Рабочая Программа учебной дисциплины м в. 03 Теоретическая педагогика трудоемкость



Скачать 402.56 Kb.
страница1/3
Дата03.06.2016
Размер402.56 Kb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования



«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан ПФ___________ Г.Ю. Титова

«___» __________2012г.



рабочая Программа учебной дисциплины
М.2.В.03 Теоретическая педагогика

ТРУДОЕМКОСТЬ (в зачетных ЕДИНИЦАХ) _____3____

Направление подготовки 050400. 68 Психолого-педагогическое образование
Магистерская программа Психология и педагогика начального образования
Степень (квалификация) выпускника магистр


Томск 2012

1. Цель изучения дисциплины
Общая цель дисциплины «Теоретическая педагогика» – дать фундаментальные психологические знания, умения и навыки, востребованные в профессиональной деятельности педагога начального образования, подготовка магистра по программе «Психология и педагогика начального образования», направленная на овладение источниками научной, общекультурной и профессиональной информации, универсальными способами теоретической и практической образовательной деятельности; формирование профессиональной компетенции студентов в области общепедагогической подготовки.
2. Место учебной дисциплины в структуре основой образовательной программы
Курс «Теоретическая педагогика» является вариативной частью профессионального цикла. Данный курс является дисциплиной, тесно связаннной с другими психолого-педагогическими дисциплинами: общая, педагогическая, социальная психология, технологии обучения и воспитания в начальной школе. Дисциплина ориентирована на подготовку специалистов, имеющих фундаментальное педагогическое образование и способных применять полученные теоретические знания непосредственно в своей профессиональной деятельности. Предлагаемый курс дает базовые знания по педагогике, необходимые педагогу, обеспечивает формирование профессиональных компетенций. Знание курса необходимо для успешного прохождения студентами педагогической практики, написания магистерской диссертации. В результате изучения курса «Теоретическая педагогика» студенты должны уметь применять полученные знания, умения, навыки и компетенции в образовательной, научно-методической, социально-педагогической, воспитательной и культурно-просветительской видах деятельности.


              1. Требования к уровню освоения программы

Данная программа формирует компетенции ( ОК 1 — 4, 7 — 11; ОПК 1, 3, 5, 6, 8, 9; ПКОД 1, 2, 6; ПКНИ 1 — 5, 6, 8; ПКНМ 1, 4, 5, 8).

Студенты должны обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-истороических условий их происхождения (ОК – 1);

владеть методологией культурно-истоического и деятельностного подходов (ОК – 2);

владеть практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК – 3);

способность приниматьь участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать тексты по заданной логической структуре (ОК – 4);

способностью к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК – 7);

способностью использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК – 8);

способностью проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК – 9);

способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК – 10);

способностью выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК – 11);

способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развитиия человека и зоны ближайшего развития (ОПК – 1);

уметь организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК – 3);

особность проектировать и осуществлять диагностическую работу в его профессиональной деятельности (ОПК – 5);

владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК – 6);

способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (опк – 8);

готовностью применять активные методы обучения в психолог-педагогической деятельности (ОПК – 9);

способностью с учетом возрастных особенностейразрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на становление и сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка (ПКОД – 1);

готовностью использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной работы (ПКОД – 2);

готовность использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании (ПКОД – 6);

способностью проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПКНИ – 1);

способностью выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей (ПКНИ – 2);

способностью критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы (ПКНИ – 3);

готовность использовать современные научные методы для решения исследоваьтельских проблем (ПКНИ – 4);

способность разработать и представить обоснованный перспективный план исследовательской деятельности (ПКНИ – 5);

способность организовать взаимодействие специалистов для достижения цели исследования (ПКНИ – 6);

способностью представлять научногму сообществу достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в соответствии с принятими стандартами и формами профессионального сообщества (ПКНИ – 8);

способность обеспечивать трансляцию передового профессионального опыта в коллективе (ПКНМ – 1);

готовностью осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения (ПКНМ – 4);

способностью ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды (ПКНМ – 5);

уметь организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов) (ПКНМ – 8).


4.Общая трудоемкость дисциплины_ 3_зачетных единицы и виды учебной работы


Вид учебной работы



Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)


Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)

108


Семестр 1

Аудиторные занятия

36

36

Лекции

-

-

Практические занятия

36

36

Семинары







Лабораторные работы







Другие виды аудиторных работ







Другие виды работ (занятия в интерактиве)

14

14

Самостоятельная работа

72

72

Курсовой проект (работа)







Реферат







Расчётно-графические работы







Формы текущего контроля

Тестирование по разделам дисциплины

Тестирование по разделам дисциплины

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Зачет – 1 сем.

Зачет



5.Содержание программы учебной дисциплины
5.1.Содержание разделов учебной дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)



лекции

практ. (семинары)

занятия в интерактиве

Самост.раб.

1

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке

-

9

2

18

2

Методология и методы педагогической науки и деятельности

-

9

4

18

3

Обучение как часть целостного педагогического процесса

-

9

4

18

4

Воспитание как часть целостного педагогического процесса

-

9

4

18




Итого

-

36

14

72



5.2.Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке.

Объект и предмет педагогики. Задачи, функции, категориально-понятийный аппарат современной педагогики, ее отрасли педагогики и связи с другими науками. Основополагающие принципы и структура педагогической науки.



Раздел 2. Методология и методы педагогической науки и деятельности.

Понятие о методологии педагогики.

Основные подходы в педагогике соотносительно с педагогическими парадигмами: аксиоматический, синергетический, системный, феноменологический; аксиологический, антропологический, деятельностный, культурологический, этнопедагогический подходы.

Методы педагогических исследований. Понятия: «метод», «методы исследования». Структура методов исследования.

Наблюдение и его этапы; опрос, его проведение и обработка результатов; беседа; интервью; анкетирование; тестирование; анализ продуктов деятельности.

Логика педагогического исследования. Методы и методики изучения педагогической действительности (изучение педагогического опыта, методы теоретического исследования, математические методы). Система методов педагогического исследования.

Сущность понятия «эксперимент». Теоретический анализ в педагогических исследованиях.

Раздел 3. Обучение как часть целостного педагогического процесса

Дидактика как отрасль педагогической науки. Характеристика дидактики как науки: понятие, сущность, структура, задачи, функции обучения. Показатели достижения результата в обучении. Диагностирование обученности. Результативности процесса обучения.

Сущность процесса обучения. Обучение как педагогическое понятие. Обученность как деятельность и как процесс. Закономерности, функции (образовательная, воспитательная, развивающая), компоненты (мотивационно-целевой, содержательный, операционно-действенный, контрольно-результативный) процесса обучения. Характеристика обучения как дидактического процесса: признаки, звенья взаимодействия (деятельность обучаемого и обучаемых), процесс усвоения знаний: восприятие, осмысление, понимание, обобщение, закрепление, применение на практике. Психологическая характеристика процесса усвоения знаний и способов деятельности.

Мотивационно-целевой компонент процесса обучения. Мотивация учения как психолого-педагогическое аспект: «мотив», мотивы учения школьников, активизация, интерес, стимул, условия мотивации. Формирование мотивации учения как направление профессиональной деятельности учителя. Целеполагание в обучении: как основа учебной деятельности школьника, как основа преподавательской деятельности учителя. Триединая дидактическая цель. Целевой план действий учителя (на уроке, во внеурочной деятельности).

Содержательный компонент процесса обучения. Образование и обучение – ведущие категории педагогики. Источники формирования содержания образования. Критерии отбора содержания образования. Государственные нормативные документы, определяющие содержание образования: ступени общего и профессионального образования, государственные образовательные стандарты, учебные планы, программы, учебники, учебные пособия.

Операционно-действенный компонент процесса обучения. Учебная деятельность учащихся.

Предметное содержание учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Компоненты учебной деятельности: универсальные учебные действия, развивающие ее возможности.

Методы, приемы, средства как механизмы управления учебной деятельностью ребенка

Формирование универсальных учебных действий детей: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. Планируемые результаты образования: личностные, предметные, метапредметные умения.

Контрольно-регулятивный и оценочно-результативный компоненты процесса обучения. Проблема оценки в педагогике: оценка, отметка, учебная задача.тОсобенности системы оценки достижения планируемых результатов образования в свете ФГОС НОО.

Формы организации обучения как педагогическое понятие. Общие (по направленности, организации, месту проведения обучения) и специфические формы организации обучения: практические, групповые упражнения и занятия, контрольные работы (занятия), консультации, самостоятельная работа обучающихся, экскурсии, дополнительные занятия, факультатив, лекции, семинары, лабораторные работы, стажировка и практика, теоретические (научно-практические) конференции, выполнение курсовых работ (проектов, задач), выполнение выпускных квалификационных работ. Урок как основная форма организации обучения. Типология уроков. Структура урока.

Раздел 4. Воспитание как часть целостного педагогического процесса

Развитие личности как педагогическая проблема. Соотношение биологического и социального в развитии личности. Становление личности в процессе социализации. Процессы приспособления и обособления.

Цели воспитания и самовоспитания (предмет, сущность воспитания). Воспитание как процесс: структура, факторы, направления (умственное, нравственное, трудовое (экономическое), эстетическое, гражданское (правовое), экологическое, физическое. Уровни организации воспитательного процесса. Способы воспитательного воздействия на человека: методы, приемы воспитания.

Теории воспитания. Теоретические основы воспитания.Теории воспитания: антропоцентрические (теория свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо), взгляды представителей христианско-антропологического направления (Л.Н. Толстой, В.В. Розанов, В.В. Зеньковский), педоцентризм (детоцентризм) (Д. Дьюи, Э.Кей, М. Монтессори), современные идеи гуманистической психологии и педагогики (К.Роджерс, А. Маслоу и др.), развитие теории свободного воспитания в России (К.Н. Вентцель, А.У. Зеленко и др.); социоцентрические: социал-реконструктивистское направление, ролевая концепция личности, бихевиоризм; интегративные, личностно-социальные (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В. Франкл, А.В. Петровский, Э. Фромм, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Л.В. Выготский, С.Л. Рубинштейн.

Принципы государственной политики в области воспитания: гуманистический характер воспитания, единство федерального культурного и образовательного пространства, общедоступность образования, светский характер образования, свобода и плюрализм в образовании, демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Движущие силы: объективные и субъективные противоречия и логика воспитательного процесса: анализ, диагностика, прогноз, проектирование, организация, контроль и оценка. Закономерности и принципы воспитания: гуманистической направленности, природосообразности, культуросообразности, эффективности социального взаимодействия, концентрации на развитии социальной культурной компетентности личности и др. Цели и задачи воспитания. Функции воспитания: ориентирующая, идеологическая и социально-прогностическая, стратегическая, активизации, целеполагающая, конкретизации, концептуальная, нормативная, регламентирующая, организационная, преобразовательная, технологическая, идентификационная.

Современные концепции воспитания. Современные гуманитарные подходы к воспитанию: системный подход к построению воспитательного процесса; деятельностный подход в воспитании учащихся; личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности; философско-антропологический подход к воспитанию ребенка; синергетический подход как современная методологическая ориентация; компетентностный подход к построению воспитательного процесса; личностно-деятельностный подход в воспитании учащихся.

Характеристика построения концепции воспитательных систем. Концепция: системного построения процесса воспитания; теории системно-ролевого формирования личности ребенка; воспитания как педагогического компонента социализации ребенка; формирования образа жизни, достойной Человека; воспитания ребенка как человека культуры; воспитания на основе потребности человека; педагогической поддержки ребенка и процесса его развития и др.чного возраста. Дифференцированный подход к воспитанию и обучению учащихся.
5. 3. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1.Основная литература:


  1. Бордовская, Н. Педагогика : учебное пособие / Н. Бордовская и др. – СПб. : Питер, 2011.

  2. Борытко, Н. М. Педагогика : учеб.пособие для высш.учеб.заведений / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков ; под ред. Н. М. Борытко. – М. : «Академия», 2007.

  3. Ефремов, О. Ю. Педагогика : учебное пособие / О. Ю. Ефремов. – СПб. : Питер, 2010.

  4. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник / Г. М. Коджаспирова. – М. : КНОРУС, 2010.

  5. Сухова, Е. И. Теоретическая педагогика : учебно-методический комплекс / Е. И. Сухова. - М. : МГПУ, 2011.


6.2.Дополнительная литература:


  1. Общие основы педагогики : учеб.для вузов / В. В. Анисимов [и др]. – М. : Просвещение, 2007.

  2. Воспитательная деятельность педагога : учебное пособие для студ.высш.учеб. заведений / И. А. Колесникова [и др]. ; под общ. ред. В. А. Сластенина и др. – М. : «Академия», 2007.

  3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д .В. Григорьев [и др.] – М. : Просвещение, 2010.

  4. Закон РФ «Об образовании». – М., 2008.

  5. Понятийный аппарат педагогики и образования / Отв.ред. М. А. Галагузова. Вып.4. – Екатеринберг, 2001.

  6. Щуркова, Н. Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. – М., 2000.

  7. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. – М., 2005.

  8. Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер [и др.] – СПб, 2000.

  9. Непрерывное образование: от методологии до практического воплощения. – Хабаровск, 2007.

  10. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога / В. И. Зазвягинский – М., 2006.

  11. Сластенин, В. А. Общая педагогика : учеб.пособие для студ.высш.учеб. Заведений / В. А. Сластенин [и др.] – М. : ВЛАДОС, 2003.

  12. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань : Центр инновационных технологий, 2000.

  13. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация : учебное пособие для студ.высш.учеб. заведений / В. И. Зазвягинский. – М.: Академия, 2001.

  14. Корнетов, Г. Б. Общая педагогика: учебное пособие / Г. Б. Корнентов. – М. : Изд-во УРАО, 2003.

  15. Байденко, В. И. Болонский процесс : курс лекций / В. И. Байденко. – М. : Логос, 2004.

  16. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений / В. И. Зазвягинский [и др.] – М. : Академия, 2005.

  17. Рузави, Г. И. Методология научного познания: учеб.пособие для вузов / Г. И. Рузави. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

  18. Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / Г. И. Бершадский [и др.] – М. : Педагогический поиск, 2003.

  19. Рожков, М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юноголика: учеб.пособие для студентов вузов / М. И. Рожков. – М. : Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2008.

  20. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания.: учеб.ное пособие / А. В. Мудрик. – М. : Педагогическое общество России, 2001.

  21. Пастернак, Н. А. Психология воспитания : учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Н. А. Пастернак; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : «Академия», 2008.

  22. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М. : ТК Велби, изд-во Проспект, 2005.

  23. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений; под ред. В. А. Сластенина. – М. : «Академия», 2004.

  24. Гриценко, Л. И. Теория и методика воспитания : личностно-социальный подход: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Л. И. Гриценко. – М. : «Академия», 2005.


6.3.Средства обеспечения освоения дисциплины

  1. Электронная библиотечная система : http: // www. Knigafund.ru;

  2. Педагогическая библиотека : http: // www.pedib.ru;

  3. eLIBRARI.RU: http: //: elibrary.ru;

  4. УИС России - http: //uisrussia.msa/ru/is4main.jsp;

  5. ГНПБ им. К.Д. Ушинского. – http://gnpbu.ru/index.php?file=free_books.htm

  6. Книги по педагогике. – http://nova.rambler.ru/search?btnG=%D0%9D%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B8%21&query=%D0%9A%D0%9D%D0%98%D0%93%D0%98+%D0%9F%D0%9E+%D0%9F%D0%95%D0%94%D0%90%D0%93%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%9A%D0%95

  7. Педагогический контроль и оценка качества образования [Электронный ресурс]. Режим доступа http://nova.rambler.ru/srch?query=3

  8. Педагогика – [Электронный ресурс] – режим доступа http://nova.rambler.ru/search?query

  9. Психология и педагогика [Электронный ресурс] – режим доступа http://nova.rambler.ru/search?query

  10. Ресурс образования http://pedagogik.mgou.ru.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница