Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) б в. 03 Культура речи и деловое общение



Дата26.06.2016
Размер0.51 Mb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)

Утверждаю

________________________

директор института

«___» ___________ 20__ года


рабочая Программа учебной дисциплины (модуля)
__________Б.1.В.03______Культура речи и деловое общение______________

Трудоемкость (в зачетных единицах) ______3_______

Направление подготовки 080100.62 Экономика
Профиль подготовки Финансы и кредит
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
1. Цели изучения дисциплины (модуля).

Цель курса — формирование и развитие у студентов навыков профессионального общения, умения оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном общении, представляющем собой совокупность знаний, умений, способностей, необходимых для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, педагогической и др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности. В настоящее время компетенции специалиста в определенной области характеризуются не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также развитыми социально-коммуникативными и собственно-коммуникативными способностями, обеспечивающими креативный (творческий) уровень профессиональной деятельности.

В основе лежит формирование коммуникативной компетенции, комплекса умений, которые позволяют коммуниканту участвовать в речевом общении (в его продуктивных и рецептивных видах). Коммуникативная компетенция базируется на: лингвистической, языковой, речевой, социокультурной, социальной, стратегической (компенсаторной), дискурсивной, предметной, профессиональной компетенции).

При этом перечисленные виды компетенции понимаются следующим образом:


Лингвистическая компетенция – «владение знаниями о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи» [Там же, с.42].
Языковая компетенция – «способность с помощью системы языка понимать чужие мысли и выражать собственную точку зрения как в устной, так и в письменной форме» [Там же, с.44].
Социокультурная компетенция – «знание национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей изучаемого языка, включающих обычаи, этикет, социальные стереотипы, историю и культуру, а также умение пользоваться полученными знаниями в процессе общения» [Там же, с.43].
Социальная компетенция – «желание и умение вступать в коммуникацию с другими людьми, способность ориентироваться в ситуации общения, строить высказывание в зависимости от коммуникативного намерения говорящего и ситуации» [Там же, с.43].
Стратегическая (компенсаторная) компетенция – «1.Восполнение пробелов в знании языка, в речевом и социальном опыте общения в иноязычной среде. 2.Умение прибегать к необходимым стратегиям при чтении, аудировании, говорении, переключаться с одной стратегии на другую» [Там же, с.43].
Дискурсивная компетенция – «способность учащегося использовать те или иные стратегии при конструировании и интерпретации текста, знание особенностей, присущих различным типам дискурсов, а также способность порождать дискурсы в процессе общения (доклад, сообщение, обсуждение, расспрос и др.)» [Там же, с.41].
Предметная компетенция – «способность к ориентации (в содержательном плане общения) в определённой сфере человеческой деятельности» [Там же, с.43].
Профессиональная компетенция – «способность к успешной профессиональной коммуникации, деятельности, владение соответствующими знаниями; личностные качества, призванные обеспечить эффективность выполнения деятельности» [Там же, с.43].

Курс позволяет специалисту решать профессиональные задачи:-

- повышение уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации;

- формирование необходимых языковых знаний в области коммуникативной компетенции будущего специалиста (виды общения, вербальные и невербальные средства коммуникации, принципы коммуникационного сотрудничества и т.д.);



  • формирование практических умений в области стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах коммуникации (письменные, устные формы и жанры речи; монологический, диалогический, полемический виды речи).


2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.

Профессиональный цикл (Б.1) основная часть Гуманитарного, социального и экономического цикла. Дисциплина «Культура речи и деловое общение» входит в цикл дисциплин подготовки педагогического направления как составляющая профессиональной квалификации педагога (преподавателя любой дисциплины). Взаимодействует с дисциплинами цикла ГСЭ. Психология, Педагогика.

Дисциплина «Культура речи и деловое общение» базируется на ряде дисциплин школьного цикла (русский язык, литература, обществознание, иностранный язык и др.) и связана с вузовскими дисциплинами (философия, психология, педагогика, этика и др.).

Преподавание дисциплины «Культура речи и деловое общение» необходимо для успешного освоения последующих дисциплин, связанных с методикой преподавания спецпредметов, а также для прохождения производственной практики.


3. Требования к уровню освоения программы.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК)


  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)

  • способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3),

  • способен логически верно организовывать устную и письменную речь (ОК-6),

  • готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7),

  • способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии, полемики (ОК-16).

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3),

  • способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6),

В результате изучения базовой части цикла студент должен:



знать:

  • основные закономерности взаимодействия человека и общества;

  • экстралингвистические и лингвистические особенности особенности функциональных стилей современного русского литературного языка,

  • особенности официально-делового стиля общения и его разновидностей, особенности устной и письменной речи в сфере делового общения,

  • принципы создания устного публичного выступления информативного и воздействующего характера;

уметь:

  • использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном языке в учебной и профессиональной деятельности;

  • анализировать и обобщать, критически воспринимать текстовую информацию в учебно-профессиональной, научной и официально-деловой сферах общения,

  • создавать и редактировать тексты профессионального и официально-делового назначения в соответствии с нормами современного русского литературного языка и стандартами оформления деловой документации,

  • логически верно, аргументированно, ясно и точно строить деловую, научную, публицистическую речь,

  • пользоваться словарями и справочниками,


владеть:

  • Навыками коммуникации в родной речи,

  • навыками коммуникации в родной среде,

  • различными способами вербальной и невербальной коммуникации;

  • техникой речи,

  • способами создания речевого и неречевого портрета оратора,

  • жанрами устного делового общения (беседа, телефонный разговор, деловое совещание, переговоры, презентации),

  • навыками публичной профессионально-ориентированной дискуссии,

  • нормами устной и письменной речи,

  • качествами хорошей речи,

  • жанрами русского речевого этикета в повседневном обиходе (приветствие, прощание, благодарность, извинение и др.)..


4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) ___2____ зачетных единиц и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)


Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)





Всего

1 семестра


2 семестра

семестра

Аудиторные занятия

61

19

42




Лекции













Практические занятия

61

19

42




Семинары













Лабораторные работы













Другие виды аудиторных работ













Другие виды работ













Самостоятельная работа

47

23

24




Курсовой проект (работа)













Реферат













Расчётно-графические работы













Формы текущего контроля

зачет

зачет

зачет




Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

тестирование












5. Содержание учебной дисциплины (модуля).

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).

?п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)









лекции

практические (семинары)

лабораторные работы

самостоятельные

1.

Культура речи и деловое общение как предмет изучения




12




10

2.

Норма как центральное понятие культуры речи и основа правильности




18




17

3.

Функциональные стили литературного языка




20




10

4

Основы ораторского искусства




11




10










61




47


5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля).

1. Культура речи и деловое общение как предмет изучения

Общение как основа существования человека. Виды общения: вербальное, невербальное. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты общения. Язык как знаковая система. Естественные и искусственные языки. Языковые единицы и уровни языковой системы. Основные функции языка. Национальный язык, литературный язык, нелитературные формы языка (диалект, жаргон, просторечие). Функциональные стили.

Речь как форма реализации языка. Формы речи. Коммуникативные качества речи. Типы речевых культур. Виды речевой деятельности. Эффективность общения. Условия реализации эффективного общения. Коммуникативная и речевая ситуация. Структура (компоненты) коммуникативного акта. Коммуниканты (адресант и адресат). Социальные и речевые роли общающихся. Мотив и цель общения. Коммуникативное намерение (речевая интенция). Гармонизирующее общение. Постулаты общения (Аристотель, Х. Грайс, Р. Лакофф и др.). Требования к речевому поведению общающихся. Правила речевого поведения. Правила отбора языковых единиц. Русский речевой этикет. Речевой жанр как единица общения. Типология речевых жанров: информативные, императивные, оценочные, ритуальные. Основные жанры повседневного общения: приветствие, просьба, извинение, благодарность, прощание. Условия эффективной коммуникации: принцип кооперации, принцип вежливости и др. Понятие коммуникативной компетенции.
2. Норма как центральное понятие культуры речи и основа правильности.

Языковая норма. Ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Динамичность развития языка и изменчивость норм. Типы норм (фонетические, грамматические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Типы нормативных словарей и принципы работы с ними. Языковые нормы на разных уровнях языка: а) фонетические - орфоэпические, акцентологические; б) морфологические – грамматические, синтаксические; в) лексические нормы русского языка, системные отношения в лексике, точное употребление лексем, богатство словаря, выразительность речи. Орфографическая и пунктуационная грамотность.


3. Функциональные стили литературного языка.

Особенности, сфера употребления. Основные функциональные стили речи, их особенность, сфера употребления. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль речи. Общая характеристика научного стиля речи. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Языковые единицы научного стиля речи. Лексика научного стиля. Термин как основная понятийная единица научной сферы человеческой деятельности и основная лексическая составляющая научного стиля речи. Морфология научного стиля. Синтаксис научного стиля. Функционально-стилевая классификация научного стиля речи (собственно-научный, научно-информативный, научно-справочный, научно-учебный, научно-популярный) Жанры научного стиля. Логическая схема построения научных текстов различных жанров. Реферат, аннотация, конспект, тезисы как основные жанры научно-информативного стиля речи. Требования к реферату. Типы рефератов. Структура реферата. Композиция реферата. Понятие и определение аннотации. Особенности аннотации. Конспектирование как процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. Типы конспектов по различным основаниям. Этапы подготовки конспекта. Правила составления конспекта. Понятие и определение тезисов. Типы тезисов. Типичные нарушения чистоты жанра при составлении тезисов. Требования, предъявляемые к тезисам. Квалификационная работа бакалавра: структура и содержание. Учебно-научная речь. Сообщение и ответ как жанры устной монологической речи, их задачи. Структура ответа. Понятие языкового примера.

Официально-деловой стиль. Подстили официально-делового стиля и сферы их применения. Языковые формулы официальных документов. Требования к составлению и оформлению документов: стандартизация, унификация, клишированность. Бланки, реквизиты, условные обозначения, аббревиатура. Классификация деловых документов по назначению (организационно-распорядительные и информационно-справочные), по характеру (личные, служебные). Жанры деловой документации. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Письменная деловая коммуникация. Правила оформления документов. Композиционные особенности деловых документов. Реклама в деловой речи как коммуникативно-информативно-воздействующий инструмент торговли. Компоненты рекламного текста (ктематоним, слоган, комментирующая часть). Речевой этикет делового письма. Типичные ошибки в письменной деловой коммуникации. Функции делового общения. Этикет делового общения.

Публицистический стиль речи. Общая характеристика публицистического стиля. Специфические функции публицистического стиля - информационная и воздействующая. Лингвистическая характеристика публицистического стиля. Тематические группы лексики (политическая, экономическая, социальная, юридическая, военная, экологическая и др.). Использование эмоционально-оценочной лексики (сферы принимаемого и отвергаемого). Речевые трудности в изложении публицистического текста. Грамматические особенности стиля. Жанры публицистической речи. Публицистический стиль и нормы речевой культуры. Типичные грамматические ошибки в современной публицистической речи. Точность речи. Причины нарушения точности речи. Чистота речи. Употребление иноязычных слов и терминов. Клише и штампы. Логичность речи. Предметная и понятийная логичность. Типичные нарушения логичности речи, их причины и пути преодоления.

Художественный стиль (язык художественной литературы). Стилевая черта художественного стиля: эстетическая образность. Тропы и фигуры речи. Язык художественной литературы как национальное достояние.

Разговорный стиль. Условия функционирования, внеязыковые факторы: непосредственность общения, устность, неофициальность. Фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические и синтаксические

особенности разговорной речи.



4. Основы ораторского искусства

Роды и виды риторики. Этапы подготовки выступления. Структура публичного выступления. Разработка и построение речи. Жанры публичной речи. Создание текста. Специфика языкового выражения мысли в письменной и устной формах речи: отличия в грамматике. Работа над средствами выразительности. Риторические тропы и фигуры речи. Беседа, продуктивные и непродуктивные модели деловой беседы. Запоминание. Репетиция. Импровизация. Произнесение. Подготовка к выступлению. Техника речи. Владение голосом. Дыхание. Дикция. Пауза. Средства достижения эффекта живого непосредственного общения с аудиторией: разговорность речи, неречевое поведение оратора.

Речевой портрет слушателя, создаваемый оратором. Оценка аудитории. Законы современной общей риторики, учитывающие фактор адресата. Голосовой контакт с аудиторией. Изменение тона, темпа речи. Монолог оратора как скрытый диалог. Приёмы диалогизации: обращение, вопросы к аудитории, предложение вспомнить какие-либо факты, совместное рассуждение, неожиданный перерыв мысли, юмор, реальный диалог и др. Неравнодушное отношение к предмету выступления как основное условие выразительности, эффективности и действенности речи.

Неречевое поведение оратора. Внешний вид оратора, поза, осанка, взгляд, мимика, жесты, телодвижения. Способы управления вниманием аудитории. Средства наглядности. Диалог с аудиторией. Тактика ответов на вопросы. Основные стратегии, тактики и приёмы спора. Аргументация, виды аргументов. Способы создания речевого портрета оратора. Риторическое мастерство как залог успешного развития общества.


5.3. Лабораторный практикум. Не предусмотрен

? п/п

? раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ





















6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Основная литература

  1. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов/Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-на-Дону:Феникс,2001.-540 с.

  2. Русский язык и культура речи для студентов-нефилологов: учебное пособие для вузов/Л. В. Колпакова, Е. В. Максименко, О. С. Михалова [и др.]. -Томск: издательство ТГПУ. Ч. 1. -2008.- 164 с.

  3. Колпакова, Л. В. Русский язык и культура речи. Орфографические правила :методические рекомендации/Л. В. Колпакова -Томск: издательство ТГПУ, 2004.-15 с.

  4. Салосина, И. В., Максименко, Е. В. Русский язык и культура речи: задания для самостоятельной работы для нефилологических специальностей/И. В. Салосина, Е. В. Максименко - Томск: ЦУМЛ ТГПУ, 2004.-15 с.


6.2. Дополнительная литература:


  1. Актуальные проблемы культуры речи. - М.: Наука, 1970. - 403 с.

  2. Аннушкин, В. И. История русской риторики: Хрестоматия: Учебное пособие/В. И. Аннушкин.- 2-е изд., испр. и доп.- М.:Флинта, 2002.- 413 с.

  3. Аристотель. Риторика. Поэтика / Аристотель; Пер.с древнегреч. О.П.Цыбенко, В.Г.Аппельрота; /Ред.И.В.Пешков,Г.Н.Шелогурова/.-М.:Лабиринт, 2000.- 221с.

  4. Бельчиков, Ю. А. Стилистика и культура речи/Ю. А. Бельчиков.-2-е изд., испр. и доп.- М.:УРАО,2002. -158 с.

  5. Беседа, Ю. К. Выразительное чтение: Практикум / Ю. К. Беседа. - М.: Прометей, 1991.-123 с.

  6. Бороздина, Г. В. Психология делового общения: учебное пособие для вузов /Г. В. Бороздина.- М.:ИНФРА, 2000.- 224 с.

  7. Васильева, А. Н. Основы культуры речи / А.Н. Васильева. – М.: Русский язык, 1990. - 247 с.

  8. Введенская, Л. А., Павлова ,Л. Г. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов–на-Дону: Феникс, 2005. - 537 с.

  9. Головин, Б. Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов/Б. Н. Головин.-2-е изд., испр. - М.: Высшая школа,1988.-319 с.

  10. Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Книга о хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. - М.:Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997.- 268с.

  11. Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Секреты стилистики: Правила хорошей речи/Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. - М.:Айрис Пресс,1998.-199 с.

  12. Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич.- 3-е изд., испр.- М.:Просвещение,1989.-208 с.

  13. Зарецкая, Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е. Н. Зарецкая.- 3-е изд., испр.- М.:Дело, 2001.- 477 с.

  14. Ицкович, В. А. Языковая норма/В. А. Ицкович.- М.:Просвещение,1968. -92 с.

  15. Колтунова, М. В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет: учебное пособие для вузов / М. В. Колтунова.- М.:Экономическая литература, 2002.- 287 с.

  16. Колтунова, М. В. Деловое письмо: Что нужно знать составителю/М. В. Колтунова.- 4-е изд.- М.: Дело, 2000.- 112 с.

  17. Корнилова, Е. Н. Риторика-искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи: Учебное пособие / Е.Н. Корнилова.- М.:Изд-во УРАО, 1998.- 205с.

  18. Кохтев, Н. Н. Реклама. Искусство слова: рекомендации для составителей рекламных текстов/Н. Н. Кохтев.- М.:издательство МГУ, 1997.- 93 с.

  19. Костина, А. В. Основы рекламы: учебное пособие / А. В. Костина, Э. Ф. Макаревич, О. И. Карпухин. - М.: Кнорус, 2006.-352 с.

  20. Крымова, Л. М. Этика делового общения: учебное пособие/Л. М. Крымова, С. М. Крымов. - Томск: ЦУМЛ ТГПУ, 2006.- 83 с.

  21. Кузин, Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика/Ф. А. Кузин.- М.: Ось, 2002.- 511 с.

  22. Кузнецов, И. Н. Современный этикет/И. Н. Кузнецов.- М.:Дашков и К´, 2004.- 494 с.

  23. Культура русской речи: Учебник для вузов / С. И. Виноградов, Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев [и др.]; РАН; - М.:НОРМА, 2004.-549 с.

  24. Курьянович, А. В. Культура письменной речи: курс лекций/А. В. Курьянович. - Томск: издательство ТГПУ, 2007.-135 с.

  25. Львов, М. Р. Риторика. Культура речи: учебное пособие для вузов / М. Р. Львов.- М.:Академия, 2004.- 271 с.

  26. Маркичева, Т. Б., Ножин, Е. А. Мастерство публичного выступления: Учебное пособие / Т. Б. Маркичева, Е. А. Ножин.- М.:Знание, 1989.-174 с.

  27. Михальская, А.К. Русский Сократ:Лекции по сравнительно-исторической риторике: Учебное пособие для студентов гуманит.фак / А.К. Михальская - М.:Академия, 1996.-190с.

  28. Мучник, Бениамин Семенович. Культура письменной речи: формирование стилистического мышления /Б. С. Мучник. - Изд. 2-е, испр. и доп.- М.:Аспект-Пресс, 1996.-174 с.

  29. Норман, Б. Ю. Теория языка: Вводный курс: Учебное пособие/Б. Ю. Норман.- М.:Флинта, 2004.- 292 с.

  30. Основы публичной речи=Learning to Speak in Public: Учебное пособие для вузов / Е. Л. Фрейдина, Т. С. Самохина, И. С. Тихонова [и др.].- М.:ВЛАДОС, 2002.- 95 с.

  31. Петров, О. В. Риторика: учебник для вузов /О. В. Петров [и др.].- М.: Проспект, 2007.- 423 с.

  32. Пиз, Аллан. Язык телодвижений: Как читать мысли окружающих по их жестам/Аллан Пиз; /Пер. с англ. Т. Новиковой/.- М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 2002.- 221 с.

  33. Пиз, Аллан, Пиз, Барбара. Язык взаимоотношений мужчина - женщина/А.Пиз, Б.Пиз; /Пер. М.Г.Звонарев/.- М.:ЭКСМО-Пресс, 2000.- 399 с.

  34. Русский язык и культура речи для студентов-нефилологов: учебное пособие / М.Ю.Федосюк, Т.А.Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.

  35. Секреты ораторского мастерства: [мудрые советы 22 самых известных и преуспевающих ораторов XX века] / пер. с англ. Е. А. Бакушева. - Минск: Попурри, 2003.- 269 с.

  36. Сидорова, М.Ю., Савельев, В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций / М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев – М.: Айрис-пресс, 2005 – 208 с.

  37. Скворцов, Л. И. Основы культуры речи: хрестоматия: учебное пособие для филологических специальностей вузов/Л. И. Скворцов. - М.: Высшая школа, 1984.-309 с.

  38. Сопер, Поль Л. Основы искусства речи / Пер. с англ. С.Д.Чижовой; Под ред. К.Д.Чижова, Л.М.Яхнича. - Ростов-на-Дону:Феникс,1996.- 446с.

  39. Стернин, И. А. Практическая риторика: учебное пособие для вузов / И. А. Стернин.- 4-е изд., испр.- М.:Академия, 2007.- 268 с.

  40. Стилистика и литературное редактирование: учебник для вузов / В. И. Максимов, Ю. А. Бельчиков, А. В. Голубева [и др.].- М.:Гардарики, 2005.- 651 с.

  41. Сухарев, В. А. Этика и психология делового человека/В. А. Сухарев. - М.:Фаир, 1997.- 397 с.

  42. Филиппов, А. В. Риторика: понятия и упражнения : учебное пособие для вузов / А. В. Филиппов, Н. Н. Романова. - 2-е изд., испр. - М.:Академия, 2005.-155 с.

  43. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения /Н. И. Формановская.- М.: Высшая школа, 1989.-156 c.

  44. Честара, Джон. Деловой этикет: паблик рилейшнз для всех и для каждого/Д. Честара; [пер. с англ. Л. Бесковой]. - М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000.-333 с.

  45. Чиненный, А. И., Стоян, Т. А. Этикет на все случаи жизни/А. И. Чиненный, Т. А. Стоян.- М.:АКАЛИС, 1996.-151 с.

  46. Шеламова, Г. М. Этикет делового общения: учебное пособие/Г. М. Шеламова.- М.:Академия,2005. -187 с.


Словари:


  1. Иванова, Татьяна Фёдоровна. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы: Около 40 000 слов /Т. Ф. Иванова.- 2-е изд., стереотип. - М.: Русский язык медиа, 2005.-892 с.

  2. Крылатые слова: не спроста и не с пуста слово молвится и до веку не сломится/по толкованию С. Максимова.-Нижний Новгород: Русский купец [и др.], 1996.-414 .

  3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы: Около 65000 слов/ Под ред. Р. И. Аванесова.-6-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1997.-686 с.

  4. Розенталь,Д. Э., Теленкова, М. А. Словарь трудностей русского языка/ Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова.- М.:Айрис-Пресс, 1999.- 575 с.

  5. Словарь современного русского литературного языка: В 20 т./АН СССР.Ин-т рус.яз.; гл.ред.К.С.Горбачевич.- 2-е изд.,перераб.и доп.- М.: Русский язык. – с 1991 г.

  6. Толковый словарь русского языка/Под ред. Д. Н. Ушакова.-М.:Астрель. В Т.4: 2000.

  7. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: словарь-справочник/АН СССР, Институт русского языка;.Л.:Наука. Ленинградское отделение,1973.-518 с.

  8. Универсальный словарь иностранных слов русского языка:/Около 45000 терминов //Под ред.Т.Волковой/.-М.: Вече, 2000.- 683 с.

  9. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка: Около 2500 словарных статей/ П. Н. Денисов, Н. К. Зеленова, Е. М. Кочнева [и др.]; Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина; Институт русского языка. - М.: Русский язык, 1978.-685 с.

  10. Фадеев, С. В. Тематический словарь сокращений современного русского языка: Около 20000 сокращений/С. В. Фадеев.- М.: РУССО, 1998.- 537 с.

  11. Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2 т. /Сост.А.И.Федоров.- М.: Цитадель.-1997.

  12. Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2 т.: Более 12000 фразеол. Единиц /Сост. А. И. Федоров.- Новосибирск: ВО Наука. Сибирская издат. фирма РАН. 1995.

  13. Шанский, Н. М. Этимологический словарь русского языка /Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. - М.: Прозерпина [и др.], 1994.-398 с.

  14. Штудинер, М. А. Словарь образцового русского ударения:17 000 слов /М. А. Штудинер.-2-е изд., испр.- М.: Айрис-пресс, 2004.-566 с.

  15. Шведов, С. М. Словарь синонимов русского языка для школьников/С. М. Шведов.- Минск: Современное слово, 2003.-479 с.



6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

1. www.google.ru

2. www.gramma.ru

3. www.gamota.ru

4. www.yandex.ru


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Перечень рекомендуемых интерактивных обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых при изучении дисциплины:

?п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1

Культура речи и деловое общение как предмет изучения

  • тесты базы ТГПУ,

  • тесты кафедры.

деловые игры «Коммуникативные качества речи», «Невербальная коммуникация», «Слушать и слышать» (виды слушания.

2

Норма как центральное понятие культуры речи и основа правильности

- тесты базы ТГПУ

  • словари www.gamota.ru; www.yandex.ru

  • тесты www.gamota.ru,

  • тесты кафедры.

- Анализ речи в СМИ.

3

Функциональные стили литературного языка

  • тесты базы ТГПУ,

  • справочная информация по стилям www.gamota.ru

  • тесты кафедры

- Деловая игра «Самопрезентация»

- Рецензирование текстов.



  • Создание документов разных жанров.

  • Подготовка докладов на научную конференцию.

  • 4

Основы ораторского искусства

  • тесты базы ТГПУ,

  • тесты кафедры.



7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

Обучение русскому языку представляет собой сложный многогранный процесс, включающий несколько компонентов: создание у студентов прочной теоретической базы (лекционный курс), формирование практических умений, совершенствование навыков самостоятельной работы с научной литературой (курс практических занятий).

В процессе изучения курса студенты должны: освоить основы языкознания;

осознать, что язык развивается по определенным законам; уметь эффективно и

грамотно использовать языковые средства в сфере профессиональной и бытовой коммуникации. Поставленные перед студентами задачи решаются путем использования различные формы работы. Перечислим некоторые из них:

- лекции преподавателя с различными видами заданий;

- написание и защита рефератов;



  • беседы;

  • подготовка докладов для участия в научной конференции,

- самостоятельная работа студентов, наблюдение за языковыми явлениями,

их анализ;

- выполнение упражнений с языковым материалом (в том числе проблемного характера);

- чтение, исследование текстов различных стилей;

- чтение рекомендованной научно-популярной лингвистической литературы;

- работа с ортологическими словарями и справочниками;

- тестирование;

- решение ситуационных задачи;

-творческая лаборатория и др.
7.2. Методические рекомендации для студентов
Подготовка рефератов и сообщений по темам курса.

Конспектирование статей, предложенных преподавателем



Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

Указать произношение, расставить ударения в словах, вызывающих наибольшие затруднения.

Определить значения слов, вызывающих затруднения, составить с ними предложения.

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. (Темы: «Орфография», «Грамматические нормы русского языка»).

Определить, какие коммуникативные качества нарушены в предложенных текстах.

Определить стиль данного текста и его особенности.

Исправить стилистические ошибки в приведенных текстах.

Составить текст в научном, официально-деловом, художественном или публицистическом стилях.

Составить рецензию, отзыв, доверенность, справку, заявление и т.д.

Проанализировать негативные и позитивные примеры речи (по материалам СМИ, анализу речи однокурсников и т. п.).

Работа с толковыми и орфоэпическими словарями современного русского языка.
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

8.1. Тематика рефератов (докладов, эссе);


  • М. М. Бахтин о речевом жанре.

  • Стилистическое расслоение русской лексики. Ее использование в речи. (Привести примеры использования, проанализировав текст статьи в газете, журнале).

  • Основные типы словарей (проанализируйте отличие в способе подачи материала, цели и т.д.).

  • В чем специфика педагогического общения? Сформулируйте постулаты общения, которыми должен, с вашей точки зрения, руководствоваться учитель.

  • Назовите стили педагогического общения. Опишите речевое поведение какого-либо учителя. Какой стиль общения реализуется в его поведении?

  • Лектор, особенности лекторской речи.

  • Словесные (вербальные) и несловесные (невербальные) средства привлечения внимания, установления и поддержания контакта (в лекциях преподавателей).

  • Проанализируйте русские пословицы о языке, речи, общении. Какие постулаты общения в них сформулированы?

  • Культура и этика общения (повседневный этикет)

  • Этикет делового общения.

  • Национальные особенности этикетных форм поведения.

  • Этикет обращения к собеседнику (обращение преподавателей к студентам).

  • Роль «языка внешнего вида» в речи.

  • Деловое общение, его особенности.

  • Язык рекламы.

  • Огрубление русского языка в средствах массовой информации (газеты, радио, телевидение).

  • Иноязычная лексика в современных информационных жанрах.

  • Публичное выступление: речь политиков.

  • Свойства личности оратора, обеспечивающие эффективность речи.

  • Спорить, но не ссориться - возможно ли это? (искусство спора)

  • Основные полемические приемы и уловки.

  • Ораторское искусство как социальное явление.

  • Виды ораторского искусства.

  • Развитие риторики в России.

8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся;

1) Работа со словарем лингвистических терминов.



  • Сравните понятия жаргон, арго, сленг, социолект.

  • Сравните понятия национальный язык и литературный язык.

  • Дайте определение средствам выразительности: художественные тропы (метафора, метонимия, сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, литота, аллегория), стилистические фигуры (градация, антитеза, оксюморон, анафора, эпифора, парцелляция, эллипсис, инверсия, риторический вопрос, гипофора, риторическое восклицание, обращение, умолчание).

  • Объясните системные отношения в лексике (многозначность, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия).

2) Ответить на проблемные вопросы по учебнику Русский язык и культура речи для студентов-нефилологов: учебное пособие для вузов/Л. В. Колпакова, Е. В. Максименко, О. С. Михалова [и др.]. -Томск: издательство ТГПУ. Ч. 1. -2008.- 164 с.

3) Ответить на контрольные вопросы по учебнику Русский язык и культура речи для студентов-нефилологов: учебное пособие для вузов/Л. В. Колпакова, Е. В. Максименко, О. С. Михалова [и др.]. -Томск: издательство ТГПУ. Ч. 1. -2008.- 164 с.

4) Выполнить задания для самостоятельной работы студентов по учебно-методическому пособию Салосина, И. В., Максименко, Е. В. Русский язык и культура речи: задания для самостоятельной работы для нефилологических специальностей/И. В. Салосина, Е. В. Максименко - Томск: ЦУМЛ ТГПУ, 2004.-15 с.

5) Выполнить упражнения по темам по учебнику Русский язык и культура речи для студентов-нефилологов: учебное пособие для вузов/Л. В. Колпакова, Е. В. Максименко, О. С. Михалова [и др.]. -Томск: издательство ТГПУ. Ч. 1. -2008.- 164 с.



8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз;

Контрольные вопросы по учебнику Русский язык и культура речи для студентов-нефилологов: учебное пособие для вузов/Л. В. Колпакова, Е. В. Максименко, О. С. Михалова [и др.]. -Томск: издательство ТГПУ. Ч. 1. -2008.- 164 с.


8.4. Примеры тестов; в фонде кафедры.

8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к экзамену, зачету);

Примерный перечень вопросов к зачету.

Культура речи как наука.

Связь культуры речи с другими науками.

Культура речи и общая культура человека.

История русского литературного языка.

Письменная и устная речь.

Культура слушания.

Культура чтения.

Коммуникативные качества речи.

Понятие нормы русского языка.

Основные словари русского языка. Норма и целесообразность.

Орфоэпические нормы.

Акцентологические нормы.

Грамматические нормы: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, причастие, глагол, имя числительное.

Лексические нормы (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова)

Изменение словарного состава языка (заимствования, историзмы, неологизмы)

Лексическое значение, способы объяснения лексического значения слов

Синтаксические нормы.

Понятие стиля.

Научный стиль, его особенности.

Жанры научного стиля.

Официально-деловой стиль, его особенности.

Жанры официально-делового стиля.

Язык деловых документов.

Деловой этикет.

Реклама как вид делового стиля.

Публицистический стиль, его особенности.

Жанры публицистического стиля.

Ораторское искусство: возникновение и развитие.

Ораторская речь: подготовка, изобретение, словесное оформление.

Полемика. Полемические приемы.

Художественный стиль, его особенности.

Разговорно-бытовой стиль, его особенности.

Основные типы стилистических ошибок.



8.6. Темы для написания курсовой работы (представляются на выбор обучающегося, если предусмотрено рабочим планом);не предусмотрено.

8.7. Формы контроля самостоятельной работы.

Рефераты, сочинения, контрольные работы, тестирование.


Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 Экономика профиль Финансы и кредит.

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена:

Доцент каф. русского языка и культуры речи_________________________ Колпакова Л.В.

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) утверждена на заседании кафедры русского языка и культуры речи

протокол _1_ от 28 августа____ 2011__ года.


Зав. кафедрой ______________ Колпакова Л.В.

(подпись)


Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена методической комиссией института культуры

протокол __ от ____________ 20__ года.


Председатель методической комиссии __________________ Батурина О.А.

(подпись)


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница