Рабочая Программа учебной дисциплины м в. 12 психология общения Трудоемкость



Скачать 264.21 Kb.
Дата26.06.2016
Размер264.21 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан педагогического факультета

Титова Г. Ю. __________________

«_____»__________________2013 г.


рабочая Программа учебной дисциплины

М.2.В.12 психология общения
Трудоемкость (в зачетных единицах): 3
Направление подготовки 050100.68 Педагогическое образование

Профиль подготовки Управление дошкольным образованием

Квалификация выпускника: магистр


1. Цель изучения дисциплины


Цель данного курса состоит в формировании у обучающихся целостного представления о сути предмета психологии общения и месте общения в системе деятельностей человека.

Для достижения цели предполагается решение следующих задач:

1. ознакомить обучающихся с основными понятиями психологии общения, ролью и значением речи в развитии и становлении личности человека, формами общения;

2. рассмотреть психологическую структуру общения;

3. выработать навыки применения знаний психологических закономерностей общения для разрешения профессиональных и личностных ситуаций.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Психология общения» в системе подготовки магистров находится в профессиональном цикле (вариативная часть). При изучении данной дисциплины магистранты опираются на знания по общей психологии, социальной психологии, психологии развития, психологии управления. Данная дисциплина связана со следующими дисциплинами образовательной программы: психология управления, информационные технологии в профессиональной деятельности; основы профессионального саморазвития педагога, педагогическая риторика, социальная психология в образовании.
Требования к уровню освоения программы
В результате изучения дисциплины у магистрантов формируются следующие компетенции:

общекультурные (ОК):

способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в т.ч., в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);



профессиональные (ПК):

в общепрофессиональной деятельности (ОПК):

способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);



в области педагогической деятельности:

способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);



в области научно-исследовательской деятельности:

готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);



в области методической деятельности:

готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

в области управленческой деятельности:

готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ППК-12);

готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);

в области проектной деятельности:

готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20).


4. Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы и виды учебной работы


Вид учебной работы

трудоемкость

Распределение по семестрам

Всего 108 ч.

2 семестр

Аудиторные занятия

34

34

Лекции

-

-

Практические занятия

34

34

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

Другие виды аудиторных занятий

(занятия в интерак.)



14

14

Другие виды работ

74

74

Самостоятельная работа

74

74

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

Формы текущего контроля

Тестирование, опрос

Тестирование, опрос

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет - 2 сем.

Зачет


5. Содержание учебной дисциплины
5.1. Разделы дисциплины




Раздел дисциплины

Практи-ческие занятия

Занятия в интерак.

Самосто-ятельная работа

1

Раздел 1. Психология общения как самостоятельная наука










2

Тема 1. Общение: основные понятия, определение, структура, стили

2

-

6

3

Тема 2. Речевое общение

3

2

8

4

Тема 3. Общественные отношения и межличностные отношения

3

2

10

5

Раздел 2. Формы общения










6

Тема 4. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

6

2

10

7

Тема 5. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона взаимодействия)

6

2

10

8

Тема 6. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

4

2

10

9

Тема 7. Деловое общение

4

2

8

10

Тема 8. Конфликт

6

2

12




Всего часов

34

14

74


5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Психология общения как самостоятельная наука

Тема 1. Общение: основные понятия, определение, структура.

Предмет психологии общения: понятие, определение. Общение и деятельность общения. Роль общения в развитии личности и самосознания человека, в передаче культурного опыта, воспроизводстве и развитии культуры.



Тема 2. Речевое общение

Роль и значение речи в развитии и становлении личности человека.



Тема 3. Общественные отношения и межличностные отношения

Общение в системе межличностных и общественных отношений. Единство общения и деятельности. Структура общения.



Раздел 2. Формы общения.

Тема 4. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе. Средства коммуникации. Речь.



Тема 5. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона взаимодействия)

Психологическая структура деятельности общения. Вербальные и невербальные компоненты общения. Взаимодействие как организация совместной деятельности.



Тема 6. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).

Понятие социальной перцепции. Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Содержание и эффекты межличностного восприятия. Межличностная аттракция. Стереотипы общения.



Тема 7. Деловое общение. Гуманистический и манипулятивный подходы к общению. Коммуникативная компетентность.

Тема 8. Конфликт. Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия. Психологическая структура конфликта. Конфликтная ситуация. «Закрытость» - «открытость» как важные психологические позиции различных сторон конфликта. Субъективная реальность конфликта. Динамика конфликта. Модели поведения в конфликте. Управление конфликтом.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
а) основная литература:

1 Психология общения : практикум [для вузов] / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ ; сост. К. Л. Балыкина. – Томск : Издательство ТГПУ, 2009. – 47 с.


2 Классическая социальная психология : учебное пособие, Москва, Издательство ВЛАДОС, 2011. – 415 с. // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru.
б) дополнительная литература:

1 Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для вузов / Г. М. Андреева. – изд. 5-е, испр. и доп. – Москва : Аспект Пресс, 2007. – 362 с.

2 Бодалев, А. А. Личность и общение : Избранные психологические труды / А. А. Бодалев. – изд. 2-е, перераб. – Москва : Издательство Международной педагогической академии, 1995. – 324 с.

3 Борисов, А. Ю. Роскошь человеческого общения / А. Ю. Борисов. – Москва : RISC, 1998. – 182 c.

4 Бороздина, Г. В. Психология делового общения : учебник для вузов / Г. В. Бороздина. – Москва : ИНФРА-М, 2004. – 293 с.

5 Галустова, О. В. Конфликтология в вопросах и ответах : учеб. пособие. – Москва : Проспект, 2008. – 216 с.

6 Еремина, Л. С. Социальная психология : методические рекомендации / Л. С. Еремина ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : Издательство ТГПУ, 2009. - 27 с.

7 Леонтьев, Алексей Алексеевич. Психология общения : учебное пособие для вузов / А. А. Леонтьев. – 4-е изд. – Москва : Академия [и др.], 2007. – 365 с.

8 Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х кн. / Р. С. Немов. – Изд. 5-е. – Москва : ВЛАДОС, 2006. Книга 1 : Общие основы психологии. – 686 с.

9 Основы конструктивного общения : хрестоматия / сост. Т. Г. Григорьева, Т. П. Усольцева. – Москва : Совершенство, 1997. – 196 с.

10 Панфилова, М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры : практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М. А. Панфилова. – Москва : ГНОМ и Д, 2001. – 155 с.
11 Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения : учебное пособие для вузов /А. П. Панфилова. – Москва : Академия, 2006. – 335с.

12 Петрушин, С. В. Некоторые секреты открытого общения / С. В. Петрушин. – Москва : Чистые пруды, 2007. – 30 с.

13 Психология и этика делового общения / под ред. В. Н. Лавриненко. – Москва, 2003.

14 Психология и этика делового общения : учебное пособие для вузов / [сост. М. А. Поваляева]. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 346 с.

15 Рогов, Е. И. Психология общения / Е. И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 334 с.

16 Сетватер, И. Я Вас слушаю / Психология внимания : хрестоматия / И. Сетватер. – Москва, 2001. – С.825 – 857.

17 Столяренко, Л. Д. Основы психологии : учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко. – Изд. 22-е. – Ростов-на- Дону : Феникс, 2009. – 670 с.

18 Шибутани, Тамотсу. Социальная психология / Т. Шибутани ; Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 538 с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочая программа дисциплины, разработанная преподавателями кафедры дошкольного образования и логопедии. Библиотечный фонд ТГПУ. Интернет-ресурсы: www.psychology.net.ru (Мир психологии); www.gumer.info/bibliotek_buks/.../_Index.php (Электронная библиотека психологии); www.psycheia.ru (Психология для студентов); www.psibook.com (Психология человека).



6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитории, учебная литература, медиатехника, наборы слайдов, тесты, раздаточный материал.




п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1

Психология общения

слайдовая презентация

«Общение»





медиатехника (проектор, ноутбук, экран)



2

Психология делового общения

слайдовая презентация



медиатехника (проектор, ноутбук, экран)

3

Психология управления конфликтными ситуациями

слайдовая презентация



медиатехника (проектор, ноутбук, экран)





7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации преподавателю

Для успешного понимания и закрепления теоретического материала рекомендуется проводить занятия в интерактивной форме, сочетая подачу теоретического материала с упражнениями, практическими заданиями, направленными на раскрытие собственного творческого потенциала студентов в общении, освоение эффективных приемов общения, обнаружение и проработку личностных барьеров и стереотипов в общении.

Вовлечение магистрантов в практику организации своей образовательной деятельности (составление конспектов, составление совместных выступлений, составление тестовых заданий, выполнение тестовых заданий в групповом режиме с обсуждением материала, аргументацией выбора ответа и пр.). Проведение мониторинга становления личностных и профессиональных умений магистрантов (самооценка своего состояния на занятии: вовлеченность, заинтересованность, активность, понимание материала; оценка групповой работы).

7.2. Методические указания для магистрантов

Рекомендуется сочетание организованных преподавателем и самостоятельных форм работы с учебным материалом. Освоение разных видов деятельности будущего специалиста в моделируемых ситуациях с их последующим обсуждением в группе и ознакомление с работой специалиста в конкретной образовательной практике. Постановка индивидуальных образовательных задач, как в освоении учебного материала, так и в приобретении определенных умений (при организации учебного процесса, при решении образовательных задач).


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

8.1. Тематика эссе, докладов

1. Эссе «Эффективное взаимодействие», «Психологические феномены общения», «Управление конфликтной ситуацией», «Конструктивный и деструктивный конфликт».

2. Доклады: «Стили педагогического общения», «Искусство как общение», «Особенности общения в Интернете».


    1. Вопросы и задания для самостоятельной работы


8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы магистров

  1. Раскройте понятие общение. Обозначьте три составляющих процесса общения.

  2. Каковы функции общения?

  3. Охарактеризуйте коммуникативную сторону общения.

  4. Раскройте значение невербальных средств общения.

  5. Раскройте значение вербальных средств общения.

  6. Охарактеризуйте средства невербального общения.

  7. Назовите условия эффективного использования вербальных средств общения.

  8. Охарактеризуйте процесс слушания и его виды.

  9. Опишите ошибки слушания.

  10. Что такое перцептивная сторона общения?

  11. Каковы факторы восприятия людьми друг друга в процессе общения?

  12. Охарактеризуйте общение как взаимодействие и назовите его виды.

  13. Что такое барьеры общения и их избежать?

  14. Какими особенностями характеризуется деловое и личностное (дружеское) общение?


8.2.2. Перечень примерных заданий для контрольной работы
1. Дайте характеристику основным составляющим общения.

2. Охарактеризуйте специфические особенности межличностной коммуникации.

3. Дайте характеристику основных функций невербальных средств общения.

4. Дополните утверждения:

а)… – это психологическое препятствие на пути достоверной передачи информации между партнерами по общению.

б) … – это восприятие внешних признаков человека, соотнесения их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе поступков человека.

в) …. – это способ познания другого человека, при котором предположения и его внутреннем состоянии строятся на основе попытки поставить себя на место партнера по общению.
8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз

1. Опишите Ваше понимание поведения человека в процессе общения (на конкретном примере).

2. Составьте (или подберите) метафоры (тексты со скрытым смыслом), иллюстрирующие процессы взаимодействия людей.

3. Проинтерпретируйте какую-либо ситуацию взаимодействия людей, раскрывая Ваше понимание ее с использованием герменевтического круга.

4. Охарактеризуйте возрастные особенности процесса общения.


    1. Примеры тестов

1. Дайте определение общения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. В общении выделяют взаимосвязанные стороны:

а) коммуникативную

б) аудиальную

в) интерактивную

г) перцептивную
3. Перцептивная сторона общения включает:

а) в обмене информацией между людьми

б) процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

в) в организации взаимодействия между людьми


4. Отметьте возможные стратегии общения:

а) открытое – закрытое общение

б) монологическое – диалогическое общение

в) ролевое – личностное общение

г) подходят все ответы
5. Желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других, называется:

а) закрытым общением

б) односторонним общением

в) открытым общением

г) ролевым общением
6. Реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками знания правил общения, называется:

а) тактика общения

б) принцип общения

в) кодекс общения


7. Автор концепции трансактного анализа

а) Перлс


б) К. Роджерс

в) Э. Берн

г) Морено
8. Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается:

а) рефлексией

б) идентифекацией

в) кооперацией


9. Эмпатия – это:

а) понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека.

б) приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов

в) демонстрация вербальными и невербальными средствами внимания к партнеру по общению


10. Процесс понимания друг друга опосредован процессом:

а) информатизации

б) рефлексии

в) каузальной атрибуции


11. В социальной психологии под рефлексией понимается:

а) привычные упрощенные представления о других группах людей

б) эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих

в) осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.


12. Неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации, называется:

а) стереотипом

б) установкой

в) предубеждением


13. Каузальная атрибуция:

а) процесс заимствования, восприятия культуры другой группы в условиях тесного взаимодействия с ней

б) неправильное использование грамматической системы языка

в) объяснение причин поведения человека либо внутренними, либо внешними факторами


14. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его

а) психическими состояниями и служит средством их выражения.

б) установками

в) привычками


15. К невербальным средствам общения относят:

а) движения тела

б) интонационные характеристики голоса,

в) содержание речевого высказывания

г) тактильное воздействие

д) пространственную организацию общения


16. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в:

а) мимике, позе, месте, взгляде, походке

б) прикосновениях

в) расположении в пространстве


17. В структуру речевого общения входят:

а) значение и смысл слов, фраз

б) речевые звуковые явления (темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция речи)

в) выразительные качества голоса


18. К такесическим средствам общения относятся:

а) мимические выражения

б) речевые звуковые явления

в) динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.

19. К проксемическим характеристикам общения относятся:

а) значение и смысл слов, фраз

б) выразительные качества голоса

в) ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними

20. Какие средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся:

а) кинесические

б) такесические

в) проксемические


21. Невербальное поведение личности полифункционально:

а) создает образ партнера по общению

б) выражает взаимоотношения партнеров по общению, формирует эти отношения

в) является индикатором актуальных психических состояний личности

г) выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного

д) поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися

е) выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений
22. Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, называется

а) знаком

б) речью

в) коммуникацией


23. Логическая связность высказываемых мыслей и систематичность изложения, характеризуют:

а) монологическую речь

б) диалогическую речь
24. Что является этапами общения?

а) взгляд

б) ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.)

в) обсуждение вопроса, проблемы

г) принятие решения

д) выход из контакта


25. Рефлексивное слушание представляет собой

а) определение роли собеседника

б) процесс расшифровки смысла сообщений

в) молчание


26. Среди рефлексивных ответов, которые помогают выяснить реальное значение сообщения выделяют:

а) выяснение

б) перефразирование

в) отражение чувств

г) резюмирование

д) подходят все ответы


27. Умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями, называется:

а) рефлексивное слушание

б) нерефлексивное слушание

в) эмпатия


28. Эффект, когда первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств, называется:

а) «эффектом первичности»

б) эффектом «проецирования»

в) эффектом «ореола»


29. Под деловым понимается общение,

а) обеспечивающее комфорт

б) обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели.

в) решение проблем


30. Способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные – это:

а) техника общения

б) способы общения

в) приемы общения


31. Состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы, называется:

а) межгрупповым конфликтом

б) межличностным конфликтом

в) внутриличностным конфликтом


32. В основе межличностного конфликта находится:

а) трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

б) различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.
33. Одна из основных стратегий поведения в конфликте – стратегия "партнерство" характеризуется:

а) ориентацией на учет интересов и потребностей партнера; стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов.

б) реализацией собственных интересов, стремлением к достижению собственных целей; жесткий подход: участники - противники, цель - победа или поражение. сторонники этой стратегии нетерпеливы, эгоистичны, не умеют слушать других, стремятся навязать свое мнение, легко ссорятся и портят отношения.
34. Тактика "Уступка" («приспособление») характеризуется:

а) поиском решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения

б) поиском средних решений, когда никто много не теряет, но и много не выигрывает

в) стремлением сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем сглаживания разногласий; готовностью уступить, пренебрегая собственными интересами, уйти от обсуждения спорных вопросов, согласиться с требованиями, претензиями; стремлением поддержать партнера, чтобы не затронуть его чувств путем подчеркивания общих интересов, замалчивания разногласий.


35. Стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным; стремление выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позиции, характеризует:

а) тактику "Компромисс"

б) тактику "Сотрудничество"

в) тактику "Противоборство" ("соперничество", "конкуренция")

г) тактику "Избегание" ("уход", "уклонение")
36. Стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления; применение власти, принуждения, давления, использование зависимости, характеризует:

а) тактику "Компромисс"

б) тактику "Сотрудничество"

в) тактику "Противоборство" ("соперничество", "конкуренция")

г) тактику "Уступка"
37. Личностные причины конфликтов относятся к группе:

а) объективных факторов

б) субъективных факторов

в) организационно-управленческих факторов


38. Под объективными причинами возникновения конфликтов понимаются:

а) обстоятельства социального взаимодействия людей, которые повлекли за собой столкновения интересов, мотивов, целей, мнений и т.п.

б) проявления индивидуально-психологических особенностей человека, особенности протекающих психическими процессами во время взаимодействия друг с другом и с окружающей средой
39. Под социально-психологической некомпетентностью понимаются:

а) неподготовленность человека к определенному поведению

б) неумение прочувствовать напряженные моменты

в) неумение выразить правильную реакцию на действия другого

г) незнание способов бесконфликтного решения возникшего противоречия без ущемления собственных интересов или неумение пользоваться такими способами и приемами на практике

д) подходят все ответы


40. Сознательная деятельность по отношению к конфликту, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной, называется:

а) организацией конфликта

б) погашение конфликта

в) управление конфликтом


41. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

а) объект конфликта

б) участники конфликта

в) социальная среда, условия конфликта

г) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы
42. Непосредственной основой поведения конфликтантов является:

а) объективная реальность

б) образы конфликтной ситуации
43. Основные стадии развития конфликта:

а) латентная стадия (предконфликтная ситуация), стадия открытого конфликта, стадия разрешения (завершения) конфликта.

а) внутренняя, внешняя

б) скрытая, переходная, открытая


44. Интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих новые предпосылки для негативного исхода конфликта, называется:

а) инцидентом

б) эскалацией

в) сбалансированным противодействием


45. Возможные способы разрешения конфликта:

а) трансформация объективных факторов, породивших конфликт

б) преобразование субъективной, психологической стороны, идеальных образов конфликтной ситуации, сформировавшихся у сторон.

в) подходят все ответы


46. По критерию результативности конфликты делятся на:

а) конструктивные, нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы — характер сотрудничества, кооперации

б) деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду организации

в) кратковременные

г) длительные


    1. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к зачету)

1. Общение как социально-психологический феномен. Понятия «общение» и «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «коммуникативный процесс», «коммуникативные сети».

2. Роль общения в развитии личности и самосознания человека.

3. Роль общения в передаче культурного опыта, воспроизводстве и развитии культуры.

4. Общение в системе межличностных и общественных отношений.

5. Единство общения и деятельности.

6. Функции общения. Виды общения: по уровням, по видам взаимодействия. Средства общения.

7. Вербальные компоненты общения.

8. Невербальные компоненты общения.

9. Этапы общения. Структура общения.

10. Информационная сторона общения. Коммуникативные барьеры (профессиональные, смысловые, организационные, личностно-психологические и др.).

11. Интерактивная сторона общения. Виды взаимодействий.

12. Перцептивная сторона общения. Феномены межличностного и межгруп-пового восприятия.

13. Механизмы взаимопонимания в общении: идентификация, эмпатия,  рефлексия.

14. Механизмы «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания» и их роль в процессе общения.

15. Понятие «аттракции» и ее влияние на развитие процесса общения. Факторы, влияющие на возникновение и развитие «аттракции».

16. Стили взаимодействия: гуманистический, ритуальный, манипулятивный.

17. Ценностная ориентация процесса общения, общекультурные ценности.

18. Этические принципы общения: сохранение достоинства партнера по общению, право партнера на ошибку и возможность ее исправления, толерантность, доверие к людям.

19. Стереотипы общения.

20. Деловое общение.

21. Понятие «конфликта». Причины конфликтов в общении.


22. Виды конфликтов: внутренние и внешние, межличностные и межгрупповые, социальные,  потенциальные и актуальные, прямые и опосредованные, конструктивные  и деструктивные, вертикальные и горизонтальные, предметные и личностные, ролевые, мотивационные.

23. Структура конфликта: а) объект конфликтной ситуации б) цели,

субъективные мотивы его участников в) оппоненты, конкретные лица,

являющиеся его участниками; г) подлинные причины, которые важно

суметь отличить от непосредственного повода столкновения.

24. Стадии протекания конфликта.

25. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: избегание, конкуренция, сотрудничество, компромисс.

26. Управление конфликтом.

27. Процесс слушания, его виды. Ошибки слушания.
8.6. Темы для написания курсовой работы

Не предусмотрено рабочим планом


8.7. Формы контроля самостоятельной работы

Контроль осуществляется в виде:

- опросов;

- тестов, контрольных работ;

- проверки письменных домашних заданий;

- проверки написанного эссе;

- проверки и оценки подготовленных докладов, выступлений;

- работа с рейтингом студента по различным видам образовательной деятельности.

Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки магистров 050100.68 Педагогическое образование, магистерской программы Управление дошкольным образованием.

Программу составила:

доцент кафедры ДОиЛ, к.психол.н.___________Е.Д. Файзуллаева
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры ДОиЛ

протокол №_______от ___________20_____ г.


Зав. кафедрой _______________ Е.Д. Файзуллаева
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Педагогического факультета ТГПУ

протокол №_______от ___________20_____ г.


Председатель методической комиссии Педагогического факультета__________Т.Н. Яркина


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница