода в языкознании



  1. становление романтизма

  2. географические открытия

  3. новая экономическая формация

  4. развитие естественных наук

14.В рамках сравнительно-исторического метода сравнение используется с целью



  1. воссоздания духовного облика народа, отраженного в языке

  2. воссоздания истории языка с момента его возникновения

  3. выявления системных свойств языка

  4. разработки лингвистических проектов

15.Причина, заставившая американских лингвистов отказаться от сравнительно-исторического метода



  1. внимание к культурным факторам языка

  2. изучение языков аборигенов

  3. влияние европейской лингвистической традиции

  4. разработка новой теоретической базы

16.На основе критики сравнительно-исторического языкознания в конце XIX – начале XX в. оформилась



  1. социология языка

  2. когнитивистика

  3. лингвокультурология

  4. прагматика

17.Автор высказывания: «Язык есть не продукт деятельности, а деятельность. /…/ Язык представляет собой постоянно возобновляющуюся работу духа, направленную на то, чтобы сделать звук пригодным для выражения мысли»



  1. А.А. Потебня

  2. В. фон Гумбольдт

  3. Э. Сепир

  4. Б. де Куртенэ

  5. В.В. Виноградов


8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к экзамену, зачету)

Примерные вопросы к экзамену

  • Предмет истории лингвистических учений. Этапы, школы, направления. Внешние и внутренние факторы развития языкознания.

  • Общественно-языковая ситуация эпохи зарождения лингвистики. Факторы, определяющие общность и различие трех основных лингвистических традиций античности.

  • Философия языка европейской античности. Теория именования.

  • Философия языка европейского средневековья. Теологическая основа. Основные проблемы. Спор номиналистов и реалистов

  • Теория и практика создания искусственных языков. Важнейшие проекты искусственных языков.

  • Грамматика Пор-Рояль. Общая характеристика. Место в истории лингвистики.

  • Общественно-языковая ситуация рубежа XVIII—XIX в. Общенаучные, философские, лингвистические предпосылки сравнительно-исторического языкознания.

  • Лингвофилософская концепция В. Гумбольдта. Язык как деятельность. Диалектический принцип описания языка.

  • Натуралистическое направление в языкознании.

  • Психологическое направление в языкознании XIX в. Социальный и индивидуальный психологизм.

  • Философия языка А.А. Потебни. Язык и мышление, соотношение категорий, законы эволюции.

  • Европейский структурализм. Учение о языке Ф. де Соссюра.

  • Американский структурализм. Основные направления в исследовании языка.

  • Основные черты лингвистической парадигмы второй половины XX в.

  • Междисциплинарность как условие объективного научного подхода к изучению феномена языка.

  • Основные проблемы языкознания: связь языка и мышления, языка и речи, языка и культуры.

  • Проблема взаимодействия языка и мышления в донаучный период языкознания.

  • Проблема взаимодействия языка и мышления, языка и речи в рамках функционального направления языкознания.

  • Новые тенденции в развитии русского литературного языка в XXI в.

  • Динамика научных парадигм в лингвистике (историческая, психологическая, системно-структурная, социальная (коммуникативная), когнитивная).

  • Специфика современной полипарадигмальной лингвистики (интегративность, экспансионизм, экспланаторность, опора на теорию речевой деятельности; антропоцентризм и текстоцентризм).

  • Антропоцентрическая лингвистическая парадигма. История формирования традиции.

  • Когнитивное направление в современной лингвистике: цели, задачи, центральные положения.

  • Понятийно-терминологический аппарат когнитивной лингвистики (когниция, концептуализация, категоризация, концепт, картина мира, когнитивное моделирование).

  • Текст как форма культуры и предмет изучения семиотики.

  • Особенности социолингвистики: предмет, цель, задачи.

  • Проблемы порождения и восприятия речи в современной лингвистике.

  • Основная проблематика социолингвистического исследования языка.


8.6. Темы для написания курсовой работы (представляются на выбор обучающегося, если предусмотрено рабочим планом)

Не предусмотрены


8.7. Формы контроля самостоятельной работы


Тема /раздел дисциплины

Объем часов

Формы работы

Формы контроля

Источники

Язык как объект познания, цели и методы его изучения.

12

Подготовка таблицы по теме «Принципы изучения языка в рамках истории и теории языкознания»

Проверка таблицы

История языкознания (донаучный период). Очерки и извлечения. Хрестоматия / Сост. З.И. Резанова. Томск, 2002. С. 5 – 49

Зубкова, Л. Г. Общая теория языка в развитии. М., 2002.

Журавлев В.К. Язык. Языкознание. Языковеды. М., 2004

Кронгауз М.А. Семантика. М., 2001. С. 72 – 74.

Общее языкознание: методы лингвистических исследований / Сост. Б.А. Серебренников. М., 1973.


Конспект статьи в энциклопедическом словаре «Языкознание»

Проверка конспекта

Языкознание. Большой энциклопедический словарь/ гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия. М., 2000.

С. 298 – 300



История античного языкознания

20

Составление таблицы «Языковедческие школы и традиции Древней Греции. Периодизация, цели изучения языка, основные достижения»

Проверка таблицы

Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М., 2003 С. 76 – 93.

Звегинцев, В.А. История языкознания XIX и XX вв. в очерках и извлечениях. Ч. 1., 1964.

Журавлев В.К. Язык. Языкознание. Языковеды. М., 2004


Подготовка конспекта по теме «Традиции осмысления лингвофилософской проблематики взаимодействия имени и вещи в отечественном языкознании (Концепция А.Ф. Лосева, П. Флоренского)»

Проверка конспекта

Лосев А.Ф. «Философия имени». М., 1990 (текст размещен в ресурсах интернета:http://intika.ru; http://familybook.my1.ru/publ/6-1-0-7)

Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998



Языкознание средневековья и Нового времени

20

Подготовка сообщения по теме «Модисты как представители логического направления в языкознании» - «Грамматика модистов»

Выступление с докладом, обсуждение

Бокадорова Н.Ю. Грамматика и метафизика модистов // Логический анализ языка. Языки этики. – М., 2000. – С. 427 – 437.

Красухин К.Г. Метаязыковая терминология средневековых модистов // Логический анализ языка. Языки этики. М., 2000. С. 422 – 427.

Интернет-ресурсы: энциклопедия «Кругосвет» и др.

http://familybook.my1.ru/publ/6-1-0-7



Подготовка сообщения «История лингвопроектирования».

Проведение дискуссии по теме: ««За» и «против» искусственного языка»



Выступление с докладом, обсуждение.

Проведение дискуссии



Гречко В.А. Теория языкознания. М., 2003. С. 92 – 120.

Зубкова, Л.Г. Язык как форма. Теория и история языкознания: учебное пособие. М., 2003. С. 25 – 43

Языкознание. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия. М., 2000. С. 201 – 202.


Языкознание XVI – первой половины XIX века

20

Подготовка сообщения по теме «Сравнительно-историческая парадигма в языкознании. Сравнительно-историческое направление в 1970 – 2000 гг.»

Выступление с докладом, обсуждение

Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. М., 2003. С. 231 – 260

Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. М., 2004. С. 366 – 371.



1. Подготовка доклада по теме «Проблема взаимодействия языка и мышления, языка и культуры в лингвофилософской концепции языка В. фон Гумбольдта».

2. Подготовка доклада по теме «Рефлексии и рецепции Гумбольдта в русской культуре XIX века (С. Шевырев)»



Выступление с докладом, обсуждение

Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. М., 2004. С. 65 – 75

Зубкова, Л.Г. Язык как форма. Теория и история языкознания: учебное пособие. М., 2003. С. 55 – 61.

Радченко О.А. Язык как миросозидание. Лингвофилософская концепция неогумбольдтианства. М., 2005


Языкознание XIX – XX века

20

Подготовка доклада по теме «Проблематика взаимодействия языка и культуры в американской лингвистике. Теория языковой относительности Б. Уорфа»

Выступление с докладом, обсуждение

Зубкова, Л.Г. Язык как форма. Теория и история языкознания: учебное пособие. М., 2003. С. 86 – 124

Фундаментальные направления современной американской лингвистики. Сборник обзоров. М., 1997



Подготовка доклада по теме «Языковедческая традиция во Франции XX века. Лингвофилософская концепция Э. Бенвениста»

Выступление с докладом, обсуждение

Зубкова, Л.Г. Язык как форма. Теория и история языкознания: учебное пособие. М., 2003. С. 140 – 163.

Реферовская Е.А. Философия языка и грамматические теории во Франции (из истории лингвистики). СПб, 1996

Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1970


Подготовка сообщения по теме «Генеративная лингвистика в США. Концепция языка Н. Хомского»

Выступление с докладом, обсуждение

Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. М., 2004. С. 283 – 291

Хомский Н. Синтаксические структуры // Новое в лингвистике. Вып.2. М., 1962

Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1965


Основные направления современного языкознания

20

Подготовка сообщения по теме «Функциональное направление в языкознании»

Выступление с докладом, обсуждение

Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. М., 2004. С. 380 – 384

Актуальные проблемы современной лингвистики /Сост. Л.Н. Чурилина. М., 2006. С. 60 – 107.




Подготовка сообщения по теме «Когнитивное направление в отечественном и зарубежном языкознании»

Выступление с докладом, обсуждение

Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. М., 2004. С. 375 – 380

Актуальные проблемы современной лингвистики /Сост. Л.Н. Чурилина. М., 2006. С. 192 – 206.

Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. М., 2004.


Подготовка реферата по теме «Проблематика взаимодействия языка и мышления в отечественном языкознании»

Проверка реферата

Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. М., 2004.

Зубкова, Л.Г. Язык как форма. Теория и история языкознания: учебное пособие. М., 2003.

Ольховиков Б.А. Общая теория языка. - Античность – ХХ век. М., 2007.


Подготовка реферата по теме «Проблематика взаимодействия языка и речи в отечественном языкознании»

Проверка реферата

Ольховиков Б.А. Общая теория языка. - Античность – ХХ век. М., 2007.

Зубкова, Л.Г. Язык как форма. Теория и история языкознания: учебное пособие. М., 2003.

Кронгауз М.А. Семантика. М., 2005.


Подготовка реферата по теме «Проблематика взаимодействия языка и культуры в отечественном языкознании»

Проверка реферата

Зубкова, Л.Г. Язык как форма. Теория и история языкознания: учебное пособие. М., 2003.

Радченко О.А. Язык как миросозидание. Лингвофилософская концепция неогумбольдтианства. М., 2005.



www.linguistlist.org

Всего

112 ч.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование (профиль подготовки Современное языковое образование: медиакультура и коммуникация)


Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

кандидатом филологических наук,

доцентом кафедры теории языка

и методики обучения



русскому языку и литературе ___________________________________Л.И. Ермоленкиной


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница