Рабочая Программа учебной дисциплины м в. 08 Основы семейного консультирования трудоемкость



Скачать 283.14 Kb.
Дата07.06.2016
Размер283.14 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан педагогического факультета

Г.Ю. Титова __________________

«_____»________________2013 г.

рабочая Программа учебной дисциплины
М.2.В.08 ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Трудоемкость (в зачетных единицах): 2


Направление подготовки: 050100.68 Педагогическое образование
Магистерская программа: Управление дошкольным образованием
Квалификация (степень) выпускника: магистр

  1. Цели изучения дисциплины

Цель курса – развитие профессиональной компетентности магистра посредством освоения практических психологических знаний в области детской психологии ведущей к научному осмыслению и пониманию ценностно-смысловых основ и технологий профессиональной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению субъектов образовательного процесса на основе развития общекультурных и профессиональных компетенций. Ознакомление студентов с фундаментальными основами теории и практики семейного консультирования.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Место дисциплины «Основы семейного консультирования» в структуре ООП магистратуры. Дисциплина относится к части профессионального цикла. Изучение данной дисциплины тесно связано со следующими предшествующими дисциплинами, такими как: «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании», «Социальная психология в образовании», «Основы управления педагогическими системами», «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды». Дисциплина также тесно связана с рядом дисциплин из вариативной части профессионального цикла, а также научно-исследовательской и производственной практикой, научно-исследовательской работой в семестре и подготовкой магистерской диссертации.



3. Требования к уровню освоения программы

В результате изучения дисциплины у магистрантов формируются следующие компетенции:



Общекультурные:

готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);



профессиональные (ПК):

общепрофессиональные (ОПК):

способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);



В области педагогической деятельности:

готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);



В области научно-исследовательской деятельности:

способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);



В области методической деятельности:

готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);



В области управленческой деятельности:

готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);



В области культурно-просветительской деятельности:

способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);
В результате освоения содержания дисциплины студент должен:


  1. Иметь представление об основных подходах к работе с семьей, сложившихся в мировой консультативной практике, наиболее известных представителях этих подходов, об установках, сложившихся в практической психологии применительно к анализу конфликтного взаимодействия в семье, проблемного поведения ребенка, напряженности во взаимоотношениях между представителями разных поколений.

  2. Знать основные методы работы с наиболее типичными формами запроса применительно к работе с семьей, где можно при необходимости найти подробные и алгоритмизированные описания сложных форм работы.

  3. Освоить навыки анализа типичных консультативных ситуаций на предмет выявления семейной подоплеки проблем.

  4. Уметь с научных позиций анализировать ситуацию, при которой необходимо оказание консультативной помощи по семейным проблемам, решать практические задачи, связанные с консультированием, опираясь на основные принципы и алгоритмы, существующие в современном психологическом знании относительно семьи.

  5. Владеть навыками поиска, анализа, систематизации и использования информации применительно к задаче психологического консультирования по вопросам, связанным с семьей.



4. Общая трудоемкость дисциплины- 2 зачетные единицы и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом) (час)



Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)


Всего 72 час.

3 семестр

Аудиторные занятия

20

20

Лекции

-

-

Практические занятия

20

20

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

Другие виды аудиторных работ(занятия в интерактиве)

10

10

Другие виды работ

-

-

Самостоятельная работа

52

52

Курсовой проект (работа)

-

-

Реферат

-

-

Расчётно-графические работы

-

-

Формы текущего контроля

-

-

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Зачет – 3 сем.

Зачет

5. Содержание учебной дисциплины

5.1. Разделы учебной дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)



практические (семинары)

занятия в интерактиве

самостоя-тельные



Основные источники оказания психологической помощи по проблемам, связанным с семьей

2

1

5



Структурная модель психологического консультирования семьи

2

1

6



Психодинамическая модель консультирования семьи (модель работы с семьей, основанная на теории семейных систем М. Боуэна)

2

1

4



Социометрические техники работы с семьей

2

1

6



Методы исследования семейных отношений

4

2

6



Основанная на опыте модель консультирования семьи

4

1

4



Стратегическая модель работы с семьей


4

1

4



Метод расстановки по Б. Хеллингенру в работе с семьями


4

1

4



Представление об идеальной семье в концепции К. Роджерса. Роль семейного терапевта

4

1

4



Работа психолога-консультанта с проблемами воспитания детей в семье

4

1

5



Работа с семейными причинами детской тревожности и детских страхов

4

1

4




Итого часов:

20

10

52



5.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Основные источники оказания психологической помощи по проблемам, связанным с семьей

Результаты научных психологических исследований относительно проблем, связанных с семейной жизнью, и их использование в практике психологического консультирования. История возникновения и основные направления семейной терапии на Западе. Развитие знаний о семейных проблемах и практике работы с семьями в рамках отечественной науки.



Тема 2. Структурная модель психологического консультирования семьи

История возникновения структурной модели психологического консультирования семьи. Определение структуры семьи. Элементы системы поддержания структуры семьи:



  • генетическая система поддержания структуры семьи;

  • система комплиментарных (дополняющих друг друга) ролей.

Субсистемы семьи (холоны):

  • субсистема супружеской пары;

  • субсистема родителей;

  • субсистема детей (сиблингов).

Основные задачи, решаемые в рамках каждой из субсистем. Причины нарушения функционирования семьи в рамках каждой из перечисленных выше субсистем.

Понятие границ между субсистемами. Основные виды границ: ригидные, диффузные, четкие и их характеристики. Понятие о семейных треугольниках. Виды семейных треугольников. Основные нарушения жизнедеятельности семьи, описанные в рамках структурной модели. Особенности доминирующих аффектов и межличностных контактов в неблагополучных семьях. Черты личности членов неблагополучных семей, особенности организации пространства в неблагополучных семьях.



Тема 4. Социометрические техники работы с семьей

Сущность социометрических техник работы с семьей.

Методики: семейная скульптура, семейная хореография, генограмма семьи, методика "Ролевая карточная игра", экокарта семьи, методика "Соломенная башня", методика исследования семейного пространства, методика "Семейная социограмма".

Специфика и примеры использования указанных техник в консультативной работе с семьями.



Тема 5. Методы исследования семейных отношений

Высоко стандартизированные методики:



  • Методика "Типовое семейное состояние".

  • Опросник "Анализ семейной тревоги".

  • Тест родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина.

  • Опросник на удовлетворенность браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко.

  • Опросник "Анализ семейного воспитания" Э.Г. Эйдемиллера.

  • Модификация опросника "Анализ семейного воспитания" под названием "Родителей оценивают дети" И.А. Фурманова и А.А. Аладьина.

  • Методика "Реакции супругов на конфликт" А.С. Качаряна.

Стандартизированные методики для измерения симпатии и любви, анализа распределения ролей в семье, анализа различных параметров общения в семье, исследования конфликтного общения в семье, исследования супружеских установок, исследования уровня самоактуализации личности члена семьи (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М., 1987). Шкалы перечисленных выше методик, устойчивые сочетания показателей, способы интерпретации этих сочетаний.

Тема 6. Основанная на опыте модель консультирования семьи

Сущность подхода: Работа психолога с клиентом должна помочь последнему пережить "здесь и сейчас" новый опыт, помогающий членам семьи стать более гармоничными, интегрированными, творческими личностями, что должно изменить их отношения в семье. Важно, чтобы члены семьи захотели пережить этот опыт еще раз. Причины внутрисемейных нарушений: Вера дисфункциональной семьи в миф, что "открытый конфликт может нарушить семью". Последствия этого: семья застревает в какой-то точке своего становления и не может далее совершенствоваться. Тезис К. Витакера о том, что семья обладает громадными потенциальными ресурсами для самосохранения. Цели работы: Переход от ригидного общения к более спонтанному, приобретение опыта подобного общения членами семьи с тем, чтобы они захотели пережить опыт спонтанного общения еще раз. Методы и принципы работы: Провоцирование членов семьи на конфликт, открытое выражение своих эмоций и чувств. Ориентация на восприятие момента, анализ поведения по принципу "здесь и сейчас", акцент на чувствах других и собственных чувствах, на выражение эмоций, которые в реальной жизни подавлены. Психодинамическая модель консультирования семьи (модель работы с семьей, основанная на теории семейных систем М. Боуэна) Два типа личности, формируемые в семье:



  • обособленная, независимая, дифференцированная от семьи;

  • подчиненная, зависимая, сплавленная с семьей.

Черты хорошо дифференцированной личности. Черты недифференцированной личности.

Семьи "Сплава" и особенности общения в них.

Цель психологического консультирования по семейным проблемам в рамках данной модели. Стратегия психологического консультирования семьи.

Методика "Тет-а-тет".



Тема 7. Стратегическая модель работы с семьей

Понятие "Концептуальная структура". Метод работы: вывод семьи из лингвистического плена, новое, необычное для семейной концептуальной структуры, подчас парадоксальное формулирование проблем. Способы изменения семейных отношений через изменения в значениях, новые ритуалы (инвариантное предписание), целенаправленный стресс, директивы, парадокс. Особенности работы Джея Хейли, Клу Маданес, Мары Сельвини Палаззоли, Пэгги Пэпп.



Тема 8. Метод расстановки по Б. Хеллингенру в работе с семьями

Феноменологический метод исследования реальности отношений. Семейно-системные переплетения и их разрешение методом расстановок.

Условия, необходимые для хороших отношений. Совесть как орган, отвечающий за равновесие в отношениях.

Специфика отношений между родителями и детьми с точки зрения данного подхода и возможные нарушения, связанные с этой областью. Работа с ними методом расстановок.

Удачные и неудачные отношения в паре, их коррекция методом расстановок.

Системные конфликты и пути их решения.



Тема 9. Представление об идеальной семье в концепции К. Роджерса. Роль семейного терапевта

Тенденция развития групп в современном европейском обществе – помимо решения узкофункциональных задач становиться группами, где решаются проблемы, связанные с запросом на клиент-центрированную терапию. Роль семейного терапевта и ее составляющие с точки зрения клиент-центрированной терапии.

Модель идеального родительства в концепции К. Роджерса. Связь успешности человека в роли родителя с его уровнем принятия себя. Методы повышения уровня самопринятия человека. Методы коррекции отношений в семье, использовавшиеся К. Роджерсом.

Тема 10. Работа психолога-консультанта с проблемами воспитания детей в семье

Основные виды причин, приводящих к нарушению процесса воспитания ребенка в семье. Укорененность проблем воспитания детей в семье в нарушениях супружеских отношений родителей или в личностных проблемах родителей.

Три основные группы воспитательных методов:


  • Методы, основанные на приоритете силы родителей.

  • Методы, основанные на лишении ребенка родительской любви.

  • Методы, основанные на обмене информации между родителем и ребенком, и на возбуждении в ребенке полезных с точки зрения целей воспитания чувств.

Эффективные и неэффективные методы воспитания ребенка.

Основные нарушения воспитания ребенка в семье (согласно шкалам опросника "Анализ семейного воспитания") и работа с ними.



Тема 11. Работа с семейными причинами детской тревожности и детских страхов

Семейные причины детской тревожности и детских страхов.

Методика работы с детской тревожностью и детскими страхами с помощью рисунков.

Игры, которые используются при работе со страхами и тревожностью: "Пятнашки", "Жмурки", "Прятки", "Кто первый", "Быстрые ответы". Их модификации.

Цикл игр "Противоборство": "Поединок", "Стрельба из лука", "Сражение", "Противоборство с бесчувственными и агрессивными объектами (роботами)".

Игры, которые проводятся с несколькими семьями сразу или членами расширенной семьи, чтобы закрепить полученные результаты в преодолении страхов: "Мяч в кругу", "Проникновение и выход из круга", "Сжатие", "Пролезание", "Автобус", "Коридор", "Футбол" и "Регби", "Кочки", "Восхождение".



Игры-драматизации. Сочинение и проигрывание историй. Игра "Путешествие к Бабе Яге и Кощею".

    1. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература по дисциплине:

  1. Немов, Роберт Семенович. Психологическое консультирование : учебник для вузов : для бакалавров / Р. С. Немов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2012. – 575 с.


6.2. Дополнительная литература:

  1. Браун, Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 352 с.

  2. Бретт, Д. Жила была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей / Д, Бретт ; пер. с англ. Г.А. Павлова. – Москва : Независимая фирма "Класс", 1996. – 224 с.

  3. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. – Санкт-Петербург : Речь, 2001. – 144 с.

  4. Вебер, Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера / Г. Вебер. – Москва : Издательство Института психотерапии, 2002. – 304 с.

  5. Витакер, К. Полночные размышления семейного терапевта / К. Витакер. – Москва : Независимая фирма "Класс", 1998. – 205 с.

  6. Витакер, К. Танцы с семьей: Семейная терапия: Символический подход, основанный на личностном опыте / К. Витакер, В. Бамберри. – Москва : Независимая фирма "Класс", 1997. – 161 с.

  7. Елизаров, А. Н. Программа курса "Психология семьи и семейное консультирование" / А. Н. Елизаров // Психология в вузе. Научно-методический журнал. – 2005. – №1. – С. 11 – 32

  8. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О. А. Карабанова. – Москва : Гардарики, 2004. – 320 с.

  9. Маданес, К. Стратегическая семейная терапия / К. Маданес. – Москва : Независимая фирма "Класс", 1999. – 272 с.

  10. Минухин, С., Фишман, Ч. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман ; пер. с англ. – Москва : Независимая фирма "Класс", 1998. – 304 с.

  11. Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова ; под общ. ред. В. С. Торохтий. – Москва : Сфера, 2005. – 223 с.

  12. Роджерс, К. Искусство консультирования и терапии / К. Роджерс ; пер. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой, Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной, М. Злотник. – Москва : Апрель-Пресс, Эксмо, 2002. – 976 с.

  13. Саймон, Р. Один к одному : Беседы с создателями семейной терапии / Р. Саймон ; пер. с англ. – Москва : Независимая фирма "Класс", 1996. – 224 c.

  14. Семья в психологической консультации : опыт и проблемы психологического консультирования / Е. Т. Соколова, А. С. Спиваковская, А. Г. Шмелев [и др.] ; под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – Москва : Педагогика, 1989. – 206 с.

  15. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. – Том 2. / А. С. Спиваковская. – Москва : Апрель-Пресс, ЭКСМО, 2000. – 464 с.

  16. Хейли, Д. Стратегии семейной терапии / Д, Хейли, М. Эриксон ; перевод с англ. – Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 448 с.

  17. Хеллингер, Б. Порядки любви: Разрушение семейно-системных конфликтов и противоречий / Б. Хеллингер. – Москва : Издательство Института психотерапии, 2001. – 400 с.

  18. Черников, А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А. В. Черников. – Москва : Независимая фирма "Класс", 2001. – 208 с.

  19. Шерман, Р. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: руководство / Р. Шерман, Н. Фредман. – Москва : Независимая фирма "Класс", 1997. – 336 с.

  20. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л. Б. Шнейдер. – Москва : Апрель-Пресс, ЭКСМО, 2000. – 512 с.

  21. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология :учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер.- Изд. 3-е. – Москва [и др.] : Академический Проспект [и др.], 2007. – 734 с.

  22. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. – Санкт-Петербург : Питер, 1999. – 656 с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины
Интернет-ресурсы:

www.psychology.net.ru (Мир психологии);



www.gumer.info/bibliotek_buks/.../_Index.php (Электронная библиотека психологии);

www.psycheia.ru (Психология для студентов);

www.psyinst.ru/library. Институт психотерапии и клинической психологии. ;

http:// psyfactor.org.

http://www.zanimatika.ru/ Занимательная педагогика
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудитории, учебная литература, медиатехника, наборы слайдов, тесты.


п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Методы исследования семейных отношений

Слайдовая презентация

медиатехника

2.

Метод расстановки по Б. Хеллингенру в работе с семьями

Слайдовая презентация

медиатехника

3.

Работа с семейными причинами детской тревожности и детских страхов




Раздаточный материал




Работа психолога-консультанта с проблемами воспитания детей в семье

Слайдовая презентация

медиатехника

4.

Социометрические техники работы с семьей

Слайдовая презентация

медиатехника



7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации для преподавателя

Преподавателю рекомендуется часть теоретического материала давать в традиционной форме: используя лекции, часть материала в лекциях с презентацией. Традиционные формы лекций чередовать с диалоговой формой, с постановкой проблемы. Практические занятия проводить с элементами интерактивных технологий: групповая деятельность, проектирование, сюжетно-ролевая игра. Рекомендуется на лекциях и практических занятиях проводить тестирование по итогам занятия, по прошедшим темам. А также проводить рейтинг проведенного занятия. Часть практических занятий могут разрабатываться и проводиться студентами.



7.2. Методические рекомендации для магистрантов

Рекомендуется сочетание организованных преподавателем самостоятельных форм работы с учебным материалом. Усвоение знаний через составление глоссария профессиональных терминов, написание эссе, подготовку реферата, доклада, презентаций, работа с «кейсами».


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

8.1. Тематика рефератов, докладов, эссе

  1. Структура семьи и системы ее поддержания.

  2. Супружеские взаимоотношения и личностный рост.

  3. Неблагоприятные эмоциональные состояния супругов и работа с ними.

  4. Личностная агрессивность супругов как проблема супружеского взаимодействия.

  5. Самоактуализация супругов и характер брака.

  6. Индивидуальное психологическое консультирование.

  7. Семейное консультирование.

  8. Консультирование супружеской пары.

  9. Семейный консультант: личность и деятельность.

  10. Мировоззрение супругов и удовлетворенность браком.

  11. Индивидуальные стратегии поиска потенциального брачного партнера.

  12. Неконструктивные установки супругов на брак и работа с ними.

  13. Использование генограммы в семейном психологическом консультировании.

  14. Взаимоотношения супругов в период развода.

  15. Психологическое консультирование по проблемам повторного брака.

  16. Формирование полоролевой идентичности.

  17. Добрачное психологическое консультирование.

  18. Проблема развода в психологическом консультировании.

  19. Психологическое консультирование по вопросам, связанным с супружеской изменой.

  20. Интеллект супругов и удовлетворенность браком.

  21. Психологическое консультирование члена семьи, зависимого от алкоголя или наркотиков.

  22. Психологическое консультирование по вопросам, связанным с развитием и стабилизацией супружеских взаимоотношений.

  23. Психологическое консультирование родителей по вопросам, связанным с поведением их детей.




    1. Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. В психологическую консультацию обратилась за помощью молодая женщина. Запрос: с момента появления на свет грудного ребенка муж потерял интерес и к ней, и к ребенку. Ни в чем ей не помогает, домой стал приходить поздно. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

  2. 16-летний сын предложил матери инцестовые отношения. Живут вдвоем в одной квартире. Мать не знает, как реагировать. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

  3. В консультацию обратилась молодая супруга 26 лет. Свекровь постоянно настраивает своего сына против нее. Хочет их поссорить. Из-за этого по настоянию клиентки семья переехала в другой город. Но теперь свекровь регулярно звонит ее мужу и начинает разговор: "Ну, как там твоя благоверная? Совсем голодом тебя заморила? Пол, небось, опять не подметает..." и т. д. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

  4. За психологической помощью обратилась молодая девушка. Парень учится на священника. Требует, чтобы она носила только длинные юбки, которые неудобны и делают ее некрасивой. Стал какой-то жесткий, стремится ее контролировать. Запрещает пользоваться косметикой. Сказал: "Я все твои короткие юбки сожгу". Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

  5. За помощью обратилась женщина 36 лет, образованная, умная, красивая. Недавно вышла замуж. Муж ездил в Америку, чтобы заработать денег на квартиру, там стал членом организации "Свидетели Иеговы". Вернулся угрюмым, неразговорчивым. Запирается в туалете и читает там Библию. Любые попытки его переубедить приводят только к увеличению разрыва. Она ходила в группу, членом которой является ее муж. Ей там не понравилось. Она чувствует там какую-то ложь, но донести свои ощущения до мужа не может. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

  6. Подготовьте программу исследования супружеской пары.

  7. 2. С помощью выбранной методики проведите диагностику проблем, возникающих в детско-родительских отношениях.

  8. 3. Сформулируйте тему исследования, подберите и обоснуйте методический инструментарий исследования добрачного периода.



8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз


  1. Общение с ребенком при высокой степени его безразличия и холодности к близким, стремлении поступать им "назло".

  2. Общение с ребенком при ярко выраженной потребности в постоянном эмоциональном участии близких, их положительной оценке.

  3. Субсистемы семьи. Субсистема супружеской пары.

  4. Семейные треугольники и их разновидности.

  5. Внутрисемейные границы. Виды внутрисемейных границ.

  6. Особенности личности членов неблагополучных семей.

  7. Особенности воспитания детей в неблагополучных семьях.

  8. Охарактеризуйте основные подходы к семейному консультированию.

  9. Раскройте основные стадии процесса консультирования.

  10. Опишите методы и приемы, используемые в семейном консультировании.

  11. Охарактеризуйте основные подходы семейного консультирования.

  12. Назовите основные типы практики работы семейных консультантов.

  13. В чем состоят основные требования к работе с супружеской парой?

  14. Назовите особенности консультирования по поводу сложностей взаимоотношений с детьми.



    1. Примеры тестов

  1. В консультировании наиболее приемлемой является позиция…

  1. равенства и партнерства по отношению к клиенту

  2. позиция «сверху»

  3. позиция «снизу»




  1. Технологии создания помогающих отношений разработаны:

  1. в гуманистической психологии

  2. в психоанализе

  3. бихевиоризме

  4. трансперсональной психологии




  1. Структурная семейная терапия разработана

  1. Н. Пезешкиан …

  2. С. Минухиным

  3. В. Сатир




  1. К принципам семейного консультирования не относится:

  1. доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту

  2. ориентация на нормы и ценности клиента

  3. запрет давать советы

  4. дача советов

  5. анонимность




  1. Основным методом психологического консультирования считается

  1. интервью …

  2. ролевое моделирование

  3. репертуарные решетки Келли




  1. «Техника пустого стула» разработана в рамках…

  1. бихевиоризма

  2. психоанализа

  3. гештальт-терапии

  4. телесно-ориентиованной психотерапии


8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к зачету)


  1. Работа психолога-консультанта с родительско-юношескими конфликтами.

  2. Работа психолога-консультанта с проблемами воспитания детей в семье.

  3. Субсистема родителей и субсистема детей.

  4. Работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами.

  5. Психологическое консультирование семьи в опоре на теорию семейных систем М. Боуэна (психодинамическая модель).

  6. Представления о семье в концепции К. Роджерса. Роль семейного терапевта.

  7. Коммуникационная модель психологического консультирования семьи (В. Сатир, Дж. Гриндер, Р. Бендлер, П. Вацлавик).

  8. Методика детриангуляции К. Джонсона.

  9. Особенности семейной субкультуры и межличностных контактов в неблагополучных семьях.

  10. Цели и этапы оказания психологической помощи семье в рамках структурной модели консультирования семьи.

  11. Стратегическая модель работы с семьей.

  12. Основанная на опыте модель работы с семьей.

  13. Работа психолога по преобразованию коммуникативной системы неблагополучных семей.

  14. Вмешательства, которые меняют структуру неблагополучных семей.

  15. Работа с доминирующими аффектами в неблагополучных семьях.

  16. Техника "Семейная скульптура" и ее использование в работе с семейными проблемами.

  17. Методика "Генограмма" и ее использование в работе с семейными проблемами.

  18. Техника "Семейная хореография" и ее использование в работе с семьей.

  19. Методика "Ролевая карточная игра" и ее использование в работе с семьями.

  20. Методика "Экокарта" и оказание помощи семье с использованием этой методики.

  21. Методика "Соломенная башня" и работа с семьей с помощью этой методики.

  22. Методика "Семейное пространство" и работа с семьей с помощью этой методики.

  23. Методика "Семейная социограмма" и ее использование в практике работы с семьями.

  24. Методика "Конструктивная ссора" ("Конструктивный спор") С. Кратохвила.

  25. Методика "Супружеский договор" ("Техника списка").

  26. Методика "Супружеская конференция".

  27. Методика "Семейный совет".

  28. Методика психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье В.А. Смехова.

  29. Опросник "Реакции супругов на конфликт" А.С. Качаряна и его использование в практике работы с супружескими конфликтами.

  30. Формы выражения супругами любви друг другу как проблема внутрисемейных отношений.

  31. Метод расстановок по Б. Хеллингеру в работе с семьями.

  32. Психологическое консультирование по вопросам, связанным с поиском потенциального брачного партнера, углублением и расширением отношений.

  33. Техника "Воспоминание" и ее использование в практике семейного психологического консультирования.

  34. Техника "Семейные фотографии" и ее использование в практике семейного психологического консультирования.

  35. Техника "Семейное кукольное интервью" и ее использование в практике семейного психологического консультирования.

  36. Проективная техника "Если бы я был..." и ее использование в практике семейного психологического консультирования.

  37. Техника "Завершение предложения" и ее использование в практике семейного психологического консультирования.

  38. Психологическое консультирование по проблемам, связанным с повторным браком.

  39. Общение с ребенком при высокой степени его отрешенности.

  40. Общение с ребенком при высокой степени его ранимости и чувствительности при контактах.

  41. Опросники "Анализ семейного воспитания" (АСВ), "Родителей оценивают дети" (РОД) и их использование в практике работы с семьями.

Работа с семейными причинами детской тревожности и детских страхов.


    1. Темы для написания курсовой работы

Не предусмотрено рабочим планом
8.7. Формы контроля самостоятельной работы

Контроль осуществляется в виде: составление глоссария профессиональных терминов, написание эссе, подготовка реферата, доклада, презентаций, работа с «кейсами».

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом и Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа Управление дошкольным образованием
Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

к. психол.н., доцентом кафедры ДОиЛ ____________ Г.Б. Черевач

ст.преподавателем кафедры социальной педагогики __________ И.Г. Купершлаг

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры СП

протокол № ___от «_____» ___________ 2013 г.

Зав. кафедрой СП _______________ Л.Г. Смышляева


Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета ТГПУ.

протокол № ___от «_____» ___________ 2013 г.


Председатель методической комиссии ПФ ____________ Т.Н. Яркина


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница