Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б в. 04 Философская антропология Трудоёмкость



Скачать 169.98 Kb.
Дата26.06.2016
Размер169.98 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан ФОД
________________С.Б. Куликов

«______»________________ 20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Б.1.В.04 Философская антропология

Трудоёмкость (в зачетных единицах) – 2


Направление подготовки: Педагогическое образование

Квалификация (степень) выпускника бакалавр
1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины заключается в формировании высококлассных специалистов в области философской антропологии и философии культуры, в овладении ими основными понятиями, исходными методологическими принципами и современными философско-антропологическими и философско-культурологическими теориями.

Задачи:


  1. раскрыть теоретические предпосылки возникновения философской антропологии и философии культуры как особых типов мировоззрения, показать основные этапы становления и развития мировой и отечественной философско-антропологической и философско-культурологической мысли;

  2. сформировать представление о предметной области философской антропологии и философии культуры, её целях, задачах и методах;

  3. сформировать представление об основных философско-антропологических и философско-культурологических концепциях;


2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.

Цикл специальных дисциплин, раздел Б.1.В.04 позволяет раскрыть закономерности развития философско-антропологического направлений исследования.



Для успешного освоения дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее знание таких дисциплин (модулей), как «Философия».

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Курс правоведения призван дать студенту возможность овладеть следующими компетенциями:

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1)

  • способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК–3 ).



4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) ___2____ зачетные единицы и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

72

II




Аудиторные занятия

36







Лекции

36







Практические занятия (ПЗ)










Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)










И (или) другие виды аудиторных занятий










Самостоятельная работа (рефераты)

36







Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










И (или) другие виды самостоятельной работы










Вид итогового контроля

зачет

зачет





5. Содержание дисциплины

5.1.Разделы дисциплины и виды занятий

Тема

Аудиторная работа


Самостоятельная работа

Лекций

Интерактивных

1. Философская антропология как область философского знания

8




8

2. Развитие философско-антропологических знаний в истории философии

8

2

8

3. Человек как особый род сущего

8

2

8

4. Человек и социум

6

2

6

5. Человек наедине с собой

6

2

6

Всего

36

8

36


5.2.Содержание разделов дисциплины

5.2.1.1. Философская антропология как область философского знания

«Человеческое измерение» ключевых философских проблем. Становление философской антропологии и ее место в системе философского знания. Предмет философской антропологии, ее методологическая специфика. Дискуссии о возможности и границах философской антропологии. Поиск исходного представления о человеке как основы объяснения его бытия в мире, социуме, культуре. Синтез философских, естественно-научных и гуманитарных знаний о человеке в философской антропологии. Соотношение философской антропологии с другими областями философского знания и конкретными научными дисциплинами, изучающими человека. Критика попыток заменить философию человека интегральной позитивистской наукой о нем. Основные направления современной философской антропологии: культурно-философская, философско-биологическая, структуралистская, психоаналитическая, сциентистская, философско-религиозная и др.


5.2.1.2. Развитие философско-антропологических знаний в истории философии

Представления о человеке в античной и древневосточной философии. Влияние особенностей мировоззрения в средние века на антропологические представления, религиозная доминанта в осмыслении человека в этот период. Становление и развитие секулярного образа человека, гуманистические традиции в период Просвещения и Нового времени. Проблема человека в европейской философии XVII-XIX вв. Философско-антропологические парадигмы XX - начала XXI вв.

Образ человека в индустриальном обществе. Антропологический поворот в условиях этого общества. Формирование в индустриальном обществе представления о человеке как практически действующем существе. Человек и природа. Человек как производительная сила. Человек и техника. От эйфории тотального преобразования мира к пониманию границ и опасностей техницистского видения человека. Отчуждение и стандартизация человека в индустриальном и информационном обществе. Проблема сохранения окружающей среды как жизненной среды человека.
5.2.1.3. Человек как особый род сущего

Философские проблемы исследования антропогенеза. Человек как микрокосм и макрокосм. Биологическое и социальное в человеке. Человек - живое существо; место человека среди других живых существ. Критика биологизаторских картин человека и представлений о человеке как вершине биологической эволюции. Социо-культурное «измерение» человека. Механизмы и институты социализации. Инстинкт и интеллект, психика и сознание, сознательное и бессознательное в человеке. Освоение социального опыта и проблема влияния наследственности на развитие человека. Современная биология и философско-антропологическая проблематика, связанная с ней. «Тело - дух - душа»: современное видение проблемы. Сущность человека.


5.2.1.4. Человек и социум

Философско-антропологическая интерпретация взаимосвязи человека и общества. Пространство и время человеческого существования. Необходимость и свобода в человеческой жизни. Внешняя и внутренняя свобода человека. Объективные и субъективные критерии человеческой свободы. Свобода и ответственность. Конформизм. Личность и индивидуальность. Исполнение социальных ролей и проблема сохранения самотождественности индивида. Человек в условиях повседневности. Рациональное и иррациональное в межличных отношениях. Подлинная и неподлинная коммуникация. «Я» и «Другой». Интерсубъективность. Объяснение и понимание.


5.2.1.5. Человек наедине с собой

Феномен человеческой субъективности. Самосознание и самоидентификация. Выбор себя как свободный акт. Самость. Личностный опыт переживания высших ценностей. Уникальность человеческой экзистенции. Проблема самореализации: подлинное и неподлинное существование человека. Пути к подлинному существованию. Пограничные ситуации. Переживание человеком своего бытия. Смысл человеческой жизни. Конечность существования человека. Жизнь, смерть и бессмертие человека. Философские проблемы танатологии. Антропологический аспект вопроса о трансцендентном. Историческое изменение образов трансцендентного. Проблема выражения трансцендентного в человеческом языке.


5.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1. Рекомендуемая основная литература по дисциплине:

  1. Леви-Строс, Клод. Структурная антропология [Текст] / Клод Леви-Строс ; [пер. с фр. В. В. Иванова]. - М.: Академический Проект, 2008. - 554, [1] с.

  2. Словарь по межкультурной коммуникации [Текст]: понятия и персоналии / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, З. И. Кирнозе, Г. П. Рябов. - М.: Флинта [и др.], 2010. - 134, [1] с.

  3. Сыров, Василий Николаевич. Массовая культура : мифы и реальность [Текст] / В. Н. Сыров. - М.: Водолей, 2010. - 326 с.

  4. Чебанюк, Татьяна Алексеевна. Методы изучения культуры [Текст]: учебное пособие для вузов / Т. А. Чебанюк ; ГОУ ВПО Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет. - СПб: Наука, 2010. - 349, [1] с.

  5. Черных, Алла. Мир современных медиа [Текст] / А. Черных. - М.: Территория будущего, 2007. - 308, [1] с.


6.2. Рекомендуемая дополнительная литература по дисциплине

  1. Информационная эпоха : вызовы человеку [Текст]: [коллективная монография] / Институт философии РАН [и др.] ; [под ред. И. Ю. Алексеевой, А. Ю. Сидорова]. - М.: РОССПЭН, 2010. - 335 с.

  2. Истина в науках и философии [Текст] / Институт философии РАН ; под ред. И. Т. Касавина, Е. Н. Князевой, В. А. Лекторского. - М.:Альфа-М, 2010. - 492 с.

  3. Коробко, Дмитрий Павлович. Самоорганизация. Культура. Религия [Текст] / Д. П. Коробко.-Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 2008. - 6, [1] с.

  4. Мамардашвили, Мераб Константинович. Опыт физической метафизики [Текст] = Essay on physical metaphysics: вильнюсские лекции по социальной философии / Мераб Мамардашвили. - М.: Прогресс-Традиция [и др.], 2009. - 303 с.

  5. Микешина, Людмила Александровна. Диалог когнитивных практик [Текст]: из истории эпистемологии и философии науки : [монография] / Л. А. Микешина ; науч. ред. И. И. Ремезова. - М.: РОССПЭН, 2010. - 574, [1] с.

  6. Момджян, Карен Хачикович. Введение в социальную философию [Текст] : [учебное пособие] / К. Х. Момджян. - М.: Высшая школа [и др.], 1997. - 447 с.

  7. Ромм, Татьяна Александровна. Социальное воспитание : эволюция теоретических образов [Текст]: [монография] / Т. А. Ромм ; МОиН РФ [и др.]. - Новосибирск: Наука, 2007. - 377, [2] с.

  8. Социальная философия: Словарь / Под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова.-М.: Академический Проект, 2003. - 556, [1] с.

  9. Тихонова, Наталья Евгеньевна. Средний класс : теория и реальность [Текст]: [монография] / Н. Е. Тихонова, С. В. Марева ; Институт социологии РАН. - М.: Альфа-М, 2009. - 319 с.

  10. Чичилимов, Владимир Валентинович. Живой капитал России [Текст] / Владимир Чичилимов. - М.: Логос,2011. - 430, [1] с.

  11. Шабанов, Лев Викторович. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур : социальный протест или вынужденная маргинальность? [Текст] : [монография] / Л. В. Шабанов ; МОиН, ТГУ. - Томск: издательство ТГУ, 2009. - 394 с.

  12. Шарков, Феликс Изосимович. Теория коммуникации [Текст]:базовый курс : учебник для вузов / Ф. И. Шарков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РИП-холдинг, 2006. - 240 с.

  13. Юревич, Андрей Владиславович. Методология и социология психологии [Текст] / А. В. Юревич ; РАН, Институт психологии. - М.: Издательство Института психологии РАН, 2010. - 270, [1] с.


6.3. Дополнительные средства обеспечения освоения дисциплины

Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Библиотека портала –http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU –



http://elibrary.ru/defaultx.asp

Гуманитарная электронная библиотека –



http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html

Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/

Библиотека Гумер – http://www.gumer.info/

Служба Twirps.com – http://www.twirpx.com/about/

Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/

Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для обеспечения освоения данной учебной дисциплины необходимы аудитории, оборудованные мультимедийным оборудованием.

№п/п

Наименование раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)

Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов



Философская антропология как область философского знания

OpenOffice.org pro 3.3.0 Infra

Компьютер, проектор, экран



Развитие философско-антропологических знаний в истории философии

OpenOffice.org pro 3.3.0 Infra

Компьютер, проектор, экран



Человек как особый род сущего

OpenOffice.org pro 3.3.0 Infra

Компьютер, проектор, экран



Человек и социум

OpenOffice.org pro 3.3.0 Infra

Компьютер, проектор, экран



Человек наедине с собой

OpenOffice.org pro 3.3.0 Infra

Компьютер, проектор, экран



7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


7.1. Методические рекомендации преподавателю

При изучении теоретических аспектов программного материала может быть использован метод проблемного изложения и проблемного изложения с элементами объяснения.

Рекомендуется широкое использование самостоятельной работы, которое позволяет решить следующие задачи:


  1. Более глубоко осмыслить изучаемый материал и закрепить теоретические знания, полученные на аудиторных занятиях.

  2. Подготовить основу для проведения последующего занятия (выступление с самостоятельно подготовленным докладом).

  3. Освоить навыки самостоятельного научного исследования.


7.2. Методические указания студентам:

Основные требования к написанию рефератов:

Для написания реферата нужно выбрать понравившуюся тему, собрать материал, раскрывающий её содержание и оформить его в соответствии со следующими требованиями:

- объем 20-25 страниц печатного текста

- наличие титульного листа по установленной форме (название образовательного учреждения, дисциплина, по которой выполнен реферат, название темы реферата, полные данные – ФИО, кафедра)

Структура реферата:

- оглавление – это расширенный план работы с указанием страниц в тексте;

- введение – в нем прописывается актуальность выбранной темы и ожидаемые результаты работы;

- основная часть – в виде конкретно сформулированных вопросов, через которые раскрывается выбранная тема;

- заключение – это основные выводы, полученные по каждой части работы, перспективы исследования данной темы;

- список использованной литературы, который должен иметь единообразную форму, например:



  1. Сорокин, П. А. Заметки социолога: Социологическая публицистика/П. А. Сорокин; Отв. ред. А. О. Бороноев. - СПб.: Алетейя, 2000. - 315 с.

  2. Тойнби, А. Дж. Постижение истории = A study of history: Избранное / А. Дж. Тойнби; Пер. с англ. Е. Д. Жаркова; Под ред. В. И. Уколовой, Д. Э. Харитоновича. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 637 с.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

8.1. Перечень примерных заданий для реферативных работ.

  1. Представление о культуре в античности, средневековье, возрождении.

  2. Становление теории культуры в европейской философии Нового времени.

  3. Гете и романтики.

  4. Проблема культуры в философии Маркса.

  5. Проблема культуры в «Философии жизни».

  6. Философия культуры во Франции XIX века.

  7. Англо-американская философия культуры XIX века.

  8. Эволюционная теория культуры.

  9. Философия культуры в России.

  10. Трагедия культуры в философии жизни Г. Зиммеля и О. Шпенглера.

  11. Метод “идеальных типов” в философии культуры М. Вебера.

  12. Проблема культуры в философии экзистенциализма.

  13. Философия культуры Х.-Г. Гадамера.

  14. Философия культуры в Испании и Италии XX века.

  15. Философия и теория культуры в Польше XIX-XX веков.

  16. Образы человека в философии.

  17. Антропологические основания философии.

  18. Философская антропологии в системе наук о человеке.

  19. Человек как проблема практической философии.

  20. Язык, общение, коммуникация.

  21. Государство, право и справедливость.

  22. Человек, культура, цивилизация.

  23. Духовный опыт человека.

  24. Жизнь и смерть в духовном опыте человечества


8.2. Перечень вопросов к зачету

  1. Философская антропология как область философского знания. Предмет философской антропологии, ее методологическая специфика

  2. Становление философской антропологии и ее место в системе философского знания..

  3. Основные направления современной философской антропологии: культурно-философская, философско-биологическая, структуралистская, психоаналитическая, сциентистская, философско-религиозная и др.

  4. Развитие философско-антропологических знаний в истории философии, их влияние на развитие наук о человеке.

  5. Образ человека в мифах и сказаниях древности.

  6. Образ человека в культурах Востока

  7. Человек в античной философии.

  8. Образ человека в философии Христианского Средневековья.

  9. Антропоцентризм и гуманизм Возрождения

  10. Человек разумный в теориях Нового времени

  11. Учение о человеке в эпоху Просвещения.

  12. Образ человека в культуре романтизма.

  13. Учение о человеке в немецкой классической философии и марксизме

  14. Отечественная антропология в XIX-XX вв.

  15. Отчуждение и стандартизация человека в индустриальном и информационном обществе.

  16. Философская антропология как область философского знания. Синтез философских, естественнонаучных и гуманитарных знаний о человеке в философской антропологии

  17. Психоаналитическая антропология.

  18. Феноменологическая антропология.

  19. Постмодернистская антропология.

  20. Учение о человеке в философии жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон).

  21. Образ человека в философии экзистенциализма

  22. Человек и социум. Проблема свободы человека и ее решение в различных философских проектах. Свобода, необходимость, ответственность.

  23. Право и справедливость. Демократические свободы и религиозные ценности.

  24. Человек наедине с собой. Основные феномены человеческого бытия. Феномен человеческой субъективности.

  25. Смысл человеческой жизни. Проблема самореализации: подлинное и неподлинное существование человека. Пути к подлинному существованию.

  26. Жизнь, смерть и бессмертие человека.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению

Педагогическое образование

050100.62


Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена
Д. филос. н., профессор кафедры

философии и социальных наук ________________________ Е.А. Жукова


Программа утверждена на заседании кафедры философии и социальных наук

протокол № __ от ____________ 20__ года.


Зав. кафедрой ______________ С.Б. Куликов.
Программа одобрена методической комиссией Института культуры

протокол № __ от ____________ 20__ года.


Председатель методической комиссии __________________ О.А. Батурина






База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница