Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) м 02 методология и методы научного исследования трудоемкость



Скачать 185.86 Kb.
Дата29.06.2016
Размер185.86 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
«Утверждаю»

Декан факультета

________________________________

«____»___________________2011 года


рабочая Программа учебной дисциплины (модуля)

М.1.02

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Трудоемкость (в зачетных единицах) 3

Направление подготовки: 050100.68 Педагогической образование


Магистерская программа: Актуальные проблемы всеобщей истории
Квалификация (степень) выпускника: Mагистр
1. Цели изучения дисциплины (модуля).

Цель дисциплины - дать магистрантам представление о методологии и методах, существующих в исторической науке и научных исследованиях в целом. Дисциплина соотносится с общими целями ООП, в том числе имеет междисциплинарный характер, связана с задачами воспитания толерантности.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина М.1.02 относится к общенаучному циклу, раздел «Базовая часть». Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с другой составляющей ООП учебной дисциплиной М.1.01 «Современные проблемы науки и образования».

Изучение данной дисциплины (модуля) необходимо как база для успешного освоения учебных дисциплин М.2.В.02 «Культура Запада в Новое и Новейшее время», М.2.В.03 «Междисциплинарный подход в современной методологии истории», М.2.В.06 «Магистерский семинар», М.2.В.08 «Культура Византии», М.2.В.09 «Восточная Европа: проблемы модернизации в Новое время» («Этнический фактор в истории Балкан XX-XXI вв.»), М.2.В.10 «Идеология и политика мультикультурализма» («Проблемы межэтнической (межкультурной) коммуникации»), М.2.В.11 «Социокультурное развитие Востока в Новое и Новейшее время» («Модернизация на Востоке: социокультурный аспект»).
3. Требования к уровню освоения программы.

Освоение дисциплины должно содействовать формированию следующих компетенций:



Общекультурные компетенции (ОК):

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

Профессиональные компетенции (ПК):

Общепрофессиональные (ОПК):

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

Специальные компетенции (СК):

способен анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);

готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);

В результате изучения курса студент должен:

знать:

основные методологические комплексы, существующие в современной исторической науке и гуманитарном знании в целом;



основные и дополнительные специфические исторические и общенаучные методы, подходы и исследовательские принципы.

уметь:


давать характеристику важнейших теорий и концепций истории, этнологии, культурологии, социологии и пр.;

применять знания по теоретической истории и методологии в научно-исследовательской деятельности.

владеть:

приемами критического и самостоятельного мышления, мировоззренческой и методологической рефлексии при анализе конкретных исторических проблем;



методами самостоятельной организации своей научной деятельности на основе предъявляемых требований и собственных образовательных потребностей, способностью нести ответственность за достигнутые результаты.
4. Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом) (час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)(час)

Всего

2 семестр

Общая трудоемкость курса

108

108

Аудиторные занятия

34

34

Лекции

17

17

Лабораторные работы

0

0

Практические занятия

17

17

Занятия в интерактивной форме

17

17

Самостоятельная работа

74

74

Курсовая работа

0

0

Реферат

0

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

74

74

Формы текущего контроля

Тесты

Тесты

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Зачет

Зачет


5. Содержание учебной дисциплины (модуля).

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)



Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы

Самостоятельная работа

Тема 1. Методология истории: история возникновения, основные направления

3







8

Тема 2. Цивилизационный подход в истории

2

4




8

Тема 3. Структурализм Лингвистический поворот.

2

-




8

Тема 4. Синегретика. Системные исследования в истории.

2

-




8

Тема 5. Современная история и психология.

2

-




8

Тема 6. Визуальный поворот в историографии

2

-




8

Тема 7. Методологические основы изучения международных отношений.

2

-




8

Тема 8. Методология этнологических исследований.

2

-




8

Тема 9. Методы источникового анализа и исторического исследования.

-

13




10

Итого:

17

17




74


5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля).

Тема 1. Цивилизационный подход в истории.

Происхождение понятия «цивилизация». Становление теории цивилизации в эпоху Просвещения (XVII-XVIII вв.). Связь с буржуазной теорией прогресса. Представления об универсальности путей развития человечества. Зарождение сомнений в бесконечности прогресса во второй половине XIX в. представлений об особых культурно-исторических типах — локальных цивилизациях — и их множественности. Осмысление разнонаправленности и дискретности исторического процесса. Осмысление опыта поражений начала ХХ в. «Великие теории цивилизации» О. Шпенглера, А. Тойнби, М. Вебера, К. Ясперса. Цивилизационный подход школы «Анналов». Переход от монистических концепций цивилизации к плюралистическим.



Тема 2. Структурализм. «Лингвистический поворот».

Структурализм как межнаучное и международное явление второй половины ХХ в. Попытка структуралистов выявить внутреннюю логику механизмов функционирования культуры. «Эпифеномены» как внешние проявления («манифестации») глубинных структур, доступные чувственному восприятию. Использование языка и некоторых методов его изучения как основы научности в гуманитарном знания. «Лингвистический поворот» к изучению языка и знаков различного рода. Основание семиотики как науки о знаках и знаковых системах. Семиотическая школа Р. Барта. Структурная антропология К. Леви-Стросса. Распространение М. Фуко теоретического структурализма на историю. Сближение категорий «знания» и «власти». «Образ общества» в социологии П. Бурдье: социальное конструирование агента и габитус. Исторический проект «Места памяти: новая концепция национальной идентичности.



Тема 3. Синегретика. Системные исследования в истории.

Синергетика как междисциплинарное научное направление. Теория самоорганизующихся динамических систем. «Универсальная теория эволюции» и моделирование механизмов возникновения новаций. Понятия бифуркции и фазового перехода. Структура как состояние, возникающее в результате влияния многофакторных сред, вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов. Направление эволюции от элементарного и примитивного к сложносоставному и более совершенному. Волновой характер образования новых структур. Синергетический подход в теоретической истории (Л.И. Бородкин и др.) История и синергетика: методология исследования.



Тема 4. Современная история и психология.

Исследования бессознательного: точка пересечения микро- и макроистории. Классический психоанализ. З.Фрейд. Специфика неофрейдизма. Психоанализ и психоистория. Концепция идентичности Э.Эриксона. Идентичность как субъективное ощущение и как объективное качество. Идентификация как механизм приспособления индивида к обществу. Бессознательность и длительность процесса формирование идентичности. Понятие кризиса идентичности, его социальные предпосылки и составляющие. Теория социального характера Э. Фромма. Понимание сущности и природы человека. Первичные и вторичные связи человека и общества. Свобода и бегство от нее. Концепция тоталитаризма. Поиски причин установления тоталитарных режимов ХХ в. в усилении психологического отчуждения личности. Исторические корни и психологические предпосылки возникновения тоталитарных режимов. Авторитарный характер как определяющая социально-психологическая тенденция развития западного общества.



Тема 5. Визуальный поворот в историографии.

Рост внимания современной историографии к визуальным источникам. Интерес «другой истории» к разного рода изображениям, памятники и пр. Даже беглый взгляд показывает, что исторические труды «нового поколения» Иллюстрации как неотъемлемая часть аргументации историка. Изменение сути работы с визуальными источниками. Влияния постмодернистской методологии и концепции дискурсивного. Процедуры «расшифровки» и дискурсивного анализа. Обращение к истории повседневной жизни простых людей, истории «снизу» как один из приоритетов современной историографии. Новый подход к коммуникативности. «История жестов». Распространение «визуального поворота» в новой культурной истории, новой политической истории, гендерной истории.



Тема 6. Методологические основы изучения международных отношений.

Теория международных отношений (ТМО): объект, предмет, функции, методология. Общие и частные теории международных отношений. Основные парадигмы международных исследований. Политический реализм: истоки, ключевые положения и категории анализа международных отношений и внешней политики государств. Главные положения политического неореализма. Политический идеализм и его ключевые направления анализа международных отношений. Основные положения неолиберализма (неоидеализма). Марксистская каноническая парадигма. Неомарксизм: теория зависимости (Р. Пребиш), теория структурного неравенства (Й. Галтунг), мир-системная теория (И. Валлерстайн). Постпозитивизм и изучение международных отношений: критика основных понятий ТМО; социальный и исторический контекст «объективных» международных отношений.



Тема 7. Методология этнологических исследований.

Этнология как научная дисциплина: предмет, объект, методология исследований. Основные подходы к изучению феноменов «этноса» и «этничности». Онтологический подход (социобиологическое и эволюционно-историческое направления). Этнические объединения как реально существующие группы с присущими им атрибутами; этничность как объективная данность, консервативная сила, сохраняющая модели ментальностей и поведения. Функциональный подход (конструктивизм, инструментализм и др.). Конструктивистское понимание этноса и этничности. Этнос как искусственное политизированное образование, воображаемая, сконструированная реальность; этничность как средство достижения коллективных целей, экономических и политических выгод. Социально-психологическая теория личности, общения, компенсаторных потребностей как основа инструменталистского понимания этничности. Этническая группа как общность, объединяемая интересами; этничность как средство удовлетворения потребностей индивида или группы, средство осуществления их интересов, целей. Нация как гражданско-политическая общность.



Тема 8. Методы источникового анализа и исторического исследования.

Подход, принцип, и метод научного исследования: общие понятия. Методы исторического исследования. Синхронный, диахронный (метод периодизации), хронологический и ретроспективный методы. Историко-генетический, историко-типологический, сравнительно-исторический и историко-системный методы. Метод актуализации. Биографический метод. Историографический метод. Основные принципы исторического исследования (историзма, объективности). Общенаучные методы и подходы. Междисциплинарные заимствования истории в области методов исследования из лингвистики, социологии, математики и др. Специфика методов работы с историческим материалом и историческим источником.


5.3. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Основная литература:

Грошева Г. В., Зайцева Т. И. Выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ по кафедре всеобщей истории ТГПУ: учебно-методическое пособие. Томск : Издательство ТГПУ, 2010. – 47 с.

Зайцева Т.И. Социально-исторические теории ХХ века. Учебное пособие. Ч. 1. Томск. 2008.

Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М.: РОССПЭН, 2001.

Смоленский Н.И. Теория и методология истории. Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2008.
6.2. Дополнительная литература:

Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996.

Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М. 2003.

Богатуров, А.Д. Понятие мировой политики в теоретическом дискурсе // Международные процессы. 2004. № 1.

Борисов А.А. Мультикультурализм: теории и практики // История. Культура. Общество: Междисциплинарные подходы: программы специализированных курсов и тексты лекций. В. 2 ч. Ч. II. М. 2003.

Боришполец, К.П. Методы политических исследований: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2005.

Бородкин Л.И. История, альтернативность и теория хаоса. // Одиссей. Человек в истории. 2000. М., 2000. С.21-26.

Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики. СПб., 2000.

Гайслер Х. Граждане, нация, республика – Европа и мультикультурное общество // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2002. № 5.

Глейзер Н. Мультиэтнические общества: Проблемы демографического, религиозного и культурного разнообразия // Этнографическое обозрение. 1998. № 6.

Громов И.А. Западная социология. М., 1997.

Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997. - 378 с.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. М.: Территория будущего, 2006.

Лебедева, М.М. Сравнительная политология, мировая политика, международные отношения: развитие предметных областей // Полис. 1999. № 4.

Методологические проблемы истории. Учебное пособие для студентов вузов. / под общ. ред. В. Н. Сидорцова. Минск: ТетраСистемс, 2006.

Методология истории. Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. А.Н. Алпеева. Минск: ТетраСистемс, 1996.

Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX века: Курс лекций. Вып. 1. Кризис историзма. Томск, 2001.

Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX века: Курс лекций. Вып. 2. Становление «новой исторической науки». Томск, 2003.

Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исследовательские подходы и интерпретации. М. 2003.

Ритцер Д. Современные социологические теории. М., 2002.

Розов Н.С. Философия и теория истории. Кн. 1: Пролегомены. М.: Логос, 2002.

Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

Современный западный социологический словарь. М., 1990.

Соколов А. Б. «Визуальный поворот» в современной историографии [Электронный ресурc] http://igh.ru/conf/tesis2/sokolov.html

Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003.

Тош Д. Стремление к истине: как овладеть мастерством историка. М.: Весь мир, 2000.

Хантингтон С. Кто мы?: Вызовы американской нации и идентичности. М. 2004.

Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учебное пособие. – М., 2004.

Цыганков, А.П. Социология международных отношений: Анализ российских и западных теорий: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2006.

Шкуратов В.А. Психика. Культура. История. (Введение в теоретико-методологические основы исторической психологии). Ростов-на-Дону. 1990.

Шмитт К. Культура имажо // Анналы на рубеже веков. Антология. 2002. С. 82-102.

Синергетика в современном мире: Материалы первой международной научной конференции.- Белгород: БГТАСМ, 2000.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Рабочая программа, составленная на кафедре всеобщей истории ТГПУ.

Учебная, учебно-методическая литература, библиотечные фонды.

При изучении дисциплины рекомендуется также обратиться к веб-ресурсам:

Библиотека Максима Мошкова: http://lib.ru/

Всемирная история: http://historic.ru/books/

Всемирная электронная библиотека: http://www.universalinternetlibrary.ru

Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru

Электронная библиотека Восточной литературы: http://eastlib.ru/

Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ): http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/

Хронос. Всемирная история в Интернете: http//www.hrono.ru

Электронная библиотека Восточной литературы: http://eastlib.ru/


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Перечень рекомендуемых интерактивных обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых при изучении дисциплины:




№п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)


Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения



Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1

Цивилизационный подход в истории

Компьютерная презентация «Портреты авторов “великих теорий цивилизации”»

ММУ, ноутбук

2

Визуальный поворот в современной историографии

Компьютерная презентация темы

ММУ, ноутбук


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

Данная дисциплина направлена на теоретико-практическую подготовку студентов-историков. Ее преподавание предполагает проведение ряда лекционных и практических занятий. Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы. В лекционном курсе отводится место как общетеоретическим проблемам исторического развития, так и выяснению специфических особенностей изучаемого периода в их конкретно-историческом измерении.

Семинарские занятия могут иметь разные формы (работа с исследовательской литературой, анализ исторических памятников эпохи, слушание докладов, коллоквиум и др.), выбираемые преподавателем в зависимости от интересов студентов и конкретной темы.

Самостоятельная работа студентов включает в себя элементы реферирования и конспектирования научно-исследовательской литературы, подготовки и написания научных текстов, отработку навыков устных публичных выступлений.

Содержание предлагаемой программы дисциплины, ее объем и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы.

Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выводимых на семинарах и письменной, путем выполнения студентами разных по форме и содержанию работ и заданий, связанных с практическим освоением содержания дисциплины. Студенты демонстрируют в ходе проверки умение анализировать значимость и выявлять специфику различных проблем и тем в рамках изучаемой дисциплины и ее компонентов (разных сфер жизнедеятельности общества рассматриваемого исторического периода), знание научной и учебно-методической литературы. Текущая проверка знаний и умений студентов также осуществляется через проведение ряда промежуточных тестирований.


    1. Итоговая аттестация по дисциплине предполагает устный зачет и экзамен, на которых проверяется усвоение теоретического и конкретно-исторического материала, усвоение базовых понятий дисциплины.


Широкое использование в учебном процессе имеют активные и интерактивные формы проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, рецензирования студентами работ друг друга, оппонирования студентами рефератов, проектов курсовых, дипломных, исследовательских работ, экспертных оценок группами студентов совместно с преподавателями, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, работы студенческих исследовательских групп) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
7.2. Методические рекомендации для студентов.

При подготовке к зачету студенту следует уделить особое внимание датам, именам, терминам и понятиям. При ответе на каждый вопрос необходимо привести конкретный материал из перечисленных аспектов от 2 до 4 минимум по каждому. Помимо фактических данных следует также показать понимание сущности различных методологических подходов к истории и исследовательских методов.

Семинарские занятия направлены на формирование у студентов навыков изучения той или иной проблемы на основе анализа статей и монографий ученых-историков. При рассмотрении выделенных в плане занятия вопросов следует опираться на анализ текстов тех или иных ученых, сопоставляя их подходы и позиции. Каждый вывод или положение нужно самостоятельно обосновывать цитатами из анализируемых сочинений. В конце занятия студентам следует сформулировать и обосновать собственное мнение по поводу обсуждаемой проблемы и прочтенного материала в целом.

Еще одним элементом самостоятельной работы студентов является написание эссе по отдельной теме дисциплины. При анализе используемых для этого научных сочинений студенту следует выяснить и привести краткие биографические сведения об их авторах, указать, к какой научной школе они принадлежит; описать основные рассматриваемые в монографиях или статьях сюжеты, выявить применяемые научные понятия и термины; проанализировать вделанные автором выводы.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

8.1. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к экзамену):

Цивилизационный подход в истории и его современные интерперетации.

Структурализм. «Лингвистический поворот» и историческая наука.

Синегретика. Системные исследования в истории.

Современная история и психология.

Визуальный поворот в современной историографии.

Методы и принципы исторического исследования.

Теория международных отношений (ТМО): объект, предмет, функции.

Классические направления в изучении МО: реализм, либерализм, марксизм.

Современные школы и направления в изучении МО (неореализм, неолиберализм, неомарксизм): общее и особенное в подходах.

Этнология как научная дисциплина: предмет, объект, методология исследований.

Онтологический подход к изучению феноменов «этноса» и «этничности».

Функционалистская парадигма в изучении форм и оснований предъявления этничности.
8.2. Темы контрольных работ и заданий.

Анализ текстов отечественных и зарубежных исследователей-методологов и философов истории для определения научной парадигмы/теоретической основы исследования.

Написание раздела «Методы исследования» в рамках тем диссертационных сочинений диссертантов.
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа Актуальные проблемы всеобщей истории.
Рабочую программу учебной дисциплины (модуля) составили:

К.и.н., доцент, зав. кафедрой всеобщей истории Зайцева Т.И.



К.и.н., доцент, зав. кафедрой всеобщей истории Грошева Т.И.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница