Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Деловые коммуникации Направление подготовки



страница1/4
Дата30.04.2016
Размер0.69 Mb.
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Старооскольский филиал

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)

Деловые коммуникации


Направление подготовки

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Старый Оскол, 2014г.



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина "Деловые коммуникации" относится к базовой части "Профессионального цикла" дисциплин подготовки студентов по направлению 38.03.04 "Государственное и муниципальное управление".



1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Целью освоения дисциплины (модуля) является формирование у студентов устойчивой системы знаний, включающей освоение теоретических основ науки о деловых коммуникациях как неотъемлемой составляющей успешного руководства, подготовка студентов к практическому применению полученных профессиональных знаний.

Бакалавр по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление в результате освоения дисциплины «Деловые коммуникации» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

участие в организации внутренних коммуникаций;

участие в подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами государственного и муниципального управления;

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).

способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-8);

способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-19);

1.4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ

В результате освоения учебной дисциплины (модуля) обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:




  1. Знать:

Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОПК-1

З – 1

Основы поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности

ОПК - 4

З - 1

Как осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации

ОПК-6

З-1

Как решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

ПК-8

З-1

информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования

ПК - 19

З - 1

основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами

2) Уметь:



Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОПК-1

У – 1

Умеет осуществлять поиск, анализ нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности

ОПК - 4

У - 1

осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации

ОПК-6

У -1

решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

ПК-8

У -1

применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования

ПК - 19

У - 1

эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды

3) владеть



Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОПК-1

В– 1

навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);

ОПК - 4

В- 1

способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);

ОПК-6

В-1

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).

ПК-8

В-1

способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-8);

ПК - 19

В- 1

способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-19);

2. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость учебной дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, из них 30 % в интерактивной форме.



Вид учебной работы

Форма обучения

Очная

Семестр № VII

Всего часов по дисциплине: 144


Кол-во часов на вид учебной работы:

Аудиторные занятия (всего)

48

В том числе:

-

Лекции

16

Семинары

32

Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)

60

В том числе:




Курсовой проект (работа)

+

Подготовка индивидуальных сообщений к практическим занятиям

20

Поиск и конспектирование необходимой информации при подготовке к соответствующим темам практических занятий, в том числе заполнение таблиц по заданию преподавателя

20

Подготовка рефератов

20

Всего:

108

Промежуточная аттестация




Э-36



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

3.1. Содержание разделов учебной дисциплины (модуля)

п/п

Наименование раздела, темы учебной дисциплины (модуля)

Содержание раздела, темы учебной дисциплины (модуля)

в дидактических единицах



Тема 1. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности

Учебная дисциплина «Деловые коммуникации» и ее роль в подготовке бакалавров по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Понятие «общение» и «деловое общение».

Коммуникация, интеракция и перцепция в организации. Простая схема структуры коммуникации. Схема структуры целевой коммуникации.

Инструментальная и личная направленность делового общения. Многофункцио-нальный характер делового общения.

Деловое взаимодействие. Коммуникативные формы делового взаимодействия. Коммуникативный процесс.

Виды делового общения: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное (цели, условия организации коммуникации, коммуникативные формы, коммуникативные средства и технологии, ожидаемый результат).

Функции, содержание и стороны делового общения в организации. Манера общения и стиль деловых партнеров.

Понятие «коммуникативная компетентность делового человека».





Тема 2. Средства деловой коммуникации

Вербальные средства коммуникации. Речевые средства общения. Стили речи. Официально-деловой стиль (деловое письмо: структура текста и речевые конструкции; речевые шаблоны для делового взаимодействия). Научный стиль, публицистический стиль речи.

Вопросы в деловой коммуникации. Виды вопросов для деловых переговоров. Некорректные вопросы (уловки ухода от ответа). Прием Бумеранга.

Невербальные средства в деловой коммуникации. Кинесика и что она изучает. Средства невербальной коммуникации (дистанция между общающимися, телесный кон-такт, мимика, жесты, взгляд и т.п.). Поза и жестикуляция в деловом разговоре. Органи-зация пространственной среды в деловой коммуникации.




Тема 3. Деловой разговор, деловые совещания и деловые переговоры

Сущность и понятие «деловой разговор». Деловая беседа: десять факторов успеха. Деловая беседа по телефону: правила и особенности поведения. Индивидуальная беседа с подчиненным. Значение и классификация бесед с подчиненными.

Типы деловых совещаний. Правила поведения на совещании.

Два подхода к деловым переговорам (партнерский и конфронтационный). Основные цели деловых переговоров. Схема проведения переговоров: подготовка, собственно переговоры (конструктивные приемы) и завершение.




Тема 4. Публичная речь, пресс-конференция, презентация и самопрезентация

Публичная речь – основные требования. Классификация видов публичной речи: информационная речь, убеждающая речь, протокольная (рамочная) речь, торжественная речь и т.п. Как произвести положительное впечатление на делового партнера: Д.Карнеги, Р.Хофф. Правила публичного выступления от Д.Карнеги.

Ораторское мастерство: история и современность.

Необходимость пресс-конференции. Длительность и структура пресс-конференции. Понятие «пресс-релиз».

Алгоритм процесса презентации. Типы презентаций. Презентация по плану (формуле). Презентация с удовлетворением потребностей. Презентация с решением проблемы. Самопрезентация. Положительный имидж. Приемы установления контакта. Уве-ренность в себе. Требования к деловой одежде. Респектабельный тип делового партнера. Позитивный тип делового партнера. Оптимально настроенный тип делового партнера. Самоподача и самопрезентация.





Тема 5. Культура ведения полемики

Виды споров в деловой коммуникации. Благородные виды споров: дискуссия и диспут. Полемика и деловая полемика. Когда не нужно спорить.

Порядок ведения полемики. Особенности полемической убеждающей речи. Высту-пление оппонента и способы опровержения тезиса. Вопросы к выступающим.

Принципы и основные правила ведения полемики. Тактика ведения полемики. По-лемические приемы. Уловки в споре и правила защиты от них. Психологические уловки, логические уловки. Запрещенные приемы ведения полемики («приклеивание ярлыков», ложь, «техника зажимания рта», дискредитация и т.п.). Правила ответов на обвинения.

Технология сократовского спора.



6


Тема 6. Коммуникативные барьеры

Коммуникативные барьеры в организации: логический, стилистический, семантический, фонетический. Правила Г.Бройнинга для успешной вербальной коммуникации.

7.


Тема 7. Критика и комплименты в деловой коммуникации

Понятие критики. Критиканство, псевдокритика и позитивная критика.

Основные характеристики позитивной критики. Критикующий прием «Lege Artis»: основные этапы и их характеристика. Практические советы критикующему. Использование критики в деловой коммуникации. Психологические издержки критики. Восемь секретов «разумной» критики. Техника нейтрализации замечаний. Приемы снижения негативного воздействия замечаний. Позитивные установки на восприятие критики.

Комплимент как способ расположить к себе партнеров в деловой коммуникации. Психологический механизм приема «Приятные слова». Основные правила как сделать комплимент комплиментом. Правила построения комплиментов для делового взаимодействия. Если комплимент говорят Вам.


8.

Тема 8. Имидж делового человека

Понятие и сущность имиджа делового человека.

Техники формирования имиджа делового человека. Роль самопрезентации в формировании имиджа делового человека



3.2. Лабораторный практикум или практикум

N

п/п

Тема семинарского занятия

Содержание семинарского занятия

Вид самостоятельной работы

1.

Тема 1. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности

4 часа

1. Понятие «общение» и «деловое общение».

2. Структура коммуникации.

3. Деловое взаимодействие. Коммуникативные формы делового взаимодействия.

4. Коммуникативный процесс.

5. Виды делового общения

6. Функции, содержание и стороны делового общения в организации.




Подготовка индивидуальных сообщений к практическим занятиям

Поиск и конспектирование необходимой информации при подготовке к соответствующим темам практических занятий

Подготовка реферата на тему «Коммуникативные компетенции бакалавра по направлению подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление»


2.

Тема 2. Средства деловой коммуникации

4 часа

1. Вербальные средства коммуникации. 2. Речевые средства общения.

3. Невербальные средства в деловой коммуникации.

4. Средства невербальной коммуникации (дистанция между общающимися, телесный контакт, мимика, жесты, взгляд и т.п.).


Подготовка индивидуальных сообщений к практическим занятиям

Поиск и конспектирование необходимой информации при подготовке к соответствующим темам практических занятий

Подготовка реферата на тему «Организация пространственной среды в деловой коммуникации»


3.

Тема 3. Деловой разговор, деловые совещания и деловые переговоры

4 часа

1. Сущность и понятие «деловой разговор».

2. Деловая беседа: десять факторов успеха.

3. Индивидуальная беседа с подчиненным.

4. Типы деловых совещаний.

5. Деловые переговоры


Подготовка индивидуальных сообщений к практическим занятиям

Поиск и конспектирование необходимой информации при подготовке к соответствующим темам практических занятий

Подготовка реферата на тему «Деловая беседа по телефону: правила и особенности поведения»





Тема 4. Публичная речь, пресс-конференция, презентация и самопрезентация

4 часа

1. Публичная речь – основные требования.

2. Классификация видов публичной речи:

3. Пресс-конференция.

4. Понятие «пресс-релиз».

5. Алгоритм процесса презентации. 6. Типы презентаций.

6. Самопрезентация.

7. Положительный имидж.


Поиск и конспектирование необходимой информации при подготовке к соответствующим темам практических занятий

Подготовка реферата на тему «Правила публичного выступления от Д.Карнеги»; «Ораторское мастерство: история и современность»






Тема 5. Культура ведения полемики

4 часа

1. Виды споров в деловой коммуникации.

2. Порядок ведения полемики.

3. Особенности полемической убеждающей речи.

4. Принципы и основные правила ведения полемики.

5. Тактика ведения полемики.


Поиск и конспектирование необходимой информации при подготовке к соответствующим темам практических занятий

Подготовка реферата на тему «Технология сократовского спора»






Тема 6. Коммуникативные барьеры

4 часа

1. Коммуникативные барьеры в организации

2. Виды барьеров и пути их преодаления

3. Правила Г.Бройнинга для успешной вербальной коммуникации.


Поиск и конспектирование необходимой информации при подготовке к соответствующим темам практических занятий

Подготовка реферата на тему «Семантический барьер в коммуникации»



7.

Тема 7. Критика и комплименты в деловой коммуникации

4 часа

1. Понятие критики.

2. Основные характеристики позитивной критики.

3. Использование критики в деловой коммуникации.

4. Восемь секретов «разумной» критики.

5. Комплимент как способ расположить к себе партнеров в деловой коммуникации.

6. Основные правила как сделать комплимент комплиментом. Правила построения комплиментов для делового взаимодействия.



Поиск и конспектирование необходимой информации при подготовке к соответствующим темам практических занятий

Подготовка реферата на тему «Критикующий прием «Lege Artis»: основные этапы и их характеристика»






Тема 8. Имидж делового человека

4 часа

  1. Понятие и сущность имиджа делового человека

  2. Техники формирования имиджа делового человека

  3. Роль самопрезентации в формировании имиджа делового человека

Поиск и конспектирование необходимой информации при подготовке к соответствующим темам практических занятий

Подготовка реферата на тему «Национальные аспекты имиджа делового человека»


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница