Рабочая Программа учебной дисциплины м В. 03 Современные пробЛемЫ науки и образования



Скачать 179.17 Kb.
Дата07.06.2016
Размер179.17 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное Государственное бюджетное образовательное

учреждениЕ высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ:

Декан ПФ___________Г.Ю. Титова

«___» ___________ 2013 года



рабочая Программа учебной дисциплины

м.1.В.03 Современные пробЛемЫ науки и образования
Трудоемкость (в зачетных единицах) ______3_____

Направление подготовки: 050400.68 Психолого-педагогическое образование


Магистерская программа: Психология и педагогика начального образования
Степень (квалификация) выпускника— магистр
1. Цели изучения дисциплины

Цель: формирование представлений о современной научной проблематике, в том числе в образовании; формирование у магистрантов углубленного понимания путей и методов развития интегрированной среды «человек - наука - образование»

Для достижения цели предполагается решение следующих задач:


  • усвоение общих закономерностей и логики научной деятельности;

  • ознакомление с общими условиями становления и изменения научных парадигм;

  • освоение основ системного подхода и его роли и места в науки и образовании;

  • формирование умений постановки, анализа и интерпретации научных проблем;

  • развитие личностных качеств, необходимых педагогу-исследователю.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «Современные проблемы науки и образования» относится к базовым дисциплинам общенаучного цикла учебных дисциплин.

Изучению данной дисциплины предшествуют «История образования», «Развитие профессионального психолого-педагогического образования в России и за рубежом», так как для успешного освоения дисциплины магистрантам необходимы:

знания:

- понятий «проблема», «метод», «методология»; структуры научного познания, его методов и форм;

- основных этапов развития психолого-педагогического образования в России и за рубежом; направления развития становления современной психолого-педагогической науки; особенности современной исследовательской деятельности в рамках различных научных дисциплин;

- общее представление о методах психолого-педагогических исследований;



владение:

-практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);



способности:

-способностью принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной научной структуре(ОК- 4);

- способностью использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

- проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПКНИ-1);

- выделять актуальные проблемы развития современной системы образования (ПКНИ-2);

Изучение УД «Методология и методы организации научного исследования» необходимо для успешного решения прохождения научно-исследовательской практики, подготовки и защиты магистерской диссертации.



3. Требования к уровню освоения программы

Программа направлена на формирование:

а) общекультурных компетенций: ОК-3 (владеть практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств сетевых технологий баз данных и знаний), ОК-4 (способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре), ОК-7 (способность к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности), ОК-8 (способность использовать инновационные технологии в деятельности);

б) профессиональных: ОПК-2 (использование научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации ), ОПК 3 (уметь организовывать межличностные контакты , общение и совместную деятельность детей и взрослых), ОПК-5 (способность проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности), ОПК 9 (готовность применять активные методы в психолого-педагогической деятельности);

в) психолого-педагогическое сопровождение: ПКПП-5 (готовность использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа), ПКПП- 7 (способность проводить диагностику образовательной среды), ПКПП -12 (способность создавать систему проектно-исследовательской деятельности обучающихся, как в групповом так и в индивидуальном варианте) ;

г) в области педагогической деятельности ПКОД -1 (способность с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка ), ПКОД-3 (способность использовать и разрабатывать методы психолого-педагогической диагностики для выявления возможностей, интересов, способностей, склонностей детей, особенностей усвоения образовательных программ), 8 (способность совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми);

д) в области научно-исследовательской деятельности: ПКНИ –9 (способность выделять исследовательскую проблему в контексте реальной педагогической деятельности и проектировать программы ее изучения);

е) в научно-методической деятельности - ПКНМ- 1 (способность обеспечивать трансляцию передового опыта в коллективе).

В результате освоения содержания дисциплины магистранты должны знать:

- понятия «научная проблема», «метод исследования», «инновационные технологии в образовании;

-этапы развития научных исследований в образовании;

- современные тенденции и подходы к решению научных проблем в образовании;

- инновационные технологии обучения и воспитания на современном этапе, в частности начальной школе и их научные предпосылки и основы;

- основные направления педагогических исследований в области педагогики.

Магистранты должны уметь:

- практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний;

-проводить анализ данных в определенной области исследования с целью выявления проблемных тенденций и направлений для исследований

-анализировать свой педагогический опыт для постановки, анализа и интерпретации научных проблем



- выделять исследовательскую проблему в контексте реальной педагогической деятельности и проектировать программы ее изучения

4.Общая трудоемкость дисциплины __3__зачетные единицы и виды учебной работы




Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)

108

1 семестр

Аудиторные занятия

18

18

Лекции

-

-

Практические занятия

18

18

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

Другие виды аудиторных работ

-

-

Занятия в интерактивной форме

8

8

Самостоятельная работа

90

90

Курсовой проект (работа)

-

-

Реферат

-

-

Расчётно-графические работы

-

-

Формы текущего контроля

-

-

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Зачет—1 семестр


Зачет


5.Содержание программы учебной дисциплины

5.1.Содержание учебной дисциплины


п/п


Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы



Самост.

раб.

всего

лекции

практ. (семинары)

Лаб. Раб.

занятия в интерактиве

1

Наука как общественное явление

4




4




2

20

2

Тенденции развития и проблемы современной науки и образования.

4




4




2

20

3

Научные основы образования и образовательной деятельности

4




4




2

20

4

Современные проблемы педагогической науки

6




6




2

30




Итого:

18




18




8

90



5.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Наука как общественное явление

1.1. Наука как феномен

Определение понятия «наука». Наука в современном понимании. Структура науки. Общая теория науки. История науки. Социология науки. Экономика науки. Политика и наука. Планирование и управление научными исследованиями. Теория научного прогнозирования. Научная организация труда. Психология научной деятельности. Этика научной деятельности. Эстетика научной деятельности. Наука и право, Язык науки. Классификация наук. Движущие силы развития науки. Закономерности, характеризующие направление развития науки. Организация и планирование научной деятельности.

Психологические основы научной деятельности. Методы и формы научного познания. Научные открытия. Наука и искусство: единство и различия. Наука и нравственность: научная установка нравственности, наука и человек, научная политика и нравственность, научная истинность и моральное добро, гуманизм и наука.

1.2 Наука как специфическая форма человеческой деятельности.

Наука как деятельность. Основные понятия научного познания. Познание как механизм научной деятельности. Структура научной деятельности. Системность как характеристика научной деятельности. Наука и культура. Едина система науки и практики. Наука и практика: единство и различия. Значение науки для развития современного общества. Задачи теоретического знания. Структура социально-педагогической теории: ведущая идея, законы и закономерности тенденции, понятия и категории, научные факты, суждения, формализованные символы.


Тема 2. Тенденции развития и проблемы современной науки и образования

2.1 Тенденции развития современной науки

Гуманизация научного знания. Гуманитаризация научного знания. Инеграция научных знаний. Приоритеты развития фундаментальной науки. Стратегические аспекты развития прикладной науки. Развитие науки в России. Реформирование российской науки в условиях развития экономики нового типа. Полифункциональность науки. Стратегии возрождения науки в современной России. Новые направления государственной инновационной политики



2.2 Проблемы современного научного знания.

Научные проблемы как основа разграничения научных дисциплин. Актуальные проблемы различных наук. Актуальные проблемы гуманитарных наук. Социальные и научные факторы формирования новых научных направлений.

Общественные науки и современная жизнь общества. Влияние развития науки на различные сферы жизни. Наука и духовное развитие общества. Образ ученых в современном мире. Перспективы развития науки. Наука в глобальных инновационных процессах. Организация науки в современных условиях. Роль методологии в определении перспектив развития науки. Проблемы методологии науки.
Тема 3. Научные основы образования и образовательной деятельности

3.1 Образование как система.

Образование как системный процесс: понятие, свойства, функции. Образование как система: ступени образования, социальный аспект образования, образование и его направления, образование как объект управления. Характеристика направлений развития современного образования: гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, диверсификации, стандартизации, многовариантности, многоуровневости, фундаментализации, компьютеризации, информатизации, индивидуализации, непрерывности. Образование как результат. Современные подходы к оценке эффективности образования. Мониторинг результатов образования. Факторы и условия эффективности образования в современном обществе.



3.2 Образовательная деятельность как объект научного педагогического знания

Общемировые тенденции развития образования. Понятия: образовательная деятельность, образовательная среда, инновации в образовании, образовательные инновации, образовательные результаты и эффекты. Инновационная деятельность как особый вид деятельности. Педагогические инновации. Инноватика как наука. Образовательные инновации в России. Открытость современного образования.

Критерии, уровни и факторы развития научного педагогического знания. Специфика научной деятельности в области образования. Роль личности (субъекта) в научной педагогической деятельности.
Тема 4. Современные проблемы педагогической науки

4.1 Место педагогики в системе наук

Педагогика как наука. Соотношение педагогики с другими науками. Условия формирования педагогической теории. Основные этапы становления педагогики как науки и перспективы в настоящее время. Научные теории в педагогике. Научная работа по педагогике: общие принципы и особенности.



4.2 Структура педагогики и система педагогических наук.

Проблемы методологии и классификации наук в педагогике. Тенденции к интеграции знаний, комплексному анализу явлений в современной науке. Сравнительный анализ философско-методологических проблем и психолого-педагогических исследований. Методология педагогики. Специфика психолого-педагогического исследования. Структура психолого-педагогического исследования.



4.3 Основные направления развития и проблемы педагогических исследований.

Факторы и условия развития педагогической науки. Источники исследовательского поиска в педагогической науке. Актуальная проблематика современных педагогических исследований: условия реализации компетентностного подхода в общем образовании и в высшей школе; технологии управления качеством образования; культурологические основания современного образования: гражданско-правовое воспитание молодежи; здоровьесберегающие аспекты образования; продуктивные технологии дистанционного образования, содержание и технологии образования взрослых. Подходы к разрешению актуальных проблем педагогической науки.



4.4 . Проблемы современной начальной школы в условиях внедрения ФГОС второго поколения.

Деятельностный подход как психологическая основа новых ФГОС. Анализ современных программ для начальной школы на предмет соответствия новым ФГОС.


5.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрен


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература:

  1. Современные образовательные технологии : учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. – Москва : КНОРУС, 2011. – 432 с.

  2. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика : учебное пособие для вузов /

А. В. Хуторской. – 2-е изд., стереотип. – Москва. : Академия, 2010. – 252 с.

  1. Переход к открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. / под ред. Г. Н. Прозументовой. – Томск: Томский государственный университет, 2005. – 482 с.


6.2. Дополнительная литература

  1. Бордовская, Н. В. Системная методология современных педагогических исследований // Педагогика. -2005. -№5. –С.-21-29.

  2. Краевский, В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –М.: Академия. -2006. -400с.

  3. Новожилов, Э.Д. Научное исследование (логика, методология, эксперимент). - М., 2005.

  4. Переход к открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Томский государственный университет, 2005. – 482 с.

  5. Постников, П.Г. Научно-методическое обеспечение образовательных стратегий и тактик. // Педагогика. -2005. -№8. С. 38-44.

  6. Смышляева ,Л. Г., Сивицкая, Л.А. Педагогические технологии активизации обучения в высшей школе: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. –Томск. –ТПУ. -2007. -195с.

  7. Современные проблемы и инновационный опыт развития образования в Сибири. /Под ред. В.А. Дмитриенко, Томск: ТГПУ, 2002.

  8. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы. // Народное образование. -2003. -№2. –С.58-64.


.

6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины


  • Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2000 - . – Режим доступа: http://www.nlr.ru:8101/

  • Научная библиотека МГУ им. М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2000 - . – Режим доступа: http://www.lib.msu.su/

  • Научная библиотека национального исследовательского Томского государственного университета [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Томск, 1998 – . – Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru.

  • Научно образовательный портал «наука и образование» http://technomag.edu.ru/

  • Сайт министерства образования РФ http://mon.gov.ru/

  • Психологическая наука и образование http://www.psyedu.ru/

  • Журнал «Наука и образование» elibrary.ru/title_about.asp?id=8904



6.4 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийный проектор




  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


7.1. Методические рекомендации преподавателю

Основные формы организации обучения: проведение практических занятий (в интерактивном режиме с использованием группового взаимодействия и современных образовательных проблем и инновационных технологий, в виде обсуждения первоисточников, сообщений, дискуссий, обсуждений, работы по микрогруппам и в парах), анализ и представление личного опыта работы.


7.2. Методические рекомендации для студентов

Самостоятельная работа магистранта предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: чтение, анализ и конспектирование научной литературы, включая первоисточники, сбор и анализ практического материала в средствах СМИ, поиск и изучение дополнительного материала в Интернет-сети, выполнение творческих заданий (презентации) и т. д.

Выбор форм и видов самостоятельной работы определяется индивидуально-личностным подходом к обучению совместно с преподавателем и студентом.


  1. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся


8.1. Тематика рефератов

Не предусмотрена.


8.2. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Охарактеризуйте научное познание как вид человеческой деятельности.

  2. Дайте характеристику науке как системе знаний и как системе деятельности.

  3. Каковы характеристики науки как системного явления?

  4. Объясните взаимосвязь науки и практики. Приведите примеры такой взаимосвязи.

  5. Что изучает методология?

  6. Что такое сущность явления?

  7. Назовите методологические принципы научного исследования.

  8. Что представляет собой проблема научного ис­следования?

  9. В чем отличие научной проблемы и практической задачи? Сравнение проиллюстрируйте примерами.

  10. Сформулируйте какую-либо научно-педагогическую проблему. Отрефлексируйте собственные затруднения в процессе постановки проблемы. Продумайте и сформулируйте условия преодоления этих затруднений.

  11. Какие процедуры необходимо осуществить, чтобы перейти от практической задачи к научной проблеме?

  12. Расскажите, как внедряются результаты научных исследований в практику.

  13. Чем объясняется возможность многих различных интерпретаций
    одного и того же научного факта?

  14. В чем различие понятий: новшество, нововведение, инновация?

  15. Назовите актуальные педагогические проблемы высшего профессионального образования, составляющие основу педагогических исследований высшей школы.


8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз

  1. Концептуальные основания педагогических технологий в современной начальной школе.

  2. Обзор научных проблематик , исследуемых в ТГПУ

  3. Научно-исследовательская деятельность томских школ и педагогов г. Томска и области

8.4. Примеры тестов

Не предусмотрены


8. 5. Перечень вопросов к экзамену

  1. Наука как деятельность.

  2. Системность как характеристика научной деятельности.

  3. Основные понятия научного познания. Познание как механизм научной деятельности.

  4. Единая система науки и практики.

  5. Характеристика современных тенденций развития научного знания.

  6. Приоритеты развития фундаментальной науки.

  7. Стратегические аспекты развития прикладной науки.

  8. Проблемы научных разработок, обеспечивающих безопасность России.

  9. Актуальные проблемы фундаментальной физики.

  10. Актуальные проблемы медико-биологических наук.

  11. Актуальные проблемы гуманитарных наук.

  12. Социальные и научные факторы формирования новых научных направлений.

  13. Место педагогики в системе наук. Признаки науки в педагогике.

  14. Условия формирования педагогической теории.

  15. Определение качества педагогической теории.

  16. Научные парадигмы в педагогике.

  17. Источники исследовательского поиска в педагогической науке.

  18. Актуальная проблематика современных педагогических исследований.

  19. Подходы к разрешению актуальных проблем педагогической науки.

  20. Общемировые тенденции развития образования.

  21. Образовательные инновации в России.

  22. Критерии, уровни и факторы развития научного педагогического знания.

  23. Специфика научной деятельности в области образования.

  24. Соотношение фундаментального и прикладного в педагогической науки.

  25. Образование как вид духовного производства.

  26. Образование как процесс и как результат.

  27. Современные подходы к оценке эффективности образования.

  28. Факторы и условия эффективности образования как духовного производства.

  29. Научная школа и научное направление.

  30. Факторы формирования новых научных направлений.

  31. Научные педагогические школы России.

  32. Государственная поддержка инноваций в области образования.

  33. Деятельностный подход как основа ФГОС нового поколения.


8.6. Темы для написания курсовой работы

Не предусмотрены


8.7. Формы контроля самостоятельной работы

- выступления на практических занятиях;

- участие в групповой дискуссии;

- аналитические комментарии к статьям из периодической печати в соответствии со спецификой профессионально-педагогической деятельности;

-презентация анализа собственного педагогического опыта применения технологий обучения или воспитания с оценкой эффективности.
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки: 050400.68 Психолого-педагогическое образование.
Рабочую программу учебной дисциплины составила
К.п.н., доцент кафедры педагогики и

методики начального образования Н.А. Семенова


Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры начального образования, протокол № ___ от «___» __________2013 г.

Зав. кафедрой педагогики и методики

начального образования С.И. Поздеева

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ПФ ТГПУ,. протокол № ___ от «___» _______2013 г.


Председатель методической

комиссии ПФ. Т.Н. Яркина


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница