Рабочая программа учебной дисциплины м в. 06 Управление инновациями Трудоемкость



Скачать 352.49 Kb.
Дата19.05.2016
Размер352.49 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)

Утверждаю

Декан факультета экономики и управления

_______________ И.А. Ромахина

«___» сентября 2012 года


Рабочая программа учебной дисциплины

М.2.В.06 УПРАВЛЕНИЕ инновациями




Трудоемкость (в зачетных единицах) 3 зачетных единицы

Направление подготовки 080200.68 – Менеджмент


Магистерская программа Логистика
Квалификация (степень) выпускника Магистр

1. Цели изучения дисциплины.
Целями преподавания дисциплины «Управление инновациями» являются изучение и обобщение имеющихся знаний о функциях и методах управления инновациями, в том числе о мотивации инновационной деятельности. Обосновать концепции развития высокотехнологичных производств на основе отечественных научно-технических исследований, которые могут обеспечить конкурентные преимущества продукции организаций промышленности и сферы услуг. В результате изучения дисциплины студенты могут познакомиться с особенностями управления инновационными стратегиями развития организации, а также выделить и раскрыть комплексный характер совокупности организационных форм, взаимосвязанных друг с другом, обеспечивающих инновационную деятельность на всех уровнях народного хозяйства.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Данная дисциплина входит в раздел «М.2.В.06 Управление инновациями». Профессиональный цикл. Вариативная часть.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе, а также в процессе обучения по направлению 080200.62 «Менеджмент», такие как маркетинг, теория менеджмента, методы принятия управленческих решений и т.д.
3. Требования к уровню освоения программы.

В результате освоения дисциплины студент должен:


Знать:

  • методологические аспекты создания конкурентоспособной продукции, эффективное использование инновационного потенциала организаций промышленности;

  • основные этапы инновационных процессов, особенности финансирования наиболее важных промежуточных результатов.


Уметь:

  • определять результативность работы научно-технических организаций.

  • классифицировать типы конкурентного инновационного поведения различных организаций.


Владеть:

  • применения знаний о ценностном аспекте инноваций при обосновании инвестиций в инновационные процессы в условиях конкуренции;

  • продвижения новшеств для инновационных фирм;

  • исследования способностей создания инновационных механизмов – организации спроса и предложений на инновации.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 080200.68 – Менеджмент:


А) общекультурные (ОК):

  • способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК- 1);

  • способностью к изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);

  • способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК- 3);

  • способностью принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4);

  • свободным владением иностранным языком как средством профессионального общения (ОК -5);

  • обладает навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК-6);

Б) профессиональные (ПК):



  • способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1);

  • способностью разрабатывать корпоративную стратегию (ПК-2);

  • способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-4);

  • способностью готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности (ПК-8)


4. Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам

(в соответствии с учебным планом)



(час)

Всего



семестра



семестра

3

семестр

Аудиторные занятия

16







16

Лекции

6







6

Практические занятия (ПЗ)

10







10

Семинары (С)













Лабораторные работы (ЛР)













Другие виды аудиторных занятий













Другие виды работ













Самостоятельная работа

100







100

Курсовой проект (работа)













Реферат













Расчетно-графические работы













Формы текущего контроля

тесты







тесты

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом










зачет


5. Содержание программы учебной дисциплины
5.1. Содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).



п/п



Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы

Самостоя

тельная работа

(час)


ВСЕГО

Лекции

Практические (семинары)

Лабора

торные


В т.ч. активные формы обучения

(не менее 50%)






1.

Общие представления об инновационной деятельности

2

1

1




1

15

2.

Классификация инноваций

2

1

1




1

15

3.

Рынок инновационной продукции

3

1

2




2

15

4.

Инфраструктура инновационной деятельности

3

1

2




2

15

5.

Инновационные стратегии фирмы

3

1

2




2

16

6

Инновационный проект. Оценка эффективности инновационного проекта

3

1

2




2

16




Итого:

16/0,44

6

10




10/62,5%

92


5.2. Содержание разделов дисциплины
Тема №1. Общие представления об инновационной деятельности.

Содержание основных понятий. Понятие научно-технического прогресса. Различия между понятиями «Новшество, нововведение, инновация». Виды приобретения новшества. НИОКР. Коммерческий аспект инновации. Функции инновации. Инновации первого и второго рода. Пять типов инноваций: товарная, технологическая, рыночная, управленческая. Воздействие внешних и внутренних факторов на потребность в инновациях. Инновационный процесс. Три формы инновационного процесса: натуральная, товарная и расширенная. Понятие диффузии инновации. Инновационная деятельность. Инновационная активность. Инновационный потенциал. Виды инновационной деятельности. Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами: маркетинг, управление персоналом, управление качеством, логистика, исследование систем управления. Объект, предмет, функции, цель и задачи инновационного менеджмента. Сравнительная характеристика классического и инновационного менеджмента.



Тема №2. Классификация инноваций.

Классификация инновации. В зависимости от вида инновации: по распространенности, по месту в производственном цикле, по преемственности, по охвату ожидаемой доли рынка, по инновационному потенциалу и степени новизны. С точки зрения цикличности развития техники: крупнейшие (базисные), крупные (на базе аналогичного ранга изобретений), средние (улучшающие), мелкие (псевдоинновации). В зависимости от характера общественных целей: коммерческие, некоммерческие, специальные. В зависимости от причины возникновения: реактивные, стратегические. По предмету и сфере приложения: продуктовые, рыночные, инновации–процессы. По характеру удовлетворяемых потребностей: ориентирование на существующие потребности, ориентирование на формирование новых потребностей. В зависимости от структуры предприятия: инновации на «входе» в предприятие, инновации на «выходе» из предприятия, инновации структуры предприятия как системы. В зависимости от области применения: технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, инновации в области управления.


Тема №3. Рынок инновационной продукции.

Характеристика рынка инновационной продукции. Субъекты и объекты инновационного рынка. Отличительные особенности рынка инноваций. Две ориентации, которых может придерживаться фирма – производитель инновационной продукции. Формы передачи технологий на коммерческой и некоммерческой основе. Трансфер технологии. Способы передачи технологий в зависимости от направления трансфера, от количества участников и степени их участия. Имитационный, адаптивный, инновационный трансфер технологий. Интеллектуальные права или право интеллектуальной собственности. Виды интеллектуальных прав. Авторское право. Смежные права. Патентное право. Права на средства индивидуализации. Секреты производства (Ноу–хау). Виды защиты прав интеллектуальной собственности. Идейные обоснования интеллектуальной собственности. Виды нарушений прав интеллектуальной собственности. Критика интеллектуальной собственности.



Тема №4. Инфраструктура инновационной деятельности.

Понятие инновационной инфраструктуры. Организационные структуры инновационного менеджмента. Научная организация. Разделение инновационных организаций по секторам: государственный, предпринимательский, высшее образование, частный бесприбыльный (некоммерческий). Особая роль малых фирм. Инновационный менеджмент в крупных фирмах. Фирмы – экспелеренты (до и с самого начала выпуска новой продукции). Фирмы – патиенты (узкий сегмент при росте выпуска продукции). Крупный стандартный бизнес: фирмы – виоленты (массовый выпуск). Фирмы – коммутанты (при падении спроса). Производственно–технологическая (или материальная) инфраструктура. Технопарки, технополисы, бизнес–инкубаторы, технологические кластеры, технико–внедренческие зоны, центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием, спин–оффы, венчурные фирмы. Финансовая инфраструктура. Различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные, стартовые, посевные), фондовый рынок в части высокотехнологичных компаний, бизнес–ангелы и НФПГ (научно–финансовые промышленные группы). Экспертно–консалтинговая инфраструктура. Центры консалтинга, центры транфера технологий, инжиниринговые фирмы. Кадровая инфраструктура. Образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д. Информационная: государственная система научно–технической информации, ресурсы структур поддержки малого бизнеса. Сбытовая инфраструктура. Объединение учреждений фундаментального и прикладного характера, правительственные программы по их развитию. Фирма как потребитель инноваций.



Тема №5. Инновационные стратегии фирмы.

Ситуационный анализ. Влияние микро и макро, внутренней среды на развитие организации. Типы инновационных стратегий: наступательная (принципы предпринимательской конкуренции), оборонительная (удержать сегмент рынка), имитационная. Создание нового рынка. Стратегия сравнительных преимуществ. Стратегия непрерывного совершенствования. Приобретение компаний. Оборонительная стратегия. Оппортунистическая стратегия. Лицензионная или имитационная стратегия. Защитная стратегия. Зависимая стратегия. Необходимость работы с тремя поколениями продукта: уходящим, господствующим и перспективным. График фаз и циклов выпуска продуктов. Основные направления инновационной стратегии. Функциональное замещение. Факторы, влияющие на выбор инновационной стратегии. Стратегии проведения НИОКР и стратегии внедрения и адаптации нововведений. Стратегическое поведение эксплерентов, виолентов, патиентов и коммутантов.



Тема №6. Инновационный проект. Оценка эффективности инновационного проекта.

Технико-экономическое обоснование. Инновационный проект как план исследований, разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих народнохозяйственное значение. Инновационный проект: инициативный, развития научных исследований, издательский, создания центров коллективного пользования. Содержание: фундаментальная проблема, конкретные задачи, предлагаемые методы и подходы (либо план работ), ожидаемые результаты, имеющийся задел (или опыт создания) и др. Управление процессом создания нового изделия. Внутренняя и внешняя направленность подготовки производства. Этапы изготовления: проектная документация, изготовление, наладка, испытания. Алгоритм разработки и контроля качества новой техники.


5.3. Лабораторный практикум
Лабораторный практикум не предусмотрен
5.4. Образовательные технологии

В данном курсе используются, отработка практических навыков по применению механизмов управления инновациями, проектная технология, метод разработки групповых решений и проведение семинаров по темам учебных блоков дисциплины, а также организация самостоятельной работы студентов (СРС).

В процессе образовательной деятельности по данному курсу успеваемость студентов оценивается в балльно-рейтинговой системе.

На первом занятии по дисциплине у студентов второкурсников проводится входное тестирование, направленное на выявление знаний каждого студента в области управления инновациями.

Обучение в рамках курса предусматривает работу студентов в шести блоках (разделах) дисциплины «Управление инновациями».
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература по дисциплине:


  1. Фатхутдинов, Раис Ахметович. Инновационный менеджмент: учебник для вузов/Р. А. Фатхутдинов.-6-е изд., испр. и доп. - СПб.: Питер, 2010. - 442 с.

  2. Туккель, Иосиф Львович. Управление инновационными проектами: учебник для вузов/И. Л. Туккель, А. В. Сурина, Н. Б. Культин; под общ. ред. И. Л. Туккеля. -СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 396, с.


6.2. Дополнительная литература по дисциплине:

  1. Разработка и принятие решения в управлении инновациями: учебное пособие для вузов/И. Л. Туккель, С. Н. Яшин, С. А. Макаров, Е. В. Кошелев. - СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 342, с.

  2. Рожкова, Екатерина Владимировна. Инновационный менеджмент: учебно-методический комплекс/Е. В. Рожкова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО Ульяновский государственный университет. - Ульяновск: Издательство УлГУ, 2006.- 83 с.

  3. От научной разработки до инновационного проекта: настольная книга технологического менеджера/О. Ф. Беленко, Т. В. Белик и др. ; под ред. В. Ф. Ефременко, С. В. Мельченко ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. - Томск [и др.]: издательство ТГПУ, 2006. - 107, с.

  4. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: учебник для вузов/под ред. А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели.-Изд. 2-е, перераб. и доп.-М.: Экономика, 2004. - 517с.

  5. Киселева, Виктория Викторовна. Государственное регулирование инновационной сферы: учебное пособие для вузов/В. В. Киселева, М. Г. Колосницына; Высшая школа экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. -401 с.

  6. Кузнецов, Павел Михайлович. Инновационный менеджмент в вопросах и ответах: методическое пособие/П. М. Кузнецов ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. - Томск: издательство ТГПУ, 2007. - 22 с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

http://www.gov.ru (сайт Правительства РФ)

http://www.ilo.ru (официальный сайт Международной организации труда)

http://www.infp.gks.ru ( официальный сайт Госкомстата)

http://www.sclaha.ru/cgi-bin/regbase.pl (Россия в цифрах)

http://www.government.ru (Министерство здравоохранения и социального развития)

http://www.management.com.ua/ - Интернет портал для управленцев

http://www.big.spb.ru/ - бизнес-инжиниринг / современная технология управления

http://www.md-management.ru/ - «MD-Менеджмент»: все об управлении



http://www.bpm-online.ru/ - все об управлении бизнес процессами, стратегией, финансами, персоналом, маркетингом.
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

№ п/п

Наименование раздела (темы) учебной дисциплины

Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1

Общие представления об инновационной деятельности

Авторский комплект презентаций в формате PowerPoint. Материалы практических и тестовых заданий

Оргтехника: компьютер, проектор, экран.

2

Классификация инноваций

Авторский комплект презентаций в формате PowerPoint. Материалы практических и тестовых заданий

Оргтехника: компьютер, проектор, экран.

3

Рынок инновационной продукции

Авторский комплект презентаций в формате PowerPoint. Материалы практических и тестовых заданий

Оргтехника: компьютер, проектор, экран.

4

Инфраструктура инновационной деятельности

Авторский комплект презентаций в формате PowerPoint. Материалы практических и тестовых заданий

Оргтехника: компьютер, проектор, экран.

5

Инновационные стратегии фирмы

Авторский комплект презентаций в формате PowerPoint. Материалы практических и тестовых заданий

Оргтехника: компьютер, проектор, экран.

6

Инновационный проект. Оценка эффективности инновационного проекта

Авторский комплект презентаций в формате PowerPoint. Материалы практических и тестовых заданий

Оргтехника: компьютер, проектор, экран.


6.5. Периодическая литература (журналы):

  1. Журнал «Управление инновациями»

  2. Научно-практический журнал «Сфера услуг: инновации и качество»

  3. Научно-теоретический журнал «Ученые записки»


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
7.1. Методические рекомендации преподавателю

Данная учебная программа освещает вопросы управления инновациями с широким привлечением отечественного и зарубежного опыта. По каждой теме предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, проведение практических занятий, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Особое внимание уделяется активным формам обучения, такие как, решение задач с анализом конкретных экономических ситуаций, деловые игры.

Преподавателям семинарских занятий следует обращать внимание как на логику решения тех или иных задач, так и на экономические выводы, которые следуют из формальных моделей.

Руководитель лекционного потока осуществляет общее методическое руководство в ходе проведения курса и оказывает необходимую учебно-методическую текущую помощь преподавателям семинарских занятий.

Подготовка и проведение лекций, семинарских и практических занятий должны предусматривать определенный порядок.

Для подготовки студентов к семинарскому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.

Литература, указанная в конце каждой темы, может быть дополнена преподавателем на основе материалов экономических журналов, газет, Интернет - ресурсов. В зависимости от подготовленности конкретной группы список можно корректировать. Учитывая специфику направления «Менеджмент», желательно использовать на занятиях материалы публикаций в периодической печати, издания и материалы, публикуемые на сайтах Госкомстата, Министерства экономического развития и торговли, Министерства финансов и других ведомств для обсуждения наиболее важных проблем экономической политики и особенностей проявления общих закономерностей экономического развития в российской экономике.

Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие.

Весьма важным для преподавателя является подготовка к проведению семинарского занятия.

Любое семинарское занятие следует начинать с организационного момента: установить отсутствующих и причину неявки их на занятие. Затем во вводном слове преподавателя (3-4 минуты) определяется тема занятия, его цели, задачи и порядок работы. При обсуждении проблем, вынесенных на семинар, преподаватель следит за тем, чтобы каждый из его участников извлек пользу, приобретая новые знания, или уточняя их.

Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений. В зависимости от конкретных условий заключительное слово может быть либо по каждому из узловых вопросов, либо по занятию в целом (до 10 минут).
7.2. Методические указания для студентов

В соответствии с учебным планом соответствующего направления подготовки дисциплина «Управление инновациями» изучается студентами в 3 семестре.

Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки, формулы, схемы, таблицы. Управление инновациями как наука использует свою терминологию, категориальный, графический и экономико-математический аппараты, которыми студент должен научиться пользоваться и применять по ходу записи лекции. Культура записи лекции – один из важнейших факторов успешного и творческого овладения знаниями современного кадрового планирования, а также анализу экономическим проблемам общества. Последующая работа над текстом лекции воскрешает в памяти ее содержание. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Лекции в основном нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.

Семинарское занятие по управлению инновациями – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание категорий, положений и инструментов управления инновациями, и уметь их применить для аргументированной и доказательной оценки различных общественных и экономических процессов и явлений, происходящих в современном мире. Участие в семинаре позволяет студенту соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач по моделированию процессов на различных уровнях экономики, давать оценку экономическим явлениям, происходящим в стране и мире.

Семинарские занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.

При изучении каждой темы особое внимание следует уделять как количественным, так и качественным приемам, используемым при решении задач.

Для выполнения письменных домашних заданий студентам необходимо внимательно прочитать соответствующий раздел учебника и проработать аналогичные задания, рассматриваемые преподавателем на семинарских занятиях.

Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными, информацией об экономических и общественных событиях в России.

Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по «Управлению инновациями» является зачет (3 семестр). На зачете студенты должны продемонстрировать не только теоретические знания, но и практические навыки пользования инструментарием управления инновациями, поэтому на итоговом контроле помимо теоретических вопросов студенту предлагается выполнить практическое задание.

Постоянная активность на занятиях, готовность ставить и обсуждать актуальные проблемы курса – залог успешной работы и положительной оценки.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
8.1. Тематика рефератов (докладов, эссе)

  1. Технопарки и бизнес-инкубаторы в России

  2. Инновационное предпринимательство

  3. Инновации в России

  4. Теория Н. Кондратьва и её современная интерпретация

  5. Организационные формы инновационной деятельности

  6. Финансирование инновационных проектов

  7. Научный вклад в развитие инноваций Й. Шумлетера

  8. Инновационный процесс, его сущность и значение

  9. Инновации и инновационная деятельность за рубежом

  10. Основные рыночные формы влияния на характер инновационной деятельности

  11. Интеграция инновационных систем в мировой практике

  12. Оценка инновационного потенциала России

  13. Инжиниринг и реинжиниринг в организации

  14. Инновационный потенциал предприятия

  15. Разработка инновационной стратегии организации

  16. Стратегии государственной инновационной политики

  17. Планирование и прогнозирование инновационного цикла

  18. Инновационный проект: основные этапы их функционирования и реализации

  19. Научно-техническая подготовка производства

  20. Инновационная деятельность и формы государственной поддержки

  21. Разработка инновационной стратегии

  22. Стимулирование инновационных разработок

  23. Инновации и инновационная деятельность в РФ

  24. Налогообложение в инновационной деятельности

  25. Коммерциализация инноваций как фактор экономического роста

  26. Инновационный потенциал предприятия

  27. Определение коммерческого риска при инвестициях в инновационную деятельность и методы его уменьшения

  28. Разработка инновационного проекта

  29. Формирование портфеля новшеств


8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся.

  1. Инновационный процесс, его сущность и значение

  2. Инновации и инновационная деятельность за рубежом

  3. Основные рыночные формы влияния на характер инновационной деятельности

  4. Интеграция инновационных систем в мировой практике

  5. Оценка инновационного потенциала России

  6. Инжиниринг и реинжиниринг в организации

  7. Инновационный потенциал предприятия

  8. Разработка инновационной стратегии организации

  9. Стратегии государственной инновационной политики

  10. Планирование и прогнозирование инновационного цикла

  11. Инновационный проект: основные этапы их функционирования и реализации

  12. Научно-техническая подготовка производства

  13. Инновационная деятельность и формы государственной поддержки

  14. Разработка инновационной стратегии

  15. Стимулирование инновационных разработок

  16. Инновации и инновационная деятельность в РФ

  17. Налогообложение в инновационной деятельности

  18. Коммерциализация инноваций как фактор экономического роста

  19. Инновационный потенциал предприятия

  20. Определение коммерческого риска при инвестициях в инновационную деятельность и методы его уменьшения

  21. Разработка инновационного проекта

  22. Формирование портфеля новшеств


8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз.

  1. Как можно определить понятия «новация (новшество)», «нововведение», «инновация», «инновационный процесс»?

  2. Какую роль инновации играют в жизни общества?

  3. Что является предметом инноватики как научной дисциплины?

  4. Каковы условия и предпосылки возникновения инноватики?

  5. В чем состоит сущность теории Н. Д. Кондратьева и какова ее современная интерпретация?

  6. Каков научный вклад в развитие инноватики Й. Шумпетера?

  7. Каковы закономерности развития технологического уклада и как они учитываются при прогнозировании развития экономики в целом, отрасли и региона?

  8. Каковы характеристики современных технологических укладов в экономике России?

  9. Какие классификационные признаки новаций и инновационных процессов и их характеристики используются в инновационном менеджменте и каковы цели классификации?

  10. Как можно классифицировать (по различным признакам) данное нововведение / инновационный процесс (разбор практических примеров)?

  11. Какова международная практика идентификации инноваций?

  12. Какие показатели характеризуют инновационную активность страны, региона, отрасли, предприятия и организации?

  13. Как можно охарактеризовать состояние инновационной сферы в России в сравнении с другими странами?

  14. Какие факторы определяют конкурентоспособность организации, ее продукции и услуг?

  15. В чем причина низкой инновационной активности российских промышленных организаций (разбор конкретных ситуаций)?

  16. Какие рыночные факторы определяют характер инновационной деятельности?

  17. Каковы роли рынка новаций, рынка инновационного предпринимательства и финансового рынка в инновационном процессе (разбор конкретных ситуаций)?

  18. Какие стратегии государственной инновационной политики известны в мировой практике (анализ фактических примеров)?

  19. В чем состоит роль государства в поддержке инновационной деятельности в России?

  20. Какие организации образуют инфрастуктуру инновационной деятельности?

  21. В чем состоит роль и функции финансовых и кредитных организаций в инновационной деятельности?

  22. В чем состоит сущность концепции жизненного цикла инновации?

  23. Какие управленческие решения принимаются на основе анализа жизненного цикла товара/технологии (разбор конкретных ситуаций)?

  24. В чем сущность диффузных процессов и каковы их основные направления?

  25. Как осуществляется трансфер инноваций и какова его роль в защите интеллектуальной собственности (разбор конкретных ситуаций)?

  26. Каковы особенности инновационного стратегического поведения организаций и их влияние на систему управления?

  27. Как осуществляется выбор инновационных стратегий в организации (разбор конкретных ситуаций)?

  28. Как производится оценка инновационного потенциала организации?

  29. Какова роль организационной культуры в инновационном потенциале организации (разбор конкретных ситуаций)?


8.4. Примеры тестов.



Вопросы теста

Ответ

1

Инновационный потенциал – это…

2

1

Практическое использование инновационно–научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта с более высоким уровнем качества




2

Описание возможностей организации по достижению целей за счёт реализации инновационных идей




3

Целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления




2

Фундаментальные исследования — это...

3

1

Переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству




2

Исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, в том числе имеющих коммерческое значение




3

Экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды




3

Можно выделить две ориентации, которых может придерживаться фирма-производитель (уберите лишнее):

1

1

Ориентация на технологичное производство товаров и услуг в инновационной сфере




2

Ориентация на продукт, основанная на технологическом предложении




3

Технико-рыночная ориентация, основанная на изучении рыночного спроса




4

Дайте определение инновационного цикла

2

1

Время, необходимое для решения исследовательской задачи




2

Период создания, распространения и использования инноваций




5

Дайте определение инновации




1

Развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи

1

2

Новая исследовательская задача, решаемая в рамках НИИ




3

Результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ




6

Охарактеризуйте базисные инновации

2

1

Инновации, коренным образом изменяющие образ мышления, способствующие появлению новых представлений о мироздании




2

Инновации, реализующие крупнейшие изобретения, являющиеся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей в промышленности




7

Что не входит в функции инноваций

3

1

Полезная функция




2

Функция изменений




3

Функция познания




8

Что понимается под диффузией инновации

3

1

Последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства




2

Это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов




3

Процесс, посредством которого инновация передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени




9

Какие изобретения относятся к четвертой волне (1930-1990 г.г.) согласно теории длинных волн коньюнктуры?

4

1

Микроэлектроника, биотехнологии, генная инженерия




2

Электрическая энергия, тяжелое машиностроение




3

Ж/д -транспорт, паровой двигатель




4

Энергетика с использованием нефтепродуктов, газа, средств связи, синтетических материалов




10

Что такое инновационный процесс?

1

1

Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций




2

Процесс познания мира




11

Что такое трансфер технологий?

1

1

Передача технологии, которая может осуществляться в различных формах, разными способами и по разным каналам




2

Обмен знаниями, совместное проведение ОКР, научно-производственная кооперация




3

Межорганизационный процесс, осуществляемый по стадиям цикла «исследование - производство»




12

Условие успешной реализации инновации




1

Наличие новатора-энтузиаста, носителя идеи и лидера-предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок, взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес

1

2

Наличие производственных мощностей и надежных поставщиков




3

Высококвалифицированный персонал и высокая инновационная активность




13

Что не входит в понятие функции изменения инновации?

4

1

Использование новой техники, новых технологических процессов (нового рыночного обеспечения производства)




2

Внедрение продукции с новыми свойствами




3

Использование нового сырья




4

Изменение уровня прибыли




5

Изменения в организации производства




6

Появление новых рынков сбыта




14

Как с латинского языка переводится слово «Инновация»?

3

1

Изменение




2

Внедрение, результат




3

Возобновление, обновление




15

Как выглядит общая структура инновационного процесса?

1

1

ФИ - ПИ - ОКР - Внедрение - Рост - Замедление роста - Спад




2

ПИ - ПП - Основное производство - Пр - С - НИ - ОКР - Сб - ФИ




3

ФИ - НИОКР - Внедрение - Рост - Замедление роста - Спад




16

Кто является автором теории длинных волн конъюнктуры?

2

1

Й. Шумпетер




2

Н.Д. Кондратьев




3

А. Шпитгоф




4

Р. Хоутри




17

Что из перечисленного не входит в логические формы инновационного процесса

3

1

Простой внутриорганизационный (натуральный)




2

Простой межорганизационный (товарный)




3

Укрупненный




4

Расширенный




18

Раскройте сущность простого внутриорганизационного инновационного процесса (ИП)

1

1

ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы




2

При этом ИП новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.




3

ИП проявляется в создании новых производителей нововведений, в нарушении монополии производителя-пионера




19

Какой из факторов не определяет форму организации инновационных процессов?

2

1

Состояние внешней среды




2

Уровень экономических связей




3

Состояние внутренней среды данной хозяйственной системы




4

Специфика самого инновационного процесса




20

Дайте определение инвестиций

3

1

Привлечение собственных средств предприятия, чтобы начать разработку и внедрение инновационного продукта




2

Накопление денежных средств с целью использования их в дальнейшем при разработке инновационного товара




3

Долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода




21

Что понимается под коммерческим аспектом инновации?

1

1

Экономическая необходимость, осознанная через потребности рынка, то есть «материализация» инновации




2

Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа)




3

Изменения в ориентации производства и его материально-технического обеспечения




22

Раскройте сущность крупнейших (базисных) инноваций

1

1

Инновации становятся основой революционных переворотов в технике, создания новых отраслей. Инновации требуют длительного времени, крупных затрат для своего освоения, но обеспечивают значительный народно-хозяйственный эффект




2

Инновации формируют новые поколения техники в рамках данного направления. Они реализуются в относительно короткий срок и малыми затратами




3

Инновации служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными




4

Инновации улучшают отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей технике на основе использования мелких изобретений




23

Дайте определение новшества

2

1

Взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники




2

Оформленный результат ФИ, разработок и экспериментальных работ




3

Процесс, в результате которого предприятие становится конкурентоспособным и получает максимальную прибыль





8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (экзамен)


  1. Общие представления об инновационной деятельности. Основные понятия инновационного менеджмента.

  2. Общие представления об инновационной деятельности. Содержание инновации.

  3. Общие представления об инновационной деятельности. Понятие инновационной деятельности.

  4. Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами.

  5. Задачи и функции учебной дисциплины «Инновационный менеджмент», сравнительная характеристика обычного и инновационного менеджмента.

  6. Классификация инноваций (в зависимости от вида инновации, с точки зрения цикличности развития техники, в зависимости от характера общественных целей, в зависимости от причины возникновения).

  7. Классификация инноваций (по предмету и сфере приложения, по характеру удовлетворяемых потребностей, в зависимости от структуры предприятия, в зависимости от области применения).

  8. Теория длинных волн Кондратьева.

  9. Инновационный процесс. Первая стадия ЖЦ инновации (НИОКР).

  10. Инновационный процесс. Вторая стадия ЖЦ инновации.

  11. Рынок инновационной продукции. Характеристика рынка.

  12. Рынок инновационной продукции. Формы передачи технологий.

  13. Рынок инновационной продукции. Интеллектуальная собственность.

  14. Структура и содержание системы инновационного менеджмента организации. Внешнее окружение фирмы.

  15. Структура и содержание системы инновационного менеджмента организации. Внутренняя среда фирмы (подсистемы инновационного менеджмента).

  16. Инфраструктура инновационного менеджмента. Организационные структуры инновационного менеджмента.

  17. Инфраструктура инновационного менеджмента. Малый бизнес.

  18. Инфраструктура инновационной деятельности. Технологическая инфраструктура.

  19. Инфраструктура инновационной деятельности. Финансовая инфраструктура.

  20. Инфраструктура инновационной деятельности. Консалтинговая инфраструктура и инфраструктура подготовки кадров.

  21. Инфраструктура инновационной деятельности. Информационная и сбытовая инфраструктуры.

  22. Инновационные стратегии фирмы. Основные понятия.

  23. Инновационные стратегии фирмы. Стабилизационные и наступательные стратегии.

  24. Инновационные стратегии фирмы. Стратегии проведения НИОКР.

  25. Инновационные стратегии фирмы. Стратегии внедрения и адаптации нововведений.

  26. Понятие и виды инновационного проекта

  27. Основные фазы ЖЦ инновационного проекта

  28. Этапы инновационного проекта

  29. Оценка эффективности инновационных проектов и программ Основные критерии для оценки инновационных проектов

  30. Способы оценки инновационного проекта. Коммерческая, бюджетная, народнохозяйственная экономическая эффективность.


8.6. Темы для написания курсовой работы (представляется на выбор обучающегося, если предусмотрено рабочим планом).
Не предусмотрено учебным планом
8.7. Формы контроля самостоятельной работы

Самостоятельная работа объемом 100 часов предусматривает выполнение следующих заданий:


N п/п

Тема задания

Вид контроля

Кол. часов

1

Определение жизненного цикла инновационного продукта

Коллоквиум

15

2

Оценка эффективности инновационного проекта ОАО

Контрольная работа

15

3

Технопарки и бизнес-инкубаторы в России

Доклады

15

4

Кейс для менеджера по управлению инновациями

Самостоятельная работа

15

5

Анализ инновации согласно классификации инноваций

Самостоятельная работа

20

6

Презентация-диспут: «Современные теории инноватики»

Контрольная работа

20

Рабочая программа учебной дисциплины «Управление инновациями» составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200.68 – Менеджмент.


Рабочую программу учебной дисциплины составила:

ассистент кафедры менеджмента ФЭУ ТГПУ



Деремешко Виктория Анатольевна ________________________

(подпись)


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры менеджмента,

протокол № 1 от «29» августа 2012 г.


Зав. кафедрой

докт. физ. – мат. наук, профессор ___________________ Н.Г. Филонов

(подпись)
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ФЭУ ТГПУ

протокол № __ от _____________ 2012 г.


Председатель методической комиссии__________________________ В.Г. Аникина

(подпись)


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница