Рабочая программа учебной дисциплины м в. 06 Медико-биологические проблемы адаптации человека к физическим нагрузкам



Скачать 246.44 Kb.
Дата27.06.2016
Размер246.44 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Утверждаю

Декан ФФКиС

_________________ О.В. Смирнов

«____» ____________ 2011 года


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

М.2.В.06
Медико-биологические проблемы адаптации человека
к физическим нагрузкам

ТРУДОЕМКОСТЬ в зачетных единицах – 3

Направление подготовки: 050100.68 Педагогическое образование



Магистерская программа «Образование в области физической культуры»

Степень (квалификация) выпускника – магистр



1. Цель дисциплины:

- углубить знания о механизмах адаптации человека к различным видам мышечной деятельности, различной по объему и интенсивности на разных этапах «спортивного» онтогенеза.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «Медико-биологические проблемы адаптации человека к физическим нагрузкам» относится к вузовскому компоненту ФГОС ВПО – дисциплины профессионального цикла (вариативная часть).

Важной специфической задачей учебной дисциплины является формирование у магистрантов прочных знаний и умений применять их в дальнейшей практической работе, направленной на изучение фундаментальных и прикладных аспектов проблем адаптации и здоровья человека при занятиях физической культурой и спортом.


  1. Требования к уровню освоения программы:

Компетенции:

- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

- способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

- способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17).



При изучении дисциплины магистрант должен знать:

- законодательные нормативно-правовые акты, законы (приказы, постановления, инструкции) по вопросам организации и управления врачебным контролем за лицами, занимающимися спортом;

- методологию планирования обследования функционального состояния лиц, занимающихся спортом;

- методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы; дыхательной системы; вегетативной и нервной систем;

- методы врачебно-педагогических наблюдений за лицами, занимающимися спортом.

Магистрант должен уметь:

- использовать в практической деятельности самые современные научные и теоретические знания в вопросах оценки функционального состояния и физической работоспособности у лиц, занимающихся спортом;



  • принимать объективные решения при тех или иных функциональных состояниях у спортсменов (перетренировка, избыточная нагрузка);

  • определять функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы при физическом перенапряжении и перетренировке.

- ориентироваться в оценке биохимических проявлений перетренированности;

- выявлять физическое перенапряжение сердечно-сосудистой системы, системы пищеварения и мочевыделения, возникающее при интенсивной мышечной деятельности;

- выявлять хроническое физическое перенапряжение опорно-двигательного аппарата.

- проводить врачебно-педагогический контроль за состоянием спортсменов во время спортивной тренировки.

В результате изучения курса магистранты должны владеть:

- диагностикой процесса адаптации и дезадаптации организма человека к физическим нагрузкам с использованием современных компьютерных технологий.



  1. Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы и виды учебной работы

Виды учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)



108часов

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

Семестр № 1

Аудиторные занятия

18

18

Лекции







Практические занятия

18

18

Семинары







Лабораторные работы







Другие виды аудиторных работ

10

10

Другие виды работ







Самостоятельная работа

90

90

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







Расчетно-графические работы







Формы текущего контроля







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

зачет

зачет


5. Содержание учебной дисциплины

5.1. Разделы учебной дисциплины:

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Аудиторные часы

Самосто-ятельная работа


Всего

Лекции

Практиче-ские (семинары)

Лабора-торные

В т.ч. интерак-тивные формы обучения (не менее 20%)


1

Общие принципы и характеристики процесса адаптации.






1

10


2

Динамика функций организма при адаптации.






1

8


3

Адаптация к стрессорным ситуациям и ее защитные эффекты.






2

8


4

Адаптация регуляторных механизмов ЦНС и гуморального звена. Адаптация сенсорных систем и центральной нервной системы.






2

10


5

Адаптация сердечной деятельности. Адаптивные изменения терморегуляции.






2

8


6

Функциональные резервы адаптации к ситуационным упражнениям и к стандартным упражнениям, оцениваемым в баллах.






2

2

10


7

Функциональные резервы адаптации к ациклическим и ациклическим упражнениям.






2

2

8


8

Методы оценки срочной и долговременной адаптации.






2

2

8


9

Адаптивные реакции организма к жаркой среде обитания и к низким температурам.






2

2

10


10

Адаптация организма к среднегорью и высокогорью и спортивная работоспособность.






2

2

10


Итого:

18/0,5 зач. ед



18

10/55%

90



5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Общие принципы и характеристики процесса адаптации.

Понятие об адаптации. Факторы, воздействующие на человека. Биологическая значимость адаптивных механизмов. Закономерности процесса адаптации. Генотипическая и фенотипическая адаптация. Физиологическая характеристика стадий адаптации. Стадия физиологического напряжения. Роль гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы в запуске адаптивной реакции. Стадия адаптированности. Характеристика срочной и долговременной адаптации. Изменения в органах и системах организма при срочной и долговременной адаптации. Различия срочной и долговременной адаптации. Функциональная система адаптации.



Раздел 2. Динамика функций организма при адаптации.

Характеристика приспособительных изменений в здоровом организме. Обычные адаптационные реакции. Адаптационные сдвиги.



Раздел 3. Адаптация к стрессорным ситуациям и ее защитные эффекты.

Понятие стресса и виды стрессоров. Учение об общем адаптационном синдроме. Стадии общего адаптационного синдрома. Повреждающая стрессорная ситуация и адаптация к ней. Патогенез стрессорного повреждения. Защитные эффекты адаптации. Механизм адаптации к стрессорной ситуации.

Предупреждение стрессорных повреждений. Роль функциональных возможностей стересс-лимитирующей антиоксидантной системы в профилактике стрессорных повреждений. Характер стрессорных повреждений у адаптированных и неадаптированных лиц. Профилактика ишемических повреждений миокарда при действии стрессорных факторов.

Раздел 4. Адаптация регуляторных механизмов ЦНС и гуморального звена. Адаптация сенсорных систем и центральной нервной системы.

Динамика функционального состояния ЦНС при адаптации к различным факторам внешней среды и физическим нагрузкам. Адаптивные изменения продукции гормонов и биологически активных веществ.



Раздел 5. Адаптация сердечной деятельности. Адаптивные изменения терморегуляции.

Регуляторные механизмы адаптации сердца. Внутрисердечная регуляция. Экстракардиальная регуляция. Саморегуляторные реакции сердца на кратковременные нагрузки объемом и давлением. Приспособление сердца к различным физическим нагрузкам.



Раздел 6. Функциональные резервы адаптации к ситуационным упражнениям и к стандартным упражнениям, оцениваемым в баллах.

Факторы, лимитирующие спортивный результат в ситуационных видах спорта. Предельные показатели функций сенсорных систем, нервной системы, аэробных и анаэробных возможностей спортсменов. Факторы, лимитирующие спортивный результат в ситуационных видах спорта.



Раздел 7. Функциональные резервы адаптации к ациклическим и ациклическим упражнениям.

Факторы, лимитирующие спортивный результат в ситуационных видах спорта. Предельные показатели функций сенсорных систем, нервной системы, аэробных и анаэробных возможностей спортсменов. Факторы, лимитирующие спортивный результат в ситуационных видах спорта.



Раздел 8. Методы оценки срочной и долговременной адаптации.

Характеристика срочной адаптации. Механизмы срочной адаптации.

Физиологические методы оценки срочной адаптации. Биохимические методы оценки срочной адаптации. Характеристика долговременной адаптации. Механизмы долговременной адаптации. Комплексная диагностика процесса адаптации организма юных спортсменов и спортсменов высокой квалификации.

Раздел 9. Адаптивные реакции организма к жаркой среде обитания и к низким температурам.

Тепловой стресс. Влияние высокой температуры воздуха на адаптированного и неадаптированного человека. Влияние низких температур воздуха на адаптированного и неадаптированного человека.



Раздел 10. Адаптация организма к среднегорью и высокогорью и спортивная работоспособность.

Факторы, действующие на организм человека в среднегорье. Адаптация систем организма к среднегорью. Работоспособность и проявление физических качеств. Длительность адаптации и реадаптации. Гипоксическая гипоксия. Острая и хроническая гипоксия. Стадии адаптации к высокогорной гипоксии. Изменения в различных системах организма в состоянии высокогорной гипоксии. Особенности энергетического обмена, окислительных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.



5. 3. Лабораторный практикум - не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Основная литература:

1. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин – СПб: Питер, 2005. – 416 с.

2. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.

6.2. Дополнительная литература:

1. Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова – М.: Медицина, 1988. – 256 с.



6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Сайты, которые полезно посетить при изучении дисциплины:



http://www.rfs.ru/res/docs/blogs/adaptation.pdf

http://nashaucheba.ru/v29268/солодков_а.с.,_сологуб_е.б._физиология_спорта?page=2

    1. Материально-техническое обеспечение дисциплины.




п/п

Наименование раздела (темы) учебной дисциплины

Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Динамика функций организма при адаптации.

Деловая игра

http://www.ns-sport.ru/adaptaciya-k-fizicheskim-nagruzkam-i-rezervnye-vozmozhnosti-organizma.html



интернет

2.

Адаптивные реакции организма к жаркой среде обитания и к низким температурам.

Презентация

PowerPoint



мультимедийная установка

3.

Адаптация организма к среднегорью и высокогорью и спортивная работоспособность.

Презентация

PowerPoint



мультимедийная установка


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

7.1. Методические рекомендации преподавателю


Дисциплину рационально включать в план обучения после изучения дисциплин «Анатомия», «Физиология», «Гигиена», «Врачебный контроль в ФК».

Для изучения дисциплины предусмотрено три формы работы: лекции и семинары, а также самостоятельная работа магистрантов, направленная на углубление, систематизацию и закрепление знаний, полученных в ходе аудиторных занятий.

Лекции составляют фундамент теоретической подготовки, в ходе их прослушивания закладываются основы теоретических знаний, они являются базой для дальнейшего усвоения материала дисциплины.

Лекции рекомендуется проводить с использованием метода «рассказ-беседа», они носят обзорный характер, в ходе лекций применяются такие способы изложения материала как индукция и дедукция, способ аналогии, хронологический.

Для максимального усвоения дисциплины также рекомендуется применение на лекции методов иллюстрации и демонстрации с использованием мультимедийных презентаций, разработанных по темам, содержащимся в тематическом плане дисциплины.

Семинар включает в себя устный опрос студентов по вопросам семинарских занятий. Помимо беседы, в структуру семинара возможно включить устный фронтальный опрос, экспресс-опрос, упражнения различной направленности и видов, творческие задания.

Ориентируя студентов на самостоятельную работу, преподаватель должен четко формулировать вопросы к семинару, учитывать объем рекомендуемой литературы и его соотношение со временем, отводимым на самостоятельную работу.
Методические рекомендации преподавателю по составлению билетов по дисциплине.

На зачете магистрантам предлагается ответить на вопросы, указанные в самостоятельно выбранных ими билетах. Каждый билет включает в себя два вопроса, соответствующих следующим категориям знаний, представленных в таблице.



Задание

Содержание

теоретический

вопрос


теоретический вопрос на знание базовых понятий и принципов предметной области

вопрос на понимание

вопрос на понимание терминологии, понятий и принципов, их взаимосвязей в предметной области

Ответ на зачете оценивается как «зачтено», если на вопросы билета были полностью и правильно даны ответы. Напротив, «не зачтено» ставится, если магистрант неполно (менее 50%) ответил на вопросы или допустил существенные ошибки по обоим вопросам.
7.2.Методические указания для магистрантов.
Отработка материала дисциплины включает в себя три формы работы – лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа магистрантов. Именно на семинарах проявляется статус магистранта как субъекта при изучении материала дисциплины (активная интеллектуальная поисковая деятельность).

Целью проведения семинарских занятий является закрепление полученных на лекциях теоретических знаний, моделирование практических ситуаций, обсуждение проблемных и спорных вопросов, а также проверка эффективности самостоятельной работы магистрантов.

Семинар обычно включает устный опрос слушателей по вопросам семинарских занятий. При этом выявляется степень владения теоретическим материалом лекций, базовых учебников (из списка основной литературы), знание актуальных проблем, тенденций развития тех или иных направлений по дисциплине.

Подготовку к семинарскому занятию целесообразно начать с повторения материала лекций. Так как лекция лимитирована по времени, требуется самостоятельно расширять познания как теоретического, так и практического характера. Одновременно, лекция дает ориентир магистранту для поиска дополнительных материалов, так как задают структуру и логику изучения того или иного вопроса.

В ходе самостоятельной работы следует изучить материал, представленный в списке литературы по подготовке к семинару. Прежде всего, следует ознакомиться с изданиями из списка основной литературы, а для более углубленного изучения определенных проблем – обратиться к списку дополнительной литературы. Последовательное – от простого к сложному – изучение предмета позволяет магистранту сформировать устойчивую теоретическую базу.

Для предотвращения дублирования материала лекции в ходе самостоятельной работы с литературой магистрантам рекомендуется при написании лекции использовать широкие (1/3 – 1/2 страницы) поля, для фиксирования дополнительного материала по определенным проблемам и подвопросам рядом с лекционным материалом (с указанием страниц и источника информации – кратко).

Это позволит более глубоко освоить учебный материал, сформировать четкую систему, направленную на эффективное и осмысленное усвоение знаний, понимание курса в целом, а также успешно подготовиться к промежуточной аттестации в форме зачета.
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

1. Значение проблемы адаптации в спорте.

2. Действие метаболитов и активаторов стресс-лимитирующих систем.

3. Особенности адаптации человека к работе в жаркой среде.

4. Тренировка в условиях барокамеры и горной гипоксии.
8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся:



Перечень вопросов

Формы контроля

Образование системного структурного следа. Структурный след как основа долговременной адаптации. Следовые реакции и вегетативная память. Стадия дезадаптации и включение компенсаторных реакций. Стадия реадаптации. Понятие дезадаптации. Физиологическая и патологическая дезадаптация. Нивелирование системного структурного следа. Биологическая целесообразность и.

Устный опрос


Динамика адаптационных изменений при действии экстремальных факторов. Норма адаптивной реакции.

Устный опрос


Стресс-лимитирующие, модуляторные системы. Состояние стресс-лимитирующих систем в процессе стресс-реакции и их адаптивная роль. Адаптация к повторным стрессорным воздействиям.

Устный опрос



Положительные перекрестные эффекты адаптации: повышение резистентности организма к факторам окружающей среды, физическим нагрузкам, боли, отрицательным эмоциям, повышение способности к выработке условно-рефлекторных связей. Отрицательные перекрестные эффекты адаптации. Цена адаптации.

Устный опрос


Понятие о сенсорной адаптации. Проявление сенсорной адаптации. Механизм сенсорной адаптации. Роль эфферентной регуляции свойств сенсорной системы в ее адаптации.

Устный опрос



Гипо и гипертермия. Тепловая и холодовая адаптация. Толерантная адаптация. Метаболическая адаптация. Локальная адаптация. Лихорадочное состояние. Предельная температура для выживания.

Устный опрос

Индивидуальное задание




Факторы, лимитирующие спортивный результат в ситуационных видах спорта. Предельные показатели функций сенсорных систем, нервной системы, аэробных и анаэробных возможностей спортсменов.

Индивидуальное задание



Предельные показатели функций сенсорных систем, нервной системы, мышечной системы, аэробных и анаэробных возможностей спортсменов.

Индивидуальное задание


Характеристика срочной адаптации. Механизмы срочной адаптации. Изменения в органах и системах организма при срочной адаптации.

Индивидуальное задание


Характеристика долговременной адаптации. Механизмы долговременной адаптации. Изменения в органах и системах организма при долговременной адаптации.

Индивидуальное задание


Изменения в различных системах организма при адаптации к жаркой среде обитания.

Индивидуальное задание

Особенности энергетического обмена, окислительных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Адаптация к гипоксии и работоспособность.

Индивидуальное задание

8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз.

не предусмотрено
8.4. Примеры тестов

1. Совокупность приспособительных реакций организма, связанных с перестройкой работы внутренних органов и в целом всего организма, а также психики, на уровне психических процессов и состояний, в соответствии с изменившимися состояниями окружающей среды, позволяющей ему оптимально функционировать в ней, называется:

а) акклиматизацией;

б) адаптацией;

в) закаливанием;

г) восстановлением.

2. Какая фаза адаптации связана с постоянным напряжением управляющих механизмов, перестройкой нервных и гуморальных соотношений,

формированием новых функциональных систем:

а) фаза аварийной адаптации;

б) фаза острой адаптации;

в) фаза стойкой адаптации;

г) ориентировочная реакция.

3. Назовите основные стадии стресса по Г.Селье.

4. Сколько выделяют этапов адаптации:

а) один;

б) два;


в) три;

г) четыре.

5. Приспособительные изменения, возникающие как ответная реакция организма на непрерывно меняющиеся условия внешней среды как ответ организма на однократное воздействие тренировочной нагрузке, называется:

а) акклиматизацией;

б) закаливанием;

в) срочной адаптацией;

г) долговременной адаптацией.

6. Как называются приспособительные изменения, которые возникают под влиянием регулярно повторяющихся внешних воздействия:

а) акклиматизацией;

б) закаливанием;

в) срочной адаптацией;

г) долговременной адаптацией.

7. Сколько существует типов реакции организма на физические нагрузки:

а) два;


б) три;

в) четыре;

г) пять.

8. По каким показателям оценивают типы реакции организма на физические нагрузки?

8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации к зачету.

1. Понятие об адаптации. Факторы, вызывающие адаптацию. Их классификация. Закономерности процесса адаптации. Значение проблемы адаптации в спорте.

2. Характеристика приспособительных изменений в здоровом организме. Обычные адаптационные реакции. Адаптационные сдвиги. Динамика адаптационных изменений при действии экстремальных факторов. Норма адаптивной реакции.

3. Физиологическая характеристика стадий адаптации. Стадия физиологического напряжения. Стадия адаптированности. Стадия дезадаптации и включение компенсаторных реакций.

4. Характеристика срочной и долговременной адаптации. Роль гипоталамо-гипофизарноадреналовой системы в запуске адаптивной реакции. Изменения в органах и системах организма при срочной и долговременной адаптации.

5. Повреждающая стрессорная ситуация и адаптация к ней. Патогенез стрессорного повреждения. Защитные эффекты адаптации. Механизм адаптации к стрессорной ситуации.

6. Понятие стресса и виды стрессоров. Учение об общем адаптационном синдроме. Стадии общего адаптационного синдрома.

7. Профилактика ишемических повреждений миокарда при действии стрессорных факторов.

8. Положительные перекрестные эффекты адаптации: повышение резистентности организма к факторам окружающей среды, физическим нагрузкам, боли, отрицательным эмоциям, повышение способности к выработке условно-рефлекторных связей.

9. Отрицательные перекрестные эффекты адаптации. Цена адаптации.

10. Динамика функционального состояния ЦНС при адаптации к различным факторам внешней среды и физическим нагрузкам.

11. Понятие о сенсорной адаптации. Проявление сенсорной адаптации. Механизм сенсорной адаптации. Роль эфферентной регуляции свойств сенсорной системы в ее адаптации.

12. Регуляторные механизмы адаптации сердца. Внутрисердечная регуляция. Экстракардиальная регуляция.

13. Саморегуляторные реакции сердца на кратковременные нагрузки объемом и давлением. Приспособление сердечной деятельности к различным физическим нагрузкам.

14. Физиологическая характеристика гипо- и гипертермии. Тепловая и холодовая адаптация.

15. Понятие деадаптации. Физиологическая и патологическая деадаптация. Нивелирование системного структурного следа. Биологическая целесообразность деадаптации.

16. Характеристика и классификация функциональных резервов. Величина резервных возможностей человека. Механизмы мобилизации резервных возможностей.

17. Характеристика и механизмы срочной и долговременной адаптации к физическим нагрузкам.

18. Функциональные изменения в органах и системах организма при срочной и долговременной адаптации к физическим нагрузкам.

19. Положительные функциональные эффекты адаптации к мышечной деятельности. (повышение экономичности деятельности физиологических систем и органов, повышение скорости врабатывания органов и систем организма и их восстановления, повышение резервных возможностей организма, повышение неспецифической резистентности организма при адаптации к мышечной деятельности).

20. Формы проявления цены адаптации к чрезмерным физическим нагрузкам.

21. Дезадаптация. Ее причины. Профилактика дезадаптации и изнашивания систем организма при чрезмерных физических нагрузках.

22. Факторы, влияющие на продолжительность акклиматизации к холодным условия среды.

23. Тепловой стресс. Его влияние на организм человека. Понятие и механизмы тепловой адаптации.

24. Изменения в различных системах организма при адаптации к жаркой среде обитания. Влияние высокой температуры воздуха на адаптированного и неадаптированного человека.

25. Факторы, действующие на организм человека в среднегорье и высокогорье. Работоспособность и проявление физических качеств в условиях среднегорья и высокогорья.

26. Изменения в различных системах организма в состоянии высокогорной гипоксии. Особенности энергетического обмена, окислительных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
8.6. Темы для написания курсовой работы

Курсовые работы не предусмотрены учебным планом.


8.7. Формы контроля самостоятельной работы - в виде устного опроса, индивидуальных заданий (см. п. 8.2.)

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование. Магистерская программа «Образование в области физической культуры»


Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

К.б.н., доцент кафедры адаптивной физической культуры _______________


С.В. Парфинович

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры адаптивной физической культуры

протокол № 1 от « 05 » сентября 2011 г.

И.О.зав. кафедрой АФК, д.м.н., проф. _____________ И.И. Диамант


Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией факультета физической культуры и спорта ТГПУ

Протокол № ______ от «______» ________________ 2011 года

Председатель методической комиссии

факультета физической культуры и спорта ТГПУ, к.п.н., доцент _________________ Л.П. Канакова


Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины
Дополнения и изменения в рабочую программу учебной дисциплины М.2.В.06

«Медико-биологические проблемы адаптации человека к физическим нагрузкам» на 2012-2013 учебный год.

.
В рабочую программу учебной дисциплины М.2.В.06 «Медико-биологические проблемы адаптации человека к физическим нагрузкам» вносятся следующие изменения:

1. П. 6.4 - расширено наименование пакетов программного обеспечения - Презентация PowerPoint

Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины утверждено на заседании кафедры адаптивной физической культуры
Протокол № 1 от «01» сентября 2012 года

И.О. зав. кафедрой _____________________ И.И. Диамант


Изменения рабочей программы учебной дисциплины одобрены методической комиссией факультета физической культуры и спорта ТГПУ

Протокол № ___________ от «_________» __________________ 2012 года

Председатель методической

комиссии факультета

физической культуры и спорта ТГПУ _____________________ Л.П. Канакова



Согласовано:

Декан ФФКиС ___________________________ О.В. Смирнов


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница