Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б в. 02. 3 История античности трудоёмкость



Скачать 162.88 Kb.
Дата07.06.2016
Размер162.88 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


  1. «УТВЕРЖДАЮ»

  2. Декан факультета

  3. ________________________________

«____»___________________2011 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Б.3.В.02.3

ИСТОРИЯ АНТИЧНОСТИ


Трудоёмкость (в зачётных единицах) 4

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование


Профиль подготовки История и обществознание, История и литература
Квалификация выпускника Бакалавр

1. Цели изучения дисциплины (модуля).

Цель изучения дисциплины «История античности» – форм ирование у студентов знания об античных цивилизациях и конкретных образов древних Эллады и Рима; выработка у студентов, начальных рефлексивных форм исторического сознания и мышления ; понимания как имманентных закономерностей их исторического развития, так и понимания неразрывной связи истории античных цивилизаций с историей древних цивилизаций Востока; объяснение влияния Эллады и Древнего Рима на историю средневековой Европы и Византии, непреходящего значения наследия цивилизаций и великих культур Античности.


2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина Б.3.В.02.3 «История античности» относится к вариативной части профессионального цикла. Она непосредственно продолжает дисциплины Б.3.В.02.1 «История первобытности» и Б.3.В.02.2 «История Древнего Востока» и вместе они составляют «Историю древнего Мира».

«История античности», в свою очередь, является необходимым основанием для последующего изучения дисциплин Б.3.В.03 «История средних веков», Б.3.В.04.1 «Новая история стран Запада», Б.3.В.04.2 «Новая истории стран Азии и Африки».
3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



Общекультурные компетенции (ОК):

- выработка начального уровня исторического мышления, способность суждения, анализа и обобщения учебного материала, умения определять цели и средства их достижения «ОК – 1»;

- способность адекватного отношения к историческому наследию и культурным традициям древности (ОК – 14);

- понимание движущих сил и закономерностей истории античности и места человека в том древнем историческом процессе (ОК – 15).



Профессиональные компетенциями (ПК):

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

в области культурно-просветительской деятельности:

- способен успешно взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

Специальные компетенции (СК):

- определять пространственно-временные структуры цивилизаций античности (СК -1 и 2);

- ориентироваться в основных научных концепциях, объясняющих историю античности (СК-4);

- использовать начальные приёмы исторической критики текстов, в том числе античных исторических источников (СК – 5).

-- использовать общенаучные (логические) принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем античности (СК-6);

Студент должен

знать базовые понятия и термины дисциплины, демонстрировать понимание как общих закономерностей развития цивилизаций античности, так и уникальности их пространственно-временных структур, знать основные тенденции, процессы и события Истории Эллады и Древнего Рима и их важнейшие исторические достижения;

уметь сравнивать, анализировать, выявлять особенное в развитии древних цивилизаций и обобщать: видеть общие закономерности в их истории;

владеть начальными приёмами исторической критики текстов, в том числе и исторических источников.
4. Общая трудоёмкость дисциплины (модуля) 4 зачётных единицы и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Трудоёмкость


(час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)(час)

семестрам

семестрамместры


Всего

2 семестр

Общая трудоемкость курса

144

144

Аудиторная

72

72

Лекции

36

36

Лабораторные работы

0

0

Практические занятия

36

36

Занятия в интерактивной форме

16

16

Самостоятельная работа

45

45

Курсовая работа

0

0

Реферат

15

15

И (или) другие виды самостоятельной работы

30

30

Формы текущего контроля

Тесты

Тесты

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен

Экзамен


5. Содержание учебной дисциплины.

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля)


№ п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)






Лекции

Практическ ие занятия

Самостоятельная работа




1.

Введение в предмет.

2

-

4




2.

История доантичных цивилизаций Восточного Средиземноморья.

2

-

4




3.

Гомеровский период истории Эллады.

2

8

4




4.

Архаическая Греция.

6

-

4




5.

Классический период истории Эллады.

6

12

4




6.

Эллинизм.

4

-

4




7.

Доримская история Апеннинского полуострова

2

-

4




8.

Царский период истории Рима.

2

-

4




9.

История республиканского Рима.

4

8

4




10.

История Римской империи.

4

8

4




11.

Кризис и падение Рима. Завершение и значение истории Античности.

2

-

5






Итого

36

36

45



5.2. Содержание разделов дисциплины.



Раздел 1. Введение в предмет.

Предмет и задачи курса. Понятие античности, ее пространственно-временные структуры. Античная культура и цивилизация. Основные источники и литература по истории античности.



Раздел 2. История доантичных цивилизаций Восточного Средиземноморья.

Античность в контексте Западной Ойкумены. Восточный тип доантичной Эгейской цивилизации. Культура и цивилизация о. Крит, микенская цивилизация, - их общие черты и специфика, их значение для античного мира.



Раздел 3. Гомеровский период истории Эллады.

«Темные века» Эллады. Героический эпос Гомера. Дорийское вторжение и падение микенской цивилизации. Родоплеменной строй Восточного Средиземноморья в XI – VIII вв. до нашей эры. Генезис античных начал. Мифология и древнейшая религия Эллады.



Раздел 4. Архаическая Греция.

Эпос и трудовая этика Гесиода. Труд и богатство, власть и знатность. Развитие товарно-денежных отношений, городов и подъем политико-правовой культуры. Великая колонизация. Социальный строй и архаическое рабство. Тираны и законодатели архаики. Становление свободы и полисной системы Эллады. Мудрость и культура архаической Греции.



Раздел 5. Классический период истории Эллады.

Мидийские войны. Социально-экономическое развитие, феномен античной демократии и греческое классическое рабство. Пелопонесская война и кризис полисной системы. Афины и Спарта в истории Эллады. Культура классической Эллады.



Раздел 6. Эллинизм.

Борьба между эллинскими союзами V-IV вв. и установление македонской гегемонии. Личность и деятельность Филиппа II. Личность и деятельность Александра Великого. Начало и сущность эллинизма. Эллинистические монархии Ближнего Востока. Эллинистическая культура. Завоевание Эллады Римом. Мировое значение цивилизации и культуры Древней Греции.



Раздел 7. Доримская история Апеннинского полуострова.

Географическое положение. Природные условия, население. Этрусская цивилизация и этрусская проблема. Великая Греция на юге страны. Италики и латины.



Раздел 8. Царский период истории Рима.

Предыстория римлян в Лациуме. Проблема становления Рима. Мифология и легендарная история. Рим – город. Становление римской государственности и 7 римских царей. Становление римской цивилизации и культура древнейшего Рима.



Раздел 9. История республиканского Рима.

Социально-экономический строй раннереспубликанского Рима. Государственный строй римской республики. Борьба патрициев и плебеев, расцвет политико-правовой культуры Рима. Завоевательные войны. Пунические войны. Социально-экономический строй позднереспубликанского Рима. Формирование античного классического рабства. Кризис республиканского строя. Гражданские войны I века до нашей эры. Жизнь и деятельность Г.Ю. Цезаря.



Раздел 10. История Римской империи.

Октавиан Август и начало римской империи. Теория и история принципата. Золотой век римской культуры, золотой век римской империи.



Раздел 11. Кризис и падение Рима. Завершение и значение истории Античности.

Кризис «века солдатских императоров» и установление домината. Эволюция римской экономики периода империи и социально-политические реформы Диоклетиана и Константина Великого. Кризис римской культуры и ранняя история христианства. Распад Римской империи. Крушение Западной Римской империи. Становление Византии. Роль Рима в мировой истории. Рождение идеи Запада.


5.3. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1 основная литература:

История древней Греции : учебник. / под ред. В.И. Кузищина. М. 2008.

История древнего Рима : учебник. / под ред. В.И. Кузищина. М. 2008.

Шевченко Ю.Н. История античности: планы семинарских занятий. Учебно-методическое пособие. Томск: Изд-во ТГПУ. 2010. 24 с.


6.2. Дополнительная литература:

Акимова Л. И. Искусство Древней Греции. Классика. Спб., 2007.

Андреев Ю. В. Цена гармонии и свободы. СПб., 1999.

Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991.

Дэвис Дж. К. Демократия и классическая Греция. М., 2004

История древнего мира : в 3 т. / под ред. И. М. Дьяконова и др. М., 1989.

История Европы. Т.1 . Древняя Европа. М., 1988.

Егоров А. Б. Рим на грани эпох: проблемы рождения и формирования принципата. Л., 1985.

Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Грации VIII – V вв. до н.э. СПб., 2001.

Кембриджская история древнего мира. Т. 3. Расширение греческого мира VIII-VI вв. до н. э. М., 2007.

Ковалев С. И. История Рима : учебник. Л., 1986.

Машкин Н. А. Принципат Августа. М., 1949.

Печатнова Л. Г. История Спарты. Спб., 2001.

Строгецкий В. М. Афины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в. до н. э. Спб., 2008.

Суриков И. Е. Солнце Эллады. История афинской демократии. СПб, 2008.

Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. М., 1988.

Фролов Э.Д. Факел Прометея. СПб., 2004.

Фролов Э. Д. Греция в эпоху поздней классики. Спб., 2001.

Шахермайр Ф. Александр Македонский. М., 1986.

Исторические источники:

Античная литература. Греция : антология в 2 т. М., 1989.

Античная литература. Рим : антология. М., 1988.

Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 2000.

Гомер. Илиада. Одиссея. Любое издание.

Историки античности : в 2 т. М., 1988.

Ливий. История Рима от основания города. Ливий. М., 1989.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания : в 3 т. М., 1994.

Римская сатира. М., 1989.

Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. М., 1995.

Светоний . Жизнь двенадцати цезарей. М., 1993

Фукидид. История. Л., 1998.

Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1987.
6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Программа по «Истории античности», составленная на кафедре всеобщей истории ТГПУ.

Историко-географические карты. Учебно-методическое пособие.

При изучении дисциплины рекомендуется также обратиться к веб-ресурсам:

Библиотека Максима Мошкова: http://lib.ru/

Всемирная история: http://historic.ru/books/

Всемирная электронная библиотека: http://www.universalinternetlibrary.ru

Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru

Электронная библиотека Восточной литературы: http://eastlib.ru/

Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ): http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/

Хронос. Всемирная история в Интернете: http//www.hrono.ru

Электронная библиотека Восточной литературы: http://eastlib.ru/


6.4 Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Перечень рекомендуемых интерактивных обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых при изучении дисциплины:




№п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)


Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения



Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1

История древней Греции. Философы и мудрецы

Компьютерная презентация

ММУ, ноутбук

2

История древнего Рима. Архитектура и искусство

Компьютерная презентация

ММУ, ноутбук


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Методические рекомендации преподавателю.

Данная дисциплина направлена на теоретико-практическую подготовку студентов-историков. Ее преподавание предполагает проведение ряда лекционных и практических занятий. Лекции проводятся в основном в интерактивном режиме с элементами презентации.. В лекционном курсе отводится место как общетеоретическим проблемам исторического развития, так и выяснению специфических особенностей изучаемого периода в их конкретно-историческом измерении.

Семинарские занятия могут иметь разные формы (работа с исследовательской литературой, анализ исторических памятников эпохи, слушание докладов, коллоквиум и др.), выбираемые преподавателем в зависимости от интересов студентов и конкретной темы.

Самостоятельная работа студентов включает в себя элементы реферирования и конспектирования научно-исследовательской литературы, подготовки и написания научных текстов, отработку навыков устных публичных выступлений.

Содержание предлагаемой программы дисциплины, ее объем и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы.

Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выводимых на семинарах и письменной, путем выполнения студентами разных по форме и содержанию работ и заданий, связанных с практическим освоением содержания дисциплины. Студенты демонстрируют в ходе проверки умение анализировать значимость и выявлять специфику различных проблем и тем в рамках изучаемой дисциплины и ее компонентов (разных сфер жизнедеятельности общества рассматриваемого исторического периода), знание научной и учебно-методической литературы. Текущая проверка знаний и умений студентов также осуществляется через проведение ряда промежуточных тестирований.


Итоговая аттестация по дисциплине предполагает устный экзамен, на котором проверяется усвоение теоретического и конкретно-исторического материала, усвоение базовых понятий дисциплины.




  1. 7.2. Методические рекомендации для студентов.

  2. При подготовке к экзамену студенту следует уделить особое внимание датам, именам, терминам и понятиям. При ответе на каждый вопрос необходимо привести конкретный материал из перечисленных аспектов от 2 до 4 минимум по каждому. Помимо фактических данных следует также показать понимание сущности различных методологических подходов к истории и исследовательских методов.

  3. Семинарские занятия направлены на формирование у студентов навыков изучения той или иной проблемы на основе анализа как исторических источников, так и статей и монографий ученых-историков. При рассмотрении выделенных в плане занятия вопросов следует опираться на анализ текстов тех или иных ученых, сопоставляя их подходы и позиции. Каждый вывод или положение нужно самостоятельно обосновывать цитатами из анализируемых сочинений. В конце занятия студентам следует сформулировать и обосновать собственное мнение по поводу обсуждаемой проблемы и прочтенного материала в целом.

  4. Еще одним элементом самостоятельной работы студентов является написание эссе с анализом монографии по истории древнего Востока. При этом студенту следует выяснить и привести краткие биографические сведения об их авторах, указать, к какой научной школе они принадлежит; описать основные рассматриваемые в монографиях или статьях сюжеты, выявить применяемые научные понятия и термины; проанализировать вделанные автором выводы.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

8.1. Примерный перечень вопросов к экзамену:

Географическое положение, природные условия и население Древней Эллады.

Древнегреческие источники.

Периодизация древнегреческой истории.

Мифология и религия Эллады.

Экономическое развитие архаической Эллады.

Социальный строй архаической Эллады.

История древнегреческой тирании.

Становление древнегреческого полиса.

Архаическая Спарта.

Афины в VIII–VI вв. до нашей эры.

Экономика классического периода.

Пелопонесская война и ее значение.

Кризис Древнегреческого полиса.

Специфика древнегреческого рабовладения.

Культура Эллады классического периода.

Возникновение и природа Эллинизма.

Эллинистическая культура.

Древнеримские источники.

Периодизация истории Древнего Рима.

Мифология и религия Древнего Рима.

Доримская история Апеннинского полуострова.

Царский период.

Экономическая история Рима республиканского периода.

Завоевание Римом Италии.

Социально-экономический строй Рима во II – I вв. до нашей эры.

Кризис римского полиса.

Специфика римского рабовладения.

Восстание рабов в римской республике.

Гражданские войны и падение римской республики в I в. до нашей эры.

Установление империи. Октавиан Август.

Рим периода ранней империи. Принципат.

Рим периода поздней империи. Доминат.

Социально-экономический строй домината.

Рим и ранняя история христианства.
8.2. Темы рефератов.

Тесей и его значение в культуре Эллады.

Женщины – героини в мифах Эллады.

Афинские историки о демократии.

Платон о государстве.

Аристотель – теоретик эллинского полиса.

Специфика древнегреческого рабовладения.

Сократ: жизнь, учение, метод.

Эпикур и эпикуреизм.

Античный стоицизм.

Логографы и их роль в формировании эллинского исторического познания.

Солон и его значение в истории античности.

Перикл и Афинская архэ.

Римские историки периода поздней империи.



Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование профиль подготовки История и обществознание, История и литература.
Рабочую программу учебной дисциплины (модуля) составил:

Доцент кафедры всеобщей истории Ю. Н. Шевченко


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница